Аккумуляторные батареи типа agm. Аккумуляторы Технология VRLA

Автомобильные и мотоциклетные аккумуляторы, выпускаемые по технологии AGM, на сегодня являются самым прогрессивным технологическим решением среди свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Зачастую аккумуляторы AGM называют гелевыми, но это неправильно. С чем связано такое ошибочное наименование, сказать трудно, но иногда возникает путаница - покупатель спрашивает «гелевый аккумулятор», а в ходе дальнейшей беседы выясняется, что на самом деле ему нужен аккумулятор AGM.

В этих аккумуляторах электролит жидкий, как и в обычных свинцово-кислотных батареях, но в свободном виде он отсутствует. Весь имеющийся в этих аккумуляторах электролит пропитывает специальные конверты из пористого стекловолокна, в которые упакованы пластины электродов. Благодаря такому подходу многократно усиливается защита покрывающего пластины активного вещества от осыпания, а опасность вытекания электролита практически исключена даже при механическом повреждении корпуса. Собственно, AGM так и расшифровывается - Absorbent Glass Mat (абсорбирующий, т.е. впитывающий, стекломатериал).

Основные преимущества AGM аккумуляторов

Аккумуляторы AGM выдают очень высокие пусковые токи, причем сохраняют равномерность пускового тока вплоть до полного разряда батареи. Глубокие разряды аккумуляторы выдерживают очень хорошо, а после зарядки их емкость быстро и уверенно восстанавливается до номинального значения.

Очень высока устойчивость аккумуляторов AGM к воздействию ударных и вибрационных нагрузок. Кроме того, благодаря отсутствию текучести электролита эти аккумуляторы могут работать не только в вертикальном положении, но при очень сильных наклонах. Эти два свойства аккумуляторов AGM особенно важны при движении вне дорог, в том числе по сильно пересеченной местности. Но больше всего эти качества подходят для использования таких батарей на мотоциклах. Большинство мотоциклетных аккумуляторов производится сегодня именно по данной технологии.

Полное исключение риска протечки электролита и его паров позволяет без проблем использовать аккумуляторы AGM на автомобилях, компоновка которых предусматривает установку аккумулятора в салоне.

При исправной работе бортового электрооборудования аккумуляторы AGM отличаются исключительно длительным сроком работы - до десяти лет в нормальных условиях эксплуатации. А если измерять срок службы аккумулятора в количестве циклов заряда-разряда, которое батарея способна выдержать до выхода из строя, то такое количество циклов у таких аккумуляторов в три-три с половиной раза выше, чем у обычных.

Аккумуляторы AGM идеально подходят для автомобилей с расширенной версией системы Start-Stop, предусматривающей рекуперативное торможение.

Недостатки AGM аккумуляторов

Однако не надо считать, что аккумуляторы AGM состоят из одних достоинств. Недостатков тоже хватает. Например, для зарядки таких аккумуляторов необходимы специальные зарядные устройства, предназначенные именно для AGM батарей, или имеющие специальную опцию. То есть такое зарядное устройство придется покупать вместе с аккумулятором.

AGM-аккумуляторы очень чувствительны к исправности и равномерности напряжения автомобильного электрооборудования. Выход из строя реле-регулятора быстро приводит к полному прекращению работы аккумулятора и невозможности его восстановления. Если аккумулятор AGM установлен в заводской комплектации автомобиля, то менять его допустимо только и исключительно на AGM-батарею, других вариантов просто нет.

Но самая неприятная для наших условий особенность этих аккумуляторов - резкое, почти на 50%, падение стартовых характеристик при сильных морозах из-за застывания связанного электролита.

Если Вы собираетесь купить аккумулятор AGM, имейте в виду: такие аккумуляторы наилучшим образом подходят для дорогих иномарок с большим количеством разнообразного электрооборудования. Да и цена у них весьма высока. Строго говоря, батареи AGM - дорогие качественные аккумуляторы для дорогих качественных автомобилей. Впрочем, длительная работа аккумулятора и комфорт во время поездок полностью окупят затраты на покупку такой батареи.

Приобрести аккумулятор AGM Вы всегда сможете в наших магазинах! Закажите на сайте или по телефону - и купите!

Свинцовые батареи AGM (Absorbent Glass Mat – “впитывающая стеклоткань”) – это дальнейшее улучшение технологии аккумуляторных батарей, классических сернокислотных АКБ. Благодаря своим преимуществам, они заняли прочное место в ряду уже известных типов батарей.

Моноболочная герметичная батарея AGM

Что такое AGM свинцовый аккумулятор

В традиционных аккумуляторах электролит в элементе батареи (банке) содержится в жидком состоянии. AGM батареи используют вместо наливной жидкости материал из специального стекловолокна с высокой пористостью. Размеры пор в ней порядка десятых долей микрона. Такая жидкость не плещется внутри банок при толчках и не вытекает при наклонах. В то же время обеспечивается ионная проводимость при малом внутреннем сопротивлении, как и в обычных аккумуляторах. Причем внутреннее сопротивление аккумуляторов AGM ниже, чем у обычных.

Аккумуляторы по технологии AGM применяют для пуска автомобильных двигателей, устройств бесперебойного питания, аппаратуры связи, дежурного освещения и т.д. До недавнего времени использовались в электротранспорте.

Вид элемента с наполнителем в разрезе

Стекловолоконная набивка элементов заполнена электролитом не полностью, остается некоторое пространство для рекомбинации электролизных газов. Если ток заряда немного превышает паспортные значения, эти газы выделяются (водород и кислород при перезаряде) в незначительном количестве. Однако, этого хватает, чтобы вздулся и сломался корпус. Поэтому в батарее установлен предохранительный клапан.

Такие батареи относятся к типу VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid – свинцово-кислотные с клапаном защиты). Клапан выпускает избыток газа и закрывается. В зависимости от конструкции корпуса батареи клапан может быть общим для всех отсеков или на каждом элементе есть свой.

Система клапанов для сброса газов

Расположение электродов в АКБ обычно плоское. Это пакет параллельных пластин, разделенных непроводящими сепараторами. AGM аккумулятор может быть выполнен и с цилиндрическим, точнее, спиральным расположением электродов. Это вдвое повышает наибольшее рабочее давление внутри элемента, которое может, в этом случае, достигать 2.7 кг/см 2 . Спиральное расположение было запатентовано в США и до сих пор владелец не продал лицензию в Европу или Азию, так что на российском рынке такие аккумуляторы практически не найти.

Несмотря на это, батареи с плоским расположением электродов имеют свои плюсы. У них более продолжительный срок службы. Ток, отдаваемый плоскими банками, ниже, чем у цилиндрических, примерно в полтора раза. Однако и в этом случае, такой аккумулятор способен давать ток в 500-900 Ампер. (Сравните с 200-300 А для заливной стартерной батареи.) Повышенный ток, отдаваемый в нагрузку, объясняется меньшей, чем у наливных банок поляризацией, электродов.

Явление поляризации состоит в том, что электроды покрываются мельчайшими пузырьками газа, из-за этого понижается площадь контакта с электролитом и, естественно, снижается ток. Обычно поляризация начинает проявляться не сразу, а спустя несколько секунд после подачи большой нагрузки. Так что, если двигатель “не подхватил”, то приходится ждать некоторое время.

В аккумуляторах, сделанных по технологии AGM, волокнистая набивка моментально впитывает пузырьки газа. Это происходит за счет капиллярных сил, можно сказать, что наполнитель “вытирает” пластины от пузырьков. Поэтому высокая токовая отдача значительно продлена по времени, сравнительно с чисто жидким вариантом элемента. В этом состоит основная фишка аккумуляторов AGM. Вряд ли стоит уточнять, как это сказывается при заводке авто.

Тем не менее, не стоит верить утверждениям относительно чудесных свойств AGM в зимний период. Низкая температура действует на такие батареи по всем законам физической химии и ничуть не улучшает их свойства по сравнению с классическими банками.

Плюсы и минусы

Преимущества следующие:

  • в 1.5 раза больший ток;
  • работа в наклонном положении;
  • не вытекает кислота;
  • не требуется доливать электролит.

Недостатки – такие же как у всех свинцовых батарей: большой вес (примерно на 30% тяжелее обычных), сравнительно невысокая емкость (по сравнению с литиевыми), низкая экологичность, как у всех свинцовых аккумуляторов.

Аккумуляторы различных конструкций

Как выбрать?

При выборе аккумулятора AGM нужно исходить из пускового тока, которого требует стартер у покупателя. Поскольку аккумулятор AGM дороже обычного, его приобретение должно быть оправдано. Если на автомобиле стоит дизельный двигатель, и он хранится в гараже при температуре не ниже -20°C то тогда стоит покупать. Жителям теплых краев такая батарея, конечно, тоже не помешает, но можно обойтись и без нее.

При пуске от AGM в среднем отбирается не больше 1% заряда, так что этот аккумулятор будет подходящим тем, кто вынужден часто глушить и заводить двигатель.

Режимы эксплуатации аккумуляторов AGM

Для правильной эксплуатации необходимо понимать, как заряжать аккумулятор. Аккумуляторная батарея может находиться в одном из трех состояний:

  • хранение;
  • заряд;
  • разряд.

Состояние заряда тоже подразделяется на несколько этапов, что вызвано химическими особенностями процесса заряда:

  • заряд повышенным током;
  • заряд нормальным током;
  • подзаряд;
  • хранение (при подключенном ЗРУ).

При разряде AGM элементы способны отдавать заметно больше ампер-часов чем обычные аккумуляторы.

Важно! Заряд AGM-аккумуляторов должен производиться постоянным напряжением, верхний предел которого ограничен. Иначе, как минимум, сильно понизится срок службы батареи. Напряжение зарядного устройства должно быть стабилизировано. При длительном хранении полезно постоянно подзаряжать АГМ аккумулятор специальным зарядным устройством.

Причина таких предосторожностей заключается в том, что в электрохимическом ряду напряжений свинец стоит рядом с водородом, и достаточно +0.12 В превышения напряжения над указанным, и начнет выделяться водород. Особенно это проявляется к концу заряда. Если же просто “ввалить ему напругу” как делают мужики в гаражах, то избыток водорода просто разорвет микропористую набивку. И качество аккумулятора резко упадет. Жидкостному аккумулятору “кипение” электролита ничем не угрожает, но AGM – совсем другое дело.

Обычное зарядное устройство заряжает батарею примерно на 70%. Для полного заряда, близкого к 90% от номинальной емкости, применяют 3-ступенчатый режим заряда с помощью специализированных ЗРУ (float charger).

График тока и напряжения при зарядке AGM

На рисунке показаны процессы заряда (красная линия графика) и разряда (синяя линия). Символ С20 означает режим разряда батареи в часах: 20 часов. Соответствующий ток мы можем получить, зная емкость батареи. Пусть для примера, емкость аккумулятора, написанная на этикетке: 80 A/ч. При С20 ток будет равен 80/20 = 4 А.

Заряд в 3 стадии начинается стабилизированным током, величиной в четверть от номинальной емкости. Для батареи 80 А/ч это 20 А (не более 28 А). Температура не должна превышать 35°C, иначе срок службы батареи сокращается. Устройство следит за напряжением, и когда оно достигнет 2,45 В на банку, переключается в режим стабилизации напряжения. Ток заряда постепенно уменьшается. Когда он установится около 0,5 А, устройство переключается в режим хранения (компенсации саморазряда, float) и стабилизирует напряжение на уровне 2,3 В на банку.

Обычно автомобилисты пренебрегают “тонкостями”, и теряют на этом деньги, часто покупая новые аккумуляторы.

Уход за батареей AGM

Это не совсем верно, что такие аккумуляторы не требуют ухода, потому что они необслуживаемые. Периодически нужно снимать аккумулятор, при необходимости подзаряжать его, и тщательно протирать корпус, особенно в тех местах, где выходят клеммы. Грязь, и обязательное присутствие там влаги и соли приводит к значительному саморазряду аккумулятора. Кроме того, при очистке корпуса можно вовремя заметить трещину в корпусе и избежать попадания кислоты на кузовные части автомобиля.

Статья посвящена теме актуализации использования в современном автомобилестроении аккумуляторов AGM . Почему можно использовать AGM батарею вместо обычной и из-за чего обратная замена не является желательной.
Конструктивные отличия и эксплуатационные достоинства AGM аккумуляторов .

В нашу современную бытность стремительно ворвались автомобили , которые в целях тотальной экономии топлива оборудованы системами «Start Stop ». Подразумевается , что при остановке подобного автомобиля на красный свет перед светофором или в вяло движущейся пробке , его двигатель заглушается , а при нажатии на педаль сцепления (для автомобилей с механической коробкой передач ), запускается .

Именно для таких автомобилей и были созданы аккумуляторы AGM , на которых так и пишется : «Start Stop !». Впрочем , по сути своей , это привычная для нас свинцово -кислотная фабрика производства постоянного электрического тока , только гораздо более совершенная , нежели все ее предшественницы . И вполне возможно , что вскоре именно такие изделия полностью вытеснят все остальные типы батарей с рынка .

Absorbent Glass Mat буквально переводится как : «Впитывающая стекловолоконная губка ». Что же такое AGM на деле ? В конструкции батарей AGM предусмотрено наличие сепараторов , выполненных из микропористого материала , поры которого заполнены абсорбированным в них электролитом . В силу физических особенностей материала , часть объема микропор остается свободной и используется для замкнутого перераспределения газов , предотвращая тем самым испарение воды . Как известно , на положительной и отрицательной пластинах аккумулятора при химической реакции выделяются соответственно кислород и водород , при попадании в связанную среду они вновь образуют воду (H2O ), которая и остается внутри батареи .

Стоит заметить , что внутреннее сопротивление у такого аккумулятора существенно ниже , чем у аналогичного по емкости аккумулятора с жидкой составляющей , ведь проводимость стекловолоконного сепаратора не в пример лучше , чем у традиционных полиэтиленовых «конвертиков ». Соответственно выше и способность без ущерба для себя отдавать более высокие токи . А поскольку пластины в AGM аккумуляторе собраны в плотно обжатый пакет , активная масса не склонна к осыпанию , что придает батарее способность гораздо легче переносить циклические глубокие разряды . Не требователен аккумулятор AGM и к ориентации , благодаря особенностям конструкции он может работать хоть «вверх ногами », а при полном разрушении корпуса остается почти безвредным , ведь связанный электролит не вытекает наружу , образовывая ядовитую лужицу .

Аккумуляторы AGM разрабатывались с прицелом на их эксплуатацию на автомобилях , оборудованных системой «Start Stop », также они ориентированы на машины с высоким энергопотреблением , а таковыми являются : автомобили «Скорой помощи », специализированные автомобили МЧС . Впрочем , с дальнейшим развитием электронных систем потребность в мощных и стабильных источниках электрического тока будет лишь возрастать , поэтому с полной уверенностью можно говорить о скором повсеместном использовании батарей AGM .

Вполне резонно возникает вопрос : «А взаимозаменяемы ли между собой AGM и обычные аккумуляторы ?»

С полной уверенностью можно сказать о том , что AGM батарея без проблем и в полном объеме заменит обычную , а вот обратное замещение весьма проблематично и отнюдь не полноценно . К подобному шагу можно прибегнуть лишь в безвыходной ситуации при временной ее замене .

Насколько верно утверждение , будто AGM аккумулятор емкостью 50 А ч заменит собой обычный , но емкостью 90 А ч ?

Это абсолютная профанация , поскольку , по сути , речь идет об уменьшении количества накопленной в аккумуляторе энергии . Физический смысл величины заключается в том , что аккумулятор способен при своем разряде обеспечить соответственно силу тока 50 А или 90 А в течении одного часа . О какой же взаимозаменяемости может идти речь ? За счет чего будут скомпенсированы потерянные ампер -часы ? Да ни одна технология не способна этого сделать в принципе !

Аккумуляторы AGM с большим током устанавливаются на обычную машину , может ли это повредить стартеру ?

Совершенная нелепица ввиду того , что величина тока определяется сопротивлением нагрузки , то есть стартером . А стартер , даже если батарея сможет выдать миллион ампер , возьмет лишь столько , сколько позволит ему его внутреннее сопротивление , ведь закон Ома для всех приборов един .

Есть ли какое -то ограничение по применению AGM ?

Оно полностью отсутствует , даже если говорить об абсолютно не отрегулированных автомобилях с неисправным реле -регулятором и плавающим сетевым напряжением . Даже в таком случае AGM аккумулятор окажется более долгоживущим , чем стандартная по сегодняшним меркам батарея . Максимальное напряжение , после которого возникают неприятности , для обычного аккумулятора равняется 14 ,5 В , а для AGM – 14 ,8 В .

Какой аккумулятор больше пострадает от глубокого разряда – обычный или AGM ?

Несомненно , обычный , ведь уже после 5 -6 глубоких разрядов он может сдаться , тогда как для AGM такого ограничения не существует в принципе , то есть благодаря своим конструктивным особенностям он может глубоко разряжаться практически неограниченное число раз .

Насколько необслуживаемой может считаться AGM батарея ?

По своей сути данный вопрос не вполне корректен изначально . Любой свинцовый аккумулятор не является на 100 % герметичной системой , даже AGM технология может гарантировать герметичность лишь на 99 %. Именно поэтому любая автомобильная батарея нуждается в обслуживании : проверке ее заряда , дозарядке при необходимости и так далее …

В чем отличие «гелевых » и AGM аккумуляторов ?

К наиболее популярной среди так называемых «гелевых » батарей относится продукция TM Optima , но на деле это самая настоящая AGM батарея ! Гелевой ее кличут лишь на популярных форумах , что ни в коем случае не является правдой . Кстати сказать , «гелевых » аккумуляторов попросту не существует в природе . А появившаяся расхожая , но в корне неверная терминология , вероятнее всего , связана с аккумуляторами , которые используются в электрических погрузчиках и в машинах для мойки пола . В этих батареях электролит находится в загущенном состоянии , что и отличает их от традиционных автомобильных аккумуляторов с жидкой кислотной фракцией . Напомним , в AGM электролитом пропитаны специальные стекловолоконные сепараторы , откуда и родилась аббревиатура названия этого типа батарей .

Резервная емкость аккумулятора – что это за параметр ?

Чем выше эта цифра , тем лучше . Она показывает , как быстро напряжение на клеммах батареи , выдающей нагрузку равную 25 A , снизится до 10 ,5 В . Если говорить более понятным языком примеров , то этот параметр укажет , долго ли продержится аккумулятор в слякотную непогоду при неисправном генераторе .

Апрель 21, 2015

При решении задачи по бесперебойному питанию часто сталкиваются с непростым выбором между аккумуляторами AGM и GEL. Разобравшись в особенностях технологий изготовления АКБ и эксплуатационных характеристиках, мы сможем сделать выводы о сфере оптимального применения.

AGM технология аккумуляторных батарей

AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat и означает “абсорбирующее стекловолокно”. По сути, это обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, только в них электролит находится не в виде свободно перетекающей жидкости, а в виде обильно пропитанной раствором серной кислоты стекловаты (своеобразный подгузник для электролита ). Что это даёт:

  • Есть место для выделяющегося в процессе заряда водорода – он “запирается” в стекловолокне. Иными словами газ полностью рекомбинируется внутри АКБ. Это позволяет безопасно использовать AGM АКБ в помещении.
  • Герметичная конструкция позволяет их эксплуатировать в любом положении
  • Не требуют обслуживания, но это не исключает необходимости переодической “тренировки” батарей

Специально для наших читателей мы не пожалели и распилили популярную батарейку , давайте посмотрим что у неё внутри:

Свинцовые пластины с абсорбированным стекловатой электролитом

Сам AGM – обильно пропитан электролитом

Gel технология

Конструктив гелевого аккумулятора аналогичен AGM, но электролит абсорбирован не стекловолокном, а загущен при помощи силикагеля (SiO2). Гель удерживает в своей структуре электролит, поддерживая целостность свинцовых пластин. Движение молекул электролита происходит через микропоры гелевой структуры.

Теперь давайте сравним характеристики и стоимость аналогичных аккумуляторов, сделанных по разной технологии. На основании дата-листов (ТТХ) и опроса инженера произведем сопоставления характеристик на примере аккумуляторов Delta и Challenger.

1) Заряд

Классическим для свинцово-кислотных АКБ считается ток заряда 0,1С или 10% от ёмкости аккумулятора, но максимальный допустимый ток заряда у AGM и гелевых аккумуляторов различный:

  • AGM – 0.3C (например, для (100Ач) – ток заряда 30А)
  • GEL – 0.2C (для (100Ач) – ток заряда 20А)

Заряд максимальным током несколько сокращает срок жизни аккумулятора (на 5-7%), но может быть очень кстати в случаях, когда зарядить батарею требуется быстро. Например, при работе в гибридных системах с генератором. Таким образом, минимально возможное время заряда (с учетом КПД) для полностью севшего AGM аккумулятора составит около 6 часов, а у GEL – 8 часов.

2) Кол-во циклов

Давайте сравним количество циклов для АКБ различного типа по двум различным сериям

Delta HR 12-100 (AGM) : 100 % DOD – 275 циклов, 50% – 575 циклов, 30% – 1325 циклов

Delta DTM 12-200 L (AGM): 100% – 275 циклов, 50% – 550 циклов, 30% – 1200 циклов

Delta GX 12-200 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850 циклов

Итак, разница в цикличности между сериями HR (AGM) и GX (GEL) при DOD 50% – 21,7% в пользу последнего; между DTM и GX: 27,2% в пользу последнего.

Для объективности представим график и данные по АКБ Challenger серия A (AGM) и G (GEL) при разряде до 80%


Challenger A12-200 – 80% DOD – 525циклов
Challenger G12-200 – 80% DOD – 645циклов
Разница в 19%.

3) Текущая розничная цена и стоимость цикла

Из-за нестабильного курса пришлось указать в ненавистных долларах. В соотношении с количеством циклов при разряде 50%:

  • – $223/575=0,406
  • – $240/700=0,343
  • – $390/550=0,709
  • – $467/700=0,667

  • – $475/525=0,91
  • – $550/645=0.85

4) Глубокий разряд

Гелевый аккумулятор благодаря использованию загустителя электролита более устойчив к глубоким разрядам, иными словами разряд до 1.6В/эл (9,6В) наносит меньше вреда для аккумулятора. Глубокий разряд батарей присущ альтернативной энергетике (солнечные панели, ветряки), в буферных режимах ИБП и инверторы не допускают разряд аккумулятора ниже 10.5В.

5) Срок жизни

Срок жизни аккумулятора относительно абстрактная вещь ввиду того, что провести профессиональное исследование с параллельной эксплуатацией выборки двух типов АКБ различных серий длительностью 10-12 лет и сопоставить его результаты сложно и затратно. В документации срок жизни аккумуляторов указан одинаковый. Ввиду этого, мы должны опираться на косвенные данные, которые нам дают инженеры производств, мнение которых основывается на особенностях технологий изготовления. Итак:

  • DTM – стандартный аккумулятор AGM
  • HR и HRL – отличается составом электролита, в который добавлены специальные присадки, которые увеличивают энергоотдачу и замедляют процесс сульфатации и коррозии свинцовых пластин аккумулятора, заметно продлевая срок его службы
  • Gel – электролит загущен силикагелем
  • GX – ориентир на цикличность
  • DTM L – присадки Long Life
  • HR – присадки + высокая энергоотдача

Выводы

  1. AGM аккумуляторы имеют преимущество в системах требующих быстрого заряда аккумуляторов, например, в случае гибридных схем “инвертор+генератор” (мы сокращаем время работы генератора и увеличиваем время тишины), т.к. выдерживают больший зарядный ток.
  2. В случае решения задачи автономного питания на базе солнечных панелей или ветрогенератора при достаточности бюджета гелевые аккумуляторы предпочтительнее, так как устойчивы к глубокому разряду и имеют больше ресурс циклов заряда-разряда.
  3. Для работы в буферном режиме, т.е. в системах резервного питания на базе ИБП, инверторов предпочтение следует отдавать AGM-технологии, т.к. батарейный банк получается дешевле и он дольше прослужит (срок жизни аккумуляторов при буферном режиме исчисляется в годах, а не в циклах). Самая живучая серия аккумуляторов HR и HRL благодаря различным присадкам в электролит, снижающим процессы разрушения свинцовых пластин.
  4. В мощных системах с высокими токами разряда и автономией до 30 минут рекомендуется использование серий HR и HRL, т.к. эти АКБ обладают самой большой энергоотдачей в единицу времени при коротких циклах.

Наше видео с семинара по обучению партнеров. Технологии AGM и Gel

Оставляйте комментарии и задавайте вопросы!

Каждый автовладелец старается подобрать для своей машины надежный и простой в обслуживании аккумулятор. На сегодняшний день на рынке представлены устройства на любой вкус, однако, многие продолжают рассматривать только традиционные модели АКБ, в то время как, возможно, стоит взять на вооружение новые технологии.

Многие современные автомобили иностранных производителей оснащены АКБ с маркировкой AGM, что расшифровывается как Absorbent Glass Mat – абсорбирующие стеклянные маты. Этот вид устройств в последнее время начинает завоевывать рынок и встречается на прилавках магазинов автозапчастей все чаще.

Некоторые автолюбители ошибочно относят эти АКБ к классическим свинцово-кислотным аккумуляторам, или же к батареям с технологией GEL. Однако, эти устройства произведены по совсем другому принципу, они имеют свои конструкционные и эксплуатационные особенности, и в сравнении с другими видами батарей, обладают как плюсами, так и некоторыми минусами.

Что это такое?

Технологи изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов AGM была разработана инженерами Gates Rubber Company в начале 1970х годов. Ключевая особенность этих батарей в том, что они содержат в себе не жидкий, не гелевый электролит, как в классических или гелевых устройствах, а абсорбированный. Такая конструкция придает ряд новых свойств этому устройству.

Обычно такой вид АКБ используется в наши дни в автомобилях премиум-класса, для авто с высокой степенью энергопотребления и для машин, оснащенных системой start-stop. Также этот вид устройств нашел применение там, где требуется глубокий разряд, например, на морском транспорте и в источниках бесперебойного питания. Батареями AGM комплектуются истребители F-18 и бомбардировщики B-52 с 1985 года и по наши дни.

В классической модели свинцово-кислотной АКБ корпус разделен на отсеки микропористыми пластинами-сепараторами из пластика. В эти отсеки залит раствор серной кислоты – электролит, а в него погружены положительные и отрицательные пластины. Между этими пластинами с разными полюсами заряда протекает электрический ток.

В отличие от классической технологии производства свинцово-кислотных аккумуляторов, AGM использует пористый наполнитель из стекловолокна, пропитанный жидким электролитом. Распределение жидкости в наполнителе осуществляется таким образом, что происходит постоянная рекомбинация газа в системе.

Благодаря такому подходу, корпус устройства можно сохранить полностью герметичным, исключив утечку едкой жидкости во время эксплуатации.

Конфигурация батарей AGM бывает спиральная или плоская. Устройства со спиральной конструкцией изготавливают по большей части на территории Северной Америки, а плоскую – в Северной Америке и в Европе.

У спиральных элементов площадь поверхностного контакта обширнее, поэтому они могут быстрее заряжаться и кратковременно выдавать более высокие токи. С другой стороны, по сравнению с плоскими элементами, у спиральных блоков удельная емкость батареи меньше. В наши дни плоские блоки более широко используются.

Спиральные же элементы запатентованы компанией Johnson Controls и не могут применяться без ее согласия, в отличие от плоских моделей.

Внимание! Для стационарного заряда батарей AGM желательно использовать специальное зарядное устройство с фиксацией выходного напряжения.

Из батарей со сроком службы в 5-12 лет, батареи с технологией AGM – самые дешевые. Такая батарея способна выдерживать до 200 циклов стопроцентного разряда. Только эти устройства можно эксплуатировать в любом положении, например на боку.

Преимущества и недостатки технологии

Многие автолюбители путают AGM аккумуляторы с гелевыми, это ошибочно. Две эти технологии принципиально различаются как по своей конструкции, так и по области применения.

Герметизированные батареи с абсорбированным сепараторами электролитом содержат кислоту не в гелевой, как в батареях, построенных по GEL технологии, а в жидкой форме.

Однако их принципиальное отличие от жидконаполненных АКБ состоит в том, что теперь жидкий электролит содержится в порах специальных сепараторов из тонкого стекловолокна, размещенных между пластинами аккумулятора.

Такая система представляет собой пористую среду, в которой удерживается кислота в жидком виде, причем электролит находится в мелких порах, в то время как крупные поры остаются свободными для рециркуляции газа в системе. Принцип сепарации такой же, как и у гелевых АКБ: газ успевает, не покидая корпус батареи, вернуться в состав электролита.

Таким образом, этот вид батарей, также как и гелевые АКБ, не требует обслуживания и долива кислоты на протяжении всего срока эксплуатации.


AGM аккумуляторы не содержат жидкий электролит в свободном состоянии, что означает их повышенную устойчивость к замерзанию при отрицательных температурах в холодное время года. Эти аккумуляторы запускают двигатель при более суровых погодных условиях, чем классические кислотные или GEL — батареи.

Батареи с технологией AGM уязвимы к превышению зарядного напряжения, причина этого в меньшем количестве электролита, чем в других видах оборудования. При выборе такого типа аккумуляторов, требуется тщательно подбирать зарядное устройство и контролировать работу генератора.

Плюсы и минусы

Плюсы автомобильных AGM аккумуляторов:


Минусы автомобильных AGM аккумуляторов

  • Большой вес по сравнению с устройствами других типов
  • Характеристики снижаются от полной разрядки
  • Чувствительны к превышению степени заряда
  • Стоят дороже обычных батарей
  • Для их зарядки требуется специальное зарядное устройство

Устройство

Аккумулятор имеет основу в виде укрепленного корпуса с крышкой, предохранительным клапаном и центральным газоотводом.

Как и в традиционных батареях, в аккумуляторах нового поколения применяются отсеки с положительно и отрицательно заряженными пластинами, изготовленными из свинца. Обычно 12-вольтовый АКБ имеет шесть герметичных банок с пластинами, между которыми уложен сепаратор из стекловолокна, пропитанный раствором серной кислоты.
Бывают устройства и с большим количеством банок, но они встречаются нечасто.

Сепаратор в этой системе играет очень важную роль: в его порах за счет капиллярных сил удерживается электролит. При этом часть пор заполнена жидким электролитом, а в другой части располагается газ.

Пластины АКБ с технологией AGM изготавливаются из чистого свинца, это дает батарее возможность набирать заряд в кратчайшие сроки и так же быстро его выдавать. У этих батарей пусковой ток значительно выше, чем у традиционных видов свинцово-кислотных аккумуляторов.

Полезное видео

Вот подробное видеоописание AGM технологии:

Основные характеристики

Срок службы: 10 лет и более

Циклы разряда: до 200 с глубиной разряда 100%, до 350 с глубиной 50% и до 800 с глубиной 30%

Оптимальный температурный режим: 15-25 C°

Выдаваемый ток: 550-900 Ампер

Стоимость: около 10000 р .

Заключение

Несмотря на относительно высокую стоимость, AGM аккумуляторы обладают ощутимыми преимуществами по сравнению с обычными свинцово-кислотными АКБ. К минусам этих батарей можно отнести только цену, ведь они стоят примерно в два раза дороже обычных, что отпугивает некоторых автолюбителей.

В определенных ситуациях AGM значительно превосходят батареи других типов, поэтому следует проанализировать, что за нагрузки должен будет выдерживать аккумулятор в процессе эксплуатации и какое техническое обслуживание для него потребуется.

В условиях труднопроходимых дорог, морозов, повышенных вибраций АКБ с технологией AGM оправдывает себя. В Сибири и других регионах с суровым климатом покупка такой батареи целесообразна. Эти АКБ – прекрасный выбор для автомобилей с высоким уровнем энергопотребления и машин премиум-класса. AGM аккумулятор обеспечит хороший пуск двигателя в любые морозы и прослужит долгие годы.