Когда пора менять сцепление. Как определить, что пора менять сцепление

В автомобиле есть множество узлов, от исправной работы которых зависит возможность транспортного средства двигаться в том направлении, которое нужно водителю.

Одну из самых важных ролей в работе машины играет сцепление. К сожалению, производители автомобилей не указывают его ресурс в многостраничных мануалах. Подобное положение вещей объясняется не халатностью, а банальной невозможностью указать данный параметр.

Дело в том, что на срок работы сцепления влияет множество факторов, и их все учесть невозможно. Самым важным является режим эксплуатации. Также огромное влияние оказывает способ переключения. Неудивительно, что практически каждый водитель задаётся вопросом, как проверить эту деталь?

Как работает сцепление


Чтобы узнать, как проверить сцепление, необходимо разобраться в принципе работы этой детали. К счастью, здесь ничего сложного нет. Когда водитель нажимает на педаль, то происходит сцепка. Она идёт от маховика и доходит до полуосей, которые отвечают за вращение колёс. Посредническим звеном является коробка передач и редуктор.

Как видите, работа сцепления обеспечивается целым рядом основоположных узлов, без которых невозможно нормальное функционирование транспортного средства. Именно поэтому так важно его вовремя проверить и при необходимости осуществить ремонтные работы.

Внимание! Даже небольшой сбой в работе сцепления может негативно сказаться на сроке эксплуатации трансмиссии.

Как проверить сцепление

Проверка с использованием измерительного калибра

Есть несколько основных методик, которые дают возможность ответить на вопрос, как проверить сцепление на машине. Основная оценочная методика базируется на использовании современного измерительного оборудования. Точнее, вам потребуется измерительный калибр.

Плюс первой методики заключается в том, что она не требует полного демонтажа сцепления. Его можно проверить на подъёмнике. Конечно, это займёт немало времени, но результат будет более, чем достоверным.

Если же у вас нет доступа к подъёмнику или специальному оборудованию, то есть альтернативные методики проверки. Они отличаются меньшей надёжностью, но позволяют установить приблизительное состояние этого узла.


Проверка на износ без специального оборудования при проскальзывании

Само собой, проверка проводится только при наличии определённых предпосылок. Мало того, сама методика диагностики кардинально отличается в зависимости от характера неисправности. Для наглядности рассмотрим ситуацию, когда сцепление начинает проскальзывать. В таком случае алгоритм проверки будет следующим:

  1. Поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Активируйте двигатель.
  3. Включите третью или четвёртую передачу.
  4. Выжмите сцепление и вдавите педаль газа.

Если двигатель заглохнет, значит нужно менять диск сцепления, так как он слишком изношен. Но результат такой проверки будет точным только в том случае, если ручной тормоз отрегулирован должным образом.

Проверяем на пробуксовку

Есть метод, который позволяет проверить, не пробуксовывает ли сцепление. Для этого необходимо всего лишь внимательно следить за поведением автомобиля во время езды. Плохой разгон, запах гари, медленный въезд на подъёмы и падение скоростных показателей свидетельствуют о пробуксовке.

Что если сцепление «ведёт»

В некоторых случаях сцепление начинает «вести». Обычно подобный эффект сопровождается трудностью в переключении передач, также возможны посторонние шумы и неприятные звуки. В таком случае алгоритм тестирования узла имеет свои особенности:

Если при включении передачи нужно прикладывать слишком большое усилие и слышны странные звуки, это значит, что диск не отцепляется от маховика. Чтобы избавиться от этого дефекта нужно прокачать гидравлику. Также понадобится отрегулировать соответствующую педаль. В конце процедуры необходимо ещё раз всё проверить.

Дополнительные методы


В действительности автомобилистами был придуман целый ряд способов, позволяющих проверить данную деталь.

  1. Можно проверить расстояние от пола до педали при включённой и выключенной муфте. Рабочий ход не должен превышать 146 мм.
  2. Во время езды дойдите до третей передачи и отожмите резко педаль газа. Диссонанс между ускорением и количеством оборотов будет признаком неисправности.
  3. Невозможность включить передачу означает полный выход узла из строя.

Эти методы помогут вам проверить работоспособность узла, а при необходимости осуществить ремонт.

Как видите, проверить сцепление не так уж и сложно. Мало того, для этого необязательно ехать в сервисный центр. Достаточно просто в определённой последовательности осуществить ряд простых манипуляций.

Как проверить диски сцепления на износ показано на видео:

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Каждого из нас всегда беспокоит вопрос о том, сколько прослужит та или иная деталь или система автомобиля. Это естественно. Особенно с учетом качества некоторых изделий, «мастерства» работников и т.д.

В полной мере этот вопрос касается и сцепления авто. Очень часто на форумах автомобилистов звучит непраздный вопрос о том, когда менять сцепление, и как узнать, что время для его замены уже подошло. Вот и попробуем вместе разобраться, какой на самом деле срок службы сцепления, и есть ли он вообще.

Существует ли определенный ресурс сцепления

Расстроитесь вы или нет, когда узнаете о том, что производитель не указывает конкретные цифры по сроку службы сцепления. Если, например, в тормозной системе, четко указано, что должна быть такой-то, то почему же это неприменимо к сцеплению.

Дело в том, что износ сцепления зависит от многих причин, и в первую очередь, конечно же, от того, как водитель производит , и в каком режиме эксплуатирует сцепление.

И, хотя толщина диска сцепления не может быть измерена, так же, как толщина тормозного диска штангенциркулем, способы измерения существуют. Их два.

  • первый способ измерения толщины диска сцепления - специальным измерительным калибром. Этот способ не требует демонтажа сцепления, производится на подъёмнике. Но, вы вряд ли будете им пользоваться.
  • второй способ более простой в исполнении, и позволяет определить износ диска сцепления для того, чтобы произвести его замену. Замена ведомого диска – это процедура предусмотренная производителем, т.к. ведомый диск - деталь расходная. Проверка производится следующим образом: при запущенном двигателе нужно включить высшую передачу, прогазовать и, если автомобиль не заглох, то это означает то, что ведомый диск изношен и требует замены. Нужно помнить, что подобная проверка толщины диска сцепления не является технологически правильной, но она эффективна, и позволяет предельно точно определить состояние диска.

Как уже говорилось, ресурс любого сцепления определяется условиями его эксплуатации. Не вдаваясь в технические подробности взаимодействия деталей сцепления, вы должны понимать, что в основном ресурс сцепления и скорость износа дисков, зависит только от водителя.

Сцепление одного и того же качества и производителя, одному водителю может прослужить 5000 км., а другому все 100 тыс. Участие в драг - гонках, частое пробуксовывание, резкое трогание с места на больших оборотах, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная установка и – всё это сокращает ресурс работы сцепления.

Проверка сцепления производится уже отработанными и надёжными народными способами, и только ими. Естественно, помимо разборки сцепления. Речь идет о том, как вы самостоятельно можете проверить сцепление своего авто, и после этого принять решение, нужна ли вам более глубокая диагностика с демонтажом механизма сцепления.

Итак, приступим к проверке сцепления по основным пунктам.

Проскальзывание сцепления. Т.е. вновь речь идет об износе ведомого диска, когда он в полном объёме не прижимается к маховику, что означает – полное сцепление отсутствует.

  • автомобиль ставим на ручной тормоз и запускаем двигатель;
  • включить повышенную передачу: 3-ю или 4-ю;
  • медленно выжимаем сцепление и «даём» газ;
  • при двигатель авто должен заглохнуть. Если этого не произошло, то пора думать о замене диска сцепления.

«Ведёт» сцепление , т.е. оно полностью не выключается. Эта неисправность сопровождается трудным переключением передач, либо при переключении передач. И здесь вряд ли виновата. Проверяем сцепление.

  • двигатель работает на холостых оборотах;
  • выжимаем педаль сцепления полностью и включаем первую либо заднюю передачу;
  • если передача включается с нехарактерным усилием, и при этом вы слышите посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика, т.е. сцепление «ведет»;
  • нужно прокачать гидравлику и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
  • провести проверку ещё раз, если ничего не изменилось, то пора ехать в автосервис для более глубокой диагностики сцепления.

Такими нехитрыми методами вы можете самостоятельно провести проверку сцепления ещё до того, как оно откажет в самый неподходящий момент. Своевременная диагностика, а ещё лучше – правильная эксплуатация, позволит увеличить ресурс сцепления, или вовремя принять меры к устранению неисправностей.

Удачи вам на дорогах.

При покупке автомобиля трудно продиагностировать сцепление, если оно, конечно не убито в хлам, и это видно даже не вооруженным взглядом. И сознание того, что оно все-таки потихонечку умирает, приходит несколько позже, после того, как прошла эйфория от покупки недорогой и замечательной иномарки, и ты начинаешь выискивать в ней недостатки. И мысли о замене сцепления приходят тогда, когда на машине с ручной коробкой передач (с мешалкой, на ручке) с трудом включаются первая и задняя передача, а на 4й передаче даешь газу, скорость набирается не пропорционально оборотам двигателя. А иногда задняя, втыкается только после того, как включишь 1ю. передачу. То это повод к покупке комплекта сцепления. Если на это забить- то через некоторое время, включить передачу можно будет только на заглушенном моторе. И выглядеть это будет так: Заводите мотор, выжимаете сцепление, пытаетесь включить передачу, слышите продолжительный хруст коробки. После хруста автомобиль дергается вперед, и передача включена, или коробка продолжает хрустеть, так и не включив передачу. Если включить не удалось- то глушится мотор, с легкостью включается передача, опять заводится мотор, и можно ехать. Менять сцепление надо в комплекте: диск сцепления, корзина и выжимной подшипник. Почему комплекта, а не одного диска? Обосную: диск меняют обычно на продажу, через некоторое время, если не поменяли выжимной, он может заклинить, или развалиться, и начнет разрушаться корзина, и тогда операцию по замене сцепление придется проводить еще раз. Продавцу будет уже без разницы, а деньги за работу и запчасти будете платить вы. При замене еще желательно купить задний сальник коленвала (все равно коробку снимать), и сальники приводов(если они старые - они могут потом потечь). Первичный сальник вала КПП течет крайне редко.

Почему менять корзину сцепления , ведь она выглядит как новая? Но как новая, она только выглядит, если внимательно посмотреть на лапки корзины, то видно, что они находятся на разной высоте, значит, корзина уже не работает нормально, и могут возникать трудности при переключении передач, из-за не полного выключения сцепления. На лапки желательно обратить внимание еще при покупке корзины, если они кривые, и на разной высоте, то лучше взять другую корзину. Сверху на лапках видны следы от выжимного подшипника, это то место, куда упирается выжимной подшипник, и по которому отрезаются кончики лапок, когда он клинит.

Правда это происходит не быстро, подшипник сначала начинает шуметь, потом свистеть, а только потом грызть металл. А если рабочая часть корзины посинела, то это значит, на машине хорошо зажигали, или учились ездить. Если корзину не менять, бывает что она ходит два диска сцепления, а то и три, то спросите себя а, сколько дисков сцепления уже было? И приготовьте немного денег, чтобы вынужденная замена корзины не застала ваши финансы врасплох, и машина не стояла, в то время, пока вы ищете корзину в ближайшем гастрономе.

Диск сцепления - это понятно. Просто несколько фотографий для наглядности, зачем его надо менять.

Выжимной — смотреть там не на что, надо покрутить сам ролик, если шумит — то менять, если еще не шумит, то все равно менять, может зашуметь, и заклинить потом. Надо еще проверить свободу хода привода (вилки) сцепления, если заедает — устранить.

По поводу сальников: пока из заднего сальника коленвала масло не течет как из крана, страшного ничего нет, надо не забывать подливать масло в двигатель. Кроме дополнительного антикора днища и моторного щита ничего не будет. А вот если масло будет попадать на резиновые сайлент-блоки, или другие не маслостойкие резинки, то придется их менять, а это уже незапланированный ремонт подвески. С сальниками приводов - тоже самое, только масло надо проверять в самой коробке, что не совсем удобно, ведь в ней нет щупа, а каждый раз отворачивать пробу - не совсем удобно.

Последствия утечки масла - выход из строя коробки. За одно, если требуется, можно поменять и пыльники ШРУСов, или смазку в них, когда они вынуты, это сделать легче.

Ну и наглядный пример, из жизни. Вот это сцепление, снятое с машины, которое немного буксовало и брало практически в самом верху. Если смотреть так — то все нормально.

А если заглянуть изнутри, то мы видим конкретно убитое сцепление. Меняли весь комплект сразу, и человеку не пришлось бегать за корзиной. Все равно не определишь ничего, пока не снимешь коробку. Рассмотрим повнимательнее. Благо что износилась та сторона диска, которая прижимается к корзине, в противном случае пришлось бы решать проблемы с маховиком, а таких засад обычно никто не ожидает. Демпферы диска тоже целые, значит машина была не у стритрейсера.

А вот то, что докатали до износа заклепок, это плохо, это приводит к замене корзины. Просто раньше делали качественно, и корзина спокойно выхаживала два диска, а потом ее меняли. В наше время все изменилось. Даже демпферы на диске стали делать из резины, так что корзину менять по любому, не зависимо от состояния. Повторяю, благо что износ повредил корзину а не маховик. Ну а в остальном тут больше нечего смотреть, все меняется и машина едет хорошо. Вот только непривычно что сцепление хватает в самом начале, а не в конце хода педали, на самом верху.

Совсем забыл написать как удостовериться что пора менять сцепление, пока не поздно.
Обычно, если ездишь на одной машине долго, сам понимаешь что сцепление схватывает уже выше чем раньше, и приходится меньше выжимать педаль сцепления, чтобы включить передачу. На ТАЗиках можно подрегулировать трос сцепления или длину штока, ну сделаны они так, что машина требует постоянного внимания! Когда пределы регулировки кончаются, то идет замена.

На японцах обычно обычно все сделано хорошо, и не требует регулировок, там стоит гидропривод, который делает все сам. И если сцепление буксует, то ничего не поможет, только замена, или Кулибин, который удлинит шток рабочего цилиндра. Выяснить что сцепление пора менять просто: Разгоняетесь до 60 кмч, включаете 4ю передачу, и давите педаль газа в пол. Смотрите на приборы и сравниваете пропорционально ли двигаются стрелки спидометра и тахометра. Если пропорционально- значит еще не все плохо. Если тахометр тахометр двигается быстрее чем обычно, а скорость при этом не увеличивается — то баста, сцепление наелось. Для тех кто не понял — при нормальном сцеплении двигатель захлебывается и с натугой начинает разгонять автомобиль. При дохлом- мотор резво развивает обороты, а машина при этом медленно разгоняется. После замены сцепления можете проверить это еще раз. и увидите результат.

Вопрос о износе сцепления может волновать только владельцев автомобилей с механической коробкой передач, и мы предлагаем вам несколько способов как узнать, что сцепление скоро необходимо будет менять.

Первый способ измерения толщины диска сцепления - специальным измерительным калибром. Этот способ не требует демонтажа сцепления, производится на подъёмнике. Но, вы вряд ли будете им пользоваться.

Второй способ более простой в исполнении, и позволяет определить износ диска сцепления для того, чтобы произвести его замену. Замена ведомого диска – это процедура предусмотренная производителем, т.к. ведомый диск - деталь расходная. Проверка производится следующим образом: при запущенном двигателе нужно включить высшую передачу, прогазовать и, если автомобиль не заглох, то это означает то, что ведомый диск изношен и требует замены. Нужно помнить, что подобная проверка толщины диска сцепления не является технологически правильной, но она эффективна, и позволяет предельно точно определить состояние диска.

Как уже говорилось, ресурс любого сцепления определяется условиями его эксплуатации. Не вдаваясь в технические подробности взаимодействия деталей сцепления, вы должны понимать, что в основном ресурс сцепления и скорость износа дисков, зависит только от водителя.

Сцепление одного и того же качества и производителя, одному водителю может прослужить 5000 км., а другому все 100 тыс. Участие в драг - гонках, частое пробуксовывание, резкое трогание с места на больших оборотах, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная установка и регулировка сцепления – всё это сокращает ресурс работы сцепления.

Как проверить сцепление?

Проверка сцепления производится уже отработанными и надёжными народными способами, и только ими. Естественно, помимо разборки сцепления. Речь идет о том, как вы самостоятельно можете проверить сцепление своего авто, и после этого принять решение, нужна ли вам более глубокая диагностика с демонтажом механизма сцепления.

Итак, приступим к проверке сцепления по основным пунктам.

Проскальзывание сцепления. Т.е. вновь речь идет об износе ведомого диска, когда он в полном объёме не прижимается к маховику, что означает – полное сцепление отсутствует.

автомобиль ставим на ручной тормоз и запускаем двигатель;
включить повышенную передачу: 3-ю или 4-ю;
медленно выжимаем сцепление и «даём» газ;
при отрегулированном ручном тормозе двигатель авто должен заглохнуть. Если этого не произошло, то пора думать о замене диска сцепления.
«Ведёт» сцепление, т.е. оно полностью не выключается. Эта неисправность сопровождается трудным переключением передач, либо посторонними шумами и звуками при переключении передач. И коробка переключения передач здесь вряд ли виновата. Проверяем сцепление.

Двигатель работает на холостых оборотах;
- выжимаем педаль сцепления полностью и включаем первую либо заднюю передачу;
- если передача включается с нехарактерным усилием, и при этом вы слышите посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика, т.е. сцепление «ведет»;
- нужно прокачать гидравлику и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
- провести проверку ещё раз, если ничего не изменилось, то пора ехать в автосервис для более глубокой диагностики сцепления.

Такими нехитрыми методами вы можете самостоятельно провести проверку сцепления ещё до того, как оно откажет в самый неподходящий момент. Своевременная диагностика, а ещё лучше – правильная эксплуатация, позволит увеличить ресурс сцепления, или вовремя принять меры к устранению неисправностей.

Удачи вам на дорогах.

Сцепление автомобиля – достаточно серьёзный и важный узел, который требует периодического ремонта, или же замены. Эксплуатировать автомобиль, который имеет неисправное сцепление – не безопасно. Это может привести как к более объемным финансовым затратам, так и к ДТП, вовсе. Поэтому, рекомендуем не игнорировать ремонт данного узла, а уделять повышенное внимание его состоянию.

Для начала, мы поговорим о том, как узнать когда менять сцепление, какие признаки указывают на неисправность. Прежде всего, проверить исправность сцепления, можно путём нажатия на педаль. При неисправном сцеплении будет слышен характерный скрип. Нужно убедиться, что скрип происходит именно от педали, а не от ковриков, или, к примеру, пластиковых панелей. Кроме того, к скрипу можем добавить и подергивание педали. Если такое в вашем автомобиле замечается, то лучше не затягивать со временем и обратиться в автосервис. Более явным признаком является запах горелой пластмассы в салоне. Не заметить его или с чем-либо напутать – не возможно, однако следует взять во внимание то, что когда появится запах, сцепление способно выйти из строя в течение нескольких километров. Поэтому, лучше сразу же его заменить на станции технического обслуживания, или же, если есть такая возможность, сделать работу своими руками.

Пора менять

Вы поймете, когда нужно менять сцепление, по затруднительному выжиманию педали и «тугому» переключению передач. Главным образом, тяжело станут включаться первая и задняя скорость. В дальнейшем, переключение скоростей вообще станет невозможным, поэтому, лучше не запускать проблему до такого этапа.

Если же все признаки указывают на то, что пора менять сцепление, советуем в ближайшее время заняться ремонтом. Как уже говорилось, есть 2 выхода: ремонтировать автомобиль самому, или же предоставить это дело мастерам автосервиса. Если же вы знаете принцип работы этого агрегата, у вас есть все необходимые условия для его ремонта, можно отремонтировать сцепление своими руками, сэкономив деньги, да и сделав качественнее, чем на СТО.

Говоря про процесс ремонта, важно отметить, что замена сцепления гораздо тяжелее на переднеприводных автомобилях, чем на заднеприводных. К тому же, в зависимости от марки, этот агрегат может иметь свои конструктивные особенности, что способно вызвать дополнительные трудности. Проще всего менять сцепление на подъемнике, но если такового нет, вполне подойдет и домкрат.

Процесс замены

Описывая сам процесс ремонта, отметим то, что предварительно нужно отсоединить клеммы аккумулятора, а также гидравлический цилиндр. После этого автомобиль нужно поднять, а под него подставить ёмкость, куда может потечь трансмиссионная жидкость. Следующим этапом является отключение электрики от трансмиссии, а также снятие стартера. Открутив все крепления трансмиссии, необходимо снять её, чтобы убедиться в исправности маховика и подшипников. Если были выявлены повреждения, нужно заменить детали на новые. К слову, все детали сцепления, которые будут вами сниматься, лучше проверять на целостность и пригодность к использованию.

Настраиваем новое сцепление

После того, как было поставлено новое сцепление, необходимо правильно его настроить, так как если этого не сделать, поставить трансмиссию будет не возможно. В обратной последовательности осуществите сборку всех агрегатов. Самым трудным процессом будет установка трансмиссии. Так как она имеет не малый вес, обзаведитесь помощником, который будет поддерживать её. Процесс установки трансмиссии довольно длительный и трудоемкий, поэтому, заранее обзаведитесь терпением и должным вниманием.

Определенные нюансы есть в установке гидравлического сцепления. После сборки, его ещё необходимо прокачивать, чтобы удалить весь воздух из системы. Внимательно следите, чтобы по уровню была жидкость, при необходимости, долейте.

После того, как сцепление было заменено на новое, тщательно нужно проверить работоспособность узла. Сперва, просто выжимайте педаль, затем, переключайте передачи. В дальнейшем, испытайте автомобиль на ходу и, если проблем не возникло, можно нормально эксплуатировать своего железного коня.

Таким образом, нами были рассмотрены основные признаки того, что сцепление нуждается в замене, а также процесс ремонта этого узла. Важно ещё раз напомнить то, что ремонтировать сцепление собственными руками можно только в том случае, если вы обладаете достаточным опытом для проделывания подобной работы. Если же вы сомневаетесь в своих силах, лучше предоставить работу специалистам, так как самому можно натворить немало проблем. В завершении, хотелось бы отметить, что если уже проявляются признаки, которые свидетельствуют о том, что пора менять сцепление, не затягивайте. В противном случае, ваш автомобиль не способен будет передвигаться, и доставить его до станции технического обслуживания можно будет только на эвакуаторе.