Сказкотерапия для взрослых - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Сказкотерапия или сказки изменяющие жизнь Терапевтические сказки для онкобольных взрослых

Конкретные инструкции и АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ! Как говорила сова из мультика про Винни-Пуха, БеЗВозМездно. Берите, хватайте, используйте! И пишите потом нам о вашей сказочной жизни.

Итак, когда-то давным-давно жил ребенок, который верил в сказки и чудеса: в то, что шоколадные батончики и велосипеды приносит добрая фея (а не мама покупает, если у нее остались деньги от зарплаты).

В то, что, если он пожалуется в письме бабе-Яге на обидевшего мальчишку, она так отлупит ночью его метлой, что тот близко не подойдет. И мир был чудесен: когда нужно, появлялся велосипед, соседский мальчишка переставал драться.

А потом мы выросли и поняли, что «сказок не бывает» и их не стало в нашей жизни.

Выбиваясь из сил, зарабатываем на «велосипед», не знаем куда деться от обид соседских дядь и теть.

Мы не виноваты. Так уж принято в нашей эпохе прагматиков и пессимистов: сталкиваясь со «злом и несправедливостью» и не найдя помощи феи, мы перестаем верить в то, что мир-чудесная сказка, начинаем жить в сером мире, лишая себя возможности что-то менять самим, получать помощь от мира и добрых помощников.

А кто Вам сказал, что фея будет бежать по первому зову, где Вы видели сказку без злых сил?:) И без победы героя над ними?

То-то и оно. А с помощью сказок можно изменить любую жизненную ситуацию.

Как? Потерпите немного, сейчас расскажу.

Но прежде, для тех, кому нужно научное обоснование всех этих пассов руками, ногами и головой, расскажу, что такое сказкотерапия.

Это метод в психологии, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия хороша, как для детей, так и для взрослых. Работая с младшеклассниками в школе, мне удавалось только за 1 сказку, написанную под ситуацию ребенка, и «оживление» ее вместе с ним, снять его страхи, негативное поведение и.т.п.

С «не волшебными» и скептически настроенными взрослыми работа происходит дольше.

Для сказкотерапии нужно определенное состояние мышления, готовность к игре, приходу чудес в жизнь.

А если Вам удалось «поймать» такое состояние – даю бесценный алгоритм, как превратить свою жизнь в сказку. Это один из методов работы с Вашей сказкой.

1.Пишете сказку под свою ситуацию, которую хотите решить.

Главного героя и действующих лиц (людей, проблемы) изображаем в виде сказочных героев.

Наделяем их определенными свойствами и действиями.

Хорошо придумать свою сказку, со своим сюжетом.

Если свою сложно - можно взять за основу какую-нибудь уже известную. В сказке обязательно Ваше главное желание (как Вы хотите решить ситуацию) должно совпадать с главным желанием Героя сказки.

Пример: мужчина полгода не может найти работу.

Цель: хорошо оплачиваемая работа с командировками по всему свету.

Можно переделать сказку про гадкого утенка, а можно…

Жил-был мышонок, серенький такой, незаметный. Очень хотел он быть полезным, совершить какое-нибудь Великое Дело, поездить по разным государствам, мир посмотреть.

Пришел к пруду и начал просить уток: возьмите меня теплые страны посмотреть, я полезный, буду червяков Вам добывать из-под земли.

Ха-ха-говорят утки. Ты себя видел, маленький, никчемный, не сможешь ты червяков добывать, иди отсюда.

Давай, крот я тебе помогать буду.

А что хочешь за это?

Ишь, какой! И без тебя справлюсь, ты, небось, и рыть-то не умеешь.

Хорошо, когда, как во всех сказках, у Вашего героя 3 попытки! И только на третью или после третьей получается!

Расстроился мышонок, видно, совсем никчемный, оставаться ему в своем сарае и жить впроголодь или сразу лучше в лапы к коту..

Жил так жил мышонок и вдруг…

А теперь меняем резко сюжет сказки и все становится, как Вам хочется.

Прислушиваемся к себе: как, какими методами Вам хочется изменить Вашу сказку?

Какой вариант решения подсказывает Ваша душа? Как дальше сказка пишется?

Ваше подсознание часто уже на этом этапе выдает Вам вариант решения проблемной ситуации. (для этого важно сказку не только сочинять в голове, но и записывать на бумагу)

Вдруг….подумал мышонок, а повяжу-ка я себе на хвостик красивую красную ленточку и стану ярким и заметным красавцем-мышем, выучу тарабарский язык и пойду к мышам на должность посла мышиного государства.

Пришел на следующий день к мышиному королю бравый мыш в красном сюртучке с алой лентой и как заговорил по тарабарски, так сразу его послом и назначили в далекую Папуандию и выдали столько сыра, что еле смог унести!

Так, теперь у нас две задачи:

3.1. Сначала меняем свой образ и свою реальность в игровой форме, совершаем некие «ритуальные действия», как в сказке.

Одеваем мышиные уши и представляем себя мышом.

Потом вяжем красную ленточку и делаем ритуал преображения в СУПЕРМЫША!

Это может быть танец мыша, вылезание из норки в красной ленте и.т.п. и уверенная речь на тарабарском.

3.2.Совершаем действия, которые были в сказке, в реальности. Например, учим английский, меняем имидж, стиль поведения.

На собеседования ходим с красной ленточкой в кармане.

Метод работает потрясающе. Мягко, без ломки меняет нашу внутреннюю и внешнюю реальность.

В сказкотерапии нет такого сопротивления изменениям, как в других методах, т.к. работаем мы на сказочном языке метафор.

Попробуйте! А если Вам нужна помощь и поддержка в придумывании Вашей сказки и «запуске» ее в жизнь, приходите к нам на тренинг по сказкотерапии!

Там мы будем подробно знакомиться с этим и другими методами сказкотерапии, которые позволяют создать в нашей жизни ту сказку, в которой хотелось бы жить! А самое главное – будем действовать!

У Вас еще есть возможность на него попасть, количество участников всего 8 человек. А стоимость его всего 1500 рублей, в два раза ниже стоимости индивидуальной консультации, хотя на тренинге мы работаем именно с Вашей ситуацией и Вашей сказкой!

Добро пожаловать в Вашу сказку!

© Центр Позитивной Психологии "ТАК!" Олеси Добровольской. Все права защищены.

Полная или частичная публикация материалов возможна только со ссылкой на авторство и на первоисточник www.treningi.me.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Притчи - сказкотерапия для взрослых.

Некоторые думают, что сказки и притчи предназначены в первую очередь для детей. Но почему? Именно притчи и сказки, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, несут в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?"

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.

"Что изменилось?" - спросил он ученика.

"Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик.

"Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут".

"А кофе?" - спросил ученик.

"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".

Предварительный просмотр:

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Предварительный просмотр:

Притча «Погоня за молоком»

Как несправедлива жизнь, - пожаловался ученик.

Почему ты так решил? - хитро усмехнулся учитель.

Я всегда покупаю молоко у одной торговки. Молоко всегда свежее, жирное и недорогое. Вчера утром, по дороге на базар, я задумался о чём-то, и моя кобыла свернула не в тот переулок. Пришлось потом долго выбираться. Глупая скотина упрямилась и не желала идти быстрее. Я переживал, что опоздаю, поэтому пришлось спешиться и бежать самому. И конечно, молоко уже раскупили. Но я хотел именно это молоко и товар других торговок меня не привлекал, поэтому я побежал вслед за господином, купившим последнюю крынку, и перекупил у него молоко втридорога.

Твоё желание сбылось, и поэтому жизнь несправедлива? - удивился старик.

Молоко оказалось невкусным, вдобавок я всю ночь страдал желудком, - смущённо буркнул паренек.

Понятно, - рассмеялся учитель. - Ты получил то, что хотел, но остался недовольным результатом. И весь мир оказался виновен, хотя упорно отводил тебя от этой покупки. Извлеки урок и купи своей умной кобылке овса повкуснее.

Предварительный просмотр:

Притча «Найти выход»

В один прекрасный день мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.

Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял мастер.

Иди за мной, – сказал он.

Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он сказал:

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос.

Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

Найди его и хорошенько запомни, – сказал учитель.

Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

Сказкотерапия для взрослых

В психологии есть такой прием – рассказывать детям о закономерностях жизни не прямым текстом – слишком уж это бывает сухо и сложно, – а при помощи аллегорий и абстрактных образов. Как показывает практика, взрослые в этом смысле от детей не отличаются. Для нас тоже, порой, куда наглядней и понятней звучат не бездушные академические описания, а красочные художественные истории со спецэффектами.

Сказкотерапия для взрослых:

Запись на прием

На этой странице вы можете ознакомиться с условиями, на которых я провожу консультации по скайпу.

Сказкотерапия для взрослых как помощь в кризисных ситуациях

Понятие «сказкотерапия»

Разные психологические проблемы взрослой жизни - удивительно, но помогает решать одна из видов психотерапии - сказкотерапия. В интернете сейчас можно найти целые сайты упражнений и тренингов по сказкотерапии. Но мало кто понимает в чем ее суть вообще?

Когда мне предложили провести мастер-класс для взрослых учителей, показать элементы сказкотерапии - я немного замешкалась. Чаще работала с детьми, но тогда еще и методов для взрослых почти и не было! В интернете лишь работа с детьми, а то что было не вполне соответствовало сопоставлению - сказка и терапия. Понятно, что есть «сказка» и ясно, что такое «терапия» (лечение, восстановление, диагностика). Однако как их соединить так, чтобы удовлетворить новые запросы общества?

Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?

Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Например, предлагали всем присутствующим рисовать свою сказку - картинку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать. Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Могу сказать, что это не совсем тот метод, хотя тоже возможно продуктивный. скорее это метод арт-терапии - творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска». Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист, не обязательно, чтобы лицо было похоже на героя. Главное, чтоб тот кто рисует знал, что это тот самый герой. Как только закончили, просить - проделать в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент - эффект неожиданности. Нам как правило подсознательно нравятся определенные герои и мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской - пообщаться с другими героями - очень сильная вещь.

Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».

Как правило, на занятие приходит уставший от реальности человек и не ожидающий какого либо эффекта от занятия, у него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить - поэтому сказкотерапия самый эффективный момент в первый день занятий - помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента. С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А вот со взрослыми - они заплатили деньги, хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет. Возможно бывают категории людей которым в принципе удобно быть одному, но он человек - как социальный адепт, долго один не сможет быть.

Так что же пошло не так?

Чем поможет направление гештальтпсихологиии - сказкотерапия?

Вообще во многих источниках вижу часто - что сказкотерапия - это один из видов гештальтпсихологии. Однако еще больше как самостоятельную ветвь развития. Что из утверждений верно или не верно - определит скорее будущая наука.

Со своей стороны могу точно сказать, что сказкотерапия как вид - еще только на первом этапе длинной лестницы в работе по психологии и психотерапии. Из возможных ста ступеней. К сожалению, наша отечественная наука в 80-х годах очень сильно отстала от психологии американской науки. Они реально в этом деле впереди, но с другой стороны мы не утратили свою «теоретику». Проще говоря с практикой пока у нас слабовато обстоит дело. Некоторые проблемы в школе все еще решает по привычке старой науки - невролог. Ну или на худой конец директор школы. Становление психологии взрослых еще темнее… Максимум пока на что мы можем рассчитывать это на игры - «мафия» кафе. Кстати хорошая вещь, советую, учит мощно. Сама прошла эту школу.

Но что же делать психотерапии со сказкотерапией взрослых? Записатся на прием к психологу - узнать подробнее где могут проводить эту работу в вашей местности. Почему рекомендую, просто потому что уже на первых занятиях психотерапии в виде «сказкотерапии» вы поймете действительно ли нуждаетесь в помощи решения своих проблем со стороны.

Какие книги есть для самопомощи в направлении именно сказкотерапии?

Все мы родом из детства ©

Начните себя с самого легкого - читаем книгу очень неплохую, книга написана простым языком и лично мне во многом помогла по некоторым вопросам.

читателей этой страницы

  • Spirit
  • 28 декабря:02
  • mexfor
  • 28 декабря:50

Соглашусь с этим. Я вроде бы и вырос. Но до сих пор в душе ребенок, просто задачи теперь другие несколько по мере набора лет…

Сказкотерапия или сказки изменяющие жизнь

Что такое сказкотерапия и ее примеры;

Сказкотерапия для взрослых;

Пример: «Сказка о счастливой Звезде»;

Здравствуйте дорогие друзья. В сегодняшней статье хочу рассказать вам об удивительных и полезнейших качествах сказкотерапии . Вы только представьте, что существуют такие сказочные истории, которые не только помогают вам выходить победителем из неблагоприятных жизненных ситуаций, но и позитивно влияют на вашу жизнь или даже помогают исполнять многие из ваших желаний. А есть сказки, которые с самого детства станут формировать характер, привычки, жизненные принципы ваших детей и насыщать их подсознание образами счастливой и успешной жизни, которая обязательно и реализуется в их будущем. Обо всем этом мы и поговорим дальше.

LiveInternetLiveInternet

-Метки

-Рубрики

  • О себе (3)
  • В поисках себя (30)
  • Мои интересы (10)
  • Авторское (20)
  • Карьера (4)
  • Царство Сна (5)
  • Истории любви/Красивые истории (83)
  • Авторские сказки Татьяны Антре (31)
  • Современные Сказки (31)
  • Сказки из Детства (7)
  • Притчи (7)
  • Маленький мир Большого Волшебства (21)
  • Сказкотерапия для Детей (4)
  • Сказкотерапия для Взрослых (10)
  • Современная Магия (8)
  • О сказках (3)
  • Мифы и легенды (21)
  • Сказочные персонажи (7)
  • Легенды о камнях (3)
  • Непознанное (52)
  • Философия жизни (16)
  • Мои тесты (11)
  • Отношения (15)
  • Здоровье и красота (30)
  • Фитнес для красивой фигуры (9)
  • Психология (19)
  • Фотки/Картинки (84)
  • Видео (27)
  • Девичник (39)
  • Мальчишник (9)
  • О детях и для детей (8)
  • Исторические Персоны (3)
  • Искусство (67)
  • Писательство (2)
  • Книги (писатели) (25)
  • Фильмы и сериалы (4)
  • Музыка 5+ (3)
  • Художники (картины/иллюстрации) (10)
  • Стихи (19)
  • Украшения (4)
  • Захватывающие достопримечательности (1)
  • Полезняшки (64)
  • Интересные факты (32)
  • Звёзды.com (20)
  • Праздники (55)
  • Домашние животные (11)
  • Кошки (7)
  • Собаки (4)
  • Выбираем породу собаки (3)
  • Говорим красиво (7)
  • Мысли вслух (6)
  • Тебе (3)
  • Приколы (19)

-Музыка

-Фотоальбом

-Подписка по e-mail

-Поиск по дневнику

-Постоянные читатели

-Статистика

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 1 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 1Сохранить в ссылки

    Сказка: Чудесное путешествие

    Чудесное путешествие (сказка для женщин)

    В одном небольшом городе жила Женщина. Жизнь у нее была как у многих: обычная семья, стандартная квартира, работа за среднюю зарплату.

    • Запись понравилась
    • 4 Процитировали
    • 1 Сохранили
      • 4Добавить в цитатник
      • 1Сохранить в ссылки

      СКАЗКА: ПОДАРОЧЕК

      Дневник

      Ещё одна моя любимая сказка от Эльфики…

      Накануне рождества, пребывая в самом мрачном расположении духа, я возвращалась из магазина с покупками, на ходу пытаясь нащупать в кармане шубки ключи от дома. Вместе с ключами на коричневую плитку лестничной клетки выпало еще что-то. Я наклонилась и подняла, и тут же мне захотелось завыть на весь подъезд. Хотя это был всего лишь брелок – маленький чертик на колечке с замочком. Новогодний подарок, кстати. Если это можно подарком назвать…

      Да что же это такое! – горестно простонала я, решительно направляясь к мусоропроводу. – Выбросить и забыть!

      Нет, нет, нет! Не выбрасывай меня, я тебе пригожусь! – запищало у меня в руке.

      Ой! – вскрикнула я, роняя брелок вторично. – Черт, он еще и с музыкой!

      Не ругайся, - обиженно пропищал брелок. – Нас нельзя поминать всуе.

      Кого это тут нельзя поминать всуе? – пробормотала я, ставя сумку на пол, чтобы открыть мусоропровод.

      Я приостановилась. Новый год я и впрямь проревела. Только об этом никто, кроме меня, не знал. Так откуда же…

      Так я-то рядом был! В кармане шубы! Все слышал и даже частично видел!

      Кто это «ты»? – подозрительно спросила я, уставившись на брелок.

      Да посмотри же ты внимательно! – взмолился голос. – Я, я это говорю!

      Тут я и впрямь разглядела, что чертик отчаянно подает мне знаки: машет ручонками, надувает и без того пухлые щечки и изо всех сил выпучивает глаза. Выглядел он так комично, что я невольно усмехнулась. Забавная игрушка…

      • Запись понравилась
      • 1 Процитировали
      • 1 Сохранили
        • 1Добавить в цитатник
        • 1Сохранить в ссылки

        СКАЗКА: МАГАЗИН СЧАСТЬЯ

        Дневник

        Понедельник – день тяжелый, и слава богу, что он когда-нибудь заканчивается. Я тащилась с работы, на душе было примерно так же, как и на небе – хмуро, пасмурно и слякотно. Моросил нудный мелкий дождик, который логично довершал безрадостный день. В довершение всего, когда я свернула на улицу, ведущую к родному дому, оказалось, что пройти невозможно – улица была перекрыта, там вовсю кипели ремонтные работы. Дорожники заботливо натянули цветную ленту и повесили табличку: «Выхода нет». Хотя, собственно, и входа тоже не наблюдалось. Это было жестоко: слева – длиннющий забор школы, справа – забор поликлиники. Оставалось только выбрать – налево или направо. Я мысленно чертыхнулась и поплелась вокруг школы.

        Никогда я не ходила такой кривой дорожкой. И поэтому никогда не видела этого магазинчика. Он был расположен в торце обычного жилого дома, а название его сразу поразило мое воображение: он назывался Магазин Счастья.

        • Запись понравилась
        • 0 Процитировали
        • 1 Сохранили
          • 0Добавить в цитатник
          • 1Сохранить в ссылки

          СКАЗКА: ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ НЕ ВЕРИЛА В ЧУДЕСА.

          Дневник

          Жила-была девочка, которая не верила в чудеса, а верила в человеческий разум. Так ее в детстве учили, ну, она и поверила. Но чудеса существуют независимо от того, веришь ты в них или нет, и на каждого из нас в течение жизни приходится даже не одно, а множество разных чудес. Только те, кто в них верит, искренне радуются и говорят: "О, чудо!", а подобные нашей девочке - "совпадение" или "повезло". Как вы думаете, у кого жизнь радостнее? Правильно, конечно, у первых! Ведь и чудеса, и радость живут в Душе и потому ходят рука об руку, а вот Разуму эмоции несвойственны – в лучшем случае, чувство глубокого удовлетворения. Они очень разные, наши Разум и Душа. Душа любит петь и смеяться, а Разум – планировать и анализировать. Поскольку наша давно выросшая девочка дружила с Разумом, то пела она редко, а вот размышляла постоянно.

          Конечно, пока девочка росла, с ней случались маленькие чудеса, которые она таковыми упорно не считала. А вот когда выросла, к ней пришло первое большое Чудо.

          • Запись понравилась
          • 0 Процитировали
          • 1 Сохранили
            • 0Добавить в цитатник
            • 1Сохранить в ссылки

            СКАЗКА: ЛЮБИМЫЙ ДОМ ИЛИ ПОДРУЖИСЬ СО СВОЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СИЛОЙ!

            Дневник

            Инна сидела на кухне своего дома и болтала со своей подружкой Светкой, которая забежала в гости к удачливой подруге.

            Инка, ну как же здорово, ты живешь в таком замечательном и красивом доме! Повезло же тебе! Я помню, как ты моталась на работу из того дома, ну, твоего мужа. А теперь живешь как королева!

            Да уж, было времечко.

            Слушай, ну как тебе удалось приобрести такой классный дом?

            Ой, ну это долгая история.

            Ну, расскажи, пожалуйста, -захныкала Светка.

            Ладно, расскажу, только не хнычь. Ты же знаешь, как я не любила тот дом, там всюду была энергетика бывшей жены моего мужа. Да и ничего сделать я там толком не могла, все мои нововведения воспринимались в штыки. Я тогда совсем отчаялась, жить не хотелось. Вот иду я как-то с работы домой, а ноги в другую сторону меня несут. Иду, не зная куда, слезы текут. Вот так и шла, пока не очутилась в каком-то парке. Села на скамеечку и опять в свои думки горькие окунулась. Чувствую, меня кто-то трясет за плечо.

            • Запись понравилась
            • 0 Процитировали
            • 1 Сохранили
              • 0Добавить в цитатник
              • 1Сохранить в ссылки

              СКАЗКА: НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ.

              Дневник

              Жил был Медвежонок. Самый обычный с виду, звёзд с неба не хватал, жил себе, как и все прочие. Но временами, когда вокруг становилось тихо, а сон ещё не успевал укутать его своим тёплым одеяльцем, приходили к нему мысли. А к кому они не приходят? Думалось Медвежонку: “А вдруг я не такой как все? Вдруг все вокруг знают об этом, но договорились ему, Медвежонку об этом не говорить?”. Как-то неуютно ему становилось от этой мысли, зябко. Он долго ворочался и не мог уснуть. А утром, когда Медвежонок вставал, он начинал внимательнее прислушиваться: вдруг кто-то шепчется у него за спиной? Медвежонок стал всё чаще приглядываться, не наблюдает ли кто за ним исподтишка. Он всё чаще следил за своим голосом, походкой, жестами лап, чтобы ничем себя не выдать: – а вдруг окружающие ещё не догадались, что Медвежонок – не такой как все? И всё больше времени, вместо того, чтобы радоваться, играть и улыбаться своей милой, мохнатой мордашкой, медвежонок следил за собой. Уж очень ему не хотелось, чтобы про него думали, что он не такой как другие. Часто он не делал то, что ему хотелось, потому что его могли бы не понять. Например, он любил просто так кувыркаться на солнечной поляне. У него это прекрасно получалось, потому что это было от души. Он мечтал научиться играть на губной гармошке, он хотел писать стихи и рисовать… Но остальные медведи были заняты совсем другими делами. Они собирали мёд и малину, рыли себе берлоги и хвастались друг перед другом, чья берлога больше и лучше. Другие медведи просто не поняли бы его и, конечно, решили бы, что Медвежонок – не такой как все. Наш Медвежонок взрослел и учился делать всё то, что делали другие медведи, а про свои мечты он старался забыть.

              • Запись понравилась
              • 0 Процитировали
              • 1 Сохранили
                • 0Добавить в цитатник
                • 1Сохранить в ссылки

                СКАЗКА: КАК МАЛЕНЬКАЯ ЧАШЕЧКА ЮЛЕНЬКЕ ПОМОГЛА.

                Дневник

                У Юляшки была чашка, красивая такая, с фиолетовыми цветочками и зелёными листиками. Юленька её очень любила, души в ней не чаяла. Из неё было так приятно и кофе попить, и чаёчек с мятой, например, а ещё лучше – с мелиссой.

                Каждое утро, перед походом в институт, милая красивая девушка устраивалась на удобном мягком диванчике и пила ароматный свежесваренный кофе. Она называла этот маленький ритуальчик “волшебной утренней десятиминуткой”. А перед сном у Юленьки, конечно же, была “вечерняя десятиминутка”: вкусный успокаивающий чаёчек или заваренная ромашка (если не спалось).

                • Запись понравилась
                • 0 Процитировали
                • 1 Сохранили
                  • 0Добавить в цитатник
                  • 1Сохранить в ссылки

                  СКАЗКОТЕРАПИЯ: СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ.

                  Дневник

                  Тем у кого не складываются отношения с партнером или с каждым новым партнером при некоторой смене декораций пьеса разыгрывается примерно та же, т.е. отношения развиваются примерно по одному сценарию или по нескольким разным поочередно или в отношениях какие-то отдельные ситуации повторяются с завидной очередностью и совершенно непонятно, что с этим делать.

                  Предлагаю выявить эти сценарии очень простым способом – с помощью написания сказки.

                  Эту сказку, возможно, вы написали для себя в детстве, усвоив родительские отношения, а может, вам понравилась сказка, прочитанная вам (много сценариев создано по мотивам «Золушки») и вы решили для себя «хочу также».

                  Моими сценариями, например, были 2 основных: первый, это ожидание, что мужчина уйдет, исчезнет, улетучится куда-нибудь, из-за этого возникало много страхов и неадекватных моделей поведения в отношениях, второй, отношения с ожиданием, когда мы будем наконец вместе. При этом раз за разом создавались ситуации, в которых это повторялось с завидным постоянством в жизни, пока во-первых, я не осознала это, во-вторых, не нашла инструменты для изменения этих сценариев.

                  На самом деле это очень просто, проще чем большинство остальных методов. Почему именно через сказку? Она отразит наше бессознательное руководство к развитию отношений (то, что есть внутри). При этом внешне мы этого совершенно не желаем, но почему-то раз за разом в отношениях нет, происходит примерно одно и то же, а мы сами неосознанно повторяем одни и те же модели поведения, которые и создают повторяющийся сценарий.

                  Какие важные принципы – основы написания сказок? - Не думать, не писать специально (работать быстро и интуитивно), «в сказке возможно все». На самом деле сказку можно написать на разрешение любой из проблемных ситуаций или на решение какого-то вопроса. От темы принципы написания сказок не меняются, просто в качестве примера предлагаю выявить свои сценарии в отношениях.

                  • Запись понравилась
                  • 0 Процитировали
                  • 1 Сохранили
                    • 0Добавить в цитатник
                    • 1Сохранить в ссылки

                    СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ТЕБЯ.

                    Дневник

                    Хочешь стать доброй волшебницей для самой себя? Нет ничего проще – сочини сказку о своей жизни. Счастливый финал обязателен!

                    Начиная работу над этой статьей, я была настроена скептически. Ну не верю я в сказки, хоть тресни! Верю в возможность саморазвития, в пользу позитивного мышления, в гуманоидов, наконец. А вот в сказкотерапию – не получается. Потом я вычитала фразу Д.Р.Р.Толкина: «Только некоторые дети – и только некоторые взрослые – испытывают какой-то особенный интерес к волшебным историям». Ну значит, не вхожу я в число счастливчиков, которым от природы дано верить в силу сказки. Однако среди читательниц нашего журнала наверняка есть те, кому эта тема покажется интересной и полезной, размышляла я далее. Вот для них и напишу – пусть развивают свое творческое начало и повышают жизненный тонус.

                    Однако по мере написания статьи мой скептический настрой потихоньку таял, а потом и вовсе пропал. Я с удивлением поняла: сочинять и анализировать истории – очень увлекательное занятие! Мало того – придуманные мной на ходу волшебные ритуалы действительно работали! Вот и не верь после этого в сказки…

                    • Запись понравилась
                    • 1 Процитировали
                    • 0 Сохранили
                      • 1Добавить в цитатник
                      • 0Сохранить в ссылки

                      СКАЗКОТЕРАПИЯ: ЛЕЧЕБНЫЕ СКАЗКИ.

                      Дневник

                      Детство без сказок - не детство. Никакие современные игрушки, детские передачи и фильмы не заменят те незабываемые моменты, когда мама читает своему засыпающему малышу сказку на ночь. И как часто мы в своих воспоминаниях возвращаемся в сказочное детство (именно так!), потому что само детство и есть - одна большая сказка!

                      Однако оказывается, что детская сказка - это далеко не «безобидное» чтиво, как может показаться на первый взгляд. Почему в последнее время так часто говорят о лечебных сказках, о сказкотерапии в целом? Потому что сказки оказывают огромное влияние на формирование ребенка - формирование логического мышления, развития фантазии у детей. Что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка - очень важному фактору при формировании личности.

Сказкотерапия как один из способов борьбы с жизненными трудностями. Правила проведения в домашних условиях. Подбор сказок для детей разного возраста и взрослых.

Содержание статьи:

Сказкотерапия - это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека.

Описание и функции сказкотерапии


Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, читатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для самого чтеца. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
  • Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией. Психологи выделяют такие функции методики:
  1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом . Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем . Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.
  3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций . На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов . Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  5. Отображение внутреннего конфликта . Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Познав суть сказкотерапии и научившись пользоваться ее технологиями, родители маленьких детей ограждают себя от проблем с подростками в будущем. Взрослые, порой под страхом не найти выхода со сложных жизненных ситуаций, обретают подсказки в обычных сказочных историях.

Особенности проведения занятий по сказкотерапии


Занятия затрагивают несколько аспектов жизни человека, которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки. Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет выстраивать дальнейшее лечение.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.
  4. Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
  6. Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Как применять сказкотерапию для взрослых и детей

Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.

Как использовать сказкотерапию в работе с дошкольниками


Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

  • Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.
  • Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
  • Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
  • Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:
  1. Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.
  2. Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
  3. Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  4. Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
  5. Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

Сказкотерапия в работе с детьми школьного возраста


Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказок . Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует. На основе этого можно провести анализ его отношения к тому или иному событию и персонажу. Предлагая школьнику сочинить собственную сказку, ведущий дает возможность развивать фантазию и воображение.
  • Рисование сказки . Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
  • Изготовление кукол . Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.
Сказки способствуют развитию личности и сознания, они заставляют верить в чудеса. Применяя в своей работе различные формы проведения занятий и поэтапно пользуясь ими, родители, учителя или психологи смогут развить у детей интерес к данному роду деятельности, что избавит их от проблемных проявлений.

Как применять сказкотерапию в работе с подростками


Подростковый возраст - это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир. Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

Работа с подростками разделяется на три стадии:

  1. Начальная . На данном этапе совершается сплочение подростков на групповом занятии, обговариваются правила общения. Если участники незнакомы между собой, то на этой стадии происходит знакомство. Сказки выбирают простые по содержанию и легкие для восприятия, это позволит расположить детей к продуктивной деятельности. Начальный этап должен включать в себя переход в сказочный мир через заранее подобранное упражнение (волшебное слово, счет до определенного числа).
  2. Основная . Проходит работа над выявленной проблемой (борьба со страхами, повышение самооценки и пр.). Тут используют различные упражнения и проигрывание сюжетов по представленной сказке. Выбираются произведения, в содержании которых проявляется проблемный характер персонажей, а борьба с представленной ситуацией должна завершаться обязательно позитивно. В основную стадию можно включить рисование, что поможет в выявлении и преодолении существующей проблемы.
  3. Заключительная . Обсуждаются проблемные ситуации и способы их решения, проводится интерпретация рисунков. По завершению занятия обязательно нужно совершить ритуал выхода из сказочного мира, он может быть таким же, как вхождение, а можно добавить что-то новое.
Таким образом, метод сказкотерапии не ограничивается правильно подобранными сказками, а во многом зависит от потенциала подростков, настроенных на положительный результат под действием волшебной атмосферы.

Использование сказкотерапии в работе со взрослыми


На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Данный вид терапии можно применять такими способами:

  • Обсуждение уже написанного произведения . Открывает новые грани возможностей, человек объясняет содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Написание сказки . Придумывать свое произведение можно вместе со специалистом, который поможет выявить по содержанию проблемный аспект и избавиться от него.
  • Проигрывание сказки . При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

Какие выбрать сказки для сказкотерапии


Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.

Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:

  1. Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
  2. Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
  3. Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
  4. Героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи» и пр.).
Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети. Если они приблизительно одного возраста с ребенком, с которым предстоит работать, то такая сказка будет ему понятна и близка.

В подборе произведений можно отдавать предпочтение различным видам: русским народным, притчам, сказкам народов мира и авторским. Лучшим выбором могут стать рассказы, написанные психологами лично, которые направлены на предотвращение определенных проблем.

Для терапии со взрослыми нужно выбирать произведения, помогающие избавиться от внутренней сумятицы. Определившись, с чем будет проходить борьба, и выбирается соответствующая история (для улучшения взаимоотношений, здоровья, денежного положения, любви и пр.). Можно пользоваться книгами Рушеля Блаво, Разиды Ткач, Эльфики.

Если есть чувство, что прочитанное произведение находит отклик в душе, тогда выбор правильный, человек уже на полпути к избавлению от волнующих его неурядиц, вследствие чего наблюдается направленность полученных знаний на желаемый результат, предоставляются варианты, как избавиться от проблемной ситуации.

Как проводить сказкотерапию - смотрите на видео:


Сказкотерапия - это приятный метод лечения, который помогает как детям, так и взрослым. Его использование не ограничивается психологами и психиатрами, а наоборот приветствуется в дошкольной и школьной педагогике, а особенно в семейном воспитании.

Сказкотерапия возникла 15-20 лет назад в качестве одного из направлений практической психологии .

Этот метод арт-терапии активно используется при работе с детьми и взрослыми.

Сказкотерапия возникла в Санкт-Петербурге. Основателем этого направления является Татьяна Зинкевич-Евстигнеева .

Что представляет собой метод?

Сказкотерапия — метод психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности, творческих способностей человека, коррекции индивидуальных проблем, а также снятию напряжения, из-за накопления которого появляются психосоматические расстройства.

Многие люди считают, что , но это не так. Ее можно назвать «детской» только потому, что она оказывает воздействие на детское начало человека, на его внутреннего ребенка .

Чтобы взрослый человек согласился на сказкотерапию, психолог должен установить близкий контакт с клиентом. В основном этим навыком на высоком уровне обладают опытные психологи с большим стажем работы в области психологического консультирования.

В таком случае пациент не будет стесняться и результат работы в этом направлении будет положительным. Поэтому перед тем, как психолог начнет работать со сказкотерапией, ему нужно научиться устанавливать контакт.

Основным инструментом этого метода является сказка или притча . События сказки у человека вызывают эмоции, а герои и их отношения пациентом проецируются на свою собственную жизнь.

Человеку часто кажется, что эта ситуация очень схожа с той, которая происходит у него.

Благодаря сказке пациент может решить свои проблемы. Сказкотерапия применяется при индивидуальной и групповой работе.

Преимущество сказкотерапии во втором виде работы заключается в том, что человек от других участников группы получает новые способы решения той или иной проблемы, которые ранее не открывались перед ним.

Чтобы клиент положительно отнесся к этому способы работы с его проблемой, сначала терапевт ее включает ненароком .

Это связано с тем, что многие взрослые люди категорически отказываются от этого вида работы, считая сказки бессмысленными.

Работать со сказкой можно несколькими способами :

  1. Анализ и обсуждение сказочной ситуации.
  2. Рассказывать сказку как одному человеку, так и нескольким.
  3. Рассказывать сказку, а потом придумать к ней продолжение, а последний рассказчик должен обязательно завершить историю.
  4. Групповое придумывание сказки.
  5. Рассказ сказки от первых лиц (героев) с предварительным их распределением между участниками группы.
  6. Переписывание сказок.
  7. Постановка сказки с помощью кукол или как спектакля.
  8. Рисование сказок, т.е. во время прочтения пациента просят изображать то, что он представляет.

Сказкотерапия позволяет сформировать свежий взгляд на ситуацию и отобразить внутренний конфликт пациента.

Сказкотерапия как методика включает в себя две стадии: осознавание ситуации, в которой находится клиент и терапия, т.е. решение проблемы клиента.

Для чего применяется?

Сказкотерапия применяется для коррекции :

  1. Эмоционально-волевой сферы: борьба со , тревожностью, агрессивностью, заниженной .
  2. и конфликтов.
  3. как между супругами, так детьми и родителями.
  4. Психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, патологии желудочно-кишечного тракта).
  5. Взаимоотношений в коллективах.
  6. Психических заболеваний ( , ).

Кроме этого, благодаря сказкотерапии можно подготовить человека к напряженным стрессовым ситуациям. После проработки возможных проблем и их решений человеку будет легче перенести проблему.

Если человеку в результате анализа сказки не удается определить выход из проблемы, то он в любом случае может выстроить более правильную стратегию поведения для предотвращения повторного возникновения такой же ситуации в дальнейшем.

Сказкотерапия позволяет развить творческие способности человека.

Благодаря этому он становится более раскрепощенным с окружающими его людьми.

Очень часто сказкотерапия проводится и с пожилыми людьми, особенно теми, кто оказался в пансионате.

По этому поводу было проведено множество исследований и был подтвержден положительный эффект : пациенты становятся более жизнерадостными и обретают силы на дальнейшее существование.

Общей целью сказкотерапии является коррекция поведения и избавление от страхов, которые заложены в бессознательном.

При работе со взрослыми людьми сказкотерапия применяется для определения характера человека и раскрытия его сущности. Это можно сделать с помощью прочтения и обсуждения уже существующей сказки. Т.е. в этом случае можно говорить о диагностической функции сказкотерапии.

Однако сказкотерапия позволяет вернуть веру человека в положительный исход проблемы. Если пациент сопротивляется при работе с психологом и не открывается до конца, то применяют сказку, чтобы эта энергия была направлена на размышление человека.

Цели

В сказкотерапии используется несколько видов сказок, которые подходят для взрослых и отличаются друг от друга своей целью воздействия на клиента :

  1. Психокоррекционная , целью которой является коррекция определенной психологической проблемы, т.е. нахождение выхода из проблемной ситуации.
  2. Психотерапевтическая , затрагивающая отношения человека с окружающей средой и самим собой, а также воздействующая на психику человека и содержащая мудрость (притчи, сказания).
  3. Медитативная сказка , которая способствует снятию напряжения человека после перенесенных стрессовых ситуаций. Ее можно использовать и после тяжелого рабочего дня.

    Важным моментом является то, что рассказчик должен иметь определенный тембр голоса, чтобы человек смог полностью погрузиться в сказку.

Принципы

Практикующими психологами выделяются несколько принципов сказкотерапии :

Примеры сказок для взрослых и пожилых людей

Психологи для проведения сказкотерапии предлагают использовать народные сказки, которые позволяют передать клиенту жизненный опыт.

Примерами психологических сказок как для взрослых, так и для пожилых людей могут служить:

  • «Курочка ряба»;
  • «Колобок»;
  • «По щучьему велению»;
  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

В некоторых пособиях для практических психологов по сказкотерапии приводятся и другие примеры в зависимости от проблемы и возраста человека.

В пособии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» в приложении можно увидеть сказку для пожилых людей, которые имеют проблемы со взрослыми людьми, которая называется «Старая королева».

Можно найти большое количество психологических сказок на просторах интернета. Их также можно использовать для работы с пациентами.

Техники написания

Как написать свою сказку? Кроме готовых сказок можно создать собственную. Ее может сочинить любой человек как самостоятельно, будь то психолог или клиент, так и совместно с психологом.

В настоящее время есть 4 техники написания сказок , каждый из которых отличается своей простотой и эффективностью.

Так как сказка создается в зависимости от проблемной ситуации, то сначала следует сформулировать проблему.

После этого нужно выполнить следующий шаг — изучить проблему , т.е. необходимо вспомнить, когда и каким образом возникла ситуация, а также то, какие способы были уже использованы при решении проблемы.

Третьим этапом в работе над своей сказкой является превращение проблемы в задачу .

Это заключается в том, что необходимо решить, чего клиент хочет добиться от этой ситуации.

Потом необходимо описать всех участников этой проблемной ситуации и описать поведение и реакцию каждого из них, т.е. кто как себя ведет.

В результате у человека наблюдается противоречие между тем, что есть и что требуется получить.

Затем перед клиентом ставится задача создать рассказ, в котором герой сталкивается с такой же проблемой , потом он пытается ее решить, но это не выходит, но потом он все-таки находит правильный выход из нее. Героям сказок можно придумать свои имена.

Для самостоятельного создания сказки очень подходит следующая техника. Она заключается в том, что необходимо написать небольшую сказку, которая состоит из 10 слов . Их необходимо связать по смыслу между собой. Они могут быть взяты из разных областей жизни и их можно склонять.

Кроме этого, психологи для написания сказки рекомендуют подумать, что беспокоит человека в настоящее время и о чем он хочет поговорить в данный момент.

Это может быть проблема, начиная от конфликтов в семье, и заканчивая финансовыми трудностями. После этого можно начинать сочинять рассказ. По мере его создания у клиента могут появиться новые, свежие способы решения той или иной проблемы.

Третья техника заключается в том, что необходимо представить какой-нибудь предмет . Он должен жить в этот момент в естественной среде.

Потом следует представить, что может нарушить привычный ход жизни этой вещи .

Таких вариантов может быть много. В любом случае, на какой-то из них будет создаваться сказка, которая вызовет решение той или иной проблемы.

Для написания сказки также можно использовать небольшой кусочек бумаги . Далее следует взять ручку и начать рисовать каракули. В какой-то момент вы захотите остановиться.

После этого необходимо внимательно всмотреться в ваш рисунок и записать все ассоциации , которые приходят в голову. Далее сразу же необходимо начать писать рассказ про них.Все вышеописанные техники следует использовать, чтобы определить самый подходящий для дальнейшей работы.

Сказкотерапия позволяет решить большое количество проблем, возникших у человека, а также предотвратить возникновение ошибок при возникновении конфликтов.

Этот метод арт-терапии в настоящее время считается одним из дискуссионных и по этому поводу проводится большое количество исследований.

Сказкотерапия. Сказки для взрослых:

У меня двое детей. И я хорошо знаю, что такое усталость. Нет, не та «канцелярская», которая появляется после восьми-девяти часов перекладывания бумаг и заполнения важных отчетов. И не та, которую испытывают грузчики на сотом мешке картошки, а каменщики - на последнем ряду кладки. Профессию «мама» сложно сравнить с другой. Кто плавал, тот в курсе.

Отдыхать маме нужно особым образом - тут ни вечерние посиделки за футбольным матчем, ни прыжки с парашютом не подойдут. А на «просто выспаться» порой банально не хватает времени. И вот именно в такие моменты, когда все, сил больше нет, меня спасает сказка.

Польза сказки для взрослых

В чем же польза сказки для взрослых? Ведь на первый взгляд может показаться, что сказки - сугубо детское дело. Мы читаем их детям, чтобы развлечься, что-то выучить или просто заполнить свободное время. И далеко не каждая мама задумывается над глубинными смыслами каждой сказочной истории. А они есть!

О том, как «расшифровывать» сказки и с их помощью обучать, корректировать поведение, расслаблять и лечить душевную боль, говорит отдельное и очень перспективное направление современной психотерапии - сказкотерапия .

1. Сказка помогает взглянуть на ситуацию со стороны.

Мы не сталкиваемся с проблемой прямо «в лоб», не пытаемся решить ее логическим путем. Напротив, мы читаем или сочиняем сказку и становимся как бы наблюдателями за жизнью героев. Интересно, что такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые от посторонних глаз варианты выхода из ситуации. Ведь в сказке возможно все. Как, впрочем, и в жизни тоже!

2. Эмоциональное проживание проблем.

Признаемся себе честно - мало кто из нас с детства приучен давать волю эмоциям, искренне переживать свое горе, потери, радости и восторги. Наоборот, мы привыкли зажимать в себе слезы, накапливать усталость, держаться до последнего. Ведь бурно проживать эмоции - стыдно, так говорили мама и папа. И мы сейчас, уже будучи взрослыми девочками и прочитав гору умных книжек, все равно не позволяем себе нарушить родительский запрет. А в сказке же - можно, ведь мы плачем не о себе, а о каком-то волшебном герое. Вот и получается в метафорической форме прожить все то, что не удалось прожить в реальной жизни.

3. Поиск скрытых ресурсов, источников энергии.

Мы так привыкли жить по стандартам, что часто не замечаем все пространство возможностей вокруг. Мы работаем по схеме «из пункта А в пункт В», не задумываясь: а что еще есть между ними? Знакомясь со сказкой и наблюдая за жизнью героев, можно заметить множество возможностей. Наш мир полон энергии, он изобилен, и наша главная задача - позволить себе «подпитаться» из открытых источников.

4. Знакомство с собой настоящей.

В повседневной рутине мы часто забываем о главном. Вот скажите: а знаете ли вы, в чем ваши истинные ценности? Чего вам хочется на самом деле? Не мужу, не детям, а вам самим? Знаю по себе, что ответ непрост. Но именно сказка помогает нам установить тонкую связь со своим внутренним миром, познакомиться с собственными потребностями и желаниями. То есть вернуться к себе как к личности.

5. Лечение души.

Конечно, терапия сказками не предполагает таблетки и уколы. Она действует более мягко и бережно, помогая на метафорическом уровне выявить проблемы, прожить их и найти необходимые ресурсы для решения вопроса наилучшим образом.

6. Расслабление и отдых.

В сказкотерапии есть целое направление - медитативные сказки. Они призваны помочь нам немного отстраниться от своей жизненной ситуации, от проблем и забот и построить другой мир, в котором легко и комфортно. В такие моменты душа отдыхает, появляются новые силы и ресурсы, приходят вдохновение и заряд позитива. О том, как маме написать такую сказку, мы поговорим ниже.

7. Развитие творческого потенциала.

Мама-сказочница со временем начинает не только читать детям сказки, играть с ними, но и сочинять свои истории. А это уже совсем другой уровень. Развивается фантазия, появляется множество разных идей, которые применимы во многих сферах жизни.

8. Рост уверенности в себе.

Когда мы пишем сказки, мы начинаем искренне верить, что все происходит как надо. И даже если что-то идет не по плану, мы всегда можем найти выход. Приходит ощущение, что вы сами пишете сказку своей жизни. А это очень теплое чувство.

9. Улучшается контакт с детьми.

Такой приятный и важный бонус. Мы говорим с детьми на их языке, а значит, становимся ближе. Какой маме не хочется легко и быстро находить занятие для детишек?

Как уставшей маме написать расслабляющую сказку для себя

Давайте перейдем от теории к практике и напишем нужную сказку. Сказку, в которой нет конфликтов и острых углов. Которая поможет снять внутреннее напряжение, вспомнить и накопить в душе радостный опыт, пожить в моменте «здесь и сейчас». Сказку, которая поможет отпустить усталость, найти силы для творческих идей и просто качественно отдохнуть буквально за 5–10 минут.

Как вам такая идея? Тогда быстрее берите ручку и бумагу, и начинаем погружение!

Сядьте в одиночестве, пусть о детях в течение 10 минут позаботится папа. Попробуйте вспомнить момент, в котором вы были счастливы, вам было хорошо, легко и спокойно на душе. Постарайтесь прочувствовать все подробности:

- Что вы видели в этот момент? Какие краски вас окружали? Какие образы?

- Что вы слышали, какие звуки были вокруг вас? Возможно, это была музыка или пение птиц, журчание ручья, гул взлетающего самолета… Все что угодно, лишь бы ваше.

- Какие запахи вы ощущали? Чем пахнет ваше счастье? Мое, например, корицей и молоком. А еще свежестью горного ручья. А ваше?

- Какие вкусы вы испытывали? Возможно, вы как раз ели любимое мороженое или пили кофе с медом? Что это было?

- Какие еще ощущения были? Например, тактильные? Вы прикасались к чему-то мягкому, нежному, теплому? Или, наоборот, к прохладному? Как это было у вас?

Поочередно опишите все образы, задействуя все органы чувств. Наша задача - создать максимально полную картинку того момента, когда у вас все хорошо. Прожить это время снова. И восстановиться душевно.

Моя сказка для примера.

Полет на облачке

Как же сладко лежать на травке и вдыхать запах лета! Вот оно, рядом, такое родное и близкое, такое самое-самое! Каждая моя клеточка впитывает тепло и свет солнечных лучей. Ноздри щекочет свежий, местами пряный и немного терпкий аромат. Ромашки, васильки, шалфей - так пахнет летний день. Погодите, есть что-то еще… Полынь? Она отдает привкусом легкой горечи. Последней и такой важной нотки в моем коктейле вкусного лета.

Прямо возле уха прострекотал кузнечик. Беги, дружочек, по своим важным кузнечиковым делам… А мне сейчас некуда спешить. Лучше буду рассматривать облака…

Вот это похоже на сердечко. Такое же нежно-розовое. А рядом… неужели зайчик? Да, вот они, ушки на макушке. Забавно!

Хотя нет. Как же я раньше не увидела? Это же перевернутый барашек! Эх, забраться бы ему на спину и прокатиться! Прокатишь?

- Садись! - подставляет бочок барашек. - Только быстрее, я спешу!


Его спина оказывается еще мягче, чем я думала. Я будто погружаюсь в самую пушистую в мире перину… Словно чьи-то заботливые руки нежно обнимают меня, согревая теплом и укачивая сладким голосом.

- Спи, моя радость, усни! - поет голос, и я уже чувствую нежный привкус дремы. Пахнет молоком и почему-то медом.

- Как в детстве… - бормочу я, и глазки медленно закрываются. Теплое лето прижимает меня к груди и качает. И я, легкая и воздушная, продолжаю свое путешествие в страну снов. На белом облачке в форме барашка.

От редакции

Как часто мамы испытывают на себе давление со стороны общества: ожидания от того, какой должна быть хорошая мать! Сколько времени она должна уделять ребенку, сколько - мужу, а сколько оставлять на себя? Во что одевать ребенка и чем его кормить, отдавать в развивающие кружки или нет? Планка настолько высока, что неудивительно, что многие женщины отчаиваются и живут с постоянным ощущением собственной вины. Но не стоит забывать, что идеальные дети вырастают у неидеальных матерей! В этом уверена психолог и мама троих детей Ольга Юрковская : .

Еще один прекрасный метод снять напряжение и взглянуть на свои проблемы со стороны - это песочная терапия. Занятие это не менее сказочное, чем сочинение волшебных историй. Анна Кутявина делится премудростями этого вида проективной терапии: