Какие авто быстрее теряют в цене. Вот автомобили, которые меньше всего теряют в цене на вторичном рынке

Ведь согласно свежему исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers о стоимости владения легковым автомобилем в России в 2017 году, машины гольф-класса и компактные теряют за три года жизни максимум 35% стоимости, тогда как авто бизнес-класса и полноразмерные внедорожники стоимостью до 3 млн. рублей - до 42%, а дороже 3 млн. - до 43%!

Понятно, подчеркивают эксперты PwC, что автомобили внутри одного класса обесцениваются по-разному, поскольку это зависит от надежности и репутация модели; соотношения спроса и предложения на конкретную модель на ; наличия или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели и, наконец, динамики цен на аналогичные . Но как бы то ни было, потеря в цене остается одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов.

Однако и тут, как говорится, есть нюансы.

Рисунок PwC

Владельцы тратят больше, чем «премиальщики», денег : первым «кормление железного коня» может обходится в 23-24 процента от общей стоимости владения автомобилем, а вторым - только 6%.

А вот с точки зрения , то тут все стороны равны, поскольку затраты на страхование и у тех, и у других занимают в общей стоимости владения автомобилем от 19 до 26%.

Зато , если не брать эту статью расходов в абсолютных цифрах, у бедных автовладельцев составляет 1,5-1,6 % от общей стоимости владения. А у хозяев автомобилей классов E, среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. - порядка 2,1–2,5%. а свыше 3 млн руб. - около 5% из-за более высокого налога на роскошь.

Любопытно, что согласно исследованию, прочие расходы на содержание автомобиля, включающие покупку , стоимость их замены два раза в год и мойку два раза в месяц, не оказывают значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем ввиду их небольшой доли в общих авторасходах.

– Стоимость владения личным автомобилем с каждым годом растет, и в связи с этим потребители все чаще выбирают альтернативные виды транспорта, такие как и , которое за счет оптимизационных изменений, проведенных в последнее время, стало более комфортным и конкурентоспособным по цене способом совершения поездок, - комментирует ситуацию партнер, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в России Олег Малышев. - Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке…

В премиальном сегменте наиболее выгодным для перепродажи оказался Porsche Cayenne. Эта модель не просто сохранила свою начальную стоимость, но и увеличила ее на 1,4%. Случилось это из-за искусственного завышения цен на вторичном рынке на фоне постоянного удорожания новых автомобилей.

В премиум-сегменте, помимо Porsche Cayenne, высокую остаточную стоимость в своих категориях сохранили: пикапы Toyota Hilux и Volkswagen Amarok; внедорожники Volvo XC70, Toyota Highlander, Honda CR-V, Mercedes-Benz Gl, Toyota Land Cruiser Prado и компактные авто Volkswagen Golf и Mercedes-Benz CLA.

Эксперты погалают, что большое количество марок Toyota связано с традиционной любовью россиян к этому бренду. Считается, что автомобили Toyota со временем минимально падают в цене.

Самым ликвидным автомобилем малого класса среди машин массового сегмента стала Skoda Fabia, которая за три года сохранила 86,4% от первоначальной стоимости. В гольф-классе лучший результат показал Volkswagen Golf – 92,4% от цены трехлетней давности. Среди автомобилей среднего класса на первое место вышла Mazda 6 с показателем остаточной стоимости 86,6%. Топ-3 в бизнес-классе возглавила Toyota Camry (81,5%). В сегменте микро- и компактвэнов лучший показатель демонстрирует Volkswagen Golf Plus (85,4%), в классе минивэнов лидирует Chevrolet Orlando (85,1%).

В список самых ликвидных автомобилей не попали ни Renault Logan, ни ряд моделей Daewoo, ни российские или китайские авто. По мнению экспертов, это связано с плохо развитым в России рынке трейд-ин, когда владельцы авто сдают свой транспорт в обмен на скидку при покупке нового автосредства. Зато в России есть большой рынок «из рук в руки», где очень большой разбег цен и невозможно провести какую-то статистику.

В конце списка остались крупные седаны и авто представительского и бизнес-класс (E и D-класс). Такую особенность связывают с дороговизной обслуживания и владении. Также считается, что при покупке автомобили премиум-класса всегда сильно теряют в цене, по сравнению с эконом-классом, например.

Эксперты прогнозируют, что в течение этого года существенных изменений в рейтинге не будет, он не поменяется, при условии сохранения действующего курса валют. Однако самая объективная картина будет в следующем году, когда автомобили 2015 года будет отмечать трехлетие, а именно они были первые, купленные по-новому, приближенному к текущему курсу валюты.

Признайтесь, когда вы выбирали новый автомобиль вы задумывались о том, сколько он потеряет в цене через 2-3 года? По статистике 90% людей при покупки новой машины задумываются об этом. Ведь каждый из нас не только хочет купить автомобиль своей мечты, но и желает максимально сохранить в нем вложенные деньги. Хотите знать, какие новые автомобили сегодня выгоднее всего приобретать? Вот вам подробная статистика от известных аналитических компаний, которые провели исследование с целью узнать остаточные ценники на подержанные авто спустя трех лет владения.

В нашем обзоре мы включили последнее исследование компании « » и статические данные агентства «Автостат».

Итак, вот как выглядит рынок подержанных 3-х леток сегодня.

Автомобили каких стран меньше всего теряют в цене на рынке?


Согласно данным меньше всего в цене теряют корейские автомобили. Так, в результате проведенного исследования в среднем 3-летние корейские автомобили имеют остаточную стоимость в 75,2 процента (то есть за три года корейские авто дешевеют примерно на 24,8 процента).

Второе место по остаточной стоимости трехлетних автомобилей занимают японские бренды со средним показателем остаточного ценника в 73,8 процента.

Третью строчку, на удивление, занимают отечественные автомобильные компании, чьи автомобили в среднем спустя трех лет владения имеют остаточную стоимость 70,7 процентов.

Вот все лидеры по происхождению автомобильных брендов, которые в течение 3 лет сохраняют максимальную остаточную стоимость:

Рейтинг остаточной стоимости автомобилей по происхождению автомобильных брендов 2018 года

  1. 1. Южная Корея — 75,2%*
  1. 2. Япония — 73,8%
  1. 3. Россия — 70,7%
  1. 4. США — 69,1%
  1. 5. Китай — 69%
  1. 6. Европа — 66,6%

*в процентах указана остаточная цена 3-х летних автомобилей в процентах


Какие же автомобили было выгодно купить три года назад и получить сегодня за них хорошие деньги на подержанном рынке?
Вот ТОП самых выгодных автомобилей, которые максимально сохранили остаточную стоимость по состоянию на 2018 год. Данные основаны на исследовании компании «Правильная цена».

ТОП-10 автомобилей, которые меньше всего потеряли в цене с 2015 по 2018 года

1) Mazda CX-5 — 89,69%


Лидером Российского рынка по сохранению рыночного ценника стал трехлетний кроссовер Mazda CX-5, который сохранил в среднем на рынке 89,69 процентов первоначальной стоимости. То есть этот автомобиль в среднем подешевел за три года всего на 10,31%!!!

2) Renault Logan — 88,38%


Вторую строчку занимает французский автомобиль Российского происхождения Renault Logan, который подешевел за три года всего на 11,62 процента.

3) Mazda 6 — 87,43%


Третью строчку в рейтинге остаточной стоимости трехлетних автомобилей занимает седан Mazda 6, который в среднем спустя три года подешевел на б/у рынке всего на 12,57 процентов.

4) Renault Sandero — 87,32%


Популярный в России Renault Sandero также хорошо сохраняет свою остаточную стоимость спустя три года. Так, если бы вы купили этот автомобиль в 2015 году, то на сегодняшний момент смогли сохранить бы 87,32 процентов стоимости авто. Согласитесь неплохой результат для этого класса автомобиля.

5) Mazda 3 — 85,7%


Еще одна Мазда в верхней строчке рейтинга. На этот раз речь идет о младшем брате Mazda 6. Так, Mazda 3 по данным компании «Правильная цена» за три года сохранила 85,7 процентов своей стоимости. То есть эта машина в среднем потеряла за 3 года 14,3%.

6) Hyundai Solaris — 85,22%

Вопреки ожиданиям, корейский автомобиль Hyundai Solaris, который стал в России практически «народным», занял по остаточной стоимости только лишь шестую строчку в рейтинге с остаточным ценником в 85,22 процента. Но это все равно отличный результат. Особенно если сравнивать с премиальными автомобильными брендами из Германии.

7) Toyota Land Cruiser 200 — 84,80%


7-ю строчку самых выгодных автомобилей по сохранению рыночной цены занимает японский внедорожник Toyota Land Cruiser 200. По данным аналитики «Правильная цена» за три года 200-й Крузак теряет в среднем только 15,20 процентов. Для внедорожников это потрясающий результат.

8) Kia Rio — 84,78%


Восьмое место в рейтинге занимает еще один популярный в России автомобиль — Kia Rio, который в среднем дешевеет за 3 года всего на 13,22 процента.

9) Skoda Rapid — 83,98%


В ТОП-10 самых выгодных авто по сохранению рыночной цены неожиданно попала Skoda Rapid, которая по данным аналитиков подешевела за 3 года всего на 16,02 процента.

10) Chevrolet Niva — 83,32%


Замыкает десятку лидеров отечественный внедорожник Chevrolet Niva с остаточной ценой на 2018 год в 83,32 процента.

Какие премиальные автомобили меньше всего дешевеют на подержанном рынке?

Отдельное исследование компании «Правильная цена» посвящено премиальному сегменту рынка. Здесь все гораздо интересней, поскольку люкс автомобили всегда падают в цене намного быстрее массового сегмента.
Вот скрин с отчета исследования

Обратите внимание на автомобили Ягуар, которые за три года в среднем дешевеют почти на 50 процентов. Это один из худших результатов на рынке. Не лучшим образом чувствуют себя на рынке и автомобили BMW и Audi, которые в среднем дешевеют за три года на 38 процентов. Однако, их вечный конкурент компания Мерседес имеет более высокий показатель по сохранению рыночных ценников на свою продукцию (в среднем автомобили Мерседес дешевеют на 21 процент за три года владения).

Если брать отдельно по премиальным моделям, то с 2015 года по 2018 год меньше всего потерял в цене внедорожник Land Rover Discovery Sport, сохранив по состоянию на текущий год 85,05 процентов своей стоимости.
Второе место занимает модель Acura TLX с остаточным ценником 85,01 процент. Тройку лидеров замыкает Land Rover Discovery 4, который сохранил за 3 года 84,52 процента стоимости.

Вот лидеры премиального сегмента, которые в течение 3 лет меньше всего потеряли в рыночной стоимости.

На сколько дешевеют обычные автомобили за 3 года?


Массовый сегмент
Остаточная цена в %
3 года владения
Марка Модель
Mazda CX-5 89,69%
Renault Logan 88,38%
Mazda Mazda6 87,43%
Renault Sandero 87,32%
Mazda Mazda3 85,70%
Hyundai Solaris 85,22%
Toyota Land Cruiser 200 84,80%
KIA Rio 84,78%
Skoda Rapid 83,98%
Chevrolet NIVA 83,32%
Toyota Corolla 81,85%
KIA Soul 81,27%
Renault Duster 81,00%
VW Touareg 80,86%
Honda CR-V 80,59%
Hyundai ix35 80,57%
KIA Cee’d 80,12%
Toyota Land Cruiser Prado 79,98%
VW Polo 79,82%
Hyundai i40 79,14%
Geely Emgrand X7 78,91%
Toyota RAV 4 78,61%
Skoda Octavia 78,54%
KIA Sportage 77,98%
Daewoo Gentra 77,78%
Hyundai Santa Fe 77,69%
Lada 4×4 77,66%
Citroen C4 Picasso 77,07%
Subaru Forester 77,01%
Nissan Terrano 76,58%
KIA Sorento 76,29%
Lada Largus 76,12%
Lifan Solano 75,76%
UAZ Pickup 75,34%
Nissan Almera 75,30%
Toyota Camry 75,18%
Ford Fiesta 74,81%
Geely Emgrand 74,69%
Nissan X-Trail 74,61%
SsangYong Kyron 74,55%
Ford Mondeo 74,06%
Suzuki Vitara 73,98%
VW Tiguan 73,91%
Mitsubishi Pajero — IV 73,66%
Lifan X50 73,09%
Subaru Outback 72,97%
Chery Tiggo 5 72,69%
Nissan Sentra 72,61%
Mitsubishi Outlander 72,19%
Nissan Qashqai 71,77%
Mitsubishi L200-IV 71,48%
Lada Priora 71,47%
Lada Kalina 71,24%
Ford Focus 71,23%
Ford Kuga 71,00%
Citroen Grand C4 Picasso 69,54%
SsangYong Stavic 69,26%
Datsun mi-DO 69,20%
Ford EcoSport 68,97%
Lifan X60 68,95%
Skoda Yeti 68,71%
UAZ Hunter 68,51%
Nissan Juke 67,65%
VW Jetta 67,55%
SsangYong Actyon 67,43%
UAZ Patriot 66,80%
Datsun on-DO 66,53%
Chery Tiggo 66,16%
Chevrolet Aveo 65,81%
Nissan Teana 64,95%
Citroen C4 Sedan 64,59%
Mitsubishi Pajero Sport 64,17%
Mitsubishi ASX 64,01%
Opel Antara 63,85%
Chevrolet Captiva 63,51%
Peugeot 408 62,88%
Peugeot 2008 62,06%
Opel Mokka 61,78%
Citroen C4 Aircross 61,64%
Peugeot 4008 61,26%
Geely GC6 60,50%
Chery M11 59,97%
Opel Astra 59,94%
Peugeot 308 59,84%
Citroen C-Elysee 58,78%
Lada Granta 58,77%
Peugeot 301 58,66%
Daewoo Matiz 57,73%
Chevrolet Cruze 57,67%
Lifan Cebrium 57,65%
Citroen DS4 55,77%
Peugeot 3008 53,09%
Opel Insignia 46,47%
Subaru Impreza XV 42,82%
Daewoo Nexia 41,25%
Итог (среднее) 71,20%

Насколько дешевеют премиальные автомобили за 3 года?

Остаточная стоимость автомобилей.
Премиум-сегмент
Остаточная цена в %
3 года владения
Марка Модель
Land Rover Discovery Sport 85,05%
Acura TLX 85,01%
Land Rover Discovery 4 84,52%
BMW X5 84,50%
Jeep Wrangler 84,41%
Mercedes-Benz GL-Class 83,38%
Audi Q7 82,38%
Porsche Cayenne 81,68%
Porsche Macan 81,56%
Land Rover Range Rover 80,90%
Mercedes-Benz GLE Coupe 80,70%
Land Rover Evoque 80,69%
MINI Cooper (5 дв) 79,76%
Lexus NX 79,35%
Lexus RX 78,88%
Mercedes-Benz C-Class 78,76%
BMW X6 78,37%
Volvo V40 Cross Country 77,81%
Volvo XC90 76,99%
Acura RDX 76,52%
Volvo XC60 76,35%
MINI Countryman 76,23%
Mercedes-Benz GLE-Class 75,85%
MINI Cooper (3 дв) 74,81%
Land Rover Range Rover Sport 74,67%
Volvo XC70 74,05%
Mercedes-Benz GLC 73,71%
Audi A7 73,59%
Mercedes-Benz CLA-Class 73,19%
Lexus GX 72,96%
Audi Q5 72,87%
Mercedes-Benz GLA 72,35%
Infiniti Q50 71,54%
Infiniti QX70 71,09%
Audi Q3 69,79%
Acura MDX 69,37%
Infiniti QX60 69,27%
Lexus LX 68,31%
Mercedes-Benz G-Class 68,23%
BMW X3 67,55%
Audi A3 Sedan 67,13%
Audi A3 Sportback 66,94%
Mercedes-Benz S-Class 66,88%
Audi A5 Sportback 66,47%
Jaguar XE 66,34%
Lexus ES 66,05%
Cadillac Escalade 65,59%
BMW X4 65,17%
Audi A6 64,89%
Mercedes-Benz E-Class Coupe 63,98%
Mercedes-Benz GLK-Class 63,66%
BMW 3 63,37%
smart smart fortwo 63,22%
BMW 5 63,21%
Mercedes-Benz E-Class Saloon 63,16%
Audi A4 63,00%
Mercedes-Benz A-Class 62,93%
Porsche Panamera 60,86%
Infiniti QX50 60,15%
Jeep New Cherokee 59,87%
Infiniti QX80 59,51%
Jeep Grand Cherokee 58,41%
BMW X1 58,11%
Cadillac SRX 58,00%
BMW 7 54,39%
Jaguar XF 53,93%
Audi A8 52,89%
Jaguar XJ 45,46%
Итог (среднее) 69,67%





Данные компании «Правильная цена»

Многие рассматривают автомобиль как способ сберечь накопления. Но не надо очертя голову бросаться на поиски самых выгодных предложений, иначе можно стать обладателем машины, от которой придется избавляться долго и с большими потерями. В наше время российский рынок не благоволит к минивэнам, универсалам, купе и кабриолетам, спортмодификациям... Ликвидно лишь то, что отвечает среднестатистическим запросам: седаны, отчасти хетчбэки и, разумеется, кроссоверы. Аналогичный принцип действует и при выборе модификации/комплектации. Найти покупателя на слишком мощную или, напротив, самую слабую и бедную модель проблематично. Поэтому в обзоре мы представим в каждом классе только самые востребованные версии.

Впрочем, это не означает, что вы лишаетесь свободы выбора. Следует, например, прагматично подойти к подбору оснащения. Одна-две практичные опции, выторгованные у дилера по выгодной цене при заказе нового авто, могут с лихвой окупиться после, ведь выставленная на продажу машина будет выделяться “бонусом” для покупателя.

КОМПАКТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Обычно модели этого класса показывают малую потерю стоимости и ровную динамику ее снижения. А лидеров сегмента не нужно даже вычислять – наибольшим спросом пользуются самые практичные, рациональные и выносливые машины. Но сейчас для них наступили не лучшие времена – рынок переполнен доступными седанами и хетчбэками малого класса, а цены на них находятся под мощным прессом. Это значит, что можно дешево купить, но избавляться от автомобиля придется в таких же жестких условиях соперничества с другими желающими продать.

По данным “Автостата”, основанным на мониторинге цен на вторичном рынке, тройка автомобилей с лучшей остаточной стоимостью в прошлом году выглядела так: “Renault Sandero”, “Volkswagen Polo”, “Hyundai Solaris”. С тех пор мало что изменилось.

Не стоит рассматривать и редкие в компактном сегменте премиальные автомобили, хотя некоторые из них показывают даже лучшее сохранение цены (особенно в течение первых лет). Все-таки это модели на любителя, а их рынок очень узкий.

Динамика снижения цен на автомобили с возрастом рассчитывалась по так называемой оценочной стоимости от года владения, применяемой в тарифообразовании страховых услуг. В тех случаях, когда оценочная стоимость имела заметное расхождение с фактической, данные подвергались корректировке исходя из реальных предложений на рынке б/у автомобилей. Оценки ликвидности, приведенные в таблицах для каждой популярной модификации, не являются точным прогнозом стоимости и служат исключительно для маркетингового анализа.


АВТОМОБИЛЬ ГОЛЬФ-КЛАССА

Поскольку популярные кроссоверы по цене становятся все более недоступными широким слоям покупателей, можно ожидать перераспределения спроса в гольф-сегмент. Это означает, что, купив такой автомобиль сейчас, его можно будет затем продать с наименьшими потерями в цене. Если вы собираетесь владеть автомобилем два-три года, то лучше выбирать седан. Если брать пятилетнюю перспективу, то хетчбэк.


В недалеком прошлом в топ самых ликвидных моделей, согласно подсчетам агентства “Автостат”, входил “Volkswagen Golf”, но покупатели стали отдавать предпочтение более функциональным и просторным машинам, о чем свидетельствуют падение продаж все того же “Golf” и возрастание доли “?koda Octavia”. В остальном все неизменно – возглавляют рейтинги японские седаны и хетчбэки.

Еще лучшие возможности предоставляет, как ни странно, премиальный сегмент. Все модели немецкой тройки в течение пяти лет лучше сохраняют стоимость, чем автомобили стандартного класса. Объяснить это можно тем, что надбавка за престижную марку в гольф-сегменте относительно невелика. В таком тренде привлекательно смотрится даже “MINI Clubman”. Сугубо нишевая модель в прежнем поколении, перейдя из малого сегмента, стала заметно просторнее и функциональнее.

АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА

Еще один сегмент с хорошим потенциалом сохранения стоимости. В последние годы он был сильно недооценен покупателями, из-за чего среднеразмерные седаны перестали быть высоколиквидным товаром. Но может возникнуть тенденция к восстановлению. Ведь цены на автомобили-“середнячки” и сейчас остаются привлекательными!

Формально вверху рейтинга – “Passat”, но если учитывать объемы продаж, то лучше выбрать “Mazda6”, сумевшую сохранить стабильно высокий уровень даже в провальные годы. Высокие рейтинги и у нового “Superb”, но эта модель совсем новая, и как воспримет ее рынок, пока можно только гадать. Тот же “Hyundai i40”, например, хотя и находится в рейтинге на ступеньку ниже, зато он реально ликвидный. Следовательно, дает гарантию сохранения цены.

Иной расклад в секторе премиальных среднеразмерных седанов. Модели, во-первых, значительно различаются в способности сохранять стоимость. Во-вторых, уже с первого года владения они обесцениваются ощутимо быстрее стандартных, а еще год-два спустя тенденция даже усиливается, хотя дальнейшее снижение цены идет без скачков. Машины этого класса целесообразно рассматривать как долгосрочную покупку на срок пять и более лет. Они обладают высоким премиальным статусом, но сберегают деньги тем, что относительно не накладны в эксплуатации.


АВТОМОБИЛЬ БИЗНЕС-КЛАССА

Беспроигрышный вариант при выборе солидной модели для частного или корпоративного пользователя – покупка бизнес-седана “Toyota Camry”. Ликвидность у модели беспрецедентная, чем она и изжила своих конкурентов, кто пытался предложить максимум солидности за наименьшие деньги. Но набирает обороты и новая концепция в лице корейского седана “Hyundai Genesis”. Здесь за умеренную цену клиенту предлагают мощный большой автомобиль с исчерпывающим оснащением. Несмотря на кризис, текущие темпы продаж показывают, что он тоже востребован на рынке. Укрепляющаяся репутация модели из Кореи может вывести ее в число ликвидных.


При выборе премиального бизнес-седана сразу свыкайтесь с мыслью, что еще до наступления пятилетнего возраста автомобиль утратит больше половины своей цены. Однако есть модели, которые дают отличные возможности минимизации потерь, если от них избавляться без промедления, не дожидаясь наступления двух-, трехлетнего возраста. Это прежде всего относится к консервативному, зато сверхнадежному “Infiniti Q70”, “Mercedes-Benz” “E-класса” и “Jaguar XF” уходящего поколения.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

Любой роскошный седан – это прежде всего имидж и статус. Автоматически это означает, что он же и худший объект для инвестиции, если исходить только из соображения сохранения денег. Уже спустя три года стоимость автомобиля падает вдвое. И тенденция затем почти не замедляется – высокие расходы на обслуживание, налоги и страховки отталкивают покупателей от представительских седанов на вторичном рынке. Даже самые распространенные модификации малоликвидны. А если мы говорим о седанах, которые придется выставлять на продажу уже после того, когда в автосалонах появятся модели той же марки, но следующего поколения, то от оставшейся цены можно еще смело вычитать процентов десять и больше, когда речь идет о престижных топ-модификациях. Ведь главного – престижа – в них как раз и нет.


Есть, правда, два роскошных корейских седана, которые продаются без “налога на престиж” – “Hyundai Equus” и “Kia Quoris” (наиболее популярны версии “Premium” с мотором V6 3.8). Логика подсказывает, что они могли показать наилучшую динамику сохранения стоимости. Но эти модели пока плохо известны рынку, а поэтому к ликвидным относить их еще рано.

КОМПАКТНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Предложений в этом сегменте очень много. Для компактных кроссоверов характерны относительно небольшие расхождения в потере цены от модели к модели.


Хотя статистика показывает, что спрос на кроссоверы близок к пиковому, их доля среди других классов вряд ли резко обвалится – они все равно останутся высоколиквидными на “вторичке”. К тому же реальная цена на ряд моделей, которые уже побывали в эксплуатации, нередко оказывается выше оценочной. Так было с “Nissan Juke” и премиальным “Range Rover Evoque”, которые, по данным “Автостата”, входили в тройку самых ликвидных кроссоверов. Так что здесь важно угадать с тем, как складываются покупательские интересы. На текущий момент они таковы. В выборе бюджетных моделей (например, “Renault Duster”) клиенты все чаще склоняются к модификациям с механической коробкой, дизельным мотором и приводом 4х4. При покупке стандартного кроссовера покупатели отдают предпочтение моделям с традиционным автоматом и неприхотливым бензиновым двигателем, не доверяя модным роботам с двумя сцеплениями и турбомоторам малого объема. Отчасти это наблюдается и в премиальном сегменте – наилучшей ликвидностью обладает почтенный “QX50”, который, несмотря на возраст, все еще остается третьей по популярности моделью во всей гамме “Infiniti”.

СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Выбор заметно сужен, а различия между премиальными и стандартными моделями в потере цены невелики. Лучше сохраняют стоимость автомобили, которые уже давно стоят на конвейере и показали себя крепкими и выносливыми. Тому пример – “Mitsubishi Pajero Sport”. Этот простой классический внедорожник с возрастом не теряет своего главного качества служить обладателю “рабочей лошадкой”, следовательно, не утрачивает и своей ценности. Или “Nissan Murano” – еще один пенсионер, но уже среди кроссоверов. Если вы намерены покупать более современную модель, то стоит присмотреться к “Hyundai Santa Fe Premium” и “Kia Sorento Prime”. Динамика падения цены от года владения в будущем может стать не такой крутой из-за пятилетних гарантий.


В премиальном сегменте меньше всего дешевеют те кроссоверы-”середняки”, которые для рынка в новинку. Одно время рейтинг ликвидности возглавлял “Audi Q5”. Сейчас можно делать ставку на “Mercedes-Benz GLC”, который пришел на смену популярному “GLK”. Непривычно низкие позиции модели от “Lexus” вполне объясняются приведенными выше доводами. Имеющиеся оценки ликвидности делались по модели прежнего поколения, которая порядком надоела публике даже на вторичном рынке. Но новому поколению “RX” по силам восстановить статус-кво.


ПОЛНОРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

Если рассматривать стандартные автомобили, то картина с ликвидностью точно такая же, как и в других сегментах. Менее всего теряют в цене “рабочие лошадки” японского производства. Покупатели все больше склонны доверять и американским моделям, которые на рынке считаются достаточно крепкими и неприхотливыми.


Но в премиальном сегменте все иначе. Дорогие престижные модели почти гарантированно теряют за четыре-пять лет больше половины стоимости! Как и роскошные седаны представительского класса, они не лучший способ сохранять деньги. Чтобы оправдать и без того высокие траты, здесь, как нигде, эффективно правило: купил – на третий год продай! Исключений из него очень мало: кроссовер “Infiniti QX70” и большой люксовый вездеход “Lexus LX”. Характеристика удешевления у них куда более пологая и не имеет резкого “обрыва”, который просматривается на графике для всего сегмента крупных премиальных внедорожников.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Российский рынок весьма специфичен в покупательских предпочтениях. Целый ряд моделей, которые в других странах относятся к нишевым, у нас пользуется стабильно высоким спросом и тоже способен хорошо сохранять цену.

Обладатель брутального “Mercedes-Benz G-Klassе” теряет меньше других – даже на пятом году владения модель оценивается не меньше чем в половину изначальной стоимости. Весьма дорогой на рынке остается и такая классика, как “Jeep Wrangler” – топовая трехдверка в первые два года теряет лишь пятую часть стоимости, хотя затем темп снижения ускоряется. Проблема лишь в том, что эта машина “клубная”, покупателя придется искать среди фанатов оффроуда.

С перспективой на пару лет выгодно приобретать купе-кроссовер “BMW X6”. Но если вы “передержите” автомобиль в гараже хотя бы на год, цена едва ли не скачком снизится до половины. Аналогичный характер обесценивания и у четырехдверного купе “Mercedes-Benz CLS 400 4Matic”: оценочная стоимость на второй год владения достигает 84%, что является своеобразным рекордом в обзоре, но за “трехлетку” выручить можно будет уже лишь 65%.

Популярные в России “вседорожные” версии универсалов тоже, казалось бы, могли неплохо сохранять стоимость, но в действительности это не так – за модель в годах на вторичном рынке дают едва ли больше, чем за обычный универсал. Не стоит рассматривать в качестве инвестиции и все модели класса “Luxury” – они теряют четверть цены сразу, как только покидают пределы дилерского центра.

Но это не значит, что “автомобили не для каждого” не способны сохранять стоимость. Такой всемирно известный спорткар, как “Porsche 911 Carrera”, гипотетически дешевеет за пять лет по формуле 96-83-61-59-55%, то есть куда медленнее многих самых ликвидных популярных моделей. На то есть объективная причина: пробеги спорткаров обычно на порядок меньше. Впрочем, из-за этого сравнивать напрямую их ликвидность с обычными моделями будет просто некорректно.


Руслан ТАРАСОВ,
фото фирм-производителей и из архива “Клаксона”

О ситуации на российском рынке новых автомобилей (и нами в том числе) немало. Модели уходят, перспективы мрачные, цены заоблачные. На этом фоне не столь пессимистично выглядит расклад во вторичном секторе. По данным компании «Автостат» , в минувшем году россияне перепродали на 20% меньше машин, чем в 2014 году. Это куда лучше, чем минус 35,7% у продавцов новых авто. Кроме того, общий объем рынка подержанных транспортных средств втрое больше: 4,9 миллиона против 1,6 миллиона.

М ежду тем, анализ цен на «вторичке» - занятие куда более любопытное, чем для новых машин. Ориентиров для продавца два: цена, за которую он купил свой автомобиль у дилера несколько лет назад, и сегодняшняя цена такого же нового. Нечто среднее между ними с поправкой на состояние конкретного экземпляра и степень жадности владельца и формирует предложение на рынке. Но нынче такой подход любого вгонит в ступор. Цифры на ценниках два-три года назад и сегодня – это, как говорится, две большие разницы. Некоторые наверняка все еще пытаются продать свою трехлетку дороже, чем покупали ее новой. И кому-то, поверьте, это удается, несмотря на кризис.

В прочем, некая справедливая стоимость для популярных моделей все же существует. Аналитики проектов «Правильная цена» и «Автостат Инфо» изучили предложения машин конца 2012 года выпуска и сравнили их с ценами на аналогичные новые в дилерских центрах. Разумеется, в ряде случаев сопоставление сопряжено с определенными условностями: сменились комплектации и агрегаты, прошел рестайлинг или вовсе смена поколения. Тем не менее, ориентиры заданы.

В сегменте компактных моделей самыми лучшими инвесторами могут себя чувствовать обладатели Kia Rio. Его сейчас можно продать за 80,6% от стоимости нового три года назад. Интересно, что соплатформенный и очень близкий по цене у дилера Hyundai Solaris за тот же срок сохранил всего 74,3%. Исследователи объясняют разницу особенностями комплектаций. Kia был с мотором 1.4, а Solaris – с 1.6 и автоматической коробкой. Это наглядное подтверждение тезиса о том, что переплата за дополнительные опции при покупке нового автомобиля никогда не отобьется за счет сопоставимой прибавки при продаже подержанного. На «вторичке» все смешивается, и на соседних строчках стоят упакованные по-максимуму и совсем «голые» комплектации. А ведь изначально их владельцы платили за них совсем разные суммы…

Б росается в глаза разница в остаточной стоимости и других «родственников»: Renault Sandero (79,2%) и Renault Logan (70,9%), Citroen C1 (77,3%) и Peugeot 107 (68,9%). Аналитики также связывают это с разными комплектациями, которые пользовались основным спросом у конкретной модели: дешевые сохраняют свою «ценность» лучше.

З амыкают список традиционно не пользующиеся большой любовью у россиян «французы» (настоящие, а не румынского происхождения). К примеру, Peugeot 207 сохранил всего 65,8% от начальной цены. Впрочем, это не означает, что их сейчас продают за бесценок – просто аналоги в кризис прибавили очень существенно.

В гольф-классе лидер – Volkswagen Golf. Да-да, такой вот каламбур. Если верить аналитикам, он подешевел за три года менее чем на 8%! Фантастика? Нет – эффект от фантастически возросшей цены. В 2012-м хэтчбек с мотором 1.6 и механической коробкой стоил 603 000 рублей, а сегодня такой же стоит без трех тысяч 1,2 миллиона! Локализованная Jetta прибавила не столь сильно, но и продавалась обычно в доступных комплектациях. Посему ее показатель тоже неплох – 81,3%.

И снова отметим разрыв между ближайшими сородичами: Citroen C4 занимает приличное шестое место (77,5%), а Peugeot 308 – всего-то третий с конца (58,6%). Здесь разницу можно объяснить особенностями маркетинга. «Шевроны» не стали выделять седан калужской сборки в отдельную модель, и его неплохой результат вытянул машину на высокое место. А у «львов» доступный трехобъемник несет на крышке багажника цифры 408. Его аналитики по непонятным причинам отнесли к среднему классу, где он набрал неплохие 67%. Так что 308-е – это хэтчбеки, изрядно подорожавшие за счет смены поколения и иностранной сборки.

З амыкает список Daewoo Nexia (56%). Сказывается древность конструкции и популярность машины у «бомбил».

П редставители среднего класса «сбрасывают» заметно большую часть изначальной цены. В предыдущих сегментах лидеры перешагивали отметку в 80%, а тут выше 70% прыгнул только Volkswagen Passat. За ним расположились Hyundai Sonata (68,3%) и Honda Accord (68%), идущие на хорошем счету у россиян. Правда, сложно объяснимы позиции Mazda6 (65,5%) и Ford Mondeo (62,8%). Вроде бы и повышение цен для них оказалось далеко не рекордным, и у потребителей они в почете, а вот с сохранением стоимости дело не задалось.

Л идер бизнес-класса был очевиден и предсказуем: Toyota Camry (78,7%). Любовь россиян с этой модели, кажется, безгранична. Любопытно, что непопулярный Peugeot 508 (64,1%) сумел опередить собиравшийся до недавнего времени в России и имевший всей шансы на успешную борьбу даже с «Камри» Nissan Teana (55,9%). «Японец» выглядит сейчас для поклонников подержанных автомобилей не самым плохим приобретением.

П редугадать модель на первой строчке в зачете компактных кроссоверов тоже неложно. Renault Duster изначально недорог относительно конкурентов, да и пользуется хорошим спросом – и в новом состоянии, и будучи подержанным. Итого – 83,9% от начальной стоимости.

А вот бестселлер Toyota RAV4 почему-то выбивается из общей статистики марки, показывающей отменные результаты по сохранению цены. Он оказался в самом низу рейтинга с показателем в 67,4%. Хуже «японца» оказалась только Skoda Yeti (64,7%).

И нтересна ситуация с моделями Nissan Qashqai (74,9%) и Qashqai+2 (75,3%). Вторая по определению дороже и – в теории – должна терять больше. Однако она при этом реже встречается на рынке, и владельцы позволяют себе чуть завышать цену в ожидании покупателя. Кроме того, теперь 7-местного «Кашкая» в гамме нет вовсе, что обеспечивает дополнительное внимание к вторичному сектору.

С реди больших кроссоверов всех обставила Toyota Highlander (84,6%), причем ее отрыв от занимающего второе место «Опеля Антара» составляет больше девяти процентных пунктов. «Корейцы» вообще расположились в этом классе очень плотной группой. За «Антарой» идут Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Hyundai Santa Fe Classic и Chevrolet Captiva. А хуже всех в сегменте выступил Nissan Murano (54,7%), как и Teana, разгромно проигравший «Тойоте». Присутствуют в отчете и все три соплатформенника: Peugeot 4007 (68,2%), Mitsubishi Outlander XL (67,1%) и Citroen C-Crosser (65,4%). При этом на сегодняшний день преемник есть только у модели из Страны восходящего солнца.

И з племени внедорожников выделился Volkswagen Touareg (81,5%), опередивший пару Land Cruiser – 200 (78,8%) и Prado (78,6%). Заметим, что модель из Вольфсбурга – единственный «европеец» в классе, который оккупировали машины из Японии, разбавленные представителями других школ. Российская Chevrolet Niva показала неплохие 76,6%, что является результатом достаточно стабильного спроса на одного из самых дешевых «проходимцев» на рынке. Посочувствовать можно владельцам Ford Explorer, которые могут выручить за трехлетний автомобиль менее 60% от изначальной стоимости.

Н у а в маленькой «песочнице» пикапов снова правит бал Toyota. Ее Hilux за три года подешевел всего на 10,5%. Борющийся с ним за лидерство по продажам Mitsubishi L200 «сохранился» на 73,4%.

К указанным цифрам можно относиться скептически, упрекая исследователей в предвзятости, некорректности и даже неправильно выбранном моменте для обнародования результатов. В сложившихся условиях, пожалуй, действительно трудно составить на 100% объективную картину. Однако это не повод отказываться от анализа рынка. Кроме того, одна тенденция подмечена очень точно: «Тойоту», как и в «мирное» время, перепродавать очень выгодно.