Самые продаваемые автомобили в России в 2018 году.
Вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 360 тыс. авто (+15,6%), расположились: KIA - 228 (+25,1%), Hyundai - 178 тыс. (+12,9%) и Renault - 137 (+0,3%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Mitsubishi - 86,6%, Skoda - 30,7% и KIA - 25,1%.
Наибольшие потери у: Datsun - -16,1%, Lifan - -11,0%, Audi - -3,9%.
В модельном ряду на первом месте Lada Vesta - 108 тыс. продаж (+40,2%), далее следуют Lada Granta - 106 тыс. (+13,5%) и KIA Rio - 100 тыс. (+3,6%).
Самые популярные машины у москвичей по итогам 2018 года: KIA Rio - 13,5 тыс. (+6%), Volkswagen Polo - 11,8 тыс. (+46%), Hyundai Solaris - 8,8 тыс. (-26%), Hyundai Creta - 7,9 тыс. (+4%), Skoda Octavia - 7,7 тыс. (+9%), Skoda Rapid - 6,6 тыс. (-5%), Volkswagen Tiguan - 6,4 тыс. (+19%), Toyota Camry - 5,7 тыс. (+6%), Nissan X-Trail - 5,2 тыс. (+17%), Renault Kaptur - 4,8 тыс. (+31%). Всего за данный период продажи составили 239 тысяи, что на 12% больше предыдущего года.
Предпочтения жителей Санкт-Петербурга за 2018 год: Hyundai Solaris - 5,5 тыс. (-17%), Volkswagen Polo - 5,4 тыс. (+10%), KIA Rio - 5,2 тыс. (+14%), Hyundai Creta - 4,5 тыс. (+5%), Lada Vesta - 3,3 тыс. (+46%), Volkswagen Tiguan - 3,1 тыс. (+16%), Mitsubishi Outlander - 3,1 тыс. (+17%), Skoda Rapid - 2,9 тыс. (-6%), Lada Largus - 2,7 тыс. (+31%), Renault Duster - 2,4 тыс. (-12%). Всего продажи составили 112 тысяч, что на 11% больше годичной давности.
Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ:
"Декабрь, с продажами на 5,6% лучше по сравнению с прошлым декабрем, подвел итог года, отмеченного 12 месячным периодом непрерывного роста. Таким образом, суммарно рынок в 2018 году достиг уровня 1,801 миллиона единиц, что составило плюс 12,8% по сравнению с предыдущим годом.
Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 миллиона единиц, что на 3,6 % больше, чем в прошлом году".
На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в 2018 составили 5,4 млн авто, это на 2,4% больше 2017 года.
Oб автомобилях и ценах.- По итогам 2018 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,4 млн рублей, что на 7,5% больше, чем в 2017 году. При этом средняя стоимость иномарки достигла 1,7 млн рублей, а отечественного автомобиля – 0,6 млн рублей.
- Как сильно в России скручивают пробег?
При перепродаже автомобилей их пробег занижается в среднем на 57 тысяч км. Чаще всего коррекции подвергаются японские и американские машины. Такая операция может увеличить стоимость автомобиля на 12-20%. Вероятность купить машину со скрученным пробегом наиболее высока при выборе автомобилей марки Chrysler, показало исследование Auto.Ru. В среднем километраж у машин этого производителя сокращают в 30,2% случаев. Следом идут марки Acura (27,9%), Dodge (25,7%), Pontiac (25%) и Honda (24,2%). Наименьший риск представляет покупка автомобилей Bentley (9,6%), Smart (10,2%) и Mini (6,6%).
Чем старше автомобиль, тем больше фальсификация пробега. У годовалых машин километраж срезают на 21,6 тыс. км, у трехлетних почти на 40 тыс. км, а у 10-15 летних авто этот показатель доходит до 68 тысяч километров.
Продажи марок новых легковых автомобилей в России в 2018 году
1 | Lada | 360204 | 311588 | 15,6 |
2 | KIA | 227584 | 181947 | 25,1 |
3 | Hyundai | 178269 | 157858 | 12,9 |
4 | Renault* | 137062 | 136682 | 0,3 |
5 | Toyota* | 108492 | 94238 | 15,1 |
6 | VW | 106056 | 89469 | 18,5 |
7 | Skoda | 81459 | 62302 | 30,7 |
8 | Nissan | 80925 | 76000 | 6,5 |
9 | ГАЗ ком.авт. | 60677 | 58617 | 3,5 |
10 | Ford | 53234 | 50360 | 5,7 |
11 | Mitsubishi | 45391 | 24325 | 86,6 |
12 | УАЗ* | 41252 | 41632 | -0,9 |
13 | Mercedes-Benz | 37788 | 36808 | 2,7 |
14 | BMW | 35619 | 30018 | 18,7 |
15 | Mazda | 31683 | 25910 | 22,3 |
16 | Chevrolet | 30021 | 32071 | -6,4 |
17 | Lexus | 24312 | 23693 | 2,6 |
18 | Datsun | 20559 | 24510 | -16,1 |
19 | Audi | 16216 | 16878 | -3,9 |
20 | Lifan | 15097 | 16964 | -11,0 |
21 | Land Rover | 9840 | 8883 | 10,8 |
22 | Subaru | 8032 | 6080 | 32,1 |
23 | Volvo | 7772 | 7011 | 10,9 |
24 | VW ком.авт. | 7689 | 6990 | 10,0 |
25 | Mercedes-Benz ком.авт. | 6345 | 6504 | -2,4 |
26 | Suzuki | 6016 | 5001 | 20,3 |
27 | Chery | 5611 | 5905 | -5,0 |
28 | Peugeot* | 5514 | 4931 | 11,8 |
29 | Ravon | 5184 | 15078 | -65,6 |
30 | Porsche | 5118 | 4578 | 11,8 |
31 | Honda | 5113 | 2435 | 110,0 |
32 | Infiniti | 4654 | 4972 | -6,4 |
33 | Citroёn | 3710 | 4377 | -15,2 |
34 | Geely | 3352 | 2234 | 50,0 |
35 | Haval | 3213 | 1894 | 69,6 |
36 | Zotye | 3175 | 1088 | 191,8 |
37 | Jaguar | 2537 | 2173 | 16,8 |
38 | MINI | 2330 | 1580 | 47,5 |
39 | Genesis | 1831 | 1031 | 77,6 |
40 | Jeep | 1773 | 1274 | 39,2 |
41 | Changan | 1510 | 1411 | 7,0 |
42 | DFM | 1445 | 913 | 58,3 |
43 | FAW | 1417 | 553 | 156,2 |
44 | Cadillac | 1176 | 1365 | -13,8 |
45 | FIAT* | 1135 | 2323 | -51,1 |
46 | Isuzu* | 809 | 736 | 9,9 |
47 | smart | 689 | 934 | -26,2 |
48 | Iveco* | 547 | 469 | 16,6 |
49 | Foton* | 362 | 534 | -32,2 |
50 | Hyundai ком.авт. | 261 | 69 | 278,3 |
51 | Brilliance | 171 | 219 | -21,9 |
52 | HTM | 144 | 99 | 45,5 |
53 | SsangYong | 142 | 123 | 15,4 |
54 | Chrysler | 74 | 9 | 722,2 |
55 | Baw | - | 91 | - | Всего | 1800591 | 1595737 | 12,8 |
1 | Lada Vesta | 108364 | 77291 | 40,2 |
2 | Lada Granta | 106325 | 93686 | 13,5 |
3 | KIA Rio | 100148 | 96689 | 3,6 |
4 | Hyundai Creta | 67588 | 55305 | 22,2 |
5 | Hyundai Solaris | 65581 | 68614 | -4,4 |
6 | VW Polo | 59450 | 48595 | 22,3 |
7 | Lada Largus | 44072 | 33601 | 31,2 |
8 | Renault Duster | 41409 | 43828 | -5,5 |
9 | Skoda Rapid | 35089 | 29445 | 19,2 |
10 | Lada XRAY | 34807 | 33319 | 4,5 |
11 | Toyota Camry | 33700 | 28199 | 19,5 |
12 | VW Tiguan | 33530 | 27666 | 21,2 |
13 | Lada 4x4 | 32949 | 29091 | 13,3 |
14 | KIA Sportage | 32667 | 24611 | 32,7 |
15 | Renault Sandero | 31559 | 30210 | 4,5 |
16 | Toyota RAV4 | 31155 | 32931 | -5,4 |
17 | Renault Logan | 30285 | 30640 | -1,2 |
18 | Renault Kaptur | 30042 | 30966 | -3,0 |
19 | Chevrolet NIVA | 29235 | 31212 | -6,3 |
20 | Skoda OctaviaA7 | 25026 | 22648 | 10,5 |
21 | Mitsubishi Outlander | 24511 | 16828 | 45,7 |
22 | Nissan Qashqai | 23192 | 20223 | 14,7 |
23 | Hyundai Tucson | 23020 | 12011 | 91,7 |
24 | Nissan X-Trail | 22878 | 20626 | 10,9 |
25 | Mazda CX-5 | 22594 | 18723 | 20,7 |
Эксперты выяснили, какие модели пользуются наибольшим спросом покупателей на российском авторынке.
В первой тройке находятся те же автомобили, которые лидируют и , однако они занимают другие строчки. Так, популярный в России «кореец» Kia Rio находится на вершине рейтинга, а две отечественных модели – Lada Granta и Vesta – располагаются на втором и третьем местах ТОП-25.
ТОП-25 самых продаваемых автомобилей в России в 2017 году |
||||
Место | Модель | Продажи в 2017 году, шт. | Продажи в 2016 году, шт. | Разница, % |
1 | Kia Rio | 96 689 | 87662 | + 10,2 |
2 | Lada Granta | 93 686 | 87 726 | + 6,7 |
3 | Lada Vesta | 77 291 | 55 174 | + 40,0 |
4 | Hyundai Solaris | 68 614 | 90 380 | — 24,0 |
5 | Hyundai Creta | 55 305 | 21 929 | + 152,2 |
6 | Volkswagen Polo | 48 595 | 47 702 | + 1,8 |
7 | Renault Duster | 43 828 | 44 001 | — 0,3 |
8 | Lada Largus | 33 601 | 29 341 | + 14,5 |
9 | Lada Xray | 33 319 | 19 943 | + 67,0 |
10 | Toyota RAV4 | 32 931 | 30 603 | + 7,6 |
Первую десятку составляют автомобили, производство которых налажено в России: Лады выпускают предприятия АВТОВАЗа в Тольятти и Ижевске; Rio, Solaris, Creta, а также RAV4 сходят с конвейеров заводов в Санкт-Петербурге; Duster имеет «прописку» в Москве; Polo — в Калуге. Наибольший прирост спроса в ТОП-10 отмечен у Hyundai Creta (что можно объяснить в том числе и тем, что продажи модели стартовали только в августе 2016 года). Заметная положительная динамика также у Lada Xray и Vesta. Самый ощутимый спад в рейтинге 2017 года — у Hyundai Solaris.
Место | Модель | Продажи в 2017 году, шт. | Продажи в 2016 году, шт. | Разница, % |
11 | Chevrolet Niva | 31 212 | 29 844 | + 4,5 |
12 | Renault Kaptur | 30 966 | 13 926 | + 122,3 |
13 | Renault Logan | 30 640 | 29 565 | + 3,6 |
14 | Renault Sandero | 30 210 | 28 557 | + 5,7 |
15 | Skoda Rapid | 29 445 | 25 931 | + 13,5 |
16 | Lada 4×4 | 29 091 | 27 274 | + 6,6 |
17 | Toyota Camry | 28 199 | 28 063 | +0,4 |
18 | Volkswagen Tiguan | 27 666 | 10 660 | + 159,9 |
19 | Kia Sportage | 24 611 | 19 003 | + 29,5 |
20 | Skoda Octavia | 22 648 | 21 759 | + 4,0 |
21 | Nissan X-Trail | 20 626 | 17 886 | + 15,3 |
22 | Nissan Qashqai | 20 223 | 18 723 | + 8,0 |
23 | Lada Kalina | 19 989 | 20 982 | — 4,7 |
24 | Datsun on-DO | 19 712 | 14 565 | + 35,3 |
25 | Mazda CX-5 | 18 723 | 15 790 | + 18,5 |
Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что . В общей сложности с января по декабрь прошлого года дилеры продали 1 595 737 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 11,9% больше по сравнению с показателем 2016 года.
Все статьи
В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.
Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории - по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.
Марки
По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России - это:
- Lada;
- Toyota;
- Nissan;
- Hyundai;
- Chevrolet;
- Ford;
- Volkswagen;
- Renault;
- Mitsubishi.
Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом - наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».
Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно - продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.
Третье место - «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.
Модели
Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:
- LADA 2114;
- LADA 2107;
- Ford Focus;
- LADA 2110;
- LADA 2170 («Приора»);
- LADA 4X4;
- Toyota Corolla;
- LADA 2112;
- LADA 2115;
- Hyundai Solaris.
Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» - 400 тысяч машин, «семерка» - 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.
Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» - в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» - с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» - по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.
Возраст
Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:
- 8 лет и старше;
- 6-7 лет;
- 4-5 лет;
- 3 года и младше.
40% проданных б/у машин - 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас - 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.
Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер - «Фокус» 2012 г.
Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых - «Солярис» 2011 г.
Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер - тот же «Солярис», но уже 2014 года.
Цены
Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.
Самый популярный диапазон - от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.
Следующие по популярности - автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.
Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги - «Камри» 2012 г.в.
Наименее популярные - б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.
История автомобиля
Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.
Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:
- история пробег;
- ремонтные работы;
- данные ПТС и ОСАГО;
- информацию о залоге, кредите, аресте;
- историю штрафов;
- информацию о работе в такси;
- таможенную историю;
- информацию о ТО.
Автомобиль в полном порядке - есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.
Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением .
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.
Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.
Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 311588 | 266296 | +17% |
Kia | 181947 | 149567 | +22% |
Hyundai | 157927 | 145326 | +9% |
Renault | 136682 | 117225 | +17% |
Volkswagen | 96459 | 80621 | +20% |
Toyota | 94238 | 94568 | 0 % |
Nissan | 76000 | 70464 | +8% |
Skoda | 62302 | 55386 | +12% |
ГАЗ | 58617 | 55803 | +5% |
Ford | 50360 | 42528 | +18% |
Mercedes-Benz | 43312 | 43216 | 0 % |
УАЗ | 41632 | 48848 | –15 % |
Chevrolet | 32071 | 30463 | +5% |
BMW | 30018 | 27507 | +9% |
Mazda | 25910 | 21543 | +20% |
Datsun | 24510 | 18772 | +31% |
Mitsubishi | 24325 | 16769 | +45% |
Lexus | 23693 | 24117 | –2% |
Lifan | 16964 | 17460 | –3% |
Audi | 16878 | 20705 | –18 % |
Ravon/Daewoo | 15078 | 10385 | +45% |
Land Rover | 8883 | 9122 | –3% |
Volvo | 7011 | 5585 | +26% |
Subaru | 6080 | 5638 | +8% |
Chery | 5905 | 4758 | +24% |
Suzuki | 5001 | 4520 | +11% |
Infiniti | 4972 | 4517 | +10% |
Peugeot | 4931 | 3602 | +37% |
Porsche | 4578 | 4961 | –8% |
Citroen | 4377 | 3803 | +15% |
Honda | 2435 | 1747 | +39% |
Fiat | 2323 | 2159 | +8% |
Geely | 2234 | 4473 | –50% |
Jaguar | 2173 | 2073 | +5% |
Haval | 1894 | нет данных | нет данных |
Mini | 1580 | 1360 | +16% |
Changan | 1411 | 540 | +161% |
Cadillac | 1365 | 1274 | +7% |
Jeep | 1274 | 1269 | 0% |
Zotye | 1088 | 301 | -* |
Genesis | 1031 | 46 | -** |
smart | 934 | 696 | +34% |
Dongfeng | 913 | 1152 | –21 % |
Isuzu | 736 | 617 | +19 % |
FAW | 553 | 829 | –33 % |
Foton | 534 | 75 | +612% |
IVECO | 469 | 518 | –9% |
Brilliance | 219 | 863 | –75% |
SsangYong | 123 | 1141 | –89% |
Hawtai | 99 | нет данных | нет данных |
BAW | 91 | 171 | –47% |
Chrysler | 9 | 30 | –70% |
Alfa Romeo | 0 | 100 | - |
Acura | 0 | 163 | - |
Haima | 0 | 114 | - |
* Продажи начались в марте 2016 года | |||
** Продажи начались в октябре 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 96689 | 87662 | +10% |
Лада Гранта | 93686 | 87726 | +7% |
Лада Веста | 77291 | 55174 | +40% |
Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | –24 % |
Hyundai Creta | 55305 | 21929 | -* |
Volkswagen Polo | 48595 | 47702 | +2% |
Renault Duster | 43828 | 44001 | 0% |
Лада Ларгус | 33601 | 29341 | +15% |
Лада XRAY | 33319 | 19943 | -** |
Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | +8% |
Chevrolet Niva | 31212 | 29844 | +5% |
Renault Kaptur | 30966 | 13926 | -*** |
Renault Logan | 30640 | 29565 | +4% |
Renault Sandero | 30210 | 28557 | +6% |
Skoda Rapid | 29445 | 25931 | +14% |
Лада 4х4 | 29091 | 27274 | +7% |
Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0% |
Volkswagen Tiguan | 27666 | 10660 | +160% |
Kia Sportage | 24611 | 19003 | +30% |
Skoda Octavia | 22648 | 21759 | +4% |
Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | +15% |
Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | +8% |
Лада Калина | 19989 | 20982 | –5% |
Datsun on-DO | 19712 | 14565 | +35% |
Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | +19% |
* Продажи начались в августе 2016 года | |||
** Продажи начались в феврале 2016 года | |||
*** Продажи начались в июне 2016 года |
Уходящий год, безусловно, стал переломным для российского авторынка, который после четырех лет падения постепенно восстанавливается. Напомним, в феврале спрос на новые автомобили достиг дна, после чего стал показывать непрерывный рост, а с мая - даже в двукратных величинах. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12%, до 1,43 млн единиц, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Годовой результат, по прогнозу АЕБ, составит 1,58 млн автомобилей, что на 11% больше по сравнению с 2016 годом.
Впрочем, достаточно активный рост обусловлен исключительно прошлыми антирекордами, и на самом деле российский авторынок все еще находится на очень низком уровне. Достаточно сказать, что показатели «успешного» 2017 года оказались почти вдвое меньше докризисного 2013-го, когда в России было продано 2,94 млн машин.
Как говорит заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, основными факторами, позволившими авторынку преодолеть кризис, являются отложенный спрос за периоды «низкого рынка» в 2014–2016 годов, регулярное продление программ господдержки в авторитейле, а также повышение локализации у крупнейших объемообразующих брендов масс-сегмента, таких как Kia, Hyundai, Skoda и Volkswagen. «Наш прогноз на декабрь, в случае отсутствия глобальных потрясений в валютном секторе - на уровне динамики ноября, так как сокращение ряда программ господдержки компенсируется традиционным предновогодним ралли», - отметил он.
Безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ, реализовавший в январе-ноябре 279 тыс. машин (+17%). Для сравнения, это на 110 тысяч больше, чем у ближайшего преследователя - корейской Kia. При этом несмотря на то, что продажи автомобилей Lada начали расти раньше рынка (с июля 2016-го), тольяттинцы продолжают наращивать свою долю, практически достигнув целевых 20%. На самом АВТОВАЗе успехи связывают с развитием модельного ряда Lada и производственных площадок в Тольятти и Ижевске, усилением дилерской сети, гибкой маркетинговой политикой и .
Увеличению доли Lada среди прочего способствуют длительная стабильность цен, а также большой выбор различных типов трансмиссий, моторов и опций, добавляет директор по продажам Lada в ГК «Терра-Авто» Игорь Бадер. По его мнению, сокращение программ господдержки в 2018 году не должно сильно сказаться на позициях АВТОВАЗа, поскольку, к примеру, Lada Vesta уже несколько месяцев не участвует в льготных программах утилизации и трейд-ин, по другим моделям они обеспечивают порядка 5% продаж, однако сокращение программ не нанесло существенного ущерба спросу.
В сегменте иномарок продолжают господствовать корейские Hyundai и Kia, которые совместно уже обошли АВТОВАЗ по объему реализации. За 11 месяцев нынешнего года покупателей в России нашли 169 тыс. автомобилей Kia (+24%) и 143 тыс. машин Hyundai (+9%). Таким образом, для конкурентов «корейцы» по-прежнему остаются вне досягаемости: позади них Renault (122,1 тыс. шт., +19%), Toyota (83,4 тыс. шт., -1%) и Volkswagen (79,1 тыс. шт., +19%).
«Hyundai и Kia удерживают лидерские позиции в сегменте иномарок благодаря двум основным факторам - высокой степени локализации производства в России, позволяющей лишь минимально повышать цены, и лучшему сочетанию цена/опции, дающему клиенту возможность получить больше автомобиля за сопоставимые деньги. Кроме того, надежность и пятилетняя гарантия являются визитной карточкой указанных брендов. Свою роль играет и оперативный выход новинок и обновлений текущих бестселлеров», - комментирует Александр Зиновьев.
Операция «Преемник»
Между тем в рейтинге самых популярных моделей на российском авторынке вновь сменился лидер. Напомним, в прошлом году титул бестселлера впервые завоевала иномарка - это звание досталось Hyundai Solaris, сместившей с верхней строчки автомобильного чарта вазовскую Гранту. В 2017 году лидером продаж стал Kia Rio, продажи которого в январе-ноябре выросли на 14%, до 90,5 тыс. единиц. На втором месте остается Lada Granta с показателем 83,4 тыс. реализованных автомобилей (+6%). А «бронзу» впервые получила Lada Vesta, чей результат составил 69,3 тыс. машин (+44%). Стоит отметить, что с выходом нового универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross флагманское семейство АВТОВАЗа по итогам ноября впервые вышло на второе место в рейтинге российских бестселлеров, обогнав Гранту. Как отмечает Игорь Бадер, в дальнейшем позиции вазовского бюджетника во многом будут зависеть от планируемого рестайлинга модели, который ожидается в следующем году.
По мнению консультанта-аналитика Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, Lada Granta сохранит сильные позиции на рынке, оставаясь в числе лидеров благодаря своей конкурентной цене на фоне сокращения программ господдержки. При этом предпочтения покупателей будут и дальше смещаться в сторону более современных автомобилей.
Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)
# | Модель | Январь-ноябрь | ||
2017 | 2016 | Изм.,% | ||
1. | Kia Rio | 90 491 | 79 633 | 14 |
2. | Lada Granta | 83 384 | 78 953 | 6 |
3. | Lada Vesta | 69 336 | 48 160 | 44 |
4. | 63 673 | 82 338 | -23 | |
5. | 49 406 | 17 927 | 176 | |
6. | Volkswagen Polo | 42 994 | 43 390 | -1 |
7. | Renault Duster | 39 012 | 40 105 | -3 |
8. | Lada Largus | 30 090 | 26 460 | 14 |
9. | Toyota RAV4 | 29 740 | 28 445 | 5 |
10. | Lada XRAY | 29 583 | 17 299 | 71 |
11. | Chevrolet Niva | 27 796 | 26 727 | 4 |
12. | Renault Kaptur | 27 746 | 10 216 | 172 |
13. | Renault Logan | 27 306 | 26 541 | 3 |
14. | Renault Sandero | 27 277 | 25 524 | 7 |
15. | Skoda Rapid | 26 648 | 23 458 | 14 |
16. | Lada 4x4 | 25 936 | 24 720 | 5 |
17. | Toyota Camry | 25 288 | 25 535 | -1 |
18. | Volkswagen Tiguan | 24 383 | 9 029 | 170 |
19. | Kia Sportage | 22 431 | 17 264 | 30 |
20. | Skoda Octavia A7 | 20 594 | 19 719 | 4 |
21. | Lada Kalina | 18 166 | 19 238 | -6 |
22. | Nissan X-Trail | 18 127 | 16 310 | 11 |
23. | Nissan Qashqai | 17 856 | 16 892 | 6 |
24. | Datsun on-DO | 17 343 | 12 046 | 44 |
25. | Mazda CX-5 | 16 715 | 14 008 | 19 |
А вот прошлогодний бестселлер Hyundai Solaris выпал из тройки лидеров, заняв лишь четвертое место в рейтинге продаж. В январе-ноябре эту модель выбрали 63,7 тыс. российских покупателей, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что в феврале на рынок вышел новый Solaris, правда, со сменой поколений модель лишилась кузова хэтчбек и сегодня предлагается только в четырехдверном исполнении. Именно этим и объясняется падение продаж Соляриса в сравнении с прошлым годом, ведь на хэтчбеки раньше приходилось примерно 25% реализации модели. В то же время продажи новых седанов, по данным «Хендэ Мотор СНГ», выше, чем в предыдущем поколении. В свою очередь, Александр Зиновьев отмечает, что если в аналогичных комплектациях, то у последнего будет небольшое преимущество в цене, к чему крайне чувствителен потребитель в данном сегменте.
Кстати, без традиционного кузова хэтчбек осталась и модель Kia Rio, которая с августа также стала доступна в . Сначала новинка появилась в продаже в четырехдверной версии, а в ноябре на рынке стартовал , который отличают увеличенный до 170 мм клиренс, адаптированные настройки подвески, а также защитный пластиковый обвес. Растущий спрос на псевдокроссоверы должен укрепить лидерство модели Rio на российском рынке в дальнейшем.
Заслуженное признание
В сегменте SUV, который является крупнейшим на российском авторынке, также новый бестселлер. Это, конечно же, кроссовер Hyundai Creta, который, напомним, в первый же месяц продаж в августе 2016-го. Однако получить пальму первенства по итогам года он смог только сейчас, завершив, таким образом, многолетнее господство Renault Duster, лидирующего в этом сегменте в 2013–2016 годах. Так, в январе-ноябре реализация Креты с учетом низкой базы выросла в 2,8 раза, до 49,4 тыс. машин. Дастер за тот же период разошелся в количестве 39 тыс. единиц, при этом спрос на него снизился на 3%. Впрочем, часть покупателей у него явно перетянул другой, более современный кроссовер этой французской марки - Kaptur, чьи продажи активно набирают обороты. По итогам 11 месяцев 2017-го он входит в пятерку самых популярных моделей SUV в России с показателем 27,7 тыс. реализованных машин (рост в 2,7 раза). Таким образом, Kaptur уже практически догнал Chevrolet Niva, чей результат составил 27,8 тыс. автомобилей (+4%), и сократил отставание от Тойоты RAV4, на которой остановили свой выбор 29,7 тыс. покупателей (+5%).
«Лидерство Креты ожидаемо ввиду ее новизны и цены, которая ниже, чем у большинства конкурентов с подобным уровнем технологического оснащения. Снижение продаж Дастера случилось из-за того, что модель без существенных изменений находится на конвейере почти 10 лет и на фоне конкурентов уже является довольно устаревшей, хотя и сравнительно дешевой. На мой взгляд, отчасти из-за отсталости Дастера, Kaptur набирает популярность среди поклонников марки Renault в России и в следующем году имеет шансы обогнать его. Toyota RAV4, которая почти в два раза дороже, чем Creta, имеет стабильную позицию на российском рынке, но без претензий на большее», - констатирует Иван Кондратенко.
Как заявил «За рулем.РФ» управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, у Креты очень высокие шансы сохранить свое лидерство в следующем году. В первом квартале будущего года на заводе компании в Санкт-Петербурге стартует производство . Автомобиль получит новые сочетания коробок передач и двигателей, также в течение года будут доступны пакеты опций, разработанные в соответствии с запросами клиентов.
В апреле-мае следующего года в России стартуют продажи внедорожника Skoda Kodiaq локального производства. Напомним, с июня новинка поставляется к нам из Чехии только в топовых версиях по цене от 2 млн рублей, а с началом местной сборки Skoda сможет расширить линейку двигателей и вариантов комплектаций для этой модели, в том числе с передним приводом. Ежегодно планируется продавать до 30 тыс. таких автомобилей, что вполне сопоставимо с текущим уровнем реализации лидеров сегмента SUV. По мнению экспертов, даже если локализация производства позволит снизить начальную стоимость Kodiaq до 1,5 млн рублей, как заявлялось ранее, он все равно будет дороже или на уровне цен конкурентов, таких как Kia Sportage и Nissan X-Trail.
«В первую очередь необходимо понять, насколько существенное влияние окажет локальное производство на итоговую цену Skoda Kodiaq для конечного потребителя. В то же время в этом ценовом сегменте конкуренция очень серьезная, и говорить о том, что новинка сможет потеснить конкурентов, пока рано», - считает Александр Зиновьев.
Расслоение авторынка
Сегмент автомобилей премиум-класса, который оказался более устойчив к кризисным явлениям в прошлые годы, в 2017-м, напротив, показывает более низкую динамику спроса, а некоторые премиальные марки и вовсе снижают продажи на растущем рынке. Практически все представители пятерки лидеров по итогам 11 месяцев 2017 года оказались «в минусе»: Mercedes-Benz (-2%), Lexus (-3%), Audi (-19%), Land Rover (-3%), и только BMW смог нарастить реализацию (+8%). Стоит также отметить успехи Volvo и Infiniti, чьи продажи с начала года выросли на 20% и 12% соответственно.
Как говорит руководитель отдела продаж АЦ Беляево Павел Филиппов, кризис затрагивает в первую очередь автомобили среднего и нижнего ценового сегментов. Премиум-сегмент начинает падать позднее, но это падение, в отличие от более дешевых категорий, происходит глубже, с более длительным выходом на прежние показатели продаж. «Доходы и покупательская способность населения упали, и многие клиенты, которые ранее владели машинами премиум-класса, сегодня пересаживаются на более бюджетные модели, но зато новые автомобили. Доход от продаж в премиум-сегменте упал в разы, и если бы дилеры не создавали искусственный ажиотаж за счет дисконта и специальных предложений, то это падение было бы еще большим. Ожидать роста продаж премиальных автомобилей не стоит - в лучшем случае произойдет замедление падения или стагнация», - рассуждает эксперт.
А вот в ГК «АвтоСпецЦентр» прогнозируют на 2018 год небольшой рост в премиальном сегменте за счет выхода большого числа новых моделей. По словам Александра Зиновьева, подстегнуть спрос смогут интересные новинки будущего года - Audi A6, Audi Q8, BMW X7, BMW X2, новый Porsche Cayenne, обновленные Infiniti QX50 и QX80.
Неубиваемая ГАЗель
На рынке легких коммерческих автомобилей 2017 год ознаменовался выходом нового легкого грузовика УАЗ Профи грузоподъемностью 1,5 тонны, который должен составить конкуренцию ГАЗели. С октября новинка доступна в продаже с однорядной и двухрядной кабиной, в том числе и с полным приводом. Также недавно УАЗ выпустил битопливную модификацию Профи, работающую на бензине и газе. Стоит отметить, что новый ульяновский грузовичок стал самым доступным предложением в сегменте полуторатонников - его стоимость начинается от 749 тыс. рублей, без учета спецпредложений. Для сравнения, цена ближайшего конкурента - бортовой ГАЗели Бизнес - стартует от 865 тыс. рублей.
Впрочем, выход на продажах ГАЗелей никак не сказался, заявляют в пресс-службе «Группы ГАЗ». По данным компании, продажи бортовых ГАЗелей Бизнес, а Профи называли «убийцей» именно этой модели, в октябре-ноябре 2017 остались на уровне прошлого года. Совокупные же продажи бортовых грузовиков ГАЗ (ГАЗель Бизнес и ГАЗель Next) выросли за эти же два месяца на 25%.
В низком ценовом сегменте LCV опциональный состав автомобиля, на который делают упор разработчики УАЗ Профи, практически не оказывает влияния на решение о покупке, отмечают, с свою очередь, дилеры ГАЗа. По их словам, главное для покупателя здесь - способность автомобиля перевезти 1,5–2 тонны груза или рабочую бригаду, проехать в место погрузки/разгрузки, и именно по этим показателям Профи уступает ГАЗели.
В октябре на российский рынок вышел стоимостью от 2 млн руб. Еще одной новинкой в сегменте LCV стал , который поступит в продажу в конце декабря в двух модификациях - пятиместный грузопассажирский автомобиль (819 тыс. руб.) и коммерческий фургон (814 тыс. руб.). Эта модель должна занять нишу между фургоном Lada Largus (от 500 тыс. руб.) и Peugeot Partner с Citroen Berlingo (от 1,2 млн руб.). В свою очередь, PSA Group в первом квартале 2018 года начнет выпускать в России фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy нового поколения, а в дальнейшем на калужском конвейере к ним добавятся пассажирские микроавтобусы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.
«УАЗ сделал смелый ход с запуском модели Профи, но вряд ли она способна существенно ослабить позиции ГАЗа на рынке LCV. Поэтому неоспоримое лидерство ГАЗели, думаю, будет продолжаться и в 2018 году. Renault Dokker будет конкурировать с родственной Lada Largus, а Citroen Jumpy и Peugeot Expert займут свою небольшую нишу компактных LCV», - комментирует Иван Кондратенко.
Не хватает уверенности
Что касается прогнозов на 2018 год, то динамика российского авторынка во многом будет зависеть от объема господдержки. Уже известно, что программы утилизации и трейд-ин свернут, отказалось правительство и от льготных автокредитов. В 2018 году будут возобновлены только адресные программы «Первый...» и «Семейный автомобиль» , однако их предварительный бюджет рассчитан на продажу лишь 55 тыс. машин. Для сравнения: в уходящем году с помощью различных мер господдержки реализовано порядка 750 тыс. автомобилей, что обеспечило почти половину всех продаж. В случае сокращения мер стимулирования спроса авторынок может вновь столкнуться с падением продаж, которое будет усугубляться продолжающимся ростом цен.
Как говорят в пресс-службе Kia, программы господдержки - это эффективный инструмент, позволяющий сократить разницу между темпами роста цен на автомобили и роста доходов населения, которая сформировалась за 2014–2017 годы и достигла за этот период почти 30%. В компании полагают, что пока рынок не вернется хотя бы к среднегодовому уровню в 2 млн автомобилей, господдержка будет иметь очень важное значение.
В ГК «Авторусь» отмечают, что рост продаж, который наблюдается в последние месяцы, - это, скорее всего, его пиковые значения, обусловленные сезонной активностью дилеров. В будущем году авторынок прибавит в лучшем случае 8–10%.
А вот в Frost & Sullivan прогнозируют, что при оптимистическом сценарии развития рынка в 2018 году возможно сохранение уровня продаж в пределах 1,5 млн машин или минимальный рост. Но в целом, оценивая эффект программ господдержки на рынок в предыдущие годы, можно рассчитывать, что с их окончанием российский авторынок в следующем году вернется к некоторому снижению. Естественный же рост рынка наступит при условии, что ускорится экономический рост в стране и курс валют будет оставаться на стабильном уровне. «В этом случае даже в ситуации отмены мер по стимулированию автопродаж российский покупатель, который выжидал с покупкой новой машины, почувствует улучшение благосостояния и будет уверен в завтрашнем дне», - резюмирует Иван Кондратенко.
Фото: ИТАР-ТАСС, depositphotos.com и компании-производители