Замена прокладки под головкой ваз 2109. Золотые правила затяжки

25. Слегка приподнимите головку блока цилиндров, сдвиньте головку блока так, чтобы конец распредвала вышел из отверстия в задней крышке ремня привода, и снимите головку блока цилиндров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку блока.

26. Снимите прокладку головки блока.

27. Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Замените новыми болты головки блока цилиндров, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установкой головки блока цилиндров смажьте болты тонким слоем моторного масла.
28. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (плоскости должны быть сухими и чистыми) и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки блока.

29. Установите на блок цилиндров новую прокладку головки блока (прокладка должна быть сухой и чистой) по установочным втулкам. При этом отверстие для прохода масла в прокладке головки блока (с медной окантовкой) должно находиться между 3-м и 4-м цилиндрами.

30. Установите головку блока на блок цилиндров, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока цилиндров в указанной последовательности в четыре этапа:
1 - моментом 20 Нм (2 кгс-м);
2 - моментом 69,4-85,7 Нм (7,1-8,7 кгс-м);
3 - доверните болты на 90°;
4 - окончательно доверните болты на 90°.

31. Установите на головку блока цилиндров детали и подсоедините к головке блока шланги и провода в обратном порядке, при этом запрещается поворачивать коленчатый и распределительный валы до установки ремня привода распредвала. Шестерня распредвала установите выступающей частью ступицы к двигателю. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»). Отрегулируйте натяжение ремня привода распредвала

Снимать головку блока цилиндров (ГБЦ) нужно при замене прокладки, блока, а также, когда проводится ремонт механизма поршневой группы и ее клапанов или при ремонте самой головки. Кроме того, при тюнинге двигателя или полной его разборке также нужно демонтировать ГБЦ.

Перед началом работы необходимо, чтобы автомобиль был установлен на эстакаду или на смотровую яму.

Снятие ГБЦ на ВАЗ 2109

  1. Отключить минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Слить ОЖ в пластиковую емкость.
  3. Приемную трубу следует отсоединить от выпускного коллектора.
  4. Демонтировать ресивер с дроссельным узлом (ВАЗ-2111). Также нужно осуществить демонтаж карбюратора (ВАЗ 21083), впускного и выпускного коллекторов (но можно обойтись без этого).
  5. Если работа выполняется на ВАЗ 2111, нужно отключить «массовые» провода, крепящиеся на левом торце головки. Снять топливную рампу с топливными патрубками и форсунками.
  6. Отсоединить высоковольтные провода свечей зажигания. Затем проводим отсоединение разъемов датчиков ОЖ и снимаем уровень давления масла.
  7. На ВАЗ-21083 должен быть убран корпус вспомогательных агрегатов.
  8. Далее выполняется демонтаж корпуса вспомогательных агрегатов, датчика-распределителя, топливного насоса.
  9. Сначала снять ремень ГРМ. Затем снимаются: натяжной ролик и дистанционная шайба. Далее необходимо снять зубчатый шкив распредвала.
  10. Выкрутить гайку крепления задней, прикрепляющую крышку привода ГРМ к ГБЦ.
  11. Убрать крышку головки блока цилиндров .
  12. Крестовой отверткой ослабить хомуты, затем от выпускного патрубка ГБЦ нужно поочередно отключить шланги.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Выкрутить 10 болтов, которые фиксируют головку блока цилиндров, при помощи шестигранника на «10».

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Извлечь винты с шайбами.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Демонтировать ГБЦ с прокладкой.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

Также ознакомьтесь

  1. При разборе клапанного механизма под тарелку клапана необходимо подложить деревянный брусок.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Рассухарить клапан. Достать его из направляющей втулки ГБЦ.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Ключом на «13» открутить 2 гайки крепления впускного патрубка.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  1. Снять прокладку и патрубок.

Собирать и устанавливать ГБЦ следует в обратной последовательности.

  1. Стержни клапанов моторным маслом. То же касается и направляющих втулок.
  2. Перед установкой удалить с поверхности блока цилиндров грязь, масло, остатки старой прокладки.
  3. Заменять прокладку ГБЦ следует по двум особым центрирующим втулкам.
  4. Поставить крепежные винты, на ниже представленной схеме показаны 4 приема, как их нужно затягивать.

Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

  • Момент первой затяжки винтов - 20 Н.м (2 кгс.м);
  • Второй - с моментом 69,4-85,7 Н.м (7,1-8,7 кгс.м);
  • Третьей - с дотяжкой в 90°;
  • Четвертой — доворот винтов на 90°.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.

Данная работа проводится на смотровой яме или эстакаде.

КАК СНЯТЬ ГБЦ НА ВАЗ 2109 - ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

Отключите «минусовую клемму» от АКБ.

Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.

Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.

Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ- 21083), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).

На ВАЗ-2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.

Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.

На ВАЗ -21083 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.

Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.

Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.

Снимите крышку ГБЦ.

При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».

Достаньте винты вместе с шайбами.

Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.

Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.

Рассухарите клапан

Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.

Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.

Снимите прокладку и патрубок.

Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.

Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.

Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.

Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.

Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.

Первая затяжка винтов производится с моментом - 20 Н.м (2 кгс. м);

Вторая - с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс. м);

Третья - дотяжка на 90°;

Четвертая - доворот винтов на 90°.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Головка блока цилиндров заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.

1. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера.

3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны).

4. Снимите карбюратор с впускной трубы.

5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора.

6. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора.

7. Ослабьте затяжку гайки на штуцере.

8. Снимите теплоизоляционный щиток карбюратора.

9. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха.

10. Отверните гайку крепления рыма.

11. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха.

12. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора.

13. Снимите выпускной коллектор.

14. Снимите впускную трубу.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока.

15. Снимите две прокладки.

ПРИМЕЧАНИЕ

Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки выпускного коллектора и впускной трубы не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки выпускного коллектора и впускной трубы осторожно отделите с помощью отвертки.

16. Выверните из головки блока цилиндров свечи зажигания.

17. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

18. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла.

19. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распредвала.

20. Снимите оба корпуса подшипников распредвала с головки блока цилиндров.

21. Выньте распредвал.

22. Снимите сальник с переднего конца распредвала.

23. Отверните гайку крепления натяжного ролика.

24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под натяжным роликом.

25. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Вынув очередной толкатель клапана, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место.

ПРИМЕЧАНИЕ
Привод клапанов состоит из следующих деталей: 1, 2 - клапаны; 3 - наружная пружина; 4 - внутренняя пружина; 5 - верхняя тарелка; б - сухарь; 7 - нижняя тарелка.

Все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.

26. Промаркируйте клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке установить клапана на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра - одна точка, второго - две и т.д.

27. Установите под снимаемый клапан подходящий упор.

28. Установите на головку блока цилиндров приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки.

29. Снимите наружную пружину клапана с тарелкой.

30. Снимите внутреннюю пружину клапана.

31. Выньте клапан из головки блока цилиндров.

32. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана.

33. Выньте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана. Аналогичным образом выньте остальные клапаны.
34. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.

35. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока цилиндров. Если на головке блока есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку блока цилиндров.

36. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор превысит 0,1 мм.

37. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.

38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).

ПРИМЕЧАНИЕ

Рис. 4.5. Размеры тарелок клапанов
Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно устранить шлифовкой на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

39. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины клапанов замените. Проверьте упругость пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует требуемым параметрам, замените пружину.

ПРИМЕЧАНИЕ
Параметры пружин клапанов для определения их упругости:
наружная пружина клапана:
высота в свободном состоянии...............45,2 мм;
высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс.......33,7 мм;
высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс.......24,7 мм;
внутренняя пружина:
высота в свободном состоянии..............34,1 мм;
высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс........29,7 мм;
высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс......20,7 мм.

40. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов.

ПРИМЕЧАНИЕ
Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой.

Рис. 4.6. Размеры седел клапанов: а - седло впускного клапана; б - седло выпускного клапана; I - новое седло; II - седло после ремонта
При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки седел надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

41. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.7).
ПРИМЕЧАНИЕ

Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих втулок
Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм:
номинальный для впускных клапанов................0,022-0,055;
номинальный для выпускных клапанов...............0,029-0,062;
предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов...0,3.
Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.

42. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную направляющую втулку клапана специальной оправкой.

43. Вставьте новую направляющую втулку клапана в специальную оправку.

ПРИМЕЧАНИЯ

В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами. Направляющие втулки клапанов имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

44. Запрессуйте с помощью оправки направляющую втулку клапана со стороны распредвала до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.

45. Разверните отверстие в направляющей втулке клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм - для выпускных. После этого прошлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

46. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя клапана есть задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапанов.

47. Осмотрите регулировочные шайбы толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при многократной затяжке болты головки блока вытягиваются. Если длина болтов головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты.

49. Для проверки герметичности головки блока цилиндров заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки блока, переверните головку блока цилиндров камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична, и головку блока надо заменить.

50. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).

51. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни клапанов моторным маслом.
52. Установите нижние тарелки пружин клапанов.
53. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

54. Замените распределительный вал, если на шейках и кулачках распредвала есть следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распредвала (радиальное биение шеек не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями опор и шейками распредвала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069-0,11 мм).
55. Установите распредвал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
56. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу.
57. Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).

Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.

Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:

  • Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
  • Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
  • Отвертка плоская
  • Удлинитель
  • Средство для удаления прокладок

Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109

Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.

  1. Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
  2. Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
  3. , хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов

В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.

Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:

В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:

Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:

И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:

После чего нам открывается следующая картина:

Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108

Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.

Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:

Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:

Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:

Установка головки на место

Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.

Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:

Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:

  1. Сначала моментом силы 20 Нм
  2. Второй прием моментом 75-85 Нм
  3. Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
  4. Окончательно заворачиваем на 90 градусов

Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!