Виды и устройство ремня безопасности, зачем он нужен. Ремни безопасности: Конструкция, виды Что значит пятиточечный ремень безопасности

Автомобиля являются ремни безопасности. Они предназначены для предотвращения опасного перемещения человека, которое может произойти при столкновении или резком торможении. Использование ремней безопасности снижает вероятность и тяжесть травм от ударов о жесткие части кузова, стекла, с другими пассажирами (т.н. вторичные удары). Пристегнутые ремни безопасности обеспечивают эффективную работу подушек безопасности .

Виды ремней безопасности

По числу мест крепления различают следующие виды ремней безопасности: двухточечные, трехточечные, четырех-, пяти- и шеститочечные.

В настоящее время можно встретить в качестве среднего ремня на заднем сидении некоторых старых автомобилей, а также на пассажирских местах в самолетах. Двухсторонний ремень безопасности представляет собой поясной ремень, проходящий по талии и закрепленный с двух сторон сидения.

Являются основным видом ремня безопасности и устанавливаются на всех современных автомобилях. Трехточечный диагонально-поясной ремень безопасности имеет V-образное расположение, которое обеспечивает равномерное распределение энергии движущегося тела на грудь, таз и плечи. Первые серийные трехточечные ремни безопасности были предложены компанией Volvo в 1959 году, разработчик - Нильс Болин.

Устанавливаются на спортивных автомобилях. Имеют четыре точки крепления к сидению автомобиля. Для серийных автомобилей являются перспективной конструкцией, для установки ремня необходимы дополнительные верхние крепления ремня, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля.

Используются на спортивных автомобилях, а также для закрепления детей в детских автомобильных сидениях. Включают два поясных ремня, два плечевых ремня и один ремень, находящийся между ног. Шеститочечные ремни безопасности имеют два ремня между ног, за счет чего обеспечивается более надежная фиксация пилота гоночного автомобиля.

Перспективной конструкцией являются надувные ремни безопасности , которые наполняются газом при аварии. Они увеличивают площадь контакта с пассажиром и соответственно уменьшают нагрузки на человека. надувная секция может быть только плечевой, а также плечевой и поясной. Как показывают испытания, данная конструкция ремня безопасности обеспечивает дополнительную защиту от бокового удара.

В качестве меры против неиспользования ремней безопасности с 1981 года предлагаются автоматические ремни безопасности . Данные ремни безопасности автоматически закрепляют пассажира при закрытии двери (запуске двигателя) и освобождают его при открытии двери (остановке двигателя). Автоматизировано, как правило, движение плечевого ремня, который движется по краям дверной коробки. Поясной ремень закрепляется вручную. Ввиду сложности конструкции, неудобства посадки в автомобиль автоматические ремни безопасности в настоящее время практически не применяются.

Устройство трехточечного ремня безопасности

Трехточечный ремень безопасности включает лямку, замок и втягивающую катушку.

Лямка ремня безопасности изготавливается из прочного материала. Лямка крепится к кузову с помощью специальных устройств в трех точках: на стойке, на пороге и на специальной тяге с замком. Для адаптации ремня к росту конкретного человека во многих конструкциях предусматривается регулирование верхней точки крепления по высоте.

Замок обеспечивает запирание ремня безопасности и устанавливается возле сиденья автомобиля . Для соединения с замком на лямке выполнен подвижный металлический язычок. Для напоминания о необходимости применения ремня безопасности в конструкции замка предусматривается выключатель, который включен в цепь аудиовизуальной сигнальной системы. Предупреждение происходит с помощью сигнальной лампы на приборной панели и звукового сигнала. Алгоритм работы данной системы имеет отличия у разных автопроизводителей.

Втягивающая катушка обеспечивает принудительную размотку и автоматическую смотку ремня безопасности. Она крепиться на стойке кузова автомобиля . Катушка оснащена инерционным механизмом блокировки, который останавливает движение ремня в катушке при аварии. Используется два способа блокировки - в результате движения (инерции) автомобиля и в результате движения самого ремня безопасности. Ремень можно вытянуть из барабана катушки только медленно без ускорения.

Современные автомобили оснащаются ремнями безопасности с

Ремень безопасности предназначен, чтобы предотвращать опасные перемещения человека в салоне машины во время аварии либо резкого торможения, и тем самым убавлять вероятность и тяжесть полученных травм. Когда в авто не работает ремень безопасности, то его срочно необходимо починить либо заменить, так как продолжать ездить с неисправным ремнем безопасности опасно и противоречит ПДД . Сегодня мы поговорим об устройствах механизма ремней безопасности, о причинах неисправности ремней, о том, как работает ремень безопасности, и как отремонтировать его в случае поломки своими руками.

Можно ли выполнять ремонт ремня безопасности своими руками

Безусловно, когда поломался ремень безопасности в вашем автомобиле, вы можете обратится за помощью в специализированное СТО, в котором вам предоставят качественный ремонт или замену ремней безопасности, но в тоже время вы сможете сделать это и самостоятельно. И, если придерживаться определенной инструкции, то все выйдет достаточно легко, просто, и быстро.

Важно! Нельзя затягивать с ремонтом ремней безопасности. Как показывают исследования компаний Peugeot и Renault, во время аварий большинство водителей вылетает через лобовое стекло из-за того, что они не пристегнуты, и процент смертности среди них намного выше чем у тех водителей, которые были пристегнуты.

Причины неисправности ремней

Среди самых распространенных причин, почему не работает в машине ремень безопасности, можно выделить следующие:

  • Ремень безопасности в автомобиле не втягивается из-за его износа, точнее из-за износа системы блокировки или какого-то из ее компонентов.
  • Ремень не вытягивается из-за мороза или изнашивания роликового механизма.
  • Замок катушки сломан или поврежден основной механизм.
  • Блокировка после аварии. Когда автомобиль попадает в аварию, то срабатывают пиропатроны механизма, тогда замок устройства заклинивает, и отключить его уже не выйдет.
  • Ремень не втягивается, когда его отстегнули, или его заклинило при попытке пристегнутся, даже при плавном вытягивании.

Интересно! В 1957 году в Швеции было принято закон от обязательном использовании на автомобилях ремней безопасности. Вслед за Швецией и другие страны начали принимать такие законы, а в СССР такой закон был принят только спустя двадцать лет.

Устройство механизма, и его принцип действия

Ремень безопасности состоит из лямки, замка, и втягивающей катушки. Лямка ремня делается из прочного материала, и крепится специальными устройствами к кузову авто в трех местах: на пороге, на стойке, и на специальной тяге с замком.

Знаете ли вы? В 1959 году кампанией Volvo были предложены первые серийные (трехточечные) ремни безопасности.

Замок предназначен для запирания ремня, и ставится возле сиденья автомобиля. На лямке, с целью соединения с замком, располагается подвижный металлический язычок. Втягивающая катушка на ремне безопасности предопределена, для его принудительной размотки и автоматической смотки, и крепится на стойке кузова машины. Она оборудована инерционным механизмом блокировки, останавливающим движение ремня в катушке при столкновении (аварии) либо резком торможении.

Что касается принципа действия ремней безопасности современных машин, то все достаточно просто – катушка с блокиратором на основе зубчатого механизма, благодаря которому вращается катушка.

Сам же зубчатый механизм закрывается при помощи небольшого маятника с сфероидной либо шариковой опорой с системой рычагов. Если ремень вытягивается плавно, опора вращается совместно с шестерней катушки, а если резко – маховик блокируется.

Ремень безопасности (далее — РБ) представляет собой инструмент защиты автолюбителя и пассажиров авто во время движения. Правильная эксплуатация РБ позволяет снизить риск травмирования человека во время аварии. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой двухточечный, многоточечный и трехточечный ремень безопасности, насколько эффективно его использование и какой лучше использовать для ребенка и коляски.

[ Скрыть ]

Типы ремней безопасности

Как мы уже сказали, видов РБ может быть несколько. Они разделяются между собой по количеству мест крепления, а также конструкции. Рассмотрим по очереди каждый из них.

Двухточечные

Двухточечный РБ — это регулируемое средство защиты автомобилиста, которое крепится в районе талии.

Бедренные

Впервые такие элементы были введены в эксплуатацию в 1949 году. На сегодняшний день такой тип РБ используется только в старых машинах, поскольку он является невостребованным в легковых транспортных средствах.

Поясные

Поясные, как и бедренные РБ, также сегодня практически не используются. Еще около десяти лет назад поясные РБ использовались автомобильными производителями для обустройства защиты задних кресел. Сегодня их можно встретить в некоторых автобусах, но все-такие поясные РБ активно используются на самолетах, благодаря тому, что могут надежно удержать человека на сидении. Таким образом, пассажир может удобно сидеть на кресле во время взлета или посадки. Но ни детей в автомобиле, ни тем более коляски пристегивать такими элементами нельзя.

Плечевые

Популярность плечевых РБ также в последнее время сошла на нет. Такие РБ проходят от плеча к бедру. Активно применялись автомобильными производителями в 60-х годах прошлого века. Но, как показала практика, они не особо защищали автолюбителей при авариях из-за того, что попадая в ДТП, человек мог попросту выскользнуть из-под плечевого РБ. Соответственно, ни детей, ни коляски с малышами пристегивать плечевыми РБ нельзя.

Трехточечные


По конструкции трехточечный ремень безопасности представляет собой единое средство защиты, сочетающее в себе плечевой и поясной ремешки. По отрезку РБ проходит пряжка, позволяющая с удобством использовать конструкцию водителю или пассажиру. Трехточечные ремни безопасности в случае ДТП смогут равномерно распределить силу торможения по нескольким частям тела — бедренному поясу, плечам, а также груди. А это, в свою очередь, по многом облегчает удар человеку. Впервые такие РБ были введены в эксплуатацию в 1959 году.

До середины 80-х годов прошлого века такие ремешки, как правило, эксплуатировались исключительно на передних сидениях. Но со временем, как показали испытания, ПДД во многих странах были пересмотрены, в результате чего авто-производители стали устанавливать и на передние, и на задние кресла трехточечные РБ. Однако это касается развитых стран — здесь такое требование было введено в 2007 году.

Несмотря на свою относительную безопасность, для маленьких детей и колясок такие РБ не пригодны. Если габариты нетипичны, то верхняя часть ремешка при аварии будет слишком близко подходить к горлу пристегнутого человека. Что касается колясок, то даже не думайте пристегивать коляску с ребенком трехточечным РБ.

По своему типу такие ремешки делятся на:

  1. Инерционные. Такие РБ являются самыми распространенными и именно такие ремешки встречаются почти во всех авто. Если инерционный РБ не пристегнут, то в таком состоянии он крепится на боковой стойке авто, а для использования его достаточно вытянуть из места установки и установить в замок. Если вы решите отстегнуть инерционный РБ, то он в автоматическом режиме вернется на свою исходную позицию.
  2. Неинерционные отличаются от инерционных не только тем, что при отстегивании они не возвращаются на место, но и способом пристегивания. К примеру, инерционный РБ сам выстроит необходимую длину, исходя из габаритов водителя или пассажира. А вот что касается неинерционных ремешков, то в этом случае человеку необходимо сначала выставить длину, а уже потом садиться и одевать его. При этом следует учесть, что чрезмерно ослаблять или перетягивать такой РБ не стоит, иначе это может быть чревато во время ДТП. Поэтому в любом случае перед эксплуатацией такие ремешки следует подстраивать под себя.
  3. РБ с натяжителем. Устройство натяжителя позволяет автоматически отрегулировать силу удержания водителя или пассажира при ДТП. Такие РБ срабатывают сами при аварии.

Многоточечные

К многоточечным элементам относятся четырехточечные и пятиточечные ремни безопасноти. На сегодняшний день чаще всего используются в гоночных машинах, а также в воздушном транспорте. Что касается гоночных авто, то в них многоточечные РБ также выполняют роль дополнительного компонента боковой поддержки, кроме основной функции. То есть многоточечные РБ позволяют удержать тело водителя болида на своем кресле. Также следует отметить, что поскольку пятиточечные РБ являются самыми надежными, ими вполне можно пристегивать коляску или ребенка. Практически во всех удерживающих устройствах для детей применяются пятиточечные РБ.


Применение ремней безопасности

Во многих странах в ПДД прописано требование в обязательном порядке применять РБ во время езды на автомобиле, разумеется, если машина оснащена ремешками. Что касается Украины, России и Беларуси, то в этих странах использование РБ является обязательным не только для водителя, но и пассажиров. В случае неиспользования ремешков при движении сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф.

Удерживающие устройства

Как вы сами можете понять, обычные РБ рассчитаны на рост взрослых людей, поэтому при перевозке детей и колясок вы не сможете их использовать. Для этого, чтобы защитить жизнь и здоровье ребенка, существуют удерживающие устройства или специальные автомобильные так называемые коляски — автокресла. Если ребенок будет пристегнут трехточечным РБ без кресла, то вероятность того, что он получит травму шеи, как минимум в пять раз больше, чем если бы он сидел в специальном удерживающем устройстве.

В РФ, согласно правилам ПДД, все дети возрастом до 12 лет должны перевозиться в удерживающих устройствах, при использовании которых можно применять ремень.

РБ и подушки безопасности

Применение ремешков является обязательным в том случае, если транспортное средств оснащено , в противном случае есть большой риск получения травм. Учтите, что принцип функционирования подушек безопасности продумывается при разработке таким образом, что водитель при их раскрытии должен быть пристегнуть РБ. Соответственно, если в случае аварии водитель не пристегнут, а его тело может пусть даже немного сместиться, то последствия открытия подушек могут быть очень печальными. К примеру, если удар будет лоб в лоб, то автомобилист как минимум получит удар подушкой по голове, и уж поверьте, этот удар будет значительно сильнее, чем если бы вы просто ударились головой о торпеду. На сегодняшний день многие автомобильные производители оборудуют свои транспортные средства функцией блокировки подушки, если РБ не пристегнут во время езды.

Эффективность

Перейдем к вопросу эффективности ремней безопасности автомобиля. Наверное, объяснять не нужно, насколько этот элемент защиты водителя и пассажиров является важным, ведь его эффективность была проверена годами и многочисленными проверками на практике. С уверенностью можно сказать, что при критичных ДТП, когда вероятность выжить очень низка, именно ремешки безопасности позволяют обеспечить защиту. В целом процент защиты составляет около 70 из 100%, чего нельзя сказать о подушках безопасности. Последние позволяют защитить только в 20% случаев.

Говоря о средствах безопасности и защиты пассажиров от травм в опасных ситуациях, мы часто сталкиваемся с информацией, которая касается новомодных систем распознавания потенциальной опасности и автоматического срабатывания критического торможения. Кроме того, пытаясь повысить безопасность пассажиров и водителя в автомобиле, инженеры и конструкторы пытаются максимально прочно укрепить кузов авто от деформаций и повреждений. Однако, многие часто забывают, что пассивная защита водителя – это один из главных пунктов безопасного передвижения по дороге. Ремни безопасности являются одним из таких «забытых» способов обезопасить собственное здоровье, обеспечивая одну из основных ролей по защите пассажиров.

Ремень безопасности – это средство пассивной защиты водителя и пассажиров транспортного средства, основное функциональное значение которого является удерживание пассажира в максимально статичном положение при совершении экстренного торможения (по причине ДТП или просто резкого торможения).

Нужны ли ремни безопасности?

Многие не подозревают о потенциальных опасностях ожидающих их на дороге и игнорируют использование ремней безопасности, называя подобный метод недейственным и неэффективным. Кто-то даже приводит статистические данные о якобы повышенной травматичности у пристёгнутых пассажиров во время аварии.

Безусловно, исключать возможные риски получить травму не стоит. Особенно это касается людей, которые используют неправильные методы захвата, а по статистике более 40% пассажиров не умеют правильно фиксировать тело ремнем безопасности. Однако, это ничто по сравнению с потенциальной защитой от использования. Более 70% спасений при критических ДТП обусловлены применением этого пассивного устройства.

Как работает ремень безопасности?

Работа ремней безопасности заключается в четком удержании тела пассажира на постоянном месте (в кресле). Во время аварии, тело пассажира согласно инерции движения будет двигаться вперед, а при столкновениях с опрокидыванием, тело не пристёгнутого пассажира может нанести урон ещё и остальным участникам езды в этом автомобиле.

Кроме того, удержание пассажира на статичном месте делает более вероятным правильную и своевременную фиксацию этого пассажира подушками безопасности, что значительно повышает уровень их воздействия по сохранению жизни пассажира. Сами ремни безопасности создаются с использованием растягивающегося волокна, которое поглощает дополнительно возникшую кинетику за счет противодействия двух тел. Рассматривая систему ремней безопасности не стоит забывать и о так называемом энергопоглощающем устройстве, представленного в виде амортизаторов и удлинителей.

Фиксацию лямки к телу не должны нарушать возможные предметы, сумки, пакеты. Удерживать детей или питомцев на руках тоже чревато травмами как их, так и вашими.

Виды ремней безопасности

Потенциальная заинтересованность в первых прототипах этого устройства разбудила конструкторов и инженеров, которые начали потихоньку усовершенствовать первые модели ремней, но были ещё далеки от совершенства. Результатом многолетней истории создания и модификации к нам пришло несколько типов этого устройства, каждые из которых имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Вот некоторые из них:

  1. Двухточечные ремни безопасности (иногда можно встретить название «поясные») – наиболее устаревший из всех ныне существующих типов ремней безопасности. Однако, встретить его можно не только на устаревших моделях авто, но и на современной автопродукции. Как правило, их применяют для оборудования задних сидений, в особенности места посередине. Располагается он на талии, и крепится обычно справа на лево. Имеет достаточный перечень неудобств при использовании, и не предоставляет гарантию удержания пассажира в неподвижном положении во время аварии. Кроме автомобилей, поясные ремни безопасности можно встретить в общественном транспорте или самолётах.
  2. Трехточечные ремни безопасности (встречаются под названием «диагонально-поясные») – конструкция этих ремней безопасности очень популярна автомобильными производителями, и представляя в голове ремень безопасности, вы скорее всего подразумеваете именно этот тип. Его основные характеристики заключаются в оригинальном расположении в форме буквы V, поэтому ремень распределяет нагрузку равномерно по всему ободу. Подобный тип 3-х точечных ремней считается универсальным ремнем безопасности, так как подходит ко всем сиденьям, как на переднем пассажирском ряду, так и сзади.
  3. Четырехточечные ремни безопасности – на серийных автомобилях подобное устройство встретить довольно проблематично. Как правило, такие виды ремней безопасности применяются при оборудовании спецтранспорта, спортивных автомобилей, или внедорожников. Принцип действия 4 точечного ремня, исходит из названия: к сиденью, такой ремень крепится в четырёх точках, которые удерживают тело от возможных опрокидываний и сильных ударов.
  4. Пятиточечные ремни безопасности – узкоспециализированный тип пассивной безопасности, которым оборудуют специальные сиденья в дорогостоящих суперкарах, или же детские сиденья. В состав 5 точечного ремня безопасности входит набор из двух поясных перпендикулярных ремней, которые берут начало от плеча, а также одном дополнительном, располагающемся между ног.

Современные разработки производителей, позволяют обеспечить ремни безопасности дополнительной надувной системой, которая снизит риск от возможных повреждений за счет инерции пассажира.

Устройство ремней безопасности

На самом деле, условности, которыми любят окружать себя создатели подобных приспособлений – не что иное как классификация. В действительности, механизм ремня безопасности представляет из себя набор из нескольких элементов, которые взаимодействуют друг с другом. Основными элементами ремня безопасности являются:

  • лямка;
  • защелка;
  • втягивающий механизм;
  • крепление (болты, шарниры, и т.д.).

Слаженная работа каждого из элементов позволяет обеспечить максимальную эффективность ремня безопасности. Кроме вышеперечисленных деталей, в конструкции устройства используется взаимодействие маятника и маховика, который на реагирует на смещение рычагов фиксации катушки. Так же используется храповый механизм, который во время аварии блокирует перетягивание оси лямки (можно протестировать попытавшись резко отдернуть ремень).

Ремни безопасности для детей и беременных

Эффективность ремней безопасности определяет самый важный фактор – наша собственная жизнь и здоровье, а также тех, кто находится с вами в салоне автомобиля. Так же важным фактором является правильная защита от повреждений тех, кто особенно нуждается в защите о опеке. Речь конечно же о самых маленьких пассажирах, а также беременных женщинах, которые, ввиду физиологических особенностей тела, не могут рассчитывать на безопасное использование обычных 2 точечных или 3 точечных ремней безопасности.

Многие спрашивают со скольки лет возможно использовать ремень безопасности детям. Дело в том, что пристегнут человек должен быть независимо от возраста, но самым маленьким для этого необходим специальное оборудование. Перевозка в транспортном средстве детей младше двенадцати лет должна проводиться обязательно в детских сидениях, оборудованных многоточечными поясными системами, и которые должны быть специально подобраны под вес и рост ребенка. Как и в случае с пассажиром постарше, не использование ремней безопасности для фиксации детей чревато уголовной ответственностью и штрафом в зависимости от возникших обстоятельств.

Что касается особых ремней безопасности для беременных, то в автомобильных магазинах присутствуют множество аналогов. Их секрет состоит в том, что распределение нагрузки происходит под другим углом, не повреждая живот и не нанося ощутимый урон при возникающей опасной ситуации.

Что в итоге...

Важно определиться для себя, что использование ремня безопасности это не условие злостных ПДД, которым только дай обременить несчастных автолюбителей. В первую очередь, это собственная защита от возможных повреждений, которые поджидают нас на каждом углу. Подушка безопасности не всегда способна защитить нас от повреждений, так как сила инерции при ударе может сместить тело пассажира от раскрытой подушки. Последствия от значительного перетягивания тела пассажира или водителя ничтожны в сравнении с уроном не пристёгнутому человеку.

Еще одним распространённым мнением является то, что некоторые утверждают о необязательности пристегиваться находясь на заднем ряду. Даже несмотря на защитную преграду в виде кресла спереди, у не пристёгнутого пассажира сзади остается большая вероятность вылететь через лобовое стекло или получить другие опасные для здоровья травмы.

Удерживать ребенка на руках, в надежде на его сохранность так же не стоит. Даже находясь на минимальной скорости во время аварии, риск выпустить ребенка из рук необычайно высок в следствии чего ребенок может получить тяжелейшие травмы.

Казалось бы, ремни безопасности появились в машинах еще в середине прошлого века. Тем не менее ежегодно они спасают жизни и уберегают от травм миллионы людей. Примечательно, что ремни безопасности до сих пор совершенствуются. Какими они были и что умеют сейчас?

Первыми внедрить ремни безопасности в автомобилях попытались французы. Еще в 1903 Луи Рено намеревался оборудовать ими все свои машины. Правда, тогда ремни не прижились. Во-первых, из-за сложности своей конструкции, поскольку были пятиточечными. Во-вторых, в то время количество автомобилей во Франции можно было посчитать на пальцах и водители старались не обматывать себя лишней «паутиной». Мало того, что вероятность ДТП тогда была невелика, а скорости движения невысокими, так и само управление машиной было отнюдь не простым занятием. Гидроусилителей руля еще не было, эргономика органов управления также прихрамывала на обе ноги, поэтому водителям нужна была, мягко говоря, определенная свобода движений.

Но если у автомобилистов был выбор, то у летчиков его не было. Мертвая петля и прочие фигуры высшего пилотажа требовали, чтобы пилот был крепко зафиксирован в кресле. Поэтому в авиации ремни практически сразу стали востребованными.

В 1950-х ремни вновь попробовали вернуть в автомобили и на этот раз изобретатели решили упростить их конструкцию. Вместо пятиточечных компании начинают внедрять ремни всего лишь с двумя точками крепления. Тем не менее золотую середину нашел лишь инженер Volvo Нильс Болин, которому и приписывают заслугу разработки современных ремней безопасности. Так, в 1959 появилась серийная модель «Вольво», получившая трехточечные ремни, которые и используются в машинах до сих пор.

Но даже треточеченые ремни безопасности не были лишены недостатков. Каждый новый пассажир вынужден был постоянно их регулировать, ведь для их эффективности нужно было, чтобы между телом и натянутой лямкой проходило не более двух пальцев. Другая комплекция пассажира или зимняя одежда всегда требовали дополнительную подгонку. К сожалению, многие избавлялись от такого неудобства очень легко и просто не пристегивались. Но и тут Volvo оказалась впереди планеты всей. Вместо регулировочных пряжек Нильс Болин предложил применять инерционную катушку. Водитель или пассажир должен лишь защелкнуть замок, лишние остатки ремня уберет катушка. Благодаря этой находке даже будучи пристегнутым можно спокойно поворачиваться и наклоняться, ремень в любом случае будет плотно облегать тело, практически не ограничивая свободу движений.

Тем не менее даже инерционные ремни с фиксатором оказались далеко не идеальны, поскольку в теории во время аварии они должны плотно прижимать пассажиров к креслам. Но на практике все обстоит несколько иначе, ведь люди не сидят на одном месте. Кто-то может повернуться, чтобы поболтать с задними пассажирами, кто-то может наклониться и искать что-то в бардачке и так далее. Случись что — человек окажется в опасности, особенно при боковом ударе. Решить эту проблему призваны преднатяжители ремней безопасности.

Оборудованные ими автомобили считаются более безопасными, поскольку во время аварии плотно прижимают тело к сиденью. Сперва механизмы преднатяжителей были пиротехническими. Сейчас все более популярными становятся электроприводы. Благодаря постоянно растущему количеству датчиков и радаров в современных машинах преднатяжители с электроприводами умеют срабатывают не только при авариях, но и при малейших признаках их возникновения. То есть действуют на опережение, а не постфактум. При этом в отличие от пиротехнических они работают в прямом смысле слова без шума и пыли.

Для того, чтобы натяжители не вдавливали человека в кресло чересчур сильно, в катушках ремней устанавливаются ограничители усилия . Как только механизм зафиксирует превышение предельного значения прижимной силы, катушка немного увеличит длину ремня, чтобы ослабить «хватку». Зачастую электронные преднатяжители работают в паре с датчиками . Вкратце принцип этого сотрудничества можно описать следующим образом: когда подушка начинает раскрываться, преднатяжитель ремня безопасности может немного «расслабиться».

Наглядно демонстрирует слаженную работы преднатяжителей, ограничителей и подушек безопасности видеоролик компании Toyota :

Как показывают последние события в автоиндустрии, потенциал для совершенствования ремней безопасности пока не исчерпан. Некоторые производители всерьез раздумывают о применении четырехточечных ремней. А Ford и Mercedes-Benz даже разработали надувные ремни безопасности, которые уже стали внедрять в серийные машины. Ремни вовсе не являются пережитком прошлого и до сих пор играют основную роль в обеспечении безопасности. Кроме этого, важно помнить, что каким бы множеством продвинутых систем безопасности не был напичкан автомобиль, все они рассчитывают на то, что водитель и пассажиры пристегнуты.

И напоследок, фото первого серийного автомобиля, оборудованного ремнями безопасности, Volvo PV544: