PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок в России может сократиться на 35% в этом году. «Секрет» попросил Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», рассказать, чего ждать рынку и кто выиграет в этой ситуации.
Что происходит на авторынке
В сложной ситуации находятся почти все. Сильно выросли цены на автомобили: автовладельцы, которые готовы были поменять машину, сейчас решили подождать ещё год. Продажи идут, но на очень низком уровне - к новым ценам ещё не привыкли. Выдача кредитов снизилась до минимума.
У брендов ситуация различается. Это зависит от доли российского рынка в глобальных продажах марки, от состава владельцев и формата присутствия в России. SsangYong не уходит с рынка, но, скорее всего, перейдёт со сборки на российском заводе на импорт. Несмотря на небольшие объёмы рынка, им выгодно пока продавать и собирать автомобили, которые уже заказали. Возможно, потом они будут просто импортировать, ведь при небольшом объёме сборки совершенно неэффективно содержать персонал, собирать автомобили и обеспечивать логистику.
Уход General Motors - на мой взгляд, не только экономическое, но отчасти и политическое решение. Российский рынок для американской корпорации всегда считался значимым. Даже в кризис 2009-го Chevrolet и Opel делили между собой 12,3% рынка. И хотя в 2014-м у GM наблюдалось серьёзное падение продаж, этот показатель сохранился на уровне 8% - это всё равно большой объём. Так что, если политическая ситуация нормализуется, GM может вернуться в Россию. Хотя репутационных потерь в этом случае не избежать.
**Hа 35%** может сократиться автомобильный рынок в России в этом году **на 50%** в 2009 году упал рынок новых автомобилей, а вторичных - на 20%
У Ford ситуация по динамике продаж не лучше, чем у GM, но тем не менее они не собираются уходить с рынка. В прошлый кризис Ford самостоятельно выбрался из финансовых проблем, а GM воспользовался помощью государства, что ещё раз доказывает политическую подоплёку в уходе с рынка.
Для японских Honda и Suzuki по отношению к мировому объёму продаж, российский рынок совсем небольшой. У нас это, скорее, нишевые марки. В зависимости от готовности японских марок мириться с убытками в России эти бренды будут принимать решение, оставаться или нет. Производства в России у них нет.
Но большинство европейских брендов готовы поддерживать дилерскую сеть в России. Они очень плавно поднимают цены, не пытаясь сразу компенсировать рост валют. Те же BMW говорят, что готовы держать сегодняшние цены на свои автомобили, несмотря на падение прибыли и маржи. Цены на новые автомобили стабилизируются и будут снижаться со временем, но несильно.
Фотография: Алешковский Митя/TASS
Как уход General Motors скажется на рынке
У Chevrolet и Opel суммарно 173 дилерских центра в России, и понятно, что это нанесёт по ним удар. Дилеры продолжат обслуживать машины Chevrolet и Opel, но заработать на сервисе им будет сложнее - основной объём выручки дают продажи автомобилей. Нельзя однозначно сказать, вырастет ли цена на сервисное обслуживание этих марок: дилеры, напротив, будут более свободны в использовании запчастей, потому что жёсткие требования GM вряд ли будут действовать после их ухода из России. Всё будет зависеть от экономического положения отдельных дилеров, которые могут понижать или повышать стоимость обслуживания автомобилей Chevrolet и Opel.
Освободившуюся нишу с удовольствием разберут другие игроки рынка, но уход Opel и Chevrolet вряд ли каким-то образом повлияет на цены. Место Opel и Chevrolet займут в первую очередь корейские марки Hyundai и Kia. Отчасти, Volkswagen, Toyota, Škoda. Часть потребителей может перейти и на российскую Lada.
Останутся ли россияне без иномарок
Полноценным кризисом ситуацию назвать нельзя. Массового ухода иностранных производителей не предвидится. Наш рынок большой даже при сегодняшних объёмах продаж, зарубежные компании готовы принимать стратегические решения и сохранять присутствие на рынке. Даже если он будет падать весь этот год и не будет расти до 2018 года.
Многие дилеры и производители были готовы к сегодняшней ситуации благодаря опыту 2009 года, когда падение рынка было неожиданным. Крупные игроки без серьёзной кредитной нагрузки будут устойчивы. Сложнее всего придётся региональным дилерам, особенно с такими марками, по которым резко падают продажи.
В последние годы большинство дилеров уделяли больше внимания обслуживанию клиентов, в том числе и послепродажному. Также многие бренды и дилеры стали самостоятельно развивать продажи подержанных автомобилей. Три составляющие сегодняшнего автомобильного бизнеса - это продажи новых автомобилей, сервисное обслуживание и продажа подержанных машин. Кто серьёзно работал в этом направлении, у того сейчас более стабильная ситуация. Такие игроки смогут дальше развиваться и, возможно, даже кого-то покупать.
Фотография: Джапаридзе Михаил/TASS
Как ситуация скажется на вторичном рынке
Рынок подержанных машин более стабилен: на нём тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше. Для примера - в 2009 году рынок новых автомобилей упал на 50%, а вторичный - только на 20%. Здесь продолжается оборот: кто-то продаёт свою подержанную машину и покупает новую на вторичном рынке. В крупных городах люди готовы продавать и покупать подержанные автомобили через дилеров, потому что привыкли к качественному и профессиональному сервису. Можно уже наблюдать рост объёма продаж по некоторым игрокам больше, чем в 2 раза. Когда дилеры выходят на вторичный рынок, они готовы снижать цены на автомобили, поскольку продажа подержанных машин в какой-то степени становится конвейером. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили.
Какие перспективы у российского автопрома
Сейчас дилерам и производителям нужно использовать все возможные методы взаимодействия с правительством и своими штаб-квартирами, чтобы на рынке создалась ситуация, понятная потребителям. Здесь очень важную роль будет играть общее состояние экономики, политическая ситуация и возможные программы льготного кредитования. Минпромторг готов корректировать соглашения о промышленной сборке. От того же GM оно требовало производство 360 000 автомобилей к 2018 году, что сейчас нереально, поэтому я думаю, что сейчас ещё возможны корректировки подписанных ранее соглашений о промсборке в первую очередь по срокам и объёмам локализации.
По моей оценке, при нормальной ситуации объём российского рынка - 3 млн легковых автомобилей в год. Падение в этом году может быть на 30–50%.
Фотография на обложке: Джапаридзе Михаил/TASS
В условиях роста цен на новые автомобили в последние годы многие покупатели предпочитали уходить на вторичный рынок, где можно найти машину по любому карману. В результате этот сегмент оказался достаточно устойчивым к кризису: продажи бэушек показали падение лишь в 2015 году, и с тех пор спрос на них стабильно увеличивается. Впрочем, темпы этого роста значительно ниже, чем на рынке новых машин, где с прошлого года измеряется в двузначных величинах. Так, в 2017-м россияне купили 5,3 млн автомобилей с пробегом - лишь на 2,1% больше, чем годом ранее. И хотя в количественном выражении вторичный авторынок более чем в три раза превосходит первичный, можно констатировать, что часть потребителей сегодня возвращается к своей мечте о покупке новой машины. Поэтому продажи бэушных автомобилей хоть и продолжат расти, но более умеренными темпами.
«Подержанные машины по-прежнему значительно популярнее у россиян, чем новые. Однако факторы, сдерживающие продажи автомобилей с пробегом, также присутствуют: началось на первичном рынке, предложение свежих машин в возрасте до 3 лет сократилось - многие автомобилисты увеличили сроки владения авто», - комментирует руководитель «Avito Авто» Сергей Литвиненко.
В свою очередь, директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко отмечает, что возвращение потребителей в сегмент новых автомобилей, в частности, связано с хорошими скидками по программам трейд-ин, которые дилеры стали активно развивать в последнее время. В целом же динамика спроса на вторичном рынке находится в пределах статистической погрешности, и ни о каком росте сегодня говорить не приходится.
Закон сообщающихся сосудов
Согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», в 2018 году вторичка вырастет на 3,2%, до 5,47 млн машин. Через год рынок автомобилей с пробегом прибавит еще 1,5% и достигнет 5,5 млн штук. Темпы роста будут снижаться и далее, и в 2020 году реализация бэушек составит 5,6 млн единиц. Таким образом, после пяти лет восстановления сегмент «секонд-хэнда» так и не сможет достигнуть докризисного уровня в 6,1 млн авто. Как говорится в исследовании «Автостата», сформировавшийся отложенный спрос, а также неизбежное увеличение парка создают предпосылки для роста вторичного рынка в ближайшие годы. В то же время продолжающееся удорожание жизни при отсутствии роста реальных доходов могут заставить россиян на неопределенный срок откладывать дорогостоящие покупки, к которым относится и автомобиль. Это приведет к увеличению срока владения автомобилем и как следствие уменьшению продаж подержанных машин.
В ГК «Рольф» также прогнозируют рост рынка автомобилей с пробегом в 2018 году, особенно в сегменте до семи лет, с которым как раз активно работают официальные дилеры. Это будет следствием наметившегося увеличения продаж новых машин, ведь объем вторичного рынка зависит не только от размера автопарка страны, но и от динамики реализации новых автомобилей. По словам директора подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексея Баринова, сейчас на рынке не так много «первичных» сделок, когда покупатель выбирает свою первую машину. Значит, с приобретением нового автомобиля он отправляет предыдущий на вторичный рынок. Как ожидается, уменьшится и число случаев, когда автомобиль продается и ничего не покупается взамен - в разгар спада в экономике такие продажи были не редкостью.
Однако с завершением программ господдержки и возможным повышением цен из-за очередной индексации рынок новых автомобилей ждет сокращение спроса, что через несколько лет отразится и на вторичке , полагает генеральный директор CarPrice Денис Долматов. Впрочем, падение продаж подержанных машин в целом маловероятно, но отдельные возрастные сегменты уже в ближайшее время могут уйти «в минус». «Прежде всего это касается „трехлеток“, ведь в 2015 году продажи новых автомобилей значительно просели, из-за чего сейчас на вторичный рынок будет выведено существенно меньше машин в возрасте трех лет. А сокращение предложения неизбежно вызовет рост цен», - предупреждает Денис Долматов.
Молодые набивают себе цену
Между тем уже в прошлом году «трехлетки» показали по сравнению с другими возрастными сегментами - на 9,6%, согласно оценкам «Автостата». Это связано с тем, что именно с 2014 года новые автомобили начали расти в цене, а сейчас они выходят на вторичный рынок. Также повышение цен было зафиксировано по машинам в возрасте двух (+3,8%) и четырех (+5,2%) лет. При этом старые автомобили (10 лет и старше), помимо того что их число на рынке существенно увеличивается, наоборот, дешевеют (-1,3%). В целом средневзвешенная стоимость автомобиля с пробегом в декабре 2017 года составила 561 тыс. рублей - это на 1,9% меньше, чем годом ранее (572 тыс. рублей). При этом снижение цены обусловлено в первую очередь изменением структуры вторичного авторынка в сторону более старых машин.
Статистика «Avito Авто» подтверждает эту тенденцию: средняя стоимость по всем опубликованным объявлениям о продаже машин в 2017 году снизилась на 9% - до 511 тыс. рублей. При этом активнее всего (в 65% случаев) покупатели интересовались машинами старше семи лет, что объясняется, прежде всего, их относительно невысокой средней ценой - 284 тыс. рублей.
Согласно данным CarPrice, снижение средней цены в прошлом году было на уровне 0,8%, что говорит о стабильности бюджета на покупку автомобиля. «Люди готовы тратить не больше, чем в прошлом году - в районе полумиллиона рублей. Эта сумма для многих комфортна, поскольку позволяет обойтись без кредита. Впрочем, небольшая коррекция цен в большую сторону вполне возможна. Причиной могут стать новые кредитные программы для покупателей подержанных машин», - отмечает Денис Долматов. По его мнению, свежие подержанные автомобили, приобретенные в 2015 году по новым посткризисным ценам, будут продаваться дороже, чем сейчас. Но на машинах, которым 10 и более лет, это подорожание никак не отразится, поскольку там на стоимость влияет лишь состояние, а не цена, за которую машина когда-то приобреталась новой одним из предыдущих владельцев.
Сильно постарел
А вот в ГК «Рольф» прогнозируют постепенное подорожание на вторичном рынке, и коснется оно автомобилей любого возраста: цены на новые машины продолжают расти, а за ними постепенно подтягиваются и цены на автомобили с пробегом . «При этом логично, что покупатели, у которых нет необходимой суммы для покупки нового или „молодого“ автомобиля, вынуждены выбирать из более доступных, а следовательно - более возрастных вариантов», - рассуждает Алексей Баринов.
Действительно, в условиях падения реальных доходов потребителей спрос на старые автомобили растет с каждым годом. В стране миллионы людей, которым нужен автомобиль, но не хватает денег на новый, и единственная альтернатива для них - это покупка старой машины за 200–300 тыс. рублей. Только в прошлом году более 2,65 млн россиян купили себе машины старше 10 лет. В результате доля таких автомобилей на вторичном рынке впервые превысила отметку в 50%, констатируют в агентстве «Автостат». Для сравнения: до 2014 года она составляла около 40%, а в кризисные 2015–2016 годы выросла до 44–45%.
Как считает директор по продажам «Авилон-Трейд» Антон Демкин, эта тенденция, прежде всего, обусловлена машин в возрасте до трех лет, поскольку многие автовладельцы увеличили сроки владения автомобилем из-за нехватки денег на смену машины.
В свою очередь в CarPrice прогнозируют, что доля автомобилей старше десяти лет продолжит расти до того момента, пока не стабилизируются цены на новые автомобили . Ведь спрос на «десятилетки» поддерживается во многом благодаря продолжающемуся удорожанию новых машин, которое подтягивает за собой и цены на свежую вторичку.
Корейский прорыв
Между тем марочная структура продаж новых машин за последние годы постепенно начинает влиять на расстановку сил в сегменте автомобилей с пробегом. Так, рвутся вперед корейские Hyundai и Kia , которые в прошлом году смогли обогнать по продажам подержанных машин Chevrolet и Volkswagen соответственно. И если у Hyundai впереди остались только Toyota и Nissan , которые пока сохраняют значительный отрыв, то Kia уже в этом году должна обойти Ford .
Топ-10 марок на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)
№ | Марка | 2017 г. | Изм., % |
1. | Lada | 1 442 975 | -0,2 |
2. | Toyota | 586 528 | -0,6 |
3. | Nissan | 284 587 | 3,1 |
4. | Hyundai | 242 116 | 10,1 |
5. | Chevrolet | 229 480 | 3,4 |
6. | Ford | 207 735 | 2,4 |
7. | Kia | 201 826 | 15,3 |
8. | Volkswagen | 201 722 | 6,5 |
9. | Renault | 175 812 | 9,5 |
10. | Mitsubishi | 160 448 | -1,5 |
Всего | 5 301 190 | 2,1 |
Улучшают позиции в рейтинге продаж и бестселлеры этих марок: Solaris по итогам 2017 года впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок с пробегом, став популярнее таких седанов, как Toyota Camry , Renault Logan и Daewoo Nexia . А Kia Rio в прошлом году оставил позади Volkswagen Passat и Mitsubishi Lancer . Кстати, Passat пока является самым продаваемым подержанным автомобилем у Volkswagen, однако уже в ближайшей перспективе этот статус займет Polo седан, реализация которого набирает обороты на вторичном рынке. Бестселлерами же среди иномарок с пробегом остаются Ford Focus и Toyota Corolla, несмотря на то что их парк уже многие годы пополняется очень слабо.
Топ-10 моделей на рынке автомобилей с пробегом, шт. (данные «Автостата»)
№ | Модель | 2017 г. | Изм., % |
1. | Lada 2114 | 155 503 | -0,8 |
2. | Lada 2107 | 141 172 | -3,2 |
3. | Ford Focus | 132 731 | 2,6 |
4. | Lada 2110 | 119 413 | -4,1 |
5. | Lada 2170 | 105 659 | 6,2 |
6. | Toyota Corolla | 102 172 | -1,7 |
7. | Lada 4x4 | 97 475 | -0,9 |
8. | Lada 2112 | 88 232 | -2,5 |
9. | Lada 2115 | 87 374 | -0,6 |
10. | Hyundai Solaris | 79 637 | 27,6 |
«Volkswagen Passat и Toyota Corolla хорошо продавались на протяжении многих лет, а также ввозились из-за рубежа уже с пробегом. Доля этих автомобилей в автопарке достаточно велика, и пока они остаются бестселлерами. Ford Focus также сохраняет лидерские позиции, завоеванные в прежние годы, во время выпуска второй генерации модели. Однако в ближайшее время рынок будет пополняться молодыми моделями бюджетного сегмента B+, и скоро именно они выйдут на первые места в структуре продаж», - комментирует Алексей Баринов.
По мнению Дениса Долматова, лидерам продаж последних лет - Hyundai Solaris и Kia Rio - нужно время, чтобы вытеснить бестселлеры конца 2000-х, но рано или поздно это произойдет.
На 17,3%, июль оказался еще более шокирующим. Продажи автомобилей рухнули сразу на 22,9%! Такого падения, кажется, не ожидал никто.
«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?», - иронизирует председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Причем с высокой долей вероятности можно утверждать, что дна рынок еще не достиг. Наверняка падение будет продолжаться в ближайшие месяцы.
Среди лидеров рынка сильнее всего от кризиса пострадала компания Chevrolet - продажи в июне сократились практически в два раза (минус 23% по итогам 7 месяцев 2014 года). В нелегкой ситуации оказались и дилеры Volkswagen (-32% в июле). «АвтоВАЗ» потерял много, но это уже никого не удивляет - минус 25%. Также можно отметить серьезное падение спроса на Mitsubishi (-42%) и Ford. Сразу минус 52% за один месяц, и теперь Ford, который когда-то был одним из лидеров российского рынка, занимает в общем зачете лишь 12 место (по итогам 2014 года Ford уже потерял 41% - это самое серьезное снижение среди всех более-менее крупных игроков рынка).
Однако есть компании, которые даже в нынешних условиях умудряются удерживать свои позиции. И даже увеличивать продажи! Например, Skoda в июне смогла вырасти на 4%, а Mazda на 13%.
А еще в очередной раз стало ясно - премиальным маркам в России никакой кризис не грозит. Легковое подразделение Mercedes-Benz в июле увеличило продажи на 13% (и +18% по итогам года), спрос на Lexus вырос на 21% (+17% по итогам года), а Porsche прибавила 29%.
В «личном» зачете лидирует по-прежнему Lada Granta (в июне было продано 11 819 штук). Однако обратите внимание - Hyundai Solaris разошелся в количестве 9 778 автомобилей! Причем с каждым месяцем разница между двумя этими моделями неуклонно сокращается. А это значит, что уже в конце года на первое место по продажам в России может выйти иномарка! Пусть и российского производства (для сравнения, в июле 2013 года разница между Granta и Solaris была совершенно иной: 14 542 против 9 482 в пользу Lada).
На третьем месте идет Kia Rio (6 853 шт.), на четвертом закрепился Renault Duster (5 694 шт.), а замыкает пятерку Renault Logan - 5 630 машин. Далее Lada Largus и Kalina, Volkswagen Polo, Lada Priora, а на десятом месте идет Toyota Camry.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ
Lada | 28 014 | 37 549 | -25% | 220 822 | 264 278 | -16% | |||||||||||||||||||||||||||||
KIA | 15 303 | 17 099 | -11% | 109 276 | 111 969 | -2% | |||||||||||||||||||||||||||||
Renault | 15 219 | 18 013 | -16% | 111 640 | 122 646 | -9% | |||||||||||||||||||||||||||||
Hyundai | 14 461 | 14 753 | -2% | 104 035 | 104 219 | 0% | |||||||||||||||||||||||||||||
Toyota | 13 312 | 14 599 | -9% | 89 800 | 87 653 | 2% | |||||||||||||||||||||||||||||
Nissan | 9 136 | 11 605 | -21% | 91 484 | 75 352 | 21% | |||||||||||||||||||||||||||||
VW | 9 010 | 13 303 | -32% | 76 363 | 90 583 | -16% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chevrolet | 8 457 | 15 487 | -45% | 73 749 | 95 687 | -23% | |||||||||||||||||||||||||||||
Škoda | 7 064 | 6 805 | 4% | 49 111 | 49 652 | -1% | |||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ ком.авт. | 5 517 | 7 245 | -24% | 37 298 | 45 425 | -18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Opel | 4 926 | 6 551 | -25% | 38 440 | 46 144 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Ford | 4 500 | 9 293 | -52% | 35 818 | 60 416 | -41% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz | 4 323 | 3 835 | 13% | 28 085 | 23 865 | 18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mazda | 3 743 | 3 300 | 13% | 27 544 | 23 442 | 17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mitsubishi | 3 501 | 6 087 | -42% | 41 957 | 43 662 | -4% | |||||||||||||||||||||||||||||
УАЗ | 3 002 | 4 158 | -28% | 22 560 | 29 141 | -23% | |||||||||||||||||||||||||||||
Daewoo | 2 841 | 3 908 | -27% | 26 860 | 31 182 | -14% | |||||||||||||||||||||||||||||
Audi | 2 600 | 2 954 | -12% | 20 566 | 21 135 | -3% | |||||||||||||||||||||||||||||
SsangYong | 2 421 | 3 651 | -34% | 13 844 | 19 516 | -29% | |||||||||||||||||||||||||||||
BMW | 2 178 | 3 515 | -38% | 21 735 | 22 789 | -5% | |||||||||||||||||||||||||||||
Lifan | 1 861 | 2 603 | -29% | 12 011 | 14 083 | -15% | |||||||||||||||||||||||||||||
Land Rover | 1 716 | 1 715 | 0% | 12 086 | 11 307 | 7% | |||||||||||||||||||||||||||||
Lexus | 1 575 | 1 298 | 21% | 10 304 | 8 774 | 17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Citroёn | 1 426 | 2 925 | -51% | 12 461 | 16 772 | -26% | |||||||||||||||||||||||||||||
Geely | 1 351 | 2 773 | -51% | 10 671 | 14 474 | -26% | |||||||||||||||||||||||||||||
Peugeot | 1 338 | 2 907 | -54% | 13 506 | 20 464 | -34% | |||||||||||||||||||||||||||||
Great Wall | 1 307 | 1 708 | -23% | 9 403 | 12 122 | -22% | |||||||||||||||||||||||||||||
Honda | 1 278 | 2 246 | -43% | 12 424 | 14 520 | -14% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chery | 1 217 | 1 853 | -34% | 10 369 | 11 525 | -10% | |||||||||||||||||||||||||||||
Suzuki | 1 146 | 2 551 | -55% | 11 048 | 16 372 | -33% | |||||||||||||||||||||||||||||
Subaru | 1 146 | 1 304 | -12% | 9 346 | 9 929 | -6% | |||||||||||||||||||||||||||||
Volvo | 1 053 | 1 021 | 3% | 9 093 | 8 407 | 8% | |||||||||||||||||||||||||||||
VW ком.авт. | 920 | 1 312 | -30% | 7 522 | 9 010 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz ком.авт. | 600 | 411 | 46% | 3 851 | 2 416 | 59% | |||||||||||||||||||||||||||||
Jeep | 573 | 364 | 57% | 4 460 | 2 413 | 85% | |||||||||||||||||||||||||||||
FIAT | 541 | 678 | -20% | 4 241 | 4 181 | 1% | |||||||||||||||||||||||||||||
Porsche | 385 | 299 | 29% | 2 557 | 2 163 | 18% | |||||||||||||||||||||||||||||
Infiniti | 374 | 625 | -40% | 4 743 | 5 051 | -6% | |||||||||||||||||||||||||||||
FAW | 253 | 461 | -45% | 1 934 | 2 329 | -17% | |||||||||||||||||||||||||||||
MINI | 155 | 234 | -34% | 964 | 1 584 | -39% | |||||||||||||||||||||||||||||
SEAT | 135 | 370 | -64% | 1 044 | 2 292 | -54% | |||||||||||||||||||||||||||||
Jaguar | 135 | 175 | -23% | 981 | 938 | 5% | |||||||||||||||||||||||||||||
Changan | 112 | - | - | 563 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
ZAZ | 92 | 219 | -58% | 478 | 2 111 | -77% | |||||||||||||||||||||||||||||
Haima | 87 | 37 | 135% | 417 | 136 | 207% | |||||||||||||||||||||||||||||
Cadillac | 81 | 114 | -29% | 788 | 909 | -13% | |||||||||||||||||||||||||||||
Isuzu | 74 | 20 | 270% | 253 | 73 | 247% | |||||||||||||||||||||||||||||
BAW | 72 | 134 | -46% | 720 | 1 017 | -29% | |||||||||||||||||||||||||||||
Acura | 64 | - | - | 409 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
JAC | 58 | - | - | 189 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Brilliance | 50 | - | - | 232 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
smart | 30 | 26 | 15% | 186 | 108 | 72% | |||||||||||||||||||||||||||||
ТагАЗ | 14 | 170 | -92% | 105 | 282 | -63% | |||||||||||||||||||||||||||||
Chrysler | 8 | 21 | -62% | 85 | 114 | -25% | |||||||||||||||||||||||||||||
Alfa Romeo | 8 | - | - | 37 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Luxgen | 2 | - | - | 77 | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Dodge | 2 | 26 | -92% | 26 | 147 | -82% | |||||||||||||||||||||||||||||
Иж | 0 | 55 | - | 19 | 585 | -97% | |||||||||||||||||||||||||||||
BYD | 0 | 0 | - | 5 | 100 | -95% | |||||||||||||||||||||||||||||
Foton | 0 | 0 | - | 11 | 6 | 83% | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 180 767 | 234 365 | -22.9% | 1 410 606 | 1 565 470 | -9.9% |
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ
1 | Granta | Lada | 11 819 | 14 542 | (2 723) | 1 | Granta | Lada | 83 294 | 98 787 | (15 493) | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Solaris | Hyundai | 9 778 | 9 482 | 296 | 2 | Solaris | Hyundai | 65 352 | 66 491 | (1 139) | ||||||||||||||||||||||||||
3 | New Rio | KIA | 6 853 | 7 651 | (798) | 3 | New Rio | KIA | 54 033 | 51 887 | 2 146 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | Duster | Renault | 5 694 | 7 348 | (1 654) | 4 | Duster | Renault | 46 761 | 48 058 | (1 297) | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Logan | Renault | 5 630 | 4 289 | 1 341 | 5 | Kalina | Lada | 39 902 | 40 870 | (968) | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Largus | Lada | 4 798 | 4 867 | (69) | 6 | Largus | Lada | 39 718 | 29 569 | 10 149 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Kalina | Lada | 4 436 | 3 789 | 647 | 7 | Polo | VW | 36 526 | 41 720 | (5 194) | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Polo | VW | 4 389 | 7 000 | (2 611) | 8 | Logan | Renault | 30 335 | 30 180 | 155 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | Priora | Lada | 3 429 | 4 882 | (1 453) | 9 | Priora | Lada | 28 282 | 36 763 | (8 481) | ||||||||||||||||||||||||||
10 | Camry | Toyota | 3 122 | 4 207 | (1 085) | 10 | Almera | Nissan | 27 335 | 4 484 | 22 851 | ||||||||||||||||||||||||||
11 | New Cee’d | KIA | 2 857 | 2 955 | (98) | 11 | Niva | Chevrolet | 23 544 | 29 816 | (6 272) | ||||||||||||||||||||||||||
12 | Niva | Chevrolet | 2 692 | 3 961 | (1 269) | 12 | Octavia A7 | Skoda | 22 051 | 1 757 | 20 294 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | Octavia A7 | Skoda | 2 635 | 778 | 1 857 | 13 | Sandero | Renault | 21 413 | 26 044 | (4 631) | ||||||||||||||||||||||||||
14 | 4×4 | Lada | 2 605 | 3 431 | (826) | 14 | RAV 4 | Toyota | 21 368 | 23 389 | (2 021) | ||||||||||||||||||||||||||
15 | Corolla | Toyota | 2 582 | 1 812 | 770 | 15 | 4×4 | Lada | 21 281 | 25 320 | (4 039) | ||||||||||||||||||||||||||
16 | Rapid | Skoda | 2 578 | 0 | - | 16 | ix35 | Hyundai | 20 325 | 18 063 | 2 262 | ||||||||||||||||||||||||||
17 | RAV 4 | Toyota | 2 489 | 3 474 | (985) | 17 | Camry | Toyota | 19 309 | 20 465 | (1 156) | ||||||||||||||||||||||||||
18 | Cruze | Chevrolet | 2 488 | 6 644 | (4 156) | 18 | Cruze | Chevrolet | 18 769 | 31 296 | (12 527) | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Sandero | Renault | 2 314 | 3 806 | (1 492) | 19 | Corolla | Toyota | 17 573 | 14 443 | 3 130 | ||||||||||||||||||||||||||
20 | ix35 | Hyundai | 2 238 | 2 859 | (621) | 20 | Qashqai | Nissan | 17 373 | 19 388 | (2 015) | ||||||||||||||||||||||||||
21 | Almera | Nissan | 2 196 | 1 548 | 648 | 21 | Focus | Ford | 16 989 | 39 913 | (22 924) | ||||||||||||||||||||||||||
22 | Sportage | KIA | 2 060 | 2 675 | (615) | 22 | Sportage | KIA | 16 505 | 19 030 | (2 525) | ||||||||||||||||||||||||||
23 | Focus | Ford | 2 056 | 5 749 | (3 693) | 23 | New Cee’d | KIA | 16 093 | 18 735 | (2 642) | ||||||||||||||||||||||||||
24 | Qashqai | Nissan | 2 017 | 3 242 | (1 225) | 24 | Astra | Opel | 15 019 | 22 532 | (7 513) | ||||||||||||||||||||||||||
25 | Mokka | Opel | 1 938 | 490 | 1 448 | 25 | Outlander | Mitsubishi | 13 545 | 13 079 | 466 |
Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается . А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.
Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.
Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.
То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:
Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года
МАРКА | ИЮЛЬ | ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ | ||||
2016 | 2013 | Динамика в % | 2016 | 2013 | Динамика в % | |
Lada | 21754 | 37549 | -42,07 | 146107 | 264278 | -44,71 |
KIA | 11841 | 17099 | -30,75 | 81607 | 111969 | -27,12 |
Hyundai | 10802 | 14755 | -26,79 | 75136 | 104221 | -27,91 |
Renault | 9132 | 18013 | -49,30 | 61173 | 122646 | -50,12 |
Toyota | 7144 | 14599 | -51,07 | 51381 | 87653 | -41,38 |
VW | 5839 | 13303 | -56,11 | 39463 | 90583 | -56,43 |
Nissan | 4765 | 11605 | -58,94 | 41089 | 75352 | -45,47 |
Skoda | 4670 | 6805 | -31,37 | 31560 | 49652 | -36,44 |
ГАЗ ком.авт. | 4115 | 7245 | -43,20 | 28865 | 45425 | -36,46 |
Ford | 3306 | 9293 | -64,42 | 23984 | 60416 | -60,30 |
УАЗ | 3290 | 4158 | -20,88 | 24600 | 29141 | -15,58 |
Mercedes-Benz | 2952 | 3835 | -23,02 | 22093 | 23865 | -7,43 |
Chevrolet | 2577 | 15487 | -83,36 | 17360 | 95687 | -81,86 |
BMW | 2100 | 3515 | -40,26 | 16261 | 22789 | -28,65 |
Mazda | 1854 | 3300 | -43,82 | 11001 | 23442 | -53,07 |
Audi | 1700 | 2954 | -42,45 | 12832 | 21135 | -39,29 |
Lexus | 1665 | 1298 | 28,27 | 12752 | 8774 | 45,34 |
Lifan | 1387 | 2603 | -46,72 | 8952 | 14083 | -36,43 |
Mitsubishi | 1358 | 6087 | -77,69 | 10067 | 43662 | -76,94 |
Datsun** | 1303 | 0 | 9532 | |||
Land Rover | 573 | 1715 | -66,59 | 5312 | 11307 | -53,02 |
VW ком.авт. | 456 | 1312 | -65,24 | 3109 | 9010 | -65,49 |
Chery | 437 | 1853 | -76,42 | 3110 | 11525 | -73,02 |
Volvo | 430 | 1021 | -57,88 | 2924 | 8407 | -65,22 |
Mercedes-Benz ком.авт. | 372 | 411 | -9,49 | 3103 | 2416 | 28,44 |
Subaru | 359 | 1304 | -72,47 | 2989 | 9929 | -69,90 |
Porsche | 358 | 299 | 19,73 | 2719 | 2163 | 25,71 |
Infiniti | 342 | 625 | -45,28 | 2613 | 5051 | -48,27 |
Citroёn | 263 | 2925 | -91,01 | 2390 | 16772 | -85,75 |
Suzuki | 257 | 2551 | -89,93 | 3140 | 16372 | -80,82 |
Peugeot | 248 | 2907 | -91,47 | 2118 | 20464 | -89,65 |
Geely | 242 | 2773 | -91,27 | 3350 | 14474 | -76,86 |
Ravon** | 237 | 237 | ||||
Jaguar | 220 | 175 | 25,71 | 941 | 938 | 0,32 |
FIAT | 129 | 678 | -80,97 | 1361 | 4181 | -67,45 |
Cadillac | 125 | 114 | 9,65 | 724 | 909 | -20,35 |
MINI | 120 | 234 | -48,72 | 743 | 1584 | -53,09 |
Honda | 119 | 2246 | -94,70 | 838 | 14520 | -94,23 |
smart | 96 | 26 | 269,23 | 231 | 108 | 113,89 |
DFM** | 88 | 696 | ||||
Jeep | 85 | 411 | -79,32 | 691 | 2413 | -71,36 |
FAW | 77 | 461 | -83,30 | 577 | 2329 | -75,23 |
Brilliance** | 60 | 706 | ||||
Isuzu | 40 | 20 | 100,00 | 288 | 73 | 294,52 |
Zotye** | 36 | 110 | ||||
Iveco** | 29 | 345 | ||||
SsangYong | 19 | 3651 | -99,48 | 1039 | 19516 | -94,68 |
BAW | 15 | 134 | -88,81 | 108 | 1017 | -89,38 |
Alfa Romeo** | 12 | 65 | ||||
Changan** | 9 | 316 | ||||
Chrysler | 3 | 21 | -85,71 | 19 | 114 | -83,33 |
Foton | 0 | 0 | 27 | 6 | 350,00 | |
Haima* | 0 | 37 | -100,00 | 114 | 136 | -16,18 |
Daewoo* | 3908 | 8574 | 31182 | -72,50 | ||
Opel* | 0 | 6551 | -100,00 | 0 | 46144 | -100,00 |
Great Wall* | 0 | 1708 | -100,00 | 0 | 12122 | -100,00 |
Итого | 109410 | 233574 | -45,60 | 781442 | 1559955 | -32,60 |
* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы
** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году
Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.
Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.
В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.
Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как , и за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.
Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.
Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.
К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей .
Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года
(динамика падения продаж по моделям)
№ | МОДЕЛЬ | МАРКА |
январь- июль 2016 |
январь- июль 2013 |
Изм. (%) | Июль 2016 | Июль 2013 | Изм. (%) |
1 | Granta | Lada | 50301 | 98783 | -49,08 | 6334 | 14542 | -56,44 |
2 | Solaris | Hyundai | 53834 | 66493 | -19,04 | 7904 | 9484 | -16,66 |
3 | New Rio | KIA | 47086 | 51887 | -9,25 | 7632 | 7651 | -0,25 |
4 | Duster | Renault | 26400 | 48058 | -45,07 | 3094 | 7348 | -57,89 |
5 | Polo | VW | 25494 | 41720 | -38,89 | 4135 | 7000 | -40,93 |
6 | Kalina | Lada | 12476 | 40870 | -69,47 | 1885 | 3789 | -50,25 |
7 | Focus* | Ford* | 39913 | 5749 | ||||
8 | Priora | Lada | 9702 | 36767 | -73,61 | 1398 | 4882 | -71,36 |
9 | Cruze** | Chevrolet** | 31296 | 6644 | ||||
10 | Logan | Renault | 16331 | 30180 | -45,89 | 2501 | 4289 | -41,69 |
11 | Niva | Chevrolet | 17085 | 29816 | -42,70 | 2545 | 3961 | -35,75 |
12 | Largus | Lada | 17061 | 29569 | -42,30 | 2514 | 4867 | -48,35 |
13 | Sandero | Renault | 15552 | 26044 | -40,29 | 2054 | 3806 | -46,03 |
14 | Octavia A5 (A7) | Skoda | 12471 | 25770 | -51,61 | 1880 | 3021 | -37,77 |
15 | 4x4 | Lada | 15102 | 25320 | -40,36 | 2035 | 3431 | -40,69 |
16 | Samara* | Lada* | 23845 | 4954 | ||||
17 | RAV 4 | Toyota | 18348 | 23389 | -21,55 | 2181 | 3474 | -37,22 |
18 | Astra** | Opel** | 22532 | 3783 | ||||
19 | Camry | Toyota | 16042 | 20464 | -21,61 | 2864 | 4207 | -31,92 |
20 | Qashqai | Nissan | 10515 | 19388 | -45,77 | 1337 | 3242 | -58,76 |
21 | Sportage | KIA | 10011 | 19030 | -47,39 | 1376 | 2675 | -48,56 |
22 | New Cee"d | KIA | 9510 | 18735 | -49,24 | 2955 | ||
23 | ix35 (Tucson) | Hyundai | 1129 | 18063 | -93,75 | 2859 | ||
24 | Nexia** | Daewoo** | 17622 | 2106 | ||||
25 | Tiguan* | VW* | 16073 | 1851 |
Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)
* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей
** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке
В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).
Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.
То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.
Если раньше аналитики закрывали глаза на падение продаж автомобилей, называя это небольшими трудностями, то сейчас то, что автомобильный рынок России стремительно рушится, понял даже ленивый.
По их оценке уровень продаж по сравнению с мартом прошлого года упал вдвое - если в прошлом году российскими компаниями было продано 240 тысяч автомобилей за месяц, то в этом году удалось реализовать 139 850 машин.
Эксперты также замечают, что реальные цифры продаж автомобилей российскими дилерами могут быть еще плачевнее, ведь в сведениях, предоставленных АЕБ, указано количество автомобилей, которые якобы проданы, а не поставлены на учет.
Председатель комитета производителей автомобилей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер отметил, что падение российского авторынка является предугаданным событием, которое вызвано стремительным ростом цен, наблюдавшимся у российских дилеров в начале настоящего года.
«Ситуация в России должна стабилизироваться, однако мы не можем сказать, сколько времени займет этот процесс», - добавил Шрайбер.
К слову, многие европейские эксперты связывают уход с российского авторынка крупных международных автомобильных дилеров с введением против РФ экономических санкций, приведших к кризису, инфляции и девальвации рубля.
По состоянию на март 2015 года на российском авторынке лидирующие позиции заняли Lada, Hyundai, Renault, Toyota и Kia.
Как известно, Россию были вынуждены покинуть компании Chevrolet и Opel после того, как уровень их продаж снизился до недопустимого минимума. К слову, Chevrolet покидает российский авторынок частично - американцы оставляют дорогостоящие элитные модели и полюбившуюся россиянам Niva.
Эксперты полагают, что вслед за ними может «уйти» и Ford, объемы продаж которого снизились на 73%, вопреки выходу нового бюджетного кроссовера Ecosport.
По их мнению, такое же будущее может ожидать SsangYong, Citroen, Suzuki и Peugeot, потерявшие до 80% прибыли. А уровень продаж автомобилей Honda и вовсе упал на 91%, что можно считать катастрофическим минимумом.
Кризис также смог затронуть и модели премиум-класса, такие, как: Mercedes-Benz, BMW, Infiniti, Audi и Porsche. К слову, автоконцерн Porsche особых трудностей на российском авторынке все же не испытывает и даже смог поднять уровень продаж на 27%. По словам главы автомобильного концерна в России, Porsche не смогло сломить только то, что компания давно готовилась к кризису в российской экономике. Поэтому основной тенденцией ее работы стало эффективное сотрудничество с дилерами и грамотная ценовая политика, позволяющая лояльно относиться к каждому потенциальному клиенту.