С подъемниками мы сталкиваемся каждый день. Почти все машины, которые передвигают либо нас, либо грузы по вертикали или смежных плоскостях называются подъемниками. В этой статье я постараюсь, как можно более сжато, рассказать о видах и назначении этих чудо машин.
Основные типы подъемников
Начнем, пожалуй, с самого простого.
Лифты, в обыденном понимании этого термина, располагаются внутри высотных домов. Они зашиты вместе с шахтой лифта внутри стен и предназначены для того что бы мы сильно не утруждали свои нижние конечности. Эта опасная машина сконструирована быть максимально безопасной.
Ну, уж если заговорили про подъемники для людей, то продолжим. Фасадный подъемник, он же строительная люлька, как подъемная машина менее безопасна, чем лифт. Оно и понятно. К работе с этой машиной допускаются далеко не все. Работая на ней, стоит заранее изучить технику безопасности.
Устройство строительной люльки
Эта машина представляет собой клеть с открытым верхом и поручнями на уровне пояса для выполнения строительных работ, ремонта фасадов и даже мойки окон. Крепится она к крыше. Там же находится двигатель. Управление зачастую дублируют в самой люльке.
Вышка телескопическая
Телескопическая вышка служит для единовременных поднятий людей. Забить гвоздь, прикрепить объявление все это и много другое можно легко сделать с помощью этой машины.
Устройство вышки телескопической
Как понятно из названия механизм набора высоты осуществлен по принципу телескопа. Причем это движение может происходить уже с человеком, внутри клети. Так как работы, выполняемые с помощью этого механизма, единовременные то логично поместить его на самоходное устройство. Обычно это тяжелый или специализированный автомобиль.
Переходим к грузовым. Вернее смешанным. Данный вид подъемника обладает заметно более высокой грузоподъемностью, чем люлька и способен поднимать грузы на несколько этажей. В основном используется в строительстве. Может быть использован как подспорье к более сложным машинам, занимающим несколько этажей. Как пример — нефтяные вышки сложной конструкции.
Эксплуатация подъемника такого типа подразумевает длительные строительные работы.
Устройство мачтового подъемника
В отличие от строительной люльки крепление происходит на земле. Мачта подъемника располагается вертикально и ее длина подбирается так чтобы удовлетворять нашему техпроцессу. Клеть передвигаться по мачте за счет двигателя расположенного на уровне основания.
Ножничный подъемник приходит на помощь, когда масса грузов высока, а высота подъема не более 20 метров. Этот тип подъемников отличается увеличенной устойчивостью и простотой механизма.
Устройство ножничного подъемника
Сам подъем осуществляется благодаря механизму типа «нюрнбергские ножницы». Высота подъема меняется благодаря изменению давления на нижнюю часть механизма. Центр тяжести всегда находится под платформой. Иногда их еще называют подъемными столами.
Подъемники автомобильные это целое семейство узконаправленных механизмов. Цель у них одна — поддомкратить автомобиль для диагностики и, возможно, ремонта. Иногда для этих же целей используют ножничный подъемник.
Устройство автоподъемников
Различают одно- двух- четырех- и более стоечные подъемники. Стойка представляет собой мачту небольшой высоты, по которой перемещается каретка, поднимая автомобиль. Привод может быть гидравлическим или электромеханическим. При последнем варианте называют электромеханическим подъемником.
Допустим, с одностоечными все понятно. А как же устроены двухстоечные подъемники. В связи с большой степенью опасности данной машины согласование отдельных стоек не доверяют электронике. Обычно координация осуществляется при помощи тросиков.
Борис Дамчук
Время на чтение: 3 минуты
А А
Подъемники
Проведение любого рода строительных, монтажных, фасадных, косметических и пр. работ невозможно без использования грузоподъёмных механизмов – особенно, когда речь идёт о работах на высоте, добраться до которой человеку без специального оборудования было бы весьма непросто.
Подъёмники же – невероятный ассортимент «на любой вкус и цвет» которых представлен в торговом каталоге любой фирмы-производителя – способны без приложения какого-либо усилия извне осуществить подъём на огромную высоту не только груза, но и персонала – например, для покраски стен или замены стёкол в окнах.
Но как же выбрать из такого ассортимента один подъёмник, который совместит в себе все лучшие параметры. Можете не трудиться – такого подъёмника нет. Каждый тип устройства предназначен для конкретных работ – и, хотя, его использование возможно и в других условиях, полностью раскрыть свой потенциал он сможет только в своей сфере.
Соответственно, существуют подъёмники для погрузочных и складских работ, для ремонта автомобилей, для перемещения грузов на большую высоту в стеснённых условиях при помощи платформы на стреле, подъёмники-укладчики, подъёмники-штабелёры и.т.д.
В данной статье мы рассмотрим некоторые виды подъёмников и определим их функциональные преимущества в различных условиях работы.
Какие существуют разновидности подъёмников?
В первую очередь, все механизмы данной категории разделяются по:
- типу конструкции – на ножничные, телескопические, коленчатые и мачтовые;
- принципу работы привода – на электро-, пневмо- и гидроподъёмники. Также небольшую группу составляют устройства с ручным приводом;
- характеристикам: грузоподъёмности, высоте подъёма платформы, габаритным размерам платформы и самого подъёмника, общему весу и материалу изготовления. Также учитывается возможность мобильности устройства, обеспечивающаяся роликовой системой.
Рассмотрим на примере несколько конструкций мобильных подъёмников.
Самоходный подъёмник ножничного типа
Один из наиболее распространённых видов подъёмников в силу своих неплохих рабочих параметров, простоты в обслуживании и работе, скорости транспортировки и подготовки к подъёму. Самоходный ножничный подъёмник может использоваться для проведения как внутренних, так и наружных ремонтных и отделочных работ. Выпускается в различных конфигурациях с различными параметрами, что позволяет любому без труда подобрать именно ту модель, которая послужит ему наилучшим образом.
Например, одной из наиболее распространённых моделей подъёмника для высотных работ является подъёмник 1930 ES от американского производителя «JLG», рабочая высота которого равняется 8 м, а грузоподъёмность – 230 кг. Вместе с тем, устройство отличается высокой мобильностью и малыми габаритами, что позволяет без труда доставить и использовать его даже в крайне стеснённых условиях.
В ножничных подъёмниках используется гидравлический привод, что славится своей плавностью и безопасностью работы с грузами любой степени тяжести. Питается подъёмник от аккумуляторов, заряда которых хватает на восемь часов интенсивной работы.
Устройство, функционирующее по принципу гидравлического домкрата, хорошо известному многим автомобилистам. Действия привода способствует подъёму рабочей платформы с грузом, закреплённой на телескопическом штоке, основание которого располагается на каретке подъёмника. Сама каретка в обязательном порядке снабжается стопорным механизмом, предотвращающим её случайное движение во время работы.
Главное преимущество телескопического подъёмника перед ножничным – отсутствие большого количества подвижных деталей. Так, например, постоянное раздвижение секций-«ножниц» способствует их быстрому износу, вследствие чего они нуждаются в частом проведении диагностических работ. Телескопические устройства лишены этого недостатка; при этом они нисколько не уступают им в грузоподъёмности, а рабочая высота может составлять до 20 метров!
Данный механизм по правду считается уникальным, поскольку обладает непохожим ни на какой другой, видом конструкции, отличающимся, помимо этого, очень высокой функциональностью. Коленчатые подъёмники используются тогда, когда требуется провести работу на высоте в труднодоступном месте (или нескольких местах).
Достигается такая функциональность благодаря мачте с несколькими сгибами, управляющейся из кабины подъёмника; изгибы эти позволяют максимально близко приблизить люльку к месту проведения работ, практически исключая возможность случайного столкновения с посторонними предметами или коммуникациями. Также стрела может использоваться в полностью выпрямленном состоянии – в этом случае её рабочая высота может доходить до 30 метров.
При этом сам подъёмник отличается весьма скромными габаритами, которые позволяют использовать его практически на любой площадке; при этом она не обязательно должна располагаться под местом проведения работ, как у предыдущих моделей. Для обеспечения дополнительной надёжности, устройство снабжается специальными защитными системами и может дополнительно укрепляться при помощи съёмных опор.
Питается подъёмник от дизеля или электрической сети напряжением в 380 В; также существуют модели с комбинированным типом питания, которые способны самостоятельно генерировать энергию и использовать её для проведения работы.
Самоходный мачтовый подъёмник
Последняя на сегодня модель, отличающаяся наибольшей простотой в использовании и весьма демократичной ценой. Так же, как ножничные и телескопические подъёмники, должна располагаться непосредственно под местом проведения работ, так как несъёмная мачта, вдоль которой движется рабочая платформа, может располагаться только под углом в 90 относительно земли. Впрочем, устройство имеет несколько больший функционал, поскольку, достигнув максимальной высоты, платформа может выдвигаться на небольшое расстояние по горизонтали.
Помимо этого, устройство выгодно отличают компактные габариты, которые позволяют использовать его практически в любых условиях. Правда, для работы внутри помещения, мачту подъёмника, скорее всего, придётся разобрать – впрочем, много времени это не займёт.
Для качественного и правильного функционирования каждый горнолыжный курорт в мире оборудован подъёмными устройствами, без которых не обойтись никак. Благодаря им горнолыжные трассы используются более эффективно, тем самым повышается качество отдыха и улучшаются оздоровительные свойства горнолыжных курортов.
Разновидность транспортировочных средств
Все подъёмники делятся на два вида - воздушные и наземные. Каждый из них отличается своими особенностями, конструкциями, преимуществами.
Различают три типа воздушных подъёмников:
- Кабинные. Этот тип подъёмников представляет собой дорогу со встречным перемещением двух кабин. Вагоны имеют вместительность 30–40 человек, расположены на мощном подвесном канате, увлекаемым тяговым устройством.
На данный момент транспортировочные средства кабинного типа являются очень дорогими и сложными в эксплуатации. Продуктивность такого механизма невелика, поэтому, чтобы на него попасть, нужно немало времени провести в очереди. Для такого рода подъёмников нужны немалые нижние и верхние посадочные станции, имеющие мощную конструкцию, прочные интервальные промежутки.
Из достоинств стоит отметить быстроту перевозки, работу, не зависящую от ландшафта. К неудобным моментам можно отнести то, что при использовании подъёмника нужно снимать лыжи. Также иногда затруднительно передвижение лестницами и коридорами конструкции.
- Гондольные. Такой тип подъёмников оснащён кабинами вместительностью 2–4 человека, вместе с кабинными относится к одноканатной кольцевой дороге постоянного передвижения. Благодаря высокой скорости очень продуктивны. В зоне высадки/посадки скорость слегка замедляют для безопасного схода.
- Кресельные. Наиболее распространённый вид подъёмников, очень дешёвые, простые в работе, если сравнивать с остальными видами. Используются во все сезоны. Высадка и посадка происходит без необходимости снятия лыж, что заметно экономит время, исключая лишние хлопоты. Посадка/высадка горнолыжников должна осуществляться в местах с достаточным количеством снега, за чем следят рабочие подъёмника.
По техническим параметрам кресла должны находиться на высоте не более восьми метров над склоном. В некоторых случаях при очень пересечённом рельефе - до пятнадцати метров. Длина посадочных участков в общей сложности не должна превышать десяти процентов общей протяжности подъёмника. С этого можно сделать вывод, что кресельные транспортировочные средства полностью привязаны к особенностям рельефа, поэтому не каждый горнолыжный курорт может установить себе устройство такого типа.
Наземные подъёмники делятся на следующие типы:
- Бугельные. Представляет собой подъём лыжников за счёт бугеля - перекладины или тарелки, вместительность которых 1–2 человека. Конструкция крепится к восходящей части троса, благодаря движению которой человек подъезжает к нужному месту. При посадке в бугель необходимо быть очень внимательным, садясь, прислониться к поперечине, взявшись за неё рукой, тем самым зафиксировав положение. Лыжи при подъёме нужно держать параллельно друг к другу. Таким образом бугельный подъёмник доставит лыжника на необходимую высоту. Оказавшись в нужном месте, рука снимается с бугеля, человек отходит в сторону. На небольших склонах существуют транспортировщики в виде движущегося троса, за который лыжник хватается рукой.
- Гибкие движущиеся дорожки. Бывают резиновые и пластиковые, с крышей или без неё. Настоящему типу устройств присуща высокая безопасность, поэтому они идеально подходят для подъёма детей, почитателей катания на санках.
Техника безопасности при пользовании подъёмниками
На любом подъёмнике нужно строго придерживаться правил безопасности во избежание травм и несчастных случаев. На горнолыжных курортах всем отдыхающим предлагают ознакомиться с правилами пользования транспортировочными средствами. Если человек нарушает либо пренебрегает правилами безопасности, администрация подъёмника оставляет за собой право лишения этого человека дальнейшего пользования.
На кресельных подъёмниках нужно быть особо осторожным, а особенно соблюдать правила безопасного скольжения.
При первом подъёме на канатной дороге лучше предупредить об этом инструктора, который предложит свою помощь.
При скольжении вверх нужно строго следовать указаниям и знакам, которые присутствуют на трассе, держаться размеченной колеи, категорически запрещены повороты в сторону.
С начала подъёма не допускаются резкие движения тела или ног, что может привести к раскачиванию троса и созданию аварийной ситуации. Лыжи необходимо держать с приподнятыми носками, поставив их на подножку.
На маятниковой дороге не допускается самостоятельно приводить в действие механизмы, пробовать открывать или закрывать дверь, включать сигнализацию, курить.
На горнолыжных курортах присутствуют разные виды подъёмников. С их помощью соединяются горные склоны, есть возможность прохождения над пропастью, массивами лесов, при этом они обеспечивают чистую и безопасную работу, не наносящую вреда внешней среде.
Перед тем как отправляться на горнолыжный курорт, нужно обязательно ознакомиться со всеми правилами и мерами предосторожности. Взрослые должны следить за детьми, а также сообщать, если видят нарушения со стороны других лыжников. Стоит помнить, что, не придерживаясь элементарных указаний, человек подвергает опасности не только своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Напишите нам, если статья оказалась полезной.
aktsport.ru
APRES-SKI– развлекательные мероприятия, когда лыжники сидят в ресторанах и барах после того, как закончились катания на лыжах. Родиной après-ski принято считать Австрию, несмотря на то, что название у такого досуга сугубо французское.
БИГ-ЭЙР – прыжок с большого трамплина, когда лыжник или сноубордист выполняет самые разные трюки.
БУГЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК – устройство, предназначенное для буксировки лыжников в горах. Оно представляет собой трос прикрепленными к нему T-образной перекладиной или тарелкой. Во время посадки лыжник берется рукой за трос и садится на перекладину или тарелку. Так, стоя на лыжах, он движется вверх. Если склоны пологие или короткие, тогда могут работать просто тросы, за которые можно держаться руками. Есть и другие виды подъемников: гондола, кресельный и ленточный.
БЭККАНТРИ – подъем на вершину пешком, в тех случаях, если нет подъемников, а также спуск на горных лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам.
ВНЕТРАССОВОЕ КАТАНИЕ, ИЛИ ФРИРАЙДИНГ – спуск на горных лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам. Особенность склонов в том, на них отсутствует разметка. Для фрирайдинга предполагаются более широкие, чем стандартные любительские, лыжи. «Талия» лыжи – от 10 до 15 см.
ГОНДОЛА – кабина вместимостью от 6 до 24 человек. Бывают двустороннего и одностороннего движения. Гондола передвигается с максимальной скоростью 6 метров в секунду. Самая большая гондола действует на курорте Вербье. Ее называют Mont Fort Jumbo. В ней одновременно могут вместиться до 150 человек. Другие виды подъемников: кресельный подъемник, ленточный и бугельный.
ЗЕЛЕНАЯ ТРАССА – трасса для новичков. Отличается легкостью, пологостью и широким выкатом. Изредка на таких трассах уклон более, чем условный. То есть можно без опасений ехать прямо вниз, без поворотов и ускорений. Есть участки, на которых фактически нет уклонов. Поэтому для ускорения необходимо отталкиваться палками. Кроме зеленых, бывают трассы синие, красные и черные.
КАРВИНГ – катание на специальных лыжах. От спортивных лыж они несколько отличаются формой. У них более широкий «нос» и узкая «талия». Лыжи предназначены для того, чтобы кататься на подготовленных склонах широкими дугами. Чем уже «талия» у лыжи, тем лучше она поворачивает.
КРАСНАЯ ТРАССА – трасса, предназначенная для опытных лыжников. На таких трассах пологих участков практически нет. Лишь иногда встречаются крутые, но недлинные спуски. Такие трассы ратраки обычно интенсивно «утюжат». Но к концу дня ровного полотна здесь не увидишь. Ведь на склонах, пользующихся популярностью, лыжников всегда много. Значит, появление бугров никак не избежать. Бывают также трассы синие, зеленые и черные.
КРЕСЕЛЬНЫЙ ПОДЪЕМНИК – это прикрепленные к тросу кресла. Поднимают от одного до восьми человек. Для посадки и высадки пассажиров «креселки» не останавливаются. Вот почему ими так сразу трудно пользоваться новичкам. Однако скорость у таких лифтов маленькая. То есть освоить его при желании можно быстро. К другим видам подъемников относятся гондола, бугельный подъемник и ленточный.
ЛЕНТОЧНЫЙ ПОДЪЕМНИК (ДЕТСКИЙ) – это гибкая дорожка, которая движется. Обычно ею пользуются в закрытых помещениях, на детских пологих склонах. К другим видам подъемников относятся кресельный подъемник, бугельный и гондола.
МОГУЛ – разновидность лыжного фристайла. Так называют катание по бугристому склону (могулы – бугры).
НЬЮСКУЛ – направление во фристайле.
ПОДЪЕМНИК – бывают гондольные, кресельные, бугельные. Некоторые подъемники представляют особый интерес, поскольку из обычного лифта, поднимающего спортсменов на трассы, они становятся достопримечательностями.
РАТРАК – машина для уплотнения снега. Она убирает бугры, выравнивает склоны. После того, как проходит, на склоне оставляет ребристый след.
СИНЯЯ ТРАССА – трасса, предназначенная для новичков. Она пологая, но более сложная по сравнению с зеленой. Уклон бывает маленький, однако достаточный для лыжника, освоившего повороты, чтобы прокатиться на скорости. Синие трассы тщательно отратрачиваются. Они без бугров и резких перепадов высот, но достаточно широкие. Ведь на них можно делать повороты широкого радиуса. Кроме синих трасс, есть трассы красные, зеленые и черные.
СКИ-ПАСС – абонемент на подъемники или зоны катания на курортах. Ски-пассы могут быть однодневные, на несколько дней, сезонные. Абонемент может выполнять функцию не только пропуска на подъемники всего региона. Они также могут давать право бесплатно пользоваться автобусами, предназначенными для перевозок между курортами или между зонами курорта, которые находятся отдаленно.
СКИ-БАС - лыжный автобус. Курсирует по курортному городку. Предназначен для доставки людей от отелей к подъемникам и обратно.
СЛАЛОМ – скоростной спуск по специально подготовленной трассе. Уровень сложности трассы – красный, черный.
СНОУ-ПАРК – парк на склоне с трамплинами и прочими фигурами. Предназначен для того, чтобы выполнять различные трюки. Этот стиль заявил о себе в конце 90-х годов. Именно тогда многие спортсмены стали разрабатывать собственные трюки и активно осваивать сноу-парки, в которых до этого катались преимущественно сноубордисты.
ТОБОГГАН – санки. А них может сидеть один человек или одновременно несколько. В отличие от салазок, на них нет полозьев. Тобогган – изобретение индейцев Канады. Они применяли его для того, чтобы перевозить грузы по снегу. Трассы для тобоггана есть практически на каждом горнолыжном курорте.
ФРИСТАЙЛ – катание и акробатические упражнения в сноу-парках. Лыжи для фристайла особенные. Они имеют скругленные и загнутые вверх задники. Они нужны для того, чтобы во время приземления находиться спиной вперед.
ХАФ-ПАЙП – фигура в сноу-парке, выполненная из плотного снега в виде полутрубы. Высота стенок такой трубы 1,5-3 метра.
ХЕЛИ-СКИ – катание вне трассы. Доставку лыжников на вершину осуществляет вертолет.
ЧЕРНАЯ ТРАССА – самая сложная трасса. Она предназначена только для профессиональных лыжников или для лыжников с большим опытом. Обычно на такие трассы ратраки не выпускают. На таких трассах сразу могут быть целинный снег, бугры, резкие перепады высот, крутые повороты и очень узкие участки. Кроме черных трасс, есть красные, зеленые и синие.
www.forum-grad.ru
Подъемник - то, без чего не может обойтись ни один уважающий себя горнолыжный курорт. Основная задача горнолыжного подъемника - доставка лыжника на трассу.
Самый первый в мире горнолыжный подъемник недавно отметил свое столетие. Впервые подъемник применили на горнолыжных курортах в далеком 1908 году. Тогда он представлял собой пародию на нынешние продвинутые технологические инновации. Чтобы лыжник мог передвигаться с его помощью, необходимо было использовать специальные щипцы, которыми турист держался за трос, при этом ехал он не на лыжах, а на специальных санях. Тот привычный подъемник, каким мы его знаем, появился лишь в 1934 году.
Существует несколько типов подъемников. Один из них — канатная дорога. Это наиболее комфортный способ добраться до трассы, так как в этом случае лыжник находиться в закрытой кабине. Эти кабины часто называют гондолами. Существуют также кресельные канатные дороги различной вместительности. В этом случае турист получает только сиденье, без кабины. Самая современная версия кресельных подъемников располагает креслами с подогревом.
Второй тип подъемника называется бугельный, реже - поверхностный или наземный. Его принцип - «дотащить» лыжника до трассы. Лыжи при этом остаются на ногах. Бугельный подъемник представляет собой трос, который приводиться в движение специальным мотором. Лыжник просто цепляется за канат либо за штангу, и подъемник буксирует лыжника по дороге до трассы спуска. Среди бугельных подъемников бывают свои подтипы, в том числе детский подъемник, который еще называют беби-лифтом, а также Т-образный подъемник, который дает возможность транспортировки сразу двух горнолыжников на одном тросе. Т-образный подъемник относится к устаревшим моделям. Сегодня его еще можно встретить в Польше, Чехии, в России и на Украине. В то же время в Швейцарии, Франции, Италии, Норвегии, Швеции или Австрии практически полностью отказались от использования этого типа подъемников в пользу более современных моделей.
Один из наиболее современных типов наземных подъемников - так называемый «волшебный ковер», который представляет из себя трассу-конвейер, аналогичную тем, что сегодня располагается в ряде современных аэропортов и на вокзалов. Чаще всего подъемник «волшебный ковер» можно встретить на горнолыжных курортах США, в частности, в штате Колорадо.
Подъемник на горнолыжных курортах трудится не только на благо горнолыжников. Летом подъемники активно используются горными велосипедистами или лыжероллерами.
www.ski-holidays.ru
Воздушные подъемники
Воздушный по-другому называется канатная дорога. Принципиально отличается от фуникулеров, так как перевозит пассажиров в креслах или кабинах, висящих в воздухе. Существует два вида.
Кабинные (маятниковые) подъемники
Представляют собой две крупные кабины, закрепленные на подвесном канате. Традиционно их вместительность колеблется от 30 до 40 человек. Когда трос приводится в движение, кабины стартуют со своих станций одна снизу, другая сверху, и двигаются навстречу друг другу к противоположной станции. Приближаясь к точке назначения, кабины замедляют движение и плавно останавливаются около платформы, чтобы дать людям выйти. Это маятниковый (или двусторонний) тип движения. Развивают скорость до 10 м/с. Пользуясь таким подъемником нужно снимать лыжи и сноуборд.
Недостатки этой системы в высокой цене оборудования, ограничении по количеству пассажиров (что влечет за собой очереди). Для повышения пропускной способности таких дорог производители стали увеличивать объем кабины, иногда она вмещает даже полторы сотни человек.
Гондольные подъемники
Воздушные подъемники оборудованы небольшими кабинками (гондолами), вмещающими от 2 до 6 человек. Основа конструкции непрерывный канат, движущийся по кругу. Количество гондол на канате ограничивается только его длиной и весовыми нормами. Им можно воспользоваться только для подъема. В обратную сторону гондольный подъемник, в отличие от маятниковой дороги, не перевозит пассажиров это односторонний тип движения. В пунктах посадки и выхода пассажиров ход каждой отдельной гондолы замедляется специальным устройством. Остальные при этом продолжают ехать в прежнем темпе. Кабинка зависает на месте на несколько секунд, которых обычно совершенно достаточно для того, чтобы вставить отстегнутые лыжи в специальный карман на внешней стороне дверцы и занять свое место. После этого гондола разгоняется до общей скорости.
Достоинство этого вида подъемников непрерывность работы. Тут редко бывают очереди. Однако скорость подъема меньше и снова приходится отстегивать лыжи и доску.
Кресельные подъемники
Работают по такому же принципу, как гондольный, но есть ряд отличий.
- Пассажиры сидят в открытых креслах. По количеству мест на одном крепеже различают кресельные подъемники от одноместных до восьмиместных.
- При приближении к вершине кресельный подъемник не сбавляет скорость. Он вообще движется медленнее других.
- На нем не нужно отстегивать лыжи. Это здорово экономит время.
- Сидя в кресле пассажир обязательно должен накинуть на себя защитную рамку. Об этом, и о том, что рамку можно поднять, напоминают специальные знаки по ходу движения.
Существенный минус на высоте нескольких метров над землей на открытом ветру можно здорово замерзнуть, особенно если трасса длинная. Иногда встречаются кресла с подогревом сидения и спинки. Теплые ноги и спина — настоящий подарок для райдера!
Кресельный подъемник на гору спасение для начинающих сноубордистов, еще плохо умеющих кататься, для которых наземные подъемники могут представлять непреодолимое препятствие.
Наземные подъемники
Перевозят людей без отрыва от земли. В отличие от воздушных, не могут использоваться иначе, чем по прямому назначению.
Бугельные подъемники
Самая популярная разновидность подъемника. К тросу в этом случае прикреплен бугель, дающий название всему механизму, опираясь на который человек скользит по склону на своих лыжах или доске. Бугели бывают двух видов.
- В форме перевернутой буквы Т. Иначе это называется якорным подъемником из-за внешнего сходства с якорем. На перекладине можно сидеть вдвоем.
Обратите внимание! Слово «сидеть» в данном случае означает не перенести вес тела на бугель. Он его не выдержит, и вы упадете. Можно только опереться на него.
- Круглые буксирные бугели, в виде диска или тарелки. Чаще используются на детских или учебных горках.
Ленточный подъемник
Представляет собой подвижное полотно, похожее на траволатор. Иногда используется для доступа к станциям канатных дорог, но чаще всего применяется на детских горках. Своеобразный лифт для саночников. Максимально безопасный способ подъема, но очень медленный.
Движущийся канат
На некоторых пологих и коротких склонах используется этот тип горнолыжного подъемника. Для подъема нужно просто взяться рукой за трос. Для удобства, к тросу иногда приделаны поперечные ручки.
Ностальгия
Эта конструкция является современным аналогом старинных подъемников, порой самодельных, где за подвижный трос нужно было цепляться при помощи привезенного с собой приспособления в виде массивного железного крюка. При этом существовал реальный риск получить крюком по лбу, если он вдруг сорвется, проходя очередной упор.
Правила подъема
Пользуясь бугельным подъемником, нужно быть собранным и внимательным.
Выйдите на стартовую площадку и возьмитесь за штангу буксировочного бугеля. Дождитесь момента, когда бугель потянет вас вверх и переместите перекладину под ягодицы. Сохраняйте равновесие и придерживайтесь накатанной лыжни и общего направления движения. После завершения подъема незамедлительно сойдите с лыжни и освободите место следующему.
Что делать, если вы застряли?
Если вы застряли на воздушном подъемнике, оставайтесь на месте и не волнуйтесь. Остановки возможны из-за перегрузки троса или маленьких аварий на посадке или выходе, а также по причине того, что аппарат заклинил или вышел из строя. Если лыжный подъемник сломался, дождитесь помощи специалистов. Пытаясь самостоятельно покинуть воздушный подъемник можно получить серьезные травмы.
Для качественного и правильного функционирования каждый горнолыжный курорт в мире оборудован подъёмными устройствами, без которых не обойтись никак. Благодаря им горнолыжные трассы используются более эффективно, тем самым повышается и улучшаются оздоровительные свойства горнолыжных курортов.
Разновидность транспортировочных средств
Все подъёмники делятся на два вида - воздушные и наземные. Каждый из них отличается своими особенностями, конструкциями, преимуществами.
Различают три типа воздушных подъёмников:
- Кабинные. Этот тип подъёмников представляет собой дорогу со встречным перемещением двух кабин. Вагоны имеют вместительность 30–40 человек, расположены на мощном подвесном канате, увлекаемым тяговым устройством.
На данный момент транспортировочные средства кабинного типа являются очень дорогими и сложными в эксплуатации. Продуктивность такого механизма невелика, поэтому, чтобы на него попасть, нужно немало времени провести в очереди. Для такого рода подъёмников нужны немалые нижние и верхние посадочные станции, имеющие мощную конструкцию, прочные интервальные промежутки.
Из достоинств стоит отметить быстроту перевозки, работу, не зависящую от ландшафта. К неудобным моментам можно отнести то, что подъёмника нужно снимать лыжи. Также иногда затруднительно передвижение лестницами и коридорами конструкции.
- Гондольные. Такой тип подъёмников оснащён кабинами вместительностью 2–4 человека, вместе с кабинными относится к одноканатной кольцевой дороге постоянного передвижения. Благодаря высокой скорости очень продуктивны. В зоне высадки/посадки скорость слегка замедляют для безопасного схода.
- Кресельные. Наиболее распространённый вид подъёмников, очень дешёвые, простые в работе, если сравнивать с остальными видами. Используются во все сезоны. Высадка и посадка происходит без необходимости , что заметно экономит время, исключая лишние хлопоты. Посадка/высадка горнолыжников должна осуществляться в местах с достаточным количеством снега, за чем следят рабочие подъёмника.
По техническим параметрам кресла должны находиться на высоте не более восьми метров над склоном. В некоторых случаях при очень пересечённом рельефе - до пятнадцати метров. Длина посадочных участков в общей сложности не должна превышать десяти процентов общей протяжности подъёмника. С этого можно сделать вывод, что кресельные транспортировочные средства полностью привязаны , поэтому не каждый горнолыжный курорт может установить себе устройство такого типа.
Наземные подъёмники делятся на следующие типы:
- Бугельные. Представляет собой подъём лыжников за счёт бугеля - перекладины или тарелки, вместительность которых 1–2 человека. Конструкция крепится к восходящей части троса, благодаря движению которой человек подъезжает к нужному месту. При посадке в бугель необходимо быть очень внимательным, садясь, прислониться к поперечине, взявшись за неё рукой, тем самым зафиксировав положение. Лыжи при подъёме нужно держать параллельно друг к другу. Таким образом бугельный подъёмник доставит лыжника на необходимую высоту. Оказавшись в нужном месте, рука снимается с бугеля, человек отходит в сторону. На небольших склонах существуют транспортировщики в виде движущегося троса, за который лыжник хватается рукой.
- Гибкие движущиеся дорожки. Бывают резиновые и пластиковые, с крышей или без неё. Настоящему типу устройств присуща высокая безопасность, поэтому они идеально подходят для подъёма детей, почитателей катания на санках.
Техника безопасности при пользовании подъёмниками
На любом подъёмнике нужно строго придерживаться правил безопасности во избежание травм и несчастных случаев. На всем отдыхающим предлагают ознакомиться с правилами пользования транспортировочными средствами. Если человек нарушает либо пренебрегает правилами безопасности, администрация подъёмника оставляет за собой право лишения этого человека дальнейшего пользования.
На кресельных подъёмниках нужно быть особо осторожным, а особенно соблюдать правила безопасного скольжения.
При первом подъёме на канатной дороге лучше предупредить об этом инструктора, который предложит свою помощь.
При скольжении вверх нужно строго следовать указаниям и знакам, которые присутствуют на трассе, держаться размеченной колеи, категорически запрещены повороты в сторону.
С начала подъёма не допускаются резкие движения тела или ног, что может привести к раскачиванию троса и созданию аварийной ситуации. Лыжи необходимо держать с приподнятыми носками, поставив их на подножку.
На маятниковой дороге не допускается самостоятельно приводить в действие механизмы, пробовать открывать или закрывать дверь, включать сигнализацию, курить.
На горнолыжных курортах присутствуют разные виды подъёмников. С их помощью соединяются горные склоны, есть возможность прохождения над пропастью, массивами лесов, при этом они обеспечивают чистую и безопасную работу, не наносящую вреда внешней среде.
Перед тем как отправляться на горнолыжный курорт, нужно обязательно ознакомиться со всеми правилами и мерами предосторожности. Взрослые должны следить за детьми, а также сообщать, если видят нарушения со стороны других лыжников. Стоит помнить, что, не придерживаясь элементарных указаний, человек подвергает опасности не только своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Напишите нам, если статья оказалась полезной.
Строительный подъемник (англ. building/construction hoist , нем. Bauaufzug ) - средство механизации вертикальных грузовых или грузопассажирских потоков на строительном объекте. Является разновидностью грузоподъёмных машин циклического действия и применяется при возведении, главным образом, высотных зданий и сооружений.
Рис.1 Грузовые строительные подъёмники на объекте.
Единственным стандартом, устанавливающим на сегодняшний день порядок и структуру классификации подъёмников является ГОСТ Р 52045-2003 "Подъемники с рабочими платформами". Но, очевидно, что на строительных объектах встречаются также те типы и виды подъёмников, которые не попали в перечень данного классификатора. С другой стороны, в указанном стандарте обозначены неактуальные для строителей типы подъёмников и принципы их систематизации.
Поэтому на практике чаще используют не стандартизованный по ГОСТ классификатор, а упрощённый. Простой метод классификации подъёмников апеллирует к реально используемым в работе строителей признакам и параметрам. Таким образом, распределение по определённым классам и группам происходит на основе эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей, наиболее существенных для решения задач по подбору подъёмного оборудования , соответствующего конкретным условиям строительного объекта.
Основными эксплуатационными техническими характеристиками подъемников являются: грузоподъёмность (масса груза или количество пассажиров), максимальная высота подъёма, скорость подъёма, размеры грузонесущего устройства, а также характеристики привода механизма подъёма, размеры оборудования в транспортном положении.
Виды строительных подъёмников в соответствии с общей классификацией систематизированы по следующим признакам:
1. По функциональному назначению
.
Грузовые подъемники допускают только перемещение грузов без людей. Такие подъемники могут дополнительно оснащаться средствами механизированной разгрузки грузонесущего устройства, что при определенных обстоятельствах позволяет увеличить их пропускную способность и повысить безопасность обслуживающего их персонала.
Рис.3 Подвесные подъёмники на фасадных работах
3. По типу привода
Электрические подъёмники
используют в качестве источника механической энергии электродвигатели.
Гидравлические подъёмники могут быть двух видов: ножничные , использующие силовые элементы - гидроцилиндры-толкатели и лебёдочные, но использующие не электро-, а гидромотор. При этом весь гидропривод обеспечивается по магистрали внешним гидронасосом. Такие модели подъёмников предназначены, как правило, для работы на опасных производствах с повышенными требованиями взрыво- и пожаробезопасности.
Пневматические подъёмники в строительстве, практически, не используются. Устройства, применяемые для специальных работ по подаче (перекачке) сухого цемента в технологической цепочке производства бетонных смесей или строительных растворов, хотя и носят название пневмоподъемников и пневмопогрузчиков , фактически, являются насосными агрегатами.
Ручные механические
- движение грузонесущего органа механического подъемника происходит за счёт использования мускульной силы.
Комбинированные модели используют, соответственно, несколько из вышеперечисленных типов привода.
Рис.4 Привод электрического грузового подъёмника.
4. По способу передачи движения (вида трансмиссии)
.
В подъемниках применяют реечные, тросовые (канатные), цепные или винтовые
механические передачи.
В строительстве наиболее распространены тросовые модели
подъёмников, как наиболее простые и дешёвые в производстве и при ремонте. Но они имеют конструктивное ограничение по высоте, связанное с растяжением грузового каната (троса).
В подъемниках большой высотности используются реечные передачи , позволяющие достаточно просто наращивать несущую конструкцию подъемника на различных этапах его эксплуатации. К секциям мачты подъёмника крепятся фрагменты, которые при соединении секций образуют протяжённую зубчатую рейку. Для обеспечения безопасной работы подъемника в зацеплении с этой рейкой одновременно находятся не менее двух шестерен пары приводов грузонесущего устройства. При разрушении одной из шестерен другие шестерни способны обеспечивать нормальное функционирование подъемника. Эксплуатационные расходы подъемников с реечной передачей выше, чем у подъемников с канатной или цепной передачей.
Рис.5 Строительный подъёмник с реечной передачей.
5. По типу грузонесущего устройства
.
Для вертикального транспортирования людей и грузов в качестве грузонесущего устройства применяются кабины. Для транспортирования исключительно грузов можно применять открытые грузовые платформы, монорельсы, ковши, крюки и иные грузозахватные приспособления. При выполнении фасадных работ перемещение рабочих вдоль фасада осуществляется с применением подвесных люлек (рабочих платформ), имеющих специальное ограждение.
Рис.6 Тросовый подъёмник с открытой грузовой платформой.
6. По способу установки
.
Стационарными
являются подъемники, положение несущих конструкций которых не меняется в течение всего срока эксплуатации этих механизмов на конкретных строительных объектах.
Передвижные подъемники имеют схожую конструкцию с манипуляторами, перемещающимся на колёсном или рельсовом ходу, и применяются для транспортирования грузов. Такой подъемник обеспечивает подъём и горизонтальное перемещение (по периметру строящегося объекта) грузонесущего устройства и, как правило, предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных работ с ограниченным участием.
Мобильные , в том числе, самоходные подъемники в отличие от стационарных выполнены с возможностью изменения их положения относительно строительного объекта и могут привлекаться лишь на отдельных этапах строительства.
7. По наличию крепления
.
Свободностоящие подъёмники имеют собственную несущую мачту или стрелу. Как правило, такая конфигурация используется в мобильных моделях данного класса оборудования.
Опирающиеся или закреплённые на элементах объекта. Все основные виды строительных подъёмников, особенно большой грузоподъёмности, крепятся к стенам или перекрытиям здания, сооружения. Это значительно повышает устойчивость и жёсткость конструкции, повышенная прочность позволяет достичь большей грузоподъёмности и производительности подъёмного механизма.
Рис.7. Стационарный грузопассажирский подъёмник, закреплённый на стене здания.
8. По грузоподъёмности
.
Основной характеристикой строительных подъемников, как и любого грузоподъёмного механизма, является их грузоподъёмность. Чем выше г/п, тем прочнее и массивнее конструкция, тем сложнее монтаж и транспортировка оборудования. Мобильные модели подъемников, как правило ограничены грузоподъемностью, порядка, 500 кг, но и время, затрачиваемое на их установку и демонтаж, минимально.
9. По максимальной высоте подъёма и скороподъёмности
.
Максимальная высота подачи грузов является технической характеристикой и отражает конструктивные особенности каждого из типов подъёмных механизмов. Наибольшие рабочие высоты могут обеспечить мачтовые и подвесные конструкции. При этом существенным ограничением является растяжение троса (грузового каната), поэтому подачу грузов на максимальные высоты способны обеспечить только реечные механизмы привода.
Скорость подъёма грузонесущего устройства наиболее распространённых - тросовых мачтовых подъёмников не превышает 20-25 м/мин. Но их высота, как правило, ограничена 100 метрами. У подвесных фасадных подъемников применяется существенно меньшая скорость грузонесущего устройства при максимальной высоте 150 м. В высотных подъёмниках обеспечивается большая скорость подъема: от 30 до 60 м/мин при этом максимальные высоты могут достигать 300-400 метров.
Дополнительно подъемники также могут быть классифицированы в зависимости от количества приходящихся на один строительный подъемник грузонесущих устройств и числа входящих в его состав мачт; от возможности механизированной погрузки/разгрузки транспортируемых грузов.
В зависимости от величины грузопотока могут применяться от одного до нескольких различных или однотипных строительных подъемников . При использовании нескольких мачтовых механизмов сооружают т.н. "холл", объединяющий все подъёмники в единый комплекс оборудования:
Рис.8 Комплекс высотных мачтовых подъемников на строительном объекте "Башня Федерация" Московского международного делового центра (Москва-Сити). Холл включает шесть грузопассажирских кабин, каждая из которых способна перевозить до 2 тонн груза или 27 человек со скоростью до 100 м/мин, высота подъёма нескольких подъемников составляет более 300 м.