Закипел антифриз. Почему бурлит в расширительном бачке после остановки двигателя Кипит антифриз в расширительном бачке приора

Утечка хладагента - это проблема, с которой довольно часто сталкиваются автолюбители. Особенно актуальным этот вопрос становится с наступлением зимы, когда на антифриз начинает оказывать влияние низкая температура окружающей среды. Сразу стоит сказать что если подобная ситуация возникает только в холодное время года, то чаще всего это связано с типичным уменьшением жидкости, так как ее объем «уходит» из-за обычных физических реакций. В этом случае достаточно проверить уровень антифриза в расширительном бачке и долить необходимое количество хладагента. Зимой, как и в любое другое время года нельзя допускать уровня антифриза ниже отметки «min».

Если же утечки происходят постоянно, и зимой и летом, то простым «доливом» не обойтись. Возможно, вы заметили один из следующих признаков:

  • перестала работать печка (либо она охлаждает воздух, вместо того чтобы его нагревать);
  • уровень хладагента в бачке слишком быстро понижается;
  • мотор автомобиля начал перегреваться или, наоборот, температура двигателя не доходит до необходимого уровня;
  • из-под капота идет пар;
  • после того как машина заводится из глушителя валит белый дым;
  • в салоне автомобиля начало сильно пахнуть хладагентом.

Все эти признаки свидетельствуют о проблемах с антифризом, которые лучше незамедлительно решить. Рассмотрим самые частые «утечки».

Почему выдавливает антифриз из расширительного бачка

Часто автовладельцы сталкиваются с тем, что антифриз начинает выдавливать из расширительного бачка. При этом никаких видимых причин обнаружить не удается (патрубки и крышка целы, а после длительной стоянки луж под автомобилем не появляется). Диагностировать что выбрасывает антифриз через расширительный бачок в этом случае можно, если замерить уровень хладагента либо проверить следующие элементы в заданном порядке:

  • расширительный бачок;
  • радиатор мотора;
  • радиатор печки;
  • корпус термостата;
  • все возможные стыки и патрубки;
  • насос охладительной системы.

Если вытекает антифриз, причины и последствия могут быть серьезней, чем казалось, поэтому не будет лишним произвести проверку масла в моторе. Для этого используется щуп. Если на нем остаются следы светлой пены - это свидетельствует о том, что хладагент смешивается с маслом.

Если же антифриз уходит в двигатель, то на свечах вы обнаружите белые пятна.

При детальном рассмотрении вы сможете выявить одну из причин возникновения протечек, которые образуются в разных узлах.

Радиатор охладительной системы

Внимательно осмотрите двигатель (лучше его предварительно вымыть весь моторный отсек). Одной из самых распространенных причин является нарушение герметичности узлов системы охлаждения. Местом локализации проблемы в этом случае становится радиатор, который, возможно, был пробит камнем или другим предметом, вылетевшим из под колес встречного транспорта. Если течет антифриз из радиатора, то вероятно износились пластины, на которые продолжительное время оказывалось воздействие этиленгликоля, входящего в состав тосола. Или же просто треснул сам бачок, в этом случае его достаточно заменить на новый. Некоторые радиаторы комплектуются пластиковыми бачками, в которых быстро образуются трещины и как результат происходит утечка жидкости.

Радиатор отопителя

Если за протечку отвечает радиатор отопительной системы, то в салоне автомобиля появляется явный «аромат». В некоторых ситуациях также можно обнаружить липкое пятно под приборной панелью.

Важно! Если вы стали чувствовать неприятный запах - незамедлительно решите проблему, так как пары хладагента очень вредны для человеческого организма, особенно если антифриз изготовлен на основе этиленгликоля.

Помпа

Еще одной причиной того, что выкидывает антифриз из расширительного бачка может быть и помпа, а конкретнее износившийся сальник. Выявить этот «недуг» очень просто. Для этого внимательно осмотрите двигатель и если вы обнаружили, что в его нижней части присутствуют влажные участки, значит «виновник торжества» точно помпа.

Термостат

Нарушенная герметичность термостата также является возможной причиной возникновения проблем. В большинстве случаев происходит обычный износ прокладок.

Помимо «ухода» хладагента автовладельцы сталкиваются и с другими незадачами.

Что делать если антифриз закипает

Если вы обратили внимание что тосол начал закипать, то лучше как можно быстрее выявить первопричину, так как это будет пагубно сказываться на работе мотора. Хоть температура закипания антифриза выше порога кипения воды, хладагент все же периодически не справляется с чересчур большими нагрузками. Причин для этого может быть много, например:

  • Уровень охлаждающей жидкости опустился до минимального из-за чего кипит антифриз в расширительном бачке. В этом случае достаточно долить хладагента или воды.
  • Термостат также может стать причиной закипания, если сломался клапан, пропускающий жидкость по большому кругу системы охлаждения. В этой ситуации получается, что антифриз движется только по малому кругу и физически не успевает остыть, в результате чего он нагревается до большой температуры и начинает кипеть. Чтобы выявить такую проблему нужно проверит температуру двух патрубков, если один из них холодный, а другой горячий, то проблема явно в термостате. Неисправность термостата является очень серьезной поломкой, так как при циркуляции антифриза только по малому контуру нагревается не только антифриз, но и сам двигатель, а это уже грозит заклиниванием поршневой группы.

Совет! Если термостат «полетел» за городом и нет возможности его заменить вы можете продолжать движение небольшими отрезками по 5 километров. После каждого отрезка необходимо давать двигателю полностью остыть.

  • Неполадки, из-за которых кипит антифриз, зачастую кроются в радиаторе. Температура антифриза может дойти до точки кипения, если хладагент образует осадок, в следствие чего происходит закупоривание трубок. В результате большой контур системы охлаждения превращается в малый. Самостоятельно избавиться от такой неполадки будет сложно, поэтому лучше обратиться в ремонтную мастерскую.
  • Помпа также может нести полную ответственность не только за утечку, но и за закипание антифриза. Если этот элемент полностью вышел из строя, то хладагент не может полноценно двигаться по системе охлаждения. В результате жидкость кипит, а мотор сильно перегревается.

Несколько советов о том, что делать если антифриз закипел в дороге

Как устранить течь антифриза, если вы оказались посреди шоссе или поблизости нет автосервиса и магазина автозапчастей, первое что приходит в голову - это долить в антифриз воды. Это действительно может спасти ситуацию, но при этой операции нужно быть предельно осторожным. Ни в коем случае не открывайте крышку расширительного бачка, пока мотор полностью не остыл. В противном случае кипящая жидкость может брызнуть вам на руки и тело, нанеся сильнейшие ожоги.

Если во время движения вы заметили скачок температуры антифриза, можно временно решить эту проблему не совершая остановок. Для этого нужно максимально остудить салон автомобиля, открыв окна и включив вентилятор печки. Благодаря этому вам удастся немного понизить температуру антифриза и уменьшить нагрузку на мотор.

Если лампочка перегрева начала мигать, а температура поднялась до критической точки, то лучше сразу остановиться и не допустить того, чтобы закипел мотор. Двигаться дальше в такой ситуации не рекомендуется, дождитесь эвакуатора или попросите кого-нибудь взять вас на буксир.

В заключении

В случае если вам не удалось найти место утечки и самостоятельно определить причину закипания антифриза, лучше не рисковать и обратиться в автосервис. Полагаться на то, что достаточно долить хладагента или разбавить его водой не стоит. Последствия таких утечек могут быть довольно плачевными, особенно если охлаждающая жидкость доберется до двигателя.

Но зачастую проблему удается устранить своими силами. Как показывает практика, в большинстве случаев виноват сам водитель. Ведь систему охлаждения необходимо регулярно обслуживать. Давайте более подробно разберемся с тем, почему кипит антифриз в расширительном бачке, и как устранить проблему.

Система охлаждения двигателя

Первым делом хотелось бы более подробно разобраться с тем, как охлаждается двигатель. Система в целом не сложная, но есть некоторые нюансы в её работе. Необходимо понимать, что как только вы запустили двигатель автомобиля, он интенсивно нагревается. В нём расположены специальные каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость под давлением и отводит часть тепла. Основные элементы системы охлаждения: радиаторы, помпа, термостат, крышка расширительного бачка (воздушный клапан), патрубки и т.п.

Температура кипения антифриза больше, нежели воды. Именно поэтому он используется в современных автомобилях. Если же вспомнить курс физики, то можно сделать вывод - повышение давления приводит к увеличению точки кипения. Соответственно, чем выше давление, тем при большей температуре закипит ОЖ. Но тяжелые режимы эксплуатации (к примеру, стояние в пробках) неминуемо приводят к постоянному увеличению давления в системе. Когда оно достигает определенного значения, открывается воздушный клапан, тем самым стравливая лишний пар в атмосферу.

О регулярном техническом обслуживании

Как было отмечено в самом начале данной статьи, систему охлаждения необходимо периодически проверять на утечки, состояние антифриза, работоспособность помпы и термостата. Если этого не делать, то имеется вероятность серьезной поломки и перегрева двигателя. Капитальный ремонт - мероприятие не из дешевых, поэтому до такого доводить не стоит.

Еще один достаточно важный момент - срок службы антифриза. Во многом это зависит от его типа. К примеру, G11 желательно менять раз в несколько лет, а G12+ с легкостью выдерживает порядка 5-ти лет. При этом есть рекомендации завода изготовителя к типу охлаждающей жидкости и регулярности её замены. Поэтому, если вы заметили, что периодически кипит антифриз в расширительном бачке, то это еще не говорит о какой-либо механической неисправности. Вполне возможно, что он просто потерял часть своих эксплуатационных характеристик, из-за чего понизилась температура кипения. Ну, а сейчас перейдем непосредственно к основным проблемам и методам их устранения.

Недостаточный уровень антифриза в расширительном бачке

Когда в системе недостаточно температура кипения падает. В большинстве случае проблема решается обычной доливкой. Желательно выполнять её на холодную. Обусловлено это тем, что при высокой температуре жидкость расширяется. Поэтому если вы зальете в расширительный бачок до отметки "минимум", при остывании системы тосола станет значительно меньше.

Собственно, в доливке нет ничего сложного. Находим расширительный бачок и выкручиваем пробку. Она может быть как обычной пластиковой, которая не выполняет практически никакой функции, так и герметичной. После того как мы её выкрутили, заливаем необходимое количество антифриза. Желательно, чтобы уровень антифриза в расширительном бачке был между отметками "максимум" и "минимум". Что касается причин, из-за которых упал уровень, то их всего несколько. Вполне вероятно, что при обслуживании системы недолили тосола. Второй вариант - утечка.

Неисправность термостата

Если вы заметили, что выдавливает антифриз из расширительного бачка, то это может говорить о заклинивании термостата. Дело в том, что он работает как клапан и имеет два положения: закрытое и открытое. В закрытом положении циркуляция по системе осуществляется по малому кругу. По большому кругу жидкость проходит через радиатор, что способствует её ускоренному охлаждению. Если двигатель автомобиля холодный, то клапан термостата закрыт, что способствует ускоренному прогреву силового агрегата. Когда двигатель горячий, открывается термостат, и ОЖ циркулирует через радиаторы, где охлаждается потоком встречного воздуха или же диффузорами.

Что мы получаем, если заклинивает термостат? Тут два варианта: постоянно кипит антифриз в расширительном бачке на горячую. Это связано с неправильной циркуляцией ОЖ. При этом выдавливает антифриз из расширительного бачка, так как он постоянно расширяется. Это говорит о том, что клапан заклинило в закрытом положении. Второй вариант - автомобиль будет очень долго прогреваться. При любых проблемах с термостатом, его необходимо заменить, стоит он не слишком дорого, чтобы экономить на такой ответственной детали.

Радиатор охлаждения и его неисправности

Конструкторами на этапе создания автомобиля закладываются определенные данные по скорости перемещения антифриза в системе. Со временем внутреннее пространство радиатора забивается солями и осадком. Этого не избежать, хотя проблема достаточно просто устраняется своими силами. Достаточно при замене охлаждающей жидкости промывать систему специальными средствами, что позволит частично или полностью удалить образовавшийся во время эксплуатации осадок. В результате ОЖ будет быстрее проходить по кругу и гораздо эффективней охлаждаться.

В это же время не стоит забывать и о радиаторе снаружи. Так как он установлен за передним бампером и охлаждается потоком встречного воздуха, то загрязняется снаружи достаточно быстро. Соты забиваются и теплообмен нарушается. Воздух не проходит через радиатор, что и приводит к кипению антифриза в расширительном бачке. Соты очищаются специальными моющими растворами под небольшим давлением. Автомойку желательно не использовать, ведь можно погнуть соты.

Неисправность воздушного клапана

Как мы уже разобрались, пробка расширительного бачка - это довольно важный элемент, хотя многие автомобилисты не меняют его за весь срок эксплуатации автомобиля. Но тут кому как повезет, ведь клапан может исправно работать довольно длительное время, а может выйти из строя за год эксплуатации или даже меньше.

Проверить пробку на работоспособность довольно просто. Для этого необходимо завести двигатель автомобиля и полностью прогреть его. Когда в системе наберется излишнее давления, клапан должен сработать и лишнее давление сбросится. Понять это можно по характерному звуку. Кроме того, поломка клапана будет приводить к выдавливанию антифриза в расширительный бачок. Ремонту крышка не подлежит, поэтому её необходимо заменить.

Вентиляторы охлаждения

Датчик температуры антифриза необходим не только для того, чтобы контролировать состояние системы на приборной панели. Он выполняет еще одну, не менее важную функцию. Датчик отправляет данные на бортовой компьютер и при достижении определенной температуры дает сигнал к запуску вентиляторов охлаждения. Если при движении на высокой скорости диффузоры практически не нужны, то в пробках они просто необходимы.

Если что-то работает неправильно, то запуска вентиляторов не происходит, при этом зачастую сам датчик работает нормально. Проблема может заключаться в обрыве электрической цепи или же выходе из строя предохранителя. Прозвонить проводку можно как самостоятельно, так и у электрика на СТО. После этого проблема должна исчезнуть. Но в первую очередь желательно проверить предохранитель. Для этого достаточно установить новый. Реже всего из строя выходит реле. На некоторые модели автомобилей его не купить в обычном автомагазине. В этом случае, как временное решение, можно установить перемычку. Но нужно понимать, что вентилятор будет работать постоянно.

Брешь в системе

Утечка антифриза - это наиболее распространенная проблема. Со временем патрубки рассыхаются, на них появляются микротрещины. Также ослабевают места крепления к радиаторам и расширительному бачку. В результате этого сначала появляется небольшая течь, которая со временем только усиливается. Если проблему не устранять, то в конечном итоге патрубок может порвать. Весь антифриз выльется, а двигатель перегреется, если вовремя этого не заметить.

Чтобы такого не случилось, рекомендуется периодически менять резиновые патрубки, осматривать состояние креплений и т.п. Также утечка может появиться как следствие неисправности воздушного клапана. Когда в системе было слишком большое давление, то нашлось слабое место, через которое уходит ОЖ. В этом случае непонятно, сколько заливать антифриза, ведь его уровень будет постоянно изменяться. Желательно как можно скорей устранить течь.

Водяной насос

Так называемая помпа отвечает за прокачку охлаждающей жидкости по системе. Обычно водяной насос входит в комплект газораспределительного механизма и меняется по регламенту. Поэтому помпу желательно устанавливать новую каждые 70-100 тысяч километров пробега, во избежание проблем.

Но бывает так, что денег на оригинальный насос не хватает. В этом случае водители покупают альтернативу, чаще всего китайский заменитель, а потом удивляются, почему закипает антифриз. Через некоторое время помпа дает течь, что может привести к разрушению её крыльчатки и попаданию пластиковых элементов в системы силового агрегата. Заменить неисправную помпу недешево, но это необходимо сделать как можно скорее. Самостоятельно передвигаться на автомобиле в этом случае не рекомендуется. Дешевле заплатить за эвакуатор.

Вот мы и разобрались с основными причинами закипания и выдавливания антифриза. Как вы видите, их огромное количество. Зачастую выявить и устранить проблему достаточно просто. Но все же необходимо соблюдать ряд простых правил, помогающих всегда поддерживать систему охлаждения мотора в нормальном состоянии:

  • регулярная замена антифриза;
  • проверка работоспособности термостата и воздушного клапана;
  • снаружи и изнутри при замене антифриза;
  • осмотр патрубков на наличие дефектов в виде трещин;
  • замена помпы вместе с комплектом ГРМ.

Собственно, ничего сложного, равно как и долить антифриз в систему. Но в это же время несоблюдение рекомендаций завода изготовителя может привести к более серьезным проблемам.

Подведем итоги

При перегреве двигателя автомобиля силовой агрегат может и не выйти из строя. Все зависит от длительности езды на повышенной температуре и конструктивных особенностей мотора. К примеру, ДВС с алюминиевым блоком боится перегревов больше остальных. Поэтому такой мотор чаще всего заклинивает при достижении критической температуры.

Многие автомобилисты знают, как долить антифриз, но от проблем это не спасает. Ведь прозевать уровень рано или поздно можно. Как показывает практика, серьезные поломки случаются в самый неподходящий момент. Порвать патрубок может на трассе далеко от дома, и даже пробка расширительного бачка не дает никакой гарантии. Что делать в этом случае? Главное - не паниковать. Если мотор не был перегрет, то серьезных последствий уже удалось избежать.

Чтобы таких неприятностей не случилось, необходимо соблюдать рекомендации завода изготовителя. Желательно покупать только оригинальные запчасти, ведь в 90% случаев они самые качественные. Вот вы и знаете, почему кипит антифриз в расширительном бачке, и что делать при возникновении такой проблемы.

Чтобы начать действовать, надо знать, почему закипает тосол или антифриз в расширительном бачке – на случай, если из-под капота повалил пар. В зависимости от причины и манипуляции будут разными. Главное, что нужно помнить: ни в коем случае не стараться добраться домой при кипящем движке.

Если пренебречь этим, то и капремонт может не спасти вашего верного коня. Пожара, ясное дело, ожидать не приходится, но перегревшееся железо расширяется, и без охлаждения как минимум придется перебирать движок, меняя полетевшие запчасти. А, в самом крайнем случае – и вовсе: покупать новый мотор.

Почему закипает тосол или антифриз в расширительном бачке: причиной могут послужить несколько узлов, . В каждом случае нужны свои действия.

Проверь уровень!

Прежде, чем искать сложные поломки и думать, как добраться до конечного пункта, стоит просто заглянуть в бачок. Вполне возможно, что уровень тосола в нем недостаточен. Другое дело, если антифриз залит вот буквально только что, а сейчас его снова нет. Нужно проверить целостность самого бачка и подводящих к нему трубок. Если найдена течь – залепить хотя бы временно, пока доберешься до авторынка и купишь новые. Или же съездить туда на общественном транспорте.

Термостат

Он обеспечивает циркуляцию хладагента по двум кругам – малому и большому. Если клапан заклинит в одном положении, будет доступен для прохождения только малый. Соответственно жидкость не будет успевать остывать и потеряет способность к охлаждению деталей. Чтобы убедиться, что дело именно в термостате, открываем капот и ищем патрубки, присоединенные к нему. Если тот, что ведет к радиатору, более горячий, чем его собрат – вас подвел именно термостат (особенно, это бывает характерно для авто типа Таврии).

Щупать надо осторожно – можно обжечься. В случае, если вы недалеко от цивилизованных мест, поменять термостат не проблема. Если же он полетел на трассе, придется постоянно в систему охлаждения подливать воду, ждать, пока все остынет, проезжать километров 5 – и по новой, пока не доползете до ближайшего места, где можно купить новый.

Радиатор охлаждения

С ним тоже возможны неприятности. Они могут быть вызваны тремя причинами:

  • Самый безобидный вариант: подождал, пока остынет, пробка закончилась – и с легким сердцем едешь дальше;
  • сердцевина забита внутри – осадками хладагента или пылью. Напор через радиатор падает, охлаждение недостаточное;
  • накипь и наслоения в патрубках. У шлангов падает теплопроводность, и жидкость снова не успевает остывать.
Кроме первого варианта , самостоятельно проверить и что-то сделать вне СТО/гаража невозможно. Так что берем трос и цепляемся к корме какой-нибудь доброй души. Или вызываем эвакуатор.

Помпа: Она наиболее часто подводит в тех машинах, где крутящий момент на шкив насоса подается отдельно от газораспределителя. Частота вращения шкива может снизится, если ослаблен (растянут) приводной ремень. Убедившись, что ваш термостат в норме, попробуйте подтянуть ремень и поехать после остывания движка и долива хладагента.

Вентилятор: Если убился вентилятор, эту причину определить проще всего. Даже если на авто нет соответствующего датчика, предупреждающего, что вентилятор не работает, человек, не впервые севший за руль, услышит это по звуку. В городе и потихоньку, с неработающим вентилятором доехать до ремонтера можно. За городом – ищем буксир.

Избыток давления

Струя пара хладагента может вырываться не только при какой-то поломке. При этом датчик температуры показывает, что двигатель в норме и не перегрелся, а тосол в бачке кипит. Если, уже заглушив мотор, вы слышите бульканье антифриза и наблюдаете его активную жизнедеятельность, купите крышку на горловину системы охлаждения с термостатным датчиком и клапаном на пружине.

При поднятии давления внутри системы пружина будет по приказу датчика поднимать крышку и стравливать избыток хладагента в бачок. Подчеркиваем: это только на тот случай, если движок не перегревается, а тосол при этом кипит.

Ну, а выяснив, почему закипает тосол или антифриз в расширительном бачке, немедленно надо предпринять соответствующие меры, чтобы после не кусать себе локти, оплачивая дорогостоящий ремонт.

В системе охлаждения двигателя автомобиля должен использоваться хладагент, соответствующий стандарту силового агрегата. Регулярная эксплуатация авто с отработавшим свой ресурс антифризом может способствовать перегреву ДВС. Какова температура кипения Тосола и к чему может привести закипание мотора, мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Температура и причины кипения жидкостей в двигателе

Не рекомендуется использовать вместо ОЖ воду, так как она не может качественно охлаждать двигатель. Если в бочке под капотом залита вода, то при атмосферном давлении 760 мм точка кипения жидкости в градусах составит 100. В зависимости от типа использующегося хладагента, этот показатель может быть разным. У антифриза стандарта G11 или G12 красного, зеленого или любого другого цвета температура кипения составит 120°C. Если в радиаторе системы охлаждения залит традиционный Тосол, то — 105°C-110°C.

Пользователь Роман Романов снял ролик, в котором рассказал о причинах закипания силового агрегата.

Ниже разберем причины, почему после остановки двигателя или во время движения происходит кипение в ДВС хладагента Felix А40, Мотюль, Аляска, Тосол и других.

Недостаточное количество ОЖ

Это считается одной из основных причин закипания. В идеале уровень расходного вещества должен располагаться между рисками MIN и МАХ на резервуаре. Если падение объема связано с недоливом жидкости, то первое, что надо делать — добавить хладагент в систему. Когда причина заключается в утечке, необходимо ликвидировать проблему, после чего залить в бачок недостающий объем жидкости. При наличии протечки давление в охладительной системе не соответствует норме, это приводит к тому, что силовой агрегат машины закипает. При диагностике обратите внимание на пробку резервуара. В случае если она повреждена и не фиксируется нормально на резьбе, ее надо поменять. Нехватка хладагента может быть связана с его испарением.

Неисправность вентилирующего устройства

С такой проблемой часто сталкиваются владельцы современных машин, оснащенных электрическими вентиляторами. Когда температура хладагента в расширительном бачке увеличивается до определенной точки, включается контроллер, который замыкает электроцепь активации устройства и включает его. В результате срабатывания температура работы мотора снижается. Есть вариант диагностики вентилятора. Посмотрите на устройство, когда температура хладагента в двигателе увеличится до 100 градусов и выше. Если девайс не включился, то попробуйте замкнуть контакты, подсоединенные к контроллеру активации вентилятора. Когда замыкание не помогло, то причину надо искать в электрическом моторе устройства. Вероятнее всего, вентилятор придется поменять.

Электрический вентилятор авто

Воздушная пробка

Еще одна причина, по которой хладагент Феликс или любой другой кипит, может заключаться в появлении воздушной пробки в охладительной системе. Наличие воздуха приводит к тому, что нарушается циркуляция жидкости. Обычно появление воздушной пробки связано с заменой ОЖ. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо поставить автомобиль, приподняв его переднюю часть. После этого откройте капот и открутите крышку на радиаторном устройстве, заведите двигатель. В это время помощник должен быстро нажать несколько раз на педаль газа, одновременно вы нажимаете на шланги охладительной системы. При этом в расширительном бачке могут появляться пузырьки, они говорят о выходе воздуха из магистралей. После удаления пробки добавьте в систему необходимое количество жидкости.

Некачественная ОЖ

Такая проблема известна всем автовладельцам, которые в свое время сэкономили на покупке вещества. Если вы приобретаете низкокачественный хладагент, то он может быть разбавлен с водой. А так как ее температура кипения более низкая, соответственно, возникает вероятность закипания агрегата.

Неисправность прокладки ГБЦ

Если уплотнитель ГБЦ прогорает, это приводит к нарушению герметичности охладительной системы. При этом антифриз будет попадать в каналы смазки моторной жидкости, а масло смешается с хладагентом. Для диагностики проблемы запустите силовой агрегат машины, помощник в это время должен начать движение. Если при увеличении оборотов и трогании в расширительном резервуаре появились пузырьки, это говорит о повреждении прокладки, вы сможете только поменять ее. При износе уплотнителя из глушителя пойдет белый дым с остатками хладагента, также следы антифриза будут на свечах зажигания. Объем охлаждающей жидкости снизится.

Неисправности в охладительной системе

Речь идет о поломках водяного насосного устройства или использовании узлов от других изготовителей. Причина может заключаться в загрязнении радиатора. Если в вашем авто вентилирующее устройство установлено на насосе, проблема может быть связана с отсутствием нормального воздушного потока. Когда используется насосное устройство без защитного кожуха, это приводит к обдуву силового агрегата горячим воздушным потоком, скапливающимся в моторном отсеке.

При какой температуре закипает тосол, в своем ролике расскажет пользователь Александр Скрипченко.

Выход из строя термостата

Когда температура двигателя машины увеличивается до 90 градусов, устройство открывает специальный клапан, в результате чего запускается большой круг циркуляции хладагента по системе. Если клапан не откроется, антифриз будет перемещаться только по малому кругу, что приведет к закипанию жидкости. Чтобы произвести диагностику состояния устройства, необходимо открыть капот и потрогать шланги, подключенные к механизму. Если магистраль, по которой антифриз поступает к радиаторному устройству, более горячая, это говорит о необходимости замены радиатора.

Отработанный хладагент

Этот вариант менее чреват для автовладельца, чем другие. Со временем охлаждающая жидкость теряет свои свойства в результате изменения химического состава, это происходит всегда при долгом использовании одной и той же марки ОЖ. Необходимо поменять хладагент.

Поломка радиаторного устройства

Такой элемент охладительной системы обычно ломается в результате засорения девайса грязью и осадками жидкости. В итоге значительно снижается поток воздуха, который проходит через устройство. Причина неисправности может заключаться в образовании накипи и появлении отложений в магистралях. Из-за этого уменьшается теплопроводность патрубков, что приводит к недостаточному охлаждению.

Фотогалерея

1. Отложения в резервуаре с хладагентом 2. Выход из строя термостата охладительной системы 3. Поврежденный радиатор охлаждения 4. Поврежденная прокладка ГБЦ мотора

Последствия

Есть несколько уровней перегрева силового агрегата — слабый, средний, а также высокий. В первом случае мотор работает на горячем хладагенте не больше пяти минут. За этот период значительных повреждений произойти не должно. При среднем перегреве силовой агрегат функционирует с кипящим хладагентом около 15 минут.

За это время:

  • в основном радиаторе охлаждения может появиться утечка;
  • произойдет повреждение патрубков охладительной системы, что приведет к ;
  • поршневые кольца начнут работать в условиях высоких нагрузок, эти элементы подвергнутся усадке, в результате чего расход моторной жидкости возрастет в несколько раз;
  • нарушится герметичность сальников и уплотнителей, что приведет к утечке смазочного вещества.

Чем опасна высокая температура для движка автомобиля:

  1. Взрыв силового агрегата. Такая проблема может произойти при критическом перегреве.
  2. Плавление поршней в моторе. В результате работы в условиях высоких температур элементы могут прогореть. Потребуется капитальный ремонт двигателя.
  3. Деформация головки блока цилиндров. Такое повреждение требует ремонта и расточки ГБЦ.
  4. Произойдет разрушение перегородок в двигателе, установленных между кольцами, в результате чего последние приварятся друг к другу.
  5. Деформация клапанов. Понадобится замена деталей.
  6. Произойдет прогорание или повреждение прокладки ГБЦ. Также потребуется серьезный ремонт с заменой уплотнителя и установкой новых болтов на головку блока.
  7. Разрушатся гнезда клапанов.

Как предупредить?

Для предотвращения неисправностей, связанных с работой охладительной системы, автовладелец должен регулярно следить за состоянием машины.

Речь идет о своевременном техническом обслуживании. При наличии первых признаков поломки все вышедшие из строя элементы подлежат замене. Необходимо всегда следить за состоянием и уровнем жидкости в охладительной системе. Если в ней имеются отложения, осадок, следует произвести замену вещества и выполнить промывку каналов системы.

Канал АВТО РЕЗ снял ролик, в котором даны рекомендации по решению проблемы перегрева ДВС.

Что делать при закипании?

Что надо сделать в первую очередь, если двигатель машины закипел:

  1. Снизьте нагрузку на силовой агрегат автомобиля. Для этого включите нейтральную скорость и катитесь, пока авто полностью не остановится, ДВС глушить не надо. Также включите отопитель на полную мощность, это позволит остыть двигателю.
  2. Когда машина остановится, заглушите силовой агрегат, но не отключайте зажигание, поскольку печка должна работать.
  3. Откройте капот автомобиля, это обеспечит обдув двигателя холодным воздухом.
  4. Подождите около двадцати минут. Откручивать крышку резервуара с хладагентом в моторном отсеке еще не надо, поскольку горячая охлаждающая жидкость может брызнуть. Попадание на кожу горячего Тосола приведет к появлению ожогов.
  5. Попробуйте добраться до ближайшего СТО или гаража, где будет произведена процедура диагностики. Лучше, чтобы машину отбуксировали. Если ехать до станции техобслуживания далеко, то оцените уровень хладагента в емкости. При нехватке жидкость добавляется в систему, но если ее объем катастрофически низкий, делать это надо аккуратно, поскольку резкое охлаждение также приведет к неисправностям в работе мотора.
  6. После остывания ДВС запустите агрегат и не спеша поезжайте до СТО или гаража. В процессе поездки контролируйте температуру мотора. Как только вы увидите, что она увеличилась, агрегат необходимо заглушить и подождать, пока он остынет. Ехать надо только с включенной печкой.

Почему кипит тосол? Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам, например, произошла разгерметизация крышки расширительного бачка системы охлаждения, возникла неисправность термостата, снизился уровень охлаждающей жидкости, был залит плохой тосол, вышел из строя вентилятора охлаждения или датчик температуры. Основное, что должен помнить водитель машины, у которой кипит антифриз, - дальнейшее движение невозможно! Несоблюдение этого правила может привести к полному выходу двигателя из строя, что чревато дорогостоящими и сложными ремонтами. Однако устранить причины кипения тосола на самом деле не так сложно, и порой под силу даже начинающему автовладельцу.

Обязательно стоит знать:

Причины закипания и их решение

Для начала детально разберем все причины, из-за которых закипает тосол.

Чтобы восстановить работоспособность системы охлаждения, и впредь не допускать ситуации, когда быстро закипает тосол или антифриз, необходимо выполнить ревизию перечисленных выше узлов. Перечислим, в какой последовательности необходимо проверять указанные узлы в соответствии с тем, с какой вероятностью и частотой они выходят из строя.

Вспенивание антифриза

  1. Расширительный бачок и его крышка . Особенно это актуально для случаев, если закипел антифриз в расширительном бачке, и из-под него идет пар. Лучше заменить крышку с клапаном целиком.
  2. Термостат . Этот узел нужно проверять, если при включенном двигателе радиатор холодный, а тосол кипит. Также термостат имеет смысл проверить после замены охлаждающей жидкости, если она тут же закипела.
  3. Вентилятор охлаждения . Он нечасто выходит из строя, однако проверить имеет смысл. Как правило, проблемы возникают в отпавших контактах или пробое изоляции обмоток статора и/или ротора.
  4. Датчик температуры . Устройство достаточно надежное, однако на старых машинах иногда выходит из строя. Собственно он то и управляет работой вентилятора на радиаторе
  5. Центробежный насос (помпа) . Здесь аналогично предыдущему пункту..
  6. Радиатор охлаждения . Необходимо внимательно осмотреть его на предмет повреждений и возможных утечек охлаждающей жидкости. Если он течет (это будет сопровождаться ситуацией, когда ), то необходимо его демонтировать и запаять. В крайнем случае менять на новый. Можно же просто почистить, если он очень засорен. Для внешней чистки его лучше снять. А внутренняя чистка происходит вместе со всей системой охлаждения (без демонтажа).
  7. Проверить уровень антифриза в системе . Он может вытечь из поврежденной системы, а оставшийся объем не выдержать тепловой нагрузки и закипеть. Если используется некачественная жидкость с низкой температурой кипения, то ее нужно заменить полностью. В противном случае можно просто .
  8. Проверить, подходит ли залитый антифриз для текущей машины . В случае, если имело место смешивание двух марок охлаждающей жидкости, то убедиться, что совместимы между собой.
  9. Проверить работу предохранительно-спускового клапана . Проверить работу клапана на крышке можно с помощью полиэтилена.
  10. Проверить качество залитого антифриза . Это можно сделать несколькими методами, используя как профессиональное оборудование, так и подручные средства, имеющиеся в гараже или дома.

Плохой тосол смерть мотору

Температура кипения и замерзания охлаждающей жидкости зависит от состава. Последствие заливки плохого (поддельного) тосола - закипание и разрушение двигателя. Узнайте признаки и методы проверки дабы определить что он плохой

Как правило, нужно выполнить лишь один из перечисленных пунктов. Однако в сложных ситуациях возможен выход из строя нескольких перечисленных узлов.

Помните, что все ремонтные и профилактические работы с системой охлаждения необходимо выполнять только при остывшем двигателе. Ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка при горячем двигателе! Так вы рискуете получить сильный ожог!

Зачастую закипание происходит при движении машины на пониженной передаче при работе двигателя на высоких оборотах, например, при длительной езде в горах или в городских пробках в летнюю жару. Ситуация усугубляется, если включен кондиционер, поскольку он дает дополнительную нагрузку на систему охлаждения, в частности, на основной радиатор. Поэтому перед поездкой в горы обязательно проверьте состояние системы охлаждения двигателя, в том числе уровень антифриза в ней. При необходимости долейте его или замените.

Нередко причиной закипания антифриза может стать образование воздушной пробки в системе охлаждения. Симптомами ее образования являются проблемы в работе термостата, утечка антифриза, проблемы с помпой и печкой салона. Поэтому если хотя бы одна из перечисленных проблем есть на вашей машине, то рекомендуется исправить ситуацию, поскольку ее игнорирование может спровоцировать и закипание мотора.

Некоторых водителей интересует вопрос о том, почему кипит антифриз после остановки? Тут возможны несколько вариантов. Первый - при стоящей машине с запущенным двигателем. Значит, это просто совпадение, и вам повезло, что вы обнаружили возникновение ситуации, когда закипел тосол не в движении, а на дороге или в гараже. В этом случае сразу же глушите двигатель и устанавливайте машину на ручной тормоз. О дальнейших действиях поговорим чуть позже.

Низкий уровень антифриза

Другой вариант заключается в том, что дым (пар) продолжает идти из-под капота уже после того, как вы обнаружили закипание и остановились у обочины. Необходимо понимать, что большинство жидкостей, и антифриз не исключение, обладает высокой теплоудельностью. А это означает, что нагревается и охлаждается он достаточно долго. Поэтому на лицо ситуация, когда вы наблюдаете кипящую охлаждающую жидкость, которая через некоторое время после остановки двигателя перестанет испаряться.

Существуют экзотические варианты, когда бурлит в расширительном бачке после того как двигатель заглушен. Например, описанная далее ситуация актуальна для машины Chrysler Stratus. Заключается она в том, что после глушения двигателя предохранительно-спусковой клапан радиатора сбрасывает давление в расширительный бачок. И возникает эффект, что там все кипит. Многие автолюбители принимают такой процесс как и спешат поменять ее. Однако спешить не нужно, а вместо этого имеет смысл внимательно изучить схему системы охлаждения конкретного автомобиля.

Какие последствия когда антифриз закипел

Последствия того, что закипел антифриз, зависят от того, насколько перегрелся двигатель. А это, в свою очередь зависит от марки машины (мощности двигателя и массы корпуса), конструкции мотора, а также времени между тем как непосредственно произошло закипание двигателя и его остановкой (моментом, когда он выключился и начал остывать). Условно разделим возможные последствия на три степени - легкую, среднюю и тяжелую.

Так, при легком перегреве двигателя (до 10 минут) возможно незначительное оплавление поршней двигателя. При этом они незначительно могут изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не является критической, разве что в случае, если с геометрией и до этого были проблемы. Если вовремя заметить закипание тосола и предпринять соответствующие меры, о которых пойдет речь далее, то достаточно устранить причину поломки и все будет в порядке.

Средний случай перегрева наступает приблизительно через 20 минут после того, как закипел . Так, возможны следующие типы поломок:

  • искривление корпуса головки блока цилиндров (актуально при достижении температуры двигателя +120 градусов и выше);
  • на ГБЦ могут появиться трещины (как микротрещины, так и трещины, видные человеческому глазу);
  • расплавление или прогорание прокладки блока цилиндров;
  • выход из строя (обычно полное разрушение) межкольцевых перегородок, стоящих на двигательных поршнях;
  • сальники начнут пропускать моторное масло, и оно может как вытекать наружу, так и смешиваться с закипевшим антифризом.

Уже перечисленных поломок достаточно для того, чтобы представить масштаб трагедии, которая может приключиться с автомобилем в случае, если закипел тосол. Все это чревато выполнением капитального ремонта движка .

Расширительный бачок с крышкой

Однако если водитель по каким-либо причинам проигнорировал закипание и продолжает ехать дальше, то наступает так называемая критическая «волна разрушений». В очень редких случаях мотор может попросту взорваться, то есть полностью лопнуть и выйти из строя, однако такое случается нечасто. Как правило, разрушения происходят в следующей последовательности:

  1. Оплавление и сгорание поршней двигателя.
  2. В процессе упомянутого оплавления расплавленный металл попадает на стенки цилиндров, тем самым затрудняя ход поршней. В конечном итоге поршень также разрушается.
  3. Зачастую после выхода из строя поршней машина попросту глохнет и останавливается. Однако если этого не происходит, то начинаются проблемы с моторным маслом.
  4. Из-за того, что масло также набирает критическую температуру, оно теряет свои эксплуатационные свойства, из-за чего под удар ставятся все трущиеся детали двигателя.
  5. Обычно мелкие детали оплавляются, и в жидком виде они прилипают к коленчатому валу, что естественным образом затрудняет его вращение.
  6. После этого начинают вылетать клапанные гнезда. Это приводит к тому, что под воздействием хотя бы одного поршня коленчатый вал попросту ломается, или, в крайнем случае, выгибается.
  7. Сломанный вал может легко пробить одну из стенок блока цилиндров, а это уже равносильно полному выходу двигателя из строя, и что самое интересное, восстановлению такой мотор уже вряд ли подлежит.

Очевидно, что последствия закипания тосола в системе охлаждения могут быть весьма печальными как для автомобиля, так и для его владельца. Соответственно, необходимо поддерживать охлаждающую систему в порядке, регулярно следить за уровнем антифриза, а при необходимости доливать его до нормального уровня. А в случае, когда закипание все же произошло, то нужно среагировать как можно быстрее, и предпринять действия по устранению неполадки.

Что делать если кипит антифриз

Что делать если закипел двигатель

Однако самым интересным и интересующим водителей вопросом является следующий - что делать, если закипел антифриз/тосол в дороге или на стоянке. Первое, о чем необходимо помнить - не паниковать, то есть держать ситуацию под контролем! Желательно как можно раньше обратить внимание на то, что система охлаждения частично вышла из строя. Это можно сделать как с помощью приборов на панели, так и визуально по выходящему из-под капота пару. Чем раньше вы предпримите соответствующие действия - тем больше вероятность отделаться недорогим ремонтом.

Существует несложный алгоритм, который должен знать каждый автолюбитель, даже тот, который ни разу не сталкивался с подобной ситуацией. Состоит он из следующих шагов:

Алгоритм действий несложный, и с ним может справиться даже малоопытный водитель. Главное, вовремя заметить сам процесс закипания антифриза. И желательно всегда иметь в багажнике небольшой запас охлаждающей жидкости (аналогичную или совместимую с используемой на данный момент), как и моторного масла. Много места канистра не занимает, а может пригодиться в критический момент.

Чего нельзя делать, когда кипит двигатель

Существует ряд строгих правил, ограничивающих действие водителя во время возникновения ситуации, когда кипит антифриз в радиаторе, расширительном бачке или другом элементе системы охлаждения. Эти правила призваны обезопасить человеческое здоровье от нанесения ему тяжелых травм, так и от того, чтобы минимизировать материальные потери, которые могут возникнуть в описанной ситуации.

  1. Не нагружать двигатель (не газовать, а вместо этого нужно максимально сбросить обороты до значения холостых, обычно в районе 1000 об/мин).
  2. Резко не останавливаться и глушить мотор, думая что двигатель перестанет кипеть, наоборот все только усугубится.
  3. Не прикасаться к раскаленным деталям подкапотного пространства!
  4. Пока идет пар из-под крышки расширительного бачка или другого узла и пока бурлит тосол в системе категорически нельзя открывать крышку расширительного бачка! Делать это можно лишь по прошествии указанного выше времени.
  5. Нельзя поливать двигатель холодной водой! Нужно дождаться, чтобы мотор остыл самостоятельно.
  6. После остывания двигателя и доливания нового антифриза нельзя ехать после достижения температуры более +90 градусов.

Соблюдение этих несложных правил обеспечит безопасность водителя, а также минимизирует степень поломки и, следовательно, возможные материальные затраты.