Луаз 969 трансмиссия. ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев

ЛуАЗ-969, или «Волынь», как его еще называют – это советский грузопассажирский малолитражный полноприводный автомобиль. Разработка модели началась в 1966 году, а выпустил его завод ЛуАЗ в 1979 году.

Позже завод выпустил обновленной модели ЛуАЗ-969А в 1975 году, и последняя марка, вышедшая в 1979 году, получила наименование ЛуАЗ-969М. Производилась она до 1996 года.

Хотя и сейчас он может похвастаться проходимостью, но на то время это было настоящим прорывом. Секрет был прост: малая масса автомобиля, небольшая колесная база и высокий дорожный просвет. Весь модельный ряд ЛуАЗ .

История автомобиля

Начато все было почти в случайном порядке, в 1950-х годах, ремонтные мастерские были преобразованы изначально в авторемонтное предприятие, а затем в машиностроительное. Заводом выпускалось сельскохозяйственное оборудование, вместе с прицепами, а также рабочие ремонтировали грузовые автомобили.

И вдруг, в НАМИ, по приказу Министерства обороны, был разработан транспортер переднего края – ТПК. Это был полностью военный концепт. Там было наличие мототележки, которую можно было выбрасывать с парашютом из самолета.

Транспортер переднего края – ТПК

Помимо шофера, на борту могли размешаться пара носилок, либо шесть сидячих пассажиров. Высота не превышала полметра. Установили систему полного привода и лебедку. Вдобавок ко всему, ее можно назвать амфибией, так как она передвигалась по воде при помощи вращения колес.

Предназначалась модель для транспортировки раненых, перевозки боеприпасов, а также буксирования небольших орудий. Судя по фотографиям, тяжело верится, что это легковая машина, но конструкторы весьма тепло относились к своему детищу.

Так, например, в некоторых источниках, дебютная вариация, построенная в 58-м году, имела милое название НАМИ-049 «Огонек».

Там было наличие постоянного привода на все колеса, межосевого и пары межколесных дифференциалов с блокировками, колесных редукторов и независимых торсионных подвесок, располагающихся на продольных рычагах, не слишком прочного стеклопластикового кузова и 22-сильного мотоциклетного силового агрегата МД-65.

Все это хорошо подходило к прототипу, но отнюдь не для принятого на вооружение боевого автомобиля. Посему, у второго прототипа, НАМИ-049А, было наличие открытого стального кузова с тентом.

Во время конструкционных доработок решили не использовать межосевой дифференциал, дабы можно было передвигаться по дорожному полотну, где есть твердое покрытие, задний мост был сделан отключаемым.

Важнейшим нововведением стала установка более мощного 27-сильного V-образного 4-цилиндрового двигателя, объем которого составлял порядка 0.9 литра. Он имел воздушное охлаждение – подобный мотор хотели поставить на усовершенствованный ЗАЗ-965А.

И это не случайно, ведь к разработкам были подключены специалисты из Запорожского автомобильного завода. Как раз общее с популярным «горбатым», а чуть спустя «ушастым», определило конечную архитектуру, которая коснулась военного транспортера, и того, в какой автомобиль его превратили после конверсии.

Конверсия модели

После того, как был разработан транспортер, его поставили на выпуск в Луцке, присвоив наименование ЛуАЗ-967. Прозвучит странно, но подобные автомобили производись с 61-го по 89-й годы и изредка претерпевали модернизацию.

На вооружение армии Союза Советских Социалистических Республик модель пришла в 69-м году. Ее использовали в ВДВ и мотострелковых частях. Кроме этого, ее поставляли в страны Варшавского договора – к примеру, армия ГДР имела в распоряжении около 250 машин.

По многочисленному мнению, аналогичных моделей до сегодняшнего дня нет. Последняя модернизация коснулась уже 967М, которая напоминала легенький джип, нежели тележку с двигателем. Некоторые части элементов были унифицированы с автомобилями прочих компаний (например, электрическая часть была взята от УАЗа, а гидравлику использовали от Москвича).

Сфера использования моделей была значительно расширена – на них стали устанавливать небольшие пулеметы. Даже с началом 90-х годов были показаны трехосные вариации, однако они так и остались лишь опытными образцами.

У Луцкого автомобильного завода богатая и насыщенная история, наполненная разработкой большого количества прогрессивных технологических методов, внедрением смелых и уникальных идей, а также производством популярных транспортных средств.

Русский вездеход был «первопроходцем» во многом. В частности, на нем впервые была установлена система полного привода, он стал первым автомобилем для народа и в частности его производили специально для нужд сельского населения.

Весьма интересно, что шофер мог управлять ТПК, лежа на кресле, либо передвигаясь ползком рядом с транспортным средством, держась при этом за рулевое колесо. Это в том случае, когда идет сильный обстрел.

Инженерный состав предприятия, поработал на славу, производя данное авто ЛуАЗ. Техническая оснастка машин рознилась применением целого списка самых последних технологий. Например, каждое колесо имело свои редукторы, увеличивающие высоту дорожного просвета.

Приводной вал заключали в трубу, при помощи чего, ощутимо улучшалась проходимость автомобиля. Колесная подвеска являлась торсионной и независимой. Учитывая все это, ЛуАЗ 969 Волынь, рознилась легкостью, какая была обусловлена относительно низким числом оборудования и присутствием полнонесущей конструкции.

Но у модели были и свои недоработки, поэтому с начала 1970-ых годов, был старт по модернизации. Изначально, конструкторский состав предприятия старались увеличить мощность силового агрегата. Более того, рестайлинг распространился и на ходовую, кузовную часть, а также интерьер.

Внешний вид

Несмотря на небольшие размеры, кузов состоит из интегрированной рамы лонжеронного типа. Волынь оснащается верхом из тента, что позволяет ей быть универсальной. Небольшие дверцы висят на петлях, упрощая тем самым монтаж и демонтаж.

969-я модель отличается от других машин еще и тем, что дворники прикреплены сверху, а не как у остальных машин — снизу, что является положительным моментом при движении в непогоду.

Если в прежней модели дуги были необходимы только для прикрепления тента, то в версии «М» они идут уже в укрепленном состоянии. Они защищали салон при опрокидывании машины. При обновлении ЛуАЗ-969М получил новую светотехнику. На дверях ставились замки, появились ремни безопасности.

Одним из самых серьезных недостатков кузова «волынки», была его предрасположенность к коррозии. Но этот минус можно легко решить при помощи простой кисточки. Тент, особо негативных моментов не имеет, однако те, кто любят поездки по лесным дорогам, следует поставить твердую крышу из металла.

Тогда уже будет не страшно, что ветки смогут порвать крышу. С приходом обновления, поменяли внешний облик транспортного средства. В первый раз, «Волынка» стала иметь наличие полноценных окон.

Кроме этого, особое внимание уделялось моменту с звуковой изоляцией. Установили лобовое стекло с иной формой, а двери были уже с замками (это то, о чем Вы и подумали, ранее замков не устанавливали!).

Передняя кузовная часть стала не такой угловатой, а автомобиль стал смотреться по-другому. Не так легко вериться, однако небольшая машина, из небольшого города в большом Советском Союзе смогла добиться международного признания.

И это не просто слова, например, еще до производства в серийном порядке, в 78-ом году, на Международном автосалоне, который был в Турине, 969-ая модель вошла в 10 лучших внедорожных автомобилей в Европе!

Понятно, что автомобильный рынок внедорожных моделей, ранее был немного другим, однако это не меняет суть дела.

Салон

Сиденье внедорожника позаимствовано у ЗАЗ. Среди датчиков и приборов можно найти амперметр, показывающий напряжение в электросети. Кстати температура трансмиссионного масла тоже выводится для водителя.

Отделка салон, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Все очень просто и в ретро стиле. Автомобиль явно создавался не для городского трафика, а в основном для езды по бездорожью, а значит для села.

Стандартная для армейских автомобилей панель приборов получила более гражданский вид и стала визуально приятнее. Некоторые неудобства исходят от сидений, особенно это можно отнести к установленным сзади креслам.

Очень часто, владельцы транспортного средства, решают изменить обивку дверей и покрытие потолка. Это служит для понижения шума. Когда автомобиль решили обновить, он стал иметь :

  • Обновленную переднюю панель;
  • Иную форму ветрового стекла;
  • Двери с замками и рамками окон;
  • Пластиковую приборную панель;
  • Травмобезопасную рулевую колонку и кресла от Жигулей.

После развала Союза Советских Социалистических Республик, в 91-ом году, Украина решила выйти из состава СССР, поэтому уже стала самостоятельным государством. Связи автомобильного предприятия с Российской Федерацией были прекращены.

Кроме силового агрегата, модель 1302 позаимствовала у «Таврии» кресла, ведь от «Жигули» брать уже было невозможно.

«Волынь», отличалась неплохой вместительностью и солидными транспортировочными свойствами. Если откинуть задний борт, там можно было перевозить довольно внушительные габариты.

Многие аскетизм салона автомобиля объясняют тем, что во время применения модели в сельской местности, там, где будет неизбежно пыль и грязь, комфортабельность и богатое убранство интерьера, было бы самым последним делом. Почему?

Потому что чистить его было бы всегда очень проблематично. Конечно, есть брезентовый верх, под которым летом очень жарко, а в холодное время – прохладно, поэтому приходиться согреваться подручными методами.

Зато вместе с водителем, могут поехать на охоту или рыбалку шесть достаточно массивных представителей сильной стороны человечества в охотничьей экипировке – а это уже не каждый автомобиль может.

В том случае, когда раскладываются задние кресла, 969-ая модель может взять с собой дополнительно 400 килограмм багажа, что будет очень кстати рыбакам и охотникам.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Приводит в действие LuAZ-969M двигатель МЕМЗ 969А, расположенный V-образно и с воздушным охлаждением. Это конечно упрощает конструкцию, но с другой стороны, при необходимости, не предоставляет ему надлежащего охлаждения.

Агрегат поступает объемом 1.2 литра и производит 40 лошадиных сил. Один из недостатков автомобиля ЛуАЗ – это силовой агрегат, перекочевавший от «Запорожца». Среди главных минусов, это:

  • Постоянное заливание маслом;
  • Не является долговечным и надежным (средняя продолжительность жизни мотора около 50-60 000 км);
  • Обладает большой шумностью и изрядно слабой мощностью.

Поэтому, если в Ваших планах есть приобрести себе данный внедорожник, Вам следует запастись вторым запасным двигателем.

Подобный силовой агрегат устанавливали на некоторые автомобили марки «Запорожец». Исходя из паспортных данных, средний расход горючего, данного мини-внедорожника при движении на скорости 60-ти км/ч, равняется 10.0 литра на сотню.

Другими словами, полного бензобака «Волынки» должно хватить на 300 – 350 км пути. Но стоит понимать, что данный автомобиль Луаз 969, не даст развить сильно большую максимальную скорость, так как она установлена на уровне 85 км/ч.

Однако этому не стоит сильно удивляться, ведь его создавали не для гоночных трасс, а для езды по бездорожью, где он полностью раскрывает свои плюсы. Не будет лишним сказать, что родной силовой агрегат можно доделать так, что его мощность будет повышена до 50-ти лошадиные силы.

Это можно назвать самым оптимальным решением, так как двигателя от других автомобилей, буду влечь за собой слишком большие нагрузки, а это в свою очередь, будет приводить к неоднократным поломкам. Применяется бензин, марки А-76. Разгоняется до 80-ти км/ч он за 24 секунды.

Трансмиссия

Синхронизирован двигатель с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Емкость бензобака составляет 34 литра. 969М имеет независимую торсионную подвеску. ЛуАЗ снабжен понижающей передачей, которая обеспечивает нужный старт и усилие перед каким-либо препятствием.

В стандартном режиме, машину приводят в действие передние колеса, но при необходимости можно подсоединить задний мост и включить блокировку располагающегося сзади дифференциала. Как сзади, так и спереди на автомобиль установлены барабанные гидравлические тормоза. Машина обеспечивает приемлемую проходимость.

Трансмиссия же выделяется своими надежными качествами, хотя обладает своими «сюрпризами», на примере перепутанных передач и т.п. Коробка передач является достаточно прочной, поэтому проблемы с ней если и возникают, то крайне редко. Но и она обладает своими «сюрпризами», в виде перепутанных скоростей, и так далее.

На всех скоростях переднего хода есть дополнительная понижающая передача. Сцепление является однодисковым, сухим. Если говорить о трансмиссии, то на машине установлена весьма простая конструкция, которая не вызовет проблем у автомобильных любителей.

Но единственный недостаток в том, что нелегко искать необходимые запчасти, по причине того, что Луаз давно был снят с производства. Сами же детали обладают вполне демократичной стоимостью. Учитывая отзывы владельцев данного внедорожника, можно заключить, что большая часть из них – положительные характеристики.

Подвеска

Высота дорожного просвета, составляет солидные 280 миллиметров. Тип передней и задней подвески, является независимым, торсионным, где есть продольные рычаги на оси подвески. Также предусмотрели установку гидравлических телескопических амортизаторов двустороненнего функционирования.

Тормозная система. Она была позаимствована у , что в свою очередь не вещает о хорошем качестве. Привод является гидравлическим, двухконтурным. Есть гидравакуумный усилитель — в контуре гидравлического привода передних колес. Ручной стояночный тормоз рычажно-тросового типа, действует на тормоза задних колес.

Рулевое управление

Оно лишено гидравлического усилителя рулевого колеса. К рулевому механизму относится наличие глобоидального червяка с двухгребневым роликом. Рулевой привод получил сошку, продольную рулевую тягу, рулевую трапецию с левым и правым маятниковыми рычагами, а также поворотные кулаки.

Рулевая колонка смотрится неплохо, если за ней грамотно ухаживать, например, регулярно смазывать рулевые тяги с помощью шприца. Часто начинают течь колесные редукторы. Поэтому необходимо обладать ремонтными навыками, какие к слову, Вы и будете приобретать, ремонтируя Луаз.

Технические характеристики
Длина, мм 3390
Ширина, мм 1610
Высота, мм 1780
Дорожный просвет, мм 280
Колея передняя, мм 1325
Колея задняя, мм 1320
Колесная база, мм 1800
Диаметр разворота, м 10
Снаряженная масса, кг 960
Полная масса, кг 1360
Привод полный
Тип двигателя бензиновый
Число цилиндров / расположение 4/V-образный
Мощность двигателя, л.с/оборотах
40/4200
Рабочий объем двигателя, см³ 1200
Вид топлива А-76
Объем топливного бака, л. 34
Максимальная скорость, км/ч. 90
Расход топлива в городском цикле, л на 100 км. 15.0
Расход топлива на трассе, л на 100 км. 10.0
Расход топлива в смешанном цикле, л на 100 км. 12.0
Тип коробки передач механическая, 4 передачи
Передняя/задняя подвеска независимая, торсионная
Передние/задние тормоза Барабанные
Размер шин 175/80 R13
Размер дисков 4.5J X 13

Модификации

Как известно, у ТПК, у которого смогла родиться наша модель, было несколько модификаций, к примеру – трехосные автомобили. Понятно, что и сама «Волынь» имеет немалое количество вариаций. Интересно, что подавляющее большинство производили уже в постсоветское время на платформе машины 1302.

Предприятие в одно время пыталось влиться в законы рыночной экономики и успеть исполнить государственный заказ. Есть информация про модели, где есть кузов, удлиненная колесная база, жесткий верх, удлиненный задний свес и четыре двери.

Имело место и специальной версии «Форос», которая имела «джиперскую» внешность и оригинальный 6-колесный плавающий «Геолог». Данные транспортные модели «родимого пятна» армейской машины переднего края без трудностей могли проходить в тех местах, где просто «сдавались» более массивные модели ГАЗа, УАЗа и Нива.

Подразделение 969

  • ЛуАЗ-969В – модель выпускалась в период с 1967 по 1971 годы и являлась временной версией с передним приводом.
  • ЛуАЗ-969 — производилась машина с 1971 по 1975 годы. Являлась серийной вариацией и имела колесную формулу 4х4.
  • ЛуАЗ-969А — выпускали с 1975 по 1979 годы. Автомобиль представлял первую модернизацию с силовым агрегатом МеМЗ-969А.
  • ЛуАЗ-969М – автомобиль второй модернизации, производившийся с 1979 по 1992 годы. Модель шла с обновленным кузовом.

Надежность и безопасность

Если говорить про долговечность и надежность данного транспортного средства, то среди водителей есть много противоречивых мнений. Явным преимуществом можно назвать саму запорожскую силовую систему, которая входит в комплектацию машины.

Она расположена впереди, что позволяет избегать трудностей с ее перегреванием. Однако у нее есть и свой достаточно веский недостаток – низкий моторесурс.

Говоря про сами устройства, которые обеспечивают безопасность шофера и пассажиров машины, то в этой модели их просто нет. Тут не найти ремни безопасности, подушки, какими попросту «нафаршированы» машины последних поколений.

Объяснить подобные решения можно достаточно легко – в те годы, когда проектировали автомобиль, об этом никто сильно не задумывался. Поэтому, управляя подобной внедорожной машиной, у Вас получится получить неповторимые ощущения, которых не найти на современных джипах.

Цены и комплектации

Так как транспортное средство было снято с серийного выпуска уже давно, купить его есть возможность лишь со вторых рук. Дабы выбор не был ошибочным, требуется скрупулезно подыскать автомобиль и пересмотреть целую стопку объявлений.

Зачастую происходит так, что машина была подвержена коррозии, и очень неприятно, когда ржавчина съедает дно. Если говорить в общем, то такой недостаток был у «Волынки» всегда, поэтому вслед за покупкой, зачастую автомобильным владельцам ничего не остается, как по-новому варить кузов.

Хотя, если посмотреть с иной стороны на его стоимость, какая колеблется от 200 до 1 000 $, компактному советскому внедорожнику можно простить если не все, то многое. Интересно, что в сети можно найти объявления, где продается Луцкий автомобиль от 3000 до 5 000 $.

К числу таких «автомобильных долгожителей» можно отнести семейство ЛуАЗ, и в том числе одного из его ярких представителей с серийным номером 969, производство которого на протяжении трех десятков лет осуществлял автомобильный завод в украинском Луцке.

Данная модель была уникальной уже потому, что была первым советским автомобилем переднеприводного типа, являясь, к тому же, первым внедорожником, внедренным в массовое производство для нужд простых трудящихся. При этом главной целевой аудиторией, для которой создавался этот автомобиль, были жители села. По этой причине при его разработке максимум внимания было уделено функциональности и проходимости модели, которые, вместе с упрощенной отделкой его кузова и скромным набором опций, необходимых для создания минимального комфорта, полностью соответствовали его назначению.

Опытные образцы ЛуАЗа гражданского назначения были созданы в 1965, а настоящей датой его «рождения» стал 1967 год, когда с конвейера компании впервые сошел первый экземпляр ЛуАЗ Волынь, получивший цифровое обозначение 969В (иногда можно встретить и другое его обозначение - ЗАЗ 969В).

Отсутствие полного привода у данной модели объяснялось тем, что в стране в это время наблюдался дефицит необходимых узлов для комплектации привода заднего моста, поэтому авто комплектовалось исключительно приводом на передние колеса. Однако данный недостаток компенсировало присутствие в трансмиссии вала отбора мощности для привода оборудования навесного и прицепного типа.

В 1971 году, после решения проблем с недостающими агрегатами, автомобиль подвергся модернизации, потеряв литеру «В» в своем названии и получив от производителей систему полного привода.

Впоследствии было выпущено несколько различных модификаций модели, в том числе ЛуАЗ 969А и ЛуАЗ 969М, которые затем сменились модернизированными версиями с числовыми индексами 1301 и 1302. В 1996 году его производство было полностью остановлено.

Отзывы об эксплуатации авто

Несмотря на свою спорную репутацию, автомобиль имел немало достоинств и полностью соответствовал целям, в которых его планировалось использовать. Он создавался для эксплуатации в сельской местности, на дорогах низкого качества, где решающее значение имела его проходимость, а скоростные характеристики были совершенно не важны.

Кузов и салон

Согласно отзывам автолюбителей, отделку кузова авто нельзя назвать оригинальной и новаторской. Все просто и лаконично, до примитивизма. В принципе, при взгляде на «Волынку» понятие «дизайн» в голову не приходит вообще, слишком уж он угловатый и неказистенький. Правда, все основные «внедорожные» признаки на нем все же присутствуют: на месте бампер, радиаторная решетка, оригинальные фары круглой формы, «пузатый» капот и, конечно же, кузов-кабриолет. Кстати, последний имел две разновидности: открытую и закрытую цельнометаллическую, появившуюся несколько позднее.

При этом «Волынь» отличалась хорошей вместительностью и приличными транспортировочными характеристиками: при откинутом заднем борте туда можно было вместить грузы с весьма внушительными габаритами, в том числе и длинномеры.

По внешним данным его можно сравнить с трактором, так что для села он очень даже подойдет. Хотя, варианты с тентовым покрытием, при условии снятия его, а также боковых дверных стекол, выглядят не хуже «буржуйских» пляжных багги. Чем тебе не полноценный кабриолет? Только влезай в него и поезжай на ближайший пляж!

Убранство салона авто многие автолюбители также относят к числу его главных недостатков. Аскетизм в его отделке объяснялся тем, что при использовании в условиях села, с его неизбежной пылью и грязью, комфортность и богатое убранство салона было делом совсем последним, так как его чистка неизбежно бы превратилась в дополнительную проблему.
Впрочем, тут присутствует приборная панель, все необходимые педали, рулевое колесо и вполне удобные сидения. Минус брезентового верха: в летнее время под ним жарко, а зимой - холодно, так что греться придется всеми подручными способами.

Зато такая «бедность» отделки компенсируется отличной вместительностью: в нем могут уместиться шестеро довольно крупных мужчин в охотничьей экипировке, а это само по себе уже достижение. А, если разложить задние сидения, то в «Луноход» войдет еще и 400 кг полномерного груза, что может оказать неоценимую услугу на рыбалке или охоте.

Еще одна отрицательная черта «Волыни» - ее шумность. То есть, шумоизоляции тут практически нет как таковой, поэтому находясь в салоне авто, можно контролировать шум и состояние его двигателя.

Техническая часть

Автомобиль ЛуАЗ 969, при своих габаритных размерах: 3385 х 1560 х 1770 мм, можно назвать, скорее, компактным и миниатюрным малышом, чем «мускулистым» гигантом. Длина его колесной базы равняется 1800 мм, высота дорожного просвета - 280 мм.

Главным же минусом модели был ее двигатель, «перекочевавший» на ЛуАЗ 969 от «коллеги по цеху» - «Запорожца». Итак, это 1,2-литровый бензиновый двигатель с 40 «лошадкамис расходом 10л на 100 км пути. Его минусы:

  • постоянно заливается маслом;
  • не отличается долговечностью и надежностью (средний срок жизни: 50-60 тыс.км);
  • имеет большую шумность и слишком слабую мощность.

Так что, если вы берете себе «Луноход» и планируете использовать его всерьез и надолго: запаситесь дополнительным движком.

Коробка передач отличается большей надежностью, хотя она также имеет свои «сюрпризы» в виде перепутанных передач и т.д.. Так что, чтобы не угробить ее в короткие сроки, с ней нужно еще попрактиковаться.

Тормоза, взятые от 412 Москвича, тоже не отличаются особым качеством. Рулевая колонка - вполне себе ничего, при условии грамотного ухода, заключающегося в регулярном смазывании рулевых тяг при помощи шприца. Еще один негативный момент: частые и неизбежные течи колесных редукторов. Поэтому, имея в своем распоряжении ЛуАЗ 969, поневоле придется приобретать ремонтные навыки. Зато это можно расценивать и как бесценный практический опыт.

Ходовые качества

Со скоростью у ЛуАЗа также как-то не задалось. По паспорту производители гарантируют максимальные 90 км/час, но на практике эту цифру можно назвать недостижимой. Хотя, при хорошем дорожном покрытии и попутном ветре показатель в 80 км/час вполне возможен.

В целом, «Волынка» отличается покладистым характером. В управлении она ведет себя понятливо и спокойно, и в повороты вписывается вполне уверенно. Хотя тут нужно быть особенно осторожными, помня о мудром изречении: «Тише едешь - дальше будешь». Присутствует небольшая парусность, но можно пережить.

Но самый большой плюс этого «зверька» с несуразной внешностью - это его проходимость. Подключаемый задний мост, наличие функции блокировки дифференциала, а также присутствие пониженной передачи молча и качественно делают свое дело. ЛуАЗ отлично ощущает себя и на снежных сугробах, и в болотистой местности, и в лесистых зонах.

Надежность и безопасность

По поводу надежности и долговечности этого «аппарата» в народе ходят самые противоречивые слухи. Большим плюсом является уже то, что запорожский двигатель, входящий в комплектацию авто, располагается впереди, что позволяет избежать проблем с его перегреванием. Но, он имеет и весьма существенный минус: небольшой моторесурс.

Что же касается устройств, обеспечивающих безопасность водителя и пассажиров автомобиля, то в данном случае они попросту отсутствуют. Здесь вы не увидите ни ремней безопасности, ни подушек, которыми буквально «напичканы» модели последнего поколения. А объясняется такая беспечность очень просто: во времена, когда создавался ЛуАЗ, об этом просто не особенно задумывались.

И в заключение хочется добавить: управляя им, вы сможете испытать совершенно неповторимые ощущения, так что уже ради этого стоит приобрести себе этот «эксклюзивный транспорт» советских времен.

Как видно из индекса, ЛуАЗ-969М не является родоначальником серии, а лишь улучшенной версией автомобиля ЛуАЗ-969А, который выпускался с 1975го по 1979 год. На момент своего выпуска автомобиль мог похвастаться сразу несколькими свежими техническими подходами, однако серьезная зависимость от комплектующих смежных заводов не дала возможности выжать из конструкции максимум.

Пассажирский блок в салоне сильно смещен вперед, что позволило постоянно нагружать переднюю ось – это значительно улучшило тяговые характеристики авто. На каждом колесе установлен свой редуктор, что дало увеличить дорожный просвет до 280 мм. Это очень актуальное решение, так как в комплектацию входят колеса всего13-ти дюймов. Масса автомобиля составляет 960 кг, что очень мало для внедорожника. При этом грузоподъёмность такова, что можно перевозить двух людей и еще 250 кг груза, либо четырех людей, и еще 100 кг в придачу.

В целом у ЛуАЗ 969М технические характеристики не отличаются чем-то сверх-ординарным .

Автомобилю свойственны сразу несколько недостатков. Транспорту повышенной проходимости требуется двигатель повышенной мощности, но конструкторам пришлось поставить имевшийся в наличии двигатель МеМЗ-969А, который может выдавать лишь 40 л.с. Объем двигателя – 1,2 литра. Автомобилю такой массы куда больше подошел бы агрегат на 70-80 л.с. Однако и шум от работы очень громкий, и бороться с ним практически нереально – можно обклеить салон шумопоглощающим материалом, однако конструкция кузова сама по себе шуму не препятствует.

При таком маломощном двигателе ЛуАЗ-969М потребляет 10 литров бензина на 100 км пути. Если ехать по бездорожью, то эту цифру можно смело удваивать. При этом разогнаться не получится – максимальная скорость здесь 85 кмч. Серьезным недостатком является низкая коррозийная стойкость кузова. Впрочем, модель создавалась целенаправленно для сельской местности, как дешевый автомобиль для хозяйства, рыбалки, охоты. Этим также объясняется скудная, «спартанская» комплектация, которая частично и помогла снизить вес конструкции.

Мотор, четырехступенчатая коробка передач и главная передача расположены спереди, да и вообще объединены в цельный блок. Машина полноприводная, что и обеспечивает хорошую проходимость. Причем крутящий момент передается на редуктор заднего моста через вал, заключенный в трубку, которая идет от КПП к заднему мосту. Такое решение во многом уникально, так как не использует в своей конструкции шарниров. Практически все части трансмиссии, кроме разве что осей, находятся в едином герметичном картере.

В автомобиле задействована подвеска торсионного типа, полностью независимая – как спереди, так и сзади. Ход колес очень большой. Оригинальные колеса имеют специфический рисунок протектора, который заставляет грязь слетать при езде. Тормоза барабанные, на всех колесах, гидравлические. Однако многие владельцы желали иметь дисковые тормоза хотя бы спереди – от этого значительно повысилась бы маневренность машины.

У автомобиля ЛуАЗ 969М технические характеристики эдакого миниджипа: длина кузова 3385мм, ширина 1560мм, высота 1770мм, колесная база 1800мм. В снаряженном состоянии масса может достигать 1360 кг. Но проблема в том, что колеса не только малого диаметра, но и узкие, потому на практике они довольно слабо сопротивляются грязи. Если загрузить «Волынь» максимально, на 400 кг, то проседает в грунт она легко. Попытка сменить колеса на более габаритные не дает кардинального результата.

Действительно, просмотр ЛуАЗ 969м видео по бездорожью показывает, что малогруженный автомобиль довольно легко преодолевает все препятствия, а сильно груженый автомобиль с легкостью застревает в мягком грунте.

Нельзя сказать, что ЛуАЗ-969М был значительно популярнее предшественника. Именно слабый мотор стал тем ограничивающим фактором, на который обращали внимание больше всего. Однако машина все же стала более привлекательной и комфортной. Появился раздельный привод тормозов, для передних поставили гидровакуумный усилитель. Передняя панель автомобиля слегка изменилась, лобовое стекло также изменило свою форму. В двери вставили раздвижные окна, в салоне появилась редкая на то время мягкая, травмоопасная панель приборов.

Если в прошлой модели дуги служили лишь для крепления мягкого тента, то в модели «М» они уже усиленного исполнения – теперь они защищали салон при опрокидывании авто. Тент можно заменить на металлическую прочную крышу. Появилась хоть какая-то звукоизоляция, заменили сидения на более комфортные. Аккумулятор в комплекте имел мощность 55 Ач, что больше предшественника. А главное, что у 969М теперь увеличился общий ресурс – до капремонта это ориентировочно 100 тыс. км пробега.


Читайте так-же, другие обзоры

Луцкий автомобильный завод, знакомый многим как ЛуАЗ, 50 лет назад выпустил легендарный автомобиль. Это был транспортер переднего края: ЛуАЗ плавающий. Создан он был для нужд армии. Изначально планировалось этот автомобиль использовать только в военных целях, например для перевозки раненых или подвоза вооружения на поле боя. Но потом военный плавающий ЛуАЗ получил и другую жизнь, об этом и будет данная статья.

История создания

Во время Корейской войны, которая была в 1949—1953 гг., СССР официально не принимал участие в боевых действиях, но велась активная помощь финансовая, а также осуществлялось военное снабжение.

Вам будет интересно:

Больных и раненых перевозили на автомобилях ГАЗ-69, часто автомобиль застревал, тратилось много времени, чтобы его достать. Автомобиль был очень тяжелый. Тогда и пришла мысль о создании легкого автомобиля, пусть с малой грузоподъемностью, но с хорошей проходимостью. Также автомобиль должен был быть плавающим. Целый ряд задач был поставлен перед создателями автомобиля при его разработке.

Разработка автомобиля

На серийное производство автомобиль был поставлен в 1961 году. До этого времени была его долгая разработка. Ведь автомобиль должен был получиться в результате не только водоплавающим, малогабаритным, проходимым, но и у него должна была быть особенность - рулевая колонка, которая откидывается. И эта колонка, как и водительское кресло, должны были быть расположены по центру машины спереди. Именно такая конструкция могла позволить водителю в критической ситуации, например, если машина попала под обстрел, производить управление автомобилем в лежачем положении.

Под руководством Б.М. Фиттермана в НАМИ происходила разработка плавающего внедорожника.

Этапы проектирования

До того как ЛуАЗ был выпущен таким, каким его знали, прошло немало времени. Долгие этапы проектировки, разработки и тестирования автомобиля были за спинами его разработчиков. Над идеей трудилось много людей, и до того, как машины была запущена в серийное производство, было изменено много технических решений в создании автомобиля. Была не одна тестовая версия автомобиля.

Но в 1959 году машина прошла ряд испытаний в Подмосковье, где было выявлено много недочетов и недоработок. И это привело к созданию третьего поколения автомобиля.

«НАМИ-032С»

Третья версия отличалась от предыдущей. Капот был выше, и рулевая колонка проходила над ним. Колеса стали больше, 15 дюймовые шины давали надежду, что автомобиль не будет застревать и буксовать, как было со второй серией. Но в этой серии снова были применены неудачные решения, и элементы кузова многие были сделаны из стеклопластика, это было провальное решение, и после испытаний также оказалось, что не только идея с кузовом провальная, но и идея о постановке мотоциклетного двигателя оказалось также неудачной.

В 1962 году "НАМИ" передало всю документацию Запорожскому автозаводу. И было построено еще 3 серии, которые имели название ЗАЗ-967. У этого ЗАЗа был еще мотоциклетный двигатель, и после многих доработок производство данного автомобиля на базе "НАМИ-032М" было передано на известный Луцкий автомобильный завод. И началось серийное производство автомобиля под названием ЛуАЗ-967.

Характеристика и отзывы об эксплуатации плавающего ЛуАЗа-967 расскажут, каким же получился в результате военный внедорожник.

Обладатели данной машины любят ее за ее внедорожные качества и часто хвастаются, что «Луазик» даже не нуждается в блокировке дифференциала, хотя она у него и имеется. Подвеска автомобиля полностью независимая. Клиренс составлял 285 мм. Днище машины гладкое, что играет только положительную роль и прибавляет скорость транспортера на плаву. Автомобилю нет равных ни в грязи, ни в снегу, ни в воде.

Задумки были воплощены: водительское сидение при желании трансформируется и складывается, также складываются и два сидения по бокам от водительского, образуется одна прямая и ровная площадка, как на этом фото плавающего ЛуАЗа.

Сложенные сидения боковые выглядели таким образом, как изображено на фото.

Также в машине осталась возможность управления автомобилем в лежачем положении.

У автомобиля имеется лебедка. Грузоподъемность ее 150 кг, что на самом деле является не плюсом, а минусом. Ведь этой лебедкой автомобиль не может вытащить себя при застревании, а идея с лебедкой была таковой, что ей подтягивались раненые на поле боя люди к машине для дальнейшей транспортировки, если бы она была мощнее, то это был бы плюс, так как ею можно было вытягивать и другие машины и, собственно, непосредственно автомобиль, на котором она была установлена. Вес автомобиля составляет 930 кг. Максимальная скорость была 75 км/ч. Объем двигателя составлял 0,9 литра, мощность двигателя - 27 лошадиных сил. Скорость движения в воде равнялась 3 км/ч.

Еще одна усовершенствованная военная версия. От предыдущей версии отличается другим двигателем. Также были кузовные изменения у транспортера.

В 1975 году вышла новая модифицированная версия автомобиля, именно она была поставлена на серийное производство. Автомобиль получил двигатель МеМЗ-967А. Объем двигателя составлял 1.2 литра. Мощность двигателя - 37 лошадиных сил. Также была доработана трансмиссия автомобиля. Подвеска стала более усовершенствованной. Эту машину нельзя было назвать комфортной, но задачи, поставленные перед автомобилем, полностью выполнялись.

Гражданские версии

Выше уже упоминалось, что изначально автомобиль разрабатывался только для военных целей, но было принято решение, что такая машина будет нужна в сельском хозяйстве, а также там, где отсутствует дорожное покрытие. Первый тестируемый автомобиль гражданской версии носил название «Огонек», а второй назывался «Целина».

  • «НАМИ 049» - «Огонек»
  • «НАМИ 049А» -«Целина»

Эти две тестовые версии были прототипами известного многим плавающего ЛуАЗа-969.

Проектирование «НАМИ 049» было начато в 1958 году. Много задач и идей было поставлено перед автомобилем. Его планировали применять для получения удоя от коров, в пожаротушении, для погрузочных целей, как скорую помощь, в качестве компрессора для дорожных работ. Но эти идеи остались зафиксированы лишь на бумаге, в жизнь они не были воплощены.

У «Целины», в отличие от «Огонька», был грузовой отсек. По размеру он был довольно небольшим, но его наличие - это уже существенный плюс.

Кузов автомобиля имел металлическое основание. Также металлическими были дверные стойки, рамка у лобового стекла и крепление, к которому крепился задний борт. Все остальное было сделано из стеклопластика для уменьшения веса автомобиля. И вес автомобиля составил 750 кг. Двигатель был установлен с мощностью 22 лошадиных силы. Развивал автомобиль скорость до 80 км/ч. Двигатель считался экономичным, и расход на 100 км составлял от 6.5 до 7 литров. Грузоподъемность автомобиля была 300 кг. Это то, что касается двигателя тестового «НАМИ 049», а у «НАМИ 049А» объем двигателя после доработок стал больше и мощность его составила 26 лошадиных сил при крутящем моменте в 4000 тысячи оборотов в одну минуту.

Привод автомобиля был передний, задний привод подключался при желании. Также в автомобиле была еще и блокировка дифференциала. Для условий бездорожья была предусмотрена дополнительная пониженная передача.

Клиренс автомобиля составил 300 мм. Благодаря такому дорожному просвету и своим внедорожным характеристикам автомобиль показал хорошую проходимость.

У «НАМИ 049» двигатель был расположен впереди.

Подвеска автомобиля была независимая. Амортизаторы - телескопические.

  • Длина автомобиля составила 3600 мм
  • Ширина - 1540 мм
  • Высота автомобиля- 1700 мм
  • Масса - 750 кг
  • Грузоподъемность - 300 кг
  • Двигатель - бензиновый

После всех тестовых версий и разработок Луцкий автомобильный завод выпускает уже многим известный автомобиль, который, как и все предыдущие версии, выходит не в одной модификации, но уже имеет другое название.

В эксплуатации данный автомобиль прост. До 1975 года на ЛуАЗ 969 ставили тот же двигатель, что был у тестовой версии- «НАМИ 049А». Пассажирский салон сильно смещен к передней оси, что давало ее загруженность при переднем приводе и хорошее сцепление колес с дорогой. ЛуАЗ 969, плавающие способности были у военной версии после всех доработок утратил. Блокировка дифференциала заднего моста была сохранена.

Характеристика ЛуАЗ 969 была такая же, как у тестовой версии «НАМИ 049А».

Название у автомобиля было «Волынь», и с конвейера в Луцке первый автомобиль сошел в 1969 году. Автомобиль, как и все прошлые, постоянно дорабатывался. Самая первая «Волынь» имела большой уровень шума из-за двигателя.

ЛуАЗ 969 имел 3 модификации:

  • ЛуАЗ 969А
  • ЛуАЗ 969В
  • ЛуАЗ 969М

ЛуАз 969В имел отличие в том, что в автомобиле был убран задний привод, и автомобиль стал первым переднеприводным автомобилем, который выпускался в СССР.

У ЛуАЗа 969А был брезентовый верх кузова, при желании его можно было снять. Зданий борт был откидным. Грузоподъемность автомобиля была увеличена и составила 400 кг.

ЛуАЗ 969М стал уже совершенно другим по уровню комфорта. Характеристика ЛуАЗа 969 отличается от последней модифицированной версии автомобиля. Сидения в автомобиле уже были установлены так же, как их устанавливали в автомобиле «Жигули». Был установлен новый мощный двигатель МеМЗ-969А, его мощность составила 40 лошадиных сил. Гидравлический усилитель тормозов. Также произошли изменения во внешнем виде автомобиля.

ЛуАЗ 969 в ремонте достаточно прост, запчасти стоят недорого. Знатоки таких машин чаще предпочитают военный 967 ЛуАЗ из-за его возможности плавания, но у одной и у другой версии этого авто найдутся свои ценители.

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся наЛуцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СЕМЕЙСТВА

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979-1996).

Также с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую - что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis(1978-1988), Farmobil (1962-1966), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen и другие.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 «Огонёк», был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухцилиндровый двигатель мотоциклетного типа МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая систему охлаждения с вентилятором, прогоняющим поступающий из расположенных сбоку воздухозаборных отверстий воздух через оребрение цилиндров. Главное отличие составлял увлеченный до 887 см³ рабочий объём двигателя амфибии - впоследствии моторами такого объёма стал оснащаться и «Запорожец».

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования с парашютом. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры для силосных масс модели ТСМ-6,5.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЛУАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛУАЗ-969М

Общие данные

Производитель: Луцкий автозавод (Луцк)

Трансмиссия

4-х ступенчатая МКПП

Характеристики

Массово-габаритные

Масса: 960-1360 кг

Динамические

Макс. скорость: 85 км/ч

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

МОДИФИКАЦИИ

СЕМЕЙСТВО «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;

ПРОЧИЕ

  • ЛуАЗ-Прото (1988) - альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988-1989 годах;
Двигатель - МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач - 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи - понижающие;
  • ЛуАЗ-13019 «Геолог» (1999) - уникальный полноприводный трехмостовый (6х6) плавающий грузовик повышенной проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года с дизельным двигателем;

ПРОЗВИЩА АВТОМОБИЛЯ

  • «Волынянка», «Волынка» - народное прозвище за место происхождения: Луцк является областным центром Волынской области;
  • «Луноход» - за колесные редукторы, придающие автомобилю сходство с этим планетоходом;
  • «Луиза» - народное прозвище;
  • «Тушканчик» - народное прозвище;
  • «Лумумзик» - от обозначения ранних версий ЛуМЗ-969;
  • «БМВ» - Боевая Машина Волыни;
  • «Утюг» - из-за формы кузова;
  • «Еврейский броневик» - народное прозвище;
  • «Фантомас» - народное прозвище.
  • «Хамер» - из за высокой проходимости
  • «Лунтик» - произошло от названия «луноход»
  • «Пианино»- народное прозвище.
  • «Чебурашка» - схожесть с мультяшным героем из-за больших фар