Чайка газ 13 была ли бронированная. «чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин

1973 ГАЗ 13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.


Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1955 году; всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

ХРОНОЛОГИЯ ВЫПУСКА

В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (в других источниках - «фаэтон»), получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали - вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нём помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. До настоящего времени сохранилось всего около 10 экземпляров.

Кроме того, с 1961 года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне - ГАЗ-13А. Сохранился только один экземпляр.

Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114 (вместо К-113), новый приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колёса с более простыми колпаками. Салоны автомобилей стали обшивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета.

В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.

В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по её образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон. Вместо латунной сетки на панели приборов появилась плёнка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Появился новый радиоприёмник - транзисторный, с коротковолновым диапазоном. Именно такой автомобиль - один из последних выпущенных экземпляров - выставлен в музее ОАО «ГАЗ».

Автомобили семейства ГАЗ-13 «Чайка» были сняты с производства в апреле 1981 года.


МОДИФИКАЦИИ, ПРОИЗВОДИВШИЕСЯ НА ГАЗЕ:

Сам ГАЗ выпускал «Чайку» в следующих модификациях:

  • ГАЗ-13 - абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
  • ГАЗ-13А - по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
  • ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках - «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук.


СТОРОННИЕ МОДИФИКАЦИИ

ГАЗ-13С

Санитарный вариант - ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускался на заводе РАФ в 1973-1982 годах, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры; чтобы не выделяться и не обращать на себя внимание, они были окрашены в «протокольный» чёрный цвет и не имели снаружи никаких надписей и крестов. В салоне, рядом с носилками, было отведено два места для персонала - одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны (по ходу движения). Запасное колесо помещалось в нишу за левой задней фальшдверью. Универсалы собирались вручную из готовых седанов и поэтому все имели некоторые отличия. Довольно серьёзная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип.


КИНОСЪЁМОЧНАЯ «ЧАЙКА»

Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъёмочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме. Вероятно, вариантами киносъёмочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП. Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.


ПРОЧИЕ МОДИФИКАЦИИ

Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки». Например, лидеры ГДР - Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.


В начале выпуска модели, когда в эксплуатации ещё сохранялись автомобили предыдущего поколения, существовали переделки «Чайки» с кузовными панелями от ЗИМа - так называемый «овцебык» или «ослобык». Их сооружали на военных ремзаводах по желанию некоторых номенклатурных работников, которым «Чайка» по рангу положена не была.

Есть неподтверждённая информация о двух спецмодификациях седана - машина связи и сопровождения, имевшая оборудование спецсвязи марки «Роса», и машина-толкатель («таран» с усиленным передком, идущий впереди правительственной колонны).

Из списанных «Чаек» была изготовлена как минимум одна железнодорожная мотодрезина.

1973 ГАЗ 13 «Чайка»

Реставрация проведена в 2005 г.
Все детали оригинальные.
Салон кожаный.
Машина на ходу, неоднократно принимала участие в ретро ралли.
Хранится в Музее ретро автомобилей в Валдай Эко Отель.

Авто можно привезти в Москву по договорённости.

Вконтакте

В предыдущих четырёх частях мы рассмотрели историю создания, производства и модификации советского автомобиля представительского класса . Сегодня же мы завершаем свой рассказ о нём.

Напомним, что «Чайка» из-за того, что она имела представительный внешний вид и очень плавный ход, использовалась в целях перевозки различных руководящих работников в СССР, причем, иногда делалось это и после их смерти. Касалась подобная практика и руководства «братских» стран социалистического лагеря. Например, в 1982 году два автомобиля ГАЗ-13 модифицировали с необычной целью. Состояла она в эвакуации забальзамированного тела вьетнамского лидера Хо Ши Мина в том случае, если между Вьетнамом и КНР началась бы война.

Специалистам РАФА и ГАЗа необходимо было подготовить для выполнения этой миссии основной и запасной автомобили, установив на них кондиционеры и убрав два боковых окна. При этом система кондиционирования должна была в итоге поддерживать оптимальную температуру, необходимую для сохранения тела в – 16 градусов даже в условиях тропической жары.

Отечественный кондиционер для данной цели не подошёл, поэтому пришлось использовать японский, производства фирмы «Тошиба». Основным доводом в пользу использования импортной техники стал большой вес советского кондиционера – 300 килограмм. Кроме того, импортное холодильное оборудование позволяло чётко отслеживать температуру в салоне и даже в основных узлах и агрегатах автомобиля, например, в коробке передач.

Подготовленные «Чайки» из Москвы через Исламабад и Бомбей отправили в Ханой. Там их передали вьетнамской стороне, которая встречала советских специалистов на бронетранспортерах сопровождения. Автомобили выкатывали из самолётов на руках, при этом немного повредили картер одного из них, в результате чего пришлось срочно вызывать из СССР инженера с необходимыми запасными частями для ремонта. Однако дальше учений дело не пошло и советским автомобилям так и не пришлось участвовать в операции по эвакуации тела северовьетнамского лидера из столицы.

Конструкторское Ноу-Хау для "Первых лиц"

Подводя же итог истории «Чайки» можно сказать, что подавляющее большинство конструкторских, применённых на этом автомобиле, были абсолютно новыми в отечественном автомобилестроении. Так для неё конструкторы создали «с нуля» абсолютно новый двигатель V8, заменивший использовавшийся ранее во многих проектах рядную ЗИМовскую «шестёрку». Этот движок имел объём 5,5 литра и мог выдавать 195 лошадиных сил. Для него был характерен верхний тип расположения клапанов. Все его детали были выполнены из алюминия, что являлось уникальным пол тем временам техническим решением.

Новый двигатель мог разогнать «Чайку» до 160 км/ч, при этом расход горючего составлял всего лишь 21 литр бензина на сто километров пути. Обслуживал новый мотор четырёхкамерный карбюратор. Прототипом для него стал двигатель от «Крайслера», при этом советские инженеры настолько его переделали, что стала возможным его установка на бронетранспортёры.

Коробка передач «Чайки» так же была уникальной, её создали на базе коробки от ГАЗ-21 «Волги», сделав автоматической. Водитель ГАЗ-13 переключал скорости при помощи кнопок, что для советских водителей было вершиной достижения технической мысли. Кнопки всего было четыре, они соответствовали четырём режимам движения: Н - нейтраль; Д - движение; Т - тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ - задний ход. Кнопочный селектор был размещён на панельной доске слева. Для его хорошей работы инженерам ГАЗа пришлось существенно доработать гидротрансформатор и планетарную часть коробки передач.

Что же касается кузова, то советские инженеры так же не отстали здесь от мировых тенденций использовав новую, отдельную раму, к которой кузов крепился через виброизолирующие прокладки из резины в 16-ти точках. Кроме того на «Чайке» впервые в СССР применили электростеклоподъёмник, гидроуселитель руля и вакуумный тормозов, радиоприёмник с функцией автопоиска и антенной с электроприводом. Многие из этих конструктивных элементов потом использовались при создании автомобиля среднего класса ГАЗ-24 «Волга».

Производство «Чайки» было свёрнуто в 70-х годах прошлого века, но до 1981 года она периодически собиралась из имеющихся запасных частей мелкими сериями. На сегодняшний день в различных коллекциях находится несколько десятков таких автомобилей, при этом, одна из «Чаек» храниться в музее ГАЗа.

Технические характеристики ГАЗ-13:

Производитель СССР ГАЗ, Горький, СССР
Годы пр-ва 1959-1981
Класс большой II группы
Тип(ы) кузова 4-дв. седан (7-мест.), 4-дв. лимузин (7-мест.), 4-дв. фаэтон (6-мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатели ГАЗ-13 (ЗМЗ-13), ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая 3-ступ.
Длина 5600 мм
Ширина 2000 мм
Высота 1620 мм
Клиренс 180 мм
Колёсная база 3250 мм
Колея задняя 1530 мм
Колея передняя 1540 мм
Масса собственная - 2100 кг, полная - 2 660 кг
Разгон до 100 км/ч 20 c
Макс. скорость 160 км/ч
Предшественник ГАЗ-М-12 «ЗИМ»
Преемник ГАЗ-14 «Чайка»
Расход топлива 14…21 л /100км
Объём бака 80 л
Дизайнер Лев Еремеев

К стати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием , в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины... Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

1 / 2

2 / 2

Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!


Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.


Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.


К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.


1 / 2

2 / 2

Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.


1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6


1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Вариации и закат

Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.

ГАЗ-13, советский легковой автомобиль представительского класса, выпускался Горьковским автозаводом с 1959 по 1979 год. Предшественником новой модели был ЗИМ-12 - семиместный лимузин, который производился в Горьком (в то время Горьковский автозавод назывался заводом имени Молотова) с 1949 по 1960 год малыми сериями. К концу пятидесятых ЗИМ-12 безнадежно устарел и возникла необходимость обновления парка автомобилей, обслуживающих высшие властные структуры СССР, представителей партийной номенклатуры и крупных чиновников.

Так появился новый представительский автомобиль ГАЗ-13, радикально отличавшийся от предшественника формой кузова, более современными обводами и неплохими техническими характеристиками. По сути, модель разрабатывалась с чистого листа, так как требовалось создать принципиально новую машину, отвечающую самым строгим требованиям. Для работы над проектом организовали творческую бригаду, куда вошли конструкторы, дизайнеры, инженеры, испытатели.

Как назывался ГАЗ-13?

В советском автопроме того времени было не принято давать имена автомашинам, это уже позже появились названия "москвич", "запорожец", "Волга". Однако модель ГАЗ-13 посчитали нужным облагородить каким-либо именем. Предлагалось два варианта - "Стрела" и "Чайка". В итоге предпочтение было отдано названию "Чайка".

Прототип

В 50-е годы прошлого столетия в конструкторских бюро автомобильных заводов СССР было принято оглядываться на достижения американских производителей. Считалось хорошим тоном использование каких-то внешних признаков заокеанских моделей в отечественных разработках. Эта тенденция отразилась и на проектировании ГАЗ-13. "Чайка" была похожа на американскую модель Packard Clipper 1955 года выпуска.

Выставки

Опытные образцы ГАЗ-13 были созданы в 1958 году и прошли испытания на трассах. Маршрут был длительным и состоял из нескольких тысяч километров. Один образец под индексом "Э-2" светло-бирюзового цвета был отправлен на международную выставку Ехро-58, которая состоялась в Брюсселе.

Затем в течение нескольких лет "Чайки" неизменно участвовали в разнообразных выставках за рубежом. В 1959 году произошел обмен экспонатами между ВДНХ СССР и Нью-Йоркским выставочным центром. За границей автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" демонстрировался как пример перспективного автомобилестроения в таких городах, как Лейпциг, Брно, Будапешт, Женева, Мехико.

Силовая установка

Если внешние параметры советского автомобиля могли в чем-то совпадать с американскими аналогами, то моторы разрабатывались без оглядки на иностранные образцы. Советские карбюраторные моторы не отличались экономичностью, зачастую их мощность достигалась за счет широких жиклеров и перерасхода горючего.

Двигатель ГАЗ-13, технические характеристики:

  • тип - бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5 526 литров;
  • мощность максимальная - 195 л.с.;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное;
  • ход поршня - 88 мм;
  • питание - карбюратор К-114;
  • охлаждение водяное;
  • блок цилиндров алюминиевый, с чугунными гильзами;
  • головка блока - алюминий;
  • топливо - А93.

Трансмиссия

Коробка передач ГАЗ-13 была достаточно сложной конструкции, но отличалась высокой степенью надежности. Это был усовершенствованный гидромеханический агрегат со следующими характеристиками:

1. Тип - автоматическая с гидромеханическими приводами.

  • первая скорость - 2,84;
  • вторая скорость - 1,62;
  • третья скорость - 1.

4. Задний ход - 1,72.

5. Переключение скоростей - кнопочное.

Коробка передач управлялась набором из четырех кнопок: Д - движение вперед, Н - нейтраль, Т - торможение двигателем, ЗХ - задний ход.

Ходовая часть

Для компоновки узлов и агрегатов выбрали рамный вариант, отказавшись от несущего кузова модели ЗИМ-12. Рама имела традиционную конструкцию лонжеронного типа, Х-образной формы. Кузов крепился в 16 точках с прокладками из танковой резины, которые выполняли виброизолирующие функции. Вес "Чайки" был существенно выше массы ЗИМа, поэтому использование рамы из мощного швеллера было вполне оправданным.

Подвески ГАЗ-13 практически повторяли параметры предшественника. Передняя, независимая, состояла из поперечных рычагов на шкворнях, с поворотными кулаками, а задняя, зависимая, представляла собой рессорную параболическую малолистовую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединялся с рессорами посредством стремянок.

Габаритно-весовые характеристики

ГАЗ-13 - достаточно крупный автомобиль с классическими пропорциями машины представительского класса:

  • длина кузова - 5600 мм;
  • высота - 1620 мм;
  • ширина - 2000 мм;
  • дорожный просвет (клиренс);
  • передняя колея - 1540 мм;
  • задняя колея - 1530;
  • база колесная - 3250 мм;
  • вес автомобиля - 2100 кг;
  • масса полная - 2660 кг.

Хронология выпуска

В 1961 году была разработана версия с кузовом кабриолет, получившая индекс ГАЗ-13Б. Машина была оборудована складным верхом, который убирался автоматически с помощью электропривода в боковые ниши заднего сиденья. Количество сидячих мест в салоне, таким образом, сократилось до шести.

В том же году была создана модификация лимузин со звуконепроницаемой перегородкой в салоне, разделяющей первый ряд сидений с остальным пространством. Версия была обозначена как ГАЗ-13А. И лимузин, и кабриолет выпускались минимальными партиями, в настоящее время известно только 10 машин.

В 1962 году базовая модель прошла легкий рестайлинг. На автомобиль установили более совершенный карбюратор, в подлокотнике заднего сиденья появился радиоприемник. На колеса надели новые колпаки. И поскольку в тот период началась мода на однотонную обивку, то весь салон стали обтягивать качественным серым сукном.

Модификации

  • Базовая модель ГАЗ-13 "Чайка" с четырехдверным кузовом типа седан.
  • Модификация ГАЗ-13А, которая выпускалась по специальному заказу Министерства обороны. Отличалась глухой перегородкой между передним рядом сидений и остальным пространством салона.
  • Версия ГАЗ-13Б - машины с открытым кузовом типа фаэтон или кабриолет.
  • Модификация ГАЗ-13С - санитарный автомобиль с кузовом универсал нескольких направлений использования. Основной задачей таких машин была неотложная медицинская помощь для представителей высшей партийной номенклатуры. Отдельным номером проходил черный универсал ГАЗ-13, катафалк, который использовался для ритуальных мероприятий.

Стоимость

Модель ГАЗ-13, цена на которую выражается семизначными цифрами в рублевом эквиваленте, является одним из самых дорогих раритетов советского автопрома. Историческое прошлое автомобиля, его реноме и коллекционная ценность формируют достаточно высокую стоимость машины в диапазоне от 550 000 тысяч до 10 миллионов рублей. Покупая ГАЗ-13 "Чайка", автолюбитель приобретает фактически музейный экспонат.

Возможности реставрации и тюнинга

Автомашина может потребовать текущего или капитального ремонта. Запчасти ГАЗ-13 "Чайка" давно исключены из номенклатурного списка деталей. К тому же они никогда не фигурировали в розничной продаже. Тем не менее существующий сегодня рынок запасных частей для раритетных автомобилей предлагает достаточный ассортимент деталей для ремонта ГАЗ-13: как капитального, так и профилактического.

При наличии запасных частей возможна реставрация машины, приведение ее в техническое состояние, близкое к оригинальному. Наиболее искушенные автомобилисты могут заняться тюнингом ГАЗ-13, правда, в этом случае кроме запчастей понадобится творческий подход.

«Чайка» - была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.

Немного истории о ГАЗ-13

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).


ГАЗ-13 «Чайка»

За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д . Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов , гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.


В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены . Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого « », сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.


Медицинская Чайка, 1982 год

Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный . В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.


ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг

Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом .

Создание автомобиля ГАЗ-13

За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.

С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка» , выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна.


Чертежи кузова Чайки

Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над , имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.

Производство Чайки

Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.


В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).


Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг

Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, или , ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.

Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

Год выпуска 1959-1978 гг.
Тип кузова 4-х дверной седан (лимузин - 7 мест, фаэтон – 6 мест)
Двигатель/объем/мощность ЗМЗ-13 V8/5520см 3 /4200 об.мин
Расход топлива 14-21 л/100км
Бак для топлива 80 л
Привод задний
КПП 3-х ступенчатая гидромеханическая АКП
Задний мост литой, с цельным картером
Карбюратор 4-х камерный, с падающим потоком
Система вентиляции Открытая
Тормоза передн./задн. Дисковые/Барабанные
Подвеска передн./задн. Независимая/зависимая
Амортизаторы 2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические
Шины 8,5х15, бескамерного типа
Разгон до 100 км/ч 20 секунд
Макс. скорость 160 км/ч
Габариты д/ш/в, 5600/2000/1620 мм
Колесная база 3250 мм
Колея задняя/передняя 1530/1540 мм
Дорожный просвет 180 мм
Безопасность Блокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари
Масса 2100 кг
Масса полн. 2625 кг
Смотрите полные

Взгляд на «Чайку» изнутри

Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным . Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.