Российские машины хотят оснастить бортовыми самописцами. В автомобилях в России появятся «чёрные ящики Долгий ящик для «черных ящиков»

По информации газеты «Известия» , Минтранс отложил на неопределенный срок обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях. Об этом изданию сообщил источник в ведомстве. Ранее предполагалось, что с 2015–2016 годов все новые автомобили, которые продаются на российском рынке, будут оснащены бортовыми самописцами. Но нужны ли они на автомобилях в России? На этот вопрос «За рулем.РФ» попросил ответить главного аналитика Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрея Ионина .

-Тема использования в России автомобильных «черных ящиков» (Event Data Recorder, EDR - защищенных устройств записи технических параметров работы узлов и агрегатов), лишь затронутая в статье «Известий», на самом деле имеет несколько различных аспектов для обсуждения.

Первый - техническая возможность создания таких устройств. Такая возможность действительно есть, и ряд автопроизводителей (например, GM) по собственной инициативе и в своих целях уже с 1995 года устанавливают «черные ящики» в свои автомобили, в первую очередь, премиум-класса и большой грузоподъемности, поскольку устройства пока достаточно дороги - около 1000 долларов. При этом перечень записываемых параметров и протоколы записи у разных автопроизводителей различны.

Второе - государственное регулирование в этой сфере. Наиболее далеко здесь продвинулись Соединённые Штаты, где после нескольких лет непростых обсуждений установлены национальные стандарты (протоколы и набор записываемых параметров) к «черным ящикам», которые станут обязательными для новых автомобилей со следующего года, и законодательно прописан порядок доступа к этой информации в случае ДТП.

В России вопрос установления национальных требований к «черным ящикам» и срокам обязательного оснащения ими пока не выходил даже за рамки идеи и самого предварительного обсуждения. И, конечно, никакой нормативной базы на национальном уровне здесь не было и нет. Важно и другое: в России уже с 1 января 2015 года работает государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» , которая решает ключевую задачу для попавших в ДТП - передачу экстренного вызова и координат ДТП в службы реагирования. Устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» станут обязательными для новых автомобилей с 1 января 2017 года. Такой системы в США нет. Поэтому простой перенос американских стандартов на российскую почву просто неэффективен. Более того - в российской ситуации для ускорения внедрения любых инновационных решений в части безопасности на транспорте и минимизации расходов граждан и бюджета на эти цели разумно использовать возможности проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, реализация идеи автомобильного «черного ящика» в России возможна путем расширения обязательного функционала устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», в первую очередь, подключения его к бортовому компьютеру для снятия технических параметров (наличие внутренней памяти уже является обязательным для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»). Однако до сих пор такое развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» не обсуждалось.

Третий отдельный вопрос - это перечень технических параметров для записи. Например, в США среди таких обязательных для записи параметров: скорость ТС, управление педалью газа, включение/выключение основного тормоза, использование ремня безопасности водителя, использование подушек безопасности и другие. Все они, очевидно, имеют прямое отношение к разбору причин и обстоятельств ДТП. Запись же голосовой информации из салона автомобиля, что, конечно, в наибольшей степени волнует граждан, не рассматривается - здесь аналогия с «черными ящиками» для самолетов не работает.

Для слежки за автомобилями предложено использовать навигационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, изначально разрабатывавшуюся для помощи людям, попавшим в ДТП


В правительстве РФ родилась идея радикального решения проблемы нарушения российскими автомобилистами правил дорожного движения. Министры полагают, что начиная с 2020 года все новые машины должны оборудоваться «черными ящиками» - устройствами, которые на основе сигнала системы ГЛОНАСС будут следить за движением автомобиля и передавать всю информацию в МВД.

Как сообщают «Известия» , инициатива была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Известно, что план получил поддержку, и в результате Минпромторгу, Минкомсвязи, Минэконому, Минтрансу и госкомпании АО «ГЛОНАСС» было поручено изучить проект и подготовить предложения по его реализации.

Технические тонкости: из спасателей в контролеры

Подготовка тотальной слежки за всем российским автотранспортом оформлена правительством как формирование «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Реализовывать концепцию предполагается на базе первоначально создавалась для помощи людям, попавшим в ДТП: аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».

При создании системы предлагалось, что датчик ГЛОНАСС будет передавать спасателям и медикам точные координаты машины, попавшей в аварию. Однако теперь власти хотят использовать возможности точного определения каждого автомобиля для слежения за транспортом в целом.

Обозреватели отметили, что речь идет о расширении функций, а не о создании новой системы. Дело в том, что обязательная установка следящих блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2020 года прописана в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза. В штатном же режиме ЭРА-ГЛОНАСС начала работу с 1 января текущего года. Правда, пока ею оборудуются только отдельные машины: Lada, Mercedes, Bentley и некоторые другие марки.

Между тем, слежка за движением автотранспорта и отправка отчетов в ГИБДД - далеко не все опции, на которые можно «раскрутить» спасательную систему. таким образом, чтобы с ее помощью можно было дистанционно глушить двигатель. Сторонники идеи утверждали, что новшество может помочь при поимке автоугонщиков и прочих преступников.

Определенная неопределенность

В качестве спасательной системы перспективы ЭРЫ-ГЛОНАСС вопросов не вызывают. Однако попытка навесить на нее дополнительный функционал порождает весьма сложные вопросы как технического, так и финансового плана, отмечают обозреватели. Во-первых, это касается информации с которой приходится иметь дело. В России 42 миллиона транспортных средств; передача данных только о разбившихся машинах - один уровень сложности, а отслеживание и анализ поведения всех автомобилей - совершенно другой, подчеркивают эксперты.

Также во властных коридорах пока нет единого представления о том, зачем, собственно, нужно следить за автомобилистами. «Представители Минтранса за манерой вождения, но, правда, нам это преподносилось как инструмент для страхования: чтобы страховщики могли оценивать, как водитель ездит, и могли бы применять понижающие либо повышающие коэффициенты», - рассказал журналистам президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Открытым остается и вопрос о финансировании проекта: государство уже вложило в создание системы более 3,9 миллиардов рублей, и больше тратить денег, похоже, не намерено. По крайней мере, государственное финансирование проект должен получать лишь первые три года работы, после чего ему придется выйти на самоокупаемость.

В правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками» - специальными устройствами, записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства. 28 октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение всех эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.

Курирующий транспортный комплекс вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение создать межведомственную рабочую группу министерствам (Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязь, Минфин, МЧС), Банку России, некоммерческому партнерству ГЛОНАСС и группе «АвтоНет» Национальной технологической инициативы. Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля. Конкретные пакеты информации будут определяться потребностями: возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (это решает вопрос взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).

Новая инфраструктура ИТС позволит также осуществлять все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем», которые сейчас строятся в Москве, Петербурге и Казани. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, системе «Умный общественный транспорт», позволяющей оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т.д.

О бюджете проекта пока речь не идет - обсуждаются лишь идея и прорабатывается порядок ее реализации. Как видно из письма замглавы Минтранса Алексея Цыденова, действующими госпрограммами (например «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года) инвестиции в ИТС не предусмотрены, а субъекты создают их за свой счет и исходя из собственных потребностей.

Глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков предложил провести тестовые испытания предлагаемого технического решения и по результатам определиться с целесообразностью развертывания системы и производства оборудования на территории РФ.

Президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко заявил «Известиям», что для реализации намеченных планов необходимо сформировать проектный консорциум российских предприятий и организаций.

Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую - по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами.

Оснащение автомобилей «черными ящиками» в последнее время стало часто обсуждаемой темой. Потому что многие машины, например грузовики и пассажирские автобусы, сейчас и так предписано оснастить тахографами и терминалами «Глонасс». Большегрузные авто комплектуются еще и «Платонами» - устройствами взимания оплаты за использование федеральных дорог. С 2020 года обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, станет и терминал ЭРА-ГЛОНАСС (это система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия - ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях»). Иными словами, идея «черного ящика» для авто уже так или иначе реализуется. Но происходит это довольно фрагментарно и порой несогласованно - в результате владелец большегрузного грузовика, например, должен устанавливать три разных устройства. Поэтому сейчас дискуссии о недалеком будущем транспортной телематики свелись главным образом к тому, как лучше собирать и хранить весь объем информации, получаемой от машин, и как ее в дальнейшем использовать. Идеи высказываются самые разные: от дистанционного контроля за соблюдением правил дорожного движения до обеспечения возможности дистанционного отключения двигателя угнанного автомобиля.

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что создание государством среды для развития ИТС может обеспечить российским компаниям значимое временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем их зарубежные конкуренты.

Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще 7–8 лет назад мы сильно отставали от других стран, - говорит Игорь Хереш. - Та же ЭРА-ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог - eCall - пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых всё более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов.

Правительство РФ поддержало идею установки с 2020 г. во все новые автомобили «черных ящиков», которые будут фиксировать, сохранять и передавать информацию о движении транспорта по сигналам ГЛОНАСС. Вице-премьер Аркадий Дворкович уже распорядился создать межведомственную рабочую группу для подготовки необходимой законодательной базы.

Предложение о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ), было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в начале октября. Как говорится в тексте протокола, ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Редакция сайт ответила на самые важные вопросы о «черных ящиках» для автомобилей.

С чего все началось

Впервые о необходимости установки бортовых самописцев в автомобили заговорили в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин «к 2015-2016 году». Вопрос был отложен из-за нестабильной экономической ситуации. Представители Минтранса признавали, что реализацию инициативы сдерживали не только экономические факторы, но и отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации. В частности, эксперты говорили о том, что на законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать самописец, в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что у них внутри и как они работают



Скорее всего, «черный ящик» будет работать от электросети автомобиля, плюс будет иметь резервный источник питания. Программный код устройства должен быть серьезно защищен от взлома. Самописец должен записывать данные, полученные с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя, других систем автомобиля, а также фиксировать даже разговоры пассажиров.

К примеру, в 96% новых автомобилей в США, по информации NHTSA, уже используется технология EDR (Event Data Recorder), которую и называют «черным ящиком». Это электронный чип, который перезаписывает непрерывный цикл информации, поступающий из всевозможных датчиков и управляющих модулей машины. В случае ДТП, EDR оставляет данные за пять секунд до аварии и секунду после нее. Таким образом удается понять, с какой скоростью двигалась машина, работали ли тормоза, через какое время выстрелили подушки безопасности, были ли пристегнуты ремни. Получить все эти сведения можно только подключив к автомобилю специальное считывающее устройство. Благодаря этой технологии можно воссоздать картину аварии максимально подробно. Более очевидная польза - возможность максимально быстро среагировать на аварию.

Не противоречит ли это закону



Главный вопрос к «черным ящикам» с юридической точки зрения - тотальный контроль над каждым автовладельцем, что затрагивает права и свободы граждан - основы Конституции России. Ровно об этом же в свое время спорили в Америке. Так, например, сбор данных с машин, на которых эти устройства были установлены еще на заводе, по заявлениям представителей компаний, в США мог осуществляться только с разрешения владельца транспортного средства.

С другой стороны, в тексте протокола по итогам совещания у Рогозина отмечено, что ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Соответственно, о разрешении речь, скорее всего, не идет. Вероятно, рабочей группе придется отдельно заняться юридической составляющей.

Чем опасны самописцы на борту автомобиля



Кроме возможного нарушения Конституции, автомобилистов волнуют еще два вопроса. Первый - то, что данными с «черных ящиков» могут пользоваться страховые компании, которые начнут собирать информацию о том, как ездит водитель, и регулировать в зависимости от этого тарифы на страховку.

Второй - возможное попадание данных к мошенникам. Маршрут перемещения, записи разговоров в автомобиле и так далее - все это можно использовать против владельца машины.

Чем отличается «черный ящик» в автомобиле и в самолете



Если в авиации к аварии чаще приводит отказ тех или иных систем, то в автомобиле - человеческий фактор. Соответственно, в записи самолетного разговора есть большой смысл, тогда как важность автомобильного не так очевидна.

«Черный ящик» в самолете - система регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов, запись переговоров экипажа. Устройство помещается в очень прочный короб из термоустойчивых титановых сплавов. Едва ли автомобильные самописцы будут столь же устойчивы к внешним воздействиям.

Во всех автомобилях в России появятся «черные ящики». Правительство одобрило такой проект. Самописцы будут фиксировать данные о движении и состоянии автомобилей, затем с помощью системы ГЛОНАСС информация будет передаваться в Госавтоинспекцию. Нужны ли «черные ящики» в машинах? Далеко не во всех, уверен председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«История обсуждается давно — не первый месяц и не первый год. Есть разные точки зрения. Правительство дало проработать, если мне как эксперту это попадет на проработку, мое предварительное мнение отрицательное. Но надо очень аккуратно проработать все обстоятельства, от технических, потому что действующий парк — это 50 млн автомобилей и дополнительное оборудование — как это и что это будет. Вполне допускаю полезность на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов — более чем, а на обычной обывательской бричке, которая возит меня дорогого — не вижу большого смысла», — считает Блинкин.

Ранее замминистра транспорта Алексей Цыденов предложил с 2020 года устанавливать «черные ящики» во все новые автомобили в обязательном порядке. По данным МВД, с начала года в России произошло 13 тыс. ДТП с погибшими. С точки зрения повышения безопасности на дорогах появление «черных ящиков» оправдано, заявил ТАСС глава общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Можно принять аналогию с авиатранспортом — на дельтаплан, например, "черный ящик" не поставишь. Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован "черными ящиками", это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил «Коммерсантъ FM» Крохмаль.

В интернете можно найти инструкцию по сборке аналога «черного ящика» на свой автомобиль. Автолюбителю специальное устройство обойдется примерно в 8 тыс. руб. В мире пока просто нет готового самописца для легковых машин, а значит, его придется изобретать, что очень дорого. Государство платить за реализацию не будет, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

«Мы в данном случае рискуем выдумать некий велосипед и заплатить за это значительно больше, чем если бы мы использовали готовое решение. Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают и мы рискуем разменять худший 2009 год», — подчеркнул Федяков.

В рабочую группу, которая должна заняться внедрением «черных ящиков» в автомобили, войдут Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязи, Минфин и МЧС, а также сотрудники ЦБ, системы ГЛОНАСС и группы «АвтоНет».

Александра Жаркова