Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить. Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении Максимальный люфт рулевого колеса легкового автомобиля

Зачастую водитель сталкивается с такой неисправностью как люфт рулевого управления. Данная проблема может повлечь за собой серьезные неполадки, поэтому важно вовремя обнаружить и устранить неисправность.


Содержание статьи:

Рулевое управление одно из главных для езды, а поломка в виде люфта не одна из приятных ситуаций. Часто причиной появления могут быть разные поводы, это и плохая ходовая, износ деталей, ну и чаще всего состояние наших дорог. Поэтому рассмотрим, как выявить люфт в рулевом управлении и как стоит проводить ремонт.

Понятие и причины появления люфта в рулевом механизме


Сама конструкция рулевого управления не сложная. В ней находится специальный шток, который не плотно прилегает к деталям автомобиля. У него обязательно должен быть небольшое зазор для того, чтоб детали не изнашивались в случае трения. Однако если суммарный люфт достигает довольно больших показателей это может стать причиной серьезных неисправностей, что могут привести к авариям на дороге. Допустимой нормой считается люфт в 10°.

Важно помнить, что маленький люфт может перерасти в большой, а поэтому следует внимательно отнестись к этому вопросу, если заметны явные признаки неполадок в рулевом управлении. Этими признаками могут служить стук, скрип, вибрация или необходимость в сильном повороте руля влево или вправо даже по ровной дороге. В таком случае руль перестает «слушаться» водителя или выполняет действия с нескольким опозданием.


Существует несколько причин появлении люфта и все они кроются в самой конструкции рулевого управления. Одной из первых причин может быть то, что наконечник или подшипник вышли из строя в случае изнашивания.

Второй причиной может служить недавний ремонт автомобиля, а именно тот факт, что иногда центральную ступичную гайку недостаточно фиксируют. Отсюда и появляется люфт. Также свободный ход руля может сигнализировать о том, что гидравлическое масло становится непригодным и необходима его замена.

В целом, чтобы обнаружить истинную причину технических неполадок водитель обязан проверить каждую деталь всей системы рулевого управления, так как все детали и механизмы взаимосвязаны.

Как определить появление люфта в рулевом управлении


Для того, чтобы проверить автомобиль на наличие проблем с рулевым управлением, а именно присутствием люфта необходимо проделать следующие операции. Прежде всего необходимо перевести двигатель на специальный режим работы на неподвижном автомобиле – холостой ход. После этого, следует начать крутить руль и следить за временем отклика колёс на данные команды. Именно это расстояние и показывает величину люфта.

На сегодняшний день для удобства и точности измерения люфта существует специальное устройство – люфтомер. Он помогает измерить и проконтролировать суммарный люфт.

Устранение люфта в рулевом управлении


Прежде всего, проверку следует начать с карданного шарнира и его винтов. Прокручивайте регулировочный винт до необходимого показателя. После, снова проверьте наличие и величину люфта. В случае неудовлетворительных показателей, проделайте работу снова.

Если и это не помогло, значит причина поломки кроется в другом. Следующим пунктом необходимо загнать автомобиль в смотровую яму. Проблема люфта может быть заключена в шарнирах рулевых тяг. Скорее всего, эти детали изношены и есть необходимость в их замене или же крепкой фиксации. Также следует проверить крепление рулевых тяг и по надобности подтянуть их.

Однако если и это не устранило причину, значит скорей всего придется разобрать всю систему рулевого управления. Сделать это лучше в автосервисах, так как есть риск повредить систему.

Стоимость ремонта по устранению люфта в рулевом управлении

Цена прибора люфтомера достаточно высокая и колеблется в пределах от $400 до $800. Отдельные детали рулевого управления представлены следующими ценами: подшипник – от $12, фиксатор гайки – от $16, шток рулевой рейки – от $50, шарнир рулевой тяги – от $16. В автосервисе осуществление ремонта обойдется в пределах $20 и больше, в зависимости от необходимой услуги.

Видео о люфте рулевого управления:

В отечественных легковых автомобилях система рулевого управления состоит из трех основных узлов: рулевой механизм, рулевой привод — так называемая трапеция, и рулевая колонка с рулевым колесом.

Рулевой механизм передает на рулевой привод усилие, приложенное водителем при повороте рулевого колеса.

Рулевой привод, в свою очередь, передает усилие от рулевого механизма к колесам, заставляя колеса поворачиваться в разные стороны на разные углы.

Рулевой привод

В состав рулевого привода входит набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. На наших внедорожниках «Нива» и их модификациях рулевой механизм — это так называемый червяк-ролик, эти механизмы всегда с двумя регулировками. Если червяк-ролик входит в рулевой привод, то обязательно будет маятниковый рычаг.

Рулевые колонки

Что касается рулевых колонок, то они бывают цельными (с одним рулевым валом) и составными (с промежуточным карданным валом). В состав рулевой колонки входят встроенные элементы пассивной безопасности, которые деформируются при ударе. Это позволяет повысить травмобезопасность при аварии.

Признаки увеличенного люфта

Если во время движения автомобиль плохо слушается, с запозданием реагирует на ваши действия, вам трудно им управлять, а когда на месте при резком повороте руля передние колеса отказываются поворачиваться, то это говорит об увеличении люфта руля. Люфт — это небольшой зазор между элементами системы управления, чаше всего связанными с вращательными движениями.

Основные причины увеличения люфта:

  • износ деталей из-за плохой и несвоевременной смазки;
  • неправильная регулировка или ослабление крепления рулевого механизма и рулевых тяг;
  • низкое давление или отсутствие воздуха в камерах передних колес;
  • деформация рулевых тяг;
  • высокая скорость движения на плохих дорогах;
  • значительные переменные нагрузки;
  • частый поворот колес при стоянке автомобиля.

Этот зазор нежелателен, поскольку может привести к весьма трагичным последствиям. Для каждого автомобиля величина люфта руля имеет свою норму, но в большинстве отечественных автомобилей он не должен превышать десяти градусов. Важная особенность автомобиля с гидроусилителем руля: проверять люфт необходимо с работающим двигателем.

Простой способ измерения люфта руля

Для измерения люфта пользуются люфтомером. Если у вас нет этого прибора, или вы просто не умеете им пользоваться, то измерить люфт можно простым способом, используя линейку (отвертку) и мел (или проволоку).

Порядок действий:

  1. Взяв линейку или шлицевую отвертку, прикрепите ее скотчем в горизонтальном положении так, чтобы один конец (острие отвертки) касался обода рулевого колеса. Можно просто упереть один конец (или ручку отвертки) в приборную панель, а другой конец совместить с ободом руля;
  2. Сделайте метку мелом или прикрепите проволоку в месте соприкасания обода руля и плоскости линейки (конца отвертки);
  3. Выверните руль до момента начала поворота передних колес;
  4. Сделайте вторую метку (прикрепите проволоку);
  5. Измерьте расстояние между метками. Оно должно быть не более 30 мм.

Если при проверке выяснилось, что имеются отклонения (увеличенный люфт), то необходимо найти и устранить неисправности:

  • проверить надежность крепления кратера руля к раме и рулевого колеса на валу. При необходимости следует их закрепить;
  • крепление рулевого колеса на валу можно проверить, покачав его перпендикулярно плоскости вращения. Если есть качка, то следует затянуть гайку его крепления.

Но лучше всего обратиться к профессионалам в автосервис.

Обязательно проверяйте автомобиль перед поездкой, чтобы избежать аварий и жертв. Ведь если автомобиль плохо и ненадежно управляется, то он становится будущей машиной смерти. К тому же, кроме вас, могут пострадать невинные люди, в том числе и дети. Обращайте внимание даже на малейшие неполадки, ведь и дороги у нас оставляют желать лучшего.

Удачи на нашем бездорожье!

О важности рулевой системы автомобиля не стоит упоминать лишний раз, поскольку всем и так ясно, что она играет ключевую роль в безопасности вождения. Вот почему не следует пренебрегать регулярным техосмотром и ремонтом всех деталей этой системы, ведь частая эксплуатация ведет к снашиванию даже наиболее надёжных узлов и агрегатов. Самый распространённый симптом неисправности заключается в таком явлении, как люфт рулевого колеса. Любой мало-мальски грамотный и ориентирующийся в пдд автомобилист должен быть знаком с этим термином, чтобы уметь, при желании вовремя диагностировать и устранить проблему.

Для того, чтобы понять как работает суммарный люфт в рулевом управлении, нужно немного разобраться в конструкции рулевой системы. С технической точки зрения это можно описать примерно так: в передаче рулевых тяг есть шток, который зафиксирован неплотно, с зазором в 1-2 миллиметра. Если бы не это расстояние, то все входящие в зацепление детали снашивались бы намного быстрее, в результате сильного трения. Зазор же позволяет удерживать зацеп, при этом не соприкасаясь со стенками зубцов передачи – отсюда и возникает люфт.

С позиции водителя люфт определяется как свободный ход руля, необходимый для получения отклика элемента системы, которым вы управляете (в нашем случае это передние колеса). Проще говоря – это расстояние, которое преодолевает рулевое колесо, прежде чем машина сделает определенный маневр. Это явление нельзя назвать негативным, поскольку минимальный люфт присутствует в управлении любого автомобиля и увеличивается пропорционально размеру транспортного средства.

Однако спустя продолжительное время эксплуатации люфт возрастает до опасного уровня, когда автомобиль перестаёт слушаться и с опозданием реагирует на «команды» водителя.

Если вовремя не среагировать и не устроить проверку, в лучшем случае вас ждет дорогой ремонт, в худшем – согласно пдд ваш автомобиль становится потенциальным источником опасности на дороге.

Причины люфта

Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:


В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было недокручено – поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления. Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.

Признаки

Если ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении. Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10 градусам, согласно пдд. Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.

Для того чтобы определить укладывается ли люфт в этот параметр, нужно устроить небольшую проверку:


Хотя на самом деле неважно, что именно помогло вам диагностировать неполадку – люфтомер 524, какая либо другая модель этого устройства, или простые измерительные инструменты. Если проблема определена, нужно заняться её устранением.

Как убрать

Для того чтобы отрегулировать рулевое управление, понадобится несколько простых инструментов, которые позволят настроить крепления.

Если люфтомер К 524 М показал нежелательный результат, следует попробовать осуществить настройку винтов усиления карданных шарниров. Эти элементы находятся на рулевом валу. Для этого мы находим регулировочный винт шарниров и устанавливаем допустимое значение. Затем проверка повторяется, и если свободный ход все еще превышен, значит причина в другом.

При завышенных показателях по люфтомеру также рекомендуется отрегулировать шарниры рулевых тяг. Но сделать это будет сложнее, поскольку вам понадобится подъёмник или помещение со смотровой ямой. Скорее всего, вы обнаружите что шарниры «раздолбаны», а значит их крепления нуждаются в подтяжке. Также можно подтянуть рулевые тяги.

Иногда состояние деталей не оставляет других вариантов, кроме как полностью разобрать рулевой механизм и заменить изношенные элементы. В этом случае лучше обратится к услугам профессиональной автомастерской, чтобы по неопытности не повредить систему.