Причины поломки дизельного двигателя. Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей системы питания двигателя

Дизельные двигатели благодаря своим великолепным топливно-экономическим показателям пользуются сегодня отличной популярностью у покупателей. Более половины всех автомобилей сегодня продаются с дизельными моторами, а в европейских странах этот показатель составляет порядка 75 процентов. Дизельный двигатель, как и любой другой сложный агрегат, может ломаться и требует соответствующего ремонта. Опишем неисправности дизельного двигателя и их устранение, знание таких нюансов эксплуатации автомобиля позволит вам избежать серьезных поломок мотора.

Проблемы с приводом ГРМ

Большинство модификаций дизельных двигателей имеют ременной привод ГРМ, что позволяет снизить стоимость силового агрегата. В том случае, если автовладелец в точности соблюдает рекомендации автопроизводителя в части замены ремня и роликов, то каких-либо проблем привод ГРМ не доставляет.

Однако при пренебрежении требований по замене ремня ГРМ или же использование некачественных расходных материалов, то и не редкость обрывов привода, что может привести к необходимости дорогостоящего ремонта с заменой клапанов и поврежденных поршней.

Признаками обрыва ремня ГРМ являются:

  1. проблемы с запуском двигателя;
  2. посторонний и полное отсутствие тяги.

В данном случае необходимо вскрывать силовой агрегат и проводить визуальную диагностику поврежденного двигателя.

Проблемы с подачей топлива

Также не редкость – неисправности с форсунками и впрыском, что приводит к необходимости капитального дорогостоящего ремонта. Обусловлены подобные неисправности использованием некачественной российской солярки.

Современные высокотехнологичные дизельные двигатели показывают великолепные топливо-экономические показатели. Однако все они спроектированы с повышенными требованиями к качеству солярки, которая должна содержать минимум серы и других примесей. В России же качество дизельного топлива далеко от идеала. В итоге двигатели быстро выходят из строя и требуют дорогостоящего ремонта.

Так например, некачественная солярка приводит к выходу из строя форсунок, которые меняются всем комплектом и имеют достаточно высокую стоимость. При подобных поломках автовладелец может замечать проблемы с тягой автомобиля, которая значительно уменьшается, появляются нехарактерная дрожь и вибрации двигателя в различных диапазонах оборотов.

Все это симптомы проблем с топливными форсунками. А на современном двигателе их замена представляет определенную сложность, да и стоимость таких запчастей высока.

Часто ломающаяся турбина

Еще одна характерная неисправность дизельных двигателей – это проблема с турбиной. Большинство дизельных двигателей для улучшения мощностных характеристик оснащаются турбинами, которые позволяют при одновременном сохранении топливной экономичности значительно улучшить динамику авто. В процессе эксплуатации такие турбины работают в условиях максимальных нагрузок, поэтому их поломки не редкость на дизельных автомобилях.

Зачастую причиной поломок турбин на дизельных автомобилях становится неправильный режим эксплуатации автомобиля. Следует помнить о необходимости правильной эксплуатации турбированных моторов. В частности после активной езды рекомендуется дать двигателю поработать некоторое время на холостых оборотах, что позволит остудить нагнетатель, и лишь после этого глушить мотор.

Признаки неисправности турбины дизельного двигателя – это потеря мощности, появление дыма из-под капота и посторонние стуки в двигателе.

В силу конструктивной сложности ремонт в данном случае заключается в замене турбин. Ремонт возможен только в случаях относительно простых поломок нагнетателей, когда возможна их разборка и замена вышедших из строя элементов.

Отметим, что конструкция нагнетателя отличается конструктивной сложностью, поэтому все ремонтные работы должны выполняться исключительно опытными специалистами.

Подтеки масла на двигателе

Не редкость неисправности у дизельного двигателя с системой смазки. Масло может выгоняться через поврежденную турбину или же через прохудившиеся прокладки клапанной крышки.

Автомобиль может терять большое количество масла, что неизменно приводит к масляному голоданию. Как результат, проблемы со смазкой и повышенная температура силового агрегата.

Автовладельцу необходимо определить, откуда сапунит масло, и постараться как можно скорее устранить имеющуюся проблему. Помните о том, что чем скорее вы обратитесь в мастерскую для ремонта двигателя, тем проще будет устранить имеющиеся неполадки. Тогда как эксплуатация автомобиля с имеющимися поломками приводит к серьезным поломкам, устранение которых имеет достаточно высокую стоимость.

Свечи накала

Проблема с запуском двигателя может свидетельствовать о неполадках свечей накала, которые отвечают за запуск силового агрегата. Не редкость также и другие неисправности системы питания дизельного двигателя, которые могут привести к серьезным последствиям.

В соответствии с требованиями большинства автопроизводителей, необходимо проводить замену свечей накаливания каждые сто тысяч километров. В том случае, если автовладелец пренебрегает этим требованием, неизменно возникают проблемы в работе силового агрегата. Может увеличиться расход топлива, а форсунки быстро загрязняются и выходят из строя.

Проблемы питания и поломки топливного насоса

Еще одно слабое место дизельного мотора – это топливный насос высокого давления. Этот узел отвечает за нагнетание давления в и в процессе эксплуатации подвергается серьезным нагрузкам и может быстро ломаться.

Способствуют таким поломкам использование некачественной солярки и тяжелые условия эксплуатации автомобиля.

К сожалению, ТНВД практически не ремонтопригоден, и при его поломках требуется провести замену этого дорогостоящего узла. В качестве профилактики поломок топливной системы можем порекомендовать вам регулярно менять фильтр и использовать исключительно качественное топливо с проверенных заправок.

Могут также отмечаться неисправности в системе питания дизельного двигателя, устранение которых в силу конструктивной сложности мотора представляет собой определенную сложность.

Естественный износ мотора как причина поломки

Дизельные автомобили – это настоящие рабочие лошадки, которые их владельцы эксплуатируют в максимально жестких режимах. Не редкость при покупке бу автомобиля из Европы, их пробеги составляют в районе 500 тысяч километров и более.

Неудивительно, что такие двигатели с гигантскими пробегами ломаются по причине своего естественного износа. Появляются многочисленные неисправности дизельного двигателя и их устранение может представлять определенную сложность.

Двигатель может с трудом запускаться, теряет часть своей мощности, масло регулярно сапунит из-под прокладок и отдельных навесных элементов. Достаточно часто проявляются мелкие поломки, которые досаждают автовладельцу. Все это признаки износившегося мотора, который требует капитального ремонта.

Однако даже таким дорогостоящим капитальным ремонтом проблему зачастую не исправить. В данном случае можем порекомендовать свап-двигателя или же покупку нового более свежего автомобиля.

В этой статье мы рассмотрим несколько распространённых неисправностей дизельного двигателя, и возможные методы их устранения своими силами. А так же разберёмся от чего эти неисправности могут появиться в дизельном двигателе.

Дизельный двигатель не тянет (не развивает полной мощности), но при этом он не дымит.

Самыми распространёнными причинами такой неисправности являются уменьшение проходимости фильтра грубой очистки топлива в баке автомобиля и уменьшение проходимости фильтра тонкой очистки топлива. Многие добросовестные водители, меняют топливный фильтр после определённого пробега машины, как предписывает завод изготовитель автомобиля. Но ведь мы забываем о том, что любой завод изготовитель импортной иномарки, пишет сроки замены фильтра, рассчитывая на то, что машина будет эксплуатироваться на нормальном европейском топливе.

Им и в голову не может прийти, что в топливе может быть грязь или вода, которые в нашем отечественном топливе обычное явление. Поэтому, чтобы не нанести вред двигателю и не потерять мощность, топливный фильтр следует менять в два раза чаще, особенно если вы посещаете отдалённые заправки где нибудь в глубинке. А лучше всего, модернизировать топливную систему дизельной иномарки, как описано в .

Чтобы наверняка удостовериться в такой неисправности, нужно поменять штатный непрозрачный топливопровод, идущий от топливного фильтра к ТНВД, на прозрачный шланг (как на фото слева), который будет очень полезен в дальнейшей эксплуатации автомобиля (после замены шланга, да и топливного фильтра тоже, потребуется прокачать топливную систему, то есть удалить воздух, как это сделать читаем ).

После замены шланга (топливопровода) на прозрачный, и прокачки топливной системы, заводим двигатель, и если топливный фильтр забит, то при работе мотора в прозрачном шланге будут видны циркулирующие пузырьки воздуха, а при повышении оборотов дизеля, они будут видны ещё отчётливее. Причем от наличия этих воздушных пузырьков в топливной системе, дизельный мотор может работать с перебоями («троить»), естественно от этого теряется мощность двигателя.

Избавляемся от такой неисправности заменой фильтра тонкой очистки, но перед этим полезно будет выкрутить внизу топливного бака сливную пробку и слить отстой. Так же будет полезным почистить от грязи и фильтр грубой очистки топлива (сеточку в виде бочонка), находящийся в бензобаке.

Для этого на многих машинах есть специальный лючок (тот в котором есть штуцер для подсоединения топливного шланга), открутив который можно добраться до фильтра грубой очистки топлива. После всех этих операций нужно будет прокачать топливную систему, чтобы удалить из неё воздух (как это сделать переходим по ссылке выше и читаем).

На холостых и средних оборотах дизель работает нормально, а на высоких оборотах работает с перебоями («троит»).

Такая неприятность может быть из-за неисправности газораспределительного механизма двигателя (ГРМ), а так же из-за подсасывания в топливную систему воздуха, ну или из-за вышеописанной потери проходимости топливного фильтра (фильтр забит грязью).

Для начала убедимся, виноват ли в этом топливный фильтр тонкой очистки или нет и стоит ли его менять. Для этого отсоединим от штуцера фильтра топливный шланг (надеюсь вы его уже заменили на прозрачный), который идёт к ТНВД. Тот конец шланга, который вы сняли с штуцера фильтра, опустите в бутылку с чистым дизельным топливом и теперь заведите двигатель.

Если теперь дизель заработает на всех режимах (на любых оборотах) нормально без перебоев, значит неисправность была именно из-за грязного фильтра тонкой очистки и его следует заменить. Если неисправность не исчезает, то попробуйте ещё почистить от грязи фильтр грубой очистки, находящийся в топливном баке (об этом я написал выше). Не забудьте только потом прокачать топливную систему.

Если и после этого неисправность не исчезает, а фильтр тонкой очистки стоит новый, да и фильтр грубой очистки в баке вы почистили, то обратите внимание (при работе мотора) имеются ли в прозрачном топливном шланге воздушные пузырьки. Если да, то возможно, что топливная система в каком то месте негерметична и в неё попадает воздух.

Проверьте все соединения металлических и резиновых топливопроводов и штуцеров бака, насоса, обратного шланга (в том числе и под днищем автомобиля), возможно где то нужно подтянуть хомут, или заменить потрескавшийся от времени резиновый шланг. Обычно негерметичность хорошо видна по характерным влажным от топлива местам. После устранения негерметичности, топливную систему следует прокачать (удалить воздух).

Если вы заменили и почистили все фильтры, и пузырьков воздуха при работе двигателя не наблюдается в шланге (и всё герметично), но всё таки дизель при максимальных оборотах (или выше средних) работает с перебоями («троит»), то остаётся проверить (которая кстати может «уплыть» из-за неисправности клапанного механизма), а так же стоит проверить и отрегулировать тепловые зазоры в клапанах (как это сделать читаем ).

Но бывает это не помогает, и требуется или клапанов или восстановление геометрии их . Но прежде чем снимать головку для ремонта, следует определить из-за чего пропадает компрессия — из-за негерметичности клапанного механизма или из-за износа поршневой.

Как это сделать я уже писал и желающие могут почитать об этом . Если вы не в состоянии устранить все вышеперечисленные неисправности, то следует обратиться к услугам специалистов, чтобы они отремонтировали головку двигателя и восстановили нормальную работу ГРМ.

На более современных дизелях, в головке которых установлены гидрокомпенсаторы клапанов, перебои в работе двигателя могут быть из-за неисправности гидрокомпенсаторов, например если какой то из них заклинил из-за грязного масла. Вообще такие дизеля любят более качественное масло и более частую его замену (и фильтра тоже), так же как и турбо-дизели.

Для устранения заклинивания гидрокомпенсатора, в любом случае придётся разбирать головку, с последующей промывкой или заменой деталей (если на них есть задиры).

При работе дизельного двигателя он стучит, а если последовательно отсоединять топливопроводы от форсунок, то стук исчезает.

Такая неисправность может возникнуть из-за выхода из строя какой то форсунки (например, игла форсунки может заклинить в открытом положении). Определить, форсунка какого цилиндра вышла из строя, можно если по очереди отсоединять топливопроводы высокого давления от форсунок.

Ну и последняя причина, из-за которой дизель может дымить и не развивать полную мощность, это неудовлетворительная работа форсунок (например износ и потеря герметичности иглы и её седла — о диагностике и ремонте форсунок своими силами я написал в ) , но прежде чем их выкручивать из двигателя и вести к специалистам на проверку (опрессовку), выполните сначала вышеописанные действия, начиная с замены воздушного фильтра.

Кстати, советую уточнить пробег вашего автомобиля, я имею в виду реальный пробег (как узнать реальный пробег, ), так как на современных дизелях с системой common rail, современные электрогидравлические, или пьезоэлектрические форсунки (о них я написал ) прохаживают на нашем отечественном топливе как правило не более 150 — 200 тысяч км. И если на вашем одометре не малый пробег, как описано чуть выше, и машина современная, то есть с топливной системой common rail, то однозначно нужна диагностика форсунок.

Это далеко не все возможные неисправности изрядно пробежавшего дизельного двигателя, и способы их устранения, есть ещё и другие, но о них я постараюсь рассказать в одной из следующих статей (статью находим ).

Надеюсь данная статья поможет тем водителям, которые любят устранять большинство неисправностей дизельного двигателя, да и всего автомобиля своими руками, удачи всем.

Есть несколько основных причин неисправности дизеля, а также конкретные методы их самостоятельного устранения и предупреждения. Именно об этом мы и погорим в данной статье.

Неисправность №1. Дизельный двигатель работает без дыма, но не в полную мощность

Чаще всего такая работа дизеля обусловлена засорением фильтров тонкой и грубой очистки дизельного топлива.

Как правило, эта неполадка возникает из-за того, что автомобилисты учитывают только время эксплуатации фильтров. При этом все автопроизводители указывают в документации сроки, имея ввиду работу двигателя на стандартном топливе, европейского качества. Иными словами, в расчёт не берётся вероятность попадания в топливо различных грязевых и водных примесей. Отсюда следует простая рекомендация: смена топливных фильтров должна производиться в 2 раза чаще, нежели пишут в инструкциях автопроизводители.

Проверяем топливные фильтры следующим образом:

1. Меняем топливопровод, соединяющий ТНВД и фильтр, выполненный из непрозрачного материала на прозрачный шланг (чтобы видеть пузырьки воздуха);

Неисправность №5. Увеличение оборотов дизеля приводит к появлению чёрного дыма из выхлопной трубы

Чёрный дым из выхлопной трубы, после 5.000 км пробега, говорит о сильном засорении воздушного фильтра. Сходные симптомы могут наблюдаться и у дизеля, топливная система которого работает неправильно (топливо поступает в цилиндр с избытком). Кроме того, чадящий дизель может иметь поломку в наддуве корректора топливного насоса, регулирующего высокое давление и другие сбои турбокомпрессора.

Первое с чего следует начинать – проверка работоспособности воздушного фильтра:

1. Демонтируйте картридж воздушного фильтра;

2. Зафиксируйте в закрытом положении крышку на корпусе воздушного фильтра;

3. Заведите двигатель и проедьтесь на машине.

Результат возможен один из двух:

  • Выхлопы чёрного дыма стали значительно меньше, тогда следует просто поменять воздушного фильтр, и проблема будет решена;
  • Интенсивность выхлопов чёрного дыма практически не изменилась, тогда монтируем воздушный фильтр обратно и закрываем крышку на его корпусе.

Во втором случае, необходимо, с помощью ключа «на 13», немного открутить контргайку на винте, подающем топливо (располагается он позади топливного насоса высокого давления). Итак, открутив винт на четверть, следует максимально плотно закрутить его контргайку.

После того, как двигатель будет запущен, можно услышать, что частота оборотов его холостого хода стала меньше. Восстановление оборотов на прежний уровень делается, с помощью откручивания винта упора рычага, отвечающего за интенсивность подачи газа. Чад из выхлопной трубы, после описанной процедуры, обязательно станет меньше. Впрочем, и мощность дизеля может несколько упасть.

В конечном итоге, откручивая и закручивая поочерёдно два вышеупомянутых винта, нужно найти баланс, при котором и мощность дизеля будет достаточной, и чад из выхлопной трубы пройдет. Впрочем, если вы не найдёте на своём автомобиле таких винтов для регулировки, значит, на вашем ТНВД они просто закрыты крышкой.

Поломка форсунок также может стать причиной того, что дизельный двигатель дымит и не набирает полную мощность. Впрочем, мы не зря, среди всех неисправностей дизеля, упомянули ее последней, так как её диагностику следует делать, только после всех вышеприведённых процедур. К тому же, устранить её смогут только специалисты автосервиса.

Неисправности системы питания дизельного двигателя

Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске -- основные неисправности системы питания дизельного двигателя.

Признаками неисправностей являются невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, падение мощности, дымление, стуки, неустойчивая работа или «разнос» его, т. е. когда двигатель трудно остановить.

Причинами уменьшения подачи топлива, снижения давления при впрыске и невозможности вследствие этого пустить двигатель являются засорение топливопроводов, заборника в топливном баке или фильтрующих элементов топливных фильтров, замерзание воды или загустение топлива в топливопроводах, наличие воздуха в топливной системе, нарушение угла опережения впрыска топлива, неисправности топливных насосов низкого и высокого давления.

Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске, приводящие к падению мощности, дымлению и стукам двигателя, возникают при: засорении системы выпуска газов; неисправности привода рычага регулятора (при полном нажатии на педаль подачи топлива частота вращения коленчатого вала двигателя не увеличивается); наличии воздуха в топливной системе; нарушении угла опережения впрыска топлива (стуки или дымление); попадании воды в топливную систему (дым белого цвета); избытке топлива, подаваемого в цилиндры (дым черного или серого цвета); нарушении регулировки или засорении форсунок; износе плунжерной пары и отверстий распылителя форсунки; загрязнении воздушного фильтра.

Равномерность работы двигателя нарушается в силу следующих причин: ослабло крепление или лопнула трубка высокого давления, неудовлетворительно работают отдельные форсунки, нарушена равномерность подачи топлива секциями ТНВД, неисправен регулятор частоты вращения. Двигатель начинает работать «вразнос» при заедании рейки ТНВД, поломке пружины рычага ее привода, при попадании лишнего количества масла в камеру сгорания из-за износа цилиндропоршневой группы

Способы выявления неисправностей системы питания дизельного двигателя

При поиске неисправностей системы питания следует иметь в виду, что их признаки характерны и для неисправностей других систем и механизмов. Например, причиной снижения мощности двигателя может быть нарушение регулировки зазоров в газораспределительном механизме. При затрудненном пуске двигателя необходимо прежде всего проверить, есть ли топливо в баке, открыт ли кран всасывающего топливопровода, соответствует ли масло данному сезону.

Рис. 28. Устройство КИ-4801: 1 -- манометр; 2 -- корпус; 3 -- трехходовой кран; 4 -- шланг; 5 -- пустотелый болт (штуцер); 6 -- клапан; 7 -- винт

После отсоединения топливопроводов штуцера форсунок; топливных насосов, фильтров и отверстия топливопроводов должны быть защищены от попадания грязи колпачками, заглушками или замотаны чистой изоляционной лентой. Перед сборкой все детали необходимо тщательно очистить и промыть в дизельном топливе. Давление в системе топливоподачи низкого давления может быть измерено устройством КИ-4801 (рис. 28). Один из наконечников устройства присоединяют к нагнетательной магистрали подмачивающего насоса перед фильтром тонкой очистки топлива, другой -- между фильтром и топливным насосом. Перед проверкой давления из системы удаляют воздух, открыв запорный клапан 6 и прокачав систему ручным топливоподкачивающим насосом. Давление измеряют при работающем двигателе. Установив частоту вращения коленчатого вала, равную 2100 об/мин (максимальная подача топлива), и пользуясь краном 3, по манометру / определяют давление топлива до и после фильтра тонкой очистки топли-, ва. Давление перед фильтром должно быть 0,12... 0,15 МПа, а за фильтром -- не менее 0,06 МПа. Если давление перед фильтром, развиваемое подкачивающим насосом, менее 0,08 МПа, насос подлежит замене. При давлении за фильтром менее 0,06 МПа следует проверить состояние перепускного клапана. Остановив двигатель, устанавливают на место рабочего клапана контрольный и, пустив двигатель, вновь измеряют давление за фильтром при максимальной подаче^топлива. Если давление увеличилось, снятый клапан регулируют или заменяют. Если давление осталось прежним, это свидетельствует о засорении фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. При равенстве или небольшой разнице давлений до и после фильтра тонкой очистки топлива следует его разобрать и проверить состояние уплотнений в фильтрующих элементах.

Для замены устройства КИ-4801 разработано приспособление КИ-13943, которое отличается простотой исполнения, меньшими габаритными размерами и массой, более рациональной технологией определения давления. В будущем оно может найти широкое применение.

При попадании воздуха в топливную систему проверяют ее герметичность. Для проверки герметичности системы до топливного фильтра вывертывают пробку на фильтре для сообщения внутренней полости фильтра с атмосферой и подтягивают все соединения до топливного фильтра. Отвернув рукоятку ручного топливоподкачивающего насоса, прокачивают топливную систему до тех пор, пока из топливного фильтра не пойдет чистое топливо без примеси воздуха, после чего пробку фильтра заворачивают. Если после этой проверки мощность двигателя не повысится, проверяют топливную систему от топливного фильтра до ТНВД. Отвернув пробку для удаления воздуха на топливном насосе и затянув все соединения до насоса, прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом топливную систему до тех пор, пока из отверстия в насосе не пойдет чистое топливо без пузырьков воздуха. После этого пробку в насосе завертывают.

Момент начала нагнетания топлива секциями топливного насоса может быть определен при помощи моментоскопа КИ-4941 (рис. 29). Для этого отсоединяют от проверяемой секции топливного насоса топливопровод высокого давления. Вывернув штуцер 5 из головки топливного насоса, вынимают пружину нагнетательного клапана и устанавливают вместо нее технологическую пружину, входящую в комплект моментоскопа. Ввернув штуцер 5 на место, навинчивают на него накидную гайку 4 моментоскопа. Прокачав топливную систему ручным подкачивающим насосом до полного удаления пузырьков воздуха, включают полную подачу топлива. Затем вручную прокручивают коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки / моментоскопа топливом.

Сдавливая соединительную трубку 2, удаляют часть топлива и, продолжая прокручивать коленчатый вал, следят за уровнем топлива в стеклянной трубке 1. Начало повышения уровня топлива в трубке является моментом начала нагнетания топлива секцией топливного насоса. Этот момент должен наступить за 20° до в.м.т. В момент начала нагнетания топлива первой секцией метки на муфте опережения впрыска и корпусе насоса должны совпасть. Если при этом угол поворота кулачкового вала насоса принять за 0°; то остальные секции должны начинать подачу топлива в следующем порядке: секция № 2 при 45°; секция № 8 при 90°; секция № 4 при 135°; секция №3 при 180°; секция №6 при 225°; секция № 5 при 270°; секция № 7 при 315°. Неточность интервала между началом нагнетания топлива любой секцией насоса относительно первой должна быть не более ±30".

Форсунки проверяют на качество распыливания топлива, герметичность и давление начала впрыска (подъема иглы распылителя). Для нахождения неисправностей форсунки прекращают подачу топлива к проверяемой форсунке, ослабляя затяжку накидной гайки, соединяющей штуцер секции насоса с топливопроводом Высокого давления. Если после этого частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымность не изменится, то проверяемая форсунка исправна. Если же частота вращения не изменится, а дымность уменьшится, форсунка неисправна.

Форсунку можно проверить также с помощью максиметра (рис. 30). Штуцером 3 максиметр присоединяют к штуцеру секции ТНВД, а к штуцеру / присоединяют через короткий топливопровод проверяемую форсунку. Микрометрической головкой 2 устанавливают на шкале максиметра требуемое давление подъема иглы 4 распылителя (для двигателя ЗИЛ-645 это давление равно 18,5 МПа). Затем ослабляют затяжку накидных гаек всех топливопроводов высокого давления и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. Если моменты начала впрыска топлива через максиметр и форсунки совпадают, форсунка исправна. Если впрыск топлива через форсунку начинается раньше, чем через максиметр,

то давление начала подъема иглы распылителя форсунки ниже, чем максиметра, и наоборот.

Для проверки форсунок и прецизионных пар топливного насоса служит приспособление КИ-16301А (рис. 31). При проверке форсунок переходник 4 присоединяют к штуцеру форсунки. Приводной ручкой / нагнетают топливо в форсунку, совершая 30...40 качков в минуту. Давление начала впрыска топлива определяют по манометру 3. Герметичность форсунки проверяют при давлении на 0,1... 0,15 МПа меньшем давления начала подъема иглы. В течение 15 с не должно быть пропуска топлива через запорный конус распылителя и места уплотнений. Допускается увлажнение носка распылителя без каплепадения.

Рис. 30.

Для проверки прецизионных пар топливного насоса ручку-резервуар 2 приспособления соединяют с топливопроводом высокого давления, идущим от проверяемой секции насоса. При полной подаче топлива проворачивают стартером коленчатый вал двигателя и по манометру определяют давление, создаваемое плунжерной парой топливного насоса.

Рис. 31.

Рис. 32.

Герметичность нагнетательных клапанов проверяют при неработающем насосе и включенной подаче топлива. Под давлением 0,15... 0,20 МПа клапаны в течение 30 с не должны пропускать топливо. Состояние воздушного фильтра определяют индикатором засоренности (рис. 4.32). Индикатор соединяют с контрольным отверстием на впускном коллекторе при помощи резинового наконечника 2. Степень засоренности воздушного фильтра определяют при работе двигателя на максимальной частоте вращения холостого хода. Индикатор включают нажатием на колпачок 5, открывающий клапан 7 и соединяющий камеру 3 с впускным трубопроводом. Камера 4 сообщается с атмосферой, поэтому положение поршня 6 относительно смотрового окна корпуса характеризует сопротивление воздушного фильтра. Полное перекрытие" окна поршнем происходит при разрежении во впускном трубопроводе более 70 кПа и сигнализирует о предельной засоренности воздушного фильтра.