Отзыв экспертов, проводивших тест.

Покупая шины для своего автомобиля человек сталкивается с проблемой выбора. Огромный ассортимент, присутствующий в магазинах, сбивает с толку.

Необходимо учитывать размер колеса, условия эксплуатации, сезонность и множество других вариантов. Хорошим выбором для езды в холодное время года станет комплект зимней резины toyo observe gsi 5. Они обладают хорошими характеристиками, популярны у населения и имеют продолжительный срок эксплуатации.

О конструкции модели

Toyo Observe GSi 5 – это зимняя резина без шипов. Для непосвященных это может вызвать удивление, но на рынке присутствует огромное количество моделей нешипованных шин для зимы. Устойчивое положение на заснеженной дороге удается получить благодаря технологии ламелирования. Разработчики подошли с большим энтузиазмом к созданию данной модели. Теперь рисунок протектора слегка изменил направление. Он включает в себя 2 вида ламелей (небольшие разрезы на поверхности покрышки в каждом из блоков):

  • spider;
  • swing.

Благодаря этому удалось добиться более высоких показателей продольного и поперечного сцепления автомобиля с поверхностью.

Дополнительные ламели типа First Edge обладают меньшей глубиной, но у них свое предназначение. В конструкцию покрышки они добавлены для того, чтобы создать дополнительное тяговое усилие. С этой же целью в шинах Toyo Observe GSi 5 применяется технология «Snow Claw». Она улучшает тяговое усилие при езде по сугробам и повышает сцепление на льду и мокром асфальте.

Протектор имеет блоки стреловидной формы. Такой тип рисунка также оказывает дополнительное влияние на устойчивость машины. Особенно это будет полезно при езде по ледяной колее, где малейшее движение в сторону может привести к заносу.

Состав резины

Добавление кремнийорганической кислоты (силики) в состав зимних шин позволяет им не затвердевать при отрицательных температурах.

Для повышения управляемости на дороге, разработчики добавили в состав резины бамбуковый порошок. Это позволило увеличить скорость впитывания воды между колесом и дорогой. Таким образом удалось снизить вероятность аквапланирования автомобиля на влажной поверхности.

Еще одним компонентом шин Toyo Observe GSi 5 стала ореховая скорлупа. Микрочастицы орехов создают дополнительное сцепление с поверхностью.

По заявлениям производителя в новых покрышках Toyo используются материалы, которые более экологически чистые и не оказывают сильного воздействия на окружающую среду.

Преимущества

  • большой выбор типоразмеров покрышек;
  • более сильное сцепление на скользкой дороге как в продольном, так и поперечном направлениях;
  • дополнительная жесткость блоков протектора повышает управляемость автомобилем;
  • стреловидный рисунок протектора хорошо подходит для зимних дорог;
  • конструкторские особенности, обеспечивающие безопасное вождение зимой.

Размерности и цены

Компания Toyo предлагает водителям широкий ассортимент продукции. Модель шин Observe GSi 5 выпускается радиусами от 13 до 22 дюймов. Ширина покрышки может быть от 175 до 285 мм, а глубина протектора в диапазоне 9,5 – 11,1 мм. В зависимости от размеров и индекса нагрузки, стоимость за одну шину варьируется от 2700 до 16500 рублей. В таблице представлена полная спецификация производителя по выпускаемым шинам модели Observe GSi 5.

Проводимые тесты

Продукция Toyo хорошо известна в России. Поэтому очень часто покрышки этой марки участвуют в различных тестах и обзорах.

В 2014 году журнал «За рулем» проводил тест зимних нешипованных шин типоразмера 205/55 r16, в котором участвовала и модель Observe GSi 5. По итогам испытаний она заняла 8-е место, ступив один процент в рейтинге продукции марки Бриджстоун. Участники теста отметили что продукция Toyo обладает хорошим сцеплением при движении по снегу и льду, но уступает другим покрышкам при торможении на сухом асфальте. По всем параметрам теста шины Toyo уложились в нормативы. Заключение экспертов: Observe GSi 5 205/55 r16 – это сбалансированная шина с хорошей управляемостью на снегу по вполне приемлемой цене.

В 2016 году этот же журнал провел испытание шин типоразмера 225/45 R17. Продукция компании Toyo также участвовала в тесте и показала хороший результат. Покрышки показали отличные показатели при торможении и разгоне на снегу при небольших скоростях. Расход топлива автомобиля составил 4,8 л на 100 км при скорости 60 км/ч. А вот торможение на асфальте у данной модели существенно хуже, чем у других участников. В целом эксперты сделали вывод что Observe GSi 5 – это середнячок, хорошо ведущий себя при движении по снегу и льду.

Фрикционные зимние шины Toyo Observe GSi-5 показали, мягко говоря, посредственные результаты. Но теперь им на смену приходит версия GSi-6. Исправленная и дополненная? Сейчас проверим: добро пожаловать на лед!

Если в «снежных» дисциплинах уходящая модель худо-бедно дотягивала до уровня середнячков, то, скажем,в упражнениях на влажном асфальте надежно удерживала почетное двадцать первое место. Наш главный шинный эксперт Олег Растегаев сетовал: «Видно, силики не доложили». Разработчики объяснили мне, что ориентировались в первую очередь на запросы канадского рынка, где особое внимание уделяется поведению шин на льду и снегу. Но теперь они поработали над ошибками.

Toyo Observe GSi-6

Усовершенствованная резиновая смесь, созданная с применением запатентованной технологии Nano Balance, улучшает сцепные свойства шины на мокром покрытии, причем, как заявлено, без ущерба для «снежных» характеристик. Модель Observe GSi-6 разработана с учетом требований, в том числе российского рынка, где мокрый асфальт зимой - это нормальное явление. Кстати, как сказали специалисты Toyo, тесты Авторевю очень помогли в формировании правильного понимания нужного баланса качеств покрышки.

На диаграмме - сравнение потребительских качеств шин GSi-5 (выделено голубым), GSi-6 (выделено розовым) и неких конкурирующих покрышек (зеленый график)

Оценить прогресс новой шины на льду мне удалось на хоккейной коробке «Арена Мытищи». Вот тут-то и всплыли в моей памяти тренировки по «бразильской системе», секрет которых раскрыт в одном из выпусков Ералаша. Если молодежь не знает, о чем речь, рекомендую найти в Сети соответствующую серию. Я бы, конечно, не отказался поноситься где-нибудь в Швеции по льду замерзшего озера, но именно езда в ограниченном пространстве, без права на ошибку, позволяет отлично сконцентрироваться и уделить внимание тонкостям поведения машины. Кроме того, стабильные условия испытаний тоже залог верной оценки и шин, и автомобиля в целом.

Лед - идеальный! Такой мне знаком только по воспоминаниям из детства. Тогда я ежедневно прибегал с клюшкой на зеркальный лед конькобежного стадиона Спартак в московском районе Измайлово. В то время его заливали кипятком, разравнивали ковром - и пускали на него всех желающих бесплатно! Жаль, теперь на его месте возводят очередные жилые высотки… Возвращаясь же к ледовой арене в Мытищах, добавлю, что температура льда была совершенно стабильна (минус 11 градусов Цельсия) и после нескольких заездов зеркало льда обновлялось. Все по науке!

Сначала в моем распоряжении оказалась Skoda Octavia, обутая в шины уходящей модели GSi-5. Простенький лосиный тест я выполнил на скорости 14 км/ч, а двигаться по кругу смог на стабильной скорости 12 км/ч. Стоило увеличить скорость хоть на 1 км/ч - и машина в обоих упражнениях срывалась в снос. Более того, вновь обретать сцепление с покрытием она не спешила - приходилось чуть-чуть распускать и снова доворачивать руль, чтобы посодействовать процессу.

Стремительное движение автомобиля по площадке - магия фотосъемки. На самом деле быстрее 16 км/ч разогнаться мне не удалось

А теперь - точно такая же Octavia, но с новыми шинами GSi-6. Ехать стало проще! Да и скорость возросла: лосиный тест я выполнил на скорости 16 км/ч, а на круге удалось разогнаться до 14 км/ч. При этом чувствовалось, что машина охотнее следует за баранкой, а сносы, возникающие при превышении допустимой скорости, оказывались короче: шины охотнее обретали вновь сцепление с покрытием, дополнительных панических движений рулем уже не требовалось. Улучшение характеристик покрышки на льду было достигнуто за счет серьезной переработки рисунка протектора. Причем улучшения обещаны не только на льду, но и на снегу, во что я тоже склонен верить. Тем не менее «доверяй, но проверяй», что мы обязательно и сделаем в грядущих шинных тестах.

Слева - шина Toyo Observe GSi-5, справа - Toyo Observe GSi-6. Блоки протектора, соседствующие с центральной дорожкой, стали сдвоенными, что способствует повышению их жесткости и, как следствие, устойчивости движения по прямой. Из менее заметных отличий - ламели со спиральной кромкой, обеспечивающие сцепление на льду и улучшающие управляемость и устойчивость в поворотах. Появился новый профиль зазубрин на кромках блоков и новая форма центрального ребра - все это тоже влияет на сцепные свойства шины на зимних покрытиях

Покрышки Observe GSi-6 будут выпускать в трех версиях. Начальная Basic - для массовых легковых автомобилей, LS с усиленными боковинами - для кроссоверов. Но в наших магазинах к зимнему сезону 2019-2020 появится только версия HP посадочным диаметром до 19 дюймов: она рассчитана ни много ни мало на «мощные автомобили, которым важна управляемость и высокие скоростные характеристики». Так уверяет производитель. С учетом того, что цены на новые покрышки вырастут не больше чем на 5-10%, я бы порекомендовал покупать их, скорее, для «народных» автомобилей с колесами на 16-17 дюймов.

Toyo Observe Garit GSi5 — зимняя фрикционная шина с симметричным ненаправленным рисунком протектора, предназначенная для легковых автомобилей и кроссоверов.

Страна производитель: Япония.

Тест Toyo GSi 5 Observe Garit от российского «За рулем», проведенный в 2016 году

В 2016 году эксперты российского издания «За рулем» провели тест зимней шины Тойо GSi 5 в размере 225/45 R17 и сравнили её с восемью аналогичными покрышками среднего и премиум класса.

Итоги теста

По итогам теста Toyo Observe GSi-5 заняла последнее место в общем зачете и показала небольшой дисбаланс характеристик. Шина показала худшие тормозные качества на сухом и мокром асфальте среди всех покрышек из теста, но при этом на снегу и льду она обеспечивает средний уровень сцепления (за исключением управляемости на льду — в этом тесте у неё худший результат).

Дисциплина Место Комментарий
Торможение на сухом асфальте 9 Худший результат. Тормозной путь на 4,3 метра длиннее, чем у лидера теста.
Торможение на мокром асфальте 9 Худший результат. Тормозной путь на 5,9 метров длиннее, чем у лидера теста.
Торможение на льду 5 Тормозной путь на 1,4 метра длиннее, чем лидера теста.
Разгон на льду 6 Время разгона до 30км/ч на 1 сек дольше, чем у лидера теста.
Управляемость на льду 9 Худший результат. Среднее время прохождения трассы на 2,8 сек дольше, чем у лидера теста.
Торможение на снегу 4 Тормозной путь на 0,2 метра длиннее, чем у лидера теста.
Разгон на снегу 7 Время разгона до 40км/ч на 0.5 сек больше, чем у лидера теста.
Расход на скорости 60км/ч 6-9 Один из худших результатов. Расход топлива на 0.2 л/100км выше, чем у лидера теста.
Расход на скорости 90км/ч 8-9 Расход топлива на 0,2 л/100км выше, чем у лидера теста.

Отзыв экспертов, проводивших тест:

На снегу обеспечивают хорошую управляемость и среднее продольное сцепление, но слабую проходимость. На льду слабое поперечное сцепление и среднее продольное. Высокое потребление топлива, малый комфорт. Худшие тормозные качества на асфальте, сложная курсовая устойчивость.

Список протестированных шин:

Зимние шины Toyo Observe GSi-5 подходят практически для любых моделей легковых автомобилей, в том числе и для кроссоверов, пикапов или внедорожников. Их выпускает одно из лидирующих на рынке Японии предприятие, что гарантирует высокое качество этих шин.

Характеристика шин

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Шины Toyo Observe GSi-5 без шипов и предназначены для езды по снегу и оледенелой дороге в зимний период времени. Протектор имеет V-образный рисунок, расположенный согласно правилам симметрии. Он состоит из пяти зон, включающих в себя три ребра, расположенные по центру, а также и две, находящиеся между беговой дорожкой и боком шины (плечевые).

В резину добавлена смесь из перемолотой скорлупы ореха грецкого, или греческого, являющейся практически самым твердым натуральным веществом. Это мельчайшие частицы, выполняющие роль шипов, которые гарантируют хорошее сцепление даже на самых скользких поверхностях. Помимо этого, в составе резиновой смеси компонент, содержащий кремний.

Кроме того, в резину Toyo Observe GSi 5 добавляется углеродистый порошок, производящийся из бамбука, который впитывает воду во время движения по оледенелой дороге. Протекторные блоки и ламели имеют зубчатые края, улучшающие сцепление с зимней дорогой. Все это составляет технологию Microbit. Ламели, расположенные на протекторных блоках, формируют особый рисунок, похожий на паука.

За это сходство технология получила название Spider Sipe. Она позволяет обеспечить лучшее сцепление при разгоне, торможении или резких поворотах. Также на протекторных блоках размещены ламели, сделанные с использованием технологии First Edge Sipe. Кроме того, используется технология Arrow Lift, представляющая собой определенное строение плечевых зон протектора, которые из-за этого напоминают наконечник стрелы.

Особенности шин Toyo Open Country

Шины Toyo Observe GSi-5 имеют много характерных особенностей, которые отличают их от другой резины. Среди наиболее значимых отличий стоит выделить следующие:

  • Особое строение рисунка протектора позволяет наиболее эффективно совершать разгон или торможение даже на оледенелой дороге.
  • Скорлупа грецкого ореха в составе резины также улучшает эффективность сцепления и торможения при движении по снегу или даже льду.
  • Углеродистый порошок из бамбука, также входящий в состав резины, играет роль абсорбента, впитывающего образующуюся при движении по заледенелой поверхности прослойку воды.
  • Зубчатые края блоков протектора обеспечивают сцепление с поверхностью при движении в любом направлении или выполнении маневров, а также в любых погодных условиях (снегопад, заморозки, наледь и т.д.).
  • Технология Spider Sipe обеспечивает хорошее сцепление при поворотах или разворотах, а также улучшает разгон и торможение.
  • Созданные по технологии Arrow Lift плечевые зоны протектора помогают наиболее безопасно преодолевать затрудненные участки или сложно проходимые места..
  • Содержание кремния позволяет сохранять шину эластичной даже при низких температурах воздуха, повышает эффективность сцепления и торможения на влажной поверхности и увеличивает износостойкость протектора.

Размерность шин

У шин Toyo Observe GSi-5 существует множество размеров, что позволяет подобрать их практически под любой автомобиль. Диаметр обода варьируется от 13 дюймов до 22. Диметры R13, R21 и R22 имеют всего по одному размеру: 175/70 R13, 275/50 R21 и 275/40 R22. При диаметрах R15 и R16 высота профиля изменяется от 55% до 75%, однако шины в 16-дюймов в целом имеют большую ширину: от 195 до 245 мм, тогда как 15-дюмовые бывают от 175 до 215 мм.

Шины с диаметром R17 или R18, напротив, имеют одинаковый диапазон ширины (от 215 до 285 мм) и разную нижнюю границу высоты профиля (45% для диаметра 17 дюймов и 50% для R18), тогда как верхняя совпадает и составляет 70%. Самым маленьким количеством вариантов, как по ширине, так и по высоте профиля (кроме упомянутых в самом начале, которые имеют всего один размер), обладает шина с диаметром R14.

Ее ширина варьируется от 175 мм до 205 мм, а высота – от 65% до 75%. И последний неупомянутый диаметр шины составляет 20 дюймов, высота профиля: от 35% (самая маленькая из всех представленных вариантов) до 60%, ширина же имеет самую большую верхнюю границу, а именно 315 мм, нижняя же составляет 255 мм.

Тесты

Шины Toyo Observe GSi-5 заняли четвертое место в народном рейтинге нешипованной резины от издательства «Мосавтошина». Проверка осуществлялась на скорости свыше 80 км/ч, были выявлены трудности при прохождении рыхлого снега, льда и влажного асфальта.

Девятое место по версии издательства «За рулем» получила шина 225/45 R17. Она показала надежное сцепление на заснеженной и оледенелой дороге, а также отличную управляемость. Однако проходимость в снегу была слабой, требовался высокий расход топлива. Кроме того, поперечное сцепление было ненадежным на льду.

Подвело и торможение на асфальте. Но, несмотря на все недостатки, издательство назвала эти шины отличным и качественным бюджетным вариантом. Также в том же году «За рулем» провели тест шины с размерностью 195/65 R15, которые расположились на шестом месте. Их также подвел высокий расход топлива при скорости в 90 км/ч и торможение на мокром асфальте.

Годом ранее то же издательство тестировало шины 175/65 R14, которые показали наиболее высокий результат среди всех тестируемых шин Toyo Observe GSi-5 в 2015 и 2016 годах. Они заняли пятую позицию и были оценены 878 баллами. Эксперты отметили хорошие тормозные свойства на снегу, однако плохие на льду, также им не понравилось поперечное сцепление при езде по ледяной дороге. Их вердикт: шины подходят для заснеженных дорог или чистого асфальта.

Однако издательство «Авторевю», тестировавшее шину 205 55 R16, которая на данный момент является одним из лидеров продаж, оказалось разочаровано. Несмотря на то, что шины Toyo Observe GSi-5 заняли седьмую позицию в рейтинге, их оценили лишь 6 баллами, а также подвергли сомнениям все заявленные уникальные свойства от скорлупы грецкого ореха до абсорбента из бамбука. Единственным достоинством издательство назвало широкий выбор размеров.

Преимущества и недостатки

Шины Toyo Observe GSi-5, как и любой товар, имеет свои преимущества и недостатки. Главные из них указаны ниже.

Достоинства:

  • Мягкий ход.
  • Хорошая управляемость на заснеженных дорогах и чистом асфальте.
  • Низкий уровень шума.
  • Приемлемая цена.
  • Хорошее сцепление на льду для нешипованных шин.
  • Хорошее продольное сцепление при движении, как по снегу, так и по льду.

Недостатки:

  • Высокий расход топлива.
  • Высокий уровень мягкости, что мешает маневрам на высоких скоростях.
  • Слабый корд.
  • При наездах на ямы или бордюры может образоваться грыжа.
  • Больше подходит для езды по снегу, нежели по льду.

Таким образом, можно сделать вывод, что автомобильные шины Toyo Observe GSi-5 обладают как преимущественными характеристиками, так и рядом недостатком. В связи с этим, каждый автовладелец принимает индивидуальное решение о приобретении данной резины в зависимости от условий эксплуатации и финансового положения.

Комфортные и мягкие фрикционные шины не досаждают хрустом и гулом шипов на асфальте, по которому зимой порой доводится ездить чаще, чем по льду или снегу. А чтобы выбрать из них лучшие по характеристикам, мы протестировали шины размерностью 205/55 R16-такие впору почти всем автомобилям гольф-класса.

Фрикционные шины - продукт сложный, далеко не каждому производителю удается обеспечить баланс сцепления на снегу, льду и асфальте, который вдобавок бывает сухим и влажным. Никаких «гвоздей» - всё только за счет состава резиновой смеси и рисунка протектора. Здесь не обойтись без передовых технологий и опыта изготовления сложных пресс-форм под ЗБ-ламели. Поэтому мы решили не брать шины дешевле четырех тысяч рублей: они всегда поскальзываются хотя бы на одном из вышеупомянутых покрытий. Плавали - знаем.

Самая дешевая в нашем тесте (4130 рублей) - модель Winter i*cept iZ2 быстро прогрессирующей корейской компании Hankook. На полторы сотни дороже - японская Nitto SN2, только появившаяся на нашем рынке. Дальше идет весьма популярный у наших автомобилистов «финн» российского происхождения Nordman RS2, а близко к четырем с половиной тысячам расположился еще один чистокровный «японец», пользующийся устойчивым спросом, - Тоуо Observe GSi-5.

Около пяти тысяч стоят именитый Goodyear UltraGrip Ice 2 и Blizzak Revo GZ фирмы Bridgestone, славящийся прочной, неубиваемой боковиной.

Еще дороже продаются Pirelli Ice Zero FR (5245 рублей). И конечно, в испытаниях должны были принять участие лидеры наших предыдущих тестов - шины Continental ContiVikingContact 6 немецкого качества, цена которых вплотную приближается к шести тысячам, и дорогие финские покрышки Nokian Hakkapeliitta R2 (6435 рублей). Они не первый год «бодаются» друг с другом за лидерство и не позволят остальным соперникам расслабиться.

Опять весна?

На этот раз для снежно-ледового «побоища» мы собрали соперников в Швеции, на полигоне компании Pirelli. Рингом служило небольшое замерзшее озеро близ северного городка Эльвсбюн и его берега, покрытые снежным одеялом. Собрались мы там в совершенно зимнем месяце - феврале. Однако невесть откуда взявшийся теплый фронт разогрел воздух до положительной температуры и поплавил весь снег и лед в округе. А когда тепло отступило, озеро быстро вернулось в состояние катка. На нем мы и начали тесты, несколько нарушив по причине форс-мажора наш традиционный порядок упражнений.

Во время испытаний температура воздуха опускалась до -1.. -15 °С.

В качестве носителя шин выступил Volkswagen Golf седьмого поколения, используемый практически всеми шинниками при внутреннем тестировании, - автомобиль с классической управляемостью переднеприводника и прозрачным поведением.

Ледовое побоище

Первой к «бою» оказалась готова трасса для оценки управляемости на льду. Виражи разного радиуса и прямая, позволяющая разогнаться примерно до 80 км/ч, -этого вполне достаточно, чтобы оценить, насколько покладист на скользком покрытии Volkswagen Golf, обутый в тестируемые шины. Оценку проводят два эксперта, сменяя друг друга. Вместе с поведением машины они оценивают, насколько просто и надежно ею управлять. Причем с позиции обычного водителя, не имеющего специальной подготовки. Потому в добавление к «профессиональной» езде имитируют типичные ошибки новичков: при разгоне и торможении, в поворотах действуют резко, как на асфальте.

Чтобы повысить точность оценок, мы решили использовать половинки при выставлении баллов - чтобы развести результаты соперников. Высшую оценку (девять

баллов) в первой дисциплине заработали шины Nokian: четкие реакции, понятное, предсказуемое поведение даже в скольжениях. Никаких сложностейв управлении автомобилем, при этом полное понимание того, что творится под «ногами». Слабаков это испытание не выявило: минимальная оценка - семь баллов у трех участников, у остальных выше.

Трасса управляемости на льду замерзшего озера. Сложно поверить, но всего пару-тройку дней назад здесь была «весна» - водную гладь опоясывали освободившиеся от снега берега.

Следующее упражнение: замеряем разгон и тормозной путь на ледовом плато. Противобук-совочную систему ASR и АБС не отключаем. Старт с места. Измерительный комплекс VBOX фиксирует время, затраченное на достижение скорости 30 км/ч, затем - величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Хорошо, что небо затянуто тучами. Яркое солнце подтапливает лед, и результаты начинают уплывать. Но даже в пасмурную погоду фрикционные шины на открытом льду менее стабильны, чем «шиповки», потому замеры с каждым комплектом шин мы повторяем по 10-12 раз. Причем через каждые два тестовых комплекта переобуваем Golf в базовые шины, чтобы оценить, как изменилось состояние покрытия. После пересчета результатов с учетом поведения автомобиля на базовых шинах выяснилось, что на льду он быстрее всего разгоняется на шинах Goodyear и Nokian. Nordman и Тоуо ухудшают рекордный результат на одну десятую секунды. Наиболее долгий разгон - на покрышках Pirelli, разница с лидером составляет почти 20%.

Самый короткий тормозной путь - на шинах Nokian и Тоуо (15,5 м), десять сантиметров им проигрывают Goodyear и Hankook, а замыкающие - Bridgestone и Pirelli (17,3 м).

Оцениваем время прохождения ледового круга - чем оно меньше, тем выше поперечное (боковое) сцепление. Водитель пытается проехать круг как можно быстрее, делая от 20 до 35 «оборотов» -на фрикционных шинах нащупать на льду грань максимального сцепления непросто. Схема смены колес та же, что при замерах продольного сцепления: после каждых двух тестовых комплектов -переобувание в базовый. Прикинули после упражнения, сколько кругов намотал наш испытатель, и ужаснулись - более четырехсот! Кто думает, что испытания шин -романтическая работа, тот глубоко ошибается. Это адский труд.

В этом испытании всех обошел Continental: круг удалось пройти за 15,9 секунды. Nokian, ближайший соперник, отстал на три десятых. Замыкает список Bridgestone -на этих покрышках не удалось показать время меньше 18 секунд.

Снежные баталии За Рулем

В начале второй недели выпал-таки снег, и мы получили возможность оценивать «снежные» характеристики. Первый тест - оценка управляемости. Мы использовали не только набор «плоских» поворотов разного радиуса, включая ходовые, где стрелка спидометра иногда добиралась до отметки «100», но и интересную шпильку на склоне холма, вход которой приходится на подъем, а выход -на спуск. В некоторых поворотах снег из-за боковых скольжений Гольфа «протирался» до ледяного основания трека. Мы окрестили его «русской дорогой»: снег, перемежающийся со льдом, - характерная для наших условий картина.

Здесь больше всех нам понравились шины Nokian и Тоуо.

Вчатления от них схожи: хорошие реакции и информативность, понятное и прогнозируемое поведение. Скорость на дуге поворота ограничивается мягким, как бы вправляющим машину в поворот заносом, не требующим корректировки рулем или сброса газа. Посовещавшись, девятку решили не ставить (скинули по полбалла) из-за небольших огрехов в рулежке - требуемые углы поворота баранки показались чуть больше, чем хотелось бы. Лидерами по количеству нареканий стали Bridgestone и Nitto. У Гольфа, обутого в Blizzak Revo GZ, существенно увеличиваются углы поворота руля, появляется занос на дуге, требующий компенсации, и падает сцепление в скольжениях. На Nitto SN2 автомобиль ведет себя нестабильно, дугу поворота проходит рывками, будто по периметру многогранника, довольно резко срывается в занос и столь же резко восстанавливается после скольжения.

Курсовую устойчивость оценивали на длинном прямоугольном плато, разгоняясь до 90-100 км/ч. Проверяли, насколько четко автомобиль держит заданное направление и как отзывается на мягкое маневрирование с малыми углами поворота руля, имитирующее перестроение для обгона или объезда препятствия.

Четче других следуют командам водителя шины Pirelli: хорошие реакции, плотный, информативный «руль». Шины Nitto расстроили: при движении по прямой ощущается широкий, непонятный из-за низкой информативности руля при малых углах поворота «ноль». Машина рыскает из стороны в сторону, у водителя возникает чувство неуверенности. Отмечены задержки в реакциях и запаздывающее под-руливание задней оси, требующее дополнительной корректировки.

На этой же площадке оценивали управляемость при экстремальном маневрировании - при переставке, то есть резкой смене полосы, причем из-за недостаточно жесткого трека обошлись без замеров предельной скорости. Наиболее четкое поведение автомобилю обеспечивают шины Nokian: при достижении предельной скорости возникает мягкое подрули-вание задней оси, плавно переходящее в занос, не требующий компенсации. Самую низкую оценку заработали шины Nitto: задержки в первых реакциях и увеличенные углы поворота руля дополняет резкий занос при выравнивании машины во втором коридоре, причем с отстреливающим эффектом.

аканчиваем «снежные» тесты проверкой проходимости. Эксперты оценивают в глубоком снегу (толщина снежного покрова чуть больше дорожного просвета) способность шин «нести» автомобиль ходом, трогаться, поворачивать, «пятиться». Особое внимание уделяют тому, как пробуксовка влияет на сцепление. Если шины готовы выполнить все маневры только внатяг (противобуксовоч-ная система ASR отключена), а при пробуксовке тяга падает, - оценку снижаем. Если при этом колёса зарываются, снижаем еще.

В сугробах лучшее впечатление произвели шины Nokian: уверенное движение вперед и назад с любой степенью пробуксовки, легкость выполнения маневров. В отстающих - Тоуо. На этих шинах трогаться и двигаться можно только внатяг, при малейшей пробуксовке тяга пропадает, а шины закапываются. Автомобиль маневрирует и двигается задним ходом неуверенно и неохотно.

Идем по приборам

Остается провести замеры продольного сцепления на снегу. Благо, снежное плато для замеров хорошо утоптали, чтобы снег не сдвигался со льда.

Работа практически та же, что и на ледовом прямике, - разгон и торможение, -но с небольшими корректировками. Поскольку на снегу коэффициент сцепления выше, чем на льду, скорость окончания разгона и начала торможения здесь увеличена до 40 км/ч. Специально для креативных водителей разгон замеряем в двух режимах - штатном, с противобуксовоч-ной системой, и «творческом», отключив ее. Тормозим, естественно, с АБС, измеряем тормозной путь с 40 до 5 км/ч. Не забываем про замеры на базовых шинах через каждые три комплекта тестируемых.

Лучший разгон под надзором электроники Гольфу обеспечивает Continental: 6,1 секунды. Две десятых ему уступают Bridgestone, Goodyear и Nokian. Самые слабые в разгоне - Nitto и Тоуо.

Время разгона на снегу замеряли в двух режимах: с включенной системой контроля тяги и с выключенной. Опытный испытате ль поддерживает оптимальную степень пробуксовки точнее электроники.

С отключенным трекшн-кон-тролем автомобиль разгоняется быстрее. Например, на шинах Continental - за 5,6 секунды, и они вновь лидируют. Ближайшие соперники - Goodyear, Hankook, Nokian, которые отстают лишь на одну «десятку». А в замыкающих, потратив на разгон 6,2 секунды, оказался Bridgestone -разница с лидером составляет почти 11%. Примечательно, что на этих шинах разгон с отключенным электронным ограничителем улучшился лишь на одну десятую секунды, а значит сцепные свойства на снегу практически не зависят от степени буксования. В то время как остальные участники теста без вмешательства электроники разгоняются быстрее на 0,5-1,0 секунды (на 8-14%).

Результаты испытаний тормозных свойств на снегу приятно удивили. Лидеры в этом упражнении, конечно, есть - это Goodyear, Nokian и Pirelli с одинаковым результатом 14,7 метра. Но все остальные отстают не более чем на полметра - слабаков в этой дисциплине не оказалось!

Финал на домашнем асфальте

Тесты на асфальте по уже отработанной схеме провели в мае в Тольятти, на полигоне АВТОВАЗа - нейтральной для шинников территории.

Начинаем с оценки сопротивления качению. Одного полного круга (10 километров) по скоростному кольцу на скорости 120-130 км/ч достаточно, чтобы температура шин и масла в коробке передач стабилизировалась. За это время эксперт успевает оценить курсовую устойчивость автомобиля на прямой, а также его реакции и поведение при мягких перестроениях с одной полосы движения на другую.

Самое главное во время замеров - движение туда и обратно по одной и той же полосе, без маневрирования, с фиксацией руля в положении «прямо», чтобы исключить возможность появления боковых сил, которые могут негативно отразиться на результатах. Кстати, «туда» и «обратно» -это один замер, а не два. Так нивелируют погрешности измерений из-за отклонений в горизонтали дорожного покрытия и направления ветра. Три-четыре замера, и результат готов. Однако он еще не окончательный: через два-три комплекта тестируемых шин приходится повторять «печку» - замеры на базовом комплекте, с учетом которых пересчитываются окончательные итоги.

На скорости 90 км/ч (загородный лимит) лидирует тройка Continental, Nokian и Nordman . Неохотнее всего Golf катится на шинах Bridgestone, Goodyear и Pirelli. Хотя разница между ними и «зелеными» лидерами невелика - 0,3 л/100 км. На «городской» скорости (60 км/ч) «зеленая» тройка сохранила свои позиции, однако в компанию к ним втерся Hankook. На шинах Bridgestone показатели в этом режиме движения наихудшие: на 0,4 л/100 км больше, чем у лидеров.

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили Hankook и Pirelli. Реакции Гольфа, обутого в эти шины, близки к демонстрируемым на летних шинах. Меньше всего лестных слов заслужили Bridgestone и Тоуо. У Гольфа на «бридже» - широкий «ноль» и недостаточная информативность руля; на шинах Тоуо тоже нечеткий, широкий «ноль» и еще резиновые, то есть запаздывающие, реакции на подруливающие действия. При попытках скорректировать курс машина начинает рыскать из стороны в сторону.

Полученные ранее впечатления от шумности и плавности хода остается уточнить дополнительным проездом по служебным дорогам с традиционными неровностями - ямками, выбоинами, щербинами и трещинами. Результаты несколько удивили. Наиболее тихие из всех - шины Bridgestone, хотя при этом они же самые жесткие: зудят и трясут Golf на мелких и средних неровностях, будто накачаны до трех атмосфер.

Покрышки Goodyear неожиданно оказались наиболее громкоголосыми и гулкими, при том что шины этого бренда обычно нешумные. А самыми мягкими эксперты признали шины Тоуо.

Финальные упражнения -оценка тормозных свойств на сухом асфальте и на мокром. Тормозим в зажатом конусами коридоре, чтобы шины катились по одной и той же «зачищенной» перед замерами траектории -след в след. После каждого торможения остужаем тормоза. Скорость начала торможения ниже, чем в летних испытаниях, - так мы обезопасим мягкий протектор фрикционок от разрушения.

На мокром асфальте тормозим с 60 км/ч, а на сухом - с 80 км/ч.

В среднем на одном комплекте тормозим шесть раз в каждом случае. В этих упражнениях «базовую шину» повторять не нужно, поскольку изменение температуры протектора на несколько градусов в ходе замеров тормозных свойств никак не сказывается на сцепных

свойствах - проверено многолетним опытом.

Самый короткий тормозной путь на сухом асфальте обеспечивает Bridgestone (28,6 м). Затем в интервале 29,0-29,2 м следуют пять шин с разницей менее одного процента. И лишь две шины «уехали» за тридцать метров - это Nitto и Тоуо с результатами на 7% хуже, чем у лидера.

На мокром асфальте разброс больше: здесь лидирует Continental с результатом 17,4 метра, a Nitto и Тоуо дружно показывают последний результат - 21,6 метра, что на четверть больше, чем у лидера.

Итоговый парад

Как пишет в 2017 году первое место с приличным отрывом от остальных занимает модель Nokian Hakkapeliitta R2, набравшая 939 баллов. Это отличные фрикционки для любых зимних дорог - понравятся всем. Особенно хороши на льду, а еще восхитят управляемостью, проходимостью и экономичностью. Недостаток один - высокая цена.

На второй строчке нашего рейтинга расположились шины Continental ContiVikingContact 6, заработав 912 баллов. Достойный выбор для водителей любого уровня - от продвинутых до начинающих. Порадовали отменным поперечным сцеплением на льду, «держаком» на снегу, торможением на мокром асфальте и экономичностью. При проверке проходимости и курсовой устойчивости на асфальте дали небольшую слабину.

Третья ступенька нашего пьедестала досталась шинам Hankook Winter i*cept iZ2 с очень ровными свойствами: 909 баллов - отличный результат. И это самые недорогие шины в тесте! Единственное замечание - жесткие.

В категорию отличных шин включены модели Goodyear UltraGrip Ice 2 и Nordman RS2, набравшие по 907 баллов каждая и разделившие четвертую и пятую позиции. Обе одинаково сильны, потому рекомендуем их без ограничений. Различаются нюансами,

которые уловят лишь продвинутые водители. Goodyear имеет несколько экстремумов: очень хорош в продольном сцеплении на снегу и на льду, но подкачал в комфортности и экономичности. Nordman по характеру близок к Ханкуку - так же хорошо сбалансирован по всем свойствам.

Шестую и седьмую строчки занимают Pirelli Ice Zero FR и Toyo Observe GSi-5, получившие no 888 баллов. В рамках нашей градации это очень хорошие шины, поскольку их итоговые результаты попадают в вилку от 870 до 899 баллов. У каждой есть небольшие слабости. Pirelli не жалует лед (слабое продольное сцепление), предпочитая снег и асфальт. Тоуо, наоборот, демонстрирует хорошее продольное сцепление на ледовых поверхностях и управляемость на снегу, но слаб в глубоком снегу, а также на асфальте - как в сцепных свойствах, так и в курсовой устойчивости.

Восьмую-девятую ступеньки заняла еще одна парочка -Bridgestone и Nitto. В тесте они

набрали по 860 баллов, подтвердив право называться хорошими шинами (этому званию соответствует диапазон от 840 до 869 итоговых баллов). Уровень одинаковый, оба чистокровные «японцы», но характеры у них разные: Nitto увереннее цепляется за лед, Bridgestone - за асфальт.

А на снегу - паритет. По результатам экспертной оценки, принципиальной разницы между ними нет. Разве что в комфортности. Bridgestone - самый тихий, но при этом наиболее жесткий.

А теперь соотнесем результаты с ценами. Безусловный лидер в этой системе координат -Hankook: третье место в общем зачете при самой скромной цене. На второй позиции - Nordman, за ним - Nitto и Тоуо. Именитые продукты в этом списке заняли скромные позиции. А замыкают его два лидера. Так что выбирайте - с умом, но и с учетом толщины кошелька.

8 и 9 место (840 баллов): Nitto SN2

Плюсы: Хорошая проходимость в глубоком снегу. v Удовлетворительная управляемость на льду. Умеренный уровень шума Минусы: Слабые тормозные свойства на асфальте и разгон на снегу. Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на снегу. Небольшие замечания по поводу управляемости на русской дороге» и курсовой устойчивости. Низкий уровень плавности хода.

8 и 9 место (840 баллов): Bridgestone Blizzak Revo GZ

Плюсы: Лучшее торможение на сухом асфальте. v Удовлетворительные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Самые тихие.
Минусы: Слабые сцепные свойства на льду и на w снегу. Посредственная проходимость. Нечеткое следование курсу на асфальте. Небольшие претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу. Худшие экономичность и плавность хода.

7 и 6 место (888 баллов): Toyo Observe GSi-5

Плюсы: Выдающиеся продольные сцепные свойства v на льду. Надежная управляемость на льду и «русской дороге». Лучшая плавность хода. Низкий уровень шума.
Минусы: Худшее торможение и сложная курсовая w устойчивость на асфальте. Ограниченная проходимость в глубоком снегу.

7 и 6 место (888 баллов): Pirelli Ice Zero FR

Плюсы: Превосходные тормозные свойства на v снегу. Отличная курсовая устойчивость. Понятная управляемость при выполнении экстремальных маневров на снегу
Минусы: Плохое продольное сцепление со льдом. w Низкая топливная экономичность при скорости 90 км/ч. Замечания по поводу плавности хода

5 и 4 место (907 баллов): Nordman RS2

Плюсы: Позволяют уверенно разгоняться и v тормозить на льду. Высокая экономичность, стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте.
Минусы: Незначительные замечания к управляемости w на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, к проходимости, а также курсовой устойчивости на снегу. Жестковаты и шумноваты.

5 и 4 место (907 баллов): Goodyear UltraGrip Ice 2

Плюсы: Выдающиеся продольные сцепные свойства v на льду и на снегу. Понятная управляемость на льду и «русской дороге».
Минусы: Невысокая проходимость. Небольшие замечания к курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрировании на снегу. Высокий расход топлива при скорости 90 км/ч. Шумные и жесткие.

3 место (909 баллов): Hankook Winter i*cept iZ2

Плюсы: Высокие тормозные свойства на льду. v Надежная управляемость. Хорошая курсовая устойчивость. Привлекательная цена. Высокая экономичность.

Минусы: Замечания по поводу плавности хода. w Легкие замечания в адрес проходимости. Повышенный уровень шума в салоне.

2 место (912 баллов): Continental ContiVikingContact 6

Плюсы: Лучшие поперечное сцепление на льду, разгон на снегу и торможение на мокром асфальте. Стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Низкий расход топлива.
Минусы: Посредственная проходимость. Незначительные претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, а также к курсовой устойчивости на асфальте и комфортности.

1 место (912 баллов): Continental ContiVikingContact 6

Плюсы: Отменные сцепные свойства на льду и на снегу. Превосходная управляемость. Четкое следование курсу. Отличная проходимость в глубоком снегу. Высокая экономичность.
Минусы: Незначительные замечания к плавности хода. Повышенный уровень шума. Высокая цена.