Падение российского рынка новых автомобилей практически сошло на нет. Если в мае отставание от показателей прошлого года составляло 6,7%, а в июне - 3,3%, то результат сентября близок к погрешности: минус 0,2%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре официальными дилерами было продано 157129 легковушек и легких коммерческих автомобилей - всего на 242 штуки меньше, чем годом ранее.
За три квартала этого года в России реализован 1 млн 271 тысяча машин против 1 млн 297 тысяч годом ранее - спад составил 2%. При этом шесть из девяти месяцев были с отрицательной динамикой. А самым успешным стал третий квартал, за который реализовано 443 тысячи новых автомобилей.
Продажи новых автомобилей в России в 2016-2019 гг.
Динамика лидеров рынка колеблется около нуля. Лада за девять месяцев увеличила продажи на 2% (до 265 тысяч машин), Kia и Hyundai зафиксировали скромную прибавку примерно на 0,5% (168 и 132 тысячи автомобилей), а у Renault спад на 1%, до 102 тысяч. Ford почти распродал легковые автомобили (в сентябре их реализовано только 362 штуки), но на освободившуюся рыночную площадку тянутся «китайцы». Haval и Geely с более чем трехкратным ростом продаж уже обогнали других игроков из КНР и продают намного больше машин, чем Suzuki или Peugeot.
Самыми продаваемыми автомобилями в России остаются Лада Гранта (97 тысяч) и Веста (83,5 тысячи). На третьем месте - Kia Rio (69 тысяч), но спрос, в отличие от Лад, падает. А еще из рейтинга двадцати пяти самых продаваемых моделей выпала Chevrolet Niva - в этом году сбыт таких внедорожников упал на четверть.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-сентябре 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
Марка | 9 месяцев 2019 г., шт. | 9 месяцев 2018 г., шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 265200 | 259129 | +2% |
Kia | 168141 | 167490 | 0% |
Hyundai | 132248 | 131683 | 0% |
Renault | 102479 | 103294 | –1 % |
Volkswagen | 81593 | 80145 | +2% |
Toyota | 74394 | 77816 | –4 % |
Skoda | 61483 | 57473 | +7% |
Nissan | 48674 | 57946 | –16 % |
ГАЗ | 42422 | 41704 | +2 % |
Mercedes-Benz | 30721 | 32665 | –6 % |
BMW | 30236 | 26157 | +16% |
Mitsubishi | 28840 | 31203 | –8 % |
УАЗ | 26331 | 27029 | –3 % |
Ford | 25969 | 38212 | –32 % |
Mazda | 21816 | 22424 | –3 % |
Datsun | 16514 | 13702 | +21% |
Chevrolet | 16270 | 21161 | –23 % |
Lexus | 15610 | 17988 | –13% |
Audi | 11346 | 11447 | –1% |
Haval | 7024 | 1838 | +282% |
Geely | 6341 | 1936 | +228% |
Land Rover | 5992 | 6880 | –13% |
Volvo | 5896 | 5218 | +13% |
Subaru | 5251 | 5554 | –5 % |
Suzuki | 4734 | 4051 | +17% |
Chery | 4244 | 4179 | +2% |
Porsche | 4200 | 3432 | +22% |
Lifan | 3472 | 11227 | –69% |
Peugeot | 3351 | 4245 | –21% |
Infiniti | 2797 | 3566 | –22% |
Citroen | 2265 | 2792 | –19% |
Mini | 1854 | 1725 | +7% |
Genesis | 1563 | 1253 | +25% |
Jeep | 1373 | 1190 | +15% |
Honda | 1339 | 3536 | –62% |
Jaguar | 1311 | 1796 | –27% |
Changan | 1306 | 1281 | +2% |
Zotye | 1213 | 2047 | –41% |
Dongfeng | 1166 | 999 | +17% |
FAW | 960 | 1073 | –11% |
Fiat | 869 | 855 | –8% |
Cadillac | 669 | 772 | –13% |
smart | 611 | 621 | –2% |
Isuzu | 597 | 497 | +20% |
IVECO | 295 | 400 | –26 % |
Brilliance | 172 | 124 | +39 % |
Foton | 160 | 267 | –40% |
Hawtai | 40 | 90 | –56 % |
Chrysler | 36 | 55 | –35 % |
SsangYong | 4 | 81 | –95 % |
Ravon | 0 | 5184 | - |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе-сентябре 2019 года (в сравнении с тем же периодом 2018-го)
Модель | 9 месяцев 2019 г., шт. | 9 месяцев 2018 г., шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада Гранта | 96974 | 70186 | +38% |
Лада Веста | 83502 | 76189 | +10% |
Kia Rio | 69349 | 75071 | –8% |
Hyundai Creta | 51969 | 49683 | +5 % |
Hyundai Solaris | 45284 | 50317 | –10% |
Volkswagen Polo | 42413 | 42804 | –1% |
Лада Ларгус | 31663 | 32440 | –2% |
Renault Duster | 27649 | 31643 | –13% |
Kia Sportage | 26068 | 24619 | +6% |
Skoda Rapid | 25600 | 25813 | –1% |
Volkswagen Tiguan | 25441 | 23132 | +10% |
Renault Logan | 25181 | 22168 | +14% |
Toyota Camry | 25046 | 22986 | +9% |
Лада 4х4 | 23464 | 23819 | –1% |
Renault Sandero | 22102 | 23681 | –7% |
Лада XRAY | 21582 | 26292 | –18% |
Toyota RAV4 | 21270 | 23281 | –9% |
Renault Kaptur | 20145 | 22799 | –12% |
Kia Optima | 19494 | 14813 | +32% |
Nissan Qashqai | 18195 | 16010 | +14% |
Skoda Kodiaq | 17517 | 9413 | - |
Skoda Octavia | 17313 | 17725 | –2% |
Mitsubishi Outlander | 17114 | 17266 | –1% |
Hyundai Tucson | 16413 | 15978 | +3% |
Mazda CX-5 | 15945 | 15750 | +1% |
Описание
Срок предоставления отчета 10 рабочих дней. Исследование продается с обновлением.
Настоящее исследование представляет собой маркетинговый анализ рынка продажи подержанных автомобилей в России. Аналитиками компании составлен прогноз развития рынка до 2024 г.
Период исследования: 2015 - 2019 гг.
Объект исследования: рынок продажи подержанных автомобилей
Предмет исследования: объем рынка, тенденции рынка продажи подержанных автомобилей, факторы, влияющие на рынок, основные конкуренты, потребительские цены, отраслевые финансово-экономические показатели, оценка инвестиционной привлекательности, прогноз развития рынка и другие процессы
Цель исследования: анализ и прогноз развития рынка продажи подержанных автомобилей
Задачи исследования:
- Описание состояния рынка продажи подержанных автомобилей
- Оценка объема рынка продажи подержанных автомобилей
- Описание основных конкурентов
- Оценка текущих тенденций и перспектив развития рынка
- Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
- Определение насыщенности рынка и предполагаемого потенциала рынка
- Составление прогноза развития рынка до 2024 г.
Основные блоки исследования:
- Обзор российского рынка продажи подержанных автомобилей
- Конкурентный анализ на рынке продажи подержанных автомобилей в России
- Анализ потребления продажи подержанных автомобилей
- Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
- Прогноз развития рынка продажи подержанных автомобилей до 2024 года
- Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка
Источники информации:
- Базы данных государственных органов статистики
- Базы данных федеральной налоговой службы
- Открытые источники (сайты, порталы)
- Отчетность эмитентов
- Сайты компаний
- Архивы СМИ
- Региональные и федеральные СМИ
- Инсайдерские источники
- Специализированные аналитические порталы
Методы:
- Кабинетное исследование. Поиск и анализ информации из различных источников, проведение расчетов. Статистика и аналитика
- Прогноз ГидМаркет. Современные статистические методы прогнозирования с поправкой на мнение экспертов.
Развернуть
СодержаниеЧасть 1. Обзор российского рынка продажи подержанных автомобилей
1.1. Определение и характеристики российского рынка продажи подержанных автомобилей
1.2. Динамика объема российского рынка продажи подержанных автомобилей, 2015-2019 гг.
1.3. Структура рынка по виду оказываемых продажи подержанных автомобилей в РФ
1.4. Структура рынка продажи подержанных автомобилей по ФО
1.5. Оценка текущих тенденций и перспектив развития исследуемого рынка
1.6. Оценка факторов, влияющих на рынок
1.7. Анализ отраслевых показателей финансово-экономической деятельности
Часть 2. Конкурентный анализ на рынке продажи подержанных автомобилей в России
2.1. Крупнейшие игроки на рынке
2.2. Доли на рынке крупнейших конкурентов
2.3. Профили основных игроков
Часть 3. Анализ потребления продажи подержанных автомобилей
3.1. Оценка объема потребления продажи подержанных автомобилей на душу населения
3.2. Насыщенность рынка и предполагаемый потенциал рынка в России
3.3. Описание потребительских предпочтений
3.4. Ценовой анализ
Часть 4. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка
Часть 5. Прогноз развития рынка продажи подержанных автомобилей до 2024 года
Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка
Развернуть
ИллюстрацииДиаграмма 1. Динамика объема рынка продажи подержанных автомобилей, 2015-2019 гг.
Диаграмма 2. Структура рынка продажи подержанных автомобилей по видам, %
Диаграмма 3. Структура оказания продажи подержанных автомобилей в РФ по ФО, %
Диаграмма 4. Динамика ВВП РФ, в 2012-2019 гг., % к предыдущему году
Диаграмма 5. Помесячная динамика курса доллара США по отношению к рублю, 2015-2019 гг., руб. за 1 доллар США
Диаграмма 7. Динамика реальных доходов населения РФ, 2012-2019 гг.
Диаграмма 8. Рентабельность прибыли до налогообложения (прибыли отчетного периода) в сфере продажи подержанных автомобилей в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 9. Текущая ликвидность (общее покрытие) по отрасли продажи подержанных автомобилей за 2015-2019 гг., раз
Диаграмма 10. Деловая активность (средний срок оборота дебиторской задолженности) в сфере продажи подержанных автомобилей, за 2015-2019 гг., сут. дн.
Диаграмма 11. Финансовая устойчивость (обеспеченность собственными оборотными средствами) в сфере продажи подержанных автомобилей, в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., %
Диаграмма 12. Доли крупнейших конкурентов на рынке продажи подержанных автомобилей в 2019 г.
Диаграмма 13. Динамика совокупного объема выручки крупнейших операторов рынка продажи подержанных автомобилей (ТОП-5) в России, 2015-2019 гг.
Диаграмма 14. Объем потребления продажи подержанных автомобилей на душу населения, 2015-2019 гг., руб./чел.
Диаграмма 15. Прогноз объема рынка продажи подержанных автомобилей в 2020-2024 гг.
Развернуть
ТаблицыТаблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок продажи подержанных автомобилей
Таблица 2. Валовая рентабельность отрасли продажи подержанных автомобилей в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015- 2019 гг., %
Таблица 3. Абсолютная ликвидность отрасли продажи подержанных автомобилей в сравнении со всеми отраслями экономики РФ, 2015-2019 гг., раз
Таблица 4. Основные компании-участники рынка продажи подержанных автомобилей в 2019 г.
Таблица 5. Основная информация об участнике №1 рынка продажи подержанных автомобилей
Таблица 6. Основная информация об участнике №2 рынка продажи подержанных автомобилей
Таблица 7. Основная информация об участнике №3 рынка продажи подержанных автомобилей
Таблица 8. Основная информация об участнике №4 рынка продажи подержанных автомобилей
Таблица 9. Основная информация об участнике №5 рынка продажи подержанных автомобилей
Таблица 10. Индексы потребительских цен на рынке продажи подержанных автомобилей по Российской Федерации в 2015-2020 гг. (доступный период), %
Таблица 11. Средние цены на рынке продажи подержанных автомобилей по ФО
Таблица 12. Оценка факторов инвестиционной привлекательности рынка продажи подержанных автомобилей
Развернуть
ВыпускиВторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.
Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.
«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.
Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.
«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.
Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.
Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.
Иномарки не первой свежести
В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .
25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)
№ | Модель | Сентябрь 2016 г. | Изм., % | Январь-сентябрь 2016 г. | Изм., % |
1. | Lada 2114 | 13 659 | -6,8 | 115 588 | 1,2 |
2. | Lada 2107 | 12 519 | -16,4 | 109 640 | -10,7 |
3. | Ford Focus | 11 738 | -0,3 | 94 969 | 12,6 |
4. | Lada 2110 | 10 992 | -10,1 | 92 107 | -6,8 |
5. | Toyota Corolla | 9 191 | 1,7 | 77 450 | 10,9 |
6. | Lada 2170 | 8 873 | 6,1 | 72 725 | 13,5 |
7. | Lada 4x4 | 8 630 | -4,1 | 71 565 | 1 |
8. | Lada 2112 | 8 092 | -5,9 | 66 711 | -3,8 |
9. | Lada 2115 | 7 782 | -5,4 | 64 734 | -1,6 |
10. | Lada 2109 | 7 005 | -20,6 | 61 229 | -17 |
11. | Toyota Camry | 6 327 | 24,6 | 52 277 | 30,6 |
12. | Hyundai Solaris | 6 065 | 51,4 | 44 599 | 59,6 |
13. | Daewoo Nexia | 6 023 | -2,3 | 49 652 | 2,1 |
14. | Chevrolet Niva | 5 853 | 6,1 | 48 528 | 16 |
15. | Renault Logan | 5 825 | -2,7 | 49 425 | 7,8 |
16. | Opel Astra | 5 611 | 6,2 | 44 494 | 18,1 |
17. | Lada 2106 | 5 557 | -24,3 | 48 816 | -20,7 |
18. | Lada 21099 | 5 494 | -20,3 | 49 084 | -16,4 |
19. | Volkswagen Passat | 5 266 | 3,4 | 42 693 | 8 |
20. | Mitsubishi Lancer | 4 980 | 3,7 | 41 482 | 10,5 |
21. | Kia Rio | 4 939 | 23,2 | 38 530 | 39,7 |
22. | Lada 2190 | 4 816 | 28,4 | 37 670 | 48,2 |
23. | Lada 2172 | 4 694 | 1,5 | 38 810 | 11,2 |
24. | Daewoo Matiz | 4 223 | -3,1 | 33 751 | 5,5 |
25. | Skoda Octavia | 3 798 | 8,3 | 30 462 | 21,3 |
Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.
Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.
А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.
По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.
Экономическая ситуация в России и в мире выправляется, и рынок в этом плане – хороший индикатор. Однако о массовом возвращении покупателей в дилерские салоны говорить еще рано. Анализ рынка автомобилей продемонстрировал, что из пяти проданных автомашин сегодня лишь один является новым.
Анализ динамики рынка подержанных автомобилей в 2017 году
Данные, опубликованные аналитическим агентством «АВТОСТАТ», свидетельствуют о следующем: в июле 2017 года продажи подержанных автомобилей в России составили 453,9 тыс. единиц, что на 0,9 % меньше, чем в предыдущем году. Хотя, строго говоря, выборочные данные одного месяца слабо связаны с годовым трендом. Тем не менее, как видно из Таблиц 1 и 2, в целом вторичный рынок автомобилей начинает реагировать положительно (+0,8 %) на постепенное улучшение экономической ситуации.
Лидером вторичного рынка автомобилей неизменно является российская марка LADA, удельный вес которой составляет 27 % от общего объема (121,7 тыс. экземпляров), пока на 2,9 % меньше, чем год назад.
Лидером среди иностранных автомобилей также стабильно держится Toyota (51,1 тыс. экземпляров и минус 3,0 %). В тройке лидеров представлен и другой японский бренд – Nissan – с показателем 24,7 тыс. автомашин (+0,5 %).
Как свидетельствует , в ТОП-10 автомобильного рынка заметно затормозили рост четыре бренда: LADA, Toyota, Ford, Mitsubishi. Остальные шесть марок имеют «плюс», причем у четырех брендов прирост весьма приличный (KIA, HYUNDAI, RENAULT, VOLKSWAGEN).
Среди моделей, как в предыдущий период, лидирует хэтчбек LADA 2114, несмотря на то, что объем его продаж на вторичном рынке упал (806 186, -1,1 %). Второе место в модельном рейтинге занял седан LADA 2107 (80 228, -5,4 %). На третьей позиции закрепилась модель Ford Focus (73 270, +2,2 %), которая оказалась лучшей среди подержанных иномарок.
В числе лидеров роста на рынке автомобилей также LADA 2170 (+4,5 %) и Hyundai Solaris (+28,7 %). На редкость высокие темпы роста продаж модели Hyundai Solaris объясняется ее растущей популярностью. В течение нескольких лет она является также одним из лидеров первичного рынка.
Выделим, как статистически наиболее представительный, общий итог продаж легковых автомобилей с пробегом за семь месяцев 2017 года (2 946 472 шт., +0,8 %).
Таблица 1 . ТОП-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в июле по маркам (шт.):
марка |
июль’17 |
июль’16 |
7 мес.’17 |
7 мес.’16 |
|||
Всего по России |
2 946 472 |
2 922 914 |
Таблица 2 . ТОП-10 рынка легковых автомобилей с пробегом в июле по моделям (шт.):
модель |
июль’17 |
июль’16 |
7 мес.’17 |
7 мес.’16 |
|||
Всего по России |
2 946 472 |
2 922 914 |
Анализ рынка легковых автомобилей в России в 2017 году
Сравнительная динамика продаж новых автомобилей в 2014–2017 гг. представлена на рисунке 1 .
Отметим ускорение продаж новых автомобилей по месяцам 2017 года: в марте рост составил +9,4 %, в апреле +6,9 %, в мае +14,7 %, в июне +15 %. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июне 2017 года в России продано 141 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Превышены не только результаты июня 2016 года (123 тыс. авто), но и данные двухлетней давности (140 тыс. авто).
При анализе рынка общий итог первого полугодия – 718,5 тыс. новых автомобилей, что на 6,9% больше, чем в 2016 году. Реальная динамика опережает скромный прогноз АЕБ, которая в начале года оценивала рост рынка на 4–5 %. Есть основания надеяться, что в оставшиеся месяцы 2017 года ситуация не ухудшится.
Рисунок 1. Продажи новых автомобилей в России в 2014–2017 гг.
В таблице 3 приведена сравнительная статистика продаж отдельных марок легковых и легких коммерческих автомобилей в первом полугодии 2016 и в первом полугодии 2017 года.
Из полусотни действующих брендов, входящих в статистику АЕБ, в первом полугодии почти половина производителей фиксировала прирост продаж. В первой десятке рейтинга отмечается положительная динамика у восьми марок, причем Лада, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen продемонстрировали двухзначные показатели динамики, от +10 до +22 %. Согласно анализу рынка, среди крупнейших поставщиков не смогли выйти в плюс только японские марки Toyota и Nissan, хотя их отставание от прошлогодних результатов ослабевает.
Укрепление рубля оказало отрицательное влияние на : Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и даже Porsche в текущем году потеряли значительную часть покупателей, хотя BMW, Volvo и Infiniti благодаря обновлению моделей сумели нарастить спрос.
Самой востребованной моделью является Kia Rio. За первое полугодие 2017 года продано 46 тыс. автомашин против 39,5 тыс. в предыдущем году. Набирает темпы продаж Лада Гранта: в июне реализовано 8,6 тыс. автомобилей вместо 7,2 тыс. в том же месяце 2016 года, причем результат полугодия – 42 тыс. автомашин. Бронзовый призер – Лада Веста (35 тыс. авто). Среди кроссоверов в лидерах Hyundai Creta (24 тыс. кроссоверов), имеющая пятое место абсолютного рейтинга.
Таблица 3. в России в январе – июне 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года):
Марка | 6 месяцев 2017 года, шт. |
6 месяцев 2016 года, шт. |
Динамика |
нет данных |
нет данных |
||
* Продажи начались в марте 2016 года |
Анализ рынка грузовых автомобилей в 2017 году
Рисунок 2. Продажи новых грузовых автомобилей «большой семерки».
На рисунке 2 представлена история изменения продаж 2016/2015 «большой семерки». Таблицы 4–7 позволяют провести анализ рынка автомобилей в 2016 году в сравнении с данными 2015 года.
Как следует из таблицы 4 , продажи коммерческих автомобилей после длительного падения оживают. вырос в 2016 году на 4,2 %, причем одни марки преуспевали (хороший рост показали КАМАЗ, MAN, Volvo, DAF, IVECO), другие заметно потеряли в росте. Проявилась явная тенденция – сокращение продаж азиатских грузовых машин. Европейскую семерку лидеров неизменно возглавляет Scania. Далее следуют MAN и Mercedes. Если говорить о рынке тягачей в целом, то здесь в лидерах новый КАМАЗ-5490 с кабиной от Mercedes, сумевший обогнать MAN TGS.
Согласно анализу рынка, скромные показатели продаж у «грузового» бренда Renault Trucks, который принадлежит концерну Volvo, однако появилась надежда на исправление ситуации, так как руководство концерна предпринимает неординарные меры по возрождению марки в России.
На рынке легких коммерческих автомобилей (см. таблицу 6), ситуация в целом практически стабилизировалась. В то же время наблюдается резкое разделение динамики. С огромным отрывом лидирует Газель Next (рост на 40,4 %), на 27 % снизились продажи фургонов Mercedes Sprinter Classic. Примерно настолько же выросли продажи модели Ford Transit.
У рынка автобусов (таблицы 8, 9) произошел значительный рост продаж (на 15 %), обусловленный крупными заказами на автобусы марок ЛиАЗ и МАЗ. При этом укороченный ЛиАЗ-4292 Kursor, едва появившись на рынке, с ходу захватил четвертое место в рейтинге моделей.
Таблица 4. Продажи грузовиков (полной массой свыше 3,5 т), шт.:
Марка |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Таблица 5. Продажи новых грузовых автомобилей по моделям, шт.
Марка, модель |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Mercedes Actros |
|||
Mitsubishi Canter |
|||
Таблица 6. Продажи новых легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т), шт.
Марка |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Таблица 7. Топ-10 моделей легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т), шт.
Марка, модель |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Газель Next |
|||
Лада Ларгус |
|||
Mercedes Sprinter |
|||
Таблица 8. Продажи новых автобусов, шт.
Марка |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Таблица 9. Топ-10 моделей автобусов, шт.
Марка, модель |
2016 г. |
2015 г. |
Динамика, % |
Прогноз рынка автомобилей в России на 2018 год
Как говорят китайцы, прогнозировать трудно, особенно будущее. Тем не менее без прогноза деловая жизнь невозможна.
Аналитики сходятся в едином мнении: в 2018 году продажи на автомобильном рынке России продемонстрируют значительный рост. Позитивный настрой подкрепляется рядом факторов:
Укрепление рубля, которое будет способствовать стабилизации цен на автомобили.
Рост доходов населения, за которым неизбежно последует увеличение спроса.
Снижение стоимости заемных ресурсов благодаря снижению ключевой ставки Центробанка РФ.
Выделим немаловажный фактор – поддержка со стороны государства. Программа утилизации подержанных автомобилей привела к стабилизации продаж во время кризиса. В дальнейшем данный инструмент ускорит восстановление отечественного рынка, уверяют эксперты.
В сложившихся условиях продажи автомобилей по итогам 2017 года увеличатся на 5–10 %.
Эксперты «АвтоВАЗ» ожидают итоговый рост продаж своей продукции до 10 % в текущем году. В 2018 году рост рынка значительно ускорится благодаря постепенному улучшению экономической ситуации в стране.
С подобными оценками соглашаются зарубежные эксперты, которые учитывают влияние психологических факторов. Потребители практически адаптировались к новым ценам на авто, и это также будет способствовать росту продаж в 2018 году.
В то же время чрезмерный рост цен может ослабить спрос. Главным источником риска остается валютный рынок, который может спровоцировать резкий скачок стоимости автомобилей.
Для анализа рынка автомобилей требуется изучить большой объем информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Предлагаем вам ознакомиться с нашей базой информационно-аналитических продуктов рынка коммерческих автомобилей. Статистические отчеты и маркетинговые исследования, подготовленные специалистами компании «VVS», помогут Вам четко ориентироваться в том, какие виды транспорта наиболее востребованы, кто является Вашим потенциальным покупателем, в каком регионе/стране предпочтительнее развивать бизнес.
Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.