Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств. Требования к техническому состоянию автомобиля

Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.

Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.

В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.

Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.

Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.

В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.

Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.

Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».

Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.

Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода - надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.

Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).

Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.

Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены

Основные требования к выходам автобусов

Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью - дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом - запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.

Запасная (аварийная) дверь - это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.

Запасное (аварийное) окно - это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

Аварийный люк - это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.

Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.

Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии - снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.

Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.

Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.

Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.

Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.

Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.

Требования к выходам маломестных автобусов

Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.

Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.

Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов

Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.

Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:

Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов

Наименова­ние выхода

Размеры выхода

Примечания

Запасная дверь

Высота 125 см, ширина 55 см

В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см

Запасное окно Площадь проема 4000 см 2

В это отверстие должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструк­цией транспортного средства не предусмот­рено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен впи­сываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см

Аварийный люк Площадь проема 4000 см 2 В этот проем должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см

В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.

Требования к выходам автобусов большой вместимости

Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.

Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.

Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости

При определении минимального числа выходов каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство.‭ ‬Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции,‭ ‬причем соединяющий их проход не рассматривается в качестве выхода.‭ ‬Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери,‭ ‬а двойное окно ‬- как два аварийных окна.

Автобусы должны иметь аварийные люки,‭ ‬минимальное число которых при пассажировместимости не более ‬50‭ ‬человек ‬- 1,‭ ‬более ‬50‭ ‬человек ‬- 2.

Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства,‭ ‬и по меньшей мере одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.‭ ‬Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии,‭ ‬что она не является служебной дверью.

Выходы должны располагаться таким образом,‭ ‬чтобы на каждой боковой стороне имелось практически одинаковое их число.‭ ‬Выходы,‭ ‬расположенные с одной стороны транспортного средства,‭ ‬должны равномерно размещаться по его длине.‭ ‬По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен‭ ‬у задней или передней оконечности транспортного средства.‭ ‬Для транспортных средств,‭ ‬предназначенных для перевозки сидящих и стоящих пассажиров,‭ ‬а также в случае,‭ ‬если задняя часть наглухо отделена от пассажирского салона,‭ ‬это предписание выполняется,‭ ‬если в крыше оборудован аварийный люк.

Техническое состояние транспортных средств

Какие требования безопасности предъявляются к техническому состоянию транспортных средств?

Запрещается выезд транспортных средств, прицепов и полуприцепов при одной из следующих неисправностей:


Рулевое управление: 1) люфт рулевого управления, измеряемый на рулевом колесе, превышает 25°; 2) повреждены или ослаблены крепления картера и колонки рулевого механизма; 3) повреждены, не закреплены, не зашплинтованы детали рулевого привода; повышенный люфт в шарнирных соединениях; 4) затруднено вращение рулевого колеса, имеются изгибы, вмятины или другие повреждения рулевой колонки.


Ножной тормоз: 1) при однократном нажатии на педаль не происходит полного торможения; 2) свободный ход педали не соответствует требованиям инструкции завода-изготовителя; 3) подтекает жидкость из гидравлического привода; 4) нарушена герметичность пневматического привода (пропуск воздуха обнаруживается на слух или падение давления в системе превышает 1 кг/см2 — 0,1 МПа), не работает манометр пневматического привода; 5) при торможении транспортное средство «уводит» в сторону или происходит заклинивание колеса; 6) эффективность торможения не обеспечивает выполнения следующих норм (табл. 3); 7) отсутствует или не подключено тормозное устройство полуприцепа или двухосного прицепа, а также прицепа-роспуска грузоподъемностью 4 т и выше.

Таблица 3. Эффективность торможения


Транспортные средства

Тормозной путь при скорости 8,3 м/с (30 км/ч)— не более, м

Максимальное замедление — не менее, м/с

Автомобили:



легковые и другие, сконструи-



рованные на их базе

грузовые грузоподъемностью



до 4,5 т и автобусы длиной до



грузовые грузоподъемностью



свыше 4,5 т и автобусы дли-



ной более 7,5 м

Мотоциклы (мотороллеры) и мо-





без коляски

с коляской

с рабочим объемом двигателя



менее 49,8 см 3

Ручной тормоз: 1) рычаг (рукоятка) тормоза не удерживается запирающим устройством; 2) полностью груженый автомобиль не удерживается на уклоне 16° (автопоезд — на уклоне 8°) или при торможении порожнего автомобиля, движущегося со скоростью 4,1 м/с (15 км/ч); 3) тормозной путь превышает 6 м, а замедление составляет менее 2 м/с.


Трансмиссия: 1) пробуксовывает или не полностью включается сцепление; 2) самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача; 3) заметные вибрация и рывки карданного вала при движении; 4) имеются трещины на поверхности трубы карданного вала или на других деталях карданной передачи.


Колеса, шины: 1) отсутствует или слабо затянута гайка крепления диска колеса; 2) неисправно или неправильно установлено замковое кольцо диска колеса; 3) полностью изношен рисунок протектора шины; 4) сквозное повреждение, расслоение или другие механические повреждения покрышки шины; 5) шина при движении трется о детали подвески или кузова; 6) давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.


Запрещается устанавливать шины:


1) не соответствующие марке транспортного средства по размеру и допустимой нагрузке; 2) с восстановленным протектором на передние колеса автобусов, легковых автомобилей, а также грузовых, используемых для перевозки пассажиров.


Кузов, грузовая платформа, сцепные устройства: 1) неисправен запор двери кабины (кузова); 2) неисправен запор борта грузовой платформы; 3) неисправно тяговосцепное устройство автомобиля и прицепа или опорно-сцепное устройство тягача и полуприцепа; 4) разбито лобовое стекло или оно имеет дефекты, ухудшающие видимость; 5) при отсутствии наружного зеркала заднего вида запрещается размещать какие-либо предметы, загораживающие заднее стекло.


Внешние световые приборы: 1) фары не отрегулированы или освещают дорогу менее чем на 100 м при дальнем свете и 30 м — при ближнем; 2) неисправен переключатель света фар; 3) освещение номерного знака не обеспечивает его видимости при ясной погоде за 20 м; 4) не работает стоп-сигнал или указатель поворота; 5) не горит задний или передний габаритный огонь; 6) поврежден или отсутствует предусмотренный конструкцией отражатель света (катафот); 7) не горит передний габаритный огонь прицепа (полуприцепа), превышающего ширину тягача.


Запрещается установка:


1) фар-прожекторов, фар-искателей и других дополнительных фар (за исключением противотуманных) спереди, сбоку или сзади, если они не предусмотрены заводом-изготовителем; 2) красных огней и отражателей, видимых спереди; 3) белых огней и белых или желтых отражателей, видимых сзади.


Дополнительное оборудование: 1) не работает стеклоочиститель в дождь или снегопад; 2) отсутствует или неправильно установлено зеркало заднего вида; 3) не работает спидометр.


Если хотя бы одна из перечисленных выше неисправностей возникает в пути, водитель обязан принять меры к ее устранению, а если это невозможно, то следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.


При возвращении в гараж на транспортном средстве с одной негорящей фарой (габаритным огнем) свет должен быть обязательно с левой стороны.


Тракторы, дорожные, строительные, уборочные, поливочные и другие самоходные машины и механизмы, скорость которых не превышает 6,2 м/с (20 км/ч), при движении по автомобильным дорогам в темное время суток или при плохой видимости днем должны иметь, по крайней мере, спереди одну фару с ближним светом, расположенную слева, а сзади — габаритный огонь.


Кабина автомобиля должна удовлетворять следующим требованиям: 1) ветровое и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость, а боковые стекла — плавно передвигаться от руки или стекло-подъемными механизмами; 2) щетки включенного стеклоочистителя перемещаться свободно без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла; 3) на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; они должны регулироваться, чтобы обеспечить удобную посадку водителя;


4) концентрация вредных веществ в кабине трактора, грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля не должна превышать санитарной нормы (окись углерода - 30 мг/м3, акролеин - 2 мг/м3);


5) исправные замки дверей кабины, исключающие возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля; 6) бесперебойное отопительное устройство в кабине. Запрещается отапливать кабину отработавшими газами; 7) исправный пол кабины должен быть застелен резиновым ковриком.


Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла и воды, а также пропуска отработавших газов через неплотности соединений в системах питания и газораспределения.


Труба глушителя должна плотно соединяться с выпускным трубопроводом двигателя, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель не иметь трещин и пробоин.


Вентиляционное устройство двигателя должно работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.


Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка — прямую, соответствующей длины и прочности шпильку. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.


Техническое состояние переднего моста должно обеспечивать надежность установки передних колес и крепления деталей рулевого привода к деталям ходовой части.


Передний мост не должен иметь:


1) погнутости, трещин в балке передней оси или деталях независимой подвески; 2) люфта передних колес более положенного по паспорту завода-изготовителя; 3) заеданий и повреждений в подшипниках передних колес.


Техническое состояние тормозов должно обеспечивать своевременную остановку автомобиля (автопоезда) и одновременность начала торможения всех колес.


Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается только при наличии давления в воздушном баллоне не менее 0,3 МПа (3 кг/см2). Манометр при этом должен показывать наличие давления воздуха в системе.


В тормозной системе не допускается:


1) заедания колодок хотя бы в одном колесном тормозе; 2) замена тормозной жидкости минеральными или иными маслами, а также жидкостями-суррогатами.


При регулировке и проверке ручного тормоза убеждаются в отсутствии трещин тормозного диска. При их наличии диск заменяют. Рычаг (рукоятка) ручного тормоза должен надежно удерживаться запирающим устройством.


Запрещается спаривать новые шины с шинами, имеющими значительный износ рисунка протектора.


Диски колес надежно закрепляют на ступицах. Не допускаются наличие трещин и погнутости дисков колес, разработка в дисках колес отверстий, нарушающих надежность крепления их гайками. Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены.


Техническое состояние электрооборудования автомобиля, трактора должно обеспечивать пуск двигателя стартером, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и клеммах. Все провода электрооборудования должны иметь падежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторную батарею надежно укрепляют. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.


Автомобили (тракторы) снабжают набором исправных инструментов и приспособлений в соответствии с ГОСТом или техническими условиями, в частности: подъемным приспособлением (домкратом) необходимой грузоподъемности, пусковой рукояткой, закрытым источником освещения — переносной лампой или электрическим фонарем, ручным насосом для накачивания шин и продувки системы питания двигателя, гаечными и баллонными ключами.


Все автомобили обеспечивают клиньями для колес. Перед дальним рейсом грузовые автомобили (тракторы) и автобусы дополнительно снабжают металлическими козелками, лопатой, буксирным тросом (штапгой), цепями противоскольжения, аптечкой первой помощи.


Чтобы не возник пожар на автомобиле, тракторе, запрещается:


1) допускать скопление на двигателе и его картере грязи, смешанной с топливом и маслом; 2) оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (тряпки, концы и т. п.); 3) допускать неисправности в приборах системы питания; 4) курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков) ; 5) пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов; 6) подогревать двигатель открытым пламенем.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний Красник Валентин Викторович

6. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Общие положения

Вопрос 331. Какие требования предъявляются к кабине (салону) АТС?

Ответ. Предъявляются следующие требования:

боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;

на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;

шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;

пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений (п. 6.1.2).

Вопрос 332. Какие функции должно обеспечивать техническое состояние электрооборудования АТС?

Ответ. Должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи (п. 6.1.5).

Вопрос 333. Каким дополнительным оборудованием должны снабжаться грузовые автомобили и автобусы при направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 сут.)?

Ответ. Должны снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время – дополнительно цепями противоскольжения (п. 6.1.8).

Вопрос 334. Что должны дополнительно иметь АТС, работающие на уборке урожая?

Ответ. Должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями (п. 6.1.10).

Из книги Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки автора

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И ТАРЕ Вопрос 119. Что представляет собой технология грузовой переработки грузов?Ответ. Представляет собой систему механизированных операций, выполняемых комплексом подъемно-транспортных машин и оборудования:кранами –

Из книги Как продлить жизнь своего автомобиля автора Золотницкий Владимир

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г.

Из книги Обслуживаем и ремонтируем Волга ГАЗ-3110 автора Золотницкий Владимир Алексеевич

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г.

Из книги Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора Красник Валентин Викторович

2.1. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств 2.1.1. Общие положения Вопрос 8. Кто должен осуществлять въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра (СГТО, ПГТО) и их

Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

2.1.3. Мойка автотранспортных средств, агрегатов и деталей Вопрос 27. Какие требования необходимо соблюдать при мойке АТС, агрегатов, узлов и деталей?Ответ. Обязательно соблюдение следующих требований:мойка должна производиться в специально отведенных местах;при

Из книги автора

2.1.5. Проверка технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов Вопрос 40. Как следует проверять техническое состояние АТС и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии?Ответ. Следует проверять при заторможенных колесах. Исключение из этого

Из книги автора

2.3. Эксплуатация автотранспортных средств 2.3.1. Движение по территории организации, подготовка к выезду и работа на линии Вопрос 143. Какие требования необходимо соблюдать при пуске двигателя АТС пусковой рукояткой?Ответ. Необходимо соблюдать следующие требования:

Из книги автора

2.3.2. Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в зимнее время года Вопрос 162. Где должны проводиться все работы по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС?Ответ. Должны проводиться, как правило, в отапливаемых

Из книги автора

2.3.5. Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в отрыве от основной базы Вопрос 180. Каковы обязанности водителя перед погрузкой АТС на железнодорожные платформы с помощью грузоподъемных механизмов?Ответ. Водитель обязан:отсоединить клемму от

Из книги автора

2.5. Хранение автотранспортных средств Вопрос 216. Где должны храниться автомобили-цистерны для перевозки горючих легковоспламеняющихся веществ?Ответ. Должны храниться на открытых площадках, под навесами или в изолированных одноэтажных помещениях наземных гаражей,

Из книги автора

3.4. Помещения для хранения автотранспортных средств Вопрос 235. Какой должна быть высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования?Ответ. Должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту АТС и должна быть не менее 2,0 м (п.

Из книги автора

4.3. Открытые площадки для хранения автотранспортных средств Вопрос 295. Где должны располагаться открытые площадки для хранения АТС?Ответ. Должны располагаться отдельно от зданий и сооружений на расстоянии, установленном действующими нормативными актами, в зависимости

Из книги автора

4.4. Временные стоянки автотранспортных средств Вопрос 299. Каким требованиям должны отвечать временные стоянки АТС в полевых условиях?Ответ. Должны отвечать следующим требованиям:для стоянки должны выделяться площадки, очищенные от стерни, сухой травы и валежника,

Из книги автора

6.4. Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе Вопрос 345. Что необходимо выполнить при подготовке АТС к установке газобаллонного оборудования?Ответ. Необходимо выполнить:вымыть АТС (моторный отсек, кабину, раму и т. д.);слить

6.1. ВМ могут перевозиться специальными, специализированными автомобилями * и автомобилями общего назначения, приспособленными для этих целей, работающими на жидком или газообразном топливе.

* Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенным для перевозки В M ; специализированный автомобиль - автомобиль, оборудованный для перевозки ВМ.

При отсутствии проезжих дорог допускается перевозка ВМ тракторами или другим гусеничным транспортом. Способ перевозки, а также порядок оборудования таких транспортных средств с учетом специфических условий должны быть согласованы с Госгортехнадзором России.

6.2. У автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки ВМ, а также автомобилей общего назначения, систематически (более двух раз в неделю) используемых для этих целей, выпускная труба глушителя должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором.

Если расположение двигателя не позволяет провести такое переоборудование, допускается выводить выпускную трубу в правую сторону вне зон кузова (цистерны) и топливной коммуникации. В этом случае, а также при разовых перевозках ВМ на автомобилях общего назначения необходимо устанавливать на выпускную трубу искрогаситель серийного производства или изготовленный по технической документации, разработанной специализированной организацией, прошедший соответствующую экспертизу.

6.3. Перевозка ВМ на автосамосвалах запрещается.

В исключительных случаях по письменному разрешению руководителя предприятия, осуществляющего перевозку, допускается транспортирование тротила, аммиачноселитренных ВВ, в том числе с содержанием жидких нитроэфиров не свыше 15 %, детонирующего и огнепроводного шнуров на автосамосвалах, не оборудованных системой подогрева кузова, при надежном креплении кузова, исключающем его опрокидывание, с установкой на выпускную трубу искрогасителя.

6.4. ВМ, за исключением детонаторов и дымного пороха, могут перевозиться на автоприцепах. При этом перевозка ВМ на одноосных прицепах, а также прицепах, не имеющих жесткой сцепки и тормозов, запрещается.

Допускается перевозка ВМ в специализированных фургонах-прицепах, комплектуемых со специальными автомобилями.

6.5. Металлические части кузова (днища и борта) автомобилей и автоприцепов, перевозящих ВМ, должны быть покрыты сплошным настилом из трудновоспламеняющегося материала, исключающего искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настила, необходимо пропитывать огнезащитным составом, рекомендованным специализированной экспертной организацией по безопасности работ.

6.6. Двигатель автомобиля, перевозящего ВМ, должен работать в нормальном режиме.


6.7. Топливный бак (кроме газовых баллонов) необходимо оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливать стальную сетку с ячейками размером 10 ´ 10 мм (перфорированный лист); расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

Топливный бак должен быть удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы так, чтобы в случае утечки горючего оно выливалось непосредственно на землю.

6.8. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должно отвечать следующим требованиям:

номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

электрические цепи должны быть защищены от повышенных токов предохранителями заводского изготовления и размыкающим выключателем, приводимым в действие из кабины водителя;

электропроводка должна иметь надежную изоляцию, исключающую короткое замыкание, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла быть повреждена от ударов и трения о части автотранспортного средства, а также была защищена от теплового воздействия выпускной системы;

электропроводка должна быть выполнена из проводов с бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии.

6.9. Автомобиль необходимо оборудовать зеркалами заднего вида с обеих сторон. Водитель и лицо, сопровождающее груз, обязаны наблюдать за состоянием груза и немедленно принимать меры к устранению неисправностей, возникающих в пути следования.

6.10. У транспортного средства с кузовом типа «фургон», перевозящего ВМ, кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей, внутренней электропроводки и отделяться от кабины водителя промежутком не менее 150 мм. Дерево, применяемое для изготовления кузова, необходимо пропитывать огнезащитным составом (см. п. 6.5). Для внутреннего покрытия следует использовать материалы, не вызывающие искр. Запрещается применять материалы, способные образовывать опасные соединения с перевозимым грузом.

Дверь фургона должна быть расположена с правой стороны автотранспортного средства. Допускается устройство двери в задней стенке фургона при условии оборудования сигнализацией, выведенной в кабину автомобиля и срабатывающей при открывании двери. Дверь должна запираться на внутренний замок и иметь приспособление, препятствующее ее открыванию в случае выхода замка из зацепления. Для внутреннего освещения фургона необходимо использовать светильник, плафон которого должен устанавливаться в верхней части передней стенки кузова с наружной электропроводкой, проложенной в защитном кожухе.

В автомобиле типа «передвижной склад ВМ» должны быть оборудованы рабочее место заведующего складом (раздатчика), а в переднем правом углу фургона - отсек для средств инициирования с дверью, открывающейся наружу.

Кузов специального автомобиля должен представлять собой конструкцию повышенной прочности, исключающую прострел пулей, и иметь встроенную систему пожаротушения. Окраска и оборудование кузова специального автомобиля должны соответствовать нормативно-технической документации.

6.11. Если в качестве покрытия открытых кузовов автомобилей, предназначенных для перевозки ВМ, используется ткань, то она должна быть трудновоспламеняющейся, непромокаемой, хорошо натянутой и перекрывать борта кузова не менее чем на 200 мм. Ткань должна закрепляться на специальных крюках и петлях, установленных на всех бортах кузова.

6.12. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должны отвечать требованиям правил и руководств по их технической эксплуатации с учетом необходимости охраны окружающей среды.

6.13. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки ВМ, комплектуется:

красным флажком, прикрепляемым с левой стороны кабины;

противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать типу транспортного средства;

тремя огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый;

трудновоспламеняющейся непромокаемой тканью;

набором инструментов для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;

мигающим фонарем красного цвета или знаком аварийной остановки;

двумя знаками «Въезд запрещен»;

аптечкой;

комплектом цепей противоскольжения. Необходимость укомплектования цепями противоскольжения автомобилей с двумя или более ведущими мостами определяется техническим руководителем предприятия, осуществляющего перевозку ВМ.

В случае перевозки пиротехнических составов и изделий транспортное средство комплектуется лопатой и запасом сухого песка в количестве не менее 50 кг.

6.14. Перевозка ВМ на неисправных транспортных средствах, а также при наличии в кузовах посторонних изделий и материалов запрещается.

6.15. Ответственным лицом транспортного цеха (гаража), назначенным приказом, перед выпуском в рейс транспортного средства, предназначенного для перевозки ВМ, должно быть проверено его техническое состояние в присутствии водителя и в путевом листе сделана подтвержденная подписью отметка: «Автомобиль проверен, исправен и пригоден для перевозки ВМ». При отсутствии указанной записи выдача ВМ для перевозки запрещается. Перечень подлежащих проверке показателей технического состояния транспортного средства утверждается техническим руководителем предприятия.

На предприятиях (в организациях), ведущих взрывные работы (работы с ВМ), лица, ответственные за выпуск транспортного средства в рейс, должны быть аттестованы комиссией предприятия с участием представителей органов госгортехнадзора и ГАИ (по согласованию).

6.16. Транспортные средства, перевозящие ВМ, должны дважды в год представляться госавтоинспекции на техосмотр.

Техническое обслуживание транспортных средств, допущенных к перевозке ВМ, должно проводиться в установленном порядке, в том числе в автотранспортном цехе (гараже) предприятия, согласно требованиям эксплуатационной документации.

10.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей, прицепов, полупри­цепов всех типов, марок, назначений, а также всех механических средств с рабочим объемом цилиндров более 50 см 3 (далее – транспортные средства), нахо­дящихся в эксплуатации, должны отвечать Прави­лам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного дви­жения Украины, Санитарным правилам по гигиене труда водителей автомобилей (раздел 2, пп. 54, 51, 55 этих Правил), инструкциям заводов-изготовите­лей, а также этим Правилам.

10.1.2. К рабочему месту водителя автомобиля предъя­вляются следующие требования:

– ограждение рабочего места водителя в салоне легкового автомобиля-такси (защитный экран) и ав­тобуса, если оно предусмотрено конструкцией, долж­но быть в исправном состоянии;

– ветровое и боковое стекло не должно иметь трещин и затемнений, не допускается использовать дополнительные предметы или наносить покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухуд­шающие прозрачность стекла;

– боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемных механизмов;

– на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь ис­правную регулировку, обеспечивающую удобную по­садку водителя;

– ручки около дверного проема, замки всех две­рей кузова или кабины, а также привод управления дверьми, сигнализация работы дверей (открыто, зак­рыто), аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие должны быть исправными;

– пол кабины (салона) автомобиля должен засти­латься ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений;

– уровни звука и эквивалентные уровни звука в кабинах грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА, в салонах легковых автомобилей и автобу­сов – 60 дБА;

– санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны быть в рабочем состоянии и обеспечивать поддержание в кабине (салоне) параметров микро­климата согласно установленным нормам (При­ложе­ние 6);

10.1.3. Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнителями, препятствующи­ми проникновению отработанных газов в его кабину (салон).

10.1.4. Системы питания, смазки и охлаждения должны быть исправными и не иметь течи топлива, масла, антифриза, воды.

10.1.5. В отделениях, предназначенных для пас­сажиров и водителя, не должно быть никаких уст­ройств и элементов топливной системы.

Размещение элементов топливной системы долж­но быть таким, чтобы в случае вытекания топливо попадало только на дорогу и полностью исключало возможность его попадания на элементы выхлопной системы.

10.1.6. Элементы и соединения системы выпуска отработанных газов должны находиться в исправном состоянии.

10.1.7. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в под­капотное пространство.

10.1.8. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, а для легковых автомобилей, их модификаций для перевозки пассажиров, а также автобусов в сна­ря­женном состоянии – не менее 23% и для грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии – не менее 31%.

10.1.9. Стояночная тормозная система прицепа (полуприцепа) при отсоединении его от тягача долж­на обеспечивать неподвижное его состояние на укло­не, значения которого установлены в п. 10.1.8 для соответствующей категории транспортного средства, к кото­рой относится тягач.

10.1.10. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправ­ными и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

10.1.11. Техническое состояние электрооборудо­вания автомобиля должно обеспечивать пуск двига­теля с помощью стартера, бесперебойное и своевре­менное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, без­отказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования долж­ны быть укреплены и иметь надежную неповрежден­ную изоляцию, исключающую возможность их обры­ва, перетирания, износа или короткого замыкания.

Предохранители системы электрооборудования, применяемые для замены сработанных, должны от­вечать техническим требованиям.

Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена. Не допускается течь электролита из мо­но­блока аккумуляторной батареи.

10.1.12. Каждый автомобиль должен быть укомп­лектован упорными колодками не менее 2 шт., огне­тушителем, медицинской аптечкой, знаком аварий­ной остановки (мигающим красным фонарем).

10.1.13. Автобусы и грузовые автомобили, пред­назначенные для перевозки людей и специально обо­рудованные для этой цели, должны укомплектовы­ваться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель должен находиться в каби­не водителя, второй – в пассажирском салоне авто­буса или в кузове автомобиля.

10.1.14. При направлении в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно укомплектовывать­ся подставками (козелками), лопатой, буксирным устройством, предохранительной вилкой (переносным устройством) для замочного кольца колеса, а зимой –дополнительно цепями противоскольжения.

10.1.15. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка – пря­мую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без задирок.

10.1.16. Двери кабин (салонов), капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фик­саторами открытого и закрытого положения.

10.1.17. Не допускается оборудование салона ав­тобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным вы­ходам.

Аварийные выходы должны быть обозначены и иметь таблички с правилами их использования.

Запрещается двери основных и аварийного (запас­ного) выходов содержать в нерабочем состоянии, за­варивать, запирать на замки, болты и т.п.

10.1.18. Подножки, буферы, специальные площад­ки должны иметь неизношенную рифленую поверх­ность и быть надежно закреплены в местах, предус­мотренных конструкцией транспортного средства.