Методичка рхх принцип работы. Регулятор холостого хода: назначение и ремонт РХХ Способы диагностики датчика

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке разъёма соединительного к регулятору холостого хода (РХХ), в строке "Комментарий" указывайте какой РХХ , модель вашего автомобиля, год выпуска, инжектор или карбюратор .

Любая поломка - это не конец света, а вполне решаемая проблема. Датчики относятся к измерительным приборам, они преобразуют измеряемые физические величины в электрические сигналы и выводят на табло цифровые данные.

Главное предназначение регулятором холостого хода (РХХ): - изменение частоты вращения коленвала путем регулировки просвета и изменения количества проходящего воздуха. Он является составляющей двигателя и имеет большое значение для нормальной работы автомобиля в целом.

Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет РХХ, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. На прогретом до рабочей температуры двигателе контроллер Электронный блок управления двигателем ЯНВАРЬ 7.2 (81 контакт) для ВАЗ 2110-2112 Арт. 21114-1411020-31 поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет РХХ увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала. Данный режим работы двигателя позволяет начинать движение автомобиля сразу и не прогревая двигатель.

Колодка соединительная 2112 – 1148300АХ (4 контакта в сборе с проводами), является одним из элементов жгута контроллерного, подключается к РХХ с электронной системой впрыска топлива на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111; 2113; 2114, 2115; 2112, ВАЗ 2170, ВАЗ 2190, Калина 2, ВАЗ-2121, ВАЗ 21213-21214i, ВАЗ-2123, ВАЗ-2131, Ларгус и их модификаций. Колодка может быть использована для самостоятельного изготовления кабеля. Контакты уже обжаты на проводах (длина проводов 100 мм) и вставлены в разъем, можно ставить на автомобиль.

Датчик холостого хода (РХХ) состоит из шагового электродвигателя, пружины и штока, заканчивающегося конусной иглой. С помощью двух нарезных винтов регулятор холостого хода ВАЗ прикреплен к корпусу дроссельного узла. Когда владелец машины поворачивает ключ в замке зажигания, шток выдвигается, упираясь в посадочное отверстие: датчик считывает шаги и клапан встает в первоначальное положение.

Замена контактного носителя 21203–1148300АХ (4 контакта) в сборе с проводами являющегося элементом жгута системы зажигания, соединяющий регулятор холостого хода на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111; 2113; 2114, 2115; 2112, Калина, ВАЗ 2170, ВАЗ 2190, Калина 2, ВАЗ-2121, ВАЗ 21213-21214i, ВАЗ-2123, ВАЗ-2131, Ларгус, ВАЗ 2120 и их модификаций с электронной системой впрыска топлива, может производиться самостоятельно, не обращаясь в специализированные сервисы обслуживания.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 212031148300АХ, 211201148300АХ

ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111; 2113; 2114, 2115; 2112, Лада Калина, ВАЗ 2170, ВАЗ 2190, Калина 2, ВАЗ-2121, ВАЗ 21213-21214i, ВАЗ-2123, ВАЗ-2131, Ларгус, ВАЗ - 2120.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема!

Как выявить неполадку регулятора холостого хода (РХХ) на автомобиле ВАЗ их модификации?

Как самостоятельно заменить регулятора холостого хода (РХХ) у автомобиля Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?

Как самостоятельно заменить разъем на жгуте системы зажигания для подключения регулятора холостого хода (РХХ) на автомобиле ВАЗ их модификации?

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ!!!

Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ , который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.

Признаки поломки

  • (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.

Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Проверка РХХ мультиметром

Как проверить датчик холостого хода мультиметром:

  • в режиме измерения постоянного тока измерьте напряжение на разъеме регулятора (зажигание должно быть включено). Отсутствие питание будет свидетельствовать об обрыве в цепи управления;
  • проверьте сопротивление обмоток статора в режиме измерения сопротивления (диапазон – до 200 Ом). ШД имеет две обмотки, поэтому нужно следить за правильностью подключения клемм тестера. В технической документации к датчику, установленном на вашем автомобиле, вы можете найти номинальное сопротивление обмоток. К примеру, для РХХ 2112-1148300-02 нормальное сопротивление – 51±2 Ом, а для РХХ 2112-1148300-01 – 53±5 Ом (оба устройства устанавливаются на многие модели ВАЗ). Если показания мультиметра говорят о приближающемся к бесконечности сопротивлении, значит, в цепи обмотки присутствует обрыв.

    Схема подключения РХХ ВАЗ 2110

    Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.

    Помните, что после замены, промывки РХХ необходимо провести программную адаптацию датчика.

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «Орел ГАУ»

Факультет Агротехники и энергообеспечения

Кафедра «ЭМТП и тракторы»

Жосан А.А. Головин С.И.

Принцип работы, диагностика и тестирование регулятора холостого хода

Методические указания к выполнению лабораторной работы

по дисциплине «Техническая эксплуатация машин» и «Электроника на тракторах и автомобилях»

для студентов специальностей : 110301 – «Механизация сельско-

го хозяйства», 110304 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК»

Методические указания разработаны на кафедре «ЭМТП и тракторы» к. т. н., доцент А.А. Жосан и ст. преподаватель С.И. Головин.

Методической комиссией факультета «Агротехники и энергообеспечения»

протокол №___от «___» _______2007 г

Методическим советом ОрелГАУ, протокол №___от «___»

Рецензенты: к. т. н., доцент кафедры «Надежность и ремонт машин» ОрелГАУ А.Л. Семешин;

к. т. н., доцент кафедры СиРМ ОрелГТУ М.П. Стратулат.

Введение……………….…………………………….…………………..….. 4

1 Общие сведения…………………………………………………………... 6

1.1 Назначение РХХ………………………………………………………... 6

1.2 Виды РХХ, применяемых на автомобилях ВАЗ………........................ 7

2.1 Общие сведения………………………………………………………… 12

2.2 Способы управления.…………………………………………………... 16

2.3 Принцип работы шагового двигателя РХХ ВАЗ……………………... 18

3.3 Разработка функциональной схемы тестера РХХ……………………. 24

3.4 Выбор элементной базы. Расчет основных узлов тестера…………… 25

3.5 Разработка принципиальной схемы тестера РХХ……………………. 28

3.6 Методика проведения испытаний РХХ на стенде…………………… 33

ВВЕДЕНИЕ

Впускная система современных бензиновых двигателей состоит из нескольких элементов, наиболее сложным из которых является дроссель-

ный узел (рисунок 1.1).

1 – патрубок подвода охлаждающей жидкости; 2 – патрубок системы вентиляции картера на холостом ходу; 3 – патрубок для отвода охлаждаю-

щей жидкости; 4 – датчик положения дроссельной заслонки; 5 – регулятор холостого хода; 6 – штуцер для продувки адсорбера.

Рисунок 1.1 – Дроссельный патрубок в сборе.

Конструкция дроссельного узла должна удовлетворять нескольким противоречивым требованиям. Это, прежде всего, наличие достаточного проходного сечения, выбираемого из условия получения максимально до-

пустимых газодинамических потерь при максимальном расходе воздуха двигателем. Выполнение этого требования приводит к тому, что при нали-

чии проходного сечения, достаточного для максимальных расходов возду-

ха, угол открытия дроссельной заслонки, обеспечивающий получение мак-

симального наполнения при минимальной рабочей частоте вращения ко-

ленчатого вала двигателя, составляет порядка 200. С точки зрения характе-

ристик управляемости автомобиля, это неприемлемо, поскольку не позво-

ляет водителю достаточно уверенно управлять автомобилем в случае рабо-

ты двигателя в области низких частот вращения коленчатого вала, где аб-

солютные значения расхода воздуха относительно невелики. Отсюда выте-

кает требование к линейности передаточной характеристики дроссельного узла, то есть требование обеспечения пропорциональности между положе-

нием педали акселератора и мощностью развиваемой двигателем, выпол-

няемое во всем диапазоне изменения положения дроссельной заслонки.

Обеспечить приемлемую линейность передаточной характеристики дроссельного узла помогают различного рода нелинейные механические звенья, связывающие педаль акселератора и дроссельную заслонку двига-

теля. Но более перспективным путем является применение электрически управляемых исполнительных устройств при полностью или частично от-

сутствующей кинематической связи между педалью акселератора и дрос-

сельной заслонкой. Это решение позволяет не только получить нужную передаточную характеристику, связывающую положение педали акселера-

тора и дроссельной заслонки, но и применить более эффективные способы управления рабочим процессом двигателя. Применение электрически управляемой дроссельной заслонки в настоящее время ограничено из за ее высокой стоимости, но применение более простого исполнительного уст-

ройства – регулятора дополнительного воздуха, в частности регулятора холостого хода (РХХ), является обязательным.

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Назначение РХХ

Регулятор холостого хода служит для поддержания установленных оборотов двигателя на холостом ходу за счет изменения количества возду-

ха, подаваемого в двигатель в обход закрытой дроссельной заслонки (ри-

сунок 1.2). В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора по-

ложение соответствует "0" шагов), конусная часть штока перекрывает по-

дачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании (обороты хо-

лостого хода увеличиваются) клапан обеспечивает расход воздуха, про-

порциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла.

Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов.

1 – шаговый двигатель регулятора холостого хода; 2 – дроссельный патрубок; 3 – дроссельная заслонка; 4 – запорная игла клапана РХХ; 5 –

электрический разъем; А – поступающий воздух.

Рисунок 1.2 – Схема регулировки подачи воздуха РХХ.

На прогретом двигателе ЭБУ, управляя перемещением штока, под-

держивает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки (вклю-

чение электровентилятора, компрессора кондиционера и т.д.).

Помимо управления частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, производится управление РХХ, способствующее сниже-

нию токсичности отработавших газов. Когда дроссельная заслонка резко закрывается при торможении двигателем, РХХ увеличивает количество воздуха, подаваемого в обход дроссельной заслонки, обеспечивая обедне-

ние топливовоздушной смеси. Это снижает выбросы углеводородов и оки-

си углерода, происходящие при быстром закрытии дроссельной заслонки.

1.2 Виды РХХ, применяемых на автомобилях ВАЗ

На отечественных легковых автомобилях: ВАЗ 2110, 21083, 21093, 21099 и их модификациях с двигателями ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 с системой распределенного впрыска топлива устанавливаются РХХ двух фирм про-

изводителей:

1. Калужского завода телеграфной аппаратуры (КЗТА) РХХ 2112- 1148300-02 (рисунок 1.3)

2. Электромеханического завода ОАО Пегас (г. Кострома) РХХ 2112- 1148300-01 (рисунок 1.4)

Рисунок 1.3 – РХХ 2112-1148300-02

Рисунок 1.4 – РХХ 2112-1148300-01

Рисунок 1.5 – Габаритные размеры РХХ

Таблица 1 – Технические характеристики и условия эксплуатации

РХХ 2112-1148300-02

РХХ 2112-1148300-01

Сопротивление обмоток, Ом

Диапазон напряжения пита-

Рабочий ход штока при пе-

ремещении на 250 шагов,

Развиваемое усилие выдви-

жения штока со скоростью

333 шагов/с не менее, Н

Эффективный

порного клапана, мм

Габаритные размеры, мм

Масса, кг не более

Диапазон

рабочей темпера-

Относительная

влажность

температуре

40?С, % не более

Атмосферное давление,

зависимыми обмотками и соединенного с ним подпружиненного конусно-

го штока с клапаном (рисунок 1.6).

Вращательное движение ШД преобразуется в поступательное пере-

мещение конусного штока с клапаном с помощью червячно-анкерного ме-

ханизма. Червячно-анкерный механизма состоит из запрессованной в ро-

тор втулки с внутренней резьбой, непосредственно конусного штока с резьбой и проточками (рисунок 1.7) и направляющих втулок (рисунок 1.8)

выполненных в передней опоре ротора.

1 – шток с клапаном; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – передняя опора ро-

тора; 5 – статор с катушками; 6 - ротор и задняя опора ротора; 7 - крышка с разъемом.

Рисунок 1.6 – Устройство регулятора холостого хода.

Рисунок 1.7 – Конусный шток с резьбой и проточками.

Да и еще допустим по своей неопытности я не смогу понять как минус приходящий с ЭБУ в компании с минусом на кузове показывает напряжение,вот что хотелось узнать естли на заведенной машине все становится в норму значит минус появляется так сказать,болячка проявляется именно при старте, напряжение на обоих ногах одинаково.и еще если мы определились что нет минуса от мозгов в режиме Зажигания и запуска что приводит к неоткрыванию РХХ,то где проверить этот минус от мозгов или это мозгам хана?

Примерно начинаю догонять получается что минус вообще как таковой не идет от ЭБУ на РХХ а сидит гдето в мозгах и регулиреет напряжение которое насквозняк проходит от реле перегрузки через катушку РХХ,поэтому на второй ноге значение напряжения меньше чем на входе так как его садит катушка РХХ типо сопротивления?

Самая распространенная система с РХХ (2-х контактный) . машины с 87 года, как правило оборудованные катализатором и электронной системой зажигания EZL

Входные сигналы системы :
-температура двигателя,
-текущий расход воздуха (сигнал с потенциометра расходомера),
-обороты двигателя (сигнал TD от системы зажигания),
-состояние дроссельной заслонки (микрик "ДЗ закрыта" в составе датчика на оси ДЗ)
-сигнал с датчика скорости "признак движения автомобиля" (с 9/88 года)
Исполнительные устройства :
-регулятор холостого хода (далее РХХ), представляет собой исполнительный механизм, который изменяет количество воздуха, проходящего в обход дросселя, для работы двигателя на холостом ходу. Управление ХХ в KE производится путем стабилизации расхода воздуха, а не оборотов двигателя. В памяти контроллера есть таблица зависимости расхода воздуха от температуры двигателя.

При замыкании микрика "ДЗ закрыта", блок управления (БУ) по температуре двигателя вычисляет расход воздуха, который должен быть стабилизирован и, управляя РХХ, пытается получить такой расход. ЭБУ пытается стабилизировать ХХ только когда автомобиль стоит, т.е. в движении на нейтрали могут наблюдаться повышенные обороты и только после полной остановки где-то через секунду они падают до нормы.
Т.е. если в текущем режиме работы двигателя (на горячем t=90град.) расход воздуха 0.7В, то мозги через РХХ начнут прикрывать заслонку (опускать обороты), но не ниже 750, т.е. что наступит раньше - либо расход воздуха станет 0.6В, допустим при 750 оборотах, либо обороты упадут до 750.

Надо понимать, что есть не точное значение стабилизируемого расхода воздуха, а некий диапазон, так же есть компенсации при наличии АКПП, кондиционера и т.п.(устройства, повышающие нагрузку на двигатель, которая требует компенсации)
Со временем, напыление на дорожках потенциометра в зоне ХХ истирается, и при тех же отклонениях лопаты расходомера сигнал увеличивается, т.е. если у нового двигателя при 800 оборотах было 0.55В, то к старости оно и 0.7В и выше может стать, в связи с чем обороты держатся всегда минимальными (т.е. система упирается в нижнее ограничение - обороты 700)...

Теперь об аварийном режиме: он возникает когда сигнал расхода воздуха перестает удовлетворять какому-то диапазону напряжений, тогда система должна перестать регулировать ХХ и отключить РХХ, но просто так это сделать нельзя т.к. двигатель заглохнет (кто знает устройство РХХ - поймет), поэтому система увеличивает обороты и обесточивает регулятор, без напряжения там зазор всегда 2мм -аварийное окно , (при запуске открыт на всю, далее прикрытие по мере прогрева двигателя) .Для водителя это выглядит так: сначала ХХ нормальный, потом вдруг обороты плавно повышаются до 1500(аварийное окно в регуляторе).
Это можно смоделировать на работающем движке просто отсоединением разъема с РХХ
Проверка

Мерить относительно массы оба контакта, когда РХХ подключен (чуть приспустить разъем, но не снимать). Мотор работает, на одном будет около 12-14В , на другом, примерно на 5В меньше . Если на одном из контактов 12-14В нет- проверять реле перегрузки.

Подробнее

1. Относительно массы, (черный щуп на двигателе) тыкаем в оба контакта. на одном из них будет 12В (такая же напруга как в сети). а на другом примерно на меньше. 2. Между ног померить - на ХХ прогретого мотора.

Неисправности

1. Нет питания - не увидишь напряжения относительно кузова ни на одной ноге. Проверять реле перегрузки и пред в нем.

2. На обоих контактах 12В, либо между ног 0В (обе ситуации равнозначны) - нет управления РХХ мозгом. Например, при снятом потенце на ЭБУ Бош будет такая ситуация. С ЭБУ VDO не будет.

Реле перегрузки дает напряжение аккумулятора на один из выводов РХХ. Даже без ЭБУ, дает. Т.е. при включении зажигания на РХХ хотя бы на один контакт должен приходить плюс. Нет плюса - реле перегрузки не дает плюса (либо проводка).

ЭБУ "рулят" РХХ по минусу (массе). Если мозги не рулят - плюс будет на обоих выводах РХХ (нет массы от мозгов).


собрал вот сабж. для РХХ как на опелевском моновпрыске, например. вообще, такие много где ставят.
собственно, интересно данное устройство даже не для тестирования этих РХХ, а просто как девайс для управления шаговиком. потому что для промывки, допустим, нужно вначале его разобрать, а потом собрать не повредив. иногда это довольно сложно. ну а так-то всё элементарно - разобрали, в УЗ, минут 10-20 погоняли, продули, смазали, собрали - и на машину.

схема от ALMI, (C) Алексей Михеенков 1999 - 2008 (C) SMS-Software 2002 - 2008 - легко гуглится по словам "тестер РХХ ALMI"

как видим, схема элементарная, но есть нюанс. используется нога reset. следовательно если на обычном программаторе (а-ля avreal на LPT порт) вначале прошить фузы - контроллер превращается в кусок кремния - прошивку в него уже просто так не залить. только высоковольтным программатором. я прошивал на mini-pro - он хитрый и всё прошло нормально.

у автора вырублена защита по току - я всеже поставил токоизмерительные резисторы. ну и на всякий случай поставил светодиоды на выходы "error" микросхемы управления шаговиком. глядишь пригодятся когда.


плата получилась не очень хорошая, по уму надо бы кондеры тоже smd применить, плюс задумывал ставить регулятор оборотов - переменный резистор. но собрал с подстроечным (под него тоже место есть) - и даже не стал его трогать. померял сопротивление и впаял вместо него постоянный резистор на 18кОм.

надо бы еще пожалуй сделать переключатель "опель/рено" (у таких РХХ бывает разная распиновка), но для этого нужно вначале взять в руки регулятор от рено, а то я что-то не соображу какие провода перекидывать. проще, пожалуй, тупо второй разъем повесить...

так что, кому нужно - можно смело рекомендовать. схема примитивнейшая, себестоимость баксов наверно 10 получается, если всё посчитать. самая дорогая и дефицитная деталь это TLE эта, обошлась в где-то 6 баксов. тинька у меня была, так что хез сколько она сейчас стОит...

UPD : для рено нужно поменять местами провода A и C на разъеме РХХ.