Если перегрелся радиатор что делать. Перегрев двигателя внутреннего сгорания

Перегрев двигателя – это одна из распространенных причин, которая приводит к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя автомобиля. Попробуем разобраться, по каким причинам может возникнуть перегрев, какие последствия за этим могут последовать, и что делать в такой ситуации.

Причины, которые могут привести к перегреву двигателя автомобиля Не смотря на устойчивое мнение многих автолюбителей, что перегрев мотора это скорее летнее явление, можно их разочаровать. Очень часто даже в зимнее время может возникнуть перегрев двигателя. Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, считается неправильная работа системы охлаждения мотора. Это может быть как утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы, так и поломка одного из узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Среди наиболее вероятных агрегатов, которые подвержены поломке выделяют водяной насос – помпу. Если она не работает, или работает неправильно, то жидкость плохо циркулирует по системе охлаждения. Причины перегрева двигателя могут выглядеть, как поломка или износ крыльчатки, порыв приводного ремня или слабое его натяжение. Кроме помпы не редко причиной плохой циркуляции жидкости становиться радиатор. Если охлаждающая жидкость низкого качества, или вам в силу тех или иных обстоятельств пришлось доливать в систему воды. Это может спровоцировать при длительной эксплуатации образование накипи в сотах. Что затрудняет циркуляцию жидкости. Кроме этого налипание на сотах различного мусора в виде насекомых, листьев, пыли, и грязи, так же приводит к плохому теплообмену в радиаторе. Еще одним агрегатом, который напрямую влияет на перегрев мотора, является термостат. Не редко из-за плохого качества или дефектов данный агрегат может неправильно функционировать, то есть своевременно не переключить циркуляцию жидкости с малого круга на большой. Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то очень большая вероятность того, что уже через определенное время ваш мотор закипит. Зимой этот промежуток времени будет чуть больше чем летом. Кстати зимой при оттепели перегрев может быть вызван тем, что на авто установлены утеплители мотора, которые водитель ставил для защиты двигателя от больших морозов. Реже бывают более специфичные причины перегрева двигателя. Среди них можно отметить пробой прокладки головки цилиндров. В таком случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, либо газы из системы выпуска отработанных газов будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать. А дальнейшая эксплуатация лишь усугубит проблемы и приведет к еще большим поломкам. Очень часто все вышеперечисленные причины могут наблюдаться у автомобилей, которые длительное время стояли в гараже или на стоянке.

Признаки, свидетельствующие о перегреве двигателя

Казалось бы, что может быть проще, чем отследить перегрев двигателя по датчику. Но зачастую многие водители так заняты процессом управления, что редко обращают внимание на датчик перегрева двигателя. А старые модели вообще лишены аварийной сигнализации на случай перегрева. Поэтому важно знать несколько косвенных признаков, которые указывают на перегрев двигателя.


Если уровень жидкости недостаточный то первое что перестает работать – это печка, так как ее радиатор находится в наивысшей точке всей системы охлаждения. Так же печка может не работать, если антифириз закипает, и образовавшиеся пары создают воздушную пробку в системе, что снова блокирует поступление жидкости в печку. Кроме этого при перегреве двигателя он начинает детонировать, и звонким стуком при нажатии на педаль газа. Ведь стенки камеры сгорания расширяются больше чем положено, что вызывает образование увеличенных зазоров. Если продолжать движение дальше, то неизменно будет наблюдаться значительное падение мощности, и увеличение металлического стука.

Какие шаги предпринять для предупреждения перегрева двигателя

Перегрев двигателя можно предупредить, или хотя бы снизить вероятность появления такой поломки. Для этого следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, обязательно следует периодически проверять уровень охлаждающей жидкости. Лучше всего данную процедуру выполнять перед каждой поездкой особенно владельцам старых автомобилей. Во-вторых, при техническом обслуживании, но не реже чем один раз в квартал проверяйте натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса, проводите чистку радиатора с внешней стороны. Так же при появлении даже небольших трещин на резиновых трубках системы их необходимо сразу заменить.

Последствия перегрева двигателя автомобиля


Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости. Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.

И наконец, мы подошли к основному вопросу нашей темы, что делать при перегреве двигателя. Сперва необходимо обязательно остановить авто на обочине. После чего заглушить двигатель и открыть крышку капота. После того как двигатель остынет необходимо убедиться, что уровень жидкости в системе охлаждения в норме. Для этого следует открыть расширительный бачок. Обязательно соблюдайте меры предосторожности, так как перегретая охлаждающая жидкость может брызнуть из горловины и привести к ожогам тела человека. Поэтому открывать пробку следует лишь тогда, когда двигатель остынет.


Если жидкости не хватает необходимо долить до нормы, в крайнем случае, добавьте воды, а потом при первой же возможности замените охлаждающую жидкость на новую. Однако снова обращаем ваше внимание на то, что все процедуры по доливу и замене следует выполнять лишь на холодном двигателе. Так как кроме того что вас может обжечь горячим антифризом, так еще и разница в температуре охлаждающей жидкости которая осталась в двигателе и которую вы доливаете, может спровоцировать неравномерное остывание двигателя, а значит и его деформацию. Кроме этого ни в коем случае не поливайте двигатель холодной водой сверху, что бы он быстрее остыл. Так как, в таком случае, капитальный ремонт головки вам обеспечен, и это в лучшем случае. После того как жидкость долили необходимо завести двигатель и проверить работоспособность работы вентилятора. Обязательно прощупайте все шланги, которые подходят и выходят из термостата. Если термостат не открывается, то нижний шланг будет холодным, а жидкость будет циркулировать, лишь по малому кругу. В таком случае термостата следует заменить. Если рядом нет СТО, то тогда наилучшим вариантом будет вынуть из него клапан. В таком случае вы закольцуете большой и малый круг, и жидкость будет охлаждаться быстрее. Если после долива жидкости обнаруживается течь антифриза, то необходимо постараться ее устранить или уменьшить насколько это возможно. Если же уровень жидкости в норме, а признаки перегрева двигателя сохраняются, то необходимо срочно показать авто автомастеру на ближайшем СТО. Весьма вероятно, что муфта привода вентилятора неисправна. Для того что бы доехать туда необходимо включить печку на максимум и таким образом через радиатор печки снизить температуру охлаждающей жидкости. Хотя можно привод вентилятора, если он не принудительный ременной, попробовать отремонтировать самостоятельно. Для этого проверьте сначала предохранители. Бывает, что слабый контакт приводит к плохому функционированию реле вентилятора. Какой за это отвечает предохранитель, следует посмотреть по схеме. Если с предохранителями все в порядке то отключите провода от датчика температуры, который дает команду на включение вентилятора, и замкните их между собой. После этого включите зажигание, если вентилятор рабочий, то он должен заработать. Если у вас нет возможности выполнить все процедуры, описанные выше, а до СТО доехать как то нужно, то существует еще одни вариант. Особенно часто его применяют при возникновении проблем с термостатом. После того как двигатель остынет заводим его и начинаем движение. Как только стрелка начинает приближаться к красному сектору, выключаем зажигание (двигатель не работает), и движемся накатом. После того как скорость заметно снизиться включаем зажигание смотрим на датчик температуры, как правило температура понижается. Поэтому можно снова завести мотор и разогнавшись повторить процедуру. И так добираемся до ближайшей станции техобслуживания. Если на дороге имеются затяжные спуски, то двигаться накатом на них нельзя. В таком случае необходимо разогнавшись так же выключить двигатель, но передачу при этом не выключать. Автомобиль по инерции на склоне сможет проехать значительное ра сстояние таким образом.

Перегрев по тяжести последствий, является одной из самых больших неприятностей, которые могут произойти с двигателем. Особенно эта проблема обостряется с наступлением летней жары.

Всё коварство данной проблемы состоит в несколько запоздалой реакции систем контроля. Это не является каким-либо конструктивным недостатком определённого автомобиля или модели. Инертность – это особенность системы, характерная для любой машины, вне зависимости от марки, класса и фирмы-производителя. Поэтому реальная температура двигателя всегда будет на несколько градусов отличаться от той, что может видеть водитель на панели приборов.

Показания датчика

Второй недостаток двигателя внутреннего сгорания состоит в довольно узком диапазоне оптимальных температур нагрева. Недостаточно прогретый мотор не может выдать всей мощи, заложенной в его конструкцию. Если температура не превышает 60 – 70оС, он будет работать вполсилы, пока не разогреется до оптимальных 85 – 95оС. Это – рабочий тот рабочий диапазон для автомобильного мотора, при котором он может показать максимум, на что он способен. При перегрузках мотор может нагреваться до 105оС, что ещё не столь опасно, но уже является красной чертой и продолжать движение в прежнем режиме не допустимо. Температура около 110оС – уже критическая точка закипания со всеми негативными для двигателя последствиями.

В более затруднительном положении находятся владельцы автомобилей эконом-класса. В них отсутствует указатель нагрева охлаждающей жидкости с температурной шкалой. Она на них заменяется двумя датчиками-индикаторами: синим и красным. Если на приборной панели светится синяя пиктограмма, изображающая градусник, значит температура мотора ниже допустимого уровня – менее 60оС. При его разогреве до рабочих показателей синий индикатор гаснет. Когда же двигателю грозит перегрев, загорается красная лампочка, которая должна предупреждать об угрозе закипания охлаждающей жидкости. На деле же, по причине слегка запоздалой реакции приборов контроля, красная пиктограмма буквально ставит водителя перед фактом закипания, и времени для ответной реакции у водителя остаётся в обрез.

Косвенные признаки

Вследствие инертности датчиков, а также из-за существующей вероятности выхода из строя контрольной электроники, важно уметь распознавать косвенные признаки перегрева автомобильного двигателя. К ним относятся:

  • Нагрев стенки, отделяющей салон от капота. Этот нагрев можно почувствовать ногами: температура в передней части салона явственно повышается;
  • Внезапное снижение тяги авто. При переходе через «красную черту», двигатель резко теряет мощность;
  • Продолжительная работа вентилятора обдува радиатора. Датчик, регулирующий их работу, не успевает охлаждаться, и вентилятор работает не останавливаясь. Звук его работы водитель может легко различить на слух;
  • Пар, идущий из под капота. Это крайний признак, когда жидкость в охлаждающей магистрали уже закипела и начала превращаться в пар. При этом излишки давления сбрасываются через клапан расширительного бака, а патрубки будут раздуты;
  • Стук в двигателе. Часто, среди первых симптомов чрезмерного нагрева, появляется равномерный стук в моторе, который с повышением температуры только усиливается.

Причин, по которым автомобиль перегревается, может быть несколько. Все они настолько разные, что требуется разобрать каждый из них в отдельности.

Проблемы с радиатором

Частой причиной перегрева авто является засорение части трубок радиатора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) не может пройти по ним, и длина её пути внутри радиатора резко сокращается. В результате жидкость попросту не успевает охлаждаться до необходимого показателя. Похожая проблема может возникнуть, при засорении воздухозаборников, радиаторной решётки и самого радиатора дорожной грязью, насекомыми, листвой и прочим мусором. Как следствие, вокруг радиаторных пластинок и трубок образовывается теплоизоляционная прослойка, и ОЖ не остывает под действием под действием набегающего потока воздуха. Часто автолюбители в зимнее время сами перекрывают доступ воздуха к радиатору, закрывая решётку воздухозаборника. При работе автомобиля на высоких оборотах это может вызвать перегрев из-за отсутствия обдува воздухом.

Неисправность вентиляторов обдува может привести к перегреву радиатора при езде на малой скорости или при долгом стоянии в пробках. В отсутствие набегающего потока и искусственного обдува температура в системе может очень быстро повыситься, особенно в летний зной. Иногда в тёплое время года в качестве жидкости для охлаждения применяется обычная вода. Содержащиеся в ней неорганические примеси – соли и другие минеральные включения, — постепенно оседают на внутренних стенках радиаторных трубок. Со временем накипь делает внутренний просвет настолько узким, что объём потока значительно снижается, а теплоотдача ухудшается.

Поломка термостата

Данный прибор регулирует обращение охлаждающей жидкости, в зависимости от необходимости запуская её циркуляцию по малому или большому кругу. Малый круг обращения проходит непосредственно вокруг цилиндров, а в большой круг включается и радиатор. При запуске машины жидкость начинает перемещаться, по малому кругу, постепенно нагреваясь. По достижению ею определённой температуры (80 – 90оС), термостат открывает клапан большого круга и ОЖ начинает циркулировать через радиаторные трубки, отдавая ему излишнее тепло. При неисправности прибора ОЖ может обращаться только по малому кругу, не заходя в радиатор. Как результат – повышение температуры двигателя и закипание жидкости в системе.

Неисправность помпы

Помпа, или водяной насос отвечает за циркуляцию ОЖ по внутреннему трубопроводу. При поломке помпы она перестаёт качать жидкость и охлаждение мотора прекращается. Причин поломки водяного насоса может быть две:

  • Поломка самой помпы. В этом случае потребуется замена или ремонт механизма;
  • Обрыв приводного ремня помпы. В этом случае достаточно просто заменить ремень.

Негерметичность шланга помпы также может стать причиной прекращения циркуляции жидкости в охлаждающей магистрали. Через отверстие в шланге воздух будет попадать внутрь насоса, в результате чего в системе будут появляться воздушные пробки и резко снижаться давление, вплоть до полной остановки циркуляции. В этом случае может помочь либо замена шланга, либо замена хомутов. По причине негерметичности трубопровода может произойти утечка ОЖ из системы, что можно установить по её отсутствию в расширительном бачке.

Низкое октановое число топлива

Если в бензобак регулярно заливать топливо с октановым числом ниже рекомендованного производителем, это также может привести к перегреву двигателя. В этом случае бензин не успевает полностью сгореть в цилиндрах, и его догорание происходит уже в системе отвода выхлопных газов. При длительной работе это неизбежно приведёт к перегреву мотора. Причиной горения топлива в системе выхлопа мотора также может стать неправильно отрегулированное зажигание.

Последствия перегрева двигателя

Превышение температуры кипения двигателя влечёт за собой целый ряд неприятных последствий. Всё коварство здесь состоит в том, что перегрев мотора имеет накопительный эффект. Поэтому даже лёгкая его степень, повторяющаяся периодически, может привести к выходу двигателя из строя. Тяжесть последствий зависит от степени перегрева мотора, которых бывает три:

  • Лёгкая степень. Возникает, если автомобиль работает при температуре ОЖ, превышающей 110оС, не более 10 минут. Среди последствий лёгкой степени перегрева можно назвать оплавление поршней. Это не столь серьёзная неполадка, и незамедлительного ремонта в данном случае не требуется.
  • Средняя степень перегрева возникает, когда авто работает при повышенной температуре свыше 10 – 20 минут. Самым тяжким последствием в данном случае может являться искривление или растрескивание головки блока. А это потребует значительных финансовых расходов на расточку головки блока или её замену.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется выходом мотора из строя. Первым признаком сильного перегрева становится сильный стук в моторе, вызванный преждевременной и хаотичной детонацией бензиново-воздушной смеси. Возникает она при соприкосновении топлива с раскалёнными стенками камеры сгорания. Следующим этапом будет поломка двигателя. Из-за возникающего при перегреве сухого трения поршней, возникают задиры в цилиндрах, разрушение и загибы поршней. Может произойти пробитие прокладки головки, и антифриз попадает в блок, в результате может выйти из строя датчик кислорода. Среди прочих неприятностей может произойти разрушение поршневых колец, выход из строя коренных и шатунных вкладышей, и т.д. В данном случае, без капитального ремонта или полной замены двигателя уже будет не обойтись.

Был ли перегрет двигатель?

Но не всегда закипание ОЖ означает перегрев двигателя. Если водитель успел вовремя заметить опасность и принять меры к её устранению, мотор может не пострадать. Визуально установить перегрев можно по деформированной плоскости прилегания головки блока цилиндров, по наличию трещин на её поверхности и по следам прогорания на окантовках прокладки. Обследовав расширительный бак с тосолом, также можно найти признаки внутренних повреждений. Если прогорела головка блока, внутри бачка имеется белый налёт или светлые хлопья – остатки масла, попавшего в систему охлаждения из цилиндров. Сам тосол имеет мутный цвет из-за наличия солей алюминия, выделяющихся при его нагреве выше точки кипения.

При покупке машины на авторынке следует обратить внимание на плоскость прилегания головки к блоку цилиндров. Она должна быть ровной на всём протяжении. Наличие искривлений или установленная вторая прокладка явно свидетельствует о том, что автомобиль был когда-то перегрет, и это, по всей вероятности, и является причиной его продажи. Подтёки ОЖ и масла на стыках резиновых патрубков также могут говорить о перегреве: в этом случае патрубки теряют свою эластичность, становятся твёрдыми и не могут обеспечить герметичного прилегания.

Как уберечь мотор от перегрева

Как известно, всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия. Поэтому так важна систематическая профилактика систем охлаждения автомобиля. Чтобы избежать возможного закипания двигателя, автомобилист должен:

  • Следить за состоянием шлангов и патрубков охлаждающей системы. При обнаружении протечек постоянно подтягивать хомуты или заменять трубки на новые;
  • Следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и вовремя подливать тосол или антифриз;
  • Во избежание закупорки трубок радиатора не пользоваться для охлаждения мотора водой с высоким показателем жёсткости. Для смягчения воды следует добавлять в систему кальцинированную соду;
  • Время от времени прочищать охлаждающие магистрали с помощью специализированного оборудования или присадок;
  • Следить за исправностью моторов вентилятора, помпы, термостата и прочих узлов и механизмов;
  • Периодически очищать воздухозаборники и рёбра радиатора от загрязнений.

Если же уберечь мотор не удалось и он закипел, следует соблюдать следующие правила, чтобы не усугубить ситуацию.

  1. После обнаружения критического нагрева следует немедленно уменьшить нагрузку на мотор – сбавить обороты, либо остановиться. В движении уменьшить температуру ОЖ можно включив печку в салоне на полную мощность.
  2. После остановки следует открыть капот для улучшения обдува мотора воздухом. При этом нельзя открывать крышку расширителя или пробку радиатора. За этим может последовать выброс под давлением перегретой охлаждающей жидкости и пара, что может повлечь ожоги рук и лица.
  3. Глушить мотор сразу же после обнаружения закипания нельзя. Это следует делать только после снижения температуры до приемлемых показателей. Немедленно глушить двигатель нужно, если обнаружена утечка охлаждающей жидкости, и температура в системе не падает после снижения оборотов. Также глушить мотор любыми способами необходимо, когда он начинает после перегрева неконтролируемо набирать обороты – это явный признак надвигающихся больших проблем, вплоть до разрушения двигателя.
  4. Для охлаждения двигателя, в магистрали ни в коем случае нельзя доливать холодную жидкость. Это приведёт к ещё большей деформации головки блока и выходу из строя прочих деталей. По этой же причине нельзя обливать мотор холодной водой.
  5. После того, как двигатель достаточно охладился, следует завести его и двигаться на малых оборотах до ближайшей СТО для диагностики и устранения проблемы. Если температура ОЖ продолжает расти даже при малых нагрузках, лучше не рисковать и доставить автомобиль в мастерскую на буксире или эвакуаторе.

Для нормального функционирования силовой установки очень важно соблюдение теплового режима. Любой мотор работает за счет энергии сгорания горючей смеси. Горение же в свою очередь сопровождается выделением большого количества тепла, которое должно отводится. Но нередко случается так, что температурный режим двигателя нарушается, и он просто перегревается. Последствия такой проблемы могут быть самыми печальными.

Многие автолюбители списывают перегрев двигателя на внешние факторы, хотя они далеко не всегда являются причиной.

Весь принцип работы системы охлаждения силового агрегата, которая и обеспечивает поддержание требуемого температурного режима, построен на теплообмене. Основной рабочий элемент системы – , циркулируя по и омывая самые разогреваемые составляющие части, отбирает у них тепло, а затем отводит его в окружающую среду благодаря радиатору. Эффективность работы последнего во многом зависит от потока проходящего через него воздуха, который подается на него при движении.

Исходя из изложенного, можно понять, что внешним фактором перегрева двигателя может стать именно отсутствие воздушного потока. То есть длительное простаивание в пробке с заведенным мотором, особенно в летней время, движение на малых скоростях при повышенных оборотах могут привести повышению температуры двигателя.

Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.

Но это только одна из причин. Значительно чаще происходит такая проблема из-за технической неисправности или появления определенных нарушений в системе охлаждения. Так, виной несоблюдения температурного режима может стать:

  • водяной насос;
  • термостат;
  • радиатор;
  • трубопроводы;
  • вентилятор радиатора;
  • датчик температуры.



Насос и термостат

Водяной насос (помпа) является одним из основных элементов системы, поскольку этот узел обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. В целом помпа обладает сравнительно простой конструкцией, поэтому ломается она редко. Единственной причиной перегрева, виновником которой является исключительно насос, является повреждение его крыльчатки, что опять же – редкостное явление.

Часто оказывается, что привод этого насоса становится причиной нарушения теплового режима. Теоретически это так – привод поврежден или сильно прослаблен, а значит, и в движение насос приводить он не сможет. Но на практике все несколько иначе.

Самой распространенной компоновкой двигателя является та, в которой помпа приводится от ремня ГРМ. И если он оборвется, то мотор уж точно не перегреется, поскольку работать он не сможет при такой поломке.

Также в некоторых установках помпа работает от приводного ремня дополнительного оборудования. И если он сильно провиснет или порвется, то водитель выявит это еще до того, как мотор перегреется по отказавшим элементам, которые приводит в действие этот ремень – ГУР, кондиционеру, генератору. Так что привод, по сути, можно исключить из причин повышения температуры.

Единственное на некоторых авто используется насос с электроприводом. Вот здесь уже отказ или поломка помпы запросто может стать причиной нарушения температурного режима.

Но насос может стать косвенным виновником перегрева. В случае повреждения сальника, используемого в конструкции, корпус помпы начнет пропускать жидкость. Если не следить за мотором, то постепенно уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) сильно упадет и ее будет просто не хватать, чтобы выполнять свою функцию.

Термостат обеспечивает разделение всей системы охлаждения на два круга – большой и малый. По сути, он является клапаном, который перенаправляет жидкость по требуемому кругу в зависимости от температуры мотора.

Если же этот клапан заклинит в положении, при котором ОЖ циркулирует по малому кругу, то она просто не будет поступать на радиатор для отвода тепла, поэтому двигатель очень быстро перегреется.

Примечательно, что при заклинивании термостата, при котором жидкость движется только по большому кругу, двигатель наоборот – не сможет выйти на требуемую температуру.

Причины перегрева двигателя и способы решения проблемы

Радиатор и трубопроводы, вентилятор, датчик

Радиатор является теплообменником и от него во многом зависит соблюдение температурного режима. Но если он сильно засорен внутри отложениями или же соты его сильно закупорены пылью, грязью, насекомыми и т. д., то этот элемент не сможет эффективно отдавать тепло окружающей среде.

Трубопроводы становятся причиной перегрева в случае их повреждения или отсутствия герметичности в местах соединения. Из-за этого появляются утечки ОЖ, падение которой ниже нормы приведет к прекращению нормального выполнения своей функции системой.

Неработающий вентилятор радиатора становить виновником достаточно часто. Он используется в конструкции для создания принудительного потока воздуха на радиатор, чтобы «сбить» температуру, если она поднялась выше нормы. Но в случае, когда вентилятор не сработает, температура будет продолжать повышаться.

Что касается датчика, то он может стать причиной проблемы в случае поломки, из-за чего его информация не будет соответствовать действительности. То есть, водитель, ориентируясь на него, уверен, что температура в норме, а на самом деле она завышена, причем сильно.

Последствия

Последствия перегрева зависят от его степени. Так, многие агрегаты могут «пережить» кратковременное превышение температуры без каких-либо негативных последствий. То есть, если водитель вовремя заметил, что стрелка температурного датчика приближается к красной зоне, остановился, заглушил мотор, выждал время, чтобы мотор остыл, то в дальнейшем проблем не возникнет.

Видео: К чему может привести перегрев двигателя

Хуже, если водитель обратил внимание на нарушение, когда уже двигатель «закипел». Такой перегрев уже можно отнести к средней степени. Чаще всего это выливается в пробой прокладки ГБЦ. И хорошо, если этот пробой ведет наружу, поскольку обнаружить его будет несложно по появлению подтеков охлаждающей жидкости или масла на блоке цилиндров.

Но нередко пробой появляется между каналами подачи масла и ОЖ или одного из этих каналов с цилиндром. Такую поломку выявить значительно сложнее, и до того, как она будет обнаружена, составные части мотора уже могут получить повреждения.

Наибольший вред приносит длительный перегрев. Такое может случиться, к примеру, если водитель в пробке заметил, что мотор «закипел», но еще некоторое время двигался в таком режиме, чтобы съехать на обочину или в технологический карман.

Воздействие высоких температур в таком случае становится причиной:

  1. Коробления головки блока и ее посадочного места на блоке цилиндров.
  2. Появлению микротрещин на блоке и ГБЦ.
  3. Оплавлению днища и разрушению перемычек кольцевых проточек.
  4. Заклиниванию двигателя.
  5. Повреждению элементов ГРМ и КШМ.

После длительного воздействия повышенной температуры двигатель получает настолько сильный урон, что далеко не всегда его удается устранить даже при помощи капитального ремонта. В некоторых случаях восстановлению агрегат просто не подлежит.

Видео: Перегрев двигателя, Закипел автомобиль

Стоит отметить, что урон многом зависит от конструктивных особенностей самого мотора, его состояния. Одни силовые установки могут вполне «пережить» достаточно серьезный перегрев с малейшими повреждениями, у других же из-за малейшего превышения температуры узлы и механизмы получают достаточно сильные разрушения.

Признаки перегрева. Что делать при их появлении


Чтобы не допустить нанесения урона двигателю, следует во время движения контролировать температурный режим по датчику. Но этот может быть сломан, а о возникшей проблеме просигнализируют и другие признаки:

  • появление характерного запаха сильно разогретого антифриза (начальная стадия перегрева). Из-за сильного нагрева часть его переходит в газообразное состояние, из-за чего в системе повышается давление. При достижении определенной отметки часть пара будет стравливаться через клапан в крышке, поэтому и появляется запах охлаждающей жидкости;
  • клубы пара, выходящие из-под капота (средняя степень). При сильном превышении температуры очень много ОЖ становится паром, при этом давление в системе резко возрастает, клапан его ставить уже не успевает и пар начинает прорываться через крышку, возможен также срыв одного из патрубков.

При проявлении хоть малейших признаков следует сразу же съехать с дороги, заглушить двигатель и открыть капот. Далее следует выждать время для остывания мотора.

Ни в коем случае нельзя сразу же после остановки трогать крышку расширительного бачка и трубопроводы. Поскольку из-за пара внутри системы находится высокое давление, и малейшее воздействие на составные части может привести к прорыву горячего пара, что чревато получением сильных ожогов.

Осмотр двигателя следует проводить только после того, как пропадут звуки кипения (бульканья) жидкости. Сначала следует проверить уровень в бачке, чтобы оценить потери ОЖ. Далее следует проверить крепление всех трубопроводов системы.

В дороге выявить, что стало причиной закипания двигателя, практически невозможно. Но зато можно выждать, пока мотор полностью не остынет, восполнить уровень антифриза водой и продолжить движение, постоянно контролируя температуру. При превышении ее снова останавливаемся, ждем остывания и продолжаем движение. Таким образом можно добраться до нужного места для проведения ремонта и замены ОЖ.

Рабочая температура современных двигателей обычно находится в диапазоне 95-105 градусов по Цельсию. В системе охлаждения поддерживается давление порядка 0,8 бар. Это нужно, что бы повысить температуру закипания охлаждающей жидкости относительно рабочей.
В случае её нагрева свыше температуры кипения, охлаждающая жидкость закипает. При этом в ней появляется большое количество пузырей воздуха. Они мешают отводу тепла от деталей мотора. Всё это ведёт к перегреву двигателя.

Признаки перегрева и что делать

Когда указатель температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобиля находится в красной зоне, а из под капота вырываются клубы пара, это является верным признаком перегрева двигателя. На это также указывает снижение мощности мотора и издаваемый им звонкий металлический стук при малейшей нагрузке. При заглушенном двигателе слышен хорошо всем знакомый звук кипящей жидкости.

Что можно и что нельзя делать при перегреве двигателя. При обнаружении первых же признаков нужно:

  1. снять нагрузку с мотора;
  2. включить отопитель салона на полную мощность;
  3. автомобиль остановить и открыть капот, для лучшего охлаждения моторного отсека.
  • Глушить кипящий двигатель сразу нельзя. Это нужно делать, если его температура не начинает падать после выше описанных действий и есть явные признаки потери большого количества охлаждающей жидкости.
  • Нужно помнить, доливая в систему охлаждения холодную жидкость в остановленный кипящий мотор, как правило, приводит к короблению головки блока цилиндров. Поэтому доливать охлаждающую жидкость нужно только в работающий двигатель. При этом нужно соблюдать особую осторожность, что б не обжечь руки и лицо раскалёнными парами антифриза.
  • Пробку расширительного бачка или радиатора нужно обмотать тряпкой и откручивать понемногу и очень аккуратно, помня, что пары антифриза находятся под давлением. При этом нужно следить, что бы ветер не снёс на вас пары кипящей ОЖ из заливной горловины.

Если нет уверенности в себе, лучше просто заглушить двигатель и дать ему остыть. В конце концов, никакой автомобиль не стоит здоровья его владельца.

Причины перегрева

Перегрев: последствия

От перегрева в первую очередь страдают резиновые уплотнения мотора. Это сальники клапанов и распредвалов.
Очень часто пробивает прокладку головки блока цилиндров. При этом привалочная плоскость «головки» деформируется.
Последствиями перегрева двигателя могут стать и задиры в его цилиндрах. Из-за перегретых, увеличившихся в диаметре поршней исчезает зазор между ними и цилиндрами, отчего масляная плёнка исчезает, возникает сухое трение и задир.
Также последствием перегрева двигателя становится выход из строя датчиков кислорода. Это происходит, когда пробита прокладка ГБЦ и большое количество антифриза попадает в цилиндры, а оттуда на выхлоп и прямо на раскалённый датчик.

Что делать, чтобы не «закипеть»

Если нет желания испытать на собственном авто последствия перегрева двигателя, нужно заниматься профилактикой системы охлаждения.
Современные охлаждающие жидкости обладают феноменальной текучестью, проникая в малейшую не плотность.
Поэтому надо:

  • следить за состоянием шлангов системы охлаждения;
  • при необходимости подтягивать хомуты их крепления;
  • шланги с трещинами вовремя менять;
  • регулярно менять антифриз;
  • не заливать при этом в свой автомобиль ОЖ неизвестного происхождения;
  • при необходимости, промывать радиатор снаружи и всю систему охлаждения изнутри.
  • нужно следить за состоянием разъёмов вентилятора охлаждения радиатора.
  • при необходимости замены водяного насоса, или термостата, отдавать предпочтение оригинальным деталям.

Вот вкратце и все хитрости, помогающие избежать перегрева двигателя.

Лето, жара – часто наши автомобили включают систему охлаждения двигателя (вентиляторы), особенно часто это происходит в пробках. Эта система уберегает мотор от перегрева, без нее он уже в первый же день вышел бы из строя. Но иногда происходит — что все же двигатель перегревается, почему же так случается, какие симптомы сопровождают этот процесс и самое главное какие последствия могут подстерегать неопытного автомобилиста? Сегодня все просто и подробно, читаем дальше …


Практически любой двигатель внутреннего сгорания, охлаждается жидкостью (то есть является жидкостным), нет, конечно, существуют варианты в котором охлаждение происходит воздухом, то есть воздушным путем (там нет жидкости вообще), но они сейчас практически не применяются на автомобилях, а больше используются на мопедах или некоторых моделях мотоциклов – там где нет «высоких» оборотов. Остальные типы охлаждаются при помощи – таких как тосол или антифриз, конечно , но по характеристикам она намного уступает, окисляет стенки металлических поверхностей изнутри (ржавчина), да еще и зимой замерзнуть может, так что не стоит экономить.

Именно тосолы – антифризы пронизывают блок моторов «мелкими» ходами и не дают ему перегреться, эти жидкости «текут» как кровь в системе человека, забирая не нужное тепло и принося охлаждение. Благодаря этой циркуляции, блок всегда остается «приемлемой» температуры, он редко выходит за «предельные» рамки в 90 – 95 градусов Цельсия.

Однако если температура все равно растет (лето на улице и вы стоите в пробке), то включается дополнительная система охлаждения, это вентилятор, который обдувает радиатор двигателя – тепло быстро рассеивается и когда температура падает ниже 90 градусов, вентилятор выключается. Это идеально работающий двигатель. Но бывают и сбои, предлагаю начать с причин.

Причины перегрева

Некоторые до «банального» просты, собрал их в несколько пунктов:

1) Залита вода . Как я уже писал сверху, это «не идеал» охлаждающей жидкости, близко к 100 градусам, она уже кипит и испаряется. Также она провоцирует ржавчину стенок на металлических трубках и блоке двигателя – эффективность охлаждения падает, даже при нужном уровне. Зимой может замерзнуть, а это значит — просто не будет циркулировать по системе, вот вам и перегрев. Так что не лейте воду, это не правильная экономия.

2) Недостаточный уровень . Антифризы и тосолы, имеют в своем составе воду, она также может выкипать со временем, поэтому уровень будет падать. Если уровня будет недостаточно, то это прямая причина перегрева, просто не хватает жидкости – срочно добавляем.


3) Пробит радиатор или патрубки. Как становится понятно, жидкость будет вытекать, что также спровоцирует сильный нагрев.

4) Не работает датчик вентилятора. Нагрев жидкости до 95 градусов контролирует специальный (термостат), он «видит» температуру, если она продолжает расти, он включает вентилятор. Если термостат выходит из строя, то вентилятор не включается и температура растет – это очень опасно, потому как нет дополнительного охлаждения, перегрев двигателя обеспечен.


5) Неисправная помпа. Жидкость внутри блока циркулирует, горячая проходит через радиатор и охлаждаясь опять возвращается в систему. «Гоняет» жидкости специальное устройство — так называемая «помпа» (по сути это насос). Если она выходит из строя, то нечему «качать», горячие стоят на одном месте и уже не могут охлаждать мотор.


6) Забилась система охлаждения . Такое бывает, но редко, иногда в систему попадает посторонний объект, он препятствует циркуляции и может быть причиной перегрева. Нужно искать! Хочется отметить — что бывает также из-за отслуживших свой срок шлангов, они попросту расслаиваются внутри или из-за применения герметика.

Это основные причины, которые могут служить поводом для перегрева, сейчас расскажу про основные симптомы, по которым можете «пресечь» перегрев еще в самом его начале.

Основные симптомы

Современные автомобили, оснащены всевозможными системами защиты различных узлов. Поэтому перегрев «пропустить» сложно, но можно! Основные симптомы будут отображаться на приборах машины.

1) Если есть датчик температуры, то он «полезет» в красную зону, то есть пересечет уровень в 90 градусов Цельсия


2) Если нет датчика, то на приборной панели начнут появляться различные значки, по которым можно будет понять, что двигатель начинает перегреваться.


3) Из под капота, пойдет белый пар. Охлаждающая жидкость закипела, а поэтому по законам физики начинает , поэтому будет выделиться белый густой пар. Это очень яркий симптом.


4) Двигатель начнет работать не стабильно (когда стрелка окажется в красной зоне). Вызвано это тем, что металлические составляющие двигателя начинают расширяться.

Это основные симптомы, самый яркий как я уже написал, это белый пар который валит из под капота и так сильно пугает автомобилистов, особенно начинающих. Многие думаю, что это дым и даже убегают от автомобиля, думая что он сейчас взорвется.

Делать этого не нужно, нужно быстро предпринимать действия (о них чуть ниже), которые помогут спасти ваш мотор иначе могут наступить не поправимые последствия.

Какие могут быть последствия

Ребят если произошел сильный перегрев и вы его «проворонили», то последствия могут быть самыми плачевными.

1) Самое страшное, это то что двигатель попросту может заклинить, от того что металлические части расширились. Тут уже нужен . Многие пытаются запустить такой агрегат, и у них вырывает кусок из блока. Простыми словами – двигателю «конец», ремонт очень-очень дорогой, лучше купить .

2) Если вам все же удалось избежать «заклинивания», то это еще не говорит о том, что ваш агрегат полностью не пострадал. Не редко начинает проявляться , также уровень масла постоянно падает. Это говорит о том что – маслосъемные кольца, «просели» и их нужно менять.

3) Смена жидкости. Также в некоторых мастерских я слышал мнение — что после того как жидкость кипела желательно ее сменить, потому как она потеряла свои свойства, причем не редко она темнеет, то есть не имеет привычного . В этом есть доля истины, ведь антифриз или тосол не должны подвергаться кипению.

Что нужно сделать, если ваш двигатель начал перегреваться

Самое простое, если датчик еще не в красной зоне, а только вошел в нее — просто нужно заглушить мотор.

Если вы едите, а лучше если катитесь с горки, то включаем нейтральную передачу, избегаем нагрузки на двигатель, не давим на газ. И машина должна катиться до полной остановки, она немного «обдуется», что снизит температуру двигателя. Если у вас жидкость не ушла, то есть на нужном уровне (система целая не пробита) — становится понятно, что скорее всего отказал вентилятор или термостат (такое бывает особенно часто на наш ВАЗ). Не нужно забывать, что в машине есть еще один радиатор – печки. Просто включаем «обдув» на полную мощность, то есть обогреваем салон, таким образом — температура может упасть до нужной, и только после этого глушим двигатель.

Если у вас вытекла вся жидкость (а вы не заметили), то тут ничего не сделаешь, просто глушите двигатель. Скорее всего, ваш агрегат получил поломку (по крайней мере, маслосъемные кольца могли «залечь»). Затем доставляйте ваш авто до сервиса на эвакуаторе, запускать двигатель опасно.

В заключении хочу сказать – следите за уровнем антифриза или тосола, тогда перегрев вы практически никогда не испытаете. Даже если откажет основной вентилятор, всегда можно помочь температуре печкой! Как следить за уровнем можете посмотреть в этом ролике.

НА этом все, думаю вам помог, читайте наш АВТОБЛОГ.