Зачем нужен эра глонасс на легковые автомобили. Что такое глонасс в автомобиле

С 1 января 2017 года запретили ввозить в Россию новые легковые и грузовые автомобили без системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Ее установка обязательна в РФ и странах Евразийского экономического союза.

Если произошло ДТП или другая чрезвычайная ситуация, система подаст сигнал тревоги, отметит координаты, оператор колл-центра направит на место экстренные службы.

Также подать сигнал тревоги по системе можно вручную. Узнаем, сколько стоит «ЭРА-ГЛОНАСС», где можно установить аппаратуру .

О системе

«ЭРА-ГЛОНАСС» - российская государственная система экстренного реагирования при авариях и других ЧС . С начала 2017 года абонентские терминалы устанавливают на все транспортные средства, которые ввозят в Российскую Федерацию.

Внедрение «ЭРЫ-ГЛОНАСС» должно привести к сокращению времени реагирования на аварии. Это должно снизить уровень смертности и травм на дорогах, а также повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

Модуль системы состоит из акселерометра, гироскопа, дымоуловителя, датчика подушек безопасности, спутниковой системы слежения, кнопки экстренной связи, динамика, микрофона, автономного источника питания.

Основной для системы «ЭРА-ГЛОНАСС» послужил «ГЛОНАСС» - это комплекс спутников, которые отслеживают местоположение по аналогии с GPS.

Видео: Система ЭРА ГЛОНАСС

Информацию передают в диспетчерский центр по выделенному каналу связи. Но система работает только в зоне действия сотовых сетей.

В момент столкновения сигнал поступит на пульт дежурного, который осведомится о произошедшем и вызовет машину «Скорой помощи», если ответ получен не был. С помощью спутника можно определить местонахождение автомобиля, точность - 15 метров.

Устройство будет пребывать в спящем режиме до момента срабатывания. Номер сим-карты с каждого из модулей должен быть вписан в паспорт ТС.

После того, как будет получен сигнал, автоматически сформируется «карточка ДТП», в ней уже будет вписан номер машины и фамилия водителя.

Вызвать помощь можно вручную - нажать специальную кнопку SOS . Если оператор контакт-центра уточнит детали происшествия и не получит подтверждения, то сразу направит спасателей, скорую помощь, ГИБДД.

Российская система должна синхронизироваться с европейским аналогом eCall. Отечественная система функционирует даже тогда, когда купленная в России машина будет находиться на территории Европы.

Рассматривают возможность предоставления полиции возможности дистанционного отключения двигателя транспортного средства и автоматическую фиксацию выезда на встречную полосу движения.

Растаможка

После выбора подходящего автотранспортного средства автовладелец осуществляет следующие действия, необходимые для перевозки и документального оформления приобретения:

  • ввоз машины в РФ;
  • таможенное оформление;
  • установка системы;
  • получение паспорта ТС;
  • постановка на учет в ГИБДД.

Паспорт ТС выдается только после получения свидетельства о безопасности конструкции ТС и копии договора на приобретенный терминал. СБКТС - документ, который предоставляют в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины.

Экспертиза проводится в аккредитованной экспертной лаборатории. Там проверяются документы, проводится техническая экспертиза на соответствие требованиям технического регламента.

Узнаем, сколько стоит поставить на автомобиль «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2019 году.

Стоимость

В стоимость входят оборудование, накладные расходы. Цена «ЭРЫ-ГЛОНАСС» с установкой составляет около 22 тысяч рублей для одного автотранспортного средства.

  • идентификация в системе - 950 рублей;
  • установка устройства для вызова экстренных служб - 18950 рублей.

С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.

Для автовладельцев услуги системы бесплатны, и таковыми должны оставаться все время эксплуатации автотранспортного средства, который оборудован терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС».

Установка

Установка осуществляется на:

  • на новые автотранспортные средства, которые импортируют в Россию: на конвейерах автопроизводителей вне РФ;
  • на новые авто, которые производят в России: на конвейерах российских автопроизводителей;
  • для поддержанных транспортных средств, которые ввезли в РФ после 1 января 2017 года, и с момента их выпуска прошло менее 30 лет;
  • для поддержанных машин, которые были проданы в РФ ранее 1 января 2017 года, на добровольной основе.

Терминал, который удовлетворяет требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных ТС» (это подтверждается сертификатом соответствия) устанавливают на автотранспортное средство перед выпуском его в обращение автопроизводителем на автопроизводстве. Или дилером при предпродажной подготовке.

Система выбирается автопроизводителем или автодилером самостоятельно . Без установки системы подразделения ФТС не осуществляют выдачу паспорта ТС на автомобиль, а без ПТС нельзя поставить его на учет в ГИБДД.

Где установить «ЭРУ-ГЛОНАСС»? Собственными силами выполнить это не получится, так как установкой должен заниматься только сертифицированный установочный центр.

После завершения установки владелец автомобиля должен предоставить документы о наличии терминала в машине в сертифицированную лабораторию, занимающуюся выдачей свидетельств о безопасности системы, получить паспорт автотранспортного средства. В свидетельстве прописывается id устройства .

Для сертификации оборудования на серийный автомобиль нужно провести несколько краш-тестов на различные типы ударов нескольких машин.

Такая дорогостоящая необходимость связана с проверкой калибровки система: каждый элемент силовой структуры кузова замедляется, деформируется индивидуально. Датчики «ЭРА-ГЛОНАСС» калибруются по-разному для каждой модели .

Из-за процедуры сертификации стоимость самого автомобиля повышается. Но человеческая жизнь бесценна, и быстрое прибытие спасателей и врачей помогает сохранить множество жизней.

Установить «ГЛОНАСС» бесплатно, к сожалению, тоже не получится, цена рассчитывается отдельно от модуля системы. Стоимость установки составляет около пяти тысяч рублей, в каждом центре своя цена.

Устанавливают модуль, кнопку вызова, настраивают работу системы. На работу уходит около получаса.

В целом, цена за систему и ее установку составляет около 20-30 тысяч рублей . На Дальнем Востоке установить систему могут около 15 авторизованных фирм, а продать всего две компании. Поэтому собираются большие очереди.

Установка системы на поддержанные автомобили тоже осуществляется. Но «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует только в ручном режиме. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине.

Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.

Производят аппаратуру «ЭРА-ГЛОНАСС» множество крупных компаний:

  • российские («Сантэл-Навигация», «СпейсТим», «Форт Телеком»);
  • зарубежные (Continental, Denso, Valeo) а также множество других.

Со списком производителей можно ознакомиться по ссылке: http://glonassunion.ru/era-glonass/facilities .

Также создатели «ЭРА-ГЛОНАСС» планируют запустить еще ряд услуг (что-то уже запущено):

  • помощь в запуске двигателя;
  • выезд техпомощи для организации мелких ремонтных работ на дороге;
  • выездной шиномонтаж;
  • эвакуация автотранспортного средства;
  • гарантийная эвакуация автотранспортного средства;
  • подвоз топлива;
  • аварийный комиссар;
  • удаленный технический консультант;
  • круглосуточная справка.

Компания принимает активное участие в «ЭРА-ГЛОНАСС». Занимается проведением технической экспертизы, разработкой и производством бортового устройства вызова экстренных служб, системы коммерческих телематических сервисов на базе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Также на сайте заявлено, что оборудование прошло официальную сертификацию на соответствие требованиям вышеупомянутого Технического регламента Таможенного союза.

ЭРА-ГЛОНАСС – крупнейший проект государственного значения . Он позволяет экстренным службам реагировать в кратчайшие сроки и максимально быстро прибывать на место происшествия. Такая система позволит сократить смертность и травматизм водителей и их пассажиров при ДТП.

Продажей и установкой оборудования занимаются несколько компаний, и оставить заявку на приобретение системы довольно просто.

Если Вы желаете установить «ЭРА-ГЛОНАСС» на свой автомобиль, услуга обойдется примерно в 25 000 рублей . Это неточная сумма, так как стоимость зависит от региона, наличия или отсутствия дополнительных услуг.

Перед выбором компании удостоверьтесь, что она является специализированным установочным центром, а также аккредитована на данный вид деятельности.

Отметка об установке аппаратуры вносится в ПТС, а выдача документа означает выпуск транспортного средства в свободное обращение на рынке Таможенного Союза. Оборудование должно отвечать всем необходимым требованиям.

Вас заинтересует:


19 Comments

    Почему — то умалчивается цена абонентской платы сотовому оператору. И вообще большой вопрос — справятся ли поставщики сот. связи с таким объёмом передаваемой информации?

    простите за мат, но я всё же выскажусь, какой к черту глонас? эти жирные ублюдки уже не знаю как деньги с водителей содрать, 25 000 руб за какую ту хрень отдавать которая 99% работать не будет......у меня нива старенькая, стоит дешевле чем эту хуиту ставить...посмотреть бы в лицо этому чиновнику, который придумал это.

      • Вообще то, со спутника передаются сигналы по которым определяется скорость и положение объекта. А передаются данные о скорости именно по каналам сотовой связи.

  • .ююЭто уже опробованный трюк. Как с браслетами для домашнего ареста. Они тоже нехрена не работают. Их перед проверками из одной области в другую возят, для показухи, что мол у нас этого барахла дохрена. И ценник был задран оху...но. Прибор в принципе обычная мобилка но ценой в 110 т.р. А сейчас на дорогах мобильные комплексы замера скорости. Тоже отмывка денег. Цена комплекса 1,7 млн.руб. А по факту — камера видеофиксации и блок передачи информации по каналу 4g/

Время чтения: 6 минут

С 2017 года каждый автомобиль, введенный в эксплуатацию на территории РФ, должен быть оснащен системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая помогает экстренно среагировать на ДТП и направить на место происшествия спасательные службы. Вопрос об установке таких систем на ввозимые авто с пробегом также решится в ближайшее время. Так или иначе, в будущем большинство водителей столкнутся с навигацией «ГЛОНАСС»; поэтому полезно будет разобраться, что собой представляет система.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Чтобы понять, что такое система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она нужна в машине, сначала расшифруем аббревиатуру: система экстренного реагирования при авариях, которая работает при помощи глобальной навигационной спутниковой системы.

Главная цель её внедрения – уменьшить травматизм и смертность на дорогах, вызванные запоздалым реагированием служб спасения.

Ведь более 50% летальных исходов при авариях происходят не из-за самого ДТП, а вследствие позднего приезда скорой помощи. А время до приезда медиков – это не только путь от подстанции до места ДТП, но и время, затраченное водителем на вызов.

Оперативно набрать 112 или 03 не всегда получается по нескольким причинам:

  • на месте аварии не ловит сотовая связь;
  • мобильная сеть перегружена;
  • пострадавший не в состоянии набрать номер.

По данным испытаний, скорость реагирования с «ЭРА-ГЛОНАСС» на 30% выше. При обычном наборе 112, даже если удалось дозвониться, какое-то время тратится на ожидание, а на объяснение места и обстоятельств аварии также нужны дополнительные десятки секунд.

Главное преимущество, которое имеет система безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС», – это экстренный сигнал такого формата, что спасательные службы едут на вызов, уже зная точные координаты ДТП и степень повреждений у пострадавшего.

Необходимую службу вызывает специалист-оператор из контактного центра системы.

Функции системы

Кроме мгновенной реакции на аварии и другие чрезвычайные ситуации, зачем «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Функционал системы позволяет контролировать:

  1. местоположение машины;
  2. текущий расход топлива;
  3. скоростной режим.

Это поможет организаторам грузовых перевозок отслеживать перемещения своих водителей. «ЭРА» также позволяет удаленно диагностировать транспортное средство в случае поломки и выполнять охранно-поисковые работы.

Водитель и пассажиры могут нажать тревожную кнопку и вручную, если вдруг стали жертвами нападения.

Также система умеет информировать о том, что:

  • поблизости случилось крупное ДТП;
  • резко ухудшаются погодные условия;
  • вы приближаетесь к опасным участкам дороги, или, наоборот, к заправке, месту отдыха.

Аналоги российской разработки – европейская система реагирования ECall и американская программа NG9-1-1, которые получают сигнал через систему GPS. Технологическая совместимость «ЭРА-ГЛОНАСС» с GPS и ECall также возможна.

Проект разрабатывался с 2009 года, тестировался на территории 63 регионов РФ. В начале 2015 года работа системы стартовала по всей стране: чтобы этого добиться, государство потратило 5 млрд руб.

Ежегодное поддержание работы «ЭРА» обходится еще в 1,5 млрд. Разработчики этого проекта утверждают, что установка системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» не требует абонентской платы от водителя. Информация о том, будут ли передаваться в полицию сведения о нарушении ПДД, пока не оглашалась.

Как работает ГЛОНАСС

Рассмотрим, как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС» и система 112 на автомобиле.

При ДТП мгновенно происходят действия в следующем порядке:

  1. прибор распознает тип столкновения (передом, боковой частью, задом авто);
  2. согласно запрограммированному алгоритму устройство устанавливает степень тяжести повреждения;
  3. далее через спутник определяются координаты ТС с погрешностью 3-6 метров;
  4. прибор связывается с системой «ЭРА», куда передаются все данные;
  5. последний этап – передача оператором приоритетного сигнала о бедствии в систему 112; передать звонок удастся через покрытие того оператора, сеть которого лучше всего ловит сигнал на месте ДТП. Даже при перегрузке сети звонок все равно пробьётся в 112, чтобы передать экстренную информацию.
  6. Система экстренного реагирования при авариях в «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть активирована и принудительно. Для этого нужно нажать тревожную кнопку SOS в салоне, после чего оператор мгновенно отзывается на запрос и уточняет детали аварии. После разъяснения обстоятельств сигнал моментально передается в службу 112.

    Если водитель, нажав кнопку, не в состоянии говорить, оператор (после отсутствия ответа) оперативно считывает доступную информацию с прибора и передаёт сигнал в 112, уточнив, что состояние пострадавшего не дает ему говорить.

    При необходимости на место направляется не только скорая помощь, но и спасатели, сотрудники ГИБДД.

    Из каких приборов состоит система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Это, в первую очередь, навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сотовая сеть (встроенная SIM-карта).

    Перечень приборов включает в себя черный ящик (блок-терминал) и датчики ДТП. На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны еще такие составляющие:

  • тревожная кнопка;
  • внешняя антенна;
  • микрофон;
  • динамик;
  • датчик уровня топлива;
  • видеорегистратор;
  • скрытый автономный поисковый терминал;
  • датчик работы мотора;
  • навигатор;
  • датчик давления шин.

Кнопка SOS – это, проще говоря, встроенный в авто сотовый телефон для связи со службой спасения. За дополнительную плату система экстренной связи в «ЭРА-ГЛОНАСС» оснащается тахографом (прибор, фиксирующий скоростной режим), устройством для удалённой диагностики и системой, которая организовывает движение ТС.

Обязательно ли устанавливать ГЛОНАСС

По техническим требованиям с 2016 года системой оборудовались:

  • коммерческие автомобили, перевозящие людей;
  • транспортные средства, транспортирующие опасные грузы;
  • машины, груз которых – твердые бытовые отходы, мусор.

Кнопка ГЛОНАСС с 1 января 2017 года должна быть на всех машинах, которые выпускаются в обращение внутри РФ. Автомобили, собранные в России, оснащают системой уже на заводе. Первым таким автомобилем стала «Лада Веста».

Все официальные дилеры в частности и юридические лица, занимающиеся продажей машин, в целом, не смогут получить паспорт транспортного средства (ПТС) без регистрации в своем автомобиле системы «ЭРА».

Поскольку 100% акций находятся у государственного акционерного общества АО «ГЛОНАСС», даёт добро на выдачу ПТС только эта структура.

Последние новости про «ЭРА-ГЛОНАСС» сообщают, что для официального оформления систем проводятся несколько краш-тестов каждой модели (прямой и боковой удар, опрокидывание), и взимается плата за сертификацию. Краш-тест проводится только на полигонах центрального института НАМИ. После того как сертификат выдан, машина получает ПТС.

На это у автосалонов уходят колоссальные средства, которые придётся покрывать, повышая цену за автомобиль.

Юридическим лицам, которые успели получить ПТС на авто до 1 января 2017 года, можно не устанавливать ГЛОНАСС, пока не потребуется обновить техпаспорт.

Обязательная установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на авто с 2017 года вынуждает многих производителей уменьшать модельные ряды на российском рынке, а некоторые компании и вовсе готовы его покинуть. Бренды, которые массово продавали машины в количестве десятков тысяч, подорожают лишь на 1% (примерно 7000 рублей). А вот luxury автомобили (Lamborghini,

Aston Martin, Rolls-Royce и другие), продажи которых не превышали тысячи единиц в год, затрачивают на установку системы до 2 миллионов рублей.

На сегодняшний день Audi и BMW уже сокращают модельный ряд на рынке РФ. По прогнозам автомобильных экспертов, количество моделей таких авто в России может уменьшиться на 100 ед. (то есть на 1/3).

Многих россиян беспокоит, предусмотрена ли законодательством обязательная установка ГЛОНАСС на личный автомобиль, привезенный из-за рубежа? В феврале 2017 года неоднозначная ситуация на границе возникла с японскими автомобилями, которые не могли получить ПТС без установки «ЭРА-ГЛОНАСС».

Такое требование основывается на Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

С одной стороны, если вы физическое лицо и приобрели автомобиль для личного пользования, то, согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 352, ч. 2), на вас не должны распространяться меры технического регулирования. Однако какой смысл вводить «ГЛОНАСС» повсеместно и при этом пропускать автомобили без тревожной кнопки? В настоящее время установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые старые (б/у) автомобили обязательна.

Мнение по поводу установки ГЛОНАСС на все без исключения машины страны уже неоднократно высказывалось. У автовладельцев такой подход вызывает опасения, ведь установка требует затрат, а затем осуществляет дополнительный контроль поведения на дороге.

Если в будущем «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательной для всех автомобилей, возможно, каждому водителю придется самостоятельно монтировать систему (ведь краш-тест собственного авто вас делать не заставят). Рассмотрим процесс установки своими руками.

Как установить ГЛОНАСС на авто

Чтобы подключить прибор к бортовой сети автомобиля, нужно соединить его проводку с проводами тех цепей, которые не зависят от включенного зажигания. Ведь при аварии, когда автомобиль заглохнет, устройство должно быть включенным, чтобы передать сигнал SOS.

Независимые от зажигания цепи – это лампочки салонного освещения: вспомните, ведь они горят даже в «заглушенном» авто. Принцип монтажа в том, что водителю придется спаять соответствующие провода на приборе «ГЛОНАСС» и проводку салонного освещения. Также соединение проводов можно выполнить в блоке предохранителей за приборной консолью.

Подробная инструкция по установке изложена в статье « ».

Для монтажа «продвинутого» блока «ГЛОНАСС» с дополнительными функциями лучше обратиться в автосервис.

Можно ли отключить систему

Наличие навигационной системы практически устанавливает тотальный контроль над каждым преодоленным автомобилем километром. Поэтому некоторые водители стремятся обойти закон и деактивировать систему. Нередко обмануть навигацию пытаются водители общественного и коммерческого транспорта.

В общем, есть немало желающих знать, как отключить «ЭРА-ГЛОНАСС».

Повредить систему можно разными способами:

  • разорвать проводку;
  • повредить антенну;
  • экранировать металлом различные детали;
  • внедриться в микросхему (придется нарушить пломбу);
  • повредить SIM-карту.

Но любое вмешательство в конструкцию ТС будет замечено диспетчерами, ведь пропадет сигнал на спутнике. Одним словом, отмена системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в 2017 году, когда устройства оптимизированы для полного контроля над машинами, – неблагодарное дело: диспетчеры очень быстро сообщат в ГИБДД о подозрительном исчезновении сигнала.

Недостатки действующей системы ГЛОНАСС

На сегодняшний день очевидны такие недостатки внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС»:

  • удорожание автомобилей в дилерских сетях;
  • исчезновение с рынка многих моделей авто;
  • если в будущем Росстандарт будет требовать установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для каждого автомобиля, появится прецедент для подделывания трекеров.

Кроме того, в нынешних российских реалиях внедрение «ГЛОНАСС» не является универсальным решением: во многих удаленных и малонаселенных районах по объективным причинам службам спасения не удастся оперативно отреагировать на тревожный сигнал от системы.

«ЭРА-ГЛОНАСС»: что может тревожная кнопка: Видео

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ ВСЕХ ПРОДАВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СИСТЕМОЙ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ «ЭРА-ГЛОНАСС» ПРОШЕЛ ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Законпроект, согласно которому с 2015 года все новые должны оснащаться системой слежения «ЭРА-ГЛОНАСС» был одобрен депутатами во втором чтении. Напомним, что первое чтение состоялось еще в конце октября.

11 декабря некоммерческое партнерство ГЛОНАСС и Минтранс сообщило об успешном окончании испытаний системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в России. Была проверена работа базового сервиса вызова экстренных служб. Теперь системе осталось пройти приемо-сдаточные испытания Минтранса и Минкомсвязи.

На первом этапе оборудование будет действовать только в качестве экстренной кнопки, а с 2017 года система должна начать передавать информацию об аварии в автоматическом режиме. В этом варианте, если система распознает ДТП, сигнал о происшествии автоматически поступит к диспетчеру, а он свяжется с водителем по громкой связи. Если ответа от людей, находящихся в машине, не последует, на место аварии будут отправлены бригады экстренной помощи. Авторы проекта ЭРА-ГЛОНАСС уверяют, что после того, как система полностью заработает, смертность на дорогах должна сократиться на 30-40%.

Кроме того, согласно документу, с 2017 года систему экстренного реагирования будут в обязательном порядке устанавливать на пассажирский и грузовой транспорт.

На сегодняшний день законодательство предусматривает обязательную установку на общественный транспорт тахографов. Стоимость покупки и установки тахографа на один автобус составляет от 30 до 50 тысяч рублей . Но уже сейчас почти весь муниципальный транспорт в больших городах оборудован системой ГЛОНАСС, позволяющей следить за его передвижением и соблюдением графика движения.

Обязательна для всех новых автомобилей. Импорт подержанных иномарок без нее отныне закрыт. Но почему самые массовые «нашемарки» обходятся без «Эры», а установить кнопку на свою собственную машину теоретически можно, однако на самом деле нельзя?

ЭРА-ГЛОНАСС считается проектом государственной важности, ведь пока подобную систему еще только-только внедряют в Бразилии, а европейский аналог eCall станет обязательным лишь с 2018 года. А ЭРА уже работает: к началу декабря прошлого года в системе был принят 93931 вызов и зарегистрировано 118268 машин (примерно половину из них составляют Лада Веста и XRAY - 65 тысяч автомобилей за 2016 год). Правда, в России даже из всех 30 федеральных трасс только 17 имеют ­GSM-покрытие хотя бы одним сотовым оператором на всем протяжении. А в тех местах, где система не ловит сигнал, ЭРА-ГЛОНАСС бесполезна.

Однако переходный период закончен: начиная с 2017 года систему должны иметь вообще все машины, «выпускаемые в обращение», то есть получающие паспорт транспортного средства (ПТС). Например, компания Ford еще в конце прошлого года первой из локальных автопроизводителей отчиталась о поголовном внедрении «Эры» на своих моделях, включая семейство фургонов Transit. Аналогичные заявления сделали Toyota и Kia («на любой модели c начала 2017 года»), а Hyundai вооружит «Эрой» почти всю модельную линейку, за исключением «старого» Соляриса (его преемник с «Эрой» дебютирует весной), семейства i40 (его в скором времени сменит новая Sonata) и микроавтобусов H1. С нового Тигуана начнется внедрение «Эры» на автомобилях Volkswagen.

В 2016 году сертификацию с «Эрой» прошли 260 моделей, включая и коммерческие автомобили, для которых требуется только устройство с ручной активацией экстренного вызова. Но многие машины будут вооружаться кнопками SOS постепенно. Такую возможность им оставляют особенности российского сертификационного процесса.

Дело в том, что ПТС выписывают на основании ОТТС - сертификата одобрения типа транспортного средства, который оформляется для каждой отдельной модели по результатам сертификационных испытаний и действует три года. Если учитывать, что многие «старые» ОТТС были продлены в конце 2016 года, то получается, что у некоторых машин без «Эры» допуск на рынок сохранится как минимум до конца 2019-го!

Полная сертификация системы с краш-тестами ­по-прежнему влетает в копеечку, но очереди в лаборатории уменьшились, к тому же Минпромторг позволяет совмещать краш-тесты и принимать в зачет результаты заводских испытаний. Все это немного облегчило бремя для производителей, поэтому массового исхода из России нишевых марок и моделей не случилось: ЭРА-ГЛОНАСС уже есть на автомобилях Bentley Bentayga и появится на Maserati Levante, кнопками SOS оборудованы все модели Porsche, внедрить систему готов даже Rolls-Royce. А такие премиум-марки, как Jaguar, Land Rover, Lexus, ­Mercedes-Benz и Infiniti, уже сделали это. Ведут работы даже Aston Martin, Ferrari и Lamborghini. Жертвами «Эры» пока официально стали только купе и кабриолеты BMW второй, четвертой и шестой серий, спорткары M4, родстеры Z4, гибридомобили BMW i8, а также кабриолеты Audi A5 и S5 - все эти машины поставлять в Россию больше не будут. Но вот вам главный парадокс «эрификации»: среди легальных уклонистов на сегодня больше всего бюджетных автомобилей российской сборки!

Кроме кнопки SOS в каждом автомобиле с системой ЭРА-ГЛОНАСС есть своя ­сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС. На фото - терминал кроссовера Hyundai Creta с кнопкой тестового вызова. По нашим данным, себестоимость комплекта «Эры» на массовом седане класса B+ отечественной сборки составляет 15 тысяч рублей, однако для клиента ориентировочная доплата за «Эру» в качестве опции может составить 30 тысяч

ЭРА-ГЛОНАСС пока отсутствует на Калине, Гранте и Ладе 4х4. В базовом оснащении ее не будет на Логанах, Дастерах и хэтчбеках Sandero: это возможно, так как на все машины логановской платформы в России действует недавно обновленный общий сертификат под обозначением Global Access (так внутри компании называется платформа B0). Nissan внедряет «Эру» на кроссоверах Murano, X-Trail, Qashqai, Terrano и на всех автомобилях Datsun, но седан Nissan Almera остается «неоглонашенным». А УАЗ собирается выпускать Патриот без «Эры» аж до 2019 года.

Интересно, что правительство предлагает урезать субсидии тем автопроизводителям, которые не ставят систему, - и сделать наличие кнопки SOS обязательным условием допуска машин к госзакупкам. Поэтому некоторые компании планируют... предлагать ее покупателям за доплату! Для этого на тех автомобилях, которые по ОТТС имеют право выпускать кнопки SOS, система ЭРА-ГЛОНАСС сертифицируется как дополнительное оборудование. То есть у покупателя появляется выбор между машиной с кнопкой и без нее, а производитель, формально соблюдая правила игры, не увеличивает себестоимость товарных автомобилей, ведь добровольный спрос на «Эру» наверняка будет невелик.

Пока только АвтоВАЗ и Renault подтвердили нам, что рассматривают именно такой способ внедрения «Эры» для Калины, Гранты, Ларгуса, Логана, Дастера и Sandero. Но теоретически кнопку SOS в качестве опции могут также предлагать Kia Rio, Volkswagen Polo, Datsun и Ravon, Volkswagen Passat, Ford Focus и Ford Mondeo, Skoda Superb, Hyundai Santa Fe, «пятерка» и «семерка» BMW, кроссовер BMW X1, седаны и кроссоверы Lexus, Genesis G80, Toyota Land Cruiser Prado, Mercedes Geländewagen и многие-многие другие автомобили: в ОТТС у всех у них система вызова экстренных служб вписана под грифом «по заказу». Это дает производителям возможность маневра, но все-таки не означает, что «Эры» «в базе» на данных машинах не будет. Например, компании Volkswagen и Kia заявили нам, что на Polo, на Rio и других моделях кнопка SOS будет в стандартном оснащении.

С 1 января 2018 года автомобилистов ждет немало нововведений в транспортной системе. Часть из них будет касаться модуля «Эра-Глонасс», который с 2017 года стал обязательным к установке во вновь выпущенных средствах передвижения. Что же представляет собой данная автоматизированная техническая конструкция, и какие изменения ожидают граждан России?

Основные характеристики «Эры-Глонасс» в 2018 году останутся неизменными. Эта система, призванная обеспечить возможность экстренного реагирования на автотранспортные происшествия, была создана с опорой на общеевропейский проект «ECall», оповещающий об авариях на дорогах. С 2017 года заводы-производители начали внедрять подобные модули во все виды транспорта, продажа которых реализуется на территории РФ. Правительство страны посчитало, что такое решение окажется эффективным для достижения следующих целей:

  • сокращение времени приезда сотрудников к месту ДТП,
  • снижение общего показателя смертности и травматизма;
  • повышение безопасности грузового и пассажирского транзита.

Для бесперебойного функционирования автоматизированной системы требуется сразу несколько составляющих. Это:

  • специальные спутники «Глонасс»-GPS и сети мобильной связи, первыми принимающие сигналы;
  • диспетчеры;
  • организации быстрого реагирования (дорожно-патрульная служба, структуры единого номера 112, оказывающие помощь жителям при угрозах жизни и здоровья, и др.).

Важно! С 1 января 2018 года автомобилистов не обяжут оплачивать установку «Эры-Глонасс» в своих машинах. Исключением станут лишь те категории граждан, которые захотят приобрести транспорт за рубежом и ввезти его на территорию государства через таможенный контроль. Это положение было закреплено в действующем техническом регламенте Таможенного союза.

Чего точно следует ждать?

Последние новости, связанные с «Эрой-Глонасс» в 2018 году, указывают на то, что теперь сведения о случившемся происшествии будут в самостоятельном порядке передаваться из базы данных одноименной системы в хранилище информации ОСАГО, или Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Другими словами, страховщик получит описание всех ключевых моментов и деталей аварии, составленное по специальному европейскому протоколу. Его введение в практику уже апробируется в Москве и Санкт-Петербурге, а также на прилегающих к ним областях. С 1 января 2018 года владелец автомобиля, в котором присутствует система «Эра-Глонасс», сможет рассчитывать на компенсационную страховую выплату в размере до 400000 рублей в случае, если его невиновность в ДТП будет четко установлена.

Однако что делать тем водителям, чей транспорт был выпущен и приобретен до 2017 года, т.е. оказался вне программы? Для таких групп людей существует свое решение проблемы: власти предлагают им использовать альтернативные инструменты фиксирования и передачи страховым фирмам данных об обстоятельствах аварий, а именно регистраторы и мобильные приложения, позволяющие осуществлять фото- и видеосъемку и направлять запечатленные материалы в ОСАГО.

Добровольная установка

В настоящий момент тревожной кнопкой «Глонасс» оборудовано уже около 100000000 средств передвижения. Несмотря на то, что автолюбители пока освобождаются от необходимости приобретения данного модуля, некоторые из них все же изъявляют намерение обзавестись автоматизированной системой. С 1 января 2018 года таким людям будет выписан чек на 27111 рублей. Сумма может изменяться на несколько тысяч в одну или другую сторону в зависимости от региона, цен комплектующих и прочих параметров.

В среднем деньги клиента распределяются следующим образом:

  • 22361 р. – устройство;
  • 1950 р. – настройка навигационного блока связи, а также регистрация VIN-номера подержанной машины в ID абонентского терминала, и, соответственно, в «Эре-Глонасс»;
  • 2800 р. – монтажные работы, на которые уходит около 60-80 минут.

Важно! В новые легковые средства передвижения внедряется только автоматическая система, в то время как в большегрузных, коммерческих и подержанных машинах на данный момент оказывается достаточно метода ручного оповещения через нажатие на кнопку. Последнее положение связано с невозможностью проведения достаточных краш-тестов в силу их дороговизны.

Установку оборудования нельзя проводить в обыкновенных сервисах по ремонту. Потребуется найти сертифицированный центр, который по завершении работы снабдит клиента пакетом документов. В случае отсутствия бумаги о наличии модуля специальная лаборатория просто не выдаст технический паспорт на машину.

Штрафы за неисполнение

Хорошей новостью является то, что правительство предоставляет водителям коммерческого авто и курирующим их фирмам не только время, но и выбор. До 1 июля 2018 года в маршрутках, автобусах и грузовиках должны появиться либо тахографы, регистрирующие скорость и режим труда и отдыха водителя, либо «Эра-Глонасс». В противном случае ответственное лицо (собственник – ИП или ЮЛ) может быть оштрафовано на 50000 рублей. Об этом гласит новая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях, носящая название «Непредставление сведений о транспортных средствах, оснащенных тахографами и (или) аппаратурой спутниковой навигации, сведений о тахографах и (или) аппаратуре спутниковой навигации, которыми оснащены транспортные средства, информации, зарегистрированной тахографами и (или) аппаратурой спутниковой навигации». Штрафы для личного транспорта пока не введены вовсе.

Минусы и недочеты

Несмотря на наличие целого комплекса объективных плюсов, «Эра-Глонасс» еще нуждается в качественной доработке. Ее слабые стороны, исправление которых правительство и предполагает начать с 1 января 2018 года, заключаются в отсутствии упорядоченности и массовой отлаженности процесса внедрения.

Так, на Дальнем Востоке приобрести автомобиль с уже встроенным модулем можно только в 2 салонах, в то время как его дополнительную установку предлагают целых 15 фирм. Покупатели, недовольные выбором у дилеров, вынуждены совершенствовать средства передвижения, что отнимает у них не только деньги, но и время, ведь в результате такой ситуации из ожидающих владельцев образуются целые очереди.