Электронный блок управления двигателем (эбу,эсуд, контролёр). Распиновка контактов разъемов блоков эбу двигателей авто Где стоит эбу

Электронный блок управления двигателем (сокращенные наименования ЭСУД, ЭБУ двигателя)- по простому можно назвать “мозгом” четырнадцатой. Это устройство, объединяющее все оборудование и коммуникации в одну систему и заставляющее их работать как единое целое.

В данной статье мы разберемся, что такое ЭБУ, где он расположен, какие устройства могут быть установлены на четырнадцатую, а также как выполняется ремонт электронных блоков управления двигателем и в чем заключаются особенности их диагностики.

ПРИНЦИП РАБОТЫ И МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ УСТРОЙСТВА

Электронный блок управления двигателем начинает работать при активации зажигания, он непрерывно функционирует в процессе езды, собирая информацию с разных датчиков четырнадцатой. Полученная информация анализируется процессором и по результатам анализа полученных данных устройство управляет функциональными системами ВАЗ-2114.

Блок управления двигателем ВАЗ четырнадцатой:

  • (датчик) скорости движения;
  • Кислорода;
  • Детонации;
  • Фаз впрыска топлива;
  • Положения дроссельной заслонки;
  • Моментального расхода воздуха;
  • Температуры жидкости в системе охлаждения.

На основе полученной информации ЭБУ на ВАЗ 2114 управляет такими системами и узлами автомобиля:

  • Адсорбером;
  • Системой зажигания;
  • Форсунками и топливным насосом;
  • Вентиляцией;
  • Программами автоматической диагностики;
  • Узлом регулировки холостого хода.

Мозги на ВАЗ 2114 состоят из 3-ех отдельных устройств, каждое из которых обладает индивидуальным видом памяти:

  1. Устройство оперативного запоминания – блок ОЗУ является системой, обладающей кратковременной памятью. ОЗУ содержит информацию об недавних ошибках, которые ЭБУ обнаружил в системах четырнадцатой и разнообразных текущих параметрах автомобиля. ОЗУ память полностью обновляется при выключении зажигания.
  2. Программируемое устройство постоянного запоминания – основной блок памяти, в нем сохраняется прошивка ЭБУ. ППЗУ содержит информацию о результатах калибровок систем четырнадцатой, а также алгоритм управления силовым агрегатом. Память ППЗУ – постоянная, она сохраняется при . При определенных навыках, блок ППЗУ может быть перепрограммирован, что даст улучшение мощности и динамики ВАЗ 2114.
  3. Запоминающее электрически перепрограмируеммое устройство – основное функциональное предназначение блока – охрана машины. ЭРПЗУ содержит данные системы противоугонки четырнадцатой – пароли и их кодировку. Запустить двигатель удастся только после того, как ЭРПЗУ и иммобилайзер выполнят сравнения данных между собой.

ЭБУ ВАЗ 2114 спрятан внутри торпеды, прямо под . Для того чтобы добраться к мозгам необходимо с помощью крестообразной отвертки открутить фиксирующие шурупы и снять боковую панель торпеды со стороны пассажирского сидения. Там вы увидите продольный пластиковый корпус мозгов, который вставлен внутрь фиксатора из нержавеющей стали.

Чтобы снять блок управления необходимо открутить фиксирующий болт и потянуть фиксатор на себя, после чего устройство можно свободно извлечь (предварительно нужно полностью обесточить автомобиль, сняв все клеммы с аккумулятора).


Снимаете панель, а за ней “мозги” – все просто!

ВИДЫ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2114

Четырнадцатая – автомобиль, производство которого велось в течении 12 лет. На протяжении всего цикла производства инженеры Авто-ВАЗа занимались постоянным усовершенствованием основных характеристик ВАЗ 2114. Изменения касались в том числе и мозгов машины. На ВАЗ 2114 может быть установлено 8 поколений электронных блоков от разных изготовителей.

Разберемся, как узнать, какой ЭБУ стоит на ВАЗ 2114. Для этого необходимо посмотреть на само устройство – на его корпусе нанесены цифры номера модели, перепишете эти цифры и сопоставьте с маркировкой, приведенной в таблицах этой статьи.

GM-09 И ЯНВАРЬ-4

Первое поколение мозгов четырнадцатой были представлено блоками GM-09 и Январь-4. Такие устройства устанавливались с самого начала производства ВАЗ 2114 по 2003 год.

Первые блоки обладали широким модельным рядом, электронный контроллер ВАЗ 2114 мог отличатся наличием датчика детонации, работающего по резонансному принципу, и соответствием стандарту ЕВРО-2.

На сегодняшний день стоимость такого устройства составляет от 5 до 5,5 тысяч рублей.


ЯНВАРЬ 5.1.Х, ИТЕЛМА 5.1, BOSCH M1.5.4

Следующее поколение мозгов представлено устройствами Январь 5.1.х. (аналогичное устройство также ставилось на ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115).

На ВАЗ 2114, выпущенных после 2013 года, может быть установлено 3 варианта блока Январь 5.1.х, отличия между которыми заключается в методе впрыска бензина: существуют устройства с фазированным, одновременным и парно-параллельным впрыском.

Стоит отметить, что данная модельная линейка Январей является полностью идентичной устройствам “Ителма 5.1” и “Bosch M1.5.4”.

Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5.1 (на рис.-таблица):


Список моделей Bosch M1.5.4 (на рис.-таблица):


Наиболее часто встречаемая модель на ВАЗ 2114 2003-2007 года производства – Январь 5.1.1, купить которую сейчас можно за 7-8 тыс. рублей, на экспортные машины чаще всего ставился Bosch 2111 1411020, который стоит аналогичных денег.

ЯНВАРЬ 7.2 И И BOSCH M7.9.7

То, какая модификация Января 7.2 установлена на четырнадцатой, зависит от литража силового агрегата. Контролеры Бош ставились, как правило, только на экспортные модели машин, от которых требовалось соответствие экологическому стандарту Евро-3.

На 8-ми клапанные ВАЗ 2114 объемом 1.5 л. устанавливались следующие контролеры (на рис.-таблица):


На ВАЗ 2114 с объемом двигателя 1.6 литров (на рис.-таблица):


Стоимость нового Январь 7.2 варьируется в пределах 7-8 тысяч, БУ-шного – примерно в половину меньше, тот же ЭБУ 2111 1411020 81 можно взять за 3-3.5 тысячи рублей..

ЯНВАРЬ 7.3

Данный контроллер является последней модификацией устанавливаемых на ВАЗ 2114 блоков управления отечественного производства. Именно им укомплектованы все 8-ми клапанные автомобили с движком 1.6л, выпущенные после 2007 года.

Этот ЭБУ производился заводами Ителма и Автэл, в зависимости от модификации он мог соответствовать экологическому стандарту Евро-3 или Евро-4.


Новая Ителма 11183 1411020 02 стандарта ЕВРО-3 стоит сейчас около 8 тысяч рублей.

ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ-2114

Как и любое оборудование, контроллер ВАЗ 2114 не застрахован от поломок. В случае первых весточек о его неисправности (нет сигнала на включение зажигания, перестал , вышли из строя форсунки либо возникли проблемы с холостым диагностика ЭБУ, которая считывает сохраненные в памяти устройства ошибки и помогает понять, что именно вышло из строя.

Диагностика блока проводится в сервисном центре, где для этого используется сканер, настроенный на соответствующую модель блока ВАЗ 2114. Также диагностику можно провести самостоятельно, для этого вам потребуется ноутбук, шлейф (кабель подключения к ЭБУ) и специальная программа.

Если блок не отвечает на диагностику (довольно часто встречающаяся проблема, не предвещающая ничего хорошего) нужна проверка работоспособности устройства. Для этого требуется:

  1. Проверить механическую целостность блока, он может иметь повреждения либо пострадать от коррозии;
  2. Проверить устройство на перегрев;
  3. Проверить питание блока.

Качественный ремонт ЭБУ своими руками выполнить невозможно, делать это необходимо исключительно в сертифицированных центрах обслуживания ВАЗ 2114. Ремонт ЭБУ в ближайшем СТО также не лучший выбор, единственное, что можно доверить специалистам-самоучкам – выполнить замену блока на новый.

Помните, что контроллер – “мозги” автомобиля!

Начнем с того, что современный автомобиль представляет собой совокупность механических узлов, которые работают под управлением электронных компонентов. Другими словами, многими процессами во время работы ДВС и других агрегатов управляет сложная .

Указанная электронная система имеет в основе электронный блок управления (ЭБУ), датчики, а также электронно-механические исполнительные устройства. При этом именно блоки управления двигателем являются так называемым «мозгом» автомобиля.

Неисправности электронного блока управления двигателем и диагностика

Хотя производители выполняют ЭБУ в виде защищенной коробки, размещая аппаратную начинку в прочном металлическом корпусе, данное устройство также может выйти из строя. Проблемы с блоком управления могут сопровождаться неустойчивой работой ДВС или невозможностью завести двигатель, отклонениями в процессах смесеобразования, нарушениями в работе трансмиссии (как правило, автоматической) и т.д.

Чтобы проверить ЭБУ, начинать следует с визуального осмотра, что позволяет вывить очевидные дефекты (например, трещины в корпусе). Однако если таковых не обнаружено, это все равно не позволяет исключить возможные повреждения микропроцессора, так как причин для выхода из строя данного устройства достаточно много.

Среди самых простых специалисты выделяют:

  • перегрев;
  • сильную коррозию и попадание влаги;
  • повреждения в результате ударных нагрузок;
  • короткое замыкание;

Также виновником проблем может оказаться не сам ЭБУ, а плохой контакт с датчиками, окисление в месте присоединения проводов. Отметим, что нередко к проблемам с блоком управления приводит банальная безответственность самого автовладельца.

Добавим, что также встречаются случаи полного выведения из строя ЭБУ после попыток непрофессионального или самостоятельного ремонта данного типа устройств, а также чип-тюнинга. Важно понимать, на некоторых моделях блок является неремонтопригодным, то есть предполагается полная замена блока.

При этом после проведения поверхностной диагностики владелец снимает ЭБУ и пытается его разобрать/отремонтировать. Затем часто выясняется, что причиной проблем все же оказывается какой-либо датчик, однако после попыток ремонта блок для дальнейшей эксплуатации уже не пригоден.

По этой причине важно понимать, что сначала должна быть проведена комплексная профессиональная . Только после этого можно принимать решение о том, что делать, менять или выполнить ремонт блока управления двигателем.

Если же говорить о доступной проверке, которую может выполнить автолюбитель самостоятельно, это банальная подмена имеющегося блока на точно такой же заведомо рабочий. Например, можно под залог взять ЭБУ от такого же авто на разборке, установить такой блок и проверить работу ДВС. Если машина работает с новым блоком нормально, тогда проблема очевидна.

Также отметим, что не всегда удается устранить поломку только заменой контроллера. Как уже говорилось выше, часто первопричиной поломки ЭБУ является не сам блок. Простыми словами, если, например, имеется замыкание в проводке, новый блок управления быстро выйдет из строя точно так же, как и предыдущий.

Ремонт ЭБУ двигателем и подбор блока для замены

Важно понимать, что ремонт электронного блока управления является сложной и ответственной процедурой, которая требует определенных навыков, оборудования, знаний и понимания принципов работы устройства.

При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности. Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока.

Что касается попыток сэкономить и отремонтировать ЭБУ самостоятельно, в этом случае риск повреждения электронного устройства высок. Также результатом попыток установить такой блок после ремонта в автомобиль является выход из строя и других систем на борту транспортного средства.

Простыми словами, на обычном СТО блок просто меняется на новый или заведомо рабочий. В остальных случаях попытки ремонта могут не только не принести желаемого результата, но и усугубить ситуацию. По этой причине ремонтировать блок нужно только в специализированных центрах, которые сами определят, целесообразно или нет проводить ремонтные процедуры с тем или иным типом устройств.

  • Теперь перейдем к подбору устройства в рамках замены. Как уже говорилось выше, сначала нужно найти возможную причину, которая и привела к выходу блока из строя. Это позволит избежать скорой замены только что установленного ЭБУ.

Итак, необходимо учитывать, что в продаже часто встречаются восстановленные блоки, причем ремонт провел сам завод-изготовитель. Такая практика является нормальной, так как экономически заводу выгоднее восстановить старый блок, чем изготавливать новый. Естественно, завод не будет ремонтировать полностью залитый водой, разбитый или сожженный ЭБУ. При этом на восстановленную деталь должна даваться гарантия, как на новое устройство.

  • При выборе нужно понимать, что визуально, а также по разъемам и маркировке электронные блоки управления могут быть одинаковыми, однако ПО в таких устройствах разное. Дело в том, что для каждого типа ДВС на той или иной модели двигателя, а также в зависимости от года выпуска, программное обеспечение может сильно отличаться.

Получается, вполне возможно, что с не подходящим для конкретной машины ЭБУ автомобиль будет работать, однако о стабильности такой работы мотора и других агрегатов и узлов говорить не приходится.

Вполне очевидно, что новый электронный блок должен быть точно таким же, как и старый. Для подбора нужно не только учитывать марку и модель автомобиля, но и объем/тип двигателя, год выпуска авто, VIN-код, а также все маркировки, которые производитель нанес на сам блок.

  • После того, как нужный блок был подобран, остается только реализовать подключение устройства к соответствующим разъемам. На практике ЭБУ далеко не всегда рассоложен в удобном и легкодоступном месте, так что на том или ином автомобиле. Перед подключением клеммы с следует обязательно снять.

Еще нужно помнить, что многие электронные блоки управления нуждаются в дополнительной настройке. В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация). Для такой подстройки на машине нужно просто поездить в разных режимах.

Более сложным случаем является необходимость выполнять перепрограммирование, более известное под названием чип-тюнинг. Такие доработки нужны тогда, когда требуется внести коррективы в работу ДВС, а также отдельных систем автомобиля.

Результата добиваются путем изменения штатного ПО и заводских стандартных настроек, которые «зашиты» в память ЭБУ. Качественно такую процедуру могут выполнить только квалифицированные специалисты, которые имеют подходящее программное обеспечение и оборудование.

Читайте также

Назначение электронного блока управления ECU, принцип работы устройства. Входной и выходной сигнал ЭБУ, преобразование аналогового и цифрового сигнала.

  • Место расположения электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ECU) автомобиля на разных транспортных средствах. Назначение и функции ЭБУ, особенности.


  • Практически каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с необходимостью замены ЭБУ. Для этого у водителей может быть масса причин: воздействие влаги на блок и его элементы, или "сотрясение мозгов" автомобиля после ДТП. Так или иначе, выполнить замену ЭБУ невозможно, не зная, где находится этот элемент автомобиля.

    1 Демонтаж и замена блока управления в Лада Калина

    Довольно часто владельцы отечественных автомобилей вынуждены производить замену ЭБУ двигателем в связи с попаданием в блок управления антифриза. Как показывает практика, в первую очередь это касается водителей Лады Калины . Если этот автомобиль хотя бы раз подвергался затоплению подкапотного пространства, то ни , ни его подсушивание не спасет деталь от поломки. ЭБУ двигателем в этой модели автоконцерна ВАЗ находится в нижней части консоли, между отопительным радиатором и полом. Добраться до блока можно со стороны переднего пассажира. Для этого необходимо демонтировать защитную накладку из пластмассы, которую фиксирует 1 саморез. Сделав это, получаем прямой доступ к блоку управления двигателем.

    Чтобы произвести замену сломанного блока, сначала необходимо снять клемму с аккумуляторной батареи. После этого откручиваем 2 самореза, удерживающие ЭБУ Лады Калины . Далее одной рукой берем блок и аккуратно тянем его в сторону двери переднего пассажира. При этом второй рукой удерживаем провода, чтобы те не упирались в ковролин.

    Далее необходимо отсоединить блок от проводов. Для этого ищем, где находится фиксатор разъема в виде скобы, и оттягиваем его в сторону. После этого мы получили автомобиль без ЭБУ, готовый к установке нового оборудования.

    Прежде, чем установить новый блок управления двигателем на Лада Калина , стоит помнить, что для этого подходят далеко не все модели "мозгов". К примеру, блоки от всемирной известной компании Bosch , хоть и пользуются огромной популярностью, все же имеют свои недостатки. Многие владельцы отечественных авто жалуются на изменения в эксплуатации машины в худшую сторону. Согласно их наблюдениям, машина с ЭБУ Bosch очень часто не реагирует на команды водителя. Такое "подтормаживание" не только выводит водителя из себя, но и способствует созданию опасной ситуации на дороге. Небольшим преимуществом, которое получают водители Калины после установки ЭБУ Bosch , можно назвать уменьшение расхода топлива на 0,5–1 л.

    Многие специалисты советуют устанавливать на Лада Калина ЭБУ от компаний Ителма и Автел. Среди достоинств таких блоков стоит выделить:

    • простоту в установке;
    • небольшая стоимость (от 2500 до 4700 рублей);
    • совместимость почти со всеми моделями отечественных автомобилей, независимо от комплектации;
    • блоки управления двигателями от этих производителей уже при покупке имеют штатные прошивки с последними обновлениями.

    Замена неисправного ЭБУ двигателем на Лада Калина выполняется по очень простому алгоритму. Для начала к новому блоку подключаются провода. Далее деталь устанавливается на место старого блока, после чего необходимо подключить клемму к аккумулятору. После этого прикручиваем саморезы и вставляем накладку.

    Монтаж нового оборудования стоит на автосервисах примерно 3–5 тыс. рублей. Мы же произвели самостоятельную замену ЭБУ, потратив 1 час времени, но сэкономив неплохую сумму денег.

    2 Замена неисправного ЭБУ на Форд Фокус II

    Не намного реже отечественных автомобилей в замене ЭБУ двигателями нуждаются иномарки. Казалось бы, как такое возможно – ведь иностранные концерны используют для производства автомобилей более надежные материалы. Это действительно так, однако в суровых условиях нашей страны качество порой не имеет никакого отношения к долговечности деталей автомобиля.

    Для примера возьмем автомобиль Форд Фокус второго поколения и его ЭБУ. Для защиты этого элемента машины производитель использовал высокопрочные защитные накладки. Блок управления двигателем Фокуса находится под двигателем со стороны правого переднего колеса. Однако ни расположение ЭБУ, ни средства защиты не способны оградить деталь от повреждений, которые она получает в процессе эксплуатации на отечественных дорогах.

    Как показывает практика, практически каждый второй блок Фокуса получает на наших дорогах "несовместимые с жизнью" повреждения. И это при том, что ближайшая к блоку деталь расположена на расстояниии 10 см.

    Иными словами, ЭБУ повреждается только от контакта с накладками, которые предназначены для его же защиты. Так или иначе, владельцу достаются сломанные "мозги" автомобиля, которые необходимо менять. Рассмотрим процесс замены блока на примере Форд Фокус II поколения с двигателем R4 Duratec-HE и объемом 1,8 и 2,0 литра.

    Прежде чем демонтировать неисправный ЭБУ, вывешиваем Фокус на домкрат, поднимая правую переднюю часть машины. Снимаем правое переднее колесо и подкрылок. Затем откручиваем 4 крепежных болта, фиксирующие защитную крышку короба блока управления двигателем Фокуса . После этого вытаскиваем ЭБУ из короба. Затем отсоединяем провода от ЭБУ. Для этого аккуратно смещаем фиксирующий элемент в сторону по направляющим. На финишном этапе работ по замене ЭБУ подключаем провода к новому блоку и собираем все детали в обратном порядке.

    3 ЭБУ Хендай Солярис – как заменить неисправную деталь

    Большинство автомобилей от корейских производителей объединяют очень большой минус – недолговечность электронных блоков управления двигателями. Мало того, что условия для "корейцев" в нашей стране, мягко скажем, неблагоприятные. Так еще и качество комплектующих восточных автомобилей оставляет желать лучшего. Доказательством этому служит масса примеров:

    1. ЭБУ двигателей автомобилей Хендай уже после первого года эксплуатации машины начинает игнорировать команды водителей;
    2. Корейский блок управления двигателем даже при аккуратном вождении деформируется, что говорит об экономии производителя на материалах для короба;
    3. При попадании небольшого количества влаги внутренние детали ЭБУ Соляриса залипают, что делает дальнейшую эксплуатацию машины невозможной.

    ЭБУ Хендай Солярис находится в левой части моторного отсека автомобиля. Для его замены зажимаем фиксатор и поднимаем скобу, соединяющую колодку и провода. Затем отсоединяем провода от разъема блока. Далее с помощью головки на "10" и удлинителя откручиваем болт, фиксирующий блок управления двигателем на платформе аккумулятора. Также откручиваем болт, скрепляющий кронштейн блока с брызговиком. Затем снимаем кронштейн вместе с “мозгами”, после чего вытаскиваем электронный блок управления двигателем Соляриса с кронштейна. Далее берем новый блок управления двигателем и устанавливаем его в кронштейн, после чего собираем всю конструкцию в обратном порядке.

    Таким образом, мы произвели замену ЭБУ двигателем на Хендай Солярис . Подобная процедура для корейских автомобилей стоит на СТО примерно 2–4 тыс. рублей. Мы же выполнили всю работу бесплатно и с пользой для себя.

    Внедрение электроники в конструкцию мотора авто привело к тому, что работу двигателя контролирует электронный блок управления двигателем ECU (). Модули подобного типа также имеют название контроллер. Бензиновый или дизельный мотор, а также другие системы автомобиля управляются посредством специальных блоков управления. Их несколько типов и все они имеют свою схему подключения к бортовой электронике.

    Электронный блок управления двигателем ведет постоянный и непрерывный обмен данными с модулями управления других систем. Потоки данных передаются по специальной CAN-шине. Посредством указанной шины реализовано эффективное объединение всех электронно-цифровых систем автомобиля, что и представляет в итоге единую бортовую сеть. Далее приводим справочник по всем самым распространённым ЭБУ.

    Распиновка разъемов ЭБУ ВАЗ Январь

    Схема Январь 5.1

    Схема Январь 7.2

    Распиновка Январь 7, BOSCH M7.9.7, М 73

    8V 16V 8V 16V
    1 Кат. зажигания 2 ц. 42 Вход сигнала датчика неровной дороги (3)
    2 Кат зажигания 2-3 ц. Кат. зажигания 3 ц. 43
    3 Масса кат. заж. Масса кат. заж. 44
    4 Кат. зажигания 4 ц. 45 Выход питания датчика фазы (2)
    5 Кат зажигания 1-4 ц Кат. зажигания 1 ц. 46 Выход управления клапаном адсорбера (1)
    6 Форсунка 2 47 Форсунка 4
    7 Форсунка 3 48 Управление нагревателем ДК1 (D)
    8 Выход на тахометр 49
    9 50 Управление дополнительным реле стартера
    10 Сигнал расхода топлива 51 Масса
    11 52
    12 Питание +12 В. АКБ (зам. зажигание 30 конт.) 53 Масса
    13 +12 В. Зажигание (зам. зажигание 15 конт.) 54
    14 Выход управления главного реле 55 Вход сигнала датчика кислорода 2 (А)
    15 Вход датчика коленвала (А) 56
    16 Вход сигнала датчика дроссельной заслонки (С) 57 Переключение калибровок, замыкание на массу
    17 Масса датчика дроссельной заслонки (В) 58
    18 Вход сигнала датчика кислорода 1 (А) 59 Вход сигнала датчика скорости.(2)
    19 Вход сигнала датчика детонации (1) 60
    20 Масса датчика детонации (2) 61 Масса
    21 62
    22 63 Вход питания +12В после главного реле
    23 64 Регулятор Холостого Хода (D)
    24 65 Регулятор Холостого Хода (C)
    25 66 Регулятор Холостого Хода (B)
    26 67 Регулятор Холостого Хода (A)
    27 Форсунка 1 68 Выход управления реле вентилятора 1 О.Ж.
    28 Нагреватель датчика кислорода 2 (D) 69 Выход управления реле кондиционера
    29 Выход управления вентилятором 2 О.Ж. 70 Выход управления реле бензонасоса
    30 71 K-Line
    31 Лампа Check 72
    32 Выход питания +5В ДПДЗ(3),ДНД(1) 73
    33 Выход питания +5В ДМРВ (4) 74
    34 Вход сигнала датчика колен вала (1) 75 Сигнал запроса на включение кондиционера
    35 Масса датчиков. 76 Запрос на включение усилителя руля.
    36 Масса датчиков. 77
    37 Вход сигнала датчика расхода воздуха (5) 78
    38 79 Вход сигнала датчика фазы (3)
    39 Вход сигнала датчика ОЖ (2) 80 Масса
    40 Вход сигнала. ДТВВ. (ДМРВ пин. 1) 81
    41

    Подключение К-лайн адаптера

    Распиновка разъемов ЭБУ ВАЗ Bosch

    Bosch 7.9.7 Январь 7.2

    Номер Bosch M1.5.4
    (1411020 и 1411020-70)
    Январь 5.1.1 (71)
    Bosch M1.5.4 (40/60)
    Январь-5.1 (41/61)
    Январь 5.1.2 (71)
    Bosch MP7.0
    1 Зажигание 1-4 цилиндра. Зажигание 1-4 цилиндра. Зажигание 1-4 цилиндра.
    2 . Массовый провод зажигания. .
    3 Реле топливного насоса Реле топливного насоса Реле топливного насоса
    4 Шаговый двигатель PXX(A) Шаговый двигатель PXX(A) Шаговый двигатель PXX(A)
    5 Клапан продувки адсорбера. Клапан продувки адсорбера.
    6 Реле вентилятора системы охлаждения Реле вентилятора левого (только на Нивах)
    7 Входной сигнал датчика расхода воздуха Входной сигнал датчика расхода воздуха
    8 . Входной сигнал датчика фазы Входной сигнал датчика фазы
    9 Датчик скорости Датчик скорости Датчик скорости
    10 . Общий. Масса датчика кислорода Масса датчика кислорода
    11 Датчик детонации Датчик детонации Вход 1 датчика детонации
    12 Питание датчиков. +5 Питание датчиков. +5 Питание датчиков. +5
    13 L-line L-line L-line
    14 Масса форсунок Масса форсунок Масса форсунок. Силовая «земля»
    15 Управление форсунками 1-4 Нагреватель датчика кислорода Лампа CheckEngine
    16 . Форсунка 2 Форсунка 3
    17 . Клапан рециркуляции Форсунка 1
    18 Питание +12В неотключаемое Питание +12В неотключаемое Питание +12В неотключаемое
    19 Общий провод. Масса электроники Общий провод. Масса электроники
    20 Зажигание 2-3 цилиндра Зажигание 2-3 цилиндра
    21 Шаговый двигатель PXX(С) Шаговый двигатель PXX(С) Зажигание 2-3 цилиндра
    22 Лампа CheckEngine Лампа CheckEngine Шаговый двигатель PXX(B)
    23 . Форсунка 1 Реле кондиционера
    24 Масса шагового двигателя Масса выходных каскадов шагового двигателя Силовое заземление
    25 Реле кондиционера Реле кондиционера .
    26 Шаговый двигатель PXX(B) Шаговый двигатель PXX(B) Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР
    27 Клемма 15 замка зажигания Клемма 15 замка зажигания Клемма 15 замка зажигания
    28 . Входной сигнал датчика кислорода
    29 Шаговый двигатель PXX(D) Шаговый двигатель PXX(D) Входной сигнал датчика кислорода 2
    30 Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ Вход 2 датчика детонации
    31 . Резервный выход сильноточный Входной сигнал датчика неровной дороги
    32 . . Сигнал расхода топлива
    33 Управление форсунками 2-3 Нагреватель датчика кислорода. .
    34 . Форсунка 4 Форсунка 4
    35 . Форсунка 3 Форсунка 2
    36 . Выход. Клапан управления длиной впускной трубы. Главное реле
    37 Питание. +12В после главного реле Питание. +12В после главного реле
    38 . Резервный выход слаботочный .
    39 . . Шаговый двигатель РХХ (С)
    40 . Резервный вход дискретный высокий .
    41 Запрос включения кондиционера Нагреватель датчика кислорода 2
    42 . .
    43 Сигнал на тахометр Сигнал на тахометр Сигнал на тахометр
    44 СО — потенциометр Датчик температуры воздуха .
    45 Датчик температуры охлаждающей жидкости Датчик температуры охлаждающей жидкости
    46 Главное реле Главное реле Реле вентилятора охлаждения
    47 Разрешение программирования Разрешение программирования Вход сигнала запроса включения кондиционера
    48 Датчик положения коленвала. Низкий уровень Датчик положения коленвала. Низкий уровень
    49 Датчик положения коленвала.Высокий уровень Датчик положения коленвала.Высокий уровень
    50 . Датчик положения клапана рециркуляции Разрешение программирования
    51 . Запрос на включение гидроусилителя руля Нагреватель ДК
    52 . Резервный вход дискретный низкий .
    53 Датчик положения дроссельной заслонки Датчик положения дроссельной заслонки
    54 Сигнал расхода топлива Сигнал расхода топлива Шаговый двигатель РХХ (D)
    55 K-line K-line K-line

    Модификации электронных блоков управления авто ВАЗ

    Модификация седьмого января зависит от объема двигателя. Производства BOSCH блоки управления монтировались только на те автомобили, которые шли на экспорт (они удовлетворяли экостандарту ЕВРО-3). На 1,5л 8 кл. моторы оснащались такими ЭБУ:

    21114-1411020-80 БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс.
    21114-1411020-80ч БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг
    21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
    21114-1411020-80 БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр.,
    21114-1411020-30 БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс.
    21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36
    21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36
    21114-1411020-81 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс
    21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия
    21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия
    21114-1411020-82 ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия
    21114-1411020-80ч БОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра
    21114-1411020-81ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр
    21114-1411020-82ч ИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр

    На двигатели 1,6 литра:

    21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО)
    21114-1411020-30 BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия
    21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия
    21114-1411020-30 BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия
    21114-1411020-20 BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия
    21114-1411020-10 BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия
    21114-1411020-40 BOSCH_797,E-2,1.6L
    21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная)
    21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
    21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
    21114-1411020-31 ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
    21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия
    21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия
    21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия
    21114-1411020-32 ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс.
    21114-1411020-30Ч BOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L
    21114-1411020-31Ч ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр.

    Расположение ЭБУ в автомобилях ВАЗ

    Схема распиновки разъемов ЭБУ Ford

    Схемы других разъёмов электронных блоков управления

    ЭБУ Renix

    ЭБУ 2LT-E, KZN165, KZJ90

    ЭБУ Passat

    Электронный блок управления Progress

    ЭБУ Митсубиси

    ЭБУ Nissan

    Самой главной частью современных инжекторных двигателей является электронный блок управления (или, как принято его называть - ЭБУ). Он принимает большое количество информации с различных датчиков, мгновенно обрабатывает ее и принимает решение об изменении каких-либо процессов впрыска топлива. Таким образом, обеспечивается большое влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Постараемся разобраться, как он работает, какие могут возникнуть неисправности и как их устранить?

    В процессе работы, ЭБУ влияет на такие параметры, как расход топлива, мощность двигателя, крутящий момент, химический состав отработавших газов и т д. Конструкция блока представляет собой две главные составляющие: приемник информации и микропроцессор, который обеспечивает ее обработку.

    Вся информация, которую датчики получают от различных устройств и механизмов преобразуется в цифровые сигналы. Эти сигналы поступают в специальные вычислительные модули, которые преобразуют полученные данные и направляют их в органы управления специальных исполнительных устройств. Таким образом, блок управления получает информацию о процессах в двигателе и принимает наиболее рациональное решение по распределению баланса минимального расхода и максимальной мощности.

    ЭБУ поддается перепрограммированию, что делает его особым полем для тюнинга. При внесении конструктивных изменений в двигатель, блок перепрограммируется и настраивается для работы с новыми параметрами.

    Неисправности ЭБУ и их диагностика

    Как вы поняли, блок управления влияет на все процессы, происходящие в двигателе и работа последнего без него невозможна. Многие автолюбители могут столкнуться с различными неисправностями блока, которые нарушают работу двигателя в целом.

    Все неисправности, чаще всего, связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. При этом, прекращается обмен информацией между ее частями, о чем свидетельствуют специальные показания на панели приборов (не загорается лампа «Чек»). Другие неисправности связаны со сбоями в системе, которые изменили некоторые параметры работы блока управления. Таким образом, расчета нарушаются, и двигатель работает неправильно. Об этом можно узнать с помощью специального кода ошибок.

    Диагностика неисправностей выполняется при помощи специальных устройств, которые проверяют работу всей системы и дают нужную информацию об обнаруженных неисправностях. Если в работе блока обнаружена определенная неисправность, то он на экране вывода выдает соответствующий код, по которому водитель принимает решение о дальнейшем ремонте блока.

    Причинами неисправностей ЭБУ могут являться только два фактора – это истекший срок службы проводника или проблемы программного обеспечения.

    К сожалению, от второго фактора никто не застрахован, так как сбои в системе вполне возможное явление. Избавиться от них можно, только если установить самую надежную прошивку, которую не придется заново перепрограммировать.

    Видео - Прошивка электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля

    Ремонт электронного блока управления

    Ремонт блока может выполняться различными способами. Все зависит от типа процессора, установленного на инжектор и рода неисправности. В первую очередь, по коду ошибки расшифровывается полученная информация. Если неисправность касается какого-либо датчика, то в этом случае, датчик просто заменяется новым.

    Те неисправности, которые касаются сбоя системы, чаще всего, устраняются перепрограммированием программного обеспечения. Для этого центральный процессор подключается к специальному компьютеру, который выполняет установку новых данных и параметров. Чтобы выполнять такую процедуру, необходимо иметь соответствующие знания и умения.

    Часто, многие неисправности связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. В этом случае, по коду ошибки находится соответствующий провод и проверяется при помощи мульти метра. В процессе проверки, проверяются сопротивление проводника, ток и напряжение. При обнаружении пробоя, проводник необходимо заменить.

    На этом ремонт ЭБУ завершен. Желаем вам удачи на дорогах!