Знакомы многие, ведь его легко можно встретить на УАЗ Патриот например. Мотор не ругает только ленивый. Невысокая мощность при объеме 2.7 литра, высокий расход топлива, сложная система ГРМ с цепным приводом и 16 клапанным механизмом. Модернизировать 409 мотор пытались неоднократно. Недавно появилась очередная версия 409 мотора ЗМЗ, это ZMZ PRO. По сути тот же рядный 4 цилиндровый 16 клапанный мотор работающий на бензине. Но как утверждают его создатели, это настоящий прорыв. Ведь мощность удалось довести до 149 л.с. с возможностью увеличения до 160 лошадей! Крутящий момент возрос до 235 Нм.
Кроме того ZMZ PRO будут предлагать с завода сразу в двух версиях – бензиновая и бензин/газ. В качестве газомоторного топлива будет использован доступный повсеместно сжиженный газ (пропан-бутан). Увеличить мощность удалось за счет облегченной поршневой группы, увеличения степени сжатия перенастроек фаз газораспределения.
Характеристики двигателя ZMZ PRO (ЗМЗ 409-051)
Рабочий объем – 2693 см3 Количество цилиндров – 4 Количество клапанов – 16 Диаметр цилиндра – 95.5 мм Ход поршня – 94 мм Мощность л.с. – 149.6 при 5000 оборотах в минуту Мощность кВт – 110 при 5000 оборотах в минуту Крутящий момент – 235 Нм при 2650 оборотах в минуту Степень сжатия – 9,8 Привод ГРМ – цепь Тип топлива – бензин АИ 92Характеристики двигателя ZMZ PRO (ЗМЗ 409-052)
Рабочий объем – 2693 см3 Количество цилиндров – 4 Количество клапанов – 16 Диаметр цилиндра – 95.5 мм Ход поршня – 94 мм Мощность л.с. – 143 при 5000 оборотах в минуту Мощность кВт – 105 при 5000 оборотах в минуту Крутящий момент – 227 Нм при 2650 оборотах в минуту Степень сжатия – 9,8 Привод ГРМ – цепь Тип топлива – бензин АИ 92/Газ (пропан-бутан) В сентябре 2017 года, в Москве, в выставочном комплексе Крокус Экспо прошла Международная выставка коммерческого автотранспорта Comtrans 2017. УАЗ на этой выставке показал новый коммерческий автомобиль УАЗ-Профи в котором установлен новый двигатель ЗМЗ-ПРО. Новый двигатель, это естественно хорошо (будем надеяться) переработанный старый ЗМЗ-409.При такой степени сжатия в него полагается заливать 95-й бензин. Что не очень то хорошо для коммерческого транспорта. Зато появилась модификация Газ-Бензин. Такой двигатель носит аббревиатуру ЗМЗ-409052. Аппаратура итальянская, мозги соответственно настроены на двутопливный режим.
Однорядную цепь, которая рвалась на Патриотах, наконец то поменяли на двурядную. (кто помнит, то двурядная цепь была на ЕВРО-3, вернулись так сказать) Башмаки натяжения ушли и опять появились звездочки. Гидронатяжители ИНА, ИНАче порвет и эту цепь:)
Ролики так же импортные. Прокладка поддона теперь металлическая. Это должно предотвратить течь масла.
Новые клапана. Изменились фазы газораспределения. КПП "адаптировали" под новый двигатель. Но что именно поменяли - пока неизвестно. Установили гарантию на двигатель 2 года или 200тыс.км. Поживем-увидим!
Особенности и ожидания производителя
Компания ЗМЗ ожидает успеха от двигателя ЗМЗ Pro. Этот силовой агрегат должен стать лучшим во всей линейке. Как стало известно, ГАЗ планирует возобновить выпуск Волги и хочет устанавливать именно новый 409-й мотор на обновлённый легковой вариант. Стоит понимать, что это всего лишь неподтверждённые слухи, которые могут и не сбыться. Новый ЗМЗ 409 Pro пока будет устанавливаться на грузовые варианты транспортных средств Ульяновского автомобильного завода. Если движок станет успешным, то это моет значительно подорвать продажи Gazel NEXT, ведь недаром, мотор стали называть «убийцею Газели». Но, поживём и посмотрим, что с этого получиться. Массовый выпуск и эксплуатация двигателя ЗМЗ 409 Pro покажет, насколько ожидания и обещания производителя будут успешными. Пока, можно только предполагать, что конструкторы учли горький опыт старшего собрата и действительно модернизировали мотор, что приблизило его к международному качеству и стандартам. Предварительный рейтинг силового агрегата составляет 7 из 10 балов.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕHonda NR500 8 клапанов на цилиндр с двумя шатунами на цилиндр, очень редкий, очень интересный и довольно дорогой мотоцикл в мире, хондовцы для гонок мудрили и намудрили))) Было выпущенно около 300 штук и сейчас цены... В 1989-м году Тойота представила на рынок новое семейство двигателей, серию UZ. В линейки появилось сразу три двигателя, отличающихся рабочим объемом цилиндров, 1UZ-FE, 2UZ-FE и 3UZ-FE. Конструктивно они представляют собой V-образную восьмерку с отде... УЗАМ-412 – бензиновый двигатель Москвич 412, который зарекомендовал себя как надежный и долговечный силовой агрегат, отличающийся экономичностью и простотой в обслуживании. Этот мотор продержался на конвейере с 1966 года до настоящего времени. За это... |
УАЗ Патриот 409 двигатель
производства ЗМЗ долгие годы остается основным силовым агрегатом российского внедорожника. Бензиновый двигатель объемом 2.7 литра, это рядный 4-цилиндровый, 16 клапанный мотор с верхним расположением распределительных валов и цепным приводом ГРМ. Мотор постоянно модернизировали. На сегодняшний момент инжекторный силовой агрегат под капотом Patriot 2017 модельного года выдает 135 л.с. при крутящем моменте 217 Нм. Сегодня 409 двигатель выпускается в модификации ЗМЗ-40906, агрегат соответствует экологическим стандартам евро-5.
Устройство двигателя УАЗ Патриот 409
Двигатель Патриота бензиновый, рядный, 4-цилиндровый и 16-клапанный агрегат с чугунным блоком цилиндров. В алюминиевой головке блока имеются два распредвала, которые вращаются посредством цепного привода ГРМ. Порядок работы цилиндров организован по схеме 1-3-4-2, коленчатый вал вращается в правую сторону. В клапанном механизме имеются гидрокомпенсаторы. Инжекторный впрыск с электронным управлением посредством катушек зажигания являются главной отличительно чертой отделяющих данный движок от своих карбюраторных прародителей.
Головка блока цилиндров двигателя УАЗ Патриот 409
ГБЦ движка патриот 409 представляет собой пастель для двух распределительных валов. Распределительные валы отлиты из чугуна. Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы. Клапана не нуждаются в регулировке благодаря гидротолкателям автоматически поддерживающие необходимый зазор. Недостаточный уровень масла часто привод к падению давления в масляных каналах снабжающих гидрокомпенсаторы, из-а чего возникает неприятный звук. Свечи вворачиваются вертикально в специальные колодцы проходящие через всю ГБЦ.
Привод ГРМ двигателя УАЗ Патриот 409
Привод ГРМ цепной. Правда осуществляется передача крутящего момента от коленвала к распредвалу не напрямую, а через промежуточную звездочку. В итоге привод имеет две отдельных цепи, пару гидравлических натяжителей и несколько успокоителей. Довольно сложная и громоздкая система. Довольно частая поломка натяжителей может вызвать довольно неприятный звук работы двигателя.
Схема ГРМ далее на изображении. Для увеличение достаточно кликнуть на картинку.
Технические характеристики двигателя УАЗ Патриот 409
- Рабочий объем – 2693 см3
- Количество цилиндров – 4
- Количество клапанов – 16
- Диаметр цилиндра – 95.5 мм
- Ход поршня – 94 мм
- Мощность л.с. (кВт) – 135 (99) при 4600 оборотах в минуту
- Крутящий момент – 217 Нм при 3900 оборотах в минуту
- Тип ГРМ/привод ГРМ – DOHC/цепь
- Марка топлива – бензин АИ 92
- Экологический класс – Евро-5
- Максимальная скорость – 150 км/ч
- Расход топлива по городу – 14 литров
- Расход топлива в смешанном цикле – 13 литров
- Расход топлива по трассе – 11,5 литра
Основная проблема данного двигателя с корой сталкиваются все владельцы УАЗ Патриот, это высокий расход топлива, который при подключенном полном приводе может превышать 20 литров. Любители российского внедорожника решают проблему установкой газового оборудования, тем более что места для размещения баллонов в багажнике Patriot предостаточно.
Известный российский внедорожник УАЗ-3163 производится в Ульяновске с 2005 года, машина комплектуется разными типами силовых агрегатов. Двигатели УАЗ Патриот есть как бензиновые, так и дизельные, каждый мотор имеет свои характерные отличия, преимущества и недостатки.
О том, какие особенности есть в ремонте того или иного ДВС, на что следует обратить особое внимание, мы рассмотрим в этой статье, заодно «пробежимся» по всем техническим характеристикам движков УАЗ.
Замена двигателя на УАЗ Патриот
С самого начала производства UAZ Patriot стал комплектоваться двумя типами двигателей:
- бензиновым 4-цилиндровым рядным мотором ЗМЗ-409;
- турбодизелем ЗМЗ-514.
Оба варианта ДВС выпускаются на Заволжском моторном заводе, в составе внедорожника они были не раз модернизированы. В частности, в 2007 году на ЗМЗ-409 в системе управления двигателем появился новый электронный блок с прошивкой Микас-11, и в 2008-м мотор стал соответствовать нормам экологии Euro-3. В 2009 году линейка силовых агрегатов обновилась, и в нее добавился итальянский дизель с турбонаддувом Iveco F1A, а в 2012-м появились усовершенствованные моторы ЗМЗ-51432 и ЗМЗ-40905, и с этого времени они отвечают требованиям экологии Евро-4. Также в 2012 году от итальянского дизеля по экономическим соображениям решено было отказаться, поэтому и появилась новая разработка Заволжского моторного завода ЗМЗ-51432.
Если движок исчерпывает свой ресурс, не всегда целесообразен его ремонт – в некоторых случаях проще и дешевле полностью поменять силовой агрегат, чем его ремонтировать. Здесь всегда у автовладельцев возникает вопрос – какой движок лучше установить взамен вышедшего из строя ДВС?
Некоторые автовладельцы УАЗов ставят на автомобиль иностранные моторы, например:
- Isuzu 4JB1 2,8 л;
- Тойота 14В 3,7 л;
- Nissan TD27 2,7 л.
Но производя замену двигателя на УАЗ Патриот, следует учитывать, что его придется монтировать вместе с коробкой передач и раздаткой, что обходится дороже, к тому же, необходимо будет делать переоформление в ГИБДД. Безусловно, дизели экономичнее бензиновых «собратьев», но плохое качество российской солярки заставляет задуматься – нужен ли дизельный двигатель на УАЗ Патриот.
Первым дизелем, устанавливаемым на УАЗ Патриот, был ЗМЗ-514 98 л. с. и объемом 2,2 л. Этот ДВС трудно назвать удачным – поломки на нем случаются нередко, а с запчастями возникают проблемы, так как они не всегда есть в наличии. Наиболее часто встречающиеся неисправности 514-го – прогар прокладки головки блока, появление трещин в ГБЦ. Еще к основным проблемам этого движка можно отнести:
- трудный запуск в холодную погоду, мотор очень сложно завести уже при температуре -15…-20ºC;
- на этот ДВС дорого стоят запчасти, в частности, форсунки и ТНВД;
- чтобы движок служил исправно, следует часто менять моторное масло (через 5-7,5 тыс. км);
- у дизеля 514 небольшой ресурс поршневой группы – выходят из строя поршни и поршневые кольца.
В 2009 году на UAZ Patriot появился силовой агрегат Iveco F1A мощностью 116 л. с. и объемом 2,2 л, также он ставится на автомашины Fiat Ducato, Iveco Daily. Этот двигатель уже достаточно надежен, но не «безгрешен» – у него тоже есть свои проблемы.
Iveco F1A оснащается гидравлическими компенсаторами, поэтому регулировка клапанов на нем не требуется. Топливная система «Ивеко» – Common Rail, со своими преимуществами и недостатками. Плюсами «Коммон Рейл» являются высокая экономичность и улучшенная динамика двигателя, но эта система очень капризна по отношению к качеству топлива. В первую очередь из строя начинают выходить форсунки, а стоит они на IVECO дорого. В целом сам ремонт итальянского дизеля обходится в «копеечку», поэтому на машине с этим мотором нужно ездить очень аккуратно.
УАЗ Патриот с дизельным двигателем ЗМЗ-51432 также оснащается Common Rail, и плохую солярку топливная система вообще не переваривает – от плохого дизтоплива выходят из строя форсунки. Этот мотор на машину стали устанавливать относительно недавно, поэтому что-то конкретное говорить о всех недостатках ДВС пока еще рано.
Новый двигатель УАЗ Патриот 2016
В 2016 году заводчане все силовые агрегаты УАЗ Патриот собираются привести в соответствие с нормами Euro-5, а пока в первой половине 2016 года на внедорожник штатно устанавливаются два вида силовых агрегатов:
- бензиновый мотор ЗМЗ-409 (128 л. с.);
- турбодизель ЗМЗ-51432 (113 л. с.).
Сейчас на Ульяновском заводе идет разработка обновленной версии Patriot, которая предположительно получит название UAZ-3170. Для будущей модели в Заволжье разрабатывается новый бензиновый силовой агрегат, ориентировочно мощностью 140 л. с. и объемом два литра. Точной информации пока нет, но вероятно, что новым двигателем УАЗ Патриот 2016 будет также комплектоваться и модель 3163.
ЗМЗ-409
Прототипом модели ДВС «четыреста девятой» серии является всем хорошо известный двигатель ЗМЗ-406, который устанавливался на автомобилях производства ГАЗ «Волга» и «Газель». Движок имеет цепной привод ГРМ, два распредвала в головки блока цилиндров, верхнее расположение клапанов. Первые образцы этого мотора появились в 1993 году, а в 1997-м началось его серийное производство. Всего было разработано два основных типа 406-х ДВС с разными топливными системами – с карбюратором для «Газели» и распределенным впрыском (тип инжектор) для Волги ГАЗ 3110 /31105.
В 2000 году Заволжский завод приступил к выпуску новой модели силового агрегата ЗМЗ-405 – этот движок также инжекторный, но отличается увеличенным диаметром поршней – он больше на три с половиной миллиметра (95,5 вместо 92 мм). «Четыреста девятый» ДВС производится с 2001 года, в отличие от 405-го в этом моторе устанавливается коленвал с другим вылетом шатунных шеек, и поэтому у него увеличен ход поршня на 8 мм. Также в движке применены другие поршни – они имеют такой же диаметр 95,5 мм, но у них смещены бобышки поршневого пальца на 4 мм.
Первый двигатель ЗМЗ-40905 в Заволжье был собран в конце 2011 года, многие детали в нем унифицированы с мотором 40904.10, но также использованы и 27 новых элементов. В основном изменения коснулись ЭСУД, механизма газораспределения, а также системы вентиляции.
За счет внесенных усовершенствований УАЗ Патриот 409 у двигателя Евро-4 снизился уровень токсичности выхлопных газов, несколько уменьшился расход топлива, к тому же ДВС стал тише работать. К серийному производству модели 40905.10 ЗМЗ приступил с начала 2012 года, силовой агрегат выпускается по нынешнее время.
Технические характеристики ЗМЗ-409
Первые моторы, устанавливаемые на УАЗ Патриот, имеют модификацию 409.10, приведены в соответствие с экологическими нормами Euro-2. Позднее стал производиться 40904.10 (Евро-3), затем в серию пошла модель Заволжского моторного завода 40905.10 (Euro-4). Все эти ДВС ставились не только УАЗ Патриот, силовыми агрегатами также комплектовались ульяновские машины Kargo, Hunter, «Пикап». Двигатели серии ЗМЗ-409 имеют мощность 128 л. с., но на UAZ Patriot также ставится дефорсированный ДВС ЗМЗ-4091 (112 л. с.).
Технические характеристики «четыреста девятого» следующие:
- расположение цилиндров – рядное;
- мощность – 128 л. с. (в варианте 4091 – 112 л. с.);
- тип топливной системы – распределенный впрыск (инжектор);
- число цилиндров – 4;
- объем цилиндров – 2693 см³;
- количество клапанов в камере сгорания – 4;
- привод ГРМ – цепной;
- степени сжатия – 9;
- стандартный размер цилиндров – 95,5 мм;
- вес силового агрегата с навесным оборудованием – 190 кг;
- используемое топливо – Аи-92 (Аи-95);
- материал блока цилиндров – чугун;
- головка блока цилиндров – алюминиевая;
- количество распредвалов в двигателе – 2;
- ход поршня – 94 мм.
Следует заметить, что из 409-го мотора легко сделать 405-й – для этого достаточно только поменять коленчатый вал и поршни, все остальные детали остаются прежними.
Серьезный недостаток ЗМЗ-409 – весьма низкая экономичность, хотя производителем заявлен средний расход топлива на трассе 11,5 литров на «сотню». На некоторых машинах топливо расходуется до 17-20 литров на 100 км, правда, многое зависит от оснащенности автомобиля – потребление горючего увеличивается, если на «УАЗике» есть кондиционер, лебедка и пр., еще сказывается стиль езды, состояние дороги, период эксплуатации (зимой потребление топлива значительно возрастает).
Созданный на базе ДВС ЗМЗ-406, «четыреста девятый» перенял все «болезни» своего предшественника, точно такие же основные неисправности встречаются и у движков 405.
В целом двигатель «409» обладает хорошим ресурсом – до капитального ремонта такие моторы в среднем выхаживают 300-350 тыс. км, но самым слабым местом всех этих силовых агрегатов являются цепи ГРМ. Если цепной привод зашумел при небольшом пробеге, вполне вероятно, что вышел из строя гидронатяжитель. Признак неисправности – «дизельный» звук ДВС на холостых оборотах. Ездить с таким шумом не стоит, так как ослабленная цепь может перескочить на зубьях шестерен, а в худшем случае и оборваться. Меняется гидронатяжитель очень просто, по времени работа занимает не более часа.
В среднем детали газораспределительного механизма служат 70-100 тыс. км, и до капитального ремонта обычно приходится производить замену цепи 3-4 раза, а также менять натяжители и успокоители ГРМ. Если цепь обрывается в дороге – это очень неприятно, но клапана в головке блока при этом не гнутся.
Следующая характерная «болезнь» движков 406/405/409 – подтекание масла через прокладку клапанной крышки. Но это в целом мелочь, и бедой она как таковой не является, на расход масла влияет незначительно. А вот другая достаточно частая поломка уже сильно «напрягает» автовладельцев – в случае перегрева ДВС деформируется поверхность головки блока цилиндров, и ГБЦ приходится фрезеровать. В случае сильного перегрева фрезеровка уже не спасает, и головку блока тогда приходится менять.
Последнее, что следует отметить в характерных неисправностях силовых агрегатов 409 – периодически выходящие из строя гидрокомпенсаторы клапанов. Начаться стук может через 50-70 тыс. км пробега, и сначала он появляется на холодном движке, а на горячую пропадает. Если клапана стучат и на прогретом двигателе, то гидрокомпенсаторы уже точно пора менять. Характерные «болезни» не так быстро и часто проявляются, если в мотор заливается хорошее масло, и к тому же оно регулярно меняется. Поэтому вопрос, какое масло в двигатель заливать – актуальный, и к нему стоит подойти со всей ответственностью.
Вовремя менять смазку в двигателе очень важно – даже самое хорошее масло за время эксплуатации теряет свои смазочные свойства и чернеет от скопившегося в нем абразива и шлака. На бензиновых двигателях рекомендуется менять масло через каждые 10-15 тыс. км, на дизелях подобную операцию следует проводить чаще – приблизительно раз в 7,5-10 тыс. км. Периодичность замены зависит от условий эксплуатации – смазку менять чаще требуется, если машина работает с повышенными нагрузками, на запыленных, грунтовых дорогах или по бездорожью.
Часто автовладельцев интересуются – сколько масла заливать в мотор? В «сухой» двигатель ЗМЗ-409 любой модификации заливается 7 литров, а для простой замены смазки требуется чуть меньше – где-то 6,0-6,3 л. Для дизелей масла соответственно потребуется:
- для ЗМЗ-51432 полный заправочный объем – 6,5 л, при замене – 5,3-5,5 л;
- для Iveco F1A – 5,3 л, при замене – 4,2 л.
Какое масло в двигатель заливать, также задается часто. В любом случае важно заливать качественное масло проверенных производителей, и нужно обратить внимание, что особенно критично к составу масла относятся дизели. Также следует учитывать период эксплуатации – по классификации SAE в летний период масло заливается более вязкое по составу, а зимой более жидкое – в мороз необходимо обеспечить беспроблемный запуск двигателя. «Минералку» заливать не следует, и предпочтительнее использовать только «синтетику».
Технические характеристики ЗМЗ-51432
Модель дизеля ЗМЗ-51432 построена на базе ЗМЗ-514 – у обоих силовых агрегатов одинаковый объем цилиндров, он равен 2,2 л, также есть много общих деталей, таких как коленчатый вал и блок цилиндров. Но у новой модели есть и серьезные обновления, в турбдизеле 51432 установлены другие запчасти:
- головка блока цилиндров;
- топливный насос высокого давления;
- шкив коленчатого вала;
- форсунки;
- крышка цепи ГРМ.
По сравнению с предшественником, новый мотор выдает 114 лошадиных сил против 98-ми на ДВС 514, а самое главное отличие нового движка – топливная система Common Rail производства Bosch, установка которой повысила экономичность дизеля, и благодаря ТС с прямым впрыском в цилиндры мотор стал отвечать стандартам Евро-4. Технические характеристики Заволжского турбодизеля следующие:
- объем – 2235 см³;
- число цилиндров – 4;
- мощность – 113,5 лошадиных сил;
- привод газораспределительного механизма – цепной;
- степень сжатия –19,2;
- стандартный диаметр цилиндров – 87 мм;
- число клапанов в камере сгорания – 4;
- ход поршня – 94 мм.
Согласно инструкции завода-изготовителя расход дизельного топлива на UAZ Patriot составляет 8,5-9 л/100 км при скорости движения 90 км/ ч и 12,7 л – на 120 км/ ч. Максимальная скорость, которую способен развивать автомобиль с этим мотором – 135 км/ ч.
409 двигатель выпускался Заволжским моторным заводом по заказу Ульяновского автомобильного завода. Мотор имеет повышенные технические характеристики.
Технические характеристики
16-клапанный двигатель ЗМЗ 409 был разработан специально для установки на автомобили Ульяновского автомобильного завода. Этот силовой агрегат, что то среднее между 405 и 410 моторами, а точнее слияние их лучших компонентов и характеристик.
В случае, как и с 405, на 409-м установлены следующие доработки: модернизированная клапанная крышка, газораспределительный механизм, установленная двухслойная металлическая прокладка ГБЦ. Правда, отличием стало то, что объем силового агрегата увеличен до 2,7 литров, что потянуло за собой увеличенный расход.
Поскольку ДВС производится для Ульяновских автомобилей, то его часто путают с УМЗ, и называют - двигатель УАЗ.
Силовой агрегат ЗМЗ 409 технические характеристики:
Модификации двигателя ЗМЗ 409
- ЗМЗ 409.10 - основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.
- ЗМЗ 409040.10 - аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на УАЗ Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
- ЗМЗ 40905.10 - аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.
- ЗМЗ 4091.10 - дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, другой ресивер, распредвалы (подъем 8, фаза 240), прошивка, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.
- ЗМЗ 40911.10 - аналог ЗМЗ 4091.10, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-4. Используется УАЗ Буханка. Мощность 112 л.с.
- ЗМЗ 4092.10 - несерийный мотор. Мощность 160 л.с. Используется на Волгах.
Обслуживание
Техническое обслуживание движка предполагается после истечения 15 000 км пробега. На автомобильных форумах, зачастую, задаётся вопрос, - какой объём масла вмещает мотор? Так, мотор вмещает в себя 7 литров моторного масла, но при замене потребуется всего 6 л.
Карта технического обслуживания ничем не отличается от 409-го, и выглядит примерно так:
- 1000-2500 км или ТО-0: замена масла и масляного фильтра.
- 8000-10000 км - ТО-1: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, топливного топлива.
- 25000 км - ТО-2: замена масла, масляного фильтра.
- 40000 км - ТО-3: замена масла, масляного и воздушного фильтра, свечей зажигания, высоковольтных проводов, регулировка клапанов.
- 55000 км - ТО-4: замена масла, масляного фильтра, топливного фильтра, замена цепи ГРМ и ремня генератора.
- 70000 км - ТО-5 и последующие: замена масла и масляного фильтра. Каждые 20000 км меняется - топливный и воздушный фильтр, регулируются клапана. Каждые 50000 км пробега - замена цепи ГРМ.
Неисправности и ремонт
Когда рассмотрены технические характеристики и устройство, стоит перейти к рассмотрению основных проблем, а также, как проводится ремонт двигателя ЗМЗ 409.
Важно! Прежде чем проводить ремонт ЗМЗ 409 своими руками стоит изучить руководство по ремонту силового агрегата, но если автолюбитель уверен в своих силах, то приступаем непосредственно к действиям.
Наиболее частой проблемой является троение и плавающие обороты. Устранить эту неисправность можно самостоятельно, не выходя с гаража. Итак, рассмотрим, причины и методы устранения неисправности.
Плохое горючее и система питания
Если в топливный бак было залито некачественное горючее, то это может засорить систему питания, что приведёт к плавающим оборотам и троению. Чтобы устранить неисправность потребуется прочистить всю систему, а также провести чистку форсунок. После того, как процедура выполнена, стоит проверить работоспособность силового агрегата.
Свечи зажигания и высоковольтные провода
Нередко, проблемой могут стать свечи и провода. Ремонт ЗМЗ 409, в этом случае, достаточно простой. Старые детали выкручиваются, осматриваются, и при необходимости, меняются. Стоит помнить, что перед тем, как устанавливать новые свечи зажигания стоит выставить зазор между электродами. Если этого не сделать, то сгорание топлива будет не равномерным, что приводит к эффекту - горят клапана.
Датчики и ЭБУ
Неисправность датчиков и электронного блока управления мотором. В данном случае, помогут коды ошибок, по которым можно сразу определить, в чем скрывается неисправность. Итак, рассмотрим расшифровку ошибок ЭБУ:
0030 | |
0031 | Обрыв или замыкание на «массу» цепи нагревателя датчика кислорода 1 |
0032 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи нагревателя датчика кислорода 1 |
0036 | |
0037 | Обрыв или замыкание на «массу» цепи нагревателя датчика кислорода 2 |
0038 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи нагревателя датчика кислорода 2 |
0101 | Сигнал датчика массового расхода воздуха вне допустимого диапазона |
0102 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика массового расхода воздуха |
0103 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика массового расхода воздуха |
0112 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика температуры воздуха на впуске |
0113 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика температуры воздуха на впуске |
0116 | Сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости вне допустимого диапазона |
0117 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
0118 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
0122 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика 1 положения дроссельной заслонки |
0123 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика 1 положения дроссельной заслонки |
0130 | Неисправность сигнальной цепи датчика кислорода 1 |
0131 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика кислорода 1 |
0132 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика кислорода 1 |
0133 | Медленный отклик на изменение состава смеси датчика кислорода 1 |
0134 | Потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика кислорода 1 |
0135 | Неисправность цепи нагревателя датчика кислорода 1 |
0136 | Неисправность сигнальной цепи датчика кислорода 2 |
0137 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика кислорода 2 |
0138 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика кислорода 2 |
0140 | Потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика кислорода 2 |
0141 | Неисправность цепи нагревателя датчика кислорода 2 |
0171 | Система топливоподачи слишком «бедная» при ее максимальном обогащении |
0172 | Система топливоподачи слишком «богатая» при ее максимальном обеднении |
0201 | Неисправность цепи управления форсункой 1 |
0202 | Неисправность цепи управления форсункой 2 |
0203 | Неисправность цепи управления форсункой 3 |
0204 | Неисправность цепи управления форсункой 4 |
0222 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика 2 положения дроссельной заслонки |
0223 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика 2 положения дроссельной заслонки |
0261 | Обрыв или короткое замыкание на «массу» цепи управления форсункой 1 |
0262 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи форсунки 1 |
0264 | Обрыв или короткое замыкание на «массу» цепи управления форсункой 2 |
0265 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи форсунки 2 |
0267 | Обрыв или короткое замыкание на «массу» цепи управления форсункой 3 |
0268 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи форсунки 3 |
0270 | Обрыв или короткое замыкание на «массу» цепи управления форсункой 4 |
0271 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи форсунки 4 |
0300 | Случайные/множественные пропуски воспламенения |
0301 | Пропуски воспламенения в цилиндре 1, влияющие на токсичность |
0302 | Пропуски воспламенения в цилиндре 2, влияющие на токсичность |
0303 | Пропуски воспламенения в цилиндре 3, влияющие на токсичность |
0304 | Пропуски воспламенения в цилиндре 4, влияющие на токсичность |
0327 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика детонации |
0335 | Нет сигнала или неисправность цепи датчика положения коленчатого вала |
0340 | Неисправность цепи датчика положения распределительного вала |
0420 | Эффективность нейтрализатора ниже допустимой нормы |
0443 | Неисправность или обрыв цепи управления клапаном продувки адсорбера |
0444 | Обрыв или КЗ на «массу» цепи управления клапаном продувки адсорбера |
0445 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи управления клапаном продувки адсорбера |
0480 | Неисправность цепи управления реле электровентилятора 1 |
0481 | Неисправность цепи управления реле электровентилятора 2 |
0500 | Отсутствует сигнал датчика скорости автомобиля |
0504 | Некорректный сигнал выключателей педали тормоза |
0560 | Напряжение бортовой сети ниже порога работы |
0562 | |
0563 | |
0605 | |
0606 | Неисправность контроллера |
0627 | Обрыв цепи управления реле электробензонасоса |
0628 | Обрыв или КЗ на «массу» цепи управления реле электробензонасоса |
0629 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи управления реле электробензонасоса |
0645 | |
0646 | Обрыв или КЗ на «массу» цепи реле муфты компрессора кондиционера |
0647 | КЗ на «бортсеть» цепи реле муфты компрессора кондиционера |
0691 | Обрыв или КЗ на «массу» цепи управления реле электровентилятора 1 |
0692 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи управления реле электровентилятора 1 |
0693 | Обрыв или КЗ на «массу» цепи управления реле электровентилятора 2 |
0694 | Короткое замыкание на «бортсеть» цепи управления реле электровентилятора 2 |
1335 | Недостоверное положение дроссельной заслонки |
1336 | |
1388 | Положение педали ускорения вне допустимого диапазона |
1389 | Частота вращения двигателя вне допустимого диапазона |
1390 | Необратимое ограничение впрыска топлива в связи с неисправностями систем |
1391 | Ошибка программы мониторинга систем двигателя |
1545 | Положение дроссельной заслонки вне допустимого диапазона |
1558 | Начальное положение дроссельной заслонки вне допустимого диапазона |
1559 | Недостоверное значение массового расхода воздуха через дроссель |
1564 | Нарушение адаптации дросселя в связи с пониженным напряжением питания |
1570 | Нет ответа от иммобилайзера или неисправность линии связи |
1571 | |
1572 | |
1573 | Внутренняя неисправность блока иммобилайзера |
1574 | Попытка разблокирования иммобилайзера |
1575 | Иммобилайзер заблокирован контроллером |
1578 | Недостоверность результатов переобучения дроссельной заслонки |
1579 | Аварийное прекращение адаптации дросселя в связи с внешними условиями |
1603 | Неисправность энергонезависимой памяти (EEPROM) контроллера |
2106 | Неисправность силового канала управления дроссельной заслонкой |
2122 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика 1 положения педали ускорения |
2123 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика 1 положения педали ускорения |
2127 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика 2 положения педали ускорения |
2128 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика 2 положения педали ускорения |
2135 | Несовпадение показаний датчиков 1 и 2 положения дроссельной заслонки |
2138 | Несовпадение показаний датчиков 1 и 2 положения педали ускорения |
2187 | Система топливоподачи дрейфует от «средней» к «бедной» области на ХХ |
2188 | Система топливоподачи дрейфует от «средней» к «богатой» области на ХХ |
2195 | Нет совпадения сигналов датчиков кислорода 1 и 2 |
2270 | Сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «бедно» |
2271 | Сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «богато» |
C001 | Неисправность информационной CAN-шины |
P0001 | Обрыв цепи управления регулятором давления топлива |
P0002 | Предельная нагрузка в цепи управления регулятором давления топлива (перегрев драйвера) |
P0003 | Короткое замыкание на «Массу» цепи управления регулятором давления топлива |
P0004 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления регулятором давления топлива |
P0016 | Нарушение фазы между сигналами датчиков положения распредвала и коленвала |
P0087 | Давление топлива в рампе (рейле) слишком низкое |
P0088 | Давление топлива в рампе (рейле) слишком высокое |
P0100 | Неисправность цепи датчика массового расхода воздуха |
P0101 | Выход сигнала датчика массового расхода воздуха за допустимый диапазон |
P0102 | Низкий уровень сигнала цепи датчика массового расхода воздуха |
P0103 | Высокий уровень сигнала цепи датчика массового расхода воздуха |
P0110 | Неисправность цепи датчика температуры воздуха на впуске |
P0111 | Сигнал датчика температуры воздуха вне допустимого диапазона |
P0112 | Низкий уровень сигнала цепи датчика температуры воздуха |
P0113 | Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры воздуха |
P0116 | Некорректный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0117 | Низкий уровень сигнала цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0118 | Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0181 | Сигнал датчика температуры топлива вне допустимого диапазона |
P0182 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика температуры топлива |
P0183 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика температуры топлива |
P0191 | Сигнал датчика давления топлива (в рейле) вне допустимого диапазона |
P0192 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика давления топлива (в рейле) |
P0193 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика давления топлива (в рейле) |
P0201 | Неисправность или обрыв цепи управления форсункой 1 |
P0202 | Неисправность или обрыв цепи управления форсункой 2 |
P0203 | Неисправность или обрыв цепи управления форсункой 3 |
P0204 | Неисправность или обрыв цепи управления форсункой 4 |
P0261 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления форсункой 1 |
P0262 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления форсункой 1 |
P0264 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления форсункой 2 |
P0265 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления форсункой 2 |
P0267 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления форсункой 3 |
P0268 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления форсункой 3 |
P0270 | Короткое замыкание на «Массу» цепи управления форсункой 4 |
P0271 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления форсункой 4 |
P0335 | Неисправность или обрыв цепи датчика положения коленчатого вала |
P0336 | Нет синхронизации датчика положения коленчатого и распределительного вала |
P0340 | Неисправность цепи датчика положения распределительного вала (датчика фазы) |
P0341 | Сигнал датчика положения распределительного вала вне диапазона (датчика фазы) |
P0380 | Неисправность цепи управления или нагрева свечей накаливания |
P0381 | Неисправность цепи управления индикатором состояния свечей накаливания |
P0401 | Недостаточный поток воздуха через клапан рециркуляции отработавших газов |
P0402 | Избыточный поток воздуха через клапан рециркуляции отработавших газов |
P0480 | Неисправность цепи управления реле электровентилятора № 1 |
P0481 | Неисправность цепи управления реле электровентилятора № 2 |
P0487 | Обрыв цепи управления клапаном рециркуляции отработавших газов |
P0488 | Клапан рециркуляции отработавших газов вне диапазона регулирования |
P0500 | Неисправность цепи или нет сигнала от датчика скорости автомобиля |
P0501 | Сигнал датчика скорости автомобиля вне диапазона |
P0502 | Скорость автомобиля занижена (слишком мала) |
P0503 | Скорость автомобиля завышена (слишком велика) |
P0504 | Несовпадение сигналов выключателей педали тормоза |
P0560 | Напряжение бортовой сети вне рабочего диапазона |
P0562 | Пониженное напряжение бортовой сети |
P0563 | Повышенное напряжение бортовой сети |
P0605 | Неисправность флэш-ПЗУ контроллера (ошибка контрольной суммы) |
P0606 | Неисправность контроллера или ошибка при его инициализации |
P0607 | |
P060A | Внутренняя неисправность контроллера - неисправность модуля самоконтроля |
P060B | Внутренняя неисправность контроллера - АЦП контроллера неисправен |
P0610 | Несовместимость паспортных данных об автомобиле при записи их в EEPROM |
P061A | Внутренняя неисправность контроллера - недостоверный крутящий момент |
P061B | Внутренняя неисправность контроллера - недостоверный расчетный крутящий момент |
P061C | Внутренняя неисправность контроллера - недостоверная частота вращения двигателя |
P0627 | Обрыв цепи управления реле электробензонасоса или подкачивающего дизельного |
P0628 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления реле электронасоса |
P0629 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления реле электронасоса |
P062B | Внутренняя неисправность драйвера контроллера по управлению топливоподачей |
P062F | Неисправность энергонезависимой памяти данных (EEPROM) контроллера |
P0642 | Низкий уровень электропитания датчика № 1 положения педали ускорения |
P0643 | Высокий уровень электропитания датчика № 1 положения педали ускорения |
P0645 | Неисправность цепи управления реле муфты компрессора кондиционера |
P0646 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи реле муфты кондиционера |
P0647 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи реле муфты кондиционера |
P0648 | Неисправность цепи управления индикатором иммобилайзера |
P0650 | Неисправность цепи управления лампой MIL («Check engine») |
P0652 | Низкий уровень электропитания датчика № 2 положения педали ускорения |
P0653 | Высокий уровень электропитания датчика № 2 положения педали ускорения |
P0670 | Обрыв цепи управления реле свечами накаливания |
P068A | Главное реле отключается слишком рано после остановки двигателя |
P068B | Главное реле не отключается после остановки двигателя |
P0691 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления реле электровентилятора № 1 |
P0692 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления реле электровентилятора № 1 |
P0693 | Обрыв или короткое замыкание на «Массу» цепи управления реле электровентилятора № 2 |
P0694 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления реле электровентилятора № 2 |
P06A1 | Обрыв или КЗ на «Массу» цепи управления реле компрессора кондиционера |
P06A2 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления реле компрессора кондиционера |
P0704 | Некорректный сигнал выключателя педали сцепления |
P1570 | Нет ответа от АПС (иммобилайзера) или обрыв линии связи |
P1571 | Использован незарегистрированный электронный ключ |
P1572 | Обрыв цепи или неисправность приемопередающей антенны иммобилайзера |
P1573 | Внутренняя неисправность блока АПС (иммобилайзера) |
P1574 | Функция иммобилайзера в контроллере не активирована (контроллер в необученном состоянии) |
P1575 | Доступ к АПС (иммобилайзеру) заблокирован контроллером |
P1576 | Транспондер иммобилизатора испорчен или не запрограммирован |
P1600 | Неисправность цепи управления индикатором диагностики систем двигателя |
P2100 | Обрыв цепи управления электроприводом дроссельной заслонки |
P2101 | Положение привода электрического дросселя вне рабочего диапазона |
P2102 | Короткое замыкание на «Массу» цепи управления электроприводом дроссельной заслонки |
P2103 | Короткое замыкание на «Бортсеть» цепи управления электроприводом дроссельной заслонки |
P2122 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика № 1 положения педали ускорения |
P2123 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика № 1 положения педали ускорения |
P2127 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика № 2 положения педали ускорения |
P2128 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика № 2 положения педали ускорения |
P2138 | Несовпадение показаний датчиков № 1 и 2 положения педали ускорения |
P2141 | Короткое замыкание на «массу» цепи управления клапаном рециркуляции отработавших газов |
P2142 | Короткое замыкание на бортовую сеть цепи клапана рециркуляции отработавших газов |
P2146 | Обрыв цепи электропитания форсунки цилиндра 1 |
P2227 | Сигнал датчика атмосферного давления (в контроллере) вне диапазона |
P2228 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика атмосферного давления (в контроллере) |
P2229 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика атмосферного давления (в контроллере) |
P2264 | Неисправность цепи или датчика наличия воды в топливе |
P2269 | Недостоверное (вне диапазона/выше максимума) количество воды в топливе |
P2299 | Несоответствие сигналов датчиков педали тормоза и педали акселератора |
P2517 | Низкий уровень сигнала в цепи датчика давления хладагента кондиционера |
P2518 | Высокий уровень сигнала в цепи датчика давления хладагента кондиционера |
P2530 | Неисправность цепи выключателя зажигания в рабочем положении |
P2687 | Обрыв цепи управления реле нагревателя топлива |
P2688 | Короткое замыкание на «Массу» цепи управления реле нагревателя топлива |
P2689 | Короткое замыкание на «Бортовую сеть» цепи управления реле нагревателя топлива |
U0155 | Неисправность цепи информационного обмена с комбинацией приборов (цепь управления тахометром неисправна) |
Вывод
Ремонт и тюнинг двигателя ЗМЗ 409 автолюбители предпочитают делать самостоятельно. Мотор обладает достаточно высокими техническими характеристиками, а конструктивная простота позволяет проводить доработку практически в гараже.
Двигатель ЗМЗ-409.10 удовлетворяет нормам по токсичности « Euro3».
Двигатели выпускаются в климатическом исполнении «У2», предназначенные для эксплуатации в умеренном климате при значениях температуры окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 100 % при температуре плюс 25 °С.
Вид сверху двигателя ЗМЗ-409.10
Левая сторона двигателя ЗМЗ-409.10
Правая сторона двигателя ЗМЗ-409.10
Вид двигателя спереди ЗМЗ-409.10
Техническая характеристика двигателя и его систем
Бензиновый, 4-цилиндровый, 4-х тактный, рядный, с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива, зажиганием и впуском воздуха |
|
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм |
|
Рабочий объем цилиндров, см 3 |
|
Степень сжатия |
|
Порядок работы цилиндров |
|
Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива) |
|
Номинальная мощность при частоте вращения 4500±50 мин -1 брутто по ГОСТ 14846, кВт (л.с.) |
|
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин -1 брутто по ГОСТ 14846, Нм (кгсм) |
|
Система питания |
Распределённый впрыск топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.сч) |
|
Расход масла на угар, % от расхода топлива |
|
Масса незаправленного двигателя со сцеплением, кг |
|
Воздушный фильтр |
С сухим сменным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле) |
Система вентиляции |
Закрытая, принудительная, действующая за счет разряжения во впускной трубе |
Система смазки |
Комбинированная, с автоматическим регулированием температуры масла |
Масляный фильтр |
Полнопоточный, неразборный, тонкой очистки 2105С-1012005-НК-2 |
Датчик указателя давления масла |
|
Датчик сигнализатора аварийного давления масла |
|
Система охлаждения |
Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости |
Термостат |
двухклапанный, с температурой открытия основного клапана 82±2˚ C ТС 107-05 или ТР2-01 или ТА107-05 |
Электронная система управления |
Управляет подачей воздуха, распределенным впрыском топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу и зажиганием |
свечи зажигания |
DR17YC/Aили А14ДВР |
Катушки зажигания |
|
Электрооборудование |
Постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом двигателя |
Номинальное напряжение, В |
|
Генератор |
со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения 9422.3701 или 2502.3771 |
с дистанционным электромагнитным включением и редуктором 6012.3708 или 405.3708000 (AZE2154 12V1,9 kWz9 11.131.262) |
|
датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости |
терморезисторного типа ТМ111-02 |
Сцепление |
сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной |
Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин -1 , кПа (кгс/см 2), не менее |
|
Зазор между электродами свечей зажигания, мм |
|
Рабочая температура охлаждающей жидкости, °C |
|
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 |
|
Повышенная частота вращения коленчатого вала, мин -1 |