Статистика продаж новых автомобилей за ноябрь. Продажи новых автомобилей в россии выросли впервые за два года

Сложившийся на российском авторынке позитивный тренд продолжает укрепляться - рынок не падает, а стабильно растет девятый месяц подряд. Даже на фоне низкой базы 2016-го года эксперты считают достигнутые цифры проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей ощутимым прогрессом. Так, по данным ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),

ноябрь ознаменовался увеличением уровня продаж на 15%, или почти на 20 тысяч штук по сравнению с ноябрем 2016 года, и составил 152 259 автомобилей. Всего же в 2017 году в январе - ноябре было продано чуть более 1,43 млн автомобилей.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ назвал полученные цифры еще одной вехой на пути восстановления российского рынка

«Кумулятивные продажи за последние 11 месяцев приплюсовали 12% относительно такого же периода 2016 года, — сказал Шрайбер. — Было бы уместно вспомнить, что ровно год назад мы все еще имели кумулятивные минус 12%. Это достаточно ощутимый прогресс за короткое время. Остался один месяц до того момента, когда мы узнаем, насколько в конечном итоге хорош был прошедший год, и где находится стартовая линия 2018 года».

В лидерах модели с российской пропиской

Традиционно все десять моделей, лидеров продаж новых легковых автомобилей, местного производства.

Первое место как в ноябре, так и по итогам 11 месяцев 2017 года удерживает . Под маркой Lada в ноябре продали 29 163 автомобилей (+14%), а за январь-ноябрь — 279 тысяч (+17%) автомобилей.

Несомненно, росту продаж посодействовал запуск нового универсала Lada Vesta Cross, однако лидерство по моделям держат Vesta и Granta. На втором месте Kia: 16 106 (+10%) автомобилей было продано в ноябре и 168 736 (+24%) - за 11 месяцев года. На третьем месте — 15 284 (-3%) и 142 881 (+9%). На четвертом месте марке --13 373 (+15%) в ноябре и 122 127 (+18%), а замыкает пятерку лидеров Volkswagen c результатом 8 995 (+29%) и 79 103 (+19%) проданных автомобилей.

Именно в ноябре выстрелили не только привычные лидеры рынка по объемам продаж, такие как Nissan (7 672 единиц, +28%), Skoda (5 731 единиц, +19%), но и те марки, которым еще совсем недавно было далеко до позитивных эмоций. Например, (4 922 единиц, +29%) и Mitsubishi (3 213 единицы, +129%).

У японской марки тянет продажи вверх верный внедорожник Mitsubishi Outlander, единственная модель, которая сейчас производится в России на базе калужского предприятия. Всего за 11 месяцев продано 14 864 автомобиля, что на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (10 177 единиц). В ноябре 2017 года было продано 1724 Outlander.

На 43% с результатом 2 570 единиц скакнула Mazda, в целом росту бренда помог вывод в этом году на рынок обновленного кроссовер CX-5 и полноразмерного кроссовера CX-9.

Среди премиальных брендов уверенно продолжают расти, в частности, Mercedes-Benz (3 215 единицы, +15%) и BMW (2 778 единицы, +19%). Audi с результатом 1 400 автомобилей в 6-процентом минусе. Стабильные показатели у Porsche (469 автомобиля, + 1%), а продажи Genesis подскочили на 452%, правда и база была низкая - с 21 автомобиля в ноябре прошлого года до 116 единиц в ноябре 2017 года.

Аналитик «Алор Брокер» , считает, что потребительский спрос постепенно адаптировался к посткризисным ценам.

«Постепенно улучшается ситуация и с реальными заработными платами, — говорит Яковенко «Газете.Ru». —

Домохозяйства адаптировались к новой ситуации на рынке труда, безработица уже не так сильно бьет по их бюджетам, и люди готовы приобретать самые дешевые марки автомобилей, чтобы удовлетворить свою потребность в простом передвижении».

Эксперт уверен, что в декабре рост продаж легковых автомобилей и LCV продолжится, так как предпраздничные скидки будут подогревать спрос.

«По итогам года мы прогнозируем 15-процентный прирост продаж, — отмечает аналитик. — А вот в 2018 году росту будет угрожать намечающееся снижение курса рубля по отношению к доллару: на рубль будут давить интервенции , Казначейства, возможно, будет закупать валюту.

Поэтому можно будет увидеть курс 65 рублей за доллар ближе к марту. Если отечественная валюта ослабнет на 10-15%, это приведет к снижению темпа роста продаж автомобилей до 10% в годовом измерении».

Однако по мнению управляющего партнера экспертной группы VETA Ильи , макроэкономическая конъюнктура остается для рынка неблагоприятной: доходы населения продолжают показывать негативную динамику. Так, несмотря на рост средней заработной платы в январе-октябре на 7,1% до 38,27 тыс. руб., реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться и за аналогичный период упали на 1,3%. Поэтому, по его оценке, говорить экономики из рецессии и восстановлении потребления пока рано.

«Несмотря на замедление темпов роста продаж относительно октября, принесшего рынку новых легковых и коммерческих автомобилей рост в 17,3%, можно говорить о сохранении стабильного вектора на восстановление спроса, — сказал эксперт «Газете.Ru». — Существенного изменения не произошло во многом из-за того, что для отсутствовали необходимые факторы. Если в сентябре-октябре таковым являлось начало делового сезона, то с середины четвертого квартала подтолкнуть продажи вверх относительно средних годовых значений может разве что начало сезона специальных предложений от дилеров».

По оценке Жарского, декабрь не даст рынку вырасти даже на ноябрьские 15%.

«С учетом ограниченных финансовых возможностей домохозяйств и сезонным ростом расходов на потребительские товары и продукты питания, возможностей реализовать покупку автомобиля в декабре будет у меньшего числа граждан, таким образом, в лучшем случае декабрь даст рост на 12-13%.

С аналогичными показателями роста мы закроем и год, — считает эксперт. — Вопрос относительно перспектив продолжения положенного в этом году положительного тренда пока остается открытым. Несмотря на сохранение программы поддержки автопрома и автокредитования, очень многое будет зависеть от ценовой политики производителей и дилеров. В этом году производители стремились сдерживать рост цен, однако хорошие продажи в 2017 году могут стать основанием для пересмотра ценовой политики на год следующий.

При условии, что доходы населения не вырастут, а средняя стоимость автомобиля поднимется на 10-15%, вполне вероятно, мы увидим замедление темпов восстановления продаж и среднемесячный показатель в пределах 5-6% станет новой нормой».

Между тем заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр в беседе с «Газетой.Ru» заверил, что в декабре большинство брендов будут предлагать традиционные предновогодние акции и скидки, что подтянет декабрьские продажи.

«В декабре мы ожидаем рост в районе 12% к уровню 2017 года, — сказал Зиновьев «Газете.Ru». - Что касается следующего года, то мы придерживаемся оптимистичного прогноза и считаем, что рынок вырастет примерно на 15%.

Этому должны поспособствовать позитивные факторы, такие как текущий уровень цен на нефть, который сейчас выше прогнозируемого в начале года, проведение чемпионата мира по футболу в России. Мы конечно, рассчитываем на продолжение крупнейших программ господдержки, активно и действенно стимулирующих спрос на автомобили бюджетного и среднего ценового сегментов».

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за ноябрь 2016


Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в ноябре 2016 года выросли на 0,6%.

Девять моделей из десятки лидеров продаж новых легковых автомобилей, местного производства.

В ноябре 2016 г. уровень продаж увеличился на 0,6%, или на 727 штук по сравнению с ноябрём 2015 года, и составил 132 346 автомобилей.

В 2016 году в январе - ноябре было продано 1 279 987 автомобилей.


Комментирует Иорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:

«Ноябрьские продажи сделали этот месяц первым за последние почти 2 года (с декабря 2014), когда была достигнута положительная динамика от года к году. Хорошо, что, в конце концов, есть повод сказать об этом, но слишком рано делать выводы о смене тренда. Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении».

Таблица продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за ноябрь 2016:

Марка автомобиля
Продажи за ноябрь
Продажи за январь - ноябрь 1
2016 2015
2016 2015 Разница продаж по сравнению с предыдущим годом
Lada 25 507 21 580 18% 238 666 245 634 -3%
Hyundai* 15 779 15 101 4% 131 207 148 631 -12%
KIA 14 651 14 125 4% 136 374 148 285 -8%
Renault* 11 631 10 334 13% 103 465 108 477 -5%
Toyota* 8 081 7 572 7% 84 151 86 972 -3%
VW 6 973 7 557 -8% 66 632 70 463 -5%
Nissan* 5 998 7 288 -18% 63 522 82 690 -23%
ГАЗ ком.авт.* 5 132 4 358 18% 48 286 46 093 5%
Skoda 4 801 4 663 3% 50 370 50 416 0%
УАЗ* 4 642 4 637 0% 42 939 42 415 1%
Ford* 3 822 3 569 7% 38 362 34 077 13%
Mercedes-Benz 2 802 3 251 -14% 34 230 38 797 -12%
Chevrolet 2 725 3 072 -11% 27 228 46 399 -41%
BMW 2 328 2 257 3% 25 169 25 349 -1%
Lexus 2 014 1 653 22% 21 608 18 038 20%
Datsun 1 838 2 200 -16% 15 983 29 346 -46%
Lifan 1 805 1 901 -5% 15 640 12 578 24%
Mazda 1 795 2 002 -10% 19 249 25 182 -24%
Audi 1 486 2 189 -32% 19 059 23 310 -18%
Mitsubishi 1 401 2 003 -30% 15 496 33 142 -53%
VW ком.авт.* 750 465 61% 5 540 5 073 9%
Land Rover 744 965 -23% 8 337 10 450 -20%
Subaru 576 398 45% 5 051 6 237 -19%
Volvo 536 850 -37% 4 937 6 807 -27%
Mercedes-Benz ком.авт.* 483 598 -19% 5 196 7 473 -30%
Porsche 463 360 29% 4 304 4 829 -11%
Ravon 5 420 - - 1 176 - -
Infiniti 395 457 -14% 4 092 5 012 -18%
Suzuki 312 392 -20% 4 201 5 816 -28%
Chery 307 279 10% 4 469 4 580 -2%
Citroen* 270 314 -14% 3 515 5 120 -31%
Jaguar 252 69 265% 1 794 900 99%
Peugeot* 211 320 -34% 3 264 5 211 -37%
Geely 203 1 002 -80% 4 222 10 485 -60%
Honda 188 198 -5% 1 438 4 357 -67%
FIAT* 154 260 -41% 1 935 3 435 -44%
smart 140 31 352% 552 441 25%
Cadillac 134 131 2% 1 121 934 20%
Jeep 131 95 38% 1 131 1 921 -41%
MINI 124 94 32% 1 231 1 255 -2%
DFM 58 163 -64% 1 088 1 127 -3%
Changan 54 92 -41% 503 568 -11%
FAW 38 - - 773 - -
Zotye 3 37 - - 264 - -
Isuzu* 35 66 -47% 495 560 -12%
Iveco* 31 47 -34% 475 661 -28%
Brilliance 29 138 -79% 843 1 028 -18%
Genesis 21 - - 32 - -
Foton* 16 1 1500% 58 18 222%
BAW* 10 23 -57% 157 308 -49%
Hyundai LCV 5 - - 39 - -
SsangYong 5 199 -97% 1 139 4 934 -77%
Chrysler 2 4 -50% 28 41 -32%
Alfa Romeo 1 4 -75% 100 39 156%
Haima - 52 - 114 311 -63%
Daewoo 4 - 1 634 - 8 574 18 753 -54%
Acura 2 - 57 - 163 670 -76%
Opel - 473 - - 15 927 -
Great Wall - 68 - - 3 149 -
SEAT - - - - 47 -
JAC - 8 - - 145 -
Итого 132 346 131 619 0,6% 1 279 987 1 454 916 -12,0%
1. Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке
марки (отмечены *);
указаны отдельно по некоторым маркам. LCV (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела
6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
2. Продажи марки Acura были временно приостановлены в июне 2016 г.
3. Продажи марки Zotye в России начались в марте 2016 г.
4. Продажи по марке Daewoo были остановлены в июне 2016г.
5. Продажи бренда Ravon начались в июле 2016 г.
6. Продажи марки Genesis в России начались в октябре 2016 г.

Итак, это свершилось: пресс-релиз Ассоциации Европейского Бизнеса зажег новостные ленты заголовками «продажи новых автомобилей выросли впервые с декабря 2014 года». И хотя этот рост выражен весьма скудным коэффициентом в 0,6%, его главная заслуга в том, что он реален – это настоящее увеличение абсолютных продаж в штучном выражении, а не псевдоуспешная приписка на фоне слабых показателей прошлого года. Продажи, доселе вполне стабильно колебавшиеся в диапазоне от 115 до 125 тысяч автомобилей в месяц, если не пробили, то слегка проткнули натяжной потолок в 130 тысяч, и с результатом в 132 346 штук установили, наконец, положительный результат месяца.

Р азумеется, трубить в горн и строиться рядами на парад не стоит – говорить о том, что наступил долгожданный переломный момент, явно рано. К тому же декабрь вполне может подхватить начатое благодаря предновогодним акциям и спецпредложениям, и на этом «допинге» может даже пройти начало года. Куда важнее будет узнать, какими будут продажи в феврале-марте, когда праздничные настроения закончатся, и рынок вновь выйдет «на самообеспечение».

О преждевременности радужных фантазий говорит и Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Хорошо, что, в конце концов, есть повод сказать об этом, но слишком рано делать выводы о смене тренда». Господин Шрайбер также упомянул и шансы на сохранение тенденции в следующем месяце: «Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении». Что ж, уже после новогодних праздников мы получим возможность не только узнать, сбудутся ли эти осторожные предположения, но и подвести итоги года. Сейчас же – самое время взглянуть, кто внес наибольший вклад (и получил при этом наибольшую прибыль) в формирование нынешнего положительного итога.

Премиум-сегмент

В премиум-сегменте Lexus продолжает доказывать, что стабильность – один из залогов успеха (если эта стабильность означает продажи, конечно). Месяц за месяцем продавая чуть больше двух тысяч машин, японцы выравнивают статистику на фоне шаткого прошлого года. В ноябре, например, было продано 2 014 авто, что на 22% больше прошлогодних 1 653.

Лидер сегмента, Mercedes-Benz, напротив, почему-то сбавил темп под конец года. Если до этого машины с трехлучевой звездой ежемесячно расходились тиражом от трех тысяч и выше, что позволяло удерживать показатель «относительно АППГ» (аналогичного периода предыдущего года) на околонулевой отметке, то в ноябре объем продаж слегка сполз – до 2 802 экземпляров. Это означает –14% в относительной графе, но, конечно, не означает предпосылок к смене лидера. Хотя кое-кто подобрался к нему довольно близко.

Этот кто-то – BMW (вспоминаем пассаж о Jaguar в ). Баварцы в прошедшем месяце обошли не только Audi, но и Lexus, который обычно был вторым в сегменте, и в «общем зачете» их отделила от лидирующего Mercedes лишь Chevrolet Niva. В штучном выражении разница заметнее – полтысячи машин: BMW реализовала их 2 328, что на 3% больше 2 257 в прошлом ноябре.

Audi отстает не только от BMW, но и от себя прошлогодней, в среднем продавая около полутора тысяч машин в месяц. В ноябре точная цифра составила 1 486, что на 32% меньше 2 189 за АППГ. А вот их соотечественники из Porsche, напротив, слегка подняли продажи до 463 штук, что на фоне легкого прошлогоднего спада дало солидные +29%.

Другие представители «второго эшелона продаж» прироста не показали: Land Rover с 744 внедорожниками потерял 23%, Volvo с 536 авто – 37%, а Infiniti с 395 экземплярами – 14% относительно АППГ.

Однако есть и те, кто рвется из условного третьего эшелона продаж во второй: это Jaguar с приростом в 265% к прошлогодним 69 машинам, что означает 252 в нынешнем ноябре. И если гигантский относительный показатель – штука не всегда правдивая, то стабильно растущие продажи – уже куда более реальный признак успеха. Да что говорить – за прошедший месяц Ягуаров было продано больше, чем Peugeot! Не уставая повторять мантры о роли в этом успехе, мы констатируем положительную динамику и двинемся дальше.

Cadillac – еще один «малообъемный» премиум-игрок, который движется в верном направлении. Прибавив 2% к 131 прошлогодней машине, американцы завершили месяц с показателем в 134 автомобиля. Кроме них, стоит упомянуть и корейских новичков из Genesis: начав свой путь с 11 машин в октябре, они реализовали 21 экземпляр в ноябре. К этой статистике добавить пока нечего – продолжаем наблюдения.

Ну а традиционно завершающий обзор премиума smart, похоже, укусила какая-то радиоактивная муха: чем еще можно объяснить 141 проданный микрокар и 352% прироста относительно АППГ? Впрочем, никаких объяснений – зачем оправдывать «большие успехи маленьких машин».

Средний сегмент

Главной хорошей новостью здесь можно считать отсутствие крупных спадов относительно прошлого года: если раньше цифры в минус 50-80% были скорее нормой, чем исключением, то в ноябре, пожалуй, только результат Mitsubishi в -30% можно упомянуть как заметно скромный. Японцы реализовали 1 401 машину, что, конечно, ощутимо меньше 2 003 годом ранее, но довольно стабильно с точки зрения нынешних продаж.

Тест-драйвы / Сравнительные

Карьеристка: эволюционный тест-драйв Skoda Оctavia пяти поколений

Nota Bene: Если быть совсем честным, то вообще-то поколений у Октавии было три. Но мы увеличили количество тестируемых машин до пяти за счет двух рестайлинговых версий - ведь существенные отличия есть и между...

10944 2 0 10.10.2016

У остальных представителей «среднего класса» все еще лучше. Toyota, традиционно занимающая пятую строчку в «общем зачете», приплюсовала к прошлогодним 7 572 авто еще 7%, закончив месяц с результатом в 8 081 машину. В очередной раз в плюсе Skoda: 4 801 автомобиль – это на 3% больше, чем 4 663 в прошлом ноябре. Поднял нос и Ford: после прекрасного начала года и небольшого спада в начале осени минувший месяц закончился с показателем в 3 822 авто и +7% относительно АППГ. Еще одним «удачником» ноября стала Subaru: пользуясь слабыми показателями прошлого года, марка продемонстрировала целых 45% прироста с 576 проданными машинами против 398.

Оставшиеся игроки, хоть и не могут похвастать улучшением статистики, несколько отыгрались в относительном плане. Nissan, например, довел продажи до 5 998 единиц, что на 18% меньше, чем за АППГ. Chevrolet, как мы уже упоминали, всего на 11% ухудшил результат прошлого года, реализовав 2 725 машин. Еще меньше – 10% – потеряла Mazda с 1 795 авто в активе, а их соотечественники из Suzuki с 312 проданными машинами «просели» вдвое сильнее – на 20%.

Французы из Citroen и Peugeot, продав 270 и 211 машин соответственно, потеряли 14 и 34 процента – итог хоть и не слишком радостный, но все же не столь убойный, как минус 60-70% в иные месяцы. И даже Honda, точно не входящая в число «гиперактивных продажников», практически осталась при своих, продав 188 машин, что лишь на 5% меньше, чем годом ранее.

Откровенно безрадостным результатом можно считать разве что итоги ноября у SsangYong: корейцы вроде бы собирались вывести на рынок новую модель и начать восстанавливать утраченное, однако в реальности это вылилось в 5 проданных машин и -97% относительно АППГ. Впрочем, о них мы еще упомянем позже.

Бюджетный сегмент

В наиболее «народном» сегменте можно отметить успешное выступление крупнейшего отечественного бренда: продажи Lada выросли и в относительном исчислении (на 18%), и в абсолютных цифрах, даже по сравнению с сентябрем-октябрем. Солидные 25 507 выданных покупателям машин вновь довели отрыв от серебряного призера до десяти тысяч единиц.

Выбор авто

Искромет: тест-драйв Hyundai Creta

С обвинительным уклоном Если так, то загореться ей или угаснуть уготовано в отрогах Алтая. Там, где равнина сменяется живописным ущельем, прорезанным бирюзовыми водами реки Катунь, проходит образцово-показательное...

76446 6 11 09.09.2016

Этим серебряным призером столь же ожидаемо стал корейский бренд – на этот раз Hyundai. Чехарда продолжается, и Kia с Hyundai вновь поменялись местами в общем зачете, что, впрочем, нисколько не повлияло на их уверенный отрыв от Renault. Судите сами: оба корейских производителя прибавили по 4% относительно АППГ, но Hyundai продал 15 779 машин, а Kia – 14 651, в то время как французы остановились на отметке в 11 631 автомобиль, хоть это и на 13% больше, чем годом ранее. К слову, вполне очевидно, с помощью чего Hyundai удалось переместиться на второе место: их Creta заняла пятую строчку по объему продаж по моделям, разойдясь тиражом в 4 814 штук. Недурно для автомобиля, которого еще несколько месяцев назад не существовало ни в какой статистике…

УАЗ, похоже, прознал какую-то особую хитрость, позволяющую месяц за месяцем держать продажи в точности теми же, что и год назад. Судите сами: в августе ульяновцы показали результат в +3% относительно АППГ, в сентябре это были +2%, в октябре +1%, а вот теперь, в ноябре, это выход «в ноль» с 4 642 проданными внедорожниками против 4 637 годом ранее. Были у них в этом году, конечно, и более яркие цифры (+50%, например), но даже удержание объемов реализации на прошлогоднем уровне – это достойная статистика, которая, как мы видим, не под силу многим.

Если быть точными, практически никому из оставшихся: Volkswagen, продав 6 973 машины, на 8% отстал от прошлогодних 7 557, Datsun улучшил относительный показатель до -16%, выдав клиентам 1 838 автомобилей, а Ravon с итогом в 420 машин пока выступает куда скромнее, чем раньше, когда в бытность Daewoo год назад реализовал 1 634 автомобиля.

Китайские бренды стараются держать марку, но удается это сделать только двоим. Лидирующий Lifan лишь на 5% отстал от прошлогоднего результата с 1 805 машинами, покинувшими дилерские центры. Chery, бесконечно далеко отстающий от него, напротив, приплюсовал 10% к слабому ноябрю 2015-го, продав 307 автомобилей.

Все остальные «китайцы» не конвертируют амбиции в продажи. Например, потенциал пока не отражается в реализованных автомобилях: в минувшем месяце их было всего 203, что на 80% меньше, чем 1 002 за АППГ. Здесь, правда, вновь стоит отметить, что общемировые продажи марки показывают прямо обратный трюк – в ноябре они опять стали .

Остальные бренды из Поднебесной в ноябре идут плотной группой с продажами в несколько десятков штук: DongFeng реализовал 58 машин (-64% относительно АППГ), Changan – 54 (-41%), FAW – 38, Zotye – 37 (результаты обоих еще не с чем сравнивать), а Brilliance – 29 (-79%). На фоне полного отсутствия продаж у Haima и Great Wall все это может показаться печальным – но мы хорошо знаем, что китайцы сохраняют позитивный настрой несмотря ни на что.

Что мы приобрели

Что мы потеряли

Словно компенсируя недостаток премьер, ноябрь пощадил и модельные ряды автопроизводителей: за прошедший месяц мы лишились лишь пары моделей, отсутствие которых, к тому же, заметят только энтузиасты. Так, в Suzuki распродали остатки кроссоверов Grand Vitara, о прекращении поставок которых сообщалось задолго до этого. Другой японский бренд, Mitsubishi, вывел из оборота гибридную версию кроссовера Outlander, которая носит приставку PHEV. Таким образом, практически «оставшись при своих», мы выходим на декабрьскую финишную прямую, где все же должны увидеть пару-тройку российских премьер.

Вот уже который год профессиональные аналитики в области транспорта ведут учеты и графики продаж автомобилей различных марок по всему земному шару. Такая статистика жизненно важна для мониторинга потребительского спроса, адекватной оценки реализуемости каждой модели и подведения общих итогов сбыта автотранспортных средств за определенный период. Несмотря на стремительно растущий кризис, число автолюбителей с каждым месяцем только увеличивается, что не может не радовать. И хотя машина давно уже не роскошь, а средство передвижения, все больше потребителей предпочитают приобретать модели бизнес-класса, что подтверждается фактами: в первой половине 2016 года продажи премиальных авто, стоимость которых превышает несколько миллионов, увеличились практически на 4%. Подавляющее количество россиян вынуждено обращаться в банк за кредитом, чтобы позволить себе стать владельцем дорог. Это объясняет тот факт, что средняя стоимость автомобилей, которые обрели новых владельцев в России в 2016 году, составила 700-900 тысяч рублей. Наибольшей популярностью неизменно пользуются бренды с мировым именем - Hyundai, Kia, Lada, Renault и некоторые другие. Остановимся на этом поподробнее.

Самые продаваемые автомобили в 2016 году

Прошедший год не удивлял аналитиков автомобильного рынка своей непредсказуемостью. Интрига лидерства держалась вплоть до декабря, поскольку продажа популярных моделей не снижалась, а наоборот, увеличивалась ближе к концу года. Согласно данным Комитета автопроизводителей, только в течение периода с января по май было продано около полумиллиона новых автомобилей, реализация которых осуществлялась через официальных дилеров. Разумеется, это количество неравномерно распределено по областям Российской Федерации: неизменным лидером по количеству приобретенных машин из салонов остается Москва и ближайшее Подмосковье, а вот более удаленные от столицы регионы делают упор на покупку подержанных авто. Несмотря на довольно внушительную цифру, все равно приходится вести речь о падении рынка реализации автомобилей в России в 2016 году, поскольку показатели предыдущего 2015 года, были гораздо более позитивными.

Освещая продажи авто в России 2016 статистика показывает, что за первое полугодие в 2015 году было продано почти на 20% больше автомобилей, чем за такой же промежуток времени в 2016.

Как бы то ни было, уже завершился декабрь, и нелегкий год наконец окончен, что позволяет подвести итоги и проанализировать продажи автомобилей в России (исходя из данных за один месяц):

  1. Лавры победителя после трудной борьбы достались Hyundai Solaris - классическому седану, продажи которого превысили показатели 2015 года: он оказался проданный 8130 раз.
  2. Почетное второе место в топ-10 занимает обновленная модель Kia Rio. Ее маневренность, экономичность, привлекательный внешний вид и достойное наполнение оценили 7018 покупателей, также побив рекорд предыдущего года.
  3. В тройку топ лидеров сумел попасть и отечественный производитель. Lada Granta по-прежнему завоевывает доверие автолюбителей, однако с гораздо меньшим успехом по сравнению с 2015 годом (продажи этого седана снизились практически наполовину).
  4. А вот знаменитый француз Renault Duster наоборот, активно набирает обороты и покоряет рынок: более 4000 единиц обрели новых владельцев в уходящем году, в то время как 2015 год ознаменовался продажей менее чем 3000 штук в месяц.
  5. Уверенно вошел в топ лидеры классический, и вместе с тем неустаревающий Volkswagen Polo. Детище немецкого автопрома приглянулось 3226 людям.
  6. Масштабный прорыв сумел совершить компактный и элегантный кроссовер Toyota RAV4. Если пару лет назад его продажи едва сумели превысить порог 1300 единиц, то в 2016 году за месяц он был приобретен более чем 3000 раз.
  7. На седьмом месте топ рейтинга вновь встречается отечественный автомобиль Lada. Недавнее изобретение российских производителей - модель Vesta, обрела почти 3000 новых хозяев.
  8. Значительно упали продажи новых автомобилей Lada 4x4 - 2600 единиц по сравнению с 3900 за предыдущий период. Очевидно, рынок российского автопрома нуждается в серьезном ребрендинге.
  9. Стабильно держится на уровне 2500 продаж за месяц мощный внедорожник Chevrolet Niva, реализация которого происходит по большей части в областях с труднопроходимыми дорогами.

Менее продаваемый, однако все же популярный российский автомобиль Lada Largus уверенно обретает чуть более 2000 владельцев за 30 дней.

Если суммировать общие показатели продажи новых моделей одного производителя по данным в декабре 2016, получается такая интересная картина:

  • на первое место уже традиционно выходит Lada
  • со значительным отрывом отечественному бренду уступает Hyundai
  • почетное третье место занимает Kia, реализация которого растет с каждым днем
  • c минимальным отрывом от конкурента следует Renault
  • замыкает пятерку продаваемых авто по результатам декабря Toyota

Статистика продаж новых легковых авто в России за 2016 год

Место

Марка

2016 год

2015 год

ГАЗ ком.авт. *

VW ком.авт.*

Mercedes-Benz ком.авт.*

Модели новых легковых автомобилей в России, которые пользовались наибольшим спросом покупателей в 2016 году

Место

Модель

2016 год

2015 год

Skoda Octavia A7

Что ожидает в дальнейшем рынок автомобилей?

Как мы можем видеть, динамика продаж изменяется буквально с каждым днем, однако существенных изменений в первой десятке лидеров обычно не наблюдается. Поразительным остается тот факт, что изделия китайского автопрома мало пользуются спросом у граждан РФ. Очевидно, это объясняется недоверительным отношением россиян к технологии производства жителей Поднебесной. Хотя стоит заметить, что большинство моделей отличаются достаточно конкурентоспособными техническими характеристиками, и при этом стоят относительно дешево по сравнению с популярными корейскими, французскими и немецкими вариантами. На какие же изделия неизменно растет рыночный спрос? Судя по тенденции ушедшего года, будущее за корейскими производителями и отечественными марками. Однако стоит заметить, что предпочтение автолюбители отдают все-таки зарубежным изделиям, что объясняется их надежностью и доступностью, в то время как марки вроде Lada обладают в большей мере только вторым показателем. Это серьезный повод для размышлений изготовителям российских авто: совершая столь дорогостоящую покупку, клиент вправе рассчитывать на хорошее качество сборки, долговечность и мощность, что на данный момент, к сожалению, в отечественных машинах практически отсутствует.

Очередной ушедший месяц принес новый рекорд продаж на кризисном рынке. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре реализовано 152 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Таких результатов в России не было с 2014 года, после которого рынок обрушился практически вдвое. Хотя до былых, докризисных показателей еще очень далеко, ведь тогда ежемесячно расходилось по 200-220 тысяч машин. Всего за одиннадцать месяцев этого года продано 1 млн 430 тысяч новых автомобилей против 1 млн 280 тысяч за тот же период 2016-го - спрос вырос на 11,7%.

Основную прибавку дают лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 6 до 24%, и только Toyota почти весь год не может компенсировать небольшое проседание спроса. Между тем к концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru и Chery, а Mercedes и Suzuki сумели хотя бы выровнять спрос и в итоге достичь прошлогодних результатов. А самое глубокое падение среди крупных игроков рынка у марок УАЗ и Audi: на 13 и 19% соответственно.

Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.

Рейтинг моделей по-прежнему возглавляет Kia Rio (90,5 тысячи машин за одиннадцать месяцев), однако осенью продажи начали проседать, ведь запасы автомобилей прошлого поколения заканчиваются, а новые дороже. В тройку лидеров также входят Лада Гранта (83 тысячи) и Веста (69 тысяч), но если спрос на Весту растет, то Гранта к концу года снова начала терять рынок: в ноябре продано 7474 машины против 8516 в том же месяце прошлого года. Среди кроссоверов привычно лидирует Hyundai Creta: 49 тысяч автомобилей и пятое место абсолютного рейтинга.

Сейчас уже понятно, что 2017 год российский рынок закончит с результатом чуть менее 1,6 млн проданных новых машин и ростом на 12%. На фоне предыдущих двух лет это, безусловно, хороший результат, однако радоваться рано, ведь в лучшие годы спрос достигал 2,9 млн автомобилей.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-ноябре 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)

Марка 11 мес. 2017 года, шт. 11 мес. 2016 года, шт. Динамика
Лада 279008 238666 +17%
Kia 168736 136374 +24%
Hyundai 142950 131246 +9%
Renault 122127 103463 +18%
Volkswagen 85263 72172 +18%
Toyota 83353 84151 –1 %
Nissan 67501 63522 +6%
Skoda 56297 50370 +12%
ГАЗ 51904 48286 +7%
Ford 44655 38362 +16%
Mercedes-Benz 39358 39426 0 %
УАЗ 37488 42939 –13 %
Chevrolet 28596 27228 +5%
BMW 27227 25169 +8%
Mazda 22857 19249 +19%
Datsun 21656 15983 +35%
Lexus 20982 21608 –3%
Mitsubishi 20619 15496 +33%
Audi 15426 19059 –19 %
Lifan 14844 15640 –5%
Ravon/Daewoo 12978 9886 +31%
Land Rover 8092 8337 –3%
Volvo 5934 4937 +20%
Chery 5296 4469 +19%
Subaru 5279 5051 +5%
Infiniti 4568 4092 +12%
Peugeot 4331 3264 +33%
Suzuki 4215 4201 0%
Porsche 3984 4304 –7%
Citroen 3940 3515 +12%
Fiat 2055 1935 +6%
Geely 2041 4222 –52%
Jaguar 2016 1794 +12%
Honda 1902 1438 +32%
Haval 1693 нет данных нет данных
Mini 1441 1231 +17%
Changan 1278 503 +154%
Cadillac 1241 1121 +11%
Jeep 1182 1131 +5%
Genesis 924 32 -*
Zotye 897 264 -**
smart 852 552 +54%
Dongfeng 716 1088 –34 %
Isuzu 638 495 +29 %
FAW 509 773 –34 %
Foton 462 58 +697%
IVECO 387 475 –19%
Brilliance 193 843 –77%
SsangYong 116 1139 –90%
BAW 91 157 –42%
Hawtai 91 нет данных нет данных
Chrysler 8 28 –71%
Alfa Romeo 0 100 -
Acura 0 163 -
Haima 0 114 -
* Продажи начались в октябре 2016 года
** Продажи начались в марте 2016 года

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе-ноябре 2017 года (в сравнении с тем же периодом 2016 года)

Модель 11 мес. 2017 года, шт. 11 мес. 2016 года, шт. Динамика
Kia Rio 90491 79633 +14%
Лада Гранта 83384 78953 +6%
Лада Веста 69336 48160 +44%
Hyundai Solaris 63673 82338 –23 %
Hyundai Creta 49406 17927 -*
Volkswagen Polo 42994 43390 –1%
Renault Duster 39012 40105 –3%
Лада Ларгус 30090 26460 +14%
Toyota RAV4 29740 28445 +5%
Лада XRAY 29583 17299 -**
Chevrolet Niva 27796 26727 +4%
Renault Kaptur 27746 10216 -***
Renault Logan 27306 26541 +3%
Renault Sandero 27277 25524 +7%
Skoda Rapid 26648 23458 +14%
Лада 4х4 25936 24720 +5%
Toyota Camry 25288 25535 –1%
Volkswagen Tiguan 24383 9029 +170%
Kia Sportage 22431 17264 +30%
Skoda Octavia 20594 19719 +4%
Лада Калина 18166 19238 –6%
Nissan X-Trail 18127 16310 +11%
Nissan Qashqai 17856 16892 +6%
Datsun on-DO 17343 12046 +44%
Mazda CX-5 16715 14008 +19%
* Продажи начались в августе 2016 года
** Продажи начались в феврале 2016 года
*** Продажи начались в июне 2016 года