Кто создал тойоту. История японской марки Toyota

Японский бренд №1 - так кратко в двух словах можно охарактеризовать позицию автомобилей Toyota на российском рынке. Эти машины уже не первое десятилетие пользуются завидной популярностью как у автолюбителей, так и корпоративных клиентов, составляя автопарки компаний, работающих в торговой, финансовой, строительной и других сферах.
По популярности Тойота в России заметно обогнала таких мастодонтов японского автопрома, как Nissan, Mitsubishi, Subaru, Honda, Mazda, Suzuki. Даже, невзирая на далеко не самую благоприятную экономическую ситуацию и колебания рынка, Toyota из года в год демонстрирует стабильно высокий объем продаж, неизменно оставаясь в ТОР-10 самых покупаемых автомобилей в РФ.

Чем же так полюбилась Toyota россиянам?

Все очень просто: автомобили Toyota - надежная проверенная временем техника с безупречной репутацией, подтверждаемой целым рядом конкурентных преимуществ. Машины, выпускаемые под брендом Тойота, без проблем справляются с капризным российским климатом, им не страшны морозы, они спокойно «переваривают» далеко не самый качественный бензин, их не пугают оставляющие желать лучшего дороги.

В Приморском крае 90% автолюбителей ездят на авто марки Тойота

Как эксперты, так и автолюбители единодушны во мнении касательно достоинств и преимуществ автомобилей Тойота:

  • Несложная и в то же время продуманная до мелочей конструкция
  • Доступность запчастей и агрегатов, их приемлемая цена
  • Высокая надежность и долговечность
  • Простота обслуживания

Инженеры компании используют уникальную тактику в проектировании новых моделей, где за основу берутся проверенные временем и эксплуатацией конструкции, схемы, технические решения, доказавшие на деле надежность, качество, эффективность.

В числе самых популярных на российском рынке автомобилей Тойота модели Corolla, Camry, Land Cruiser Prado, Rav 4, Avensis, Auris, Yaris и другие.

Тойоты «съезжаются» в Россию из разных стран, выпускаются они и у нас. Какие модели японского бренда, в какой стране производятся - вопрос крайне интересный, требующий подробного рассмотрения.

Made in Russia или где собирают Toyota Rav 4 и Camry

Удивительно, но этот момент как-то не очень развернуто освещается телевидением и прессой. Известно, что эти машины в нашей стране делают, но, какие конкретно модели, где и кто - знают не все. А между тем, модели Toyota Camry и Toyota RAV4 полным ходом собираются на заводе в Санкт-Петербурге. Производственные мощности развернуты в поселке Шушары, являющимся внутригородским муниципальным образованием и одновременно промышленной зоной Питера.

Интересные факты о заводе Тойота в СПб:

14 июня 2005 года - старт строительства;
. 21 декабря 2007 года - выход первой Toyota с конвейера;
. Осуществляемые технологические операции - штамповка кузовных деталей, изготовление пластиковых элементов, сварка, сборка, покраска;
. Выпускаемые модели - Toyota Camry, Toyota RAV4;
. Территория предприятия - 224 гектара;
. Объем инвестиций на середину 2017 года - 24 млрд. рублей.

Примечательным является и тот факт, что на церемонии запуска конвейера и выпуска первой российской Toyota Camry, помимо официальных представителей с обеих сторон, присутствовал президент РФ - Владимир Путин, что красноречиво свидетельствует о значении и важности для России подобных проектов

На сегодняшний день седан Camry и кроссовер RAV4 собираются только у нас и помимо внутреннего рынка поставляются в Казахстан и Беларусь.

Где собирают Toyota Сorolla

До середины 2013 поставляемые в РФ «Короллы» были «чистокровными японками» с убедительным клеймом Made in Japan, выпускаемыми на предприятии Такаока. Все кардинально поменялось с появлением Toyota Сorolla 11 поколения. Производство данной модели, ориентируемой в частности на российский рынок, было налажено на базе мощностей в Турции, размещенных в городе Сакарья.

Касательно качества сборки можно сказать, что оно вполне сопоставимо с родным - японским. Перед началом выпуска нового японского седана Toyota Сorolla турецкий завод прошел масштабную модернизацию, сопровождаемую увеличением штата квалифицированных работников и вливанием дополнительных инвестиций.

Toyota Сorolla - один из самых популярных автомобилей не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всем мире. Подтверждением данному факту является Книга рекордов Гиннеса, где «Королле» присвоен статус самого продаваемого автомобиля.

При визуально компактных размерах Toyota Сorolla обладает нереально вместительным салоном. Показательным является случай, произошедший в одном из московских автосалонов: шутки ради и с целью проверить вместительность «Короллы» его работники умудрились разместиться в машине полным штатом - все двадцать человек

Родина Land Cruiser Prado

В период с 2012 по 2014 годы сборка Land Cruiser Prado производилась во Владивостоке на производственных мощностях предприятия «Соллерс-Буссан».
Но, видно не суждено было Лэнд Крузеру получить вторую родину. По экономическим, а скорее, политическим причинам, так как проблем со спросом на эту машину не возникало, сотрудничество с Тойотой по программе Land Cruiser Prado было приостановлено.

В настоящее время, как и до Владивостока, все автомобили Land Cruiser Prado выпускаются исключительно в Японии на заводе Тахара. Это мощнейшее предприятие знаменито тем, что здесь собирают почти 6 млн. машин в год, над сборкой которых трудятся около 280 тыс. работников.

Стоит отметить, что самыми надежными в мире внедорожниками признаны машины именно компании Тойота, в частности, Land Cruiser Prado, ведь не просто так они являются неизменными спутниками миссий ООН и Красного Креста, проводящих свои акции в самых разных, порой почти недоступных, уголках земного шара.

Где делают Toyota Avensis

В настоящий момент автомобили Тойота Авенсис, поставляемые на российский рынок, собираются в Великобритании в городе Бёрнастон на заводе Toyota Motor Manufacturing. Двигатели к машинам изготавливаются на смежном предприятии в Северном Уэльсе.
На заводах Тойоты в Великобритании осуществляется практически полный производственный цикл - механическая обработка заготовок, отлив головок и блоков, сборка силовых агрегатов, штамповка металлических кузовных элементов, изготовление пластиковых деталей, сварка, покраска, прочие операции,

Заслуживает внимания тот факт, что Тойота Авенсис хоть и позиционируется как японский автомобиль, по сути таковым не является. Эта машина создавалась исключительно для Европы, поэтому в Стране восходящего солнца о подобном авто даже не слышали

Где производится Toyota Auris

Это одна из самых популярных, а потому и продаваемых машин японского брэнда. В Россию Toyota Auris поставляется с того же предприятия, что и Авенсис, расположенного в английском Бёрнастоне. Но это, если говорить о последней версии. Предыдущие модели «заезжали» к нам прямиком из Японии с завода Такаока. Поэтому, если речь идет об «Аурисе» с пробегом, то есть хороший шанс приобрести «чистокровного японца».

Toyota Auris имеет полногибридную бензиново-электрическую модификацию - настоящий шедевр конструкторов компании Toyota, что позволяет эксплуатировать машину в режиме «Электромобиль» при незадействованном бензиновом двигателе

Где выпускают Toyota Fortuner

В данный момент Тойота Форчунер выпускается в Тайланде на производственных мощностях Тойоты в этом азиатском государстве. Оттуда же планируются поставки Toyota Fortuner для России, начало которых ожидается в октябре текущего года.

До недавнего времени сборка автомобилей Toyota Fortuner осуществлялась в Республике Казахстан, но по ряду экономических и технических причин выпуск был остановлен.

Интересно, но Fortuner изначально не предназначался для рынков Японии, Европы, Северной Америки, Австралии, Китая. Для этих регионов предусмотрены другие модели, близкие по техническим характеристикам.

Откуда поставляются Toyota Venza

Тойота Венза - не самый популярный автомобиль у россиян, но и у него остались свои почитатели. Производились эти машины на заводе Тойота в Джоржтауне в США и были ориентированы в большей степени на североамериканский рынок. Однако критично низкий уровень продаж поспособствовал сворачиванию проекта.

В 2015 году продажи Венза в Америке прекратились, а с начала 2016 года эта модель «уехала» и с российского рынка. На сегодняшний день Toyota Venza официально представлена лишь в Канаде и КНР

Где выпускаются Toyota Yaris

Небольшой компактный хэтчбек Toyota Yaris собирается во Франции на заводе компании в городе Валенсьенн. Производственная линия по выпуску Ярис была запущена в 2001 году. За это время мир увидел более 2,1 млн. автомобилей Toyota Yaris.

Все модели Тойота Ярис были полностью спроектированы проектно-конструкторским отделом компании на юге Франции, что позволило наилучшим образом адаптировать их к запросам рынка

Заключение

Стратегия выпускать автомобили там, где они востребованы и хорошо продаются, означает, что производитель четко чувствует потребности, запросы, приоритеты клиентов, а также тренды, формирующиеся на мировых рынка. А это - почти 100-процентная гарантия успеха. Как видим, Тойота преуспела в данном вопросе. Но не только в этом.

Беспрецедентный контроль качества и максимальное использование предшествующего опыта при разработке новых моделей - главные критерии, объясняющие высокую надежность, а вместе с ней и популярность автомобилей марки Тойота во всем мире. Именно поэтому мнение о том, что машины, собранные на производственных мощностях в России, Англии, Турции, Франции и других странах, чем-либо уступают «чистокровным японцам» - не более, чем миф. Совсем неважно, где собирают Рав 4 или Лэнд Крузер. Тойота всегда держала марку и позаботится о своем имидже в будущем - в этом нет никаких сомнений.

Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца компании Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка - четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце история довоенного развития компании Тойота.

После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще одной модели - Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих. В результате была пересмотрена корпоративная политика, отдел реализации выделился в отдельную компанию - Toyota Motor Sales Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не самые лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими потерями.

В начале 50-х годов Таичи Оно (Taiichi Ohno) была задумана уникальная система управления производства («камбан»), позволяющая устранение всех видов потерь - материалов, времени, производственных мощностей. В 1962 году система получила свое воплощение на предприятиях группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.

В 1952 году умер создатель компании - Киичиро Тойода. К этому времени Toyota вступила в период начала расцвета. В 50-х годах проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд - появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей - но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.

В 1961 году выпущена модель - небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом - в Южной Африке, в Европе и Азии. Добилась успеха Toyota на рынке США - модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 году, Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль - Corolla, производство которого с успехом продолжается и по сей день, а также заключает деловое соглашение с компанией Hino - еще одним японским автопроизводителем. Такое же соглашение Toyota заключила еще с одной фирмой - Daihatsu - в 1967 году.

1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов, а также «перекочевыванием» новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально устанавливали, на более дешевые. Начинается производство таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым переднеприводным японским автомобилем. В 1972 году с конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota. Преодолев энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жесткой сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.

В начале 80-х годов, а точнее, в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1983 году Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США. Тогда же была завершена первая очередь строительства собственного испытательного полигона Тойоты - Шибецу, который был полностью завершен в 1988 году. В 1986 году перешагнут еще один рубеж - выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели - Corsa, Corolla II, 4Runner.

Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus - подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; с появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году были представлены и поступили в продажу такие модели, как и .

1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра - Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе. Toyota продолжает свою мировую экспансию - открываются филиалы во все новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты. Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования; открываются такие компании, как Toyota System Research Inc. (совместно с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (совместно с Nihon Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System International Inc. (совместно с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п. В 1992 году были опубликованы Toyota Guiding Principles - основные принципы работы корпорации, выражение корпоративной философии. Тогда же вышла Хартия Земли (The Earth Charter) - как реакция на усиливающиеся экологические веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota большое влияние; были разработаны планы и программы по защите окружающей среды, а в 1997 году была создана модель Prius, оснащенная гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями были оснащены модели Coaster и RAV4.

Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году Toyota Training Center во Владивостоке и заключить дилерские договора с Ауди и Фольксвагеном, в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu соглашение о долевом распределении продукции и в том же году объявить о принятии нового глобального бизнес-плана, а также начать выпуск двигателей с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i). В 1996 году был открыт Toyota Training Center в Москве и началось производство четырехтактного бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива (D-4). В 1997 году, помимо Prius, было объявлено о запуске в производство модели Raum, а в 1998 - Avensis и нового поколения культового внедорожника Land Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела контрольный пакет акций Daihatsu. В следующем, 1999 году, в Японии был выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение RAV4, а в 2001 была продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого года была основана компания “Toyota Motor” в России, в декабре продажи Prius увеличились до цифры в 80 тысяч.

На сегодняшний день Тойота - один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota - множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.

Toyota Motor Corporation - самый крупный производитель легковых и коммерческих автомобилей из «страны восходящего солнца». Центральный офис Toyota располагается в городе Тоёта, Япония.
Toyota Motor выпускает авто под брендами Toyota, Lexus (дорогие и представительские версии моделей Тойота), Scion (авто для молодых людей).

История компании Тойота началась в 30-ых годах прошлого 20-ого века, когда Киичиро Тойода, сын владельца компании Toyoda Automatic Loom Works (производство ткацких станков и текстиля), открыл автомобильное отделение при фирме отца.
1935 год - первые обзоры автомобилей Тойота - легковой авто A1 и грузовик G1.
1937 год автомобильное отделение официально регистрируется как компания Toyota Motor Co. Ltd.
В годы Второй мировой войны компания Тойота производит грузовики для Японской императорской армии.

1947 год - выпуск новой Toyota Model SA, продажи идут вяло в разрушенной войной Японии. В начале 50-ых годов 20-ого века компания выходит на бурно развивающийся рынок США. Так, в 1957 году появилась первая модель, хорошо продававшаяся на Североамериканском рынке - Toyota Crown.

Эволюция Toyota Land Cruiser

1953 год - выпущен первый внедорожник Toyota BJ, впоследствии переименованный в Toyota Land Cruiser.

В период с 1960 по 1970 годы история компании Тойота характеризуется быстрым развитием и выходом на рынки Европы, Азии и Африки. Появляются новые модели компактных автомобилей Toyota Publica и Toyota Corolla.
1962 год - японская компания Тойота производит свой миллионный авто.
1963 год - появление первого автомобиля Тойота, произведенного не на территории Японии, а в Мельбурне, Австралия.
1966 год - подписание договора о деловом сотрудничестве с японским производителем автомобилей Hino.
1967 год - увидела свет Toyota Land Cruiser 55-ой серии, к компании присоединяется Daihatsu Motor Company.
1970 год - новые модели в линейке Toyota: Celica, Carina, Sprinter.
1972 год - компания Тойота выпускает свой десяти миллионный автомобиль.
В начале 80-ых годов прошлого века компания вышла на третье место в мире по объему производимых автомобилей.
1981 год - Toyota анонсирует открытие бизнес-технологического института для разработок новых технологий и новаций.


Тойота Камри первого поколения

Далее обзоры автомобилей Тойота составляют такую хронологию:
1982 год - появляется 1-ое поколение бестселлера Toyota Camry.
1984 год - на совместном предприятии с GM японская компания начинает производить авто на территории Северной Америки.
1986 год - взят рубеж в 50 миллионов выпущенных авто.
1988 год - для рынка США и Канады компания Тойота создает марку дорогих, богато оснащенных автомобилей .
В 1990 году в Японии открывается дизайнерский центр Тойоты - Tokyo Design Center.
В этом же году японцы запустили первую сервисную станцию по обслуживанию и ремонту автомобилей Toyota в СССР.
1991 год - 70-ти миллионный автомобиль Тойота сходит с конвейера.
1992 год - открытие производства японской компании в Великобритании - Toyota Motor Manufacturing (UK) Ltd.

Тойота Рав 4 первого поколения

1994 год - презентация первого SUV - Toyota RAV 4.
1996 год - выпуск перевалил за 90 миллионов экземпляров авто Тойота.
1997 год - дан старт продаж инновационной Toyota Prius с гибридным двигателем Toyota Hybrid System, компания Тойота покупает контрольный пакет акций компании Daihatsu.
1998 год - премьера Toyota Land Cruiser 100 и открытие представительства в России.
1999 год - на закате 20-ого века история Тойота отметила очередной знаковый рубеж - компания перешагнула 100 миллионный рубеж выпущенных автомобилей.
С 2002 года - заводская команда Toyota принимает участие в гонках Формулы 1.
2007 год - компания Тойота вышла на первое место в мире по объему производства легковых автомобилей, обогнав американский концерн GM. В этом же году произошло еще одно знаковое событие для российских поклонников марки - открытие завода в России, в промзоне Шушары, Санкт -Петербург.
В 2009 году история компании Тойота, вследствие глобального мирового кризиса, отметила наличие убытков, причем это случилось первый раз с 1950 года. Благодаря грамотной маркетинговой политике и выводу на рынок новых моделей предприятие вышло из ситуации достойно, и к весне 2012 года снова вышло в лидеры мирового производства автомобилей, обогнав владельца марки GM и производителя народных автомобилей компанию .
Корпорация Тойота продолжает с оптимизмом смотреть в будущее, ярким доказательством чего является концепт Toyota NS4 Advanced Plug-in Hybrid, представленный публике в 2012 году.

Toyota NS4 Advanced Plug-in Hybrid Concept 2012

На сегодняшний день российским и украинским автолюбителям доступны следующие модели японской марки, официально продаваемые на рынке: Yaris, Auris, Corolla, Verso, Avensis, Prius, Camry, RAV4, Highlander, LC Prado, LC 200, Hilux, Hiace, Alphard, Toyota GT 86.

Неофициально поставляемые автомобили Тойота также щедро представлены на дорогах наших городов: Toyota iQ, Toyota Aygo, Toyota Urban Cruiser, Toyota Avalon, Toyota Sienna, Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Toyota Venza, Toyota FJ Cruiser, Toyota 4 Runner, Toyota Seguoia.
А какое количество праворульных моделей Toyota колесит по российским просторам - известно только их владельцам.

В 1933-ем году в компании открылось автомобильное подразделение, руководителем которого стал сын владельца «холдинга» - Киичиро Тойода.

1936 Toyota AA

Незадолго до этого, в 1929-ом, Киичиро Тойода совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности. А в 1930 году он приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу перспективной компании. В 1936-ом появился первенец Toyota – грузовик G1, а чуть позже седан АА и фаэтон АВ. Неудивительно, что первые автомобили Toyota напоминали машины заокеанских брендов, таких, например как, Dodge и Chevrolet. В 1937-ом автомобильное подразделение было преобразовано в самостоятельную структуру - Toyota Motor Co., Ltd. В 1938-ом увидел свет автомобиль Toyota АЕ. Во время Второй мировой войны компания выпускала грузовики для Японской армии. Из-за строгого дефицита в тогдашней Японии военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах. В 1943-ем приглашенный менеджер Таичи Оно вводит систему оптимизации производственного процесса под девизом «Точно вовремя». В 1947-ом году начался выпуск грузовиков Toyota ВМ и Toyota SB, а так же легковушки Toyota SA, за компактность прозванную «Toyopet».

1957 Toyopet Crown

В 1949-ом японская компания пробует свои силы в производстве автобусов. Тогда же на рынок выходит Toyota SD. В 1950-ом году была учреждена самостоятельная компания по продажам - Toyota Motor Sales и через год приступает к реализации новинок: легкового автомобиля Toyota SF, грузовика Toyota BX и первого в истории компании джипа Toyota BJ. В 1952 году умирает создатель компании - Киичиро Тойода. А в истории Toyota, наоборот, начинается период расцвета. Имидж фирмы, да и японских автомобилей в целом, существенно возрастает в 1955-ом, когда джип BJ становится более благозвучным Land Cruiser и появляется вполне респектабельный Toyota Crown - первый представитель страны восходящего солнца в Америке. Причем экспорт, стартовавший в 1957-ом, не ограничивался соединенными штатами, он затрагивал и Бразилию. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась не совсем удачно. Но в скором времени, после коррекции стратегии внедрения, Toyota это исправила и открыла в США официальное представительство. Кстати, это был не первый зарубежный форпост Toyota. Все началось с представительства в Тайланде, открытого в том же 1957-ом. Двумя годами позже, в Бразилии организовано производство внедорожников Toyota Land Cruiser , а в Австралии открыто очередное тойотовское представительство. В 1960-ом году Toyota Motor Со. начинает массированное наступление на европейские рынки. В 1961 году выпущена модель Toyota Publica - небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным.

1973 Toyota Publica Starlet

В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного, совокупно произведенного автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом - в Южной Африке, в Европе и Азии. Добилась успеха Toyota на рынке США - модель Corona, получила широкое распространение и стала самым популярным японским автомобилем на зарубежном рынке. В следующем, 1966-ом году, Toyota выпускает свой «хит» - Toyota Corolla и амбициозное спорткупе Toyota 2000GT. Вместе с тем фирма заключает деловое соглашение с авторитетным японским автопроизводителем компанией Hino. А годом позже Toyota сливается с Daihatsu. Результатом совместной деятельности становится коммерческий Toyota Hiace. А через год появляется пикап Toyota Hilux. 70-е годы ознаменовались бурным ростом производственных мощностей, что позволяет к 1972-ому выйти на показатель 10млн. автомобилей, выпущенных с момента основания фирмы.

Для популяризации бренда Toyota в 1975-ом образуется гоночная команда Toyota team Europe. В 1978-ом начинается производство таких известных моделей, как Celica ХХ, Sprinter, Carina, Tercel. Примечательно, что Tercel стал первым переднеприводным японским автомобилем. Далее преодолев энергетический кризис и связанные с этим финансовые трудности, Toyota вступила в следующее десятилетие. В 1982 году компании Toyota Motor и Toyota Motor Sales сливаются в Toyota Motor Corporation. Начинается выпуск легендарного Toyota Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства. В 1983 году Toyota подписывает многолетнее соглашение о сотрудничестве с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США. В 1986 году взят 50-миллионный рубеж по совокупному выпуску автомобилей марки Toyota. Ярким событием 80-х годов можно считать появление марки Lexus - подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей премиум-класса. А в 1987-ом Toyota Motor Corporation начинает взаимодествие с Volkswagen по производству пикапов в Германии. 1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра в Токио. В 1994-ом Toyota Motor Corporation знакомит мир со своим кроссовером RAV4 первого поколения.

1994 Toyota RAV4

Помимо этого Toyota продолжает свою мировую экспансию. А в новых разработках большое внимание уделяет экологии. Именно поэтому в 1997-ом году на конвейер встал первый в мировой практике серийный гибрид Toyota Prius. За год до этого, в 1996-ом, Toyota выпустила свой 90-миллионный автомобиль, а через три года – уже 100-милионный. В 2000-ом году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение RAV4. Кстати, тогда же был открыт европейский дизайн-центр фирмы. 2002-ой можно выделить благодаря сотрудничеству Toyota Motor Corporation с PSA по созданию троицы микролитражек: Toyota Aygo, Citroen C1 и Peugeot107, открытию в России ООО «Тойота Мотор»(маркетинг и продажи) и, конечно же, в связи с появлением тойотовской команды в гонках Formula 1, которая просуществовала семь лет. В 2007-ом строится завод Toyota под Санкт-Петербургом, где с 2011-ого выпускается Toyota Camry седьмого поколения. В том же 2007-ом Toyota Motor Corporation впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors. К слову, GM удерживала пальму мирового первенства на протяжении 76 лет. На сегодняшний день Toyota Motor Corporation один из крупнейших мировых производителей автомобилей выпускающий примерно по одной машине каждые пять секунд. В 2012-ом, свой 75-летний юбилей Toyota отметила выпуском 200миллионного автомобиля.

1936 Toyota AB

1943 Toyota AC

1947 Toyota SA

1951 Toyota BJ

1960 Toyota Land Cruiser 40

1965 Toyota Sports 800

1966 Toyota Corolla

1968 Toyota Hilux

1975 год - появление спортивного подразделения Toyota Motorsport GmbH

1982 Toyota Camry первого поколения

1984 Toyota MR2

1988 год - открытие дизайн-центра Тойота в Европе

1997 Toyota Prius первого поколения

1999 Toyota Yaris

2002 год - участие компании Тойота в гонках "Формула-1"

2009 Toyota Prius третьего поколения

2011 Toyota Camry седьмого поколения

Как показывает практика, у плотников неплохо получается не только их непосредственная работа. Самый известный пример мы приводить не станем, не в нашей компетенции, а вот с ещё одним подтверждением этого факта придётся столкнуться, если рассмотреть историю одной известной автомобильной компании. Пожалуй, одной из самых известных во второй половине ХХ века. Это концерн Тойота, история которого началась ещё в XIX веке…

Рождение великого бренда

История создания бренда компании, конечно, не начиналась в конце позапрошлого века. Тогда только родился Сакичи Тойода. Это случилось в 1867 году. Он родился в обычной крестьянской семье, отец его был плотником, а мама зарабатывала ткачеством. Это и послужило толчком к развитию гениального изобретателя, инженера и предпринимателя. Молодой Сакичи, прекрасно зная технологию ткацкого дела, просто изобрёл ткацкий станок необычной конструкции. Эта штуковина, изображённая на фото, позже стала фундаментом огромной империи и если бы не станок Тойода, едва ли появилась бы на свет известная марка автомобилей.

На то время самой крупной текстильной мануфактурой считалась английская Platt Brother & Co, которая оценила изобретение японца и выкупила патентные права на оборудование. К тому времени сын Тойода, Киичиро, уже был вовсю вовлечён в отцовский бизнес и полетел в Лондон через США утрясать все бумажные вопросы. На дворе стоял 1931 год, рассвет автомобильной эры в США, а Киичиро, как любой интеллигентный и образованный молодой человек, живо интересовался новинками техники и особенно был неравнодушен к автомобилям. Словом, испортила его Америка. Вернулся Киичиро на родину совершенно другим человеком и ни на какие ткацкие станки смотреть уже не хотел. Он бредил автомобилями.

Первенец марки Тойода

Проблема отцов и детей, вероятно, не стояла в Японии так остро, как во всем мире, поскольку папа Тойода обеими руками поддержал идею сына о выпуске своего автомобиля и профинансировал развитие компании. Это был довольно рискованный шаг, поскольку Япония была ещё аграрной страной и никто не мог прогнозировать развитие относительно нового бизнеса. Тойода-сын полностью оправдал папины надежды. Это невероятно, но буквально за пять с половиной месяцев Киичиро удалось построить первый автомобиль. Модель называлась А1.

Никто не знает, какова доля результатов промышленного шпионажа, а какова собственных разработок, но первая Тойода была очень похожа внешне на Крайслер Эйрфлоу (достойный, между прочим, выбор), а с технической стороны она многое унаследовала от разных стандартных для американских машин 30-х годов узлов. Как бы там ни было, но и у Chrysler Airflow было очень много прогрессивных на то время решений, поэтому старт у молодой компании был уверенным.

Новому автомобилю - новый завод

Для производства нового японского автомобиля был специально построен новый завод. Место дислокации - городок Коромо, именно там сейчас расположен Тойота Сити. Слегка модернизированную модель А1 выпускали под именем Тойода, но самому Киичиро это не слишком нравилось. Дело в том, что фамилия не то чтобы не была благозвучна для англоговорящей публики, но в буквальном переводе она обозначала что-то вроде рисовой плантации.

Согласитесь, автомобиль Кукурузкин звучит по меньшей мере не солидно. Заменив всего одну букву, Киичиро сохранил фамильные корни, избавился от ассоциаций с аграрным прошлым страны и подарил миру новый автомобильный бренд. Собственно, Toyota Motor Corporation была зарегистрирована уже в 1937, а через несколько месяцев начался серийный выпуск первой Тойота на новом предприятии.

Впереди паровоза

До войны Toyota Motor Corporation выпустила чуть больше двух тысяч автомобилей модели А1 и её модификаций, а во время войны, как и вся промышленность, переключилась на военную технику. Компания выпускала грузовики, запчасти для военной техники, амфибии и лёгкие вездеходы. Это было не самой лучшее время для Тойота, но Киичиро не собирался сдаваться. Сразу после войны, уже в октябре 45-го, конструкторы начали разработку новой модели Toyota SA. Это был незатейливый, но очень надёжный автомобиль, в его конструкции практически не использовались чужие решения и он полностью устраивал бедный рынок послевоенной Японии.

Шустрая маленькая машинка пришлась японцам по душе и по карману, а слоганом рекламной кампании было что-то вроде «впереди паровоза» — маленькая Тойота опережала скоростной локомотив. Но не этот автомобиль вывел Toyota Motor Corporation на мировой рынок, не маркетинговые хода. Становление компании, как производителя самой качественной автомобильной техники в мире, произошло на рубеже 50-х и 60-х годов.

Конвейер по-японски

Именно в это время на заводах фирмы ввели новый метод сборки, который заключался в минимизации трат по времени, но при этом каждый работник отвечал за качество выполняемой операции. Если рабочий видел некачественную деталь, он мог самостоятельно остановить конвейер. Именно этот метод позволил избежать как финансовых, так и временных издержек для Тойота История компании - это история создания гиганта автомобильной индустрии фактически на ровном месте, без опыта, без легенды, даже без логотипа, кстати…

История логотипа Toyota Motor Corporation обросла разными домыслами и слухами. На самом деле, как свойственно японцам, они вложили в три пересекающихся овала чуть ли не всю буддистскую философию, переложив её на рыночные рельсы - один овал символизирует сердце автомобиля, второй подразумевает сердце покупателя, а самый большой овал, символ компании, объединяет их идеей вечного развития и стремления к новым горизонтам.

А в принципе, если внимательно присмотреться, то на лого можно увидеть не только дядьку в шляпе, но и все буквы из слова, которое знакомо каждому автомобилисту во всем мире - TOYOTA.