Как отказывают тормоза. Что делать при отказе тормозов

Безопасность движения на автомобиле зависит от работоспособности тормозной системы. Поэтому даже в правилах ПДД прописано, что эксплуатация автотранспорта категорически запрещена при неисправностях тормозов.

Но даже у ответственных водителей, которые постоянно проводят техническое обслуживание, тормоза могут. В таком случае первостепенная задача – остановить автомобиль, причем надо это сделать максимально быстро и без последствий. Но сделать это не так просто, как кажется.

Причины неисправности

Основные причины отказа тормозов:

  1. Повреждения магистралей, по которым движется тормозная жидкость и утечка жидкости
  2. Заклинивание поршней главного цилиндра.
  3. Повреждение уплотнителей главного цилиндра.
  4. Критический износ колодок или тормозных дисков.
  5. Попадание под педаль стороннего предмета.
  6. Низкий уровень тормозной жидкости, утечка жидкости.
  7. Тормоза могут отказать и из-за старой тормозной жидкости, она впитывает воду из воздуха, а вода кипит→ воздух в тормозной системе → отказ тормозов.

Некоторые из причин приводят к сильному снижению эффективности тормозной системы, но функционировать она продолжает. А это уже положительный момент. Но есть и такие неисправности, при которых система полностью отказывает.

Чтобы остановить автомобиль с отказавшими тормозами, применяются торможение силовой установкой с трансмиссией и препятствия. Но второй вариант экстренный и используется только в крайнем случае – чтобы избежать серьезных последствий.

Действия при отказе тормозов

Итак, при попытке затормозить педаль провалилась и замедления не происходит. Такое случается при повреждении магистралей, утечке и недостатке тормозной жидкости. Такие неисправности относятся к категории частичной утраты эффективности тормозной системы.

Конструкцией системы предусмотрено наличие двух независимых контуров, каждый из которых отвечает за два тормозных механизма. Если один контур поврежден, то машина сохраняет возможность остановиться. При этом из-за неработающего контура усилие на педали сильно упадет, да и сработать второй контур может не сразу. Обусловлено это тем, что из-за утечки объем жидкости в бачке снижен до критического уровня и для задействования оставшихся рабочих тормозных механизмов нужно закачать жидкость в магистраль. Делается это путем повторных нажатий на педаль (2 -3 раза). Как только почувствуется, что авто начало замедляться, дожимаем педаль, удерживаем ее в таком положении до полной остановки.

Если же педаль полностью проваливается без усилия или она заклинила в отпущенном положении – поломка системы привела к полному ее отказу и манипуляции с педалью не помогут. В этом случае принимаем другие меры – замедление за счет мотора и КПП.

Останавливаем мотором и трансмиссией

Действия водителя при отказавших тормозах зависят от конструкции трансмиссии и стояночного тормоза. Проще остановить машину с механической коробкой, с вариатором же и АКПП сделать это сложнее, но возможно.

Важное условие для остановки авто — снижение скорости движения. И сделать это можно двигателем и коробкой передач. При определенных манипуляциях удается сбросить скорость, причем без негативных последствий для трансмиссии и двигателя.

Проще тормозить двигателем, если на машине установлена механическая коробка.

Технология замедления: убираем ногу с педали газа и замедляемся путем перехода на низкие передачи с максимально быстрым выжимом сцепления. Но учтите, что переход должен быть последовательным и быстрым. Нельзя, двигаясь на 5 передаче, включить сразу 1-ю. Это приведет к повреждениям мотора и трансмиссии и потере управляемости. Последствия при неправильном торможении негативные – вылет с трассы, увод на встречную полосу, переворот авто.

После перехода на самую низкую передачу останавливаем авто путем остановки мотора или использования ручника. Но не стоит глушить мотор сразу, пока еще авто движется со значительной скоростью. Такие меры приведут к разрыву КПП и сильному повреждению мотора, при этом автомобиль станет неуправляемым.

С автоматической коробкой и вариатором остановить авто сложнее. В таких коробках система защиты не даст принудительно менять передаточное число. И даже если на таких коробках предусмотрен ручной режим, то при переходе с высокой передачи на низкую система проконтролирует работу трансмиссии в установленном режиме и при несоответствии самостоятельно перейдет на повышенную скорость. Наличие ручного режима обеспечит более быструю остановку машины. Используя его, действуя как с МКПП (последовательный переход с высокой скорости на низкую), добиваемся быстрого замедления.

Но если ручного режима нет, то водитель может отпустить педаль газа и продолжать управлять авто, дожидаясь, пока коробка сама не перейдет на самую пониженную передачу, а после уже задействовать ручник или заглушить мотор. Единственное, что можно дополнительно сделать – установить селектор в положение «L» или «1» (если такой режим есть). В этом режиме коробка быстрее переходит на низкие передачи.

Использование ручника

Ручник — тормоз с тросовым приводом, который помогает в остановке машины, но затягивать его сразу и до упора нельзя, чтобы не потерять управление. Замедляя авто двигателем и КПП, дополнительно включайте и ручник. При этом зажимаем клавишу храпового механизма и тянем рычаг вверх постепенно. При таких действиях механический привод обеспечит срабатывание задних тормозных механизмов, и они начнут замедлять автомобиль. При этом важно не перегреть колодки, чтобы сохранить работоспособность ручного тормоза.

Оптимальные действия такие – сбрасываем газ, переходим на более низкую передачу и задействуем ненадолго ручник. Затем рычаг опускаем и быстро повторяем процедуру. И только дойдя до самой низкой передачи, выжимаем ручник.

Но если машина оснащено ручником с электрическим приводом, то для замедления его использовать не получится. В механизме с механическим приводом водитель регулирует силу прижима колодок, исключая полную блокировку колес. Электрический же привод сразу заблокирует механизмы, что приведет к потере управления. Поэтому ручной тормоз такой конструкции задействуем только после сброса скорости, когда осталось полностью остановить авто.

То же касается и стояночного тормоза, который блокирует КПП. В этом случае его задействование приведет к разрыву КПП, повреждению мотора и потере управляемости.

Видео: Что делать если отказали тормоза, машина без тормозов

Использование препятствий

Все описанные методы остановки при отказавших тормозах применимы только если условия движения позволяют. Для остановки мотором с трансмиссией требуется длинный отрезок пути. Но бывает и так, что тормоза отказали, а машину нужно срочно остановить.

В этом случае остается только воспользоваться препятствием, но его еще нужно правильно выбрать. Оптимальный способ остановить автомобиль посредством препятствия — заезд в сугроб. В этом случае последствия минимальны.

Также можно воспользоваться отбойниками, но учитывайте, что при первом касании боком о препятствие машину может отбросить вбок, поэтому важно ее удержать.

Въезжать в деревья, металлические конструкции, которые расположены возле дороги, стоит только, если иных препятствий нет. Не стоит экстренно останавливать машину путем въезда в другое авто.

При оказавших тормозах важно сохранять самообладание и действовать быстро.

Скорее всего, большинство водителей слышало от друзей, по телевиденью или по радио о том, что произошла какая-либо авария по причине неисправности тормозов. К сожалению не каждый водитель знает, как себя вести и что делать, если отказали тормоза автомобиля. Российские автошколы мало уделяют внимания критическим ситуациям и не объясняют, что необходимо делать в той или иной ситуации. Из-за этого в России высока аварийность, в том числе с летальным исходом, которые можно было избежать при правильных действиях.

Как остановить автомобиль

Перед тем как перейти к способам торможения следует помнить, что паника в данной ситуации может привести к аварии, так как водитель либо просто будет кричать от страха, либо начнет неоправданно дергать стояночный тормоз, который в свою очередь может занести автомобиль и унести его в кювет.

Перед тем как начать пользоваться экстренным торможением попробуйте несколько раз резко нажать на педаль тормоза. В том случае, если ваш автомобиль не оборудован системой , то резкое нажатие несколько раз поможет увеличить давление жидкости и впоследствии вернуть функциональность тормозов. Также часто бывает, что в салоне под педалью находится предмет, который препятствует нажатию педали тормоза.

Также ни в коем случае нельзя глушить двигатель автомобиля, так как многие модели оборудованы гидроусилителем или электроусилителем, которые не работают на незапущенном двигателе, а они могут помочь вам справится с управлением в случае возникновения заноса. Также помните, что резкое снижение скорости автомобиля способно вызвать занос, а впоследствии возможно и опрокидывание, также будьте внимательно, когда будете пользоваться ниже перечисленными способами.

Торможение с помощью пониженной передачи

Самый распространенный способ остановить автомобиль в таком случае является торможение двигателем с помощью пониженных передач. Этот способ безопасный и работает он практически на любом покрытии. Также при правильном использовании данного маневра автомобиль не занесет.

Следует помнить, что если резко включить пониженную передачу возможно пробуксовка, а следовательно и занос автомобиля. Чем больше будет разница между скоростью вращения колес, которую передает КПП и скорость движения автомобиля, тем сильнее будет рывок.

Торможение с помощью МКПП


Чтобы как можно сильнее уменьшить вероятность заноса автомобиля необходимо переключаться на одну передачу вниз, но никак не на две или даже три. Тем самым если вы за городом двигаетесь на 5-ой скорости, вам необходимо отпустить педаль газа, переключиться на 4-ую передачу, отпустить сцепление и как только автомобиль начнет дергаться вперед, нужно переключиться на 3-ю и так до 1-ой передачи. Когда вы достигните первой передачи, можно заглушить двигатель ключом и тем самым он остановится.

Владельцам автомобилей ВАЗ следует не забывать о перегазовке. Обычно мы ждем когда скорость автомобиля снизиться, чтобы переключиться на пониженную передачу, но если отказали тормоза следует нам необходимо на нейтральной скорости нажать на педаль газа для того чтобы добиться рабочих оборотов двигателя, а затем выжимаем сцепление и включаем пониженную передачу. Если таких действий не производить, то включать передачи будет затруднительно, а это все драгоценные секунды, которые могут спасти вам жизнь.

Торможение с помощью АКПП


Если ваш автомобиль оборудован , вам для того чтобы достичь таких же результатов необходимо перевести режим коробки передач в положение «2» или «1», это медленно, но все же снизит вашу скорость. Если расстояние для торможения небольшое и вам необходимо замедлить автомобиль любым способом, то тут поможет перевод рычага КПП в положение «P». Этот способ может вызвать занос автомобиля, а коробку передач, скорее всего, придется потом выбросить, но это лучше потеря жизни.

Торможение с помощью задней передачи

Еще существует еще такое способ торможения как замедление с помощью задней передачи, его также торможение газом. Таким способом не всегда можно пользоваться, его использование зависит от состояния КПП и его конфигурации. Некоторые современные автомобили оборудованы блокировками, которые не дают возможности включить заднюю передачу во время движения автомобиля вперед.

Если ваш автомобиль позволяет включить заднюю передачу при движении вперед, то ваша задача отпустить сцепление и выжать педаль газа, а в дальнейшем все зависит от скорости вашего движения и мощности мотор автомобиля. После такой процедуры практически 100%-ая вероятность, что двигатель и КПП будет не пригодны для дальнейшего использования. Помните, что такой вид торможение может вызвать занос на обочину или в центр трассы, также движущиеся сзади автомобили, не смогут успеть затормозить также быстро, как и вы.

Аварийное торможение двигателем.

Также можно повернуть ключ, тем самым заглушить двигатель с включенной передачей. Это самая крайняя мера, которая может привести к неуправляемому заносу, следует при использовании такого способа включить максимально пониженную передачу.

Аварийное торможение стояночным тормозом


Еще один из вариантов торможения, если отказали тормоза это использование стояночного тормоза (ручника), но им можно будет воспользоваться, если данная ситуация не привела к поломке. Если данным способом пользоваться неправильно, то можно достичь заноса автомобиля, поэтому важно комбинировать торможение двигателем с помощью КПП и торможение стояночным тормозом. Замедлив автомобиль с помощью торможения двигателем необходимо натянуть стояночный тормоз при этом обязательно изначально нажать кнопку фиксатора и постоянно ее удерживать. Это не даст автомобилю в случае блокировки колес уйти в занос, так как можно будет немного отпустить тормозные колодки.

Торможение о препятствие

Самый крайний вариант это торможение о препятствие, его необходимо применять только в том случае, если предыдущие способы малоэффективны или вообще не работают. В качестве преграды желательно использовать, что-то мягкое, также убедитесь, что вы и все пассажиры пристегнуты.

Рекомендуется замедлять автомобиль не прямым ударом, а касательным, то есть притереться боком автомобиля о, что-либо, например, край дорогие из металлического профиля, кустарник, если это город, то подойдет высокий бордюр. Во время этого необходимо постоянно придерживаться траектории. Во время такого торможения вы относительно не сильно повредите свой автомобиль и при этом сохраните свою жизнь и жизнь пассажиров.

Не стоит пытаться останавливаться о препятствие, возле которого находятся люди. Также если вы решили останавливаться об автомобиль, то желательно постараться максимально попасть бампер в бампер, так как это наиболее эффективно, наносит меньше урона автомобилю и не откидывает авто спереди на встречную полосу, и вы не будете виноваты в чей-то смерти.


Аэродинамическое торможение

В том случае если у вас есть возможность на длительном расстоянии пытаться остановить автомобиль, то можно вместе с предыдущими способами воспользоваться данным способом. Задача состоит в том, чтобы открыть двери автомобиля, при этом быть обязательно пристегнутым. В итоге обдув воздухом будет замедлять автомобиль.

Оповещение других участников дороги

Теперь вы знаете что делать в том случае, если у вас отказала тормозная система, но для того чтобы не подвергнуть других участников дороги опасности, следует их оповестить о вашей поломке. Ваша задача включить аварийную сигнализацию и перестроится в правый ряд, а затем выполнять все необходимые маневры для остановки. Наблюдайте в зеркала заднего вида, если вас кто-то догоняет, предупредите его звуковым сигналом о вашей поломке, это предотвратит аварию с этим автомобилем.

Когда вам удалось остановить автомобиль, ваша задача не продолжать движение, а починить тормозную систему или вызвать эвакуатор.

Итог

Учитывая все вышесказанное можно сказать, чтобы вам не задаваться вопросом, что делать, если отказали тормоза необходимо постоянно их проверять и поддерживать в исправном состоянии. Если вы заметили какие-либо симптомы, говорящие о том, что тормоза могут быть скоро неисправны, замените эти детали тормозной системы. Также проверяйте работоспособность тормозной системы, как только вы выезжаете из гаража или парковки двигаясь максимум на второй передаче.

Бывают на дороге ситуации, которые выходят из-под вашего контроля. Например, знаете ли вы, что делать, если отказали тормоза? Мало кто из водителей может справиться с этой проблемой. Всё заканчивается аварией - ведь это очень серьёзная неприятность.

Основные требования

Не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что на сегодняшний день уже придумали способ избежать столкновения. В первую очередь ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Нужно собрать свою волю в кулак и собраться с мыслями. Следует понимать, что всегда есть альтернативный метод торможения. Автомобили бывают разные, поэтому тот способ, который подойдёт одному, для другого окажется смертельным. Но мы рассмотрим абсолютно все варианты экстренного торможения.

В том случае, если вы являетесь счастливым обладателем современной модели, вы должны знать, что тормозная система в таких авто двухконтурная. Поэтому если педаль тормоза до упора упёрлась в стенку, а реакции никакой не происходит, не расстраивайтесь! Возможно, не сработала одна сторона, а вторая ещё не подключилась. Нужно немного подождать, не отпуская педали. Если через несколько минут автомобиль так и не остановился, попробуйте резким движением отпустить и также нажать. Проделайте так несколько раз. Должно сработать. Здесь происходит то же самое, что при накачивании колеса: сначала эффект нулевой, но по мере качания воздух поступает в шину с большим напором. Так и в вашем случае - необходимо в гидроприводной системе тормоза просто восстановить давление. Достаточно будет шесть - семь качков.

Но , если отказали тормоза полностью? И тут есть выход: вам поможет и способ торможения двигателем. При этом учтите, что при скорости свыше пятидесяти километров тормозить ручником категорически запрещается, иначе вашу машину может сильно занести. В принципе, вы можете попробовать этот метод, но тогда при нажиме на ручник применяйте и кнопку «трещотки». Только обязательно выведите транспорт на ровную дорогу.

Двигателем вы затормозите машину путём последовательного переключения на более низкие передачи. Для того чтобы сократить время нерабочего состояния, нужно быстро отпустить педаль сцепления. В тот момент, когда обороты двигателя начнут снижаться, переключите передачу снова вниз. Обороты будут снижаться наряду со скоростью, полную остановку производите ручником.

Опасно-безопасный способ

Если у вас ничего не получается с техническими средствами, то что делать, если отказали тормоза в полной мере? Многие считают, что экстренное торможение при помощи удара сзади о другую машину - самое эффективное решение. Причём машина должна быть только грузовая.

Некоторые советуют осмотреть состояние обочины и, если есть возможность, лучше съехать на нейтральную территорию, где нет и другого автотранспорта. Конечно, если есть пустующая поляна. В зимнее время оптимальный вариант, без риска для жизни, въехать в сугроб.

В том случае, когда ситуация из ряда вон выходящая, дабы не было лобового столкновения, намного предпочтительнее врезаться в дерево или даже перевернуть свою машину. Этим вы обезопасите жизни других людей. При подобной возникшей ситуации следует в первую очередь задуматься о здоровье и жизни, нежели о машине.

Кстати, существует уникальнейший способ притормозить машину аэродинамическим методом, то есть вы открываете все двери (естественно, если позволяет ситуация) и, таким образом, создаётся сильное сопротивление воздуху.

Ещё один довольно-таки неплохой метод: вы можете тормозить путём трения. Это могут быть стоящие у обочины автомобили или бордюр, здания и так далее. Помните, что машина - это всего лишь груда металлолома по сравнению с жизнью. Но это всё неоправданный риск.

В такой непредвиденной ситуации существуют ещё варианты, как тормозить, если отказали тормоза. Можно воспользоваться советами бывалых и попробовать затормозить при помощи газа. Для этого вам необходимо нажать на газ и включить заднюю передачу. Так как в ведущих колёсах пойдёт обратное вращение, автотранспорт должен немедленно остановиться и даже может . Этот метод тормоза является действенным только в том случае, если у вас достаточно мощный двигатель.

Если движок слабоват для тормоза, испробуйте последовательное переключение передач. Для начала нажмите на сцепление, переключите коробку передач на более низкую, затем сразу жмите на газ. За счёт увеличения частоты вращения переключиться вы сможете без рывка, который представляет опасность на скорости. В следующем действии просто отпустите сцепление. Так повторите раза три.

Если ваша машина имеет ручную коробку, тогда полностью выключите зажигание, а сцепление не выжимайте. Конечно, торможение будет резким и в дальнейшем это скажется на двигателе, но зато эффективным.

При нужно выключить двигатель таким образом, чтобы зажигание не дошло до упора, иначе у вас произойдёт автоматическое отключение рулевой системы. Если вы не пожалеете свою коробку передач, просто переведите её в режим паркинга. Бывают «автоматы», переходящие на ручное переключение. Если у вас присутствует эта функция, воспользуйтесь ею и тормозите двигателем.

Основные причины неисправности тормозов

Для того чтобы не возникали вопросы: что делать, если отказали тормоза - нужно своевременно обращать внимание на первые признаки неисправности:

  • включается сигнал торможения;
  • включается контрольная лампа тормоза;
  • замедленное торможение;
  • заедает тормоз;
  • педаль даёт большой ход;
  • передние колёса тормозят неодновременно;
  • при этом в них появляется шум;
  • задние колёса останавливаются очень слабо и неравномерно;
  • после отпуска педали тормоз прихватывается;
  • стояночный тормоз ослаблен.

Если все эти признаки присутствуют, лучше сразу обратитесь в сервис, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Вообще, тормозная система является сложнейшим устройством, в котором сочетается множество узлов, поэтому просто необходимо со всей ответственностью подходить к этому вопросу.

Причины поломки тормоза могут быть самыми разнообразными. Если вытекла жидкость из цилиндров, тогда замените неисправные детали, а и колодки хорошенько помойте и высушите. Также нужно проверить конструкцию гидропривода. Неисправность тормоза может быть из-за того, что в основном цилиндре могут повредиться уплотнители, в гидроприводе - шланги или просто попал в систему воздух. Это относится к тем случаям, когда у вас происходит неэффективная остановка.

Если ваш двигатель включён, а машина тормозит самостоятельно, вам необходимо проверить подсос воздуха. Из-за этого может перекоситься уплотнитель, а следовательно, нужной фиксации уже не будет и смазочного масла тоже. Вполне может быть, что включатель стоп-сигнала всего лишь выключен или регулировочный болт находится в нарушенном состоянии.

У вашего автомобиля может заедать корпус вакуумного клапана или засориться цилиндр. Также причина неисправности может заключаться в набухании, заедании, отсутствии зазоров, замасливании и поломке разных деталей. На самом деле, причина может быть любая.

Основные положения

Если вы движетесь по или горной, то торможение при помощи двигателя будет самым выгодным. При чередовании , а также с поворотами очень важно гасить скорость и переключаться на низкие передачи. Таким образом, тормоз не перегреется и останется в нормальном рабочем состоянии.

Чтобы исключить столкновение с другим транспортом, в обязательном порядке включите аварийную сигнализацию, нажмите клаксон и всё время мигайте . Это необходимо для того, чтобы окружающие вас заметили. Естественно, они поймут, что у вас что-то случилось и будут вести себя крайне осторожно. Что касается пассажиров, находящихся в салоне, то они должны быть пристёгнуты.

Выше упоминалось о самостоятельном торможении посредством трения, поэтому следует добавить, что наилучший способ торможения заключается в тесном соприкосновении с бордюром. Конечно, пострадают шины, но вы останетесь живы.

Некоторые водители в сложных ситуациях измеряют расстояние в метрах, но если исходить из опыта, то это неправильно. В кризисные моменты необходимо измерять его в секундах. И помните, чтобы не было неприятностей на дороге, своевременно проводите осмотр собственного автомобиля.

Представьте, что вы выезжаете на шоссе, набираете максимально разрешённую скорость, и, приближаясь к крутому склону с крутым поворотом, Вы пытаетесь притормозить и... ничего не происходит. Можно продолжить историю с падением с крутой отвесной скалы в озеро к аллигаторам, но речь не об этом, хотя, отказ тормозов в любой ситуации - вещь достаточно опасная, хотя, в редких случаях просто пугающая, когда всё в итоге обходится хорошо. Однако, если отказали тормоза, то делать в этом случае всё необходимо всё без лишней паники, а реагировать нужно максимально быстро. Итак, отказали тормоза - что делать в этом случае, если автомобиль находится на ходу без тормозов?

В первую очередь не паникуйте! Слишком эмоциональная реакция на эту ситуацию сделает её только более опасной.

Уберите ногу с педали газа и отключите круиз-контроль, если Ваш автомобиль старых годов, и эта система не отключается, как только Вы касаетесь тормоза или сцепления. Но для обеспечения безопасности, убедитесь, что он выключен.

Обратите внимание, как ведёт себя педаль тормоза, когда отказали тормоза. Если она мягкая и уходит в пол, то, вероятнее всего, у Вас критически низкий уровень тормозной жидкости, неисправный главный тормозной цилиндр или проблемы с барабанами или суппортами . Вы можете быть в состоянии восстановить небольшую часть тормозного давления путём прокачки тормозов. Следовательно, в первую очередь в качестве главной меры по обеспечению торможения несколько раз надавите до конца и отпустите педаль тормоза (точнее, от 5 до 15 раз). Это может занять некоторое время, но попытаться всё же стоит, если остановиться нужно не срочно (к примеру, есть возможность съехать и временно двигаться по хорошей обочине или технической полосе. Прокачивать тормоза можно и в том случае, когда автомобиль оснащен ABS, так как ABS включается только когда Ваш автомобиль начинает тормозить (и это не будет проблемой, так как тормоза уже отказали).

Однако, если Ваша педаль тормоза тверда и не двигается, то что-то в Вашей тормозной системе, возможно, вышло из строя. Впрочем, нередки случаи, когда просто что-то оказывается под педалью тормоза. Постарайтесь почувствовать ногой (или попросите посмотреть пассажира), есть ли у Вас что-то под педалью тормоза.

Переключитесь на более низкую передачу. Это поможет Вам замедлить машину, используя двигатель. Если у вас автоматическая коробка передач , включите пониженную передачу - причём, на самую низкую (обычно помеченную как "L" или "1"). Однако, если у Вас механическая коробка передач, пониженные передачи следует переключать не более чем на две передачи за один раз. Даже если Вам нужно замедлить автомобиль настолько быстро, насколько только это возможно, старайтесь не переключать пониженные передачи слишком быстро - такой резкий перепад крутящих моментов может привести к потере управления автомобилем. В случае роботизированной коробки передач следует также переключиться в режим ручного переключения и постепенно понижать передачи.

Используйте ручник. Стояночный тормоз, как правило, эффективно останавливает машину, хотя это занимает больше времени, чем в случае рабочих тормозов, потому что автомобиль останавливается только за счёт задних колёс. Однако, на высокой скорости не следует резко дёргать ручник до упора вверх, а, держа нажатым кнопку фиксатора рычага ручника, плавно поднимать его, ловя при этом тот момент, когда колёса не заблокируются (не будут идти "юзом") и в то же время максимально эффективно останавливать авто. Если Вы натянете стояночный тормоз слишком быстро на высокой скорости, Вы можете потерять контроль над автомобилем. Плавные движения позволят модулировать давление, которое обездвиживает задние колёса. Здесь следует отметить, что если шины немного визжат, это не обязательно означает, что они действительно заблокированы.

Во время всех приведённых выше и ниже манипуляций главное не отвлекаться от дороги продолжать управлять автомобилем. Всегда контролируйте то, что перед Вами, и маневрируйте, чтобы избежать тяжёлых столкновений.

Предупредите других водителей и пешеходов о Вашей неисправности, как это только возможно. Во-первых, включите аварийную сигнализацию Во-вторых, если вокруг много автомобилей, или есть двигающиеся пешеходы, сигнальте, чтобы максимально привлечь внимание к Вашей проблеме.

Теперь речь пойдёт о том, что делать, если тормоза отказали, а остановиться нужно максимально быстро, и столкновения не избежать . В этом случае Вам придётся использовать Ваше окружение, чтобы замедлить автомобиль. В идеале, Вам необходимо въехать в кустарники (без деревьев) - они эффективно останавливают автомобиль, при этом нанося минимальный ущерб ему, оставляя только царапины на кузове. Если кустов рядом нет, то в идеале использовать заднюю часть грузовика, но, поскольку они встречаются, особенно, в городе, не особенно часто, Вам, вероятно, придётся импровизировать. Имейте в виду, однако, что эти методы могут быть очень опасны - особенно на высоких скоростях - и должны использоваться только в качестве крайнего случая.

В самом худшем случае - когда Вы двигаетесь в серединных полосах плотного потока автомобилей - Вам придётся останавливаться за счёт другого автомобиля. Хотя, очевидно, это должен быть не первый выбор, который мог бы замедлять Ваш автомобиль. Если Вы собираетесь это сделать, попытайтесь предупредить водителя перед Вами об этом, сигналя ему. Попробуйте ударить тот автомобиль, который будет ехать со скоростью, максимально близкой к Вашей, на момент удара (так, удары о припаркованный автомобиль остановят Вас, но замедление будет быстрым и может привести к фатальным последствиям, кроме того, желательно, чтобы у обоих авто не сработала подушка безопасности). Попытайтесь сделать удар непосредственно на заднюю часть автомобиля. Скользящий удар, скорее всего, выведет оба Ваших авто из-под контроля.

Советы по теме "Отказа тормозов - что делать?"

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Никому нельзя желать испытывать ситуацию, когда у автомобиля не работают тормоза. Полбеды, когда водитель обнаружит, что у него отказали тормоза на стоянке или во время начала движения. Но, ведь не все, садясь за руль авто, нажимают на педаль тормоза для того, чтобы проверить её ход.

Нет у нас такой привычки, а не мешало бы. Ведь, ещё не начав движение, вы можете узнать о том, педаль тормоза не нажимается или, наоборот, в пол. Не каждый удосуживается, начав движение со стоянки, проверить работоспособность тормозной системы, притормозив.

Да, если быть объективным, ситуация, когда отказали тормоза, может возникнуть в любую минуту, хотя ровно час назад всё было в порядке. Как можно перестраховаться, и свести к минимуму возникновение такой ситуации, как отказ тормозов автомобиля.

Элементарные нормы эксплуатации тормозной системы

Наверное, нет нужды, постоянно напоминать водителю о том, что тормоза автомобиля – система нежная, требующая постоянного внимания и корректного регламентного обслуживания. Корректного, это значит то, что в тормозной системе должны применяться только рекомендованные производителем:

  • тормозная жидкость должна быть именно того типа и должна производится в сроки (или пробег), указанные производителем;
  • тормозные колодки должны соответствовать стандартам, а должна производиться при первых признаках их износа;
  • тормозные диски не должны иметь менее, чем указана производителем и т.д.

То есть нужно навсегда запомнить, что самодеятельность или попытки сэкономить на деталях тормозной системы, чреваты непредсказуемыми последствиями.

Характерные причины отказа тормозов автомобиля

На самом деле, причин того, почему, вдруг отказали тормоза, огромное количество. Рассмотрим наиболее типичные из них для, практически, всех типов тормозов.

Состояние тормозной жидкости . Одна из наиболее распространенных причин того, почему у автомобиля отказали тормоза – это:

  • утечка тормозной жидкости в силу механических повреждений сальников, прокладок, шлангов и трубопроводов тормозной системы;
  • несвоевременная замена тормозной жидкости приводит к потере ею своих эксплуатационных качеств. Мы знаем о том, что «тормозуха» гигроскопична, и её несвоевременная замена приводит к тому, что она набирает высокий уровень влаги, что, в свою очередь, приводит к уменьшению температуры кипения.
  • залив типа тормозной жидкости, который не предназначен для системы вашего автомобиля. Недопустимое смешивание ТЖ или залив несоответствующей ТЖ, приводит к выходу из строя резинотехнических деталей тормозной системы, и соответственно к утечке ТЖ.

Состояние суппорта . Процедуру непосредственного торможения выполняет суппорт. Поэтому закисшие направляющие или заклинивший поршень суппорта приводят к тому, что происходит неравномерный износ тормозных колодок, что в итоге приводит к тому, что клинит тормоза.

Распределитель тормозных усилий (регулятор давления). Причиной ситуации, когда клинит передние или задние тормоза вполне может служить именно распределитель. Вернее его . Классическая схема предполагает распределение тормозных усилий из расчета: 70% на переднюю ось, 30% на заднюю ось. Если распределитель отрегулирован неверно, то это может служить причиной заклинивания задних или передних тормозов.

Вакуумный усилитель тормозов . Нередки такие случаи, когда автомобиль, при нажатии на тормоз, глохнет, и создаётся такой звук, как будто свистят тормоза. ВУТ шипит, не усиливает нажатие на педаль тормоза, и пропуская воздух во впускной коллектор, обедняет смесь.

Причина, как правило, в том, что не срабатывает клапан в вакуумном усилителе тормозов. Обычно такая ситуация возникает при низкой температуре. Затем, когда, с горем пополам, машина прогревается, всё становится на свои места. Но, это уже первый звонок о том, что нужно морально готовить себя к .

Попадание воздуха в тормозную систему вполне может привести к отказу тормозов. Тормозная жидкость находится в герметичной системе, условие незжимаемости объёма ТЖ легко нарушается воздухом, который делает ход педали мягким и тормоз практически не срабатывает.

Отказали тормоза во время движения, что делать?

Ситуация, не позавидуешь: вы жмёте на педаль тормоза, машина не реагирует и продолжает движение. Естественно, сложно дать рецепт на все случаи, но некоторые моменты выхода из аварийной ситуации, нужно помнить.

  • сброс оборотов двигателя – ногу с педали газа, но двигатель не глушим, ни в коем случае;
  • несколько раз пытаемся нажать педаль тормоза до упора, не забывайте, что у нас двухконтурная система тормозов;
  • переключаемся на пониженную передачу, обороты уже упали;
  • если ничего не помогает, то пробуем тормозить стояночным тормозом (ручником). Не резко, так как резкий рывок ручника введет авто в занос (а у нас, не «полицейский разворот»)
  • включаем «аварийку» и по возможности сигнализируем клаксоном и морганием, предупреждая участников движения о проблеме;
  • если, принятыми мерами вы не достигли поставленной цели, то стараемся применить тактику аварийного торможения при помощи препятствий (при этом все пассажиры должны максимально зафиксировать своё положение): попутно идущий грузовик, элементы дорожного ограждения, сугроб – это идеальный вариант, неглубокий кювет, только входить в него нужно не под прямым углом и т.д. машину вы потом отремонтируете, но ведь здоровье и жизнь – дороже железа.

Успехов вам на дороге, и пусть у вас никогда не отказывают тормоза.