Понтиак история марки. Pontiac история автомобильной марки

История марки и компании

Компания Pontiac Spring and Wagon Works была основана в июле 1899 года Альбертом Г. Нортом и Гарри Г. Хэмилтоном . Вначале эта фирма производила экипажи . В 1905 году к ней присоединилась компания Rapid Motor Vehicle Company (будущее подразделение GMC Truck), основанная двумя годами ранее. В 1907 году на Чикагском автошоу (англ.) русск. был показан первый автомобиль компании. Он весил 450 килограмм и имел двухцилиндровый двигатель , развивавший 12 л. с.

В ноябре 1908 года Эдвард Мерфи регистрирует компанию Oakland Motor Co. В 1908 году она и Pontiac Spring & Wagon Works объединяются в Oakland Motor Car Company. В 1909 году GM приобретает сначала 50 % акций, а затем, после смерти Эдварда Мерфи, остальную часть. До 1926 года подразделение занималось выпуском автомобилей Oakland (англ.) русск. .

В 1926 году Oakland и Pontiac становятся двумя разными брендами , и тогда компания приобретает известность как «Pontiac Motor Division». Тогда-же выходит первый автомобиль компании - Pontiac 6-27 , следом выходят автомобили серии Big Six и первая восьмицилиндровая модель . В 1933 году генеральным директором компании стал Гарри Клингер, компанией выпускаются обновлённые модели с 6-цилиндровыми двигателями и оснащённые независимой подвеской .

В 1953 году впервые увидели свет модели с кузовами «Хардтоп ». Автомобили компании с этого времени начинают оснащаться гидроусилителями руля. В 1958 году началось опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива .

В 1971 году компанией представлена компактная модель Ventura. Спустя 2 года начался выпуск модели Grand Am (новое поколение модели было представлено в Детройте в январе 1998 года). Выпускался с двумя вариантами кузова - четырёхдверный седан и двухдверное купе .

«Понтиак», утратив свою административную и юридическую самостоятельность, все-таки играл особую роль в концерне General Motors: отделение «Понтиак» позиционировалось как «молодёжное». Компания в рамках концерна по-прежнему продолжала выпуск спортивных автомобилей . Продолжали выпускаться такие знаменитые модели как Sunfire, Grand Am, Grand Prix, Bonneville и Trans Sport. Однако, внедрённый в производство к 2000 году Aztek (англ.) русск. удостоился титула «Самого уродливого» автомобиля мира по версии английской газеты

Марка Pontiac занимает особое место в истории американского автопрома - благодаря изначальной установке на создание динамичных автомобилях под этим именем родилось немало легендарных моделей.

Pontiac

История марки Pontiac, родившейся в недрах концерна GM в 1926 году и известной, в основном, выпуском спортивных автомобилей, окончилась в ноябре 2009 года, когда с конвейера сошел последний белый седан G6. Причиной закрытия производства стали финансовые проблемы General Motors, которая вынуждена была отказаться от производства знаковых, но не всегда коммерчески успешных автомобилей.

Впервые американцы услышали название Pontiac в 1893 году, когда Эдуард Мерфи основал под этим брендом производство конных экипажей. В 1907 он вместе , создал компанию Oakland Motor Car Co. В 1908 году на свет появился первый автомобиль, а через два года половину ее акций выкупил гигант индустрии General Motors. Уильям Дюрант, хозяин GM, хотел заполучить Мерфи и вошел в долю ради него. К сожалению, на следующий год Мерфи скоропостижно скончался, и Дюрант купил компанию целиком, чтобы помочь семье покойного. В 1926 году General Motors устроило настоящие представление. В первых числах января, к удивлению постояльцев нью-йоркского отеля «Командор», название гостиницы заменили на слово «вигвам», а конференц-зал украсила надпись «пау-вау», в переводе с индейского «место встречи». Так GM готовилась к запуску нового бренда Pontiac.

Марка появилась благодаря президенту GM Альфреду Слоуну, придумавшему концепцию брендов-сателлитов. В 1926 году начались первые продажи седанов Landau и Coach. В количестве семидесяти семи тысяч в 1927 году была продана новая модель Pontiac Chief.

В тридцатые годы автомобили Pontiac впервые стали комплектовать восьмицилиндровыми рядными двигателями. В 1935 году появился Pontiac Silver Streak, задавший новый тренд автомобилей с мощным двигателем и спортивным характером. С началом войны объем производства автомобилей снизился. Пятидесятые годы ассоциируются с моделью Catalina, укомплектованной . В 1953 году в Понтиаках появился гидроусилителями руля, а в 1958 году - двигатели с механической системой впрыска топлива. В период энергетического кризиса компания пытается наладить производство экономичных автомобилей с низким расходом топлива, в том числе очередное спортивное купе Fiero. Модель GTO, одна из легенд марки, появилась в 1964 году. С 1974 года все автомобили компании оснащаются передними дисковыми тормозами. В 80х годах прошлого столетия эта марка включает в себя великое множество самых разных моделей: от миниатюрных с двигателем 1,8 л. и до роскошных седанов с мотором до пяти литров. 1989 год ознаменовала выпуском с кузовом из стеклопластика на основе пространственной рамы. В 90-е годы произошел переход на переднеприводные модели. В 1995 году начинает свой выпуск «Sunfire», а 1996 компания запускает второе поколение «Trans Sport». Pontiac, утративший административную самостоятельность, играл особую роль в автомобильной империи под названием «General Motors» - благодаря изначальной концепции производства спортивных моделей для активных людей, желающих выделяться из толпы, появились такие модели как Grand Am, Bonneville и Trans Sport, аналогов которым в мире, пожалуй, не найти.

Легенда бренда Pontiac

Понтиак - имя легендарного вождя индейского племени Оттава, предводителя восстания против английских колонизаторов. Весной 1763 года индейцы под руководством Понтиака одержали ряд побед над британцами и осадили крепость Детройт. После длительной, но безуспешной осады индейцы заключить мир с англичанами и признали власть английского короля. Вождь Понтиак погиб при невыясненных обстоятельствах. В его честь назван город в окрестностях Детройта.

Эмблема Pontiac напоминает красное перо из индейского головного убора. Ее дополняет серебряная звезда – в память об успешной модели Pontiac Silver Streak 1948 года.

Ключевые модели Pontiac

Модель GTO, классический «muscle car». Появилась в 1964 году. Идея названия принадлежала инженеру Джону Делориану, вдохновленному итальянским гоночным болидом Ferrari 250 GTO. Выпускалась с 1964 по 1974 и с 2004 по 2006-й. Появление GTO чуть не стало скандалом: годом раньше по General Motors прошло распоряжение, запрещавшее запуск в серию гоночных автомобилей. Однако вице-президент Эллиот Эстес пошел на риск и утвердил спорт-купе с восьмицилиндровым двигателем объемом 5.3 литра, взяв ответственность на себя. К счастью, купе ожидал грандиозный успех.

Технологии Pontiac

Tri-Power - восьмицилиндровый рядный объемом 7 литров, делал Pontiac "убийцей" многих спорткаров Европы. Такой двигатель устанавливался на "muscle car" Pontiac GTO – автомобиль-легенду. Для его охлаждения была придумана специальная система подачи забортного воздуха, так называемый динамический наддув. Она получила название Ram Air. Система использовала воздухозаборник на капоте, который специально настраивался. Воздух, не успев прогреться в моторном отсеке, подавался прямиком в корпус воздушного фильтра. Такая система при быстрой езде давала дополнительную мощь. Автомобили с системой динамического надува можно было узнать по надписи после кода двигателя – XS . Иновационной опцией была также система VOE (Vacuum Operated Exhaust), ее устанавливали в выхлопную систему, напоминала она диафрагму, при ручном регулировании которой , что позволяло получить дополнительную мощность.

В сериале «Во все тяжкие» один из главных героев Уолтер Уайт управляет Pontiac Aztek.

В фильме «Рыцарь дня» на Pontiac GTO 1966 года ездила актирса Кэмерон Диас.

Черный Pontiac Firebird стал одним из главных героев сериала «Рыцарь дорог».

Ксандер Кейдж, снявшийся в фильме "Три Икса", в кадре ездил на Pontiac GTO 1967 года выпуска.

В фильме Майкла Бэя «Трансформеры» (2007) автобот Джаз – Pontiac Solstice.

Компания GM в лице Pontiac поучаствовала в «бедж-инжиниринге», это было сделано в партнерстве с Toyota в США. Pontiac Vibe - брат близнец Toyota Matrix. Daewoo Matiz на рынках ряда стран продовался под маркой Pontiac.

Тюнингованным Pontiac G8 с двигателем объемом 7 литров владеет 50cent.

Появившийся в 2000м году внедорожник Pontiac Aztek получил титул «Самого уродливого внедорожника мира" от английской газеты The Sun.

Марка Pontiac в России

В нашей стране автомобили Pontiac официально не продавались. При этом на дорогах, особенно, в крупных городах можно встретить как легендарные спортивные купе GTO, так и ничем особенно не примечательные .


О количестве автомобилей Pontiac в целом красноречиво свидетельствует статистика угонов по Москве за последние годы:

Всего Pontiac Vibe Pontiac Solstice

Как развивалась компания Понтиак

Первые года становления фирмы

Компания Понтиак (Pontiac) является отделением фирмы Дженерал Моторс, оно специализируется на изготовлении спортивных машин. Автомобили данной марки в основном ориентированы на молодежную возрастную категорию.

В 1893 г. Э. Мерфи была основана маленькая компания по выпуску экипажей, названная Pontiac Buggy Co. Спустя 14 лет после начала работы Мерфи принял решение изготавливать автомашины. Для достижения данной цели он заручился согласием А. Браша, стоявшего во главе компании Кадиллак. Вместе они подвергли реорганизации компанию Понтиак и переименовали ее в Oakland Motor Car Company.

В 1908 г. уже были выпущены первые автомобили. Их оснащали 2-цилиндровым 20-сильным мотором, который был разработан Брашем. За первые 12 месяцев совместной деятельности было изготовлено триста экземпляров. Линейку моделей в 1909 г. пополнил Pontiac 40, оснащенный 4-цилиндровым 40-сильным мотором. В это же время данная фирма заинтересовала В. Дюранта, благодаря чему вскоре она попала в состав концерна Дженерал Моторс.

Модельный ряд был вновь обновлен в 1913 г. Понтиаком 60, укомплектованным 6 цилиндровым двигателем. Спустя пять лет выпустили авто Oakland - первую машину с восьмицилиндровым V-образным мотором. Но в 1919 г. руководство решило снова возвратиться к шестицилиндровым агрегатам, поэтому 11 лет (до 1930 г.) все автомобили Oakland оснащали прежними силовыми установками.

Период с двадцатых по сороковые годы

Концерн подвергся очередному переименованию в 1926 г., он стал называться Pontiac Motor Division. Тогда же GM впервые объявил Понтиак своим отделением на нью-йоркской автовыставке. Автомобили данной марки были позиционированы руководителями компании как среднеклассовые машины, поэтому они быстро нашли свое место между не слишком дорогими Бьюиками и дорогостоящими Шевроле.

В 1926 г. был выпущен 4-х дверный седан Ландау, а год спустя появился первый в линейке Понитак родстер - авто, имеющее откидывающийся верх. С 1928 г. стали использовать многие нововведения. Фирма стала изготавливать модели, имеющие кузовы-фаэтон, мощность силовых агрегатов возросла до сорока восьми лошадиных сил и все колеса стали оснащать тормозами механического типа. Кроме этого, в данный период начали выпускать модель Roadster. В совокупности все данные действия привели к тому, что число ежегодно продаваемых компанией машин выросло почти до 204 тысяч штук.

Автомобили, выпущенные с 1929 г. отличаются от остальных наличием перемычки по вертикали. Новое авто назвали New Big Six, оно было укомплектовано 3,3 литровым 60-сильным двигателем.

Спустя 2 года дебютировал Fine Six, оснащенный новым кузовом и V-образным мотором, а по прошествии еще одного года первые машины марки Oakland были повергнуты рестайлингу.

В 1933 г. пост гендиректора занял Г. Клингер, под руководством которого были проведены определенные изменения. Вначале абсолютно все модели подвергли модернизации, а после этого их стали оснащать новыми 6-цилиндровыми моторами и независимой подвеской.

В 1935 г. публике представили авто серии Six: Deluxe и Standard, прошедшие процесс модернизации и обновления. Машины были укомплектованы 3,4 литровыми 80-сильными моторами, а тормоза на механике были заменены гидравлическими. Любопытен тот факт, что на данных авто по периметру всего капота проходила широкая полоса серебристого цвета, состоящая из узеньких линий. Именно благодаря данной детали машины окрестили Silver Streak, и данным прозвищем называли все модели Понтиак до пятидесятых годов.

В 1937 г. машины приобрели кузова цельнометаллического типа, а также стали использовать два вида двигателей: 6-цилиндровый 3,6-литровый 85-сильный и 8-цилиндровый 4,1-литровый 100-сильный. В тот же год перестали выпускать Мастер Сикс и запустили производство Station Wagon с кузовом универсал.

Следующие двадцать семь лет развития

В 1940 г. начали изготавливать модель Torpedo с восьмицилиндровым 4,1-литровым агрегатом, а уже спустя 12 месяцев эта линейка разделилась на 3 потока: стали выпускать габаритный Custom, среднеразмерный Streamliner и небольшой Deluxe. На выбор клиентам были представлены два типа силовых агрегатов, которыми оснащали автомобили: шестицилиндровый 3,9-литровый 90-сильный или 8-цилиндровый 4,1-литровый 100-сильный.

В годы II мировой войны изготовление обычных моделей было прекращено, последней довоенной машиной стал Streamliner Eight в кузовах седан и купе. Объемы с 330 тысяч упали до 83 тысяч экземпляров, именно поэтому авто 1942 г. выпуска являются наиболее редкими машинами.

По окончании войны Понтиак стал продавать слегка видоизмененные модели из линейки Торпедо и Стримлайнер. Основным изменением стал усовершенствованный дизайн, тогда как все остальные элементы оставили прежними. Модели этих двух направлений различались только своими габаритами, во всем остальном их практически нельзя было отличить друг от друга.

В 1950 г. дебютировала модель Catalina, которую уже пару лет спустя модернизировали и оснастили первой для компании Понтиак АКПП «Гидроматик». Через год выпустили пилотное авто с типом кузова хардтоп, тогда же машины стали комплектовать рулевым гидроусилителем. В 1958 г. фирмой был разработан агрегат, имеющий систему механического впрыскивания бензина. В 1961 г. был произведен Tempest, а в 1965 г. Понтиак выпускал восемь разнообразных линеек автомашин.

Время с шестидесятых по двухтысячные

В 1967 г. публике представили купе GTO, впоследствии ставшее базой для производства машин спортивного типа. В этот же год стартовало изготовление спортавто Firebird. Это было купе для двух пассажиров, укомплектованное V-образным 7,5 литровым 330-сильным восьмицилиндровым двигателем, чей скоростной максимум составлял 195 км/ч.

4 года спустя было выпущено компактное авто Ventura, в 1973 г. - Grand Am в кузовах купе и седан, а еще через год все машины Понтиак стали изготавливать с дисковыми тормозами на колесах впереди.

В семидесятых годах, когда начался кризис в сфере энергетики, GM стал активно разрабатывать авто с минимальным потреблением топлива. Итогом этой работы стала модель Fiero, дебютировавшая в 1984 г. и имевшая пониженные характеристики расхода бензина.

В 1986 г. выпустили модель люкс класса - переднеприводный Bonneville с поперечно расположенным мотором. В 1992 г. публике продемонстрировали новое авто Firebird, выпускавшееся с двумя типами кузова: купе с тремя дверями и кабриолет с двумя. 3 года спустя выпустили Sunfire, а в 1996 г. на детройтской выставке была показана модернизированная линейка Гранд Прикс, показанная четырехдверным седаном и двухдверным купе. В это же время был выпущен переднеприводный минивэн Montana с пятью дверями.

Автомобили современного времени

В 2000 г. был изготовлен переднеприводный Piranha Concept купе, он мог легко трансформироваться в пикап спорт вида. В следующие несколько лет было выпущено и модернизировано множество разнообразных моделей автомобилей, которые получили относительный успех у покупателей. К наиболее обсуждаемым машинам нового тысячелетия от фирмы Понтиак был отнесен внедорожник Aztek, который получил своеобразную внешность, что вызвало много противоречивых мнений. Неудачный внешний вид авто отпугивал большинство клиентов, которые не обращали внимания на тот факт, что у нее были весьма достойные техпараметры, необходимые системы по безопасности, а также отличная управляемость и стабильность при движении.

В 2010 г. выпуск автомашин Понтиак был закончен.

Стоит заметить, что марка Pontiac является довольно редкой, что провоцирует особенный интерес к ее автомашинам со стороны многих автолюбителей. Собственники и ценители машин данного концерна создают клубы и сообщества, в том числе в сети Интернет, в которых размещают информацию о автомоделях, обмениваются мнениями и публикуют отчеты различных встреч.

Компактный кроссовер Pontiac Vibe выпускался с 2002 года на заводе в Калифорнии совместным предприятием концернов «Дженерал Моторз» и «Тойота». На платформе модели было создано два автомобиля, отличающихся по дизайну, но идентичных технически - Vibe и . Кроме того, в течение недолгого времени в Японию поставлялась - полная копия «Вайба».

Двигатели у «Понтиака» были «тойотовские». Базовая модель оснащалась 1,8-литровым мотором, который на переднеприводной версии развивал 126 л. с., а на полноприводной - 118 л. с. В первом случае автоматическая коробка передач была опцией, а у варианта 4WD входила в стандартное оснащение. На более мощный Pontiac Vibe GT устанавливался двиагатель 1.8 (164 л. с.) в паре с «механикой». Такой автомобиль предлагался только в переднеприводном исполнении.

2 поколение, 2008


В 2008 году дебютировали Pontiac Vibe и второго поколения, как и прежде продающиеся только на американском рынке. Автомобиль с 1,8-литровым мотором (132 л. с.) мог быть только переднеприводным, а версия с двигателем 2.4 мощностью 158 л. с. предлагалась как с полным, так и с передним приводом. «Автомат» был в стандартной комплектации только у полноприводных «Вайбов», для моноприводных машин это была опция.

Страна производитель: США

«Понтиак» (Pontiac Division), отделение американской компании General Motors («Дженерал Моторс»), специализирующаяся на выпуске спортивных автомобилей. Штаб-квартира находится в Понтиаке (штат Мичиган).

Родословная компании «Понтиак» начинается с основанной в 1893 Эдвардом М. Мерфи в г. Понтиак фирмы «Понтиак Багги». Вначале она производила экипажи.

В 1907 эта фирма под названием Oakland Motor Car Company («Окленд Мотор Кар Компани») начала выпускать автомобили. Через некоторое время Oakland влился в General Motors.

С 1926 компания стала известна как Pontiac Motor Division. В 1933 генеральным директором компании становится Гарри Клингер, по распоряжению которого выпускаются обновленные модели с 6-цилиндровыми двигателями и независимой подвеской.

Выпуск в 1935 купе Pontiac Silver Streak («Понтиак Сильвер Стрик», буквально «Серебряная вспышка») оказался настолько успешным, что встал вопрос о расширении предприятия.

В 1941 начало выпуска серии "Torpedo". Выпуск ряда моделей этой серии продолжили и сразу же после окончания войны.

Появление в продаже модели "Catalina" произошло в 1950. А с 1952 модель "Catalina" стала оснащаться автоматической коробкой передач "Гидроматик".

В 1953 появление моделей с кузовами "Хардтоп". Автомобили компании начинают оснащаться гидроусилителями руля. В 1958 году началось опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива.

В 1961 выходит в свет модель "Tempest".

С 1965 года гамма автомобилей Pontiac включает в себя 8 различных семейств.

Конструкция купе Pontiac GTO 1967 года стала традиционной для спортивных автомобилей. Такие автомобили практически неизменно выходят победителями во время бешеных голливудских гонок. Впервые оно было выпущено в 1937. В этом же году ачало выпуска спортивной модели "Farebird", однотипной с "Chevrolet Camaro".

В 1971 презентация компактной модели "Ventura".

В 1973 начало выпуска модели "Grand Am". Новое поколение модели было представлено в Детройте в январе 1998. Выпускается с двумя вариантами кузова - четырехдверный седан и двухдверное купе.

С 1974 все автомобили компании оснащаются передними дисковыми тормозами.

В конце 70-х годов, в период энергетического кризиса, компания General Motors приняла решение о производстве экономичных автомобилей с низким расходом топлива. В результате в 1984 появилось спортивное купе Pontiac Fiero («Понтиак Фиеро»).

В 1980-е гамма марки включает в себя множество моделей от миниатюрных с мотором в 1,8 л до больших седанов классической компоновки с моторами до 5 л. В 1989 появление УПВ "Trans Sport".

Pontiac Bonneville, переднеприводный автомобиль класса люкс с поперечно расположенным двигателем. Впервые был представлен осенью 1986, новое поколение - в феврале 1999.

Firebird, автомобиль спортивного типа впервые был представлен в декабре 1992. Выпускается с двумя вариантами кузова - трехдверное купе и двухдверный кабриолет.

В начале 90-х прошел переход на выпуск новых переднеприводных моделей. В 1995 появляется модель "Sunfire". В 1996 начало выпуска второго поколения УПВ "Trans Sport".

Новое поколение модели Grand Prix было представлено в Детройте в январе 1996. Выпускается с двумя вариантами кузова - четырехдверный седан и двухдверное купе. В 2000 г. эта модель несколько изменилась.

Весной-летом 1996 представлен пятидверный переднеприводный минивэн Pontiac Montana, новое поколение - в 1997. Небольшие внешние изменения, произведенные в 2000 г., совпали со сменой интерьера салона, появлением нового оборудования.

В 2000 в Детройте предствлена модель Piranha Concept - четырехдверное купе с передним приводом. Оборудована сдвижными дверцами. Задняя дверца откидывается назад, превращая Piranha в спортивный пикап.

В настоящее время «Понтиак», утратив свою административную самостоятельность, все-таки играет особую роль в империи General Motors, отделение позиционируется как «молодежное». Компания по-прежнему выпускает в рамках концерна спортивные автомобили. Продолжают выпускаться полюбившиеся многим автомобилистам Sunfire, Grand Am, Grand Prix, Bonneville и Trans Sport. Запущенный в 2000 Aztek удостоился титула «самого необычного» внедорожника мира.