Понятие об орфограмме. Типы орфограмм


Н.А. Танцева, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Таким образом, понятие «о рфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением.

Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике.

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века Н.Н. Алгазиной «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году М.Т. Баранов уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

Гласные - а, о, и, е;

Пары звонких и глухих согласных;

Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

Буквы я, е, е, ю;

Мягкие согласные;

Окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под дик­товку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы.

«Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте.

Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая Т.В. Шкляровой в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Классификации опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

Классификация опознавательных признаков орфограмм О.И.Азовой (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.


Тип буквенных

Орфограмм


Опознавательные признаки орфограмм

Слабых позиций

Сильных позиций

гласные

-безударность гласного

- наличие шипящего и ц

перед гласными


согласные

-конец слова,

Стечение согласных


- н перед суффиксом,

Н перед окончанием


ь неразделительный

-мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

Шипящие на конце слова


ь и ъ разделительные

- звук [й] после согласных

и перед гласными.

2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам


№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

3

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука [ j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

12

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

3. Классификация опознавательных признаков орфограмм О.И. Азовой

Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» О.И. Азовой, является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как

А.Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).

Б.Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В.Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».

Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.

Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий П.Я.Гальперина и проходит следующие этапы:


  • Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)

  • Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;

  • Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).
Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».

Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.

Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азова О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007

  2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский – М., 1966

5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

6. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64

7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение. 1992-306с.

8. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева,. Светловская –М.: Просвещение, 1987- 267с.

9. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. –1984. №12-С.67

10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. –М.: Просвещение, 1990-361с.

11.Шклярова Т.В.Как научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4

Принципы русской орфографии

Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.

Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).

В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограмм по графическому обликупринято относить следующие:

· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);

· пробел (раздельное написание);

· контакт (слитное написание);

· чёрточка (знак переноса).

Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.

Тип орфограммы Опознавательные признаки
Буква
Гласные Безударность Шипящие и Ц перед гласными
Согласные Конец слова Стечение согласных Н перед окончанием и суффиксом
Ъ и Ь Мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных Звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Шипящие на конце слова [цъ] на конце глаголов
Прописные Начало предложения или текста Наличие собственных имён и собственных наименований
Дефис Сложные слова Приставки кое-; в-, по- в наречиях Суффиксы -нибудь, -либо, -то Частицы -то, -ка
Пробел / контакт Частицыи приставки не, ни, частицы бы, же, ли Предлоги
Чёрточка Конец строки

Орфограммы объединяются в группы на основании определённых общих признаков: по месту нахождения в слове (орфограммы в приставках), близости условий выбора написания (суффиксы -то, -либо, -нибудь, приставка кое- в наречиях и местоимениях), одинаковым опознавательным признакам (О – Е после шипящих в разных частях речи), графическому совпадению (НЕ приставка и частица).

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.



Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И ), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов ), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения ). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов ).

Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический ,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим , потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [Λ], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.

На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.

Наряду с фонематическим, действует и фонетический принцип: буква выбирается в соответствии с произношением. Правил, основанных на данном принципе, немного: буквы з – с на конце приставок (разбудить, расписание : фонема <з>, звуки [з], [с]; в слове пишется та буква, которая обозначает произносимый звук), гласные а – о в приставках раз- (роз-), рас- (рос-);и – ыв корне после приставок на согласный (предыстория, предыюльский ). Влиянием этого принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т. п.

Действует в нашей орфографии также исторический , илитрадиционный , принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Например, гласные и, а, упосле шипящих – это отражение изменений фонетической системы древнерусского языка. В соответствии с этим же принципом пишутся словарные, а также заимствованные слова, окончание -ого прилагательных мужского рода в родительном падеже единственного числа и др. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка.

Существует в современной орфографии и принципдифференцированного ,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательные признаки

Буквы: гласные

безударность,

шипящие и ц перед гласными

согласные

конец слова,

стечение согласных,

Н перед окончанием и суффиксом

ъ и ь

мягкие согласные,

шипящие на конце слова,

звук [й] после согласных и перед гласными,

[ца] на конце глаголов

начало предложения или теста,

наличие собственных имен и собственных наименований,

сложные слова,

приставки кое -, в -, по -,

суффиксы - нибудь , - то , - либо ,

частицы - то , - ка

Слитные и раздельные написания \пробел\

Н е, ни , бы , же ; предлоги;

Черточка

Конец строки

Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.

    Памятка

Как научиться грамотно писать

1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.

2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.

3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.

4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

    Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…

Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

(В.Гончаров)

    Объясните пословицу

IV .Закрепление ЗУН

    Сочинение-рассуждение

Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.

    Обязательно ли нужно быть грамотным?

    Почему нужно быть зорким?

    Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?

    Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского "Слово о словах" и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»

"...Вспоминается мне малень-кий, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечест-венной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрелка и странная надпись: "Оптека". Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ру-гали чудака, который такую над-пись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за уг-лом, на улицах городка, по кото-рым свистели фашистские пули? Если там и верно "аптека" - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было очень нужно. Если же "оптика" - так ни очки, ни фотоаппараты нас в этот момент не инте-ресовали. "И как только грамотный человек может такое написать?" - ворчал майор.

V . Подведение итогов урока

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Что нового вы узнали на уроке?

Над чем заставил задуматься вас урок?

Какие цели для себя поставили?

VI . Домашнее задание

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Доработать сочинение.

VII . Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Упражнение «Плюс-минус - интересно».

П (понравилось)

М (не понравилось)

И (интересно)

Урок № 2

Тема урока: Правописание приставок

Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

(К.И.Чуковский)

Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.

Задачи :

Образовательные : обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- .

Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.

Воспитательные : работать над устойчивостью внимания учащихся.

Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).

Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть

I . Организационный момент

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

II . Проверка домашнего задания

Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися

Сочинение-рассуждение

III . Актуализация.

Задача: актуализировать опорные знания

    Угадай фразеологизм . (Прикусить язык, зарубить на носу). На какие правила вы видите примеры?

Самостоятельное формулирование темы урока.

Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

– Вот видите, как важно…

    Беседа о приставках

Каждая часть слова имеет свою смыслиночку. Для русского языка самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок. Например: бегать – добегать – забегать - отбегать и т.д.

Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

В русском языке существует много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать, никуда не подглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам придет в голову больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже неплохо, ну а если меньше - не огорчайтесь, ведь знать и вспоминать - не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, только они почему-то не очень захотели у вас «вспоминаться». Вам необходимо тренировать свою память, больше учить наизусть стихотворений.

IV .Обобщение и систематизация ЗУН

Задача: углубить знания о правописании приставок.

    Работа с обобщающей таблицей. Составление опоры .

Продолжим разговор о приставке

Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при- , пре- )

Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с- . Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).

А вот приставки на з- , с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
3) приставки пре- и при - , правописание которых зависит от их значения.

Приставки, не изменяющиеся на письме

Гласные и согласные в приставках в- (во- ), вы- , до- , за- , над- (надо- ), не- , недо- , о- , об- (обо- ), от- (ото- ), па- , пере- , по- , под- (подо- ), пра- , пред- (предо- ), про- , с- (со- ), су- , у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: в стать, от дать, про думать, пред стать, с бивчивый, об суждение.

Приставки, оканчивающиеся на ()

В приставках на ( ) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з , перед глухими - с :

из- (ис- )

изгиб - истекать

раз- (рас- )

разделить - расписать

без- (бес- )

безжалостный - бессердечный

воз- (воc- )

возразить - воскликнуть

вз- (вс- )

взгорок - вскормить

низ- (нис- )

низвергать - нисходить

чрез- (черес )

чрезмерный - чересчур

    Словарная работа

Запомните: в приставках раз- (рас- ) - роз- (рос- ) под ударением пишется О, без ударения - А:розвальни - развалить; роспись - расписка; исключение: розыскной

Приставки пре- , при-

Приставка пре- имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке пере- : преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка при- обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
Словарная работа

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:

предать (друга) - выдать (ср. предатель )
придать (значение) - добавить
претворить (в жизнь) - воплотить
притворить (дверь) - прикрыть
презирать (врага) - ненавидеть
призреть (сироту) - приютить
пребывать (в городе) - находиться
прибыть (в город) - приехать
преступить (закон) - нарушить
приступить (к делу) - начать
Во многих случаях приставки пре- , при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Словарная работа

Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

V . Закрепление ЗУН

Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

    Задания Приставки

(Приставки на з - с. Даны варианты заданий. Учащиеся сами выбирают виды упражнений)

Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.(1 б).

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение №4 . Мозговая атака .

Сколько приставок в данных словах? (2б)

Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.

    Дифференцированная работа. Работа по каточкам.

Тема: «Буквы з - с на конце приставок»

Вставьте буквы, графически объясните их написание.

Страница 3

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие со­гласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

Информация о ообразовании:

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получи...


Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со...

КГУ «Сугатовский комплекс «Общеобразовательная средняя школа - детский сад»

Доклад на ШМО начальных классов.

Подготовила: учитель

начальных классов

Ноненмахер Л.Н.

Опознавательные признаки орфограмм.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышение эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса начинается работа по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер(тип орфограммы)

И находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, распологают в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам) . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.

1. Прочитай слово или предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы

4. Прочитай предложение орфографически.

5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..

6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.

7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом,мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

АЛГОРИТМ.
1. Определи место, где возникла орфографическая задача;

2. Какой группе правил относится данная орфограмма;

3. В какой части слова находится орфограмма;

4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5. Определить в слове ударение;

6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;

7. Написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитай пословицу:

Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Провожу различные игры.

6.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п. ля, м. ря, с. ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..

Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. .Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.
Таким образом. включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма. товарищества.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

- Списывание слов с доски с пропуском букв;

- Работа в паре с последующей проверкой;

- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;

Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии - Начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Станут «пенками» - «пеньки»,

«Уголками» - «угольки»,

Без него не написать.

Тридцать, двадцать, десять, пять

«Банька» в «банку» превратится,

Вот, что может получиться,

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

На уроках использую:

Орфографические пятиминутки.
Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке:
Не красиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом.

Л.. жжет кошка языком.

Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру

Вмиг рассыпались монетки,

Серебром по серебру.

Два бельчонка на опушке.
Ск..л..тили две кадушки,

Положили в бочку – м..тные л..сточки,

Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,

Клали по немножку ж..лтую морошку.

Упражнения с элементами какографии.

Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

Орфографические сказки.

Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).

4. выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).

5. Выписать слова в которых два слога.

6. Выписать слова на тему «Животные».

7. выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.

9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей0

10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».

Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;

2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;

4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;

5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.

6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание
ПАМЯТКА
1. Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.

2. Повтори заданные слова из словаря.

3. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.

4. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.

5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки.закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя веду специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, использую различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова. В которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.