Снятие и замена вилки выключения сцепления. Снятие и замена вилки выключения сцепления Ваз 2110 втулка вилки сцепления

Для того, чтобы трансмиссионная система работала без поломок, необходимо следить за исправностью всех входящих в нее элементов. Одним из таких элементов является вилка сцепления. Важно уметь выполнить ремонт своими руками. В статье рассказывается о функции вилки сцепления, как ее поменять на автомобиле ВАЗ 2110.

[ Скрыть ]

Функция вилки сцепления

Вилка сцепления (ВС) – важный элемент трансмиссионной системы автомобиля. Она представляет собой рычаг, с помощью которого отводится нажимной диск, в результате это происходит выключение сцепления. ВС иногда называют вилкой выключения.

ВС в основном является частью механической коробки переключения передач, реже в гидравлических приводах. Конструкция ВС в довольно простая: металлический стержень, на котором закреплен рычаг и две лапки.

При нажатии на педаль сцепления (ПС) благодаря ВС перемещается муфта , таким образом, внутренняя кромка пружины перемещается вперед и происходит выключение устройства. Естественно, от исправности ВС зависит правильное включение выключение сцепления.

Замена ВС требуется в следующих случаях:

  • обнаружена деформация детали;
  • выявлены трещины на корпусе;
  • изогнутость ВС;
  • выявлены дефекты лапок в местах соприкосновения с муфтой выжимного подшипника;
  • изношены лапки.

На фото заснята поломанная ВС.


Если на ВС есть трещины, то это снижает качество работы ПС, происходит позднее схватывание, машина может пробуксовывать, педаль при нажатии западать. Возникает необходимость в регулировании свободного хода. По трещине ВС отклоняется от выжимного подшипника. Регулирования хватает лишь на несколько суток, а при значительном дефекте регулировать приходится через несколько часов

Поломку нужно немедленно исправлять, так как это может привести к быстрому износу. Если ВС сломается окончательно, то педаль провалится, и движение автомобиля будет невозможно.


Обнаружить трещину можно визуальным осмотром, поставив машину на эстакаду или смотровую яму, найти на днище машины защитный пыльник вилки. Отодвинув пыльник, нужно осмотреть вилку на предмет наличия трещины, удобнее воспользоваться фонариком.

Процесс замены

Сложность замены ВС на ВАЗ 2110 заключается в том, что необходимо демонтировать КПП, сама процедура замены детали простая.

Необходимые инструменты

Для проведения процедуры замены ВС необходимо установить машину на подъемное приспособление или смотровую канавку. Можно поднять авто с помощью домкрата и установить на опоры.

Из инструментов и материалов нужно приготовить:

  • новую ВС;
  • набор ключей;
  • плоскогубцы
  • отвертку;
  • фонарик;
  • домкрат.

Приготовив все инструменты можно приступать к процессу замены.


Этапы

Для того, чтобы поменять ВС на ВАЗ2110, нужно снять коробку переключения передач. После демонтажа коробки выполняются следующие действия:

  1. Сначала необходимо снять подшипник выключения сцепления.
  2. Затем с помощью отвертки нужно поддеть защитный чехол ВС и снять его. Если он имеет следы износа, потертости, потерял упругость, его следует заменить.
  3. Далее нужно вынуть пластмассовую втулку ВС. Для этого необходимо с помощью плоскогубцев сжать лепестки, фиксирующие втулку, и вынуть ее.
  4. Далее необходимо оценить состояние втулки. Если на ней есть повреждения, следы износа или сломаны лепестки фиксатора, то деталь следует поменять.
  5. Затем нужно приподнять ВС и вынуть ее из втулки, находящейся в картере сцепления (КС), а также вывести рычаг вилки из отверстий КС.
  6. Далее с ВС необходимо снять пружинный фиксатор. Если он поврежден или потерял упругость его нужно заменить.
  7. Запрессованную в КС металлическую втулку желательно поменять на новую деталь.
  8. Перед установкой новой ВС все втулки внутри следует смазать.
  9. Установка ВС выполняется в обратной последовательности.
  10. Вставляя пластмассовую втулку, нужно проследить, чтобы лепестки надежно держали втулку в КС.

Таким образом, замена ВС вместе со снятием коробки передач займет по времени около 3-4 часов. Главное, иметь хоть небольшой опыт слесарной работы и знать строение автомобиля ВАЗ 2110.

Фотогалерея

Видео «Снятие выжимного подшипника и вилки сцепления ваз 2110»

В этом видео подробно показывается, как снять выжимной подшипник и ВС.

Владельцы ВАЗ-2110 сталкивались с проблемой поломки вилки сцепления. Обычно на сервисе берут кругленькую сумму за ремонт, поскольку приходится снимать коробку передач, поэтому автолюбители стараются провести восстановительные работы самостоятельно.

Видеоматериалы по теме

Видеоматериал расскажет и наглядно покажет, как сменить вилку сцепления своими руками, а также о необходимом инструментарии, тонкостях и нюансах проведения работ.

Схема трансмиссии на ВАЗ-2110 и причины износа вилки сцепления

Конструкция вилки сцепления.

Перед тем, как приступить непосредственно к выполнению самой ремонтно-восстановительной операции, стоит рассмотреть причины смены вилки сцепления на ВАЗ-2110.

Итак, рассмотрим причины смены детали:

  • Деформация вилки сцепления.
  • Трещины в корпусе.
  • Дефект лапки или износ.

Вот так она выглядит, когда её только-только сняли с автомобиля.

Процесс замены

Когда рассмотрены все причины, можно переходить непосредственно к процессу смены детали:

  1. В первую очередь стоит демонтировать КПП. Без этого, достаточно сложно сменить вилку сцепления.
  2. Поддеваем чехол и демонтируем его. Если на нем есть признаки износа, рекомендуется его заменить.

    Снимаем резиновый пыльник.

  3. Вытаскиваем пластмассовую фиксирующую втулку. Операцию стоит проводить осторожно, а то при повреждении, её придёться сменить.

    Вынимаем пластмассовую втулку.

  4. Приподнимаем вилку сцепления, и вытягиваем её с крепёжного паза.

    Вынимаем вилку сцепления с посадочного места.

  5. Проверяем металлическую втулку, которая фиксирует фиксирующую пластмассовую втулку. Если имеется износ или выработка, то стоит её сменить.

    Посадочное место крепления вилки сцепления.

  6. С вилки демонтируем пружинный фиксатор.

    Демонтируем пружинный фиксатор. При износе, меняем его.

  7. Смазываем все втулки.
  8. Проводим сборку узла.

    Собранный узел после проведения ремонта.

  9. Устанавливаем КПП на своё посадочное место.

Выбор детали

Особых вариантов при выборе вилки сцепления на ВАЗ-2110 не существует.

Есть только два производителя – РФ (оригинал) и Китай Дорожная Карта (не рекомендуется, поскольку качество ниже среднего). Обе детали выпускаются под оригинальным каталожным номером — 21101601200 . Средняя стоимость на автомобильном рынке запасных частей составляет – 1000 рублей.

Новая вилка сцепления.

Выводы

Процесс смены вилки сцепления на ВАЗ-2110 – прост. Наиболее сложной операцией является демонтаж коробки переключения передач. Что касается выбора запасной части, то всё просто – только оригинал. Дёшево, ну и других вариантов, то собственно и нет.

Поломка поломке рознь, каждая проявляется по-разному. Одна может годами трепать нервы, то пропадая, то появляясь снова, а вторая проявляется мгновенно и в самый неподходящий момент. Одна из таких - провал педали сцепления на ВАЗ-2110. Случай, конечно, неприятный, но далеко не смертельный. В большинстве случаев каждый автомобилист сможет восстановить работоспособность сцепления своими руками, главное - знать причины и что делать.

Почему и куда проваливаются педали на ВАЗ-2110

Схема сцепления десятки. Ничего нового для тех времён не было!

Конечно же, каждый, кто ездит на ВАЗ-2110, знает устройство однодискового сухого механизма сцепления и его привода. Как и на всех недорогих автомобилях, простейшее сцепление приводится в действие не гидравликой, а механически: мы нажимаем на педаль 9, педаль тянет трос, трос приводит в движение вилку 4, а вилка уже толкает выжимной подшипник 13, который воздействует на лепестки прижимного диска 6. Выжимной диск отводится от ведомого диска 7, сцепление выключается.

Если хотя бы один из элементов этой цепочки теряет свои свойства (прочность, эластичность, целостность), педаль просто проваливается в пол или же сцепление не выключается, частично или полностью.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности, характерные для машин десятого семейства.

Вилка выключения сцепления

У вилки сцепления либо гнется или трескается рычаг, либо изнашиваются лапки в местах контакта с муфтой подшипника.

Мы не зря начали рейтинг неисправностей не с троса, что логичнее было бы предположить, а именно с вилки. Конструкция и материалы этого элемента подобраны настолько неудачно , что некоторые умудряются менять по 3 вилки за год . Симптомы поломки простые - внезапный провал педали в пол. При этом вилка иногда ломается не полностью, а надламывается, создавая иллюзию целого элемента.

Типичная поломка вилки сцепления.

Вычислить поломку просто - открываем капот и шевелим вилку руками.

Если она свободно болтается, видны трещины или изломы, добираемся до магазина запчастей, покупаем новую вилку и меняем её, для замены придётся частично снимать коробку передач. Цена новой вилки не более 500 рублей, а продают её по заводскому артикулу 21100-1601200 . Также в продаже есть вилки дешевле, других производителей, есть усиленные конструкции и подороже.

Трос привода сцепления

Выходит из строя гораздо реже вилки и при щадящей эксплуатации может пережить не один комплект сцепления.

Перетертый трос.

Трос рвётся в нескольких местах - возле самой педали, на месте изгиба в моторном отсеке или на концевике, на регулировочном штоке. Поломка тоже сразу бросается в глаза: трос ослабляется, иногда видны места обрыва.

В редких случаях трос рвётся прямо в кожухе, это тоже диагностируется довольно легко - тянем за любой доступный конец троса, если он поддаётся и без проблем вынимается, покупаем или достаём из багажника новый. Его каталожный номер ДААЗ 2110-1602210 , а просят за трос от 370 до 450 рублей в зависимости от производителя.

Новый трос для ВАЗ-2110.

Заключение

Другие причины упавшей педали встречаются крайне редко и проявляются постепенно.

К примеру, при лопнувшей диафрагме выжимного диска мы сперва услышим треск и шум в корзине, шуметь она может долго, долго и трещать, до тех пор, пока диафрагма не разрушится окончательно. Это значит, мы близки к провалу. Доводить до этого, конечно, не следует, а сразу проводить замену сцепления на ВАЗ-2110. Добрых всем дорог и цепкого сцепления!

Процесс по снятию вилки выключения сцепления на автомобиле ВАЗ 2110 и её обслуживание, при необходимости замена и обратная сборка деталей.


Со временем эксплуатации автомобиля износу также поддаётся в коробке передач – вилка выключения сцепления. Несмотря на грубость металла и простоту детали всё же некоторые элементы могут поддаться деформации или стиранию, что требует своевременной замены. Если пришло время произвести замену её новой, то не помешает и полностью и произвести её осмотр, при необходимости ремонт, ведь без снятия вам до вилки выключения сцепления не добраться.

Мы производили замену детали на автомобиле ВАЗ 2110.

Процедура по снятию и замены вилки выключения сцепления:

1. Сперва, после снятия коробки передач нужно снять .


2. Следующим этапом будет снятие резинового чехла (номер 1). Его нужно поддеть отвёрткой и стащить с вилки выключения сцепления (номер 2 на фото). Если защитный резиновый чехол имеет дефекты (потрескался, деформировался, нет упругости), то замените его новым.

3. С помощью отвёртки подденьте пластиковую втулку оси вилки, а плоскогубцами с внутренней стороны картера сцепления сожмите фиксирующие его лепестки и достаньте эту втулку. Если этот пластмассовый колпачок имеет дефекты (нет лепестков, трещины или прочие явные следы износа), - замените новым.

4. Теперь дошло дело до снятия вилки выключения сцепления. Приподнимите её и выведите её ось из втулки, что запрессованная в картере сцепления и демонтируйте вилку, выведя ось, а после чего рычаг из отверстий в картере сцепления.


5. Сожмите концы пружинного фиксатора вилки и достаньте его. Если фиксатор имеет дефекты (нет упругости или вообще сломанный), то замените новым.

6. Вилку, что отвечает за отключение привода нужно заменить на новую, если у неё:

  • 1 – рычаг вилки имеет трещины, погнут или деформирован;
  • 2 – лапки детали в области, где они контактируют с муфтой подшипника, также имеют явные дефекты и признаки изношенности.


7. Произведите осмотр металлической втулки жёлтого цвета, если она имеет дефекты, - впрессуйте её и вставьте до упора новую.

8. До того как устанавливать вилку выключения привода обратно, - произведите смазывание консистентной смазкой обоих втулок (металлическую и пластиковую).

9. Теперь можно спокойно монтировать вилку выключения сцепления обратно в порядке демонтажа. Но, обратите особое внимание на выступ на пластиковой втулке, он должен попасть в выбоину на картере сцепления, а её лепестки плотно зафиксировать втулку в картере от выпадения.

ВАЗовское сцепление - механизм довольно надёжный и проверенный в течение почти 50 лет на наших дорогах. Фиатовские инженеры приложили массу усилий для доводки конструкции, но они и подумать не могли, что практически тот же механизм будет успешно использоваться спустя почти полвека на переднеприводной машине.

Диагностика сцепления на ВАЗ-2110

ВАЗ-2110 получил механизм от восьмёрки и девятки практически без изменений, были подкорректированы только прижимные силы, которые соответствуют крутящему моменту двигателя.

Схема сцепления.

Тем не менее всякому сцеплению есть свой срок. Ресурс узла сильно зависит от стиля вождения и условий эксплуатации. А кроме того, от завода изготовителя комплекта. Кстати, менять сцепление в сборе из-за вышедшего из строя ведомого диска или выжимного подшипника вовсе не обязательно, это дорого.

Но и замена любого элемента механизма, как и всего сцепления целиком, на СТО обойдётся не менее 3-5 тысяч рублей , не считая стоимости материалов. Поэтому есть смысл заняться ремонтом самостоятельно. Это не самая простая операция, но вполне доступная даже для начинающего водителя.

Комплект сцепления: корзина, диск, подшипник и оправка.

Признаки неисправности

Перед тем, как снимать сцепление на ВАЗ-2110, необходимо выяснить его состояние по признакам:

  1. Сцепление буксует . Это подразумевает, что при изменении оборотов двигателя, часть крутящего момента теряется при пробуксовке фрикциона ведомого диска - обороты растут, а тяги нет. Вариантов может быть несколько - либо износились фрикционные накладки ведомого диска, либо нарушена регулировка свободного хода педали сцепления. Замена диска нужна в первом случае.
  2. Сцепление ведёт . При полностью выжатой педали сцепление не выключается. То есть часть крутящего момента ещё передаётся на КПП, ведущий и ведомый диски не размыкаются. В этом случае поможет либо регулировка того же свободного хода педали, либо замена выжимного подшипника, корзины сцепления, если регулировка не дала результатов.
  3. Сцепление вибрирует . Наблюдаем вибрации в области КПП на определённых оборотах или постоянно. В этом случае сцеплению необходима замена, скорее всего, вышла из строя корзина.
  4. Сцепление шумит . Повышенный шум при нажатии на педаль, посторонние звуки при переключении передач. Вероятнее всего, вышло из строя либо все сцепление в сборе, либо корзина или выжимной подшипник. Необходима замена комплекта.

При появлении одного из этих симптомов и, убедившись в том, что регулировка не даёт результатов, приступаем к разборке сцепления своими руками, чтобы не тревожить специалистов, время и труд которых обойдётся нам круглую сумму. Сами же мы сможем заменить сцепление в сборе за час, максимум два.

Замена сцепления на ВАЗ-2110 без снятия КПП

Как правило, сцепление десятки, как и других переднеприводных машин ВАЗ, проводят без снятия коробки передач.

Полный демонтаж КПП необходим в тех случаях, когда мы имеем проблемы с включением передач или с редуктором. Демонтируя коробку полностью, работы прибавляется чуть ли не вдвое, приходится сливать масло, снимать полуоси и проводить массу других работ . Поэтому если нас не тревожит КПП, снимать её не станем.

Условия

Менять сцепление удобнее всего на подъёмнике, смотровой яме или на эстакаде. Можно справиться и в полевых условиях, но это, естественно, неудобно и долго.

Для работы нам будет необходим стандартный набор инструментов, домкрат, несколько деревянных проставок и оправка, без которой не удастся установить ведомый диск. Эта оправка повторяет по форме первичный вал КПП и центрирует диск по отношению к маховику.

Точный алгоритм замены

Работу проводим в такой последовательности:

  1. Отключаем минусовую клемму АКБ, снимаем колодку проводов с датчика массового расхода воздуха.

    Снимаем «минус» аккумулятора и разъём с ДМРВ.

  2. Снимаем воздушный фильтр в сборе.
  3. Откручиваем болт крепления кронштейна модуля зажигания, откручиваем верхний болт крепления стартера.

    Выкручиваем верхний болт стартера.

  4. Снимаем трос сцепления с вилкой - откручиваем два болта, откручиваем трос спидометра и снимаем колодку с датчика скорости.
  5. Откручиваем левый болт крепления КПП и только после него - правый.
  6. Откручиваем гайку стартера.

    Откручиваем болт 1 крепления стартера.

  7. Снимаем левое переднее колесо и поддомкрачиваем машину.
  8. Снимаем защиту двигателя.
  9. Откручиваем растяжку, два болта шаровой опоры и нижний рычаг. Снимаем все это с автомобиля.

    Растяжку снимаем вместе с рычагом.

  10. На коробке передач отсоединяем разъем включения фонарей заднего хода.
  11. Откручиваем нижнюю гайку крепления КПП возле правого ШРУСа.
  12. Откручиваем два болта крепления реактивной тяги (треугольная пластина).

    Выворачиваем болты реактивной тяги.

  13. Помечаем расположение механизма привода управления КПП.
  14. Ослабляем гайку на хомуте и снимаем тягу управления с коробки.

    Снимаем тягу привода управления.

  15. Подставляем упор под поддон двигателя и откручиваем две гайки крепления задней опоры.

    Подставляем чурку, чтобы двигатель не оторвал шланги отопителя салона.

  16. Аккуратно отсоединяем картер КПП от блока цилиндров. Желательно отвести его на максимальное расстояние и положить на подставку, хотя коробка и так повиснет на приводах.

    Отводим коробку и кладем её на пол.

  17. Получаем полный доступ к механизму сцепления.

Подшипник (1) меняем однозначно, пружины (2) и накладки (3) изношены – диск под замену, поверхность корзины (4) переживёт ещё один диск.

Особенности

Заодно проверяем состояние маховика.

Далее действуем по обстановке. Если необходима замена всего сцепления в сборе, откручиваем корзину от маховика и устанавливаем новый комплект . Для правильной установки ведомого диска нам понадобится оправка, о которой мы уже говорили. При установке необходимо наживить болты крепления новой корзины, затем вставить оправку в ведомый диск и попасть в маховик. Таким образом мы соблюдаем соосность первичного вала КПП и маховика.

И только после этого можно затягивать болты крепления корзины сцепления. Сборка проводится в обратном порядке.

Новая корзина и диск сцепления.

Удачной всем работы и надёжного сцепления!