Соотношение электролита и дистиллированной воды. Электролит и химические процессы в свинцовых аккумуляторах

В условиях кризиса и повсеместной экономии, мы хотим рассказать вам как изготовить электролит в домашних условиях. Электролит для автомобильного аккумулятора, как известно, можно купить, а можно просто изготовить самостоятельно. Помимо этого Вы научитесь правильно измерять и регулировать плотность электролита, что является важным в продлении срока службы батареи. А так-же узнаете как правильно и безопасно ввести в эксплуатацию новый сухозаряженный аккумулятор. Идём в магазин и покупаем необходимые ингредиенты и оборудование, хотя последнее можно найти и на своей кухне.

И так, Вам понадобиться:
1. Дистиллированная вода.
2. Аккумуляторная серная кислота.
3. Емкость, которая «не боится» серной кислоты. Это может быть стекло, свинец, керамика. Проще всего, конечно, найти стеклянную посудину.
4. Эбонитовая или стеклянная палочка для того чтобы размешивать смесь.

Переходим непосредственно к приготовлению электролита . В емкость, которую вы приготовили, необходимо налить дистиллированной воды после этого аккуратно начинайте заливать серную кислоту и параллельно мешать палочкой. Не в коем случае не делайте наоборот, то есть не заливайте воду в кислоту, поскольку таким образом можно получить ожог.

В каких пропорциях смешивать? Если климат вашего района умеренный, то на 1 литр воды необходимо добавить 0,36 серной кислоты. Если вы живёте в теплом районе, то на литр воды добавляется о,33 литра кислоты.

Приготовленную смесь необходимо накрыть и оставить на сутки до полного остывания и образования осадка.

Возможен и другой метод:

Берем литровую бутылку и заполняем ее водой до уровня 802 мл, а в оставшийся объем - 198 мл - доливаем кислоту.
Еще важно проверять уровень электролита во всех банках аккумулятора, и если уровень уменьшился, доливать дистиллированную воду, желательно проверять плотность электролита .


Есть так же не обслуживаемые аккумуляторные батареи, в них доливать или изменять электролит не требуется. Если аккумулятор не используется длительное время, требуется не реже раз в 3 мес. делать ему цикл разряд - заряд, так как из - за длительной стоянки бывшего в использовании аккумулятора начинают сыпаться свинцовые пластины, и он приходит в негодность. Аккумулятор целиком разряжают при помощи включенных фар, или через подключенную лампочку и заряжают стандартным зарядным устройством. Если ваш аккумулятор имеет мощь 40 ампер часов (Ah), то после полной разрядки заряжать его требуется током 4 ампер в течении 10 часов или например током 2 ампера в течении 20 часов. Заряжать лучше дольше, меньшим током. Соблюдайте эти правила и Ваша аккумуляторная батарея прослужит долгие годы.

Для правильно ухода за аккумуляторной батареей следует:

— Следить за его чистотой, особенно в верхней части. Грязь, которая собирается на поверхности, содержит частицы многих веществ. Постепенно такая грязь становится электропроводящей, в результате чего АКБ саморазряжается. Хорошо обрабатывать корпус батареи раствором нашатыря, а потом насухо вытирать.

— Следить, чтобы отверстия в крышках не были забиты грязью. Они служат для отвода газов, которые выделяются в процессе зарядки. Если двигатель работает, то работает и генератор, следовательно, батарея подзаряжается. При необходимости отверстия нужно аккуратно прочистить. Пренебрежение этим может привести к тому, что какая-то банка может просто «взорваться».

— Проверять целостность корпуса на наличие трещин, а также возможных протеканий раствора.

— Следить за состоянием клемм, как аккумулятора, так и контактных проводов. Обыкновенной мелкой наждачной бумагой они хорошо зачищаются. Особое внимание нужно обращать на внутреннюю поверхность «накидных» клемм.


— Убедиться, что уровень электролита в норме. Он не должен доходить до верхней крышки батареи на 1 – 1,5 см., А если уже видны верхние края пластин, то следует сразу долить дистиллированную воду и поставить на зарядку.


Любой автолюбитель должен всегда иметь под рукой бытовой вольтметр и ареометр. Следует постоянно контролировать напряжение на клеммах аккумулятора. У хорошо заряженной батареи этот показатель 12,5 – 13 В при отключенных клеммах и плотность электролита не менее 1,27, при комнатной температуре. Очень хорошо иметь и нагрузочную вилку. С её помощью проверяется состояние батареи по току разряда. Для АКБ 60 через 8 сек после присоединения вилки напряжение должно упасть не более чем до 10 В.


Проверка нагрузочной вилкой дает возможность определить состояние аккумуляторной батареи в режиме ее разряда, соответствующего пуску горячего двигателя. Для этого нагрузочная вилка снабжена набором сопротивлений и вольтметром. В зависимости от емкости батареи включается необходимая величина нагрузочного сопротивления гайками.

При определении степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой показания вольтметра под нагрузкой, соответствующей емкости проверяемой батареи, должны соответствовать данным, приведенным ниже.


При проверке нагрузочной вилкой напряжение исправного аккумулятора должно быть постоянным в течение не менее 5 с. Отверстия в крышках аккумуляторов при проверке нагрузочной вилкой должны быть закрыты пробками. Аккумуляторы, плотность электролита в которых ниже 1,200 г/см3, не рекомендуется проверять нагрузочной вилкой.

У каждой батареи – свои особенности, в том числе, и по зарядке. Обязательно контролируйте, прочно ли закреплена в автомобиле батарея, иначе повреждений её корпуса не избежать. Если вы долго не эксплуатируете «железного коня», отсоедините клеммы от аккумулятора.

Подготовка аккумулятора к работе

В настоящее время автомобильные батареи выпускаются заводом-изготовителем только в сухозаряженном состоянии. Срок хранения батарей без эксплуатации весьма ограничен и не превышает 2 лет (гарантийный срок хранения 1 год).
Для приведения аккумуляторной батареи в рабочее состояние необходимо выполнить следующее:

— вывинтить пробки из заливочных отверстий, удалить герметизирующие диски из=под пробок или стержни из вентиляционных отверстий (где они есть), прочистить вентиляционные отверстия;
— залить электролит (после пропитки активного вещества электролитом степень заряженности — около 80 %);
— через три часа после заливки электролита батарею поставить на заряд и заряжать до полного заряда.

Электролит не следует заливать в сухозаряженный аккумулятор при температуре выше +25 С, поскольку при пропитке пластин он чрезмерно разогревается и может привести к оползанию активной массы.
При низких температурах вязкость электролита возрастает и время пропитки пластин возрастает, и например, при +5 С составляет 2-3 часа.
Правильность ввода в эксплуатацию и первый заряд аккумулятора в значительной мере определяют его срок службы.

Хранение аккумуляторной батареи

Стартерные аккумуляторы имеют небольшую сохранность. Непосредственно после изготовления в сухом виде гарантированный срок хранения составляет 1 год.
В присутствии следов кислоты, воды и углекислого газа срок хранения уменьшается.
Аккумуляторы, бывшие в эксплуатации можно хранить как без электролита, так и с электролитом.
Без электролита хранить аккумулятор можно только в заряженном состоянии. При этом, в процессе хранения аккумулятор требует систематического заряда (не реже одного раза в месяц)


  • Автомобилисты знают, насколько важна для бензиновых двигателей внутреннего сгорания правильная установка момента зажигания - воспламенение искрой свечи топлива в цилиндре перед концом такта сжатия. В теории оно должно происходить точно в конце этого такта. На практике же применяют небольшое опережение зажигания, чтобы максимальное тепловыделение осуществлялось в начале следующего такта -...

  • Приспособление для демонтажа подшипников изображено на рисунке 13. Им пользуются следующим образом: из подшипника удаляют сепаратор, раздвигают шарики, вводят между обоймами подшипника наконечники, поворачивают на 90° и в таком положении законтривают гайками. Винтом спрессовывают подшипник с цапфы коленчатого вала. На этом разборка заканчивается. Затем приступают к модернизации системы впуска. Впускной...
  • Электролит. Правила приготовления и исходные материалы.

    Приготовление электролита аккумулятора.
    Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Применение так называемой технической серной кислоты, имеющей посторонние примеси (железо, медь, хлор и др.), вызывает преждевременный выход из строя аккумулятора. Вода, используемая для приготовления электролита аккумулятора, должна быть химически чистая; поэтому следует применять дистиллированную воду.
    Запрещается применять воду из водопровода или из системы парового отопления, так как такая вода содержит железо. Запрещается также применять речную или колодезную воду, содержащую большое количество солей, вредно действующих на аккумулятор.
    При отсутствии дистиллированной воды допускается применение дождевой (собранной не с железных крыш и не в железных сосудах), а также воды, полученной в результате таяния снега, помещенного в стеклянный сосуд или сосуд из пластмассы.
    Для приготовления электролита нужно применять посуду, стойкую против действия серной кислоты, - керамиковую, эбонитовую или свинцовую.
    В посуду заливают сначала дистиллированную воду, а затем при непрерывном перемешивании кислоту. Обратный порядок заливки кислоты не допускается.
    При интенсивной эксплуатации автомобиля рекомендуется для увеличения срока службы аккумуляторных батарей снижать плотность электролита на 0,02 единицы, но не ниже 1,240.

    Большинству аккумуляторов открытого типа, поставляемых европейскими фирмами, предписывается применение в качестве компонентов для приготовления электролита серной кислоты и дистиллированной воды, чистота которых должна соответствовать германскому стандарту DIN 43530, что не соответствует широко применяемой в отечественной практике кислоте по ГОСТ 667-73 по допустимому количеству отдельных примесей. Сравнение физико-химических показателей серной кислоты по DIN 43530 и по другому отечественному стандарту ГОСТ 4204-77 (кислота для химических анализов) показывает, что последнюю допустимо применять вместо кислоты по германскому стандарту. Поэтому при поставке сухозаряженных аккумуляторов без комплектного электролита возможно применение при приготовлении электролита кислоты по ГОСТ 4204-77 и воды по ГОСТ 6709-72. Возможно также применение кислоты особой чистоты по ГОСТ 14262-78.

    Исключение составляют аккумуляторы OPzS производства фирмы SONNENSCHEIN, для которых допустимо использование электролита, составленного из серной аккумуляторной кислоты высшего и первого сорта по ГОСТ 667-73 и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72.

    Для аккумуляторов открытого типа отечественного производства (если не указано другого) электролит должен готовиться из серной кислоты высшего и первого сорта по ГОСТ 667-73 и воды по ГОСТ 6709-72.

    Для большинства поставляемых импортных аккумуляторов открытого типа плотность заливаемого электролита должна составлять (1,24±0,005) г/см 3 при температуре 20 °С. Поэтому плотность электролита, измеренную при температуре, отличающейся от 20 °С, необходимо приводить к плотности при 20 °С по формуле

    δ 20 = δ 1 + a(t - 20 °C), где

    δ 20 - плотность электролита при температуре 20 °С, г/см 3 ;

    δ 1 - плотность электролита при температуре t, г/см 3 ;

    a - коэффициент изменения плотности электролита с изменением температуры на 1 °С, г/см 3 /°С (для конкретного значения плотности - см. табл. 8.1; например, для плотности электролита 1,24 г/см 3 - a = 0,00072 г/см 3 /°С);

    t - температура электролита, °С.

    Перед приготовлением электролита для аккумуляторов следует убедиться в соответствии чистоты концентрированной кислоты и дистиллированной воды требованиям стандартов. Качество воды и кислоты должно удостоверяться заводским сертификатом или протоколом химического анализа, проведенного в соответствии с требованиями стандартов.

    Приготовление большого количества электролита должно производиться в баках из эбонита или винипласта либо в деревянных баках, выложенных свинцом или пластиком.

    В бак сначала заливают воду в количестве не более 3/4 его объема, а затем кислоту кружкой из кислотостойкого материала вместимостью до 2 л.

    Заливку производят тонкой струей, постоянно перемешивая раствор мешалкой из кислотостойкого материала и контролируя его температуру, которая не должна превышать 60 °С. Учитывая, что количество выделяемого тепла при растворении серной кислоты в большой степени зависит от разности ее начальной концентрации и конечной плотности электролита, целесообразно растворение концентрированной серной кислоты проводить в два приема:

    Сначала концентрированную серную кислоту разбавляют до получения раствора удельной плотностью 1,400 г/см 3 ;

    Затем производят понижение плотности полученного раствора до требуемой плотности электролита, что уже не связано со значительным выделением тепла.

    Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 35 °С.

    Батарея, залитая электролитом, оставляется на 2 - 4 ч для полной пропитки электродов. Время после заливки электролитом до начала заряда не должно превышать 15 ч во избежание сульфатации электродов.

    Заливка аккумулятора электролитом.
    В зависимости от климатической полосы, в которой работают автомобили, а также от времени года аккумуляторы заливают растворами серной кислоты различной плотности.
    В элементы батареи следует наливать электролит, охлажденный до температуры не выше 25° С.
    Перед заливкой электролита в батареи, которые не были в употреблении, надо удалить герметизирующие диски из-под пробок (эти диски на батарею больше не устанавливают).
    После заливки электролита в батарею следует проверить его уровень в элементах с помощью стеклянной трубки длиной 100- 150 мм, наружным диаметром 6-8 мм и внутренним диаметром 5-6 мм. На трубке должны быть нанесены метки на расстоянии 10 и 15 мм от нижнего конца.
    При измерении уровня трубку следует опустить в элемент до предохранительного щитка, затем зажать верхнее отверстие пальцем и вынуть. Столбик оставшегося в трубке электролита указывает его уровень над пластинами элемента.
    Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше верхнего края пластин.

    ПлохоОтлично


    Приготовление электролита для аккумуляторных батарей

    Приготовление электролита осуществляется на специально оборудованном рабочем месте, которое должно содержать:
    посуду для приготовления электролита;
    опрокидывающийся разливатель;
    пластмассовую, фарфоровую или стеклянную кружку с носиком емкостью 1,5-2,0 литра;
    резиновую грушу;
    мензурку;
    стеклянную или эбонитовую мешалку;
    денсиметр (ареометр), термометр, уровнемер;
    специальную одежду (резиновые перчатки, нарукавники, фартук, сапоги или костюм из кислостойкого материала), защитные очки;
    нейтрализующие растворы (5-10 %-ный раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта для нейтрализации кислоты и 10 %-ный раствор борной кислоты для нейтрализации щелочи).
    Исходным материалом для приготовления электролита является:
    аккумуляторная серная кислота, соответствующая требованиям ГОСТ 667-73;
    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
    дистиллированная вода, нормируемая по ГОСТ 6709-72.
    В исключительных случаях допускается применять чистую воду из снега или дождевую, собранную не с железных крыш и не бывшую в железных сосудах; такую воду необходимо предварительно пропустить через чистое полотно для очистки от механических загрязнений, о чем делается отметка в формуляре на машину.
    Для приготовления электролита применяется стойкая против действия серной кислоты посуда:
    выложенные свинцом деревянные аккумуляторные баки;
    эбонитовые, керамические, пластмассовые, полиэтиленовые, хлорвиниловые сосуды;
    баки от стартерных аккумуляторов.
    Применение стеклянной, металлической посуды, в том числе и эмалированной, а также посуды, используемой для приготовления щелочного электролита, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
    Порядок приготовления электролита.
    Всю посуду перед приготовлением электролита тщательно протереть и промыть дистиллированной водой.
    Исходя из условий эксплуатации аккумуляторов (климатического района или температуры замерзания электролита), по таблицам, приведенным в инструкции по эксплуатации АКБ, определить необходимую плотность заливаемого электролита, приведенную к температуре +25°С, чтобы не допустить его замерзания и предупредить повреждение аккумуляторов, эксплуатируемых на открытом воздухе в зимних условиях.
    Если температура электролита отличается от +25°С, в результат измерения плотности нужно внести поправку из расчета +0,0035 на каждые 5°С выше +25°С или -0,0035 на каждые 5°С ниже +25°C, т.е. привести плотность электролита к +25°С.
    После того, как определена необходимая плотность приготавливаемого электролита, следует уточнить, какую плотность имеет используемый для приготовления электролита раствор серной кислоты.
    Поступающая c завода концентрированная аккумуляторная кислота имеет плотность 1,83 г/см3. Однако часто для сокращения времени охлаждения электролита из аккумуляторной кислоты плотностью 1,83 г/см3 заблаговременно готовят электролит плотностью 1,40 г/см3 и хранят его в стеклянных бутылях.
    Количество дистиллированной воды, которое необходимо для получения электролита требуемой плотности при температуре +25°С из I литра аккумуляторной кислоты или раствора электролита плотностью 1,40 г/см3 определяется по таблице.
    В инструкциях по эксплуатации АКБ имеются таблицы из которых можно определить количество дистиллированной воды, концентрированной серной кислоты или электролита плотностью 1,40 г/см3 для получения 1 литра электролита заданной плотности при температуре +250С. Это намного удобнее для определения количества исходных веществ при приготовлении электролита т.к. необходимое количество электролита для заполнения одной батареи определенного типа известно из ее характеристики, приведенной в инструкции по эксплуатации.
    Примечание: в результате химической реакции объем приготовляемого
    электролита получается меньше, чем сумма объемов компонентов, участвующих в реакции.
    После определения необходимых объемов компонентов для приготовления электролита залить в посуду необходимое количество дистиллированной воды, а затем в нее тонкой струёй вливать кислоту. При этом раствор непрерывно помешивать стеклянной или эбонитовой мешалкой.
    КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЛИВАТЬ ВОДУ В КИСЛОТУ ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.
    При переливании кислоты из бутыли в другие сосуды бутыль должна быть установлена в специальный разливатель, позволяющий наклонять бутыль.
    Приготовленный для заливки АКБ электролит должен быть охлажден. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть от 150С до 300С, кроме особых случаев их срочного ввода в эксплуатацию.
    Кислота и электролит хранятся в закупоренных стеклянных бутылях, помещенных в специальные корзины или деревянные обрешетки. На всех бутылях должны быть бирки с соответствующими надписями (наименование, плотность, дата).
    Переносить бутыли необходимо при помощи специальных носилок, оборудованных посредине обрешеткой.

    Электролит приготавливается в чистой инертной посуде, стойкой к действию серной кислоты: керамиковой, эбонитовой, свинцовой, полиэтиленовой. Для приготовления электролита серную кислоту смешивают с дистиллированной водой (ГОСТ 6709-72). В исключительных случаях допускается для приготовления электролита применять чистую дождевую воду или снег. Содержание примесей в дистиллированной воде приведено в таблице 5.2

    Таблица 5.2

    Требование к воде из чистого снега или дождевой воде, собранной не с железных крыш и не в железные емкости, также должно соответствовать таблице 5.2.

    Приготавливать электролит следует осторожно, поскольку при смешивании кислоты с водой раствор очень сильно разогревается.

    Внимание. Следует кислоту вливать в воду (а не наоборот) небольшими порциями при слабом перемешивании. Для предохранения глаз целесообразно работать в защитных очках. Всегда необходимо иметь под рукой достаточное количество воды и раствора питьевой соды для удаления случайно попавших капель кислоты на одежду или тело. Для приготовления электролита и заливки батарей рабочих снабжают суконной одеждой или костюмом из кислотостойкого материала, защитными очками, резиновыми перчатками п сапогами. Бутыли с кислотой должны храниться в отдельном помещении в обрешетках, бутыли должны быть плотно закупорены и иметь надпись «Кислота». Переноску бутылей с кислотой производят двое рабочих. Бутыли помещаются в деревянных ящиках или обрешетках с ручками. Воспрещается переносить бутыли с кислотой па спине и поднимать их за горлышко. При переливании кислоты из бутыли в другую посуду используют специальное устройство для закрепления и наклона бутыли. При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снять кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды или 3%-ным раствором аммиака и вновь промыть водой.

    Снижение концентрации ведет не только к изменению температуры замерзания электролита, но и к изменению его плотности, вязкости и электропроводности, что существенно влияет на эксплуатационные характеристики аккумуляторов.

    Соответствующие данные по данным М. Б. Шапота приведены на рисунках 5.1 -5.2.

    Рисунок 5.1
    Зависимость температуры замерзания раствора H2S04 от плотноcти

    Рисунок 5.2
    Зависимость вязкости H 2 S0 4 от температуры

    Для ускорения расчета при приготовлении раствора серной кислоть требуемой концентрации следует руководствоваться таблицей 5.3.
    Таблица 5.3

    р — заданная плотность раствора H 2 S0 4 при 15°С, г/см3;

    m — количество частей (по массе) серной кислоты плотностью 1,84 г/, которое должно быть прибавлено к 100 частям воды, чтобы получить раствор заданной плотности.

    Номинальная плотность электролита выбирается для каждого типа аккумулятора с учетом многих факторов. Учитывая, что в свинцовом аккумуляторе электролит является расходуемым компонентом (на 1Ач расходуется 3,66г H 2 S0 4) значение его номинальной плотности выбирают таким, чтобы общий запас электролита не ограничил получение требуемой емкости на длительных режимах разряда (нередко при глубоких разрядах конечная плотность электролита достигает значения, равного 1,021,03г/см).

    В ряде случаев плотность электролита дифференцируется для климатических районов с учетом среднемесячной температуры. Например, для стартерных аккумуляторных батарей плотность электролита может колебаться от 1,300г/для холодного климата до 1,240г/см для жаркого сухого климата. Номинальная плотность электролита для аккумуляторов различного назначения приведена в таблице 5.4.

    Плотность электролита меняет свое значение в зависимости от температуры: при снижении температуры плотность раствора H 2 S0 4 возрастает, при увеличении температуры — уменьшается. Зависимость плотности от температуры приведена в таблице 5.5.

    Таблица 5.4.

    Таблица 5.5.

    Для расчетов кроме приведенной таблицы может использоваться формула dt = d25-k(t-25), (5.1)

    где: d, — плотность электролита при измеренной температуре; d25 — плотность отнесенная к 25°С; к — температурный коэффициент, который в интервале температур 1030°С составляет 0,0007г/см3. Пример расчета.

    Примем измеренную плотность электролита при 20°С равную 1,267г/см3. То-гда приведенная плотность окажется равной d25 =1,267 -0,00075 = 1,264г/см3.

    Для приготовления электролита в случае использования кислот различной плотности может быть использована таблица 5.6

    Таблица 5.6.

    Аккумуляторный электролит замерзает при очень низкой температуре. Температура замерзания при различных значениях плотности приведена в таблице 5.7.

    Таблица 5.7

    Однако если аккумуляторы сильно разряжены, электролит может замерзнуть при более высокой температуре. Это может привести к разрушению аккумуляторной батареи.

    Ни для кого не секрет, что современные аккумуляторы работают на электролите. Данное вещество позволяет накапливать батареям заряд и выдавать его в виде конечной электроэнергии при работе. Одними из часто встречаемых электролитов является щелочной, который активно используется в одноименных аккумуляторных батареях. Подобная субстанция отлично проявляет себя в работе аккумулятора, но также имеет некоторые недостатки. Более подробно о них, сущности щелочного электролита и принципах его эксплуатации поговорим в сегодняшней статье.

    Пару слов о щелочном электролите

    Щелочной электролит – одна из основных составляющих одноименных аккумуляторных батарей. На сегодняшний день подобная субстанция используется во многих АКБ, поэтому актуальность её рассмотрения довольно-таки высока. Типовой состав электролита для щелочных аккумуляторов состоит:

    • либо из едкого калия и литиевых соединений;
    • либо из едкого натрия и едкого калия, а также того же лития.

    Любое из отмеченных выше соединений в определенной концентрации разбавляется с дистиллированной водой, что и формирует раствор-электролит для щёлочи. По формации он жидкий и представляется, на первый взгляд, обычной водой.

    На данный момент в сфере аккумуляторных батарей существуют два типовых, борющихся между собой видов электролитов, а именно:

    • рассматриваемые нами – щелочные ;

    Первые по сравнению со вторыми более надёжные и долговечные составляющие АКБ. Помимо этого, щелочные электролиты превосходят кислотные во многих параметрах, за исключением одного НО — они не способны выдавать стартовый ток. Этот момент всерьёз подорвал использование «щелочи» в АКБ для автомобилей, поэтому на современных машинах намного чаще встречаются именно кислотные электролиты и соответствующие аккумуляторы.


    Срок службы

    Калиево-литиевый щелочной электролит при грамотной эксплуатации и качественном приготовлении является одним из самых долго служащих в своей сфере. Экспериментально доказано, что данная жидкость способна выдержать более 1000 циклов «заряд-разряд», что представляет собой просто огромное количество таких процедур. Однако при использовании щелочных электролитов стоит держать в уме факторы, уменьшающие срок их службы. Наиболее важные из таковых следующие:

    Не допуская наличия данных факторов конкретно в вашей ситуации, продлить срок службы аккумулятора и щелочного электролита в отдельности можно в разы. Отметим, что при использовании подобных жидкостей также важно постоянно заправлять АКБ однотипным видом электролитов. В ином случае ресурс батареи уменьшается.


    Порядок заливки электролита в щелочной аккумулятор

    Допустим, щелочной аккумулятор перестал держать заряд или вовсе вышел строя. Что делать в такой ситуации? Скорее всего, придётся менять калиево-литиевый щелочной электролит, однако перед осуществлением его замены или доливки важно удостовериться в том, что:

    • электроды аккумуляторной батареи целы;
    • сепараторы и их пластины не обсыпались;
    • аккумулятор не работает именно потому, что он разряжен.

    Если данные моменты успешно подтвердились, то в необходимости заливки электролита можно не сомневаться. Порядок такой процедуры следующий:

    1. Демонтируйте аккумуляторную батарею с автомобиля;
    2. Поставьте её в месте, защищённом от сторонних лиц, детей и источников тока, огня, воды, а также удобном для работы с АКБ;
    3. Подготовьте себе защитную одежду в полном комплекте (как минимум, защитные очки и перчатки), инструмент для открытия крышки аккумулятора и щелочной электролит для залива. Последний, к слову, можно купить как в магазине (стоимость такового начинается от 30 рублей), так и приготовить в домашних условиях;
    4. Затем аккуратно демонтируйте крышку АКБ и начните заливать электролит, ориентируясь по соответствующим меткам;
    5. После того как жидкость долита до нужно уровня приведите аккумулятор в первоначальный вид и установите его обратно на машину.

    Примечание! Перед началом работ убедитесь, что у вас именно щелочной аккумулятор и электролит, используемый в нём, основан на щелочи. Отметим, что, неправильно залив электролит, можно привести АКБ в негодность.

    При полной или частичной смене электролита в щелочном аккумуляторе обязательно зарядите его в усиленном режиме (порядка 12 часов) или нормальном (6 часов). В остальных случаях допустимо проведение ускоренной зарядке (около 3 часов) с повышением нормальной силы тока в 2 раза.


    Правила зарядки щелочной батареи

    Так как функционирование щелочного электролита во многом зависит от того, как именно будет заряжаться батарея, в которую он залит, не лишним будет рассмотреть базовые правила зарядки соответствующих АКБ. В общем случае их перечень таков:

    1. Заряжайте аккумулятор исключительно на средних и высоких показателях силы тока, так как подобная практика положительно сказывается и на состоянии щелочного электролита, и на состоянии аккумулятора;
    2. В процессе заряда обязательно следите за тем, чтобы электролит с наличием в составе лития не превышал по температуре более 45 градусов по Цельсию и 35 – для электролитов без лития;
    3. Утеплять щелочные АКБ в процессе зарядки требуется лишь в том случае, если температура окружающей среды менее минус 30 градусов по Цельсию. В остальных случаях батареи заряжаются в обычном режиме;
    4. При зарядке аккумулятора следите за отсутствием выплёскивания электролита, ибо это не допустимо;
    5. После 10 циклов «заряд-разряд» всегда проверяйте уровень электролита и, при необходимости, доливайте его.

    Явным признаком того, что аккумуляторная батарея на щёлочи заряжалась верно, будет наличие 1,4-1,45 Вольт напряжения в начале зарядке на АКБ и 1,75-1,85 Вольт в конце.


    Учимся готовить щелочной электролит

    В завершение сегодняшнего материала о щелочных электролитах для АКБ не лишним будет обратить внимание на то, как сделать таковые дома. Для достижения подобной цели, в первую очередь, необходимо подготовить:

    • исходные материалы для приготовления электролита: дистиллированная вода (ГОСТ 6709-72), кали едкое КОН сорта А,В (ГОСТ 9285-69) и гидрат окиси лития Li(OH)3 (ГОСТ 8595-75);
    • железная, чугунная или пластмассовая тара с наличием плотных крышек;
    • аналогичные предметы для размешивания раствора;
    • ареометр – прибор, который требуется для измерения плотности приготовленного электролита.

    Непосредственно приготовление щелочного электролита осуществляется так:

    1. В сосуд вливается необходимое количество дистиллированной воды;
    2. Аккуратными движениями в жидкость либо наливается щёлочь, либо кладётся стальными шпицами;
    3. После этого раствор размешивается специальными приспособлениями, и его плотность корректируется под необходимые показатели посредством использования ареометра, а также добавления тех или иных веществ в электролит.

    Важно! Плотность щелочного электролита определяется по специальным таблицам с учётом температуры использования батареи и конкретных особенностей АКБ. Как правило, она составляет около 1,25-1,27 граммов на кубический сантиметр.

    Приготовленный электролит разливается в стеклянные тары, которые закрываются плотными резиновыми пробками. Хранить щелочной электролит желательно вдалеке от детей и солнца. Помимо этого, ёмкости с субстанцией стоит соответствующе пометить.

    На этом, пожалуй, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важные положения подошли к концу. Как видите, щелочной электролит – важнейшая составляющая одноименных аккумуляторов, требующая систематичной проверки и замены. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в ремонте автомобиля и на дорогах!