Установка радиатора ваз 2109. Замена радиатора охлаждения своими руками

Главной конструктивной особенностью системы охлаждения двигателя автотранспортного средства является радиатор. Крепление радиатора на Ваз 2109 конструкторы определили в моторном отсеке.
Он располагается за декоративной передней решеткой автомобиля. На ваз 2109 крепление радиатора имеет особое устройство отопления.

Основные конструктивные особенности

Итак:

  • В нижней части радиатора сконструированы штифты, в которые устанавливаются вставки из резины. Эти вставки отвечают за амортизацию радиатора во время движения автотранспортного средства.

  • В нижней части предусмотрен патрубок с резьбой, в него закручивается пробка для слива .
  • Если смотреть на лицевую поверхность радиатора, справа в средней части предусмотрено место для установки датчика включения вентилятора.
  • В верхней части предусмотрены два цилиндрических выступа для подсоединения резиновых патрубков.
  • В нижней части – один выступ.

Радиаторы изготавливаются из алюминиевых или медных сплавов. Так как такие сплавы меньше подвергаются окислению во взаимодействии с разогретыми жидкостями.
Итак:

  • На передней части находится распорный поперечный швеллер. В нем предусмотрены отверстия для установки резиновых вставок. Они туда вставляются в распор.

Примечание: поэтому перед установкой их необходимо смочить в мыльном растворе.

  • Вставлять вставки надо аккуратно, чтобы не нарушить структуру резины. Так как края швеллера имеют острые поверхности.
  • На установленные вставки надо с наклоном к двигателю аккуратно поставить радиатор на штифты.

  • После этого верх радиатора наклоняется к передней декоративной решетке.
  • Под верхним поперечным швеллером расположены две шпильки, которые приварены к кузову.
  • На них прикручивается металлическая распорная планка.
  • Этой планкой крепится верх радиатора.

Примечание: предварительно под планку прокладывается резиновая прокладка.

  • Двумя гайками закрепить верх радиатора.

Таким методом предусмотрено крепление радиатора системы .

Устройство отопления салона

Конструкторами заводов-производителей предусмотрена установка радиатора отопительной системы салона автомобиля ВАЗ-2109. Под панелью вспомогательных устройств, которая находится между двумя передними сидениями, конструкцией предусмотрено расположение печки отопления салона.
В ней изготовлен каркас для установки радиатора. К этой панели с двух сторон (пассажирской и водителя) установлены пластмассовые защитные панели.
Они крепятся на четыре самореза:

  • Открутить саморезы.
  • Снять их.
  • Так освобождается доступ к радиатору отопления салона.
  • Он закрепляется на четыре самореза.
  • Они устанавливаются в отверстия находящиеся на верхней, нижней поверхности радиатора.
  • Закрутить саморезы.
  • После этого подсоединять шланги системы отопления салона.

Примечание: перед натяжкой патрубков необходимо на них надеть хомуты крепления.

Совет: перед установкой хомуты по внутренним краям очистить наждачной бумагой. Это делать необходимо для того, чтобы удалить острые кромки.
Так как острыми кромками можно повредить резиновые поверхности патрубков.

Таким предусмотрен конструктивный порядок крепления радиаторов на ВАЗ-2109:

Совет: следует учитывать, что перед тем как закрепить верхнюю часть радиатора охлаждения необходимо установить на него верхние патрубки.

  • Закрепить их хомутами.
  • Только после этого крепить верхнюю планку к кузову автотранспортного средства.
  • Следующая процедура по приведению в рабочее состояние системы охлаждения.
  • Установить нижний патрубок и закрутить хомут.

Примечание. Нижний патрубок легко будет устанавливать со смотровой ямы. Предварительно надо снять защиту картера двигателя.

Сборка и проверка системы охлаждения

Надо:

  • Установить .

Кожух вентилятора крепится к радиатору двумя болтами с правой стороны. С левой стороны аккуратно одевается на шпильки, прикручивается гайками.

  • Затем вставить клеммы электропитания двигателя охлаждения.
  • Проверить затяжку сливной пробки.
  • Протянуть хомуты на установленных патрубках.
  • Проверить кран на отопление салона, он должен быть открыт, ручка рычага должна находиться в крайнем правом положении.
  • Только надо один шланг, который проходит на карбюратор снять.
  • Залить тосол в расширительный бачок. Лить надо аккуратно, смотреть на штуцер карбюратора.
  • Как только из него потечет тосол, поставить патрубок, затянуть хомут.
  • Долить в бачок до уровня между минимальной, максимальной отметками.
  • Закрыть пробку расширительного бачка.
  • Запустить двигатель.
  • Оставить его работать на 2-3 минуты.

В этот момент происходит наполнение системы, удаление воздушных пробок. В случае плохого прогревания надо заглушить двигатель.

  • Открыть пробку бачка.
  • Верхний патрубок к блоку двигателя обернуть ветошью.
  • Сделать несколько резких нажимов на него.
  • Из бачка должны появиться воздушные пузырьки.
  • Затем снова закрыть бачок.
  • Завести двигатель.
  • Выждать 5 минут.

Двигатель должен прогреться. Нижний патрубок также. Температура прибора должна показать 85-90 0 .

Вывод: проверку системы охлаждения двигателя на этом можно считать законченной.

Проводить все работы связанные с проверкой работы конструктивных систем автотранспортного средства своими руками необходимо после просмотра видео. Надо просмотреть, внимательно изучить написанные сопровождающие инструкции.
Ознакомиться с прилагаемыми фото.
Самостоятельное проведение технического обслуживания всегда сопровождается познанием конструктивных особенностей автотранспортного средства. Кроме того, это дает возможность неплохо сэкономить, ведь цена на ремонт и диагностику в СТО довольно высокая.

Радиатор подлежит замене при обнаружении течи охлаждающей жидкости из него. В мастерской, оборудованной специальным оборудованием, радиатор можно проверить и отремонтировать.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снятие и установка радиатора выполняются на холодном двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

Для проверки герметичности заглушите патрубки радиатора и опустите радиатор в ванну с водой, подведя к радиатору воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2). При этом в течение не менее 30 с не должны появляться пузырьки воздуха из радиатора.
1. Снимите аккумуляторную батарею.
2. Слейте с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099»).

3. Отсоедините провода от датчика включения электровентилятора радиатора.

4. Отверните два болта и две гайки крепления кожуха электровентилятора радиатора.

5. Отверните две гайки крепления и снимите кронштейн.

6. Отсоедините колодку с проводами от электродвигателя вентилятора радиатора.

7. Наклоните кожух с электоровентилятором в сторону двигателя и выньте кожух радиатора из моторного отсека.

8. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините два верхних шланга от радиатора.

9. Отсоедините нижний шланг от радиатора.

10. Наклоните радиатор в сторону двигателя и выньте радиатор из моторного отсека.

11. Снимите с радиатора две подушки нижнего крепления, если они остались на установочных штифтах радиатора. Замените порванные или потерявшие упругость подушки.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Одной из возможных причин перегрева двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 может быть засорение радиатора. В случае перегрева двигателя промойте радиатор водой.

Элементы системы охлаждения автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 - радиатор; 2 - пробка сливного отверстия радиатора; 3 - расширительный бачок; 4 - подводящий шланг радиатора;
5 - отводящий шланг радиатора; 6 - пароотводящий шланг (к расширительному бачку); 7 - кожух с вентилятором

Замену радиатора стоит производить при потере его герметичности, т.к. запайка не всегда является эффективной. Замену радиатора стоит начинать со слива охлаждающей жидкости. Лучше это делать на остывшем двигателе. Всю жидкость сливать нет необходимости, сливаем непосредственно из радиатора. Сам радиатор удобнее снять вместе с электровентилятором, а потом разъединить.

Начинаем с того, что ключом «на 8» откручиваем защиту двигателя, если она имеется, со стороны сливной пробки радиатора.

Если нет сливного крана, а стоит вентиль, то для того, что бы слить охлаждающую жидкость без потерь, проливаний и т.п., необходимо выкручивать его при закрытой крышке расширительного бачка. Сначала необходимо выровнять давление в системе охлаждения до атмосферного путем открытия крышки бачка.

ВНИМАНИЕ: НЕ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТЫ НА ГОРЯЧЕМ ДВИГАТЕЛЕ! Существует риск выплёскивания жидкости и получения ожогов!

Подставляем под место слива посуду, куда будет сливаться охлаждающая жидкость. При закрытой крышке …

откручиваем вентиль …

Слегка открывая и закрывая крышку расширительного бачка, регулируем эти самым напор. Далее откручиваем винты крепления корпуса воздушного фильтра:

и хомута воздушного шланга:

Вынимаем разъем датчика массового расхода воздуха и снимаем корпус воздушного фильтра,

открывая при этом доступ к той части радиатора, где находятся патрубки и пароотводящий шланг:

Начинаем снятие радиатора. Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления прижимной пластины…

… и снимаем ее.

Отклонив радиатор к двигателю ослабляем хомуты на радиаторе подводящего патрубка и пароотводящего шланга.

Обозначения на рисунке следующие:
1. Паровой шланг
2. Подводящий патрубок
3. Хомут подводящего патрубка
4. Хомут пароотводящего шланга

Также ослабляем хомут отводящего патрубка, находящегося внизу радиатора:

Отсоединяем шланги и разъем вентилятора. Вынимаем радиатор вместе с вентилятором и снимаем вентилятор. Для этого ключом «на 8»

откручиваем две гайки и два болта крепления радиатора.

Переставляем вентилятор на новый радиатор:

Собираем всё в обратном порядке. Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки,

которые при сборке должны войти в отверстия поперечины. Надеваем патрубки на штуцеры радиатора и затягиваем хомуты. Прикручиваем радиатор и воздушный фильтр. Заливаем охлаждающую жидкость до максимума. При заливке, для уменьшения образования паровых пробок внутри системы охлаждения, необходимо снять шланг со штуцера дроссельного узла:

Заводим двигатель и проверяем, есть ли течи. Через некоторое время проверьте уровень охлаждающей жидкости, он может слегка понизится. Это говорит о том, что ушли все парообразования и воздушные пробки. При необходимости охлаждающую жидкость необходимо долить.

Пожалуйста поставьте оценку статье

К записи "Замена радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099" оставлено 10 коммент.

    Подскажите кто сталкивался с такой проблемой отломился вентиль слива радиатора на 15ке, т.е. половина осталась в нем, а половина в руке). Реально как нить вывернуть его от туда?

Радиатор охлаждения двигателя на ВАЗ 2109-2108 приходится менять не так часто, и в основном это происходит из-за его протечки. Есть конечно любители ремонтировать их, то есть прибегать к пайке, но все же более надежный вариант — это полная замена.

Для выполнения снятия радиатора с автомобиля нам понадобится следующий инструмент:

  • головка на 8 и 10
  • трещоточная рукоятка
  • отвертка плоская и крестовая

Инструкция по снятию и установки радиатора на ВАЗ 2109-2108

Прежде чем приступать к демонтажу, сначала необходимо . Затем обязательно . После того, как это сделано, на самом деле остается лишь снять патрубки системы охлаждения. Итак, два патрубка находятся вверху, и они наглядно показаны на фото ниже. Сначала откручиваем болты хомутов:

После чего снимаем патрубок и шланг, результат чего показан на приведенной ниже картинке:

Затем приступаем к нижнему патрубку, также открутив предварительно болтик крепления хомута, снимаем его:

И остается отсоединить два проводка от датчика температуры, который находится с правой стороны радиатора. Ниже это показано более наглядно:

После этого можно приступать к снятию. Аккуратно отводим радиатор немного вперед к двигателю:

И также не менее осторожно вынимаем его вверх, следя за тем, чтобы он нигде не цеплялся при демонтаже, чтобы не повредить его:

При необходимости в замене, необходимо купить новый и произвести установку в обратной последовательности. Цена нового радиатора на ВАЗ 2109-2108 составляет около 1100-1500 рублей и отличается в зависимости от фирмы производителя и материала изготовления.

Как правило, современный автомобиль, будь то отечественная модель, такая как ваз 2109 или иномарка, это сложная система деталей, взаимосвязанных друг с другом. Если нарушится хоть одно звено в цепи, то это в конечном итоге приведет к поломке и других.
Автомобиль, как живой организм и на ваз 2109 замена радиатора охлаждения – это процесс, который поможет спасти не только некоторые детали, но и сам двигатель, ведь неисправный радиатор не будет его нормально охлаждать. Замена радиатора охлаждения ваз 2109является обязательной работой, которую можно спокойно выполнить своими руками.

Радиатор – уязвимая деталь авто

Сам радиатор – это довольно уязвимая часть машины, ведь он имеет латунный корпус, который подвержен многочисленным нагрузкам. Да и по конструкции эта деталь тонкая, а если учитывать огромное количество паяных соединений в нем, то скорый выход из строя становится понятным.
Радиатор находится впереди автомобиля и случайно попавший в него камешек от дороги или ветка дерева могут стать смертельной пулей. Даже самые мелкие инородные предметы, попавшие в радиатор, способны разрушить пайку и места контактной сварки.

Кроме того, взаимное влияние элементов автомобиля в данном случае играет злую шутку. Длительная эксплуатация химикатов, хочешь не хочешь, ослабляет зону контакта, нарушает режим работы насоса, повышает температуру и т. д.
К тому же, если прикипит клапан крышки радиатора, то он не даст вовремя сбросить давление, что в итоге приведет к появлению множества точек протекания.

Примечание. Причин, из-за которых радиатор может выйти из строя или недобросовестно функционировать очень много.
Останавливаться на них в этой статье мы не будем. Цель этой инструкции – ознакомить читателя с тем, как без проблем снять радиатор и заменить его на новый.

Замена

Данная деталь подлежит замене в том случае, если обнаружилась течь. Но все же, для начала лучше провести его проверку, чтобы убедиться, откуда течь.

Проверка

Для проверки радиатора его нужно снять (как это сделать, будет описано ниже), заглушить все патрубки и опустить в ванну с водой. Работы нужно проводить в специально отведенном для этого месте (мастерской, гараже и т. д.).
К ванне подводим воздух под давлением. Если появятся пузырьки в течение 30 секунд после поступления воздуха, значит в радиаторе есть дырка и ее даже можно найти, если наблюдать внимательно.

Снятие радиатора

Приступим:

  • в первую очередь, следует обесточить АКБ или даже снять;
  • ОЖ слить полностью, открыв краник;
  • если автомобиль наделен системой впрыска топлива, то нужно демонтировать .

Примечание. Для быстрого снятия воздушного фильтра следует пальцем или отверткой отжать защелку, отсоединить колодку с проводами, ослабить хомут и снять фильтр, подняв для начала его переднюю часть.

  • теперь нужно разрезать хомут, фиксирующий жгуты проводов;
  • разъединить колодку проводов вентилятора;
  • снять хомут тяги дроссельной заслонки, расположенной на кожухе вентилятора;
  • теперь нужно отсоединить отводящий шланг радиатора, который соединен с термостатом;

  • отсоединяем также подводящий шланг, соединенный с патрубком рубашки охлаждения;
  • снимаем пароотводящий шланг;
  • пришла пора вывернуть гайку, фиксирующую радиатор к кузову сверху.

Примечание. Стоит отметить, что тем же болтом фиксируется кожух вентилятора.

  • радиатор наклоняем к мотору;
  • снимаем его, двигая вверх в сборе с вентилятором;
  • теперь нужно ослабить затяжку хомутов;
  • отсоединяем от радиатора все шланги;

  • выворачиваем болты и гайки, которые крепят кожух с вентилятором и радиатор;
  • отсоединяем кожух с вентилятором;
  • нужно снять с радиатора две подушки нижнего крепления.

Примечание. Нужно визуально осмотреть подушки и если они порваны или потеряли упругость, заменить на новые.

Установка нового радиатора проходит в обратной последовательности. Не забываем надеть только подушки нижнего крепления.
Заливаем новый антифриз и все, радиатор готов к использованию.
Обязательно рекомендуется в процессе работы своими руками посмотреть соответствующее видео или фото – материалы. Пошаговая инструкция, данная выше, написана специалистами, которые знают все не понаслышке.
Поэтому соблюдать нужно все ее пункты. Научившись менять радиатор и другие детали своего автомобиля самостоятельно, можно неплохо сэкономить на периодическом ремонте, цена на который постоянно растет.