Правила транспортировки прицепа и большегрузной техники. Несколько советов по безопасной буксировке прицепа

Довольно часто встречаются ситуации, когда происходит поломка двигателя в автомобиле и своим ходом он больше ехать не может. В таких случая остается либо ремонтировать на месте, либо буксировать транспортное средство на место ремонта. Для того чтобы не произошло никаких ЧП, нужно, чтобы буксировка ТС выполнялась согласно ПДД.

В данной статье рассмотрим правила, которые должны соблюдаться во время буксирования автомобилей, а также условия, при которых это запрещено.

Прежде всего, необходимо разъяснить основные два термина, которые очень похожи между собой, — это буксирующий и буксируемый.

Буксирующий автомобиль - это непосредственно то транспортное средство, которое тянет своей мощностью другое ТС. Проще говоря тот автомобиль, который находится спереди.

Буксируемое авто - это то ТС, которое тянут с помощью буксирного троса либо гибкой или жесткой сцепки, т. е. который находится позади и в большинстве случаев является сломанным.

Например, на данной фотографии буксируемым является второй автомобиль, а соответственно буксирующим — первый.

Непосредственно перед началом буксировки автомобиля необходимо, чтобы были выполнены следующие правила:

  • На том транспортном средстве, которое является буксируемым, должна быть постоянно включена аварийка, чтобы все участники, находящиеся сзади, могли понять, что он сломан и принять дополнительные меры при обгоне. Если аварийная сигнализация не работает, то нужно установить и закрепить с задней стороны знак аварийной остановки.
  • Ранее правилами было предусмотрено, что у буксирующего ТС должны быть включены осветительные приборы, а именно . Сейчас же все транспортные средства должны всегда ездить с включенным светом, поэтому это не является исключением. В качестве света можно включать как противотуманки, так и ближний. На новых и современных автомобилях устанавливаются , которые могут также применяться.
  • Многие интересуются, можно ли буксировать прицеп, — на основании ПДД разрешается буксировка мотоцикла с боковым прицепом. Без бокового прицепа использование буксира запрещено.

Скорость во время буксировки

Во время буксировки нужно соблюдать скорость движения, которая регламентирована правилами. Скорость любого транспортного средства не должна превышать 50 км/ч. Причем участки дороги, по которым происходит движение, не играют роли - требования скорости является одинаковым абсолютно везде.

К важным моментам стоит отнести буксировку на автомагистралях. Каких-либо прописанных требований при движении по ним нет. Как известно из ПДД, на автомагистралях разрешено самое быстрое движение, поэтому на них предусмотрена минимальная скорость для всех ТС - не менее 40 км/ч. В связи с этим, буксировка на автомагистрали не будет запрещена, если скорость будет больше этого ограничения.

Когда буксировка запрещена?

При буксировке какого-либо транспортного средства стоит иметь в виду, что существуют требования, при которых это делать запрещено. Для таких случаев возможно использование только эвакуатора.

Итак, буксировка запрещена в следующих случаях:

  • На участке дороги, где установлен знак, запрещающий движение транспорта с повозкой или прицепом. Данный знак распространяется и на движение с буксировкой ТС. При наличии такого дорожного знака буксирование запрещается.
  • Нельзя везти на буксире такие ТС, как мотоцикл, который не имеет бокового прицепа, а также скутеры и мопеды, мотороллеры и велосипеды. Здесь стоит отметить, что такого рода транспортные средства не могут быть задействованы при буксире ни под номером один, ни под номером два.
  • Запрещается буксировка двух и более прицепов легковым автомобилем в одно время.

За нарушение — штраф

За нарушение правил буксировки, кодексом правонарушений для водителей предусмотрен штраф. В 2018 году штраф за неправильную буксировку установлен в сумме 500 рублей или в лучшем случае - предупреждение.

Как не попасть в ДТП?

Несмотря на то, что ответственность при нарушении ПДД связанных с буксированием, предусмотрена несущественная, требования и правила стоит все равно соблюдать. Во время неправильной транспортировки из-за совершенной ошибки может произойти ДТП.

Во время такого движения буксируемому ТС необходимо в первую очередь соблюдать дистанцию до буксирующего ТС и держать буксировочный трос в натяжении. Ему нельзя разгоняться и близко приближаться, т. к. это чревато ударом в задний бампер. При перестроении также нужно контролировать ситуацию. Начинать перестраиваться должен сначала буксируемый, а только после этого уже буксирующий. Иначе возможно допустить столкновение с другими участниками.

Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ). По своему назначению прицепы для легковых авто различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники.

По грузоподъемности прицепы для легковых автомобилей различаются на категории:

  • О1 – прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т;
  • О2 – прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.

Основные элементы конструкции прицепа : рама, кузов, дышло и подвеска. Дышло представляет собой А-образный (или I-образный) горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На нем находятся узел сцепки, закрепляемый за фаркоп автомобиля, страховочные тросы, а у некоторых прицепов – колесная или складная подставка.
У прицепа может быть одна, две и более осей. Для прицепов легкового автотранспорта применяют такие виды подвесок, как пружинная зависимая, рычажно-пружинная независимая, рессорная зависимая, резино-жгутовая независимая и торсионная независимая.
Прицепы легковых автомобилей могут оснащаться рабочей тормозной системой (гидравлической инерционного типа), а также аварийными и стояночными тормозами.

Для езды с прицепом достаточно прав с категорией “В” (по действующему законодательству), если разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа не превышает 750 кг. Либо если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории “В”, а разрешенная максимальная масса такой комбинации транспортных средств не превышает 3 500 кг.
В случае же, когда прицеп или состав “автомобиль и прицеп” в эти рамки не вписываются, придется открывать в правах дополнительно категорию “Е”. Стоимость обучения составит около 8000-10000 руб., срок обучения ~ полтора месяца.

Прицеп можно использовать практически с любым автомобилем , если его (прицепа) разрешенная максимальная масса не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории “В”. Что касается прицепного узла – фаркопа, то технически его можно поставить на любой автомобиль.

Необходимое дооборудование автомобиля для использования прицепа – установка фаркопа, а также выведение дополнительной электропроводки для световых приборов (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.

Прежде чем выбирать прицеп к своему автомобилю , нужно ответить на вопрос: для чего Вам нужен прицеп – возить доски-кирпичи, гидроцикл или катер? А может, мобильный дачный домик? После этого внимательно читаем технические характеристики прицепа и оцениваем, вписывается будущий состав в категорию “В” или нет.
Нелишним будет ознакомиться и с инструкцией к своему автомобилю, где присутствует пункт “максимальная масса буксируемого прицепа оборудованного/не оборудованного тормозами”. Эти сведения можно поискать и в Интернете или позвонить на дилерскую станцию. Только после этого приступать к выбору прицепа.

Особенности езды с прицепом заключаются в том, что прицеп, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Тормозить надо плавно – независимо от того, порожний прицеп или груженый. Важно соблюдать дистанцию до идущего впереди автомобиля. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить “внатяг”. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их “складывание”.
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Согласно ПДД, максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах – 70 км/ч.
При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп очень сильно ухудшает задний обзор. В салонное зеркало, например, становится уже ничего не видно, кроме собственного прицепа-дачи. В случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора. С прицепами с большой площадью кузова – такими, как прицеп-дача или тентованный грузовой. Надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.

Необходимо правильно загружать прицеп – груз следует размещать равномерно. Так, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение же назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.

Груз не должен выступать за габариты прицепа (согласно гл. 23 ПДД РФ) сзади более чем на 2 м, а в ширину – быть более 2.55 м. Высота прицепа с грузом должна быть не более 4 м от поверхности проезжей части.
При этом груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м (или сбоку более чем на 0.4 м от внешнего края габаритного огня), должен быть обозначен опознавательными знаками “Крупногабаритный груз”, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.

В прицепе нельзя перевозить , прежде всего, – людей (в том числе, и в прицепе-даче). Не допускается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. К таким вещам относятся и канистра с бензином, и бытовой газовый баллон. Конечно, де-факто их возят все, и инспекторы ГИБДД не придираются. Но если в прицепе целый склад ГСМ – инспектор может остановить Вас на вполне законных основаниях.
Кроме того, по предписанию п. 23.3. ПДД РФ, груз не должен ограничивать обзор, мешать управлению, нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Также груз не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.

Влияние прицепа на техническое состояние и ресурс автомобиля. Прицеп – это всегда лишний вес, а значит и дополнительная нагрузка на автомобиль: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.
Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, “допнагрузка” и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.

Расход топлива, при использовании прицепа, увеличивается (в среднем) на 5~15%, иногда более. Но здесь многое зависит, от пропорций состава “мощность автомобиля – масса прицепа”. Свой вклад вносят и условия езды: километраж по городу и по проселкам.

Ставить на прицеп зимнюю/летнюю резину в России желательно, но не обязательно. Тем более, что большинство новых прицепов, особенно отечественного производства, продаются со всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит помнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.

Для случаев – если прицеп вдруг отцепится на ходу существует специальная аварийная тормозная система. Устроена она довольно просто: за фаркоп цепляется страховочный трос, который в нормальном режиме ослаблен. При нарушении сцепки с автомобилем и отсоединении прицепа трос натягивается и приводит в действие привод тормозных механизмов колес прицепа.
В электропроводке для прицепа присутствуют сигнальные лампочки в салоне автомобиля, сообщающие о присоединении-отсоединении прицепа.

Регистрировать прицеп в ГИБДД – обязательно. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее пяти суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС) и составляется договор купли- продажи.
В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом. При регистрации владельцу прицепа выдается свидетельство и номерной знак.

Техосмотр прицеп тоже должен проходить. Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более пяти лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более пяти лет.
Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.

Страховать прицеп требуется ОСАГО. Стоимость полиса на год составляет 711 руб. Кроме того, прицеп можно застраховать и по КАСКО. Такой полис обойдется, в среднем, в 2% от стоимости прицепа для риска “ущерб” и в 0.5% – по риску “хищение”.

Платить транспортный налог за прицеп не надо. По действующему законодательству, прицепы, как не относящиеся к самоходным транспортным средствам, транспортным налогом не облагаются.

Ориентировочные цены на прицепы:

  • Грузовой прицеп, полная масса от 450 до 2500 кг от 20 000 до 160 000 рублей.
  • Кемпинговый прицеп (в базовой комплектации) от 250 000 рублей.
  • Прицеп для перевозки мототехники от 25 000 рублей.
  • Прицеп для перевозки лодок, полная масса от 400 до 3500 кг от 25 000 до 200 000 рублей.
  • Прицеп для перевозки лошадей от 150 000 рублей.
  • Торговый прицеп-киоск от 170 000.

Источник: www.mvd.ru www.gibdd.ru

Для начала давайте разберемся с понятиями. Начну по порядку, с самого, на мой взгляд, важного.

Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений говорят о том, что (см. п.4):

«Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соот-ветствующих категорий:

5) категория "Е" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории».

В бланках водительских удостоверений как Вы, наверное, уже не раз замечали, категории отмечены так же (за исключением категории А) .

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распро-страняется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (ПДД).

Комментарии к ПДД добавляют: «Механическое ТС с прицепом (прицепами) любого типа является автопоездом или составом транспортных средств, где в качестве тягача выступает механическое ТС. Прицеп характерен тем, что он крепится к ТС-тягачу сзади путем применения жестких связующих шарнирных элементов. При использовании прицепов во всех случаях следует учитывать, что фактическая масса прицепа с грузом не должна превышать соответствующего параметра, установленного предприятием-изготовителем автомобиля-тягача в качестве максимально допустимого».

Разрешенная максимальная масса

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, т. е. сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав (ПДД).

И Комментарии к ПДД: «Разрешенная максимальная масса складывается из массы снаряженного ТС и массы максимально допустимой полезной нагрузки, определяемой предприятием-изготовителем транспортного средства и включающей в себя массу груза, массы (вес) водителя и пассажиров.

Значение разрешенной максимальной массы для конкретной модели ТС указывает-ся в паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о его регистрации».

Снаряженная масса транспортного средства

Снаряженная масса транспортного средства — масса ТС («собственная масса») с полной заправкой топливно-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, ком-плектом инструмента, запасных частей и принадлежностей, предусмотренных инструкцией (руководством) по эксплуатации транспортного средства и Основными положениями. (Комментарии к ПДД. Общие положения).

А теперь впору взяться за разбор постановлений, приказов и положений правительства РФ.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Буду рассказывать доступным и понятным языком. Тем, кому необходима именно законодательная часть сего репортажа, будут пре-доставлены необходимые ссылки и список документов.

Итак:

1. Если Вы управляете своим л/автомобилем, грузовиком или автобусом и при-соединенным к нему прицепом, у которого разрешенная максимальная масса не пре-вышает 750 кг, то Вам достаточно открытой соответственно категории В, С или D (п.1.7. Постановления от 15 декабря 1999 г. N 1396 Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверении).

Напри мер.

Допустим, мне необходимо перевезти снегоход на своем маленьком автомобильчике. Автомобильчик весит 1400 кг (то есть, относится к категории В). Для этого вполне подойдет небольшой прицеп весом, скажем, 700 кг. При проверке водительского удостоверения, инспектору достаточно лицезреть открытую категорию «В».

2. Если разрешенная максимальная масса Вашего прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а разрешенная макси-мальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограм-мов, при управлении им Вам достаточно водительского удостоверения категории "В" (п.1.8. Постановления от 15 декабря 1999 г. N 1396 Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений).

где Mстс — Разрешенная максимальная масса состава транспортных средств

Например.

Пример такой перевозки: прицеп - 1000 кг, а автомобиль - 2000 кг (от-носится к категории В). Прицеп больше 750 кг. И, кажется, нужна уже категория Е. Но… пункт 1.8 Постановления, о котором многие забывают или просто о нем не знают, позво-ляет нам заниматься транспортировкой такого состава при наличии только категории B. Ведь масса такого состава не превышает 3500 кг.

3. Если же у Вас прицеп с разрешенной максимальной массой более 750 кг, то тут уж позаботьтесь о том, чтобы к Вашей категории (В, С, D) имелась категория Е.



где Мп — Разрешенная масса прицепа (указывается в ПТC)

В особых отметках на Вашем удостоверении должно быть отмечено: Е к В, E к С или Е к D (п. 34 Приложения к Приказу МВД России от 20 июля 2000 г. № 782).

Да, обращаю Ваше внимание еще и на следующий факт. Согласно ФЗ «О Безопас-ности Дорожного Движения», право на управление составами транспортных средств (ка-тегория Е) предоставляется лицам, имеющим категории «В», «С» или «D» при наличии стажа управления ТС соответствующей категории не менее 12 месяцев.

Да, и не забывайте и о возрастных ограничениях.

Габариты

Многих водителей одолевает вопрос о превышении габаритов при транспортировке того или иного груза. Так вот, ПДД говорят нам о том, что:

«23.4.Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или свето-возвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета».

Если же габариты Вашего транспортного средства с грузом или без него превыша-ют:

2,55 м — по ширине,

4 м — по высоте (от поверхности проезжей части)

20 м — по длине (включая один прицеп),

либо перевозимый груз выступает более чем на 2 м за заднюю точку габарита,

то движение такого транспортного средства осуществляется согласно специальным пра-вилам (п.23.5 ПДД).

Штрафы

А что касается штрафов, то наказание за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим транспортным средством, составляет штраф в размере 2500 рублей (п.12.7 КоАП).

Мой Вам совет, да и не только мой. В ходе беседы с сотрудником ГИБДД, пришла к выводу, что лучше все-таки возить с собой копию Постановления.

Что касается комментариев к Правилам дорожного движения, то скажу лишь то, что они, как таковые, правовой силы не имеют. Но для еще большей уверенности не по-мешают комментарии под редакцией самого главы Департамента обеспечения безопасно-сти дорожного движения В.Н.Кирьянова.

Ниже - список законодательных документов и необходимые ссылки.

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об УТВЕРЖДЕНИИ ПРА-ВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬ-СКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ».

2. ПРИКАЗ от 19 февраля 1999 г. N 120 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗЦОВ ВО-ДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ» (в ред. Приказа МВД РФ от 20.07.2000 N 782).

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖ-НОГО ДВИЖЕНИЯ».

4. Приложение к Приказу МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 «ИНСТРУК-ЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОН-НЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ В ПОД-РАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖ-НОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-РАЦИИ».

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года).

6. ПРИКАЗ от 8 июня 1999 г. N 410 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВ-НО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ИНСПЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕК-ЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕН-НИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

7. КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВО-НАРУШЕНИЯХ (Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года).

8. Комментарии к Правилам Дорожного Движения Российской Федерации и к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуата-ции и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности до-рожного движения (по состоянию на 1 января 2007 года, под ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ ге-нерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова).

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Документы на прицеп

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)

Разрешенная скорость движения с прицепом

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

Фонари и катафоты автоприцепа

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Правила перевозки грузов на прицепе

23. Перевозка грузов

23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Штраф: Статья КОАП 12.21. "Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Информация об изменениях:
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Штраф: Статья КОАП 12.5. « Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак „Инвалид“
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей ».

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»:

«145. В случае выявления транспортного средства, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств <1>, либо неисправности, предусмотренной правилами технической эксплуатации (для троллейбусов и трамваев), за исключением указанных в частях 2 — 6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий , учитывая при этом, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения»


« 146. Основаниями для задержания транспортного средства являются:
... частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда)), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды)) »

В данной теме простым и лаконичным языком мы расскажем о том, как согласно ПДД производится буксировка механических транспортных средств, чего стоит опасаться и почему.

Гибкая сцепка – когда возможна такая буксировка?

Если так случилось, что есть автомобиль, который не может передвигаться сам, а его нужно доставить куда-то, прибегают к буксировке. Когда колеса целы и могут катиться, авто перемещают на своих «четырех», но на сцепке с другой машиной. В первую очередь, нужно определиться, какие бывают способы соединений между буксируемым (тем, кого тянут) и буксирующим (тем, кто тянет) транспортными средствами. Существует жесткая (металлическая штанга, треугольник с проушинами, визуально похожий на букву «А») и гибкая сцепки (трос, канат, лента) .

Гибкая сцепка обязательно должна быть обозначена, минимум, двумя флажками в красно-белую полоску и размером 20х20 см. Помимо наличия определенной расцветки, флажки должны быть светоотражающими. Они нужны, чтобы трос было видно наверняка. Известны случаи, когда лихачи на велосипедах или мопедах пытались проехать между буксируемыми авто… Чем это закончилось, догадаться нетрудно. Когда же автомобиль не на ходу, и колеса его не могут катиться по проезжей части, прибегают к другим видам транспортировки.

Буксировка транспортных средств – как оформить процесс?

Существует буксировка с погрузкой двух передних колес машины на платформу эвакуатора или на специальное приспособление: двухколесный прицеп. Как гласят правила дорожного движения, в процессе поездки на гибком приспособлении для сцепления расстояние между авто или другими ТС может варьироваться в районе 4-6 метров. Жесткая сцепка ограничена 4 метрами. Если у буксируемого автомобиля существуют определенные неисправности, во время поездки обязательно должна быть активирована «аварийка».

В крайнем случае, если «аварийка» неисправна, на бампер устанавливается знак аварийной остановки. Также важно и то, что в темное время дня должны гореть габариты, обычные фары или противотуманные.

Если буксировка осуществляется на жесткой или гибкой сцепке, которую везут на сцепке, должен быть за рулем. Однако есть исключения. К примеру, если благодаря конструкции жесткого буксира движение автомобиля прямолинейно движению транспорта-тягача. Кроме того, никто, кроме водителя, не должен находиться в автомобиле, который тянут . То же правило касается и случаев с транспортировкой троллейбуса, автобуса, трамвая, грузовика, трактора.

Буксировка прицепа – ПДД и нюансы

Максимально допустимая скорость при буксировке автомобиля (независимо от того, в городской местности это происходит или за пределами ее) составляет 50 км/час. Отдельно нужно отметить и то, что если транспортное средство не в состоянии передвигаться со скоростью хоть чуть-чуть выше 40 км/ч по трассе, то такое движение является нарушением правил. Следует также обратить внимание на то, что запрещена транспортировка двух и более автомобилей. Исключение – буксировка прицепа легковым автомобилем, в данном случае прицепов может быть несколько.