Nissan Leaf: чем опасна ускоренная зарядка CHAdeMO. Nissan Leaf: чем опасна ускоренная зарядка CHAdeMO Выводы: так есть ли жизнь с электрокаром

Как известно, тяговую батарею Leaf заряжают через специальный порт, размещенный на носу автомобиля и упрятанный за небольшим лючком с эмблемой Nissan. Ввиду такой конструктивной особенности с этой дверцей нередко возникают проблемы – так как привычного ДВС в Leaf нет, то из-за отсутствия тепла лючок нередко обмерзает и при необходимости открыть его не получается. Знающие люди советуют в холода во избежание неприятностей использовать средства от обмерзания «антилед».

В зависимости от года выпуска и модификации Nissan Leaf может быть оснащен разными разъемами для зарядки. Во всех «электричках» есть порт для стандартной и ускоренной зарядки, но не во всех автомобилях встречается сверхмощный порт CHAdeMO, с помощью которого тяговая батарея набирает 80% зарядки всего в районе 30 минут!

Зарядный порт, спрятанный за красной дверцей, – для стандартной зарядки, а более крупный с черной дверцей – для ускоренных зарядок CHAdeMO.

Быстрая зарядка – зло?……

Некоторые владельцы электромобилей и в частности, Nissan Leaf, считают, что ускоренные зарядки с помощью сверхмощного порта CHAdeMO сокращают срок службы батареи. Отметим, что в частности, производитель рекомендует выполнять не более одной подобной зарядки в день. А вот консультировавшие нас специалисты службы такси рассказали, что свои автомобили они, практически всегда заряжают именно через CHAdeMO и их батареи до сих пор находятся в полностью рабочем состоянии. Правда, при таком режиме эксплуатации важно соблюдать маленькие хитрости: при регулярном использовании сверхмощной зарядки, нужно обязательно раз в неделю подпитывать «акум» медленной зарядкой, при которой происходит его калибровка, а при использовании CHAdeMO – очень важно не допускать перегрева «акума».

Не менее важный узел для электромобиля – зарядное устройство. У Leaf оно встроенное и бывает разной мощности: в базовых версиях S оно на 3,6 кВт, а у более дорогой SV и топовой SL – на 6,6 кВт. Лучше, конечно, приобретать версии подороже – ведь при ускоренной зарядке со станций мощностью 10-20 кВт (размещены на некоторых АЗС и возле крупных супермаркетов) полностью зарядить 24-киловатную батарейку «электрички» можно за 3-4 часа, тогда как у базовых версий время подпитки будет практически вдвое больше. А вот время зарядки от бытовой электросети с напряжением 220В и силой тока 16А (максимум 3,5 кВт) у всех версий Leaf будет одинаковым и составит около 7-8 часов. Как правило, именно таким образом и происходят у владельцев ночные «кормежки» батареи. Кстати, обратите внимание – зимой время зарядки, особенно вне теплых гаражей увеличивается на 30-40%.

Как правило, зарубежом, да и в Украине сверхмощные зарядные станции CHAdeMO расположены в публичных местах: парковках торговых супермаркетов, развлекательных центров, в центральной части города и т.п.

Многие автомобилисты, которые примеряются к покупке Leaf, ошибочно думают, что его можно будет заряжать от обычной домашней или офисной розетки. Это неверно – поскольку даже при медленной зарядке «электричка» потребляет ток в 3,5 кВт и такое напряжение нередко приводит к перегреву штатных розеток и как следствие – оплавлению электроконтактов и проводки. Нередко при том портится еще и зарядный кабель автомобиля (напоминает увеличенный «шнурок» для зарядки ноутбука), а он стоит недешево – около $300.

Кстати, довольно часто подержанные Leaf приезжают в Украину без этого важного девайса и владельцам приходится его докупать. Для американских кабелей требуется еще и специальный переходник под евророзетки. Во избежание проблем специалисты советуют всем владельцам Leaf специально подготовить бытовую электросеть для беспроблемной его зарядки (выделить отдельную линию с мощной проводкой, розеткой и предохранителем).

Главные враги запаса хода

Напомним, что в движение электромотор приводит тяговая литий-ионная батарея, которая на большинстве Leaf развивает мощность в 24 кВт и при оптимальных условиях предоставляет запас хода в 135 км (EPA). Более дорогие версии (SV и SL), выпущенные с 2016 года получили более мощную батарею на 30 кВт, которая способна предоставить пробег в 172 км (EPA) или 250 км по европейскому циклу замера NEDC. Хотя версий у усиленным аккумулятором в Украине немного.

Говоря о том, какой пробег можно проехать на полностью заряженной батарее важно обязательно упомянуть, что же влияет на ее разряд. Самые главные враги – динамичная езда, а также – система отопления и кондиционирования салона. Мощные старты со светофоров и движение с утопленной в пол педалью «газа» активно съедают остаточный запас хода. То же касается использования «печки» и кондиционера. Нередко владельцам Leaf приходится мириться с тем, что для экономии заряда летом приходится обливаться потом, а зимой – мерзнуть.

Наличие двух дополнительных режимов езды позволяют эффективнее расходовать заряд тяговой батареи. В положении селектора КП «B» (Brake) рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее, чем в штатном D (Drive). Режим ЕСО, который включается кнопкой на рулевом колесе, препятствует динамичной езде.

Впрочем, есть техническая возможность не только беречь заряд батареи, но и даже пополнять ее. Так, Leaf предлагает несколько режимов езды. Обычный режим трансмиссии – положение шайбы селектора D (Drive), второй – экономичный положение B (Brake), при котором рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее – автомобиль начинает активно замедляться сразу после того, как водитель убрал ногу с педали «газа». Этот режим позволяет пополнять заряд батареи, накапливая энергию на спусках и при замедлении перед светофорами. Есть и еще один режим ЕСО, который активизируется с помощью кнопки на руле. Он препятствует активному использованию «электрички», снижая интенсивность разгона при нажатии педали акселератора и позволяя прибавить примерно 5% к запасу хода.

Резюме

Активный опыт эксплуатации Nissan Leaf в качестве такси показал – этот электромобиль оказался вполне надежным и неприхотливым. У специалистов нет серьезных замечаний к его автомобильным качествам и к надежности электрической начинки. Частым владельцам этой модели не стоит также бояться ускоренных зарядок с помощью сверхмощного порта CHAdeMO – при соблюдении несложных правил такой режим не приносит особого вреда тяговой батареи. Хотя, перед приобретением Nissan Leaf его владельцу нужно лучше всего обустроить домашнее место для зарядки, где он сможет без проблем, в спокойном режиме и без риска перегрева батареи каждую ночь восполнять ее заряд.

Итоги «АЦ»

При соблюдении определенных правил зарядок через сверхмощный порт CHAdeMO можно не бояться. Наличие специальных режимов езды позволяют экономить заряд батареи.

– Базовые версии S оснащены слабеньким встроенным зарядным устройством на 3,6 кВт, ввиду чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени, чем у более дорогих модификаций. Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи и требует специальной подготовки. Быстрая езда, использование кондиционера и «печки» существенно влияют на разряд батареи. Подержанные авто часто приезжают в Украину без зарядных кабелей, а они стоят дорого. Американские «шнуры» требуют дополнительной покупки переходников под евророзетки.

Слабые места Nissan Leaf

Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи – приводит к перегреву проводки, предохранителей, розетки и переходников зарядных кабелей.

Встроенное зарядное устройство базовых версий слабое из-за чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени и соответственно такие авто обходятся в эксплуатации дороже.

Работа «печки», кондиционера и быстрая езда сильно разряжают батарею.

Редакция благодарит компанию «Окси-Такси» за помощь в подготовке материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

стоимость 1 кВч электроэнергии * 20

С двух-зонным счетчиком заряжая батарею ночью возможно ещё больше сэкономить.

Американское зарядное устройство

В случае если Nissan Leaf из США, то зарядное устройство скорее всего будет предназначено только для подключения к «американской сети», и для того, чтобы подключится к обычной розетке, данное устройство нужно немного модифицировать.

Модификация заключается в замене вилки, но необходимо сохранить датчик температуры, который находится внутри и контролирует температуру электропроводки.

Переделать «американское» зарядное устройство поможет сэкономить, но если работа проведена неправильно и исключен процесс контроля заземления — появляется большой риск угрозы жизни пользователя и дорогостоящей ремонт высоковольтной части Ниссан Лиф.

Зарядная станция ускоренного типа

Второй способ зарядки — зарядная станция ускоренного типа. Для того, что бы с её помощью заряжаться, нужно для начала станцию установить у себя дома, стоимость бюджета на такую станцию европейского производства составляет ~ 1000 Евро. Или же воспользоваться такой станцией в общественном месте.

Такие станции возможно найти с помощью сервиса PlugShare. На данном сервисе размещена карта зарядных станций, но их большая часть является платной.

Воспользоваться такой станцией возможно после приобретения абонемента, для этого нужно зарегистрироваться у собственника зарядной станции и получить доступ.

Для того чтобы подключится к такой станции, достаточно вставить разъем зарядного устройства в соответствующий порт, после чего связаться с оператором компании/владельцем зарядной станции и получаем питание.

В зависимости от того, каким модулем энергосбережения оборудован Nissan Leaf, время зарядки, а так же стоимость на платных станциях может отличаться.

Зарядка батареи на 100 км пробега в Ниссан Лиф с модулем который может обеспечить максимальное потребление батареи до 6,6 кВт займет около 3 часов, и так как на таких станциях возможна поминутная оплата — конечная стоимость одного полного заряда выйдет довольно дорогой.

Не сложно догадаться, что если автомобиль оборудован модулем, максимальная мощность которого ограничена на 3,3 кВт — потребуется больше времени, соответственно и два раза больше денежных средств.

Благодаря сервису PlugShare возможно найти и бесплатные станции. Они в основном расположены на территории заправочных станций, но для их использования Вам потребуется специальный кабель, которого скорее всего на заправочной станции — не окажется, поэтому лучшим решением будет покупка кабеля, стоимость которого составляет около 200 Евро.

Так же как и в случае со штатной зарядкой, в случае с кабелем — нужно сначала подключить одну его часть к блоку станции, после чего подключится к порту штатного заряда автомобиля.

Быстрая зарядка «SuperCharge»

Третий способ — с помощью быстрой зарядной станции SuperCharge. Данная станция имеет более массивный внешний вид, силовой кабель большего сечения и другой разъем для подключения к порту зарядки.

Портом быстрой зарядки комплектовались не все Nissan Leaf (ZE0) первого поколения

В зависимости от того, сколько автомобиль потребляет энергии, время зарядки может варьироваться по-разному.

Если заряд батареи производится от зарядной станции с высокой мощностью — рекомендуется контролировать температуру высоковольтной батареи на панели приборов, так как ее перегрев может привести к преждевременному выходу из строя.

Как НЕ заряжать автомобиль

Ниже приведены способы заряда батареи автомобиля, к которым лучше вовсе не прибегать или делать это как можно реже:

  • не заряжаться зарядными станциями и устройствами «кустарного» производства — последствия непредсказуемы как для владельца, так и его автомобиля;
  • постоянно пользоваться платными станциями, так как смысл содержания экономичного электрического автомобиля — исчезает;
  • заряжать батарею с помощью буксировки — данный режим не предусмотрен длительную зарядку автомобиля и это вполне может привести к выходу из строя высоковольтной части;

    Число владельцев электромобиля Nissan Leaf растет из года в год, поэтому очень важно знать особенности работы этого революционного транспорта. Если вы собрались купить электрокар или уже это сделали, тогда вам стоит ознакомиться с тем где, как и когда нужно заряжать свой электротранспорт.

    Итак, первостепенная вещь, которую вы должны понять - это существование трех типов зарядки Nissan Leaf.

    Уровень № 1 (140 вольт)

    Зарядка Nissan Leaf первого уровня подойдет для тех электромобилей, которые имеют небольшие системы батарей, так как это самый слабый уровень зарядки. В принципе, для осуществления полной подзарядки авто в этом случае хватит нескольких часов, вы также можете оставить свой транспорт заряжаться на всю ночь.

    Уровень № 2 (240 вольт)

    Этот метод гораздо эффективнее первого и не приведет к лишним хлопотам, поскольку большая часть бытовой техники работает от сети в 240 вольт. В этом случае зарядка Nissan Leaf, соответственно, будет осуществляться в два раза быстрее и не потребует покупки дополнительного переходника - стандартного разъема вполне достаточно.

    Быстрая зарядка DC

    В данном случае используется постоянный ток, название «DC» означает Direct Current, что переводится как постоянный ток. Использование постоянного тока подразумевает, что вы не сможете зарядить авто в бытовых условиях, где действует только переменный ток. В этой ситуации зарядка Nissan Leaf осуществляется при помощи специальных зарядных станций, которыми должны быть оборудованы современные трассы.

    Следует сказать, что подзарядка при помощи станций постоянного тока возможна только с использованием специальных переходников.

    Все зарядные шнуры, которые поставляются вместе с электрокарами, имеют на одном конце штекер с тремя зубцами, это коннектор для машины. Во время присоединения зарядного устройства идет автоматическая проверка всей цепи на правильную заземленность и достаточную силу тока для подачи питания. Чтобы было удобнее устройство имеет разнообразные лампочки-индикаторы, сигнализирующие о том или ином действии.

    Заряжать Nissan Leaf удобнее всего дома, что и делают большинство владельцев уникального электрокара. Благодаря современной динамике прогресса можно легко установить домашнюю систему зарядки, которая не потребует больших денежных затрат. Разумнее всего устанавливать такую систему в собственном гараже, в крайнем случае на подъезде к гаражу или на стоянке.

    За последнее время зарядка Nissan Leaf сильно усовершенствовалась. Более того, сам электромобиль Nissan Leaf может похвастаться большим пробегом. Это поистине уникальное транспортное средство, которое вскоре сможет использовать беспроводную систему зарядки, которую наверняка оценят многие обладатели автомобиля.

    Своими впечатлениями об использовании электромобиля Nissan Leaf поделился Евгений Муджири на страницах издания Autogeek.com.ua .

    С какими трудностями сталкиваются владельцы электромобилей? Какие минусы в ежедневном использовании электрического автомобиля? Ради каких «фишек» в электрокаре можно отказаться от использования обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания?

    На все эти вопросы я попытался ответить, в первую очередь – для себя. И потому с удовольствием принял предложение Александра Кравцова, директора компании ElectroCars поменяться машинами на несколько дней в формате «ключ на ключ».

    У меня за спиной – годы опыта за рулем (с 2000 года) и десятки проведенных редакционных тест-драйвов (с 2008 года). Страх сесть за руль чужого автомобиля отсутствует как понятие.

    Я так думал до минувшего вторника. Было очень стремно. Во-первых, мой Honda Jazz после заправки «до полного» редко показывает цифру запаса хода меньше 600 км. Тут же мне выдают автомобиль, который в лучшем случае будет готов катать меня 150 км, а потом – «ищи розетку».

    Во-вторых, мне предстояло пережить два «челленджа»: доехать домой за город и поставить там электромобиль на ночную заправку. Но, как и предупреждали меня в автосалоне ElectroCars, все эти страхи проходят после первой ночной зарядки – когда понимаешь, что и батарею зарядил, и доехать на работу и обратно хватит.

    Поездил я на электромобиле Nissan LEAF четыре дня и готов рассказать вам о своих впечатлениях. Начну, пожалуй, с 5 вещей, которые не понравились.

    1. Ограниченный 150 километрами запас хода. Пусть в среднем, я больше в режиме «с работы на работу» в день и не проезжаю, но бывает, что приходится покататься по городу. И тогда этого хватает впритык. Когда у меня остается четверть бака бензина, у меня уже начинает дергаться глаз – стараюсь заехать и залить до полного. А тут та же четверть – это «полный». Мне мало.
    2. Из-за этого ограничения в запасе хода приходится тщательно планировать свой маршрут. Желательно, чтобы он пролегал мимо какой-нибудь электрозаправки, где можно было бы подзарядиться, потратив время на небольшой кофе-брейк. Но тут, наверное, дело привычки.
    3. Отсутствие люка в крыше. Из-за этого страдает обзорность. Подъезжая аккурат под линию «стоп» на светофоре, сам светофор уже не видно. И это, пожалуй, «болячка» многих Nissan’ов.
    4. Нечетные частоты в радиоприемнике. Говорят, перепрошивка может стоить $100-150. Но изначально американский формат настройки не предполагает выбор частоты радиостанции «Голос столицы» FM 106,0, где я по понедельникам утром веду передачу «Автосервис». Можно выбрать или 105,9, или 106,1:(Как шутят сами электромобилисты-киевляне, именно поэтому им приходится слушать KISS FM – электронная музыка для электрического автомобиля (FM 106,5) :)
    5. Отсутствие круиз-контроля. Да, я понимаю, что у меня была не самая крутая комплектация, а обычная S-ка. Но, блин, неужели так сложно в электромобиль добавить две кнопки на руль? И такой мелочи как импульсные указатели поворотов (когда при легком коротком нажатии на рычаг указатель поворотов мигает три раза) тоже очень не хватало. Это ж все-таки Nissan, а не Renault какой-то. Oh, wait…

    А теперь о том, что понравилось, и чего мне будет не хватать в моем «Джазике».

    1. Бесшумность и отсутствие каких-либо вибраций. Ты включаешь кнопку, как в ноутбуке, и едешь – все! Разве что по привычке ждешь, когда пешеходы отойдут с проезжей части на обочину, когда ты к ним приближаешься сзади.
    2. Крутящий момент с нуля. Спасибо за воспоминания из молодости, когда приходилось поездить на троллейбусе. Да-да, на «восемнадцатом». Динамика потрясающая, но Porsche Cayenne не рвет:) По крайней мере, я не пробовал.
    3. Отсутствие необходимости заезжать на заправку. Зарядка происходит ночью дома. Проезжая мимо всех этих придорожных комплексов с зарытыми под землю цистернами с топливом, на лице невольно появляется ухмылка.
    4. Климат-контроль (кондиционер) тянет не так много электричества, как мне казалось раньше. Запас хода уменьшается не в разы, а на 10, максимум – 15 км.
    5. По сравнению с «Джазом», LEAF мягче и комфортнее в езде. Он очень прикольно управляется, благодаря низкому центру тяжести (батарея под дном).

    Вывод: – это очень круто в качестве второго автомобиля и при условии, что у вас есть, где его заряжать по ночам. Лучше, если это будет частный дом. Честно, были мысли продать Jazz (2011 года) и купить Leaf (2013 года). Тем более, что доплатить пришлось бы совсем немного. Но тогда пришлось бы отказаться от дальних поездок. А я пока не готов:)

    Вот так, спустя ровно два года, как я впервые сел за руль электромобиля (спасибо, Константин Евтушенко), я уяснил для себя все плюсы и минусы этого транспорта в повседневном использовании.

    P.S. О том, как однажды я подвез пассажиров на Nissan LEAF, я написал у себя в

    ВВЕДЕНИЕ

    Премьера первого массового легкового электромобиля Nissan LEAF состоялась на международном токийском автосалоне в 2009 году. Название LEAF - это не только «листик» (в переводе с английского), но и аббревиатура «Leading, Environmentally friendly, Affordable, Family», что означает «выдающийся, экологически чистый, доступный, семейный». Главной особенностью данной машины является то, что вредные выбросы в атмосферу не только сокращены - их попросту не существует. Сборка Nissan LEAF осуществляется в Японии (г. Оппама), в США (г. Смирна, штат Теннеси), в Великобритании (г. Сандерленд). С сентября 2014 года модель производится и продается в Китае совместным предприятием Dongfeng-Nissan под названием Venucia е30.

    Nissan LEAF построен на платформе Nissan V, знакомой по малолитражной Micra и кроссоверу Juke. Внешне модель не похожа на традиционные «зеленые» легковушки, как, например, Honda Insight или Toyota Prius с их характерной покатой крышей и обрубленной «кормой» (аэродинамичный Kamm-профиль). LEAF - это переднеприводный хэтчбек С-класса, габариты которого составляют 4445 мм в длину, 1770 мм в ширину и 1550 мм в высоту. Примечательно, что нижнее расположение самого тяжелого элемента автомобиля - аккумуляторной батареи - обеспечивает лучшую в этом классе устойчивость относительно высокой машины. Кроме того, батарея также обеспечивает более высокую жесткость конструкции кузова по сравнению с традиционными пятидверными хэтчбеками.
    Плавные линии экстерьера с сильным наклоном капота и полным отсутствием выступающих элементов обеспечивают отличные аэродинамические характеристики (коэффициент аэродинамического сопротивления Сх составляет всего 0,28).

    Благодаря достаточно длинной колесной базе (2700 мм) салон Nissan LEAF довольно просторен - в нем достаточно пространства для пяти человек и багажа. Интерьер модели оформлен в стиле hi-tech. В центре передней панели располагаются кнопки управления аудиосистемой и климатической установкой, а также сенсорный дисплей фирменной навигационно-информационной системы EV-IT, которая, помимо всего прочего, в любой момент оповестит водителя о запасе электроэнергии в аккумуляторных батареях.

    Главным отличием от традиционных автомобилей в салоне является комбинация приборов. Она не перегружена (чем обычно грешат автомобили с различными альтернативными силовыми агрегатами), благодаря чему очень легко читаема, но в то же время информативна. Сверху - индикатор расхода электроэнергии или ее рекуперации, а под ним - индикатор готовности автомобиля к движению. Справа - остаточный запас хода. Слева - указатель температуры литий-ионной аккумуляторной батареи. На центральный дисплей выводится различная информация бортового компьютера. В верхнем секторе отображаются часы, скорость движения автомобиля, а также оригинальный ЭКО-метр, смысл которого заключается в том, чтобы демонстрировать водителю преимущества электромобиля перед обычными машинами с ДВС в виде елочек, которые вырастают всякий раз, когда электромобилю удается сэкономить энергию рекуперативным торможением.

    Багажный отсек не отличается грандиозными размерами. Его объем составляет всего лишь 370 л. Впрочем, такое значение не намного отличается от объемов багажников обычных «малолитражек».

    На первый взгляд, подкапотное пространство Nissan LEAF ничем не отличается от обычных легковых автомобилей: та же декоративная крышка двигателя, бачки тормозной системы, омывателя и системы охлаждения и даже традиционный 12-вольтный автомобильный аккумулятор, необходимый для бортовой сети машины. Однако такое впечатление весьма обманчиво. Силовым агрегатом данного автомобиля является синхронный электромотор мощностью 80 кВт (максимальный крутящий момент - 280 Н м), который объединен в один узел с инвертером и конвертером DC-DC. Коробка передач отсутствует, если не считать таковой одноступенчатого редуктора, преобразующего высокие обороты электромотора в повышенное тяговое усилие. Разгон электромобиля от 0 до 100 км/ч занимает 11,7 с.

    Запас электроэнергии заключается в литий-ионных ламинатных аккумуляторных батареях, набранных из 48 модулей общим весом 175 кг. Каждый модуль представляет собой прямоугольную пластину размером примерно 25–30 см при толщине 12,5 мм. Благодаря этому модули удобно размещать под полом автомобильного шасси.
    Для зарядки тяговых аккумуляторов в передней части электромобиля предусмотрен специальный лючок, под которым размещены два гнезда: первое - для подключения к постоянному току напряжением до 500 В (так называемая быстрая зарядка от специальных зарядных станций), второе - для зарядки от бытовой сети. Для полной зарядки тяговых аккумуляторов от розетки 220 В потребуется семь-восемь часов, то есть осуществить зарядку можно за время ночной стоянки автомобиля. Хватает же этого заряда примерно на 160 км пробега.

    В остальном конструкция Nissan LEAF вполне традиционна: подвеска со стойками McPherson впереди и сопряженными продольными рычагами сзади, реечный рулевой механизм с электроусилителем, дисковые тормоза всех колес.
    Nissan LEAF предлагается в трех уровнях комплектации: «S», «X» и «G». В базовое оснащение входят стальные 16-дюймовые колесные диски, электропривод наружных зеркал, спойлер со стоп-сигналом, светодиодные габаритные огни, противотуманные фары, электронные системы активной безопасности ABS с EBD и Nissan Brake Assist, ESP, Hill Start Assist (система помощи при старте на склоне), восемь подушек безопасности, климат-контроль, электростеклоподъемники всех дверей, регулируемая по высоте рулевая колонка, система бесключевого доступа с кнопкой Start-Stop для активации силовой установки, аудиосистема с четырьмя динамиками (радио, CD, MP3, AUX, Bluetooth).
    В более дорогих исполнениях предлагаются «продвинутые» мультимедийные системы с акустикой Bose с семью динамиками, круиз-контроль, камера заднего вида, датчик дождя, электропривод складывания наружных зеркал, спойлер с солнечными батареями, система камер кругового обзора, подогрев зеркал, передних кресел и обода рулевого колеса, а также кожаная обшивка сидений и даже плазменный генератор, убивающий микробов и устраняющий запахи в салоне.

    И, конечно же, безопасность автомобиля на самом высоком уровне. По результатам серии краш-тестов, проведенных независимой организацией EURONCAP, автомобилю присвоен высший рейтинг безопасности - пять звезд.
    Nissan LEAF неоднократно удостаивался различных наград. В его «арсенале» звания «Европейский автомобиль 2011 года» («European Car of the Year»), «Лучший «зеленый» автомобиль США» («Green Car Vision Award»), а также «Всемирный автомобиль 2011 года» («World Car of the Year»).
    В 2012 году модель претерпела некоторые конструктивные изменения. Так, конструкторы перенесли зарядное устройство для аккумуляторов в переднюю часть автомобиля, уменьшили массу силового агрегата и реализовали ряд мер по повышению энергоэффективности, благодаря чему запас хода увеличился со 160 до 200 км.
    Конечно, Nissan LEAF не подходит для дальних путешествий. Его стихия - городской трафик с невысоким средним темпом. Благодаря доступной цене, экологичности и экономичности эту модель можно смело назвать лучшим транспортным средством для мегаполисов.
    В данном руководстве приводятся указания по эксплуатации и ремонту всех модификаций Nissan LEAF, выпускаемых с 2010 года.