Зил победа. Машины, которые принимали и принимают парад на Красной площади

Каждый Парад Победы открывает одна и та же техника. Длинные черные представительские автомобили, на которых высшее руководство Министерства Обороны объезжает парадный строй. Что же это за машины?
Представляю вам ЗИЛ-41041 АМГ — главные автомобили парадов. Именно их 9 мая видит на телеэкранах вся страна.

2. Редкие снимки: парадные автомобили с поднятым верхом. Именно такими я застал их на Красной площади, погода была дождливой.

3. Удалось увидеть и работу механизма трансформации крыши.

4. Обычно в параде участвуют два автомобиля: один предназначен для министра обороны и имеет номер 0001 МО 77. Второй автомобиль, с номером 0002, предназначен для командующего сухопутными войсками. В репетиции принимают участие три автомобиля, один из них запасной.

5. История у этих автомобилей необычная. Они построены на шасси пикапов GMC, дело в том, что культура производства представительских машин в России была утеряна, три автомобиля для парадов были собраны из деталей разных автомобилей, причем несмотря на название ЗИЛ, делали их в Нижнем Новгороде. У этих автомобилей коробки-автоматы и пятиместные салоны импортного производства. Из особенностей: поручни для езды стоя, отключаемые стоп-сигналы, аппаратура связи.

Совсем скоро эти автомобили вновь увидит вся страна. Надеюсь, погода будет хорошей. В будущем планируется для парадов использовать новые отечественные автомобили «Кортеж».

ЗИЛ-41041 АМГ - так по документам именуются кабриолеты, которые выезжают на Красную площадь во время Парада Победы. Их у нас всего три: Борт 0001 для министра обороны, Борт 0002 для командующего парадом, Борт 0003 - запасной, на случай поломки одного из первых двух. Третьему номеру еще ни разу не приходилось выезжать на Красную площадь, и в этом заслуга автомехаников 147-й автомобильной базы Генштаба Министерства обороны. Ну а за рулем Борта 0001 оказывались только самые достойные военные водители и ведущий программы «Часовой » на «Первом канале» Алексей Рафаенко, который и рассказал ЗР о впечатлениях.

Кабриолет, конечно, гражданская техника, но именно эти машины можно назвать военными. В разработке их облика и начинки участвовали военнослужащие. Компания из Нижнего Новгорода «Атлант дельта», входящая в «Группу ГАЗ», соединила корпус четырехдверного седана ЗИЛ-41041 с рамой американского пикапа GMC Sierra. В 2010 году эти автомобили впервые приняли участие в параде.

ЗИЛ-41041 АМГ - это 6-литровый двигатель, 305 лошадиных сил, длина более 6 метров, вес более 3 тонн. Правда, характер у каждой из машин разный, и это сделано специально. Первая машина более медленная, так как является ведущей. Автомобиль №2 более резкий - его водитель следит за сохранением дистанции между двумя автомобилями. Третий ЗИЛ-41041 создавался универсальным, чтобы в случае ЧП заменить любую из двух звезд военного парада.

Во время парада на Красной площади средняя скорость автомобилей ЗИЛ не превышает 18 км/ч, однако на деле машина способна развивать скорость до 190 км/ч. Правда, до такого предела ее никто никогда не разгонял, даже я держал не больше 60 км/ч, потому что мы проводили испытания в пределах города.

Пробег у машин небольшой. Вне парадов они стоят в гараже и лишь иногда их «выводят на прогулку», чтобы все механизмы пришли в движение и не застаивалось масло.

У всех машин особые шины. Раньше колеса приходилось постоянно менять - они не выдерживали нагрузок брусчаткой Красной площади, да и по дороге к месту парада случалось напороться на гвоздь или стекло. Сегодня шины заполнены самовулканизирующейся жидкой резиной - если вдруг колесо пробьется, оно не подведет и выдержит весь парад.

Машина идет плавно - сказываются особенности подвески. Ручка переключения автоматической коробки передач расположена не рядом с сиденьем, а на руле. Есть и режим механического переключения. Я проверил: рывка не было, даже если переключать передачу при скорости 60 км/ч. Скорее по оборотам почувствовал, что что-то изменилось. При этом, когда машина едет медленно, чувствуешь, что она слегка покачивается. Технология позволяет компенсировать неровности брусчатки: ни водитель, ни пассажир, который стоит, придерживаясь рукой за специальную ручку, не должны качаться.

Двигатель работает очень тихо. Такого качества добивались специально, чтобы шум от работы автомобиля не попал в микрофоны телекомпаний. Еще одна любопытная особенность: в багажнике установлена звукозаписывающая и звукопередающая система, а в подлокотнике одного из сидений есть секретная красная кнопка. Эту кнопку используют перед парадом: она отключает автомобильную электронику, поворотники, дворники, гудок и стоп-сигналы. Это нужно, чтобы водитель во время движения ненароком не испортил торжественность действия. Не выключается только ближний и дальний свет фар.

В обслуживании машин есть ряд ритуалов. Между парадами автомобили стоят в закрытом боксе, но ближе к 9 мая проходят техобслуживание. Накануне парада у машин берут пробы топлива, которые сохраняют до следующего праздника. Полного бака хватает на год - очень экономично. После замера борт обследуют кинологи с собаками, и автомобиль оставляют в гараже под охраной.

Ответственная должность водителя на параде сегодня достается молодым, но опытным офицерам - за военные заслуги. В первую машину могут посадить новичка (как правило, это тот, кто раньше водил машину №3), во вторую - того, кто уже участвовал в параде. Нагрузка у второго водителя гораздо серьезнее: именно он должен следить за соблюдением дистанции и зеркально отображать действия первой машины, когда два кабриолета встречаются в центре главной площади. Для водителей ЗИЛ-41041 АМГ разработан «корпоративный этикет»: руки - обязательно в белых перчатках - требуется держать ниже руля, у колен, чтобы они не мелькали перед многотысячной телеаудиторией.

Отделка салона довольно проста: кожа и пластик под дерево. Машины не бронированные. Главный минус автомобиля - он не предназначен для повседневной езды. «Парадный» - ключевое слово. Раньше автомобили, которые принимали участие в праздновании, были рабочими лошадками: встречали высоких гостей из аэропортов, возили Гагарина по улицам Москвы, участвовали в других торжествах. Но для ЗИЛ-41041 АМГ сезон длится не больше двух недель в году - с конца апреля по начало мая. Машины уверенно держат марку, им вполне удается соответствовать торжественности момента. Жаль только, что им никогда не проехать вдоль морского побережья, не выжать все 190 км/ч и не прокатить веселую компанию. Кабриолеты-то для этого предназначены.

Самая известная машина армии создавалась не для нападения, обороны или перевозки военных грузов. Борт 0001 ездит всего две недели в году и выполняет ответственную задачу: заменяет коня министру обороны во время парада на Красной площади.

Знакомимся с самым мирным военным автомобилем и его водителем.

ПЛАВНО, ЕЩЕ ПЛАВНЕЕ

Лощеный кабриолет неспешно плыл с парадной скоростью и затормозил не резко, а лишь чуть интенсивнее, чем положено ему по статусу. Это я спровоцировал опытного водителя на активный маневр – из чистого любопытства. Приготовился, сгруппировался – и чуть не вывалился за борт! Стоя в кабриолете, сохранить равновесие очень сложно: я удержался лишь потому, что вцепился в торчащий в центре салона поручень. Как же много зависит от умения шофера вести машину плавно! Ведь министр обороны объезжает войска в строевой стойке: правая рука приложена к фуражке, а левая элегантно лежит на поручне. Сложно ли управлять парадным ЗИЛом? Сейчас попробую! Рычаг автоматической коробки – в положение «драйв», снимаю ногу с тормоза, и ЗИЛ‑41041 АМГ неспешно, как поезд дальнего следования, трогается с места. Силовой агрегат прекрасно адаптирован под размеренное перемещение перед кремлевскими стенами. Двигатель позволяет разгоняться без резких ускорений и рывков, переключение с первой передачи на вторую почти незаметно.

С непривычки кабриолет кажется чересчур мягким и валким. Неудивительно: давление в шинах, характеристики задней рессорной и передней торсионной подвесок подобраны так, чтобы обеспечить высокую плавность хода на брусчатке Красной площади. Причем при совершенно определенной загрузке: водитель, пассажир и полный багажник аппаратуры, заведующей работой трех радиомикрофонов.
Перед разворотом чуть притормозил, повернул руль – и тут же почувствовал незначительный крен кузова. Но это для меня он едва заметен, а если бы за спиной стоял пассажир, наверняка схватился бы за поручень, чтобы не упасть. Знакомство с кабриолетом закончил максимально комфортным замедлением, благо информативность педали тормоза достаточно высокая. ЗИЛ застыл на месте, не клюнув носом. Или мне так показалось? ЖИЗНЬ НА БРУСЧАТКЕ Водитель парадного ЗИЛа министра обороны под номером 0001 МО 77 проводит за рулем уже пятый парад. Он хорошо знает и два других автомобиля. Тот, что с номером 0002, предназначен для командующего сухопутными войсками. Внешних отличий нет, но в связи с особенностями маршрута по Красной площади настройки чуть иные. У него меньше радиус разворота и автоматическая коробка переключается на вторую передачу на меньшей скорости. Третий автомобиль – запасной (во время парада он дежурит у ворот Спасской башни), с усредненными настройками. К слову, он еще ни разу не понадобился: первые два надежны и подмены не требовали. На репетиции и на парад кабриолеты перегоняют своим ходом. Матерчатый верх и боковые стекла держат поднятыми – чтобы салон оставался чистым. Движение по Красной площади – работа особая. Никаких лишних торможений – только в точках, предусмотренных сценарием! Например, выехать из ворот Спасской башни и потом повернуть налево нужно без замедления и при этом комфортно для пассажира. Скорость объезда парадных «коробок» с войсками – около 17 км/ч. Когда кабриолеты министра обороны и командующего парадом следуют рядом, требуется держать дистанцию в полтора метра. Со стороны кажется, что они едут равномерно. На самом деле – где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее: приходится учитывать рельеф брусчатки (она лежит волнами). Иногда нужно работать в две педали – и газом, и тормозом, чтобы избегать излишних переключений автомата с первой передачи на вторую и обратно.

При просмотре телетрансляции парада Победы обратите внимание: на кабриолетах не горят фары, а при торможении не срабатывают стоп-сигналы. В подлокотнике есть тумблер, которым водитель отключает все внешние световые приборы, стеклоочистители, климатическую установку. Это для того, чтобы исключить наводки на радиомикрофоны. Как выяснилось, самое сложное в работе водителя на параде вовсе не ювелирное управление автомобилем, а необходимость выдержать расписание с точностью до нескольких секунд. Задержек быть не должно: самолеты и вертолеты, завершающие парад, уже вылетели с аэродромов. Их пилотов не попросишь полетать где-нибудь несколько минут, чтобы компенсировать сбой расписания. Часы? На приборной панели ЗИЛа они, разумеется, есть – но без секундной стрелки. У водителя нет возможности часто смотреть на часы, ориентироваться приходится по музыке – маршам сводного оркестра Московского военного гарнизона. Плюс приобретенное шестое чувство – некий внутренний таймер.

БОРЬБА С ГИПОДИНАМИЕЙ У автомобиля, что используется всего несколько дней в году, особый режим хранения и обслуживания. Все три ЗИЛа стоят в кондиционированном гараже, где поддерживается определенная температура и влажность воздуха. У каждого аккумулятор отключен от бортовой сети из соображений пожарной безопасности. А на щетки стеклоочистителей надеты чехлы, чтобы их резинки медленнее старели и не деформировались. Внешне ЗИЛы всегда с иголочки. А что делать с малоподвижным образом жизни? Неспешная езда и плавные торможения – не самый полезный режим эксплуатации. Надо же иногда прохватить с ветерком, чтобы прожечь нагар в двигателе! А нагрузить тормоза, подвеску, коробку передач? После генеральной репетиции парада, которая проходит 7 мая, кабриолеты в сопровождении машин ДПС отправляются в пробег по одной из подмосковных скоростных магистралей. За рулем только штатные водители, а вот пассажиры – специалисты фирмы- изготовителя. Под их наблюдением ЗИЛы выполняют специальный ездовой цикл, в том числе торможения и движение с максимальной скоростью. Потом кабриолеты отмывают, сушат и проверяют их техническое состояние. Финальный штрих – полировка кузова.

Кстати, водитель парадного ЗИЛа вовсе не армейский белоручка, что лишь сидит за рулем. После каждого выезда он самостоятельно моет кабриолет. Особенности кузова и качество окраски требуют индивидуального подхода, поэтому автоматические щетки и бойцы срочной службы к работе не допускаются. Kärcher, губки, автокосметика и аккуратная ручная работа. И вот что еще интересно. Перед репетициями и парадом водители часто проходят пешком весь маршрут по Красной площади. Конечно, эту брусчатку вычищают с особой тщательностью, но лишняя проверка не помешает. Какими бы прочными и стойкими к проколам ни были шины, их контакт с колюще-режущими предметами необходимо исключить. Во время телетрансляции парада Победы голос за кадром рассказывает зрителям, кто ведет колонну танков или звено истребителей. Мне кажется, справедливо было бы называть и водителя кабриолета под номером 0001. А поскольку это пока не делается, то назову его я. Автомобилем министра обороны управляет майор Георгий Александрович Горшунов. Именно его мы и увидим за рулем «борта 0001», который 9 мая откроет парад на Красной площади, посвященный 70‑летию Победы в Великой Отечественной войны.

Наша справка Три черных кабриолета ЗИЛ‑41041 АМГ собраны в 2009 году на смену серым парадным фаэтонам с индексом 41044. Изготовитель – фирма Атлант-Дельта, входящая в Группу ГАЗ. В основе автомобилей – пятиместные четырехдверные седаны ЗИЛ‑41041 с базой 3300 мм. Основные отличия помимо усеченного двухдверного кузова – интерьер и ходовая часть с узлами GM. Двигатель Vortec 6.0, шестиступенчатая коробка передач Hydra-Matic 6L90E, шины Yokohama Mirada 245/70 R16. Внешний стиль донора сохранен, хотя заменено множество наружных панелей. Двухдверные кабриолеты оборудованы аппаратурой связи, складывающейся матерчатой крышей и регулируемым поручнем для езды стоя. Используются один раз в году – на параде Победы.

Добавлено в 09:44
У меня всё спасибо за внимание.

Это сообщение отредактировалpodinaq - 4.05.2015 - 09:45

LeSabre

Какая аккуратная формулировка
Парадный кабриолет под названием ЗИЛ-41041 АМГ построили в 2009 г. взамен устаревшего автомобиля 41044, который участвовал в Парадах Победы аж с 1981 г. Невзирая на название, создавал машину вовсе не ЗИЛ, а частная организация «Атлант-Дельта», которая входила в «Группу ГАЗ». Вот почему модель получила также индекс ГАЗ-СП45.

В качестве основы для постройки автомобиля взяли шасси пикапа GMC Sierra. Кроме того, у него же был позаимствован силовой агрегат – 6,0-литровый мотор V8 мощностью 353 л. с., который работал в паре с 6-ти ступенчатым «автоматом». Внешне кузов повторял образ ЗИЛ-41047, для чего были закуплены подержанные седаны. Именно у них была позаимствована основа кузова, однако все внешние панели выпустили заново. Кроме того, мягкий складывающийся верх машины оснастили электроприводом.

Лощеный кабриолет неспешно плыл с парадной скоростью и затормозил не резко, а лишь чуть интенсивнее, чем положено ему по статусу. Это я спровоцировал опытного водителя на активный маневр - из чистого любопытства. Приготовился, сгруппировался - и чуть не вывалился за борт! Стоя в кабриолете, сохранить равновесие очень сложно: я удержался лишь потому, что вцепился в торчащий в центре салона поручень.

Как же много зависит от умения шофера вести машину плавно! Ведь министр обороны объезжает войска в строевой стойке: правая рука приложена к фуражке, а левая элегантно лежит на поручне.

Сложно ли управлять парадным ЗИЛом? Сейчас попробую! Рычаг автоматической коробки в положение «драйв», снимаю ногу с тормоза, и ЗИЛ‑41041 АМГ неспешно, как поезд дальнего следования, трогается с места. Силовой агрегат прекрасно адаптирован под размеренное перемещение перед кремлевскими стенами. Двигатель позволяет разгоняться без резких ускорений и рывков, переключение с первой передачи на вторую почти незаметно.

С непривычки кабриолет кажется чересчур мягким и валким. Неудивительно: давление в шинах, характеристики задней рессорной и передней торсионной подвесок подобраны так, чтобы обеспечить высокую плавность хода на брусчатке Красной площади. Причем при совершенно определенной загрузке: водитель, пассажир и полный багажник аппаратуры, заведующей работой трех радиомикрофонов.

Перед разворотом чуть притормозил, повернул руль - и тут же почувствовал незначительный крен кузова.

Но это для меня он едва заметен, а если бы за спиной стоял пассажир, наверняка схватился бы за поручень, чтобы не упасть. Знакомство с кабриолетом закончил максимально комфортным замедлением, благо информативность педали тормоза достаточно высокая. ЗИЛ застыл на месте, не клюнув носом. Или мне так показалось?

ЖИЗНЬ НА БРУСЧАТКЕ

Водитель парадного ЗИЛа министра обороны под номером 0001 МО 77 проводит за рулем уже пятый парад. Он хорошо знает и два других автомобиля. Тот, что с номером 0002, предназначен для командующего сухопутными войсками. Внешних отличий нет, но в связи с особенностями маршрута по Красной площади настройки чуть иные. У него меньше радиус разворота и автоматическая коробка переключается на вторую передачу на меньшей скорости. Третий автомобиль - запасной (во время парада он дежурит у ворот Спасской башни), с усредненными настройками. К слову, он еще ни разу не понадобился: первые два надежны и подмены не требовали. На репетиции и на парад кабриолеты перегоняют своим ходом. Матерчатый верх и боковые стекла держат поднятыми - чтобы салон оставался чистым. Движение по Красной площади - работа особая. Никаких лишних торможений - только в точках, предусмотренных сценарием! Например, выехать из ворот Спасской башни и потом повернуть налево нужно без замедления и при этом комфортно для пассажира. Скорость объезда парадных «коробок» с войсками - около 17 км/ч. Когда кабриолеты министра обороны и командующего парадом следуют рядом, требуется держать дистанцию в полтора метра. Со стороны кажется, что они едут равномерно. На самом деле - где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее: приходится учитывать рельеф брусчатки (она лежит волнами). Иногда нужно работать в две педали - и газом, и тормозом, чтобы избегать излишних переключений «автомата» с первой передачи на вторую и обратно.

При просмотре телетрансляции Парада Победы обратите внимание: на кабриолетах не горят фары, а при торможении не срабатывают стоп-сигналы. В подлокотнике есть тумблер, которым водитель отключает все внешние световые приборы, стеклоочистители, климатическую установку. Это для того, чтобы исключить наводки на радиомикрофоны.

Как выяснилось, самое сложное в работе водителя на параде вовсе не ювелирное управление автомобилем, а необходимость выдержать расписание с точностью до нескольких секунд. Задержек быть не должно: самолеты и вертолеты, завершающие парад, уже вылетели с аэродромов. Их пилотов не попросишь полетать где-нибудь несколько минут, чтобы компенсировать сбой расписания. Часы? На приборной панели ЗИЛа они, разумеется, есть - но без секундной стрелки. У водителя нет возможности часто смотреть на часы, ориентироваться приходится по музыке - маршам сводного оркестра Московского военного гарнизона. Плюс приобретенное шестое чувство - некий внутренний таймер.

БОРЬБА С ГИПОДИНАМИЕЙ

У автомобиля, что используется всего несколько дней в году, особый режим хранения и обслуживания. Все три ЗИЛа стоят в кондиционированном гараже, где поддерживается определенная температура и влажность воздуха. У каждого аккумулятор отключен от бортовой сети из соображений пожарной безопасности. А на щетки стеклоочистителей надеты чехлы, чтобы их резинки медленнее старели и не деформировались. Внешне ЗИЛы всегда с иголочки. А что делать с малоподвижным образом жизни? Неспешная езда и плавные торможения - не самый полезный режим эксплуатации. Надо же иногда прохватить с ветерком, чтобы прожечь нагар в двигателе! А нагрузить тормоза, подвеску, коробку передач? После генеральной репетиции парада, которая проходит 7 мая, кабриолеты в сопровождении машин ДПС отправляются в пробег по одной из подмосковных скоростных магистралей. За рулем только штатные водители, а вот пассажиры - специалисты фирмы-изготовителя. Под их наблюдением ЗИЛы выполняют специальный ездовой цикл, в том числе торможения и движение с максимальной скоростью. Потом кабриолеты отмывают, сушат и проверяют их техническое состояние. Финальный штрих - полировка кузова. Кстати, водитель парадного ЗИЛа вовсе не армейский белоручка, что лишь сидит за рулем. После каждого выезда он самостоятельно моет кабриолет. Особенности кузова и качество окраски требуют индивидуального подхода, поэтому автоматические щетки и бойцы срочной службы к работе не допускаются. Kärcher, губки, автокосметика и аккуратная ручная работа. И вот что еще интересно. Перед репетициями и парадом водители часто проходят пешком весь маршрут по Красной площади. Конечно, эту брусчатку вычищают с особой тщательностью, но лишняя проверка не помешает. Какими бы прочными и стойкими к проколам ни были шины, их контакт с колюще-режущими предметами необходимо исключить. Во время телетрансляции Парада Победы голос за кадром рассказывает зрителям, кто ведет колонну танков или звено истребителей. Мне кажется, справедливо было бы называть и водителя кабриолета под номером 0001. А поскольку это пока не делается, то назову его я. Автомобилем министра обороны управляет майор Георгий Александрович Горшунов. Именно его мы увидим за рулем «борта 0001», который 9 мая откроет парад на Красной площади, посвященный 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне.

Наша справка

Три черных кабриолета ЗИЛ‑41041 АМГ собраны в 2009 году на смену серым парадным фаэтонам с индексом 41044 . Изготовитель - фирма «Атлант-Дельта», входящая в «Группу ГАЗ ». В основе автомобилей - пятиместные четырехдверные седаны ЗИЛ‑41041 с базой 3300 мм. Основные отличия помимо усеченного двухдверного кузова - интерьер и ходовая часть с узлами GM. Двигатель Vortec 6.0, шестиступенчатая коробка передач Hydra-Matic 6L90E, шины Yokohama Mirada 245/70 R16. Внешний стиль донора сохранен, хотя заменено множество наружных панелей. Двухдверные кабриолеты оборудованы аппаратурой связи, складывающейся матерчатой крышей и регулируемым поручнем для езды стоя. Используются один раз в году - на Параде Победы.

З а мощью и грохотом автобронетехники на второй план отходят самые мирные военные автомобили – специальные открытые парадные легковые машины. Во все времена они представляли собой наиболее мощные, совершенные и элегантные фаэтоны и кабриолеты, которые сами по себе служили демонстрацией высших достижений государства.

Первые советские парадные легковушки появились с рождением скромной Победы, открывшей дорогу более мощным и эффектным машинам. Все автомобили такого назначения обычно собирают в нескольких экземплярах на шасси серийных седанов или лимузинов путем отрезания лишних элементов кузовов и насыщая их специальными парадными атрибутами. До недавнего времени их традиционно окрашивали в разные оттенки серого тона, напоминавшие зимние шинели высших военных чинов.

Парадная Победа

Серийный седан ГАЗ М-20 Победа сразу же привлек внимание военных, которые применяли его в качестве разъездных и штабных машин. В 1948 году заводскую программу дополнил кабриолет М-20Б с жесткими рамами боковых окон от седана и мягкой складной крышей, который за неимением ничего другого использовался в военных гарнизонах при проведении парадов. В местных мастерских на них впервые стали монтировать ручки на раме лобового стекла или на спинках передних сидений, за которые во время движения мог держаться принимавший парад офицер.

1 / 2

2 / 2

Первые два специальных парадных кабриолета собрали летом 1949 года на подмосковном Опытном заводе № 38. Они отличались отсутствием боковых оконных рам, механизмом укладки тента и поручнями на спинках передних сидений. Для обеспечения жесткости левая задняя дверь была приварена к кузову. Известно, что эти машины использовали только один раз на параде в Петрозаводске.

1 / 2

2 / 2

С середины 1950-х новая легковая машина ГАЗ-21 Волга широко применялась в вооруженных силах СССР как служебный автомобиль командного и офицерского звена. Единичные образцы парадных версий изготавливали только для собственных нужд в местных мастерских путем срезания крыши, задних и боковых стоек, а штатный тент на них вообще не предусматривался.

ЗИС-110Б

Олицетворением военного превосходства Вооруженных сил СССР и победы в Великой Отечественной войне стали грандиозные парады на Красной площади в Москве, на которые высшие военные персоны выезжали на открытых серебристых автомобилях ЗИС-110Б Московского автозавода имени И. В. Сталина. Созданные в 1949 году для представительских целей, через четыре года они превратились в первые советские специальные парадные автомобили, пришедшие на смену лошадям и ставшие гордостью всей страны.


Базой фаэтона ЗИС-110Б был эффектный 140-сильный лимузин ЗИС-110 с закрытым кузовом с опускавшейся внутренней перегородкой, служивший для доставки высших государственных, партийных и военных чинов Советского Союза. Особенностями открытой версии являлись практичная кожаная обивка и ручной механизм укладки тента. В центральной части салона была установлена рукоятка с кожаной отделкой, позволявшая командующему парадом и принимающему парад маршалам, стоя внутри машины в полный рост, сохранять равновесие во время движения. Машины разных выпусков снабжались остекленными брезентовыми боковыми вставками или стеклами с ручными подъемниками, радиосистемами с микрофонами и усилителями, хранившимися в багажнике.



Впервые два парадных ЗИС-110Б появились на Красной площади 1 мая 1953 года, когда парадом командовал маршал Н. А. Булганин. От этих машин пошла традиция на всех фаэтонах, участвовавших в московских парадах, в центре бампера устанавливать два хромированных спецсигнала и третью фару. Впоследствии ими пользовались маршалы Советского Союза, министры обороны Г. К. Жуков и Р. Я. Малиновский, маршалы К. Е. Ворошилов, К. С. Москаленко и другие, а также высшие военные руководители социалистических стран.


ЗИЛ-111В

В 1958 году Московский автозавод создал 200-сильный лимузин высшего класса ЗИЛ-111. В начале 1960-х на его базе собрали несколько кабриолетов ЗИЛ-111В со складными брезентовыми тентами и гидроподъемниками боковых окон, служившие для встречи важных гостей и первых советских космонавтов. Для военных церемоний были собраны три открытые машины с поручнями и микрофонной стойкой в салоне, которые участвовали в парадах до 1962 года.

1 / 2

2 / 2

Более солидный открытый вариант ЗИЛ-111Д на базе лимузина ЗИЛ-111Г применялся для обслуживания высших чиновников, встречи иностранных гостей и в военных парадах не участвовал.

Парадная Волга ГАЗ-24

В Советской армии новая 95-сильная Волга играла роль разъездной и персональной машины высшего офицерского звена. По заказам стран Варшавского договора, Кубы и Ближнего Востока Горьковский автозавод совместно с военными специалистами собрал опытную партию открытых парадных версий. В отдаленных гарнизонах Советской армии такие кабриолеты создавали в местных ремонтных мастерских кустарным способом срезания всего «лишнего» с серийных седанов.


Парадный вариант серийного легкового автомобиля ГАЗ-24 Волга (фото автора)
Открытые автомобили Волга местной сборки на параде в Новосибирске

По примеру «настоящих» парадных машин в центре салона размещались широкая поперечная регулируемая ручка и стойка с двумя микрофонами и индикаторами включения. На некоторых версиях снималось правое переднее сиденье, а микрофоны монтировали на раме лобового стекла. Радиостанция помещалась в багажнике, на обоих задних крыльях имелись телескопические антенны.

ГАЗ-13Б Чайка

В начале 1960-х на базе представительского автомобиля ГАЗ-13 Чайка с двигателем в 195 л. с. изготовили порядка 15 кабриолетов ГАЗ-13Б с электрогидравлической системой подъема и опускания мягкого верха. Обычно они служили для проведения парадов в провинциальных городах СССР и в отдаленных военных округах.

1 / 2

2 / 2

В 1979-м несколько отремонтированных машин отправили в ГДР, а с развалом СССР такие автомобили остались в бывших союзных республиках. Подобные машины на местных ремонтных базах переделывали из обычных седанов.

ЗИЛ-117В

При разработке семейства длиннобазных легковых автомобилей ЗИЛ-114 высшего класса с 275-сильным мотором был создан более компактный двухдверный парадный кабриолет ЗИЛ-117В с укороченной базой (3 300 мм). В 1973–1979 годах собрали лишь несколько таких машин, включая вариант ЗИЛ-117ВЕ с экранированным электрооборудованием.



В их комплектацию входили радиостанция, поручень центрального расположения, двухмикрофонная стойка на месте переднего пассажира и флагштоки на передних крыльях. Максимальная скорость достигала 200 км/ч.


Парадная Волга ГАЗ-3102

С 1981 года роль мощного и комфортного разъездного автомобиля высшего офицерского состава стала играть модернизированная Волга ГАЗ-3102 с двигателями мощностью от 90 до 150 л. с. О создании в советские времена ее открытых парадных версий неизвестно. Их многочисленные варианты местной сборки стали появляться лишь в демократической России и в канун празднования Дня Победы использовались на парадах в разных городах и военных округах Российской Федерации.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

ГАЗ-14-05 Чайка

В 1981–1988 годах Горьковский автозавод собрал 15 парадных кабриолетов ГАЗ-14-05, базировавшихся на шасси 220-сильного седана ГАЗ-14 Чайка. Машины оборудовали двумя передними индивидуальными сиденьями, низкой центральной перегородкой, двумя флагштоками, тремя высокими антеннами на крыльях и тентом на трубчатом каркасе, который натягивали вручную. На месте средних откидных сидений была смонтирована микрофонная стойка, на спинке правого переднего сиденья имелись два поручня. В ряде регионов их до сих пор используют для приема военных парадов.



Открытая Чайка ГАЗ-14-05 на торжественном параде в Хабаровске

ЗИЛ-41044

В преддверии времен застоя на ЗИЛе не утихали работы по созданию нового поколения представительских машин высшего класса. В 1976 году его основой был массивный длиннобазный лимузин ЗИЛ-4104, носивший заводской индекс ЗИЛ-115. В 1981 году единственными парадными машинами в этом многоликом семействе стали светло-серые кабриолеты ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В) с укороченной базой (3 300 мм). Их оснастили менее мощным 275-сильным агрегатом, складным тентом и сдвоенными круглыми фарами.



К специфическим особенностям относились отсутствие места переднего пассажира, подогрев заднего сиденья и пола, микрофонная тумба с поручнем в центре салона, радиостанция в багажнике и комплекс спецсвязи «Репетитор».


В 1990 году эти автомобили открывали последний советский военный парад в Москве, затем участвовали в возобновленных церемониях 2008–2009 годов, оставаясь без замены почти 30 лет.

ЗИЛ-410441

В 2009 году для создания нового парадного кабриолета был объявлен конкурс, в котором принял участие Московский автозавод, уже находившийся на грани развала. Через год с использованием сохранившихся агрегатов там собрали три открытых автомобиля ЗИЛ-410441 с двигателем V8 мощностью 280 л. с. и автоматической трансмиссией Allison, выполненных в традиционном заводском стиле с осовремененной облицовкой радиатора, прямоугольными световыми блоками и обновленным интерьером.


Объясняя условие черной окраски машины, заказчики ссылались на цвет гражданского костюма нового министра обороны А. Э. Сердюкова. Государственную приемку эта модель не прошла.

ЗИЛ-41041 АМГ (СП45)

Вторым претендентом на создание будущего парадного автомобиля стала дизайнерская компания «Атлант-Дельта». Не имея опыта подобных разработок, специалисты из Нижнего Новгорода решили построить свою машину СП45 обходным путем, сохранив ЗИЛовский стиль. Они выкупили три списанных представительских автомобиля, укоротили их кузова, заварили задние двери и покрасили всё в черный цвет. На них переделали интерьер, насытив его парадным оснащением, смонтировали новый механизм подъема и опускания тента. За основу машины были приняты подержанные американские пикапы GMC Sierra 1500 выпуска 2007 года со штатными моторами Vortec, трансмиссиями и японскими шинами. При сертификации машине присвоили маркировку «ЗИЛ-41041 АМГ».



В 2010 году на этом американо-нижегородском гибриде с эмблемой ЗИЛ парад принимал министр Сердюков. В 70-ю годовщину Победы той же машиной воспользовался новый министр обороны РФ Сергей Шойгу.


ГАЗ СП46 Тигр

Наиболее оригинальным творением фирмы «Атлант-Дельта» стали черные полноприводные парадные автомобили ГАЗ СП46 Тигр брутальной внешности. В 2008-м три открытых двухдверных образца собрали на шасси бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американским дизелем Cummins в 205 л. с. и трансмиссией Allison. На месте переднего пассажира была смонтирована двухмикрофонная стойка, с обеих сторон кузова имелись подножки, сзади крепилось запасное колесо в черном чехле. Полная масса автомобиля составляла 4,75 т.

Первоначально планировалось использовать эти вездеходы в Москве, но потом им доверили возглавлять военные парады на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, заменив давно устаревшие машины ЗИЛ-117В.


Парадный вариант бронемашины ГАЗ-2330 Тигр с американскими агрегатами
Машина СП46 Тигр на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 2012 год

Что ж, видно, не пришло еще время «настоящего» отечественного парадного автомобиля привлекательной внешности и окраски с российскими агрегатами.