Система ESP: куда мы катимся. ESP в машине: что это такое Как работает система esp

ESP (Electronic Stability Program) - самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день аббревиатур, обозначающих одно и то же: систему динамической стабилизации автомобиля. Есть и другие названия. В зависимости от производителя буквы в названии этой системы могут быть разными - ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но суть везде едина: в опасных ситуациях эта электроника помогает вам справиться с автомобилем.

Задача системы ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях - предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994 году. С 1995 года система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz CL 600, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.

Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: систему ESP можно обнаружить даже в относительно недорогом новом Volkswagen Polo. Так как же она работает?

Современная ESP взаимосвязана с ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); датчика положения рулевого колеса; датчика давления в тормозной системе.

Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.

Схема работы ESP

Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер постоянно сравнивает фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программе. В случае если поведение автомобиля отличается от расчётного, контроллер понимает это как возникновение опасной ситуации и стремится исправить её.

Вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее колесо или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.

Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.

Этот рисунок наглядно иллюстрирует ситуацию, когда водитель превысил максимальную скорость вхождения в поворот, и начался занос или снос. Красной линией обозначена траектория движения машины без ESP. Если её водитель начнёт тормозить, у него есть серьёзный шанс развернуться, а если нет - то улететь с дороги. ESP же выборочно подтормозит нужные колёса так, чтобы автомобиль остался на нужной траектории.

Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания системы зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем подаётся команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.

Кроме того, в автомобилях, оборудованных автоматической КПП с электронным управлением, ESP способна даже корректировать работу трансмиссии, то есть переключаться на более низкую передачу или на «зимний» режим, если он предусмотрен.

Система стабилизации Bosch ESC в действии: легковушка уклоняется от грузовика, внезапно изменившего направление движения, а ESC помогает водителю сохранить контроль над машиной и не врезаться в разделительный барьер.

Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать - например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт - «душит» движок.

К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.

Снова ESC: на этот раз водитель легковушки выполняет обгон грузовика по встречной полосе, во время которого левые колёса машины неожиданно попадают на мокрый участок дороги. Без ESC обгон заканчивается на обочине, с ESC водитель благополучно возвращается на свою полосу.

ESP является одной из важнейших частей комплекса активной безопасности автомобиля. Она исправляет ошибки в управлении и часто помогает выйти из ситуаций, в которых среднестатистический водитель на обычном автомобиле потерпел бы полное фиаско. Главное достоинство ESP - с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль - а машина сама будет думать, как вписаться в поворот.

Но имейте в виду - возможности ESP по исправлению опасной ситуации не беспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.

Алексей Колонтай, Центр контраварийной подготовки водителей «Мастер-Класс».

ESP - это аббревиатура английского обозначения «программа электронной стабилизации» или «электронная система курсовой устойчивости». Что касается того, как работает ESP, то она увеличивает шансы выжить в . Это особенно полезно на скользких поверхностях или при выполнении резких манёвров на дороге, например, при преодолении препятствий или слишком крутого угла поворота. В таких ситуациях это устройство распознаёт угрозу на ранних стадиях и помогает водителю удерживать авто в правильном положении.

Немного истории

Большой шаг вперёд в был сделан в середине 1990-х, когда был введён первый электронный контроль курсовой устойчивости. Первое устройство было разработано немецким поставщиком Bosch, а на первых сериях автомобилей Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии впервые установлены новые нормативные конструкции безопасности.

Это было около 25 лет назад. И хотя термин ESP вошёл в повседневный язык, право использовать это название осталось за компанией Bosch, так как именно она запатентовала его. Поэтому во многих других брендах эта система обозначается иначе, например, DSC (BMW), VSA (Honda), ESC (Kia), VDC (Nissan), VSC (Toyota), DSTC (Volvo). Названия различные, но принцип работы один и тот же. В дополнение к ESP наиболее часто упоминается ESC (электронная система контроля устойчивости - электронная система стабилизации) и DSC (система динамического контроля устойчивости).

Все , независимо от их названия, используют высокотехнологичные датчики, центральный компьютер автомобиля и механические меры для оказания помощи в безопасности вождения. Мы часто читаем о высокопроизводительных машинах, имеющих тенденцию к недостаточной или избыточной поворачиваемости, но правда состоит в том, что любой автотранспорт может отклониться от курса, особенно если этому способствуют плохие дорожные условия.

Видео о системе ESP:

Недостаточная поворачиваемость происходит, когда передним колёсам не хватает тяги и автомашина продолжает двигаться вперёд, а не поворачивать. Избыточная поворачиваемость как раз наоборот: машина поворачивает намного больше, чем того желает водитель. Электронная система курсовой устойчивости обе эти ситуации.

Электронный контроль устойчивости - разъяснения

Понять то, как работает программа курсовой стабилизации, довольно непросто, ведь подобное устройство не работает в полном одиночестве. Оно использует другие нормативные устройства безопасности автомобиля, такие как антиблокировочная и антипробуксовочная системы, чтобы исправить проблемы, прежде чем случится авария.

Центр ESP также является центром автомобиля. Этот датчик почти всегда расположен максимально близко к самому центру автотранспортного средства. Если вы сидите в сиденье водителя, датчик будет под вашим правым локтем, где-то между вами и пассажирским креслом.

Если контроль курсовой устойчивости обнаруживает, что автомобиль раскачивается слишком сильно, он , чтобы помочь.

Используя все современные электронные устройства, ESP может активировать один или несколько отдельных тормозов, в зависимости от увеличения безопасности вождения, и контролировать дроссель, чтобы при необходимости уменьшить скорость. Датчик ищет различия между управлением левого колеса и направлением автомобиля и вносит необходимые корректировки в компьютер машины для приведения направления в соответствии с тем, чего хочет водитель.

На видео - тестирование ESP:

Электронные компоненты устройства

Электронная система контроля устойчивости использует ABS и трэкшн-контроль, а также несколько , чтобы сделать свою работу.

Система ABS

До 1990 годов водителю нужно было нажимать на педаль тормоза очень сильно, чтобы удерживать тормозную блокировку и вызывать замедление. С изобретением антиблокировочной системы тормозов безопасное движение стало намного легче. ABS с электронным насосом тормозит быстрее, чем сам водитель, вызывая тем самым недостаточную или избыточную поворачиваемость. ESP использует устройство для устранения проблемы путём активации ABS, по мере необходимости, для отдельного колеса.

Система контроля тяги

ESP также использует контроль тяги для безопасности движения. Если она отвечает за мониторинг движения из стороны в сторону вокруг вертикальной оси, контроль тяги отвечает за движение вперёд-назад. Когда трэкшн-контроль обнаруживает пробуксовку колёс, электронный датчик контроля стабильного положения воздействует на одну сторону.

На видео - что такое ESP автомобиля:

Работает устройство довольно динамично - информация подаётся в автомобиля с помощью трёх типов датчиков:

  • Датчик скорости колеса. Такие датчики стоят на каждом колесе и измеряют скорость в движении, компьютер сравнивает её со скоростью двигателя.
  • Датчики угла поворота рулевого колеса. Эти датчики находятся в рулевой колонке и измеряют направление, которое выбирает водитель в движении.
  • Датчик угловой скорости . Находится в середине автомобиля и измеряет движение из стороны в сторону автомобиля.

Дополнительные возможности

С момента своего запуска, ESP постоянно обновляется. С одной стороны, снижается вес всего устройства (модель производства Bosch весит меньше чем 2 кг), а с другой стороны, увеличивается количество функций, которые она может выполнять.

Система курсовой устойчивости предотвращает скатывание автомобиля, когда он едет вверх по склону. В автоматически поддерживается давление, пока водитель снова не нажмёт на педаль газа.

На видео - принцип действия системы:

Преимущества электронного контроля курсовой устойчивости

Наиболее важную роль ESP играет в безопасности движения, снижая тем самым количество и тяжесть аварий. Почти каждый водитель попадал в неприятные, сложные дорожные условия в какой-то момент, будь то ливень, внезапный град или ледяная дорога. Электронная система контроля курсовой устойчивости, наряду с другими системами безопасности и регулятивными устройствами, на борту современных транспортных средств может помочь сохранить контроль на дороге водителю.

Выполним ремонт или замену блока ABS ESP ABR на W221, W204, W207, W216, GLK Mercedes. На данных автомобилях устанавливается новая интеллектуальная система стабилизации движения, именуемая ABR.

Что такое ABR?

ABR (ADAPTIVE BRAKE) – сокращённое название адаптивной тормозной системы на Мерседес S- C- Cl-class. Поколение системы управления, появившееся после 2005 года имеет более точную электронную начинку, дополняет возможности систем ESP и BAS опциями помощи при трогании на подъеме и HOLD, защищающей автомобиль от самопроизвольного качения. С 2007 года ABR устанавливался на автомобили C-класса в w204 и w207 кузове , GLK-класса в X204 кузове, с 2005 на CL-класса в w216 кузове , S-класса в w221 кузове.Блоки управления и системы конструктивно разные, но для них характерны похожие дефекты. Выглядит электрическая часть блока примерно так:


Основной номер блока управления написан на его пластиковой крышке, начинается с буквы "А", по нему нужно искать другой блок (фото слева).

Блок управления ABS ESP Mercedes C-class и S-class, расположение на автомобиле. (фото справа)


На этих автомобилях проблемы с тормозной системой – не редкость. В любом случае, нужно начинать с компьютерной диагностики тормозной системы, а именно – хотя бы, со считывания кодов ошибок. Далее – укажем перечень распространённых ошибок блока управления, который облегчит вам диагностику неисправностей.


В чём причина неисправности тормозов на 221 S - class, 204 и 207 C - class, 216 CL-class ?

Часто в этом виновен блок управления ESP, который спроектирован с недостаточным запасом надежности. Обратите внимание, что большинство ошибок расшифровывается как внутренняя неисправность, но номера этих ошибок - разные, также и дефекты в самой электронной части - различные. В рамках семилетнего опыта работы с блоками ESP на Mercedes в кузовах W 221, W 204, W207, W216 нами выявлено свыше десятка(!) всевозможных неисправностей, связанных с внутренними ошибками по блоку.


О неисправности системы сигнализируют следующие сообщения, если они возникают у вас, автомобилю требуется электронная диагностика:

1) "EBV, ABS, ESP не действуют, см. "Руководство" – это возникает сообщение или на панели приборов зажигаются лампочки системы ABS, ESP, руль, на С-классе.

2) Сигнализация падения давления воздуха в шинах не действует – часто показательным признаком дефекта системы служит отказ усилителя руля.

Основные ошибки ESP BAS ABS - CL - S - SL - class , которые считываются при диагностике (постоянные или сохранённые). Одни и те же коды ошибок расшифровываются практически одинаково, но отказы системы различны, ошибки сгруппированы:

5779 5780 5795 5796 5871 5952 5953 5970 5971 -

5002 5003 5004 5005 5006 5007 5008 5009 5069 5071 5090 5461 5462 5877 5878 5879 5880 5881 5882 5883 5884 5885 5886 5887 5888 5889 5891 5905 5906 5907 5909 5911 5934 5936 5944 5945 5946 5947 5979 5980 5981 - Внутренняя неисправность в блоке управления N47-5 (блок управления ESP).

5059 5061 5212 5775 5776 5781 5783 5784 5786 5787 5791 5792 5797 5798 5799 5802 5803 5825 5826 5865 5866 5869 5870 5937 5948 5951 5954 5955 5956 5961 5962 5963 5964 5965 5966 5968 5969 5972 5974 5975 5977 - Конструктивный узел "A7/3 (гидравлический блок системы регулирования тягового усилия)" имеет внутреннюю ошибку.

5014 5075 5076 5077 5078 - Проверить конструктивный узел клапан PML.

5062 5063 5064 5065 5216 5217 5218 5219 5220 5221 5223 5908 5910 5079 5080 5081 5082 5083 5084 5086 5087 5088 5089 5091 5092 5093 5094 5867 5868 - Проверить конструктивный узел A7/7y (электромагнитный клапан BAS) на неисправность, замыкание, достоверность.

5100 5101 5102 5103 5104 5105 5106 5110 5111 5112 5113 5114 5115 5116 5120 5121 5122 5123 5124 5125 5126 5130 5131 5132 5133 5134 5135 5136 - Ошибка по датчику числа оборотов. Проверить датчик. L6/1-2-3-4

5095 5150 5151 5152 5160 5161 5162 5350 5351 5352 5355 5401 5402 5404 5620 5752 5753 5754 5755 5757 5758 5815 5816 5817 5818 5863 5912 5913 5914 5915 5916 5917 5918 5919 5920 5921 5922 5923 5929 5930 5931 5940 - Проверить конструктивный узел B24. Неисправность. Конструктивный узел "B24/15 (датчик скорости вращения, поперечного и продольного ускорения)" имеет внутреннюю ошибку. A7/7b (датчик перемещения мембраны BAS) Электрическая неисправность

5060 5066 - Электропитание блока нагнетательных и откачивающих насосов.

5067 5068 - Блок управления: Провод датчика.

5070 - Блок управления: Напряжение датчиков.

5170 5173 5174 5190 5938 5939 - Датчик угла поворота рулевого колеса N49 .Проверить.

5195 - Недостоверное регулирование ESP: время регулирования > 15 с.

5230 - Неправильное проведение проверки на ходу: Тормоз не был задействован.

5400 - Проверка на ходу: При проверке на ходу не был пройден поворот.

5410 - Проверка на ходу: АКТИВНО.

5412 - Проверка на ходу: Клавишу ESP допускается нажимать только при стоящем а/м.

5413 - Проверка на ходу: Превышение времени при движении в повороте (заданное время: 20 с.).

5450 - Режим роликового испытательного стенда активирован.

5600 - Блок управления двигателем не идентифицирован или неправильный блок управления двигателем.

5603 - Проверка на ходу: Предпосылки для проверки на ходу не выполнены.

5871 - Проверить тормозную систему на герметичность.

5896 - Неправильное вариантное кодирование.

5935 - PML: Кодировка неверна.

Если вы сомневаетесь в том, что же неисправно на автомобиле, и нет возможности доставить машину к нам на диагностику, возьмите у нас рабочий блок «на пробу». В этих блоках электронная часть отделяется от гидравлической и с обратной стороны выгляди так






Чем характерен дефект электронного блока ABR ESP на w216, w221, w204, w207, x204 кузовах Mercedes ?


Исследовав более 500 случаев обращения к нам собственников автомобилей, нами были выявлены следующие повторяющиеся нюансы:

1) Машина заявляет о неисправности в тормозной системе. Зачастую о возникающей проблеме сигнализируют загорающиеся лампочки ABS, ESP, руль, давление в шинах, об этом также свидетельствует сообщения на дисплее. С этой системой связан, функцией PML (изменение усилий на руле, пропорционально скорости машины), усилитель рулевого колеса. Поэтому при неисправностях в тормозной системе на Mercedes руль делается тяжелым. Во всех случаях машина заявляет о неисправности тормозной системы.

2) Неисправность проявляется непостоянно, ошибки ESP ABS загораются только в холодную погоду. Неред ко лампочки потухают через 2-3 цикла старта, сообщения исчезают, и собственники машины продолжают её эксплуатацию.

Тут всё как со здоровьем человека – чем быстрее обратиться к врачу, тем проще лечить. Но бывает очень сложно объяснить владельцу Мерседеса, что чем дольше он будет ездить с проблемой, даже после её мнимого исчезновения, тем сложнее будет восстановить блок управления ESP. В большинстве случаев, машина заявляет о неисправности тормозной системы.

3) Ошибка возникает только при определённой скорости движения. Неисправности на S-классе возникают по-разному: лампочки АБС ЕСП загораются только раз в определённый промежуток времени, допустим, один раз в неделю/месяц или через каждый 2-ой старт. Иногда ошибки удаляются, автомобиль заводится и полноценно работает, и только при наборе скорости более 20 км/ч, зажигаются все лампочки, и появляется ошибка по ABS. Гораздо реже, но всё же встречается такой дефект, когда ошибка возникает только при определённой скорости движения.

Электрическая и гидравлическая части АБС имеют разные каталожные номера, но запутаться тут достаточно сложно, основной номер Мерседеса начинается и в том и в другом случае с А221 или А204, т.к. блоков существует несколько различных конфигураций далеко не все номера взаимозаменяемы и даже если вы найдете блок с точно таким же номером его чаще всего все-таки придется программировать, т.к. там чужой вин-номер и конфигурация системы может бить другая - будет гореть ошибка или не так работать АБС. На фото ниже блок в сборе, один номер на пластике другой на белой лейбе цилиндра.


Блок ABR w221 электрическая и гидравлическая часть.

Как снять блок управления ABS ESP с Mercedes ?


Блок АБС расположен возле фары, справа. Если подозрения подтвердились, и на вашей машине неисправен блок ABS, в большинстве случаев, нет нужды снимать всю гидравлическую часть с электронным блоком. Более подробную консультацию по снятию можете получить по телефону. Как видно из расшифровки ошибок, похожих их очень много и легко запутаться, что же именно вышло из строя.

Длинной головкой можно открутить четыре винта, расположенные по периметру пластиковой части и достать её с блока клапанов. Далее металлическую часть отделяют от электронного блока, в котором, скорее всего, и кроется дефект. Мы можем либо заменить блок, либо отремонтировать. При этом стоит помнить о случаях, когда неисправность находится и в механической части тоже. В любом случае, проконсультируйтесь со специалистом!

Помните, что со снятым блоком ESP автомобиль не снять с паркинга! То есть, машину не сдвинуть своим ходом с места, пока на неё не будет установлен этот блок!

Самые распространённые ошибки abs esp на Мерседес C-класс, GLK w204 x204:

5001, 5944, 5945, 7266 - (Electronic Stability Program control unit) internal fault; (Блок управления электронной системой стабилизации движения) внутренняя ошибка.

Наиболее распространённые ошибки на abs esp Mercedes S-class w221:

5905, 5906 - (Electronic Stability Program control unit (ECU ESP) internal fault; (Внутренняя неисправность в блоке управления (блок управления ESP).


Одни и те же коды ошибок расшифрованы практически одинаковы, но внутренние отказы блока различны и для диагностики неважны, ошибки сгруппированы.

Многие неисправные блоки АБС можно восстановить, и после нашего ремонта они прослужат вам не один год. Однако мы не сможем помочь, в том в случае, если блок уже кто-то вскрывал и пытался безуспешно отремонтировать. Особенно если это касается более сложных блоков после рестайлинга, да Мерседес постоянно меняет блоки и старые и новые не взаимозаменяемые, на фото ниже блок от W204 X204 GLK нового типа.






Блоки управления ABS GLK и W204 после рестайлинга. Номера начинаются с 172.


Если на вашем Мерседесе вышел из строя блок АБС, существуют три способа решения проблемы:

1) обратиться к дилерам за новым блоком;

3) отремонтировать «родной».

Намного предпочтительнее первых двух вариантов ремонт «родного» блока управления в специализированной лаборатории на дилерском оборудовании, которым занимается опытный персонал, к тому же, мы даём гарантию на свою работу от 6 месяцев!

При этом категорически не рекомендуется обращаться к гаражным мастерам-самоучкам, которые чинят всё подряд от сотовых телефонов до электроники «Боингов», производя ремонт, что называется, «на коленке». Конечно, ни о какой надёжности в этом случае речь даже не заходит! Блоки на 221 рестайлинге так же изменены как и на 204, на фото ниже следующее поколение блоков





Блоки управления ABS ESP W221 нового типа, после рестайлинга. Алюминиевая крышка.


Мы предлагаем:

А) перепрограммирование блоков. В ABS устанавливаются процессоры TMS, защищённые от чтения и имеющие алгоритм шифрования данных по крипто-маске, мы производим кодировку и привязку бу блоков управления, изначально не устанавливаемых на данную машину.

Б) высокоточный режим пайки и необходимые комплектующие в наличии. Новейшая модификация блоков имеет процессор в корпусе BGA, мы выполняем их монтаж и демонтаж на специальной индукционной паяльной станции, можем заменить любой неисправный элемент, запаять любой исправный элемент взамен неисправного.

В) наработанные опыт и технологии. Электронная плата блока содержит до 32 слоев токоведущих дорожек, поэтому если дефект кроется в самой плате, мы имеем возможность проводить её исследование дорогостоящим методом рентгеноскопии и привлекать для ремонта подрядчиков с заводов ВПК.

На данный момент у дилеров очень высокие цены на новые блоки, к тому же, придётся оставлять у них машину на срок до 14 дней. Если купить бу блок, то его необходимо будет привязывать его к автомобилю, даже если номера блока совпадают, что тоже стоит денег. При этом вам никто не сможет дать нормальной гарантии, так как блоки отказывают очень часто!

С чем сталкиваются владельцы Мерседес при гаражном ремонте:

А) надеждой на русский «авось»

Большинство таких специалистов попросту не в силах перепрограммировать блок под нужную машину или обновить программу после ремонта по причине отсутствия необходимых знаний и оборудования. Если комплектация, год и часть ВИН-кода совпадают, то они уверены, что при этом не понадобится перепрограммирование и привязка блока.

Б) паяльником, произведённым в КНР

Почему-то «кулибины» просто стараются пропаять блок, считая, что он начнёт работать. Тогда собственник автомобиля теряет время и деньги, ведь блок после такого вмешательства делается полностью неремонтопригодным.

В) недостатком опыта

В то время, как наша лаборатория успешно ремонтирует электронные блоки управления уже около 20 лет, гаражные мастера, старающиеся быстро подзаработать, не обладают необходимыми опытом, образованием, технологиями и оборудованием, что плачевно сказывается на качестве и результатах ремонта.

Обращайтесь к профессионалам, не рискуйте понапрасну в погоне за кажущейся простотой и дешевизной! Ведь тормоза – это одна из самых важных систем автомобиля, от которой напрямую зависит ваша безопасность!

Довольно часто у счастливых обладателей новых и современных автомобилей возникает вопрос – что такое ESP, для чего это нужно и нужно ли вообще? С этим стоит подробно разобраться, что, собственно, и сделаем далее.

Вопреки распространенному мнению управление автомобилем дело не всегда простое. В особенности это утверждение актуально для ситуаций, когда траектория движения затрудняется различными внешними факторами – будь то сложные дорожные изгибы или непростые погодные условия. А нередко и то, и другое вкупе. Главная опасность в таких случаях – занос, который может вызвать сложности с управлением, а в некоторых моментах даже неконтролируемое и непредсказуемое движение транспортного средства, способное привести к аварии. Причем трудности могут возникнуть и у новичков, и у уже достаточно опытных водителей. Справиться с подобной проблемой призвана специальная система, обозначаемая аббревиатурой ESP.

Логотип системы ESP

ESP или Electronic Stability Program – это название в русскоязычном варианте означает электронная система динамической стабилизации автомобиля или по-другому система курсовой устойчивости. Другими словами, ESP представляет собой составляющую активной системы безопасности, которая способна компьютером управлять моментом силы одного или даже одновременно нескольких колес, тем самым устраняя боковое движение и выравнивая положение автомобиля.

Подобные электронные устройства выпускаются разными компаниями, но крупнейшим и признанным производителем ESP (и именно под этой торговой маркой) является концерн Robert Bosch GmbH.

Аббревиатура ESP является наиболее распространенной и общепринятой для большинства европейских и американских автомобилей, но не единственной. У разных автомобилей, на которых система курсовой устойчивости устанавливается, ее обозначения могут отличаться, но сути и принципа действия это не меняет.

Пример аналогов ESP для определенных марок машин:

  • ESC (Electronic Stability Control) – для Hyundai, Kia, Honda;
  • DSC (Dynamic Stability Control) – для Rover, Jaguar, BMW;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) – для Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) – для Acura и Honda;
  • VSC (Vehicle Stability Control) – для Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) – для Subaru, Nissan и Infiniti.

Удивительно, но широкую известность ESP получила не тогда, когда была создана, а несколько позже. Да еще и благодаря скандалу в 1997 году, связанному с серьезными недостатками, разработанного тогда Mercedes-Benz А-класса. Этот компактный автомобиль ради улучшения комфорта получил довольно высокий кузов, но при этом и высокий центр тяжести. Из-за этого машина обладала склонностью к серьезным кренам, а также подвергалась опасности опрокидывания при выполнении маневра «переставка». Решен вопрос был установкой на компактные модели Мерседес системы курсовой устойчивости. Так ESP получила известность.

Как устроена система ESP

Системы обеспечивающие безопасность

Состоит она из специального управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры, и исполняющего механизма (гидроблока). Если рассматривать непосредственно устройство ESP, то само оно может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:

  • Системы предотвращения блокировки колёс при торможении (ABS);
  • Системы распределения тормозных усилий (EBD);
  • Электронной системы блокирования дифференциала (EDS);
  • Антипробуксовочной системы (ASR).

Назначение внешних датчиков отслеживать измерение угла поворота руля, системы торможения, положение акселератора (по сути, поведение водителя за рулем) и особенности движения автомобиля. Полученные данные считываются и поступают на управляющий блок, который при необходимости задействует исполняющий механизм, связанный с другими элементами активной системы безопасности.

Кроме того, блок управления системы курсовой устойчивости связан с двигателем и АКПП и способен оказывать воздействие на их работу при возникновении нештатных ситуаций.

Как работает ESP

Траектория автомобиля без ESP

Система Electronic Stability Program постоянно анализирует поступающие данные о действиях водителя и сравнивает их с реальным движением автомобиля. Если ESP посчитает, что водитель теряет контроль над машиной, то вмешается в управление.

Корректировка курса автомобиля может достигаться:

  • С помощью подтормаживания определенных колес;
  • С помощью изменения оборотов двигателя.

Какие колеса тормозить определяет управляющий блок в зависимости от ситуации. Например, при заносе транспортного средства ESP может тормозить наружным передним колесом и при этом менять обороты двигателя. Последнее достигается за счет корректировки подачи топлива.

Видео об ESP

Отношение водителей к ESP

Кнопка выключения ESP

Оно не всегда однозначное. Многие опытные водители недовольны тем, что в некоторых ситуациях вопреки желанию человека за рулем нажатие на педаль газа не срабатывает. ESP не может оценивать квалификацию водителя или его желание «погонять», ее прерогатива обеспечивать безопасное движение автомобиля в определенных ситуациях.

Для таких водителей производители обычно предусматривают возможность отключения системы ESP, более того при некоторых условиях они даже рекомендуют ее отключать (например, на сыпучем грунте).

В остальных случаях данная система реально нужна. И не только начинающим водителям. Зимой без нее особенно нелегко. А учитывая то, что благодаря распространению данной системы аварийность снизилась примерно на 30%, ее «нужность» не вызывает сомнений. Однако нельзя забывать, что как бы не эффективна была такая помощь, 100% защиты она не обеспечит.

Electronic Stability Program или сокращенно ESP — это популярнейшая из большого количества современных аббревиатур. Которые означают одну вещь — динамическую систему стабилизации. В зависимости от производителя, называться она может по-разному: VDC, ESC, DSC, VSC и т.д., но сути это не меняет, система стабилизации помогает водителю справиться с автомобилем в разных ситуациях.

История развития ESP

В уже далеком 1959 году прообраз современной ESP был запатентован компанией Daimler-Benz и получил название . Но инженерам компании не удалось с первой попытки совершить революцию в автомобильных системах безопасности. Именно Daimler-Benz и довел до ума несовершенную систему. В 1994 году испытания нового, даже на те времена, электронного помощника продолжились на премиальных Мерседесах, а уже через год в 1995 году впервые серийно применилась на купе Mercedes-Benz CL 600. Успешные испытания системы на купе уже несколькими годами позднее позволили устанавливать ESP серийно на Мерседесы S и SL классов.

Основная задача ESP

Систему стабилизации еще называют системой курсовой устойчивости, поэтому не думайте, что путаетесь в терминах. ESP контролируется блоком управления, на который подаются сигналы с множества датчиков. Они отслеживают направление движения машины в зависимости от положения рулевого колеса и педали газа. Кроме того, на блок управления поступает информация о боковых ускорениях автомобиля и ориентации заноса.

Так выглядит блок управления ESP

ESP контролирует поперечную динамику автомобиля, помогая водителю в критических ситуациях, тем самым предотвращая срыв автомобиля в занос или в боковое скольжение. По сути, система стабилизации сохраняет курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров. А особенно на высокой скорости или на плохом покрытии, когда склонность к сносу или заносу гораздо выше. Отсюда вытекает и второе простонародное название системы — противозаносная система.

Как работает ESP?

Современные автомобили практически каждой модели могут быть оснащены системой стабилизации, если не в базовой версии, то хотя бы, как опция. Машины любой марки и класса могут комплектоваться ESP и прежней связи со стоимостью транспортного средства уже нет.

Система стабилизации тесно взаимосвязана с , более того без антиблокировочной системы невозможна работа ESP . Кроме того, в процессе стабилизации принимают участие антипробуксовочная система и блок управления двигателем. По своей сути, это единая система, работающая комплексно. Водителю, конечно, не всегда понятны и ощутимы действия системы. Но в то же время она выполняет целый комплекс контраварийных действий.

Электронная система стабилизации активна и работает в любом режиме движения — будь то разгон, торможение или езда накатом. А алгоритм ее работы зависит от каждой конкретной ситуации. Умная ESP даже может регулировать режим работы автоматической трансмиссии, снижая передачу или переходя в зимний режим работы, для сглаживания реакций.

Стоит ли пользоваться кнопкой ESP OFF?

Существует мнение, что система стабилизации мешает опытным водителям справиться с аварийной ситуацией. Например, когда для выхода из заноса нужно поддать газу, а система блокирует подачу топлива. Это так, но только в случае с довольно опытными драйверами. Большинство водителей никогда не бывали в подобных ситуациях и занос их может только напугать. Кроме того нужно учитывать человеческий фактор, когда, например, водитель отвлекся или не успел вовремя отреагировать на экстремальную ситуацию.

Поэтому мы рекомендуем не отключать систему стабилизации, дабы избежать даже малейшую возможность возникновения неконтролируемой аварийной ситуации. Для любителей же экстремальной езды некоторые производители предусмотрели несколько режимов работы ESP , когда система позволяет немного похулиганить и вступает в работу в критической ситуации.

Убедитесь, что на автомобиле установлена ESP

Неоправданно большие деньги просят автопроизводители за такую важнейшую опцию, как ESP. Но все же — это необходимый минимум для безопасного движения. Безусловно, система стабилизации прощает и исправляет многие ошибки водителя, не требуя от него навыков контраварийного вождения. Но все же возможности системы не безграничны и порой не просто не стоит допускать опасных ситуаций.

Поэтому, очень желательным является наличие любой системы стабилизации на автомобиле. Она поможет вам вписаться в поворот или сохранить прямолинейное движение без заноса. Значительная помощь системы будет более эффективной при обдуманных действиях водителя.