Эра глонасс обязательная установка с закон. Отсрочка нашей «эры»: почему «буксует» внедрение системы эра-глонасс

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости. С 1 января 2017 года вступает в силу требование об обязательном оснащении пассажирских и грузовых транспортных средств, впервые выпускаемых в обращение на территории России, системами вызова экстренных оперативных служб "ЭРА-ГЛОНАСС" (или ее аналогами для других стран-членов ЕАЭС), говорится в сообщении Минпромторга РФ.

Какие изменения ждут автолюбителей в 2017 году Новая форма полиса ОСАГО, штраф за опасное вождение, электронный ПТС, рост акцизов на автомобильное топливо и другие изменения, которые ожидают автолюбителей в следующем году – в материале РИА Новости.

Решение принято в соответствии с изменением к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятому 30 января 2013 года.

Для этих целей в России с 2015 года действует государственная автоматизированная информационная система (ГАИС) "ЭРА-ГЛОНАСС", в Белоруссии, Казахстане и Киргизии создаются свои национальные системы, гармонизированные с российской.

"Безусловной главной целью применения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является снижение уровня смертности в результате ДТП: только в РФ данная мера будет способствовать спасению 4 тысяч человеческих жизней в год. C 01 января 2016 года по настоящее время в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" поступило уже более 108 тысяч вызовов", — говорится в сообщении ведомства.

Lamborghini жалко: как система ЭРА-ГЛОНАСС повлияет на продажи иномарок Компания BMW заявила о том, что с 2017 года с российского рынка уйдут сразу нескольких ее моделей. Причина – вступление в силу нового технического регламента Таможенного союза. Документ предусматривает обязательное оснащение новых автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС. Выбор среди новых автомобилей может сократиться в полтора раза, до 200 моделей.

По состоянию на 20 декабря 2016 года, все основные автомобильные бренды, начиная от массового сегмента (Lada, Hyundai, KIA, Renault, Volkswagen и другие) и до премиального (BMW, Mercedes, Porsche, Bentley, Rolls Royce), поставляющие свою продукцию на рынок Евразийского экономического союза, уже завершили либо завершают работы по оснащению своего модельного ряда системой "ЭРА-ГЛОНАСС", отмечается в сообщении Минпромторга.

"В отношении подержанных легковых автомобилей следует отметить, что общий импорт физическими и юридическими лицами таких машин за 11 месяцев 2016 года в РФ составил 32,9 тысяч единиц, что на 11% меньше аналогичного периода 2015 года и составляет менее 0,4% от всего автомобильного рынка (новых и бывших в употреблении автомобилей)", — говорится в сообщении.

"С учетом мер поддержки покупателей новых автомобилей российского производства, предусмотренных правительством на 2017 год (программы обновления парка, льготного кредитования, льготного лизинга, "Первый автомобиль", "Автомобиль для многодетной семьи" и пр.), а также существующих производственных мощностей российских и иностранных марок во всех сегментах автомобилей, требование по оснащению выпускаемых в обращение автомобилей "ЭРА-ГЛОНАСС" не окажет негативного влияния на потребителя", — сообщает ведомство.

Автопроизводители могут не устанавливать терминал экстренного реагирования при авариях до истечения срока действия одобрения типа транспортного средства, сообщил «Росстандарт». Отсрочка не снимает ключевую проблему, считают независимые эксперты: сложная и дорогостоящая процедура установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС увеличивает стоимость транспортного средства, при этом нет гарантии срабатывания системы в странах Таможенного союза

«Росстандарт» официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в обращение новых автомобилей на территории Таможенного союза. При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС попрежнему предусмотрена техническом регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (ТРТС 018/2011). В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.

С 2017 года новые бортовые терминалы должны срабатывать при опрокидывании машины

Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, пояснили в пресс-службе «Росстандарта». При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Иными словами, при наличии действующего ОТТС (документ выдается на три года) допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.

В грузовиках и автобусах сигнал о ДТП отправляется в ручном режиме

Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат и минимального набора данных (время ДТП, тип транспортного средства, скорость, количество пристегнутых пассажиров, величина ударных перегрузок) автоматически передается службам спасения - за это отвечает бортовой терминал. На автомобили устанавливают два вида терминалов в зависимости от типа транспортного средства. Система для легковых авто должна посылать сигнал о ДТП в автоматическом режиме. Система для коммерческого транспорта предусматривает упрощенное устройство, которое включает «тревожную кнопку», а в автоматическом режиме реагирует только на опрокидывание машины. С января по ноябрь 2016 года государственная автоматизированная система ЭРА-ГЛОНАСС приняла свыше 5,6 тыс. сигналов, информация о 250 вызовах, требовавших вмешательства оперативных служб, была передана для реагирования, из них 74 вызова являлись автоматическими - такую статистику приводил министр транспорта Максим Соколов в конце минувшего года.

ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием ЭРА РБ в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в вышеупомянутом техническом регламенте. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии. Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные с ОТТС.

Между тем ход реализации проекта выявил еще один существенный недочет. Участники рынка говорят о плохо отработанной процедуре сертификации. На сегодняшний день аккредитация по системе ЭРА-ГЛОНАСС выдана только двум компаниям - «Связь-Сертификат» в Москве и «Омега» в Севастополе. Последний вариант не очень устраивает импортеров, в частности, из-за своей удаленности от центра страны. Так что многие вынуждены пользоваться услугами «Связь-сертификат», и уже выстроилась очередь на несколько месяцев. По этой причине, а еще выражая недовольство стоимостью сертификации, представители Ассоциации европейского бизнеса в России давно подумывают об обращении в Федеральную антимонопольную службу. Не все просто и с новым порядком оценки соответствия транспортных средств для получения ОТТС. Введенные в январе 2017 года дополнительные требования в отношении установки бортовых терминалов ЭРА-ГЛОНАСС предусматривают для всех категорий транспортных средства проверку срабатывания на опрокидывание. Сейчас такие испытания можно провести только на Дмитровском автополигоне и на полигоне в Бронницах.

Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета. Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными уже в 2017 году. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не может сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых «АвтоВАЗ», «Форд-Соллерс» и «Группа ГАЗ» уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две разные ситуации.

«В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции», - отметили в АО «ГЛОНАСС». К слову, компания уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства.

Среди автопроизводителей (за редким исключением) особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается. Директор по продажам Mercedes-Benz компании «Даймлер КАМАЗ РУС» Герман Гильфанов на пресс-конференции, посвященной итогам 2016 года, не смог назвать точную дату начала выпуска грузовиков c терминалами ЭРА-ГЛОНАСС: «Скорее всего, это будет второе полугодие 2017 года». При этом топ-менеджер подчеркнул, что законодательство позволяет выпускать автомобили в обращение по действующим ОТТС. «По мере окончания срока действия ОТТС мы начнем менять их на новые с сертификацией ЭРА-ГЛОНАСС. Бортовые устройства будут монтироваться на заводе в Набережных Челнах. Для импортируемых автомобилей эту работу готов делать наш головной завод в Верте», - сказал Герман Гильфанов.

В компании «Скания-Русь» планируют начать массовую установку терминалов экстренного реагирования на грузовики в 2018 году. «Со следующего года там, где это необходимо, у нас будут поставляться автомобили с «волшебной кнопкой». Но уже сегодня часть машин мы выпускаем с терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. Речь идет, прежде всего, о топливо-заправщиках, где ОТТС необходимо получать заново», - сказал Лонид Ткачик, начальник отдела продаж грузовых автомобилей ООО «Скания-Русь».

Похожая ситуация с оснащением тяжелых грузовиков «тревожной кнопкой» и в компании «MAH Трак энд Бас РУС». А вот в сегменте автобусов этот вопрос у MAN решается активнее. Еще в начале 2016 года компания сертифицировала новый автобус Lion‘s Intercity c системой ЭРА-ГЛОНАСС, став первой, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.

Почему же такие примеры можно сегодня буквально пересчитать по пальцам? Эксперты говорят, что главная причина кроется в экономике. «Процедура установки системы ЭРА-ГЛОНАСС сложная и дорогостоящая, стоимость каждого теста составляет 10 тыс. евро, а общие расходы на сертификацию могут достигнуть 200–250 тыс. евро. Обязательная сертификация автомобилей и установка на них бортовых терминалов системы ЭРА-ГЛОНАСС могут заметно повлиять на общее состояние российского авторынка - увеличить стоимость машин и сократить модельные ряды некоторых брендов», - говорит Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр».

И все же, хочется надеяться, что со временем все противоречия разрешатся. Лишь в этом случае спустя годы ЭРА-ГЛОНАСС будет восприниматься как действительно необходимый, а не навязанный сверху атрибут современной транспортной инфраструктуры.

ЕВГЕНИЙ ГРИШКЕВИЧ/ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО ПОСЛЕПРОДАЖНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГК «АВТОСПЕЦЦЕНТР»

С 1 января 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена на всех автомобилях, вышедших с конвейера и импортируемых в Россию. Без установленного терминала автовладельцы не смогут получить ПТС на новый автомобиль. Ожидается, что к 2020 году требование обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС коснется всех автомобилей в стране. У системы экстренного реагирования, безусловно, есть преимущества, направленные в первую очередь на снижение уровня смертности людей в результате ДТП. Однако нововведение вызвало неоднозначную реакцию со стороны производителей машин и автодилеров. Замешательство вызвано возможным снижением спроса на автомобили, которые еще не оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС, и дополнительными расходами на установку системы на новые авто. Стоимость сертификата составляет около 13 млн руб., цена за каждый бортовой терминал - порядка 4 тыс. руб. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных средств» и ГОСТ Р 54620–2011, для получения разрешения на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС в машины одной модели необходимо провести фронтальный и боковой крэш-тесты автомобиля. Если при этом сам автомобиль не выдерживает испытание, а терминал остается целым, производитель обязан провести тест повторно на еще одном таком же автомобиле. В итоге эти расходы будут заложены в розничную стоимость автомобилей.

АЛЕКСЕЙ ТУЗОВ/ЭКСПЕРТ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Согласно техрегламенту по обязательной установке ЭРА-ГЛОНАСС, на крупные внедорожники и коммерческую техникупроизводитель может ставить не автоматическую систему, а устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Такие терминалы имеют упрощенный функционал - у них есть только ручной вызов, а автоматическое срабатывание отсутствует. В декабре 2016 года коммерческие автомобили модели Hyundai HD были сертифицированы системой ЭРА-ГЛОНАСС, на них были установлены терминалы с кнопкой экстренного вызова, динамиком и микрофоном для связи с оператором. Монтаж устройства может быть произведен и в региональных сертифицированных центрах ЭРА-ГЛОНАСС, если коммерческие автомобили уже эксплуатируются или были куплены организацией до января 2017 года. Например, в Приморском крае уже имеется такая станция, стоимость услуги вместе с ценой самого устройства варьируется от 10 до 30 тыс. руб. При этом, согласно федеральному закону от №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС», владелец коммерческого транспортного средства имеет право по собственному желанию установить УВЭОС.

НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЕВА/ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ АВТОБУСОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС РУС»

Оснащение техники системой ЭРА-ГЛОНАСС - одна из самых актуальных тем этого года. И MAN имеет положительный опыт в этом вопросе. Во-первых, в начале 2016 года нами был сертифицирован новый автобус MAN Lion‘s Intercity c ЭРА-ГЛОНАСС. Так, мы не просто прошли все необходимые процедуры при сертификации совершенно нового продукта, но и смогли сертифицировать его с установкой ЭРА-ГЛОНАСС. Для нас это была настоящая победа, потому что мы были первыми, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.

Процедура сертификации занимает много времени. По сути, есть не так много возможностей, где такие тесты можно проводить. Большая очередь, ожидание может сильно затянуться. Хочу сказать, что нам было очень комфортно работать с Дмитровским автополигоном. Со стороны организации, отстаивающей интересы государства, не было никаких бюрократических проволочек. Это пример, когда интересы государства не мешают бизнесу, а наоборот, помогают ему. Эксперты указывают на технические моменты, которые нужно пересмотреть и доработать.

Теперь у нас колоссальный опыт по сертификации, и все последующие модели, включая новый туристический автобус MAN Lion‘s Coach, продажи которого начнутся в сентябре, будут выпускаться с системой ЭРА-ГЛОНАСС. Попутно мы сертифицируем наш модельный ряд VIP-автобусов Neoplan Cityliner. Поэтому до конца текущего года вся автобусная техника, ввозимая в Россию, будет оборудована и сертифицирована с ЭРА-ГЛОНАСС.

На этой неделе компания Mitsubishi объявила о прекращении поставок в Россию гибридного внедорожника Outlander PHEV из-за нецелесообразности сертификации автомобиля под требования российской системы предупреждения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. Ранее по этим же причинам прекратились продажи некоторых моделей BMW (кабриолеты и i8) и Audi (кабриолеты). Основываясь на статистике продаж автомобилей, а также официальных комментариях автопроизводителей, Лайф выяснил, какие модели могут покинуть рынок из-за новых требований по сертификации.

О сохранении нынешнего модельного ряда в неизменном виде в 2017 году официально Лайфу заявили Porsche Renault, Subaru, Suzuki, Volvo, Brilliance, Jaguar, Land Rover, Lexus, Mazda, Nissan, Honda, Kia, Lifan, Ford, Smart, Skoda, Datsun. Российские производители "АвтоВАЗ" и УАЗ ранее заявили о появлении тревожной кнопки в своих моделях.

В то же время ряд автокомпаний пока ещё ввозит в Россию модели, продажи которых упали до критического уровня. Сертификация одной модели под требования "Эры" стоит довольно дорого: в пределах 1 млн руб. стоит один из трёх краш-тестов в Центральном научно-исследовательском автомобильном институте НАМИ. Заключение и сертификат на основе краш-теста выдаёт АНО "Сертификационный центр "Связь-сертификат". По информации Лайфа, цена услуг достигает 15 млн руб. за модель. Сюда не входит стоимость тех автомобилей, которые разобьют в краш-тестах, а также вся сумма инженерных работ по адаптации "Эры" под конкретный автомобиль.

Audi

В модельном ряду компании Audi к критической отметке приблизился компактный хетчбэк Audi A1 Sportback. Согласно статистке продаж аналитического агентства "Автостат-инфо", с января по сентябрь 2016 года всего было продано 265 штук A1. При начальной цене в 1,2 млн руб. этот компакт встаёт в один конкурентный ряд с компактными кроссоверами среднего класса. Печальная судьба может ожидать седан и универсалы S6 (от 5,1 млн руб.) и RS6 (от 7,1 млн руб.), за год было реализовано 6 и 19 экземпляров соответственно.

Changan

У китайской марки Changan точно останется в модельном ряду кроссовер CS35. А вот поставки четырёхдверки Eado (от 560 тыс. руб.) и бизнес-седана Raeton (от 1,3 млн руб.) прекратились. Что неудивительно, учитывая количество проданных за 2016 год экземпляров: 27 и 6 соответственно. Небольшие запасы обеих моделей еще есть у дилеров, но в Россиию в 2017 году эти автомобили поставляться не будут.

Citroen

Будущее самого доступного в модельном ряду французской марки автомобиля - Citroen C-Elysee - висит на волоске. Этот седан подкосили кризис и постоянное повышение цен. В результате за 9 месяцев 2016 года удалось продать только 27 автомобилей. При базовой стоимости от 734 тыс. руб. перспективы у модели на российском рынке, мягко говоря, небольшие.

Dongfeng

Больше других моделей Dongfeng рискует уйти из России седан S30. В первые 9 месяцев 2016 года продано 144 четырёхдверки, что нелогично при сравнительно низкой цене автомобиля в 509 тыс. руб. Китайская компания предлагает клиентам машины, выпущенные ещё в 2015 году, поэтому данная модель вряд ли будет сертифицирована под новые требования.

Fiat

Сейчас итальянская марка Fiat предлагает в России две легковые модели: хетчбэки 500 (от 1 млн руб.) и Punto (от 770 тыс. руб.). Обе машины вряд ли будут проходить сертификацию для "Эры", учитывая скромные цифры продаж. Так, модель 500 в первые 9 месяцев 2016 года разошлась тиражом в 34 экземпляра.

Geely

У китайской компании Geely к опасной черте приблизился кроссовер X7 (от 816 тыс. руб.). В Китае уже появился обновлённый паркетник, который, возможно, встанет на конвейер завода "Дервейс" в Черкесске. Но произойдёт ли это, доподлинно неизвестно.

Haval

Производитель премиальных внедорожников родом из Китая, компания Haval, представляет на российском рынке 4 модели стоимостью от 939 тыс. руб. до 2,3 млн руб. Но продажи люксовых кроссоверов не впечатляют: в совокупности за 9 месяцев реализовано 568 экземпляров. Сертифицировать сразу несколько моделей - процесс долгий и дорогой, поэтому не исключено, что ассортимент Haval поредеет. А возможно, российский рынок и вовсе лишится китайской марки.

Hyundai

Модель Hyundai i30 предлагается в трёх исполнениях (трёх- или пятидверный хетчбэк и универсал) и в линейке машин занимает промежуточное место между доступным Solaris и седаном Elantra. При цене от 850 тыс. руб. автомобиль не пользуется особой популярностью: в 2016 году реализована всего 1 тыс. экземпляров (более дорогая Elantra, к примеру, разошлась тиражом в 4,5 тыс. шт.). Весомый повод для корейцев задуматься о продлении одобрения типа транспортного средства (ОТТС) для i30.

Infiniti

Премиальные бренды, как правило, готовят под новые требования все автомобили в модельном ряду, однако Infiniti может сделать исключение для хетчбэка Q30. Стоит автомобиль для данного класса непривычно дорого - от 2,3 млн руб., в ассортименте японской марки есть и более дешёвые предложения. За 9 месяцев 2016 года на Q30 нашлось всего 9 покупателей. Держать автомобиль на рынке с такими продажами просто нет смысла.

Jeep

В модельном ряду компании Jeep среди наиболее вероятных кандидатов на вылет легендарный внедорожник Wrangler. Автомобиль по цене от 3,1 млн руб. является нишевой моделью: за 9 месяцев нынешнего года его приобрели лишь 97 фанатов. Затраты на сертификацию этой модели под ЭРА-ГЛОНАСС выглядят сомнительными, особенно учитывая тот факт, что у Jeep есть более популярный у покупателей Grand Cherokee (386 шт.).

Mercedes-Benz

Немецкая марка Mercedes-Benz даже при падающем авторынке чувствует себя уверенно и намеревается строить завод в России за 300 млн евро. С продажами у компании всё достаточно хорошо, за исключением некоторых моделей. Явным аутсайдером в модельном ряду марки выглядит минивэн B-classe, который за 9 месяцев нынешнего года приобрели только 178 россиян. Базовая версия машины стоит 1,7 млн руб., что при низком спросе и общей непопулярности данного сегмента автомобилей в России может поставить крест на будущем B-class.

Peugeot

Седан бизнес-класса Peugeot 508 может остаться без ОТТС и исчезнуть из продажи в России в 2017 году. Машину, которая предлагается по цене от 1,8 млн руб., в период с января по сентябрь нынешнего года купили 16 человек. Учитывая тот факт, что многолетний лидер российского рынка бизнес-седанов, Toyota Camry, разошёлся тиражом 20 тыс. шт. за аналогичный период, судьба Peugeot 508 выглядит предрешённой.

Toyota

Представители Toyota отказались раскрывать информацию относительно сертификации своих моделей под "Эру". Ассортимент японского бренда, сильно пострадавший за этот кризис, вряд ли ещё ужмётся в 2017 году. Единственным кандидатом на вылет выглядит кроссовер Highlander (от 3,1 млн руб.), который за 9 месяцев нашёл только 337 хозяев в России.

Volkswagen

Реинкарнация знаменитого "Жука", Volkswagen Beetle, фактически покинула российский рынок. Формально автомобиль ещё продаётся, однако очевидно, что сертифицировать под "Эру" старую машину не будут - в 2018 году Beetle и вовсе снимут с конвейера. Сейчас "Жук" стоит от 1 млн руб. Компанию хетчбэку, вероятно, составит купе-седан Volkswagen Passat CC. Модель по-прежнему присутствует на сайте автопроизводителя в единственной комплектации с ценником от 1,7 млн руб.

Согласно нормам Таможенного союза, начиная с 1 января 2017 года все автомобили, производящиеся в Евразийском союзе (ЕАЭС), должны будут в обязательном порядке оборудоваться системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Данная технология – это, по сути, тревожная кнопка, которая посылает сигнал бедствия службам спасения в случае ДТП.

Предполагается, что оснащение машин системой «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит значительно снизить количество жертв ДТП и сделать отечественные дороги более безопасными. И эксперты, и производители авто, в целом, поддерживают эту инициативу, однако обращают внимание на небольшие недостатки самой процедуры ее реализации.

Немного истории

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) является российским аналогом американской GPS. Ее разработка началась по заказу минобороны еще в 1976 году, в 1993 году система была принята в эксплуатацию, а уже в 2010 году количество ее спутников достигло числа, необходимого для полного покрытия Земли, что дало возможность начать работу над созданием проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» («ЭРА» расшифровывается, как экстренное реагирование при авариях).

Необходимость разработки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» обуславливается тем, что с увеличением количества машин на российских дорогах резко возросло и число ДТП. При этом в случае аварии часто экстренные службы вызываются слишком поздно, из-за чего жертвы ДТП не могут вовремя получить необходимую помощь.

«ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать решением данной проблемы. Как подсчитали в Минтранспорта, эта система поможет спасать до 4000 жизней в год.

Работать проект «ЭРА-ГЛОНАСС» начал с начала 2015 года, тогда терминалами «ЭРА» начали оборудоваться новые модели автомобилей. С 1 января 2016 года системой начали оснащать машины, изготовляемые в ЕАЭС, предназначенные для транспортировки опасных грузов, мусора и бытовых отходов, а также пассажиров.

В 2017 году «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательным элементом комплектации для всех новых автомобилей.

Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Оснащение автомобиля системой «ЭРА-ГЛОНАСС» предусматривает установку навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с «тревожной» кнопкой, а также многих других элементов, среди которых специальный датчик удара, микрофон, громкоговоритель. Описание комплекта «ЭРА-ГЛОНАСС», рекомендуемого к установке, содержится в специальном ГОСТе.

Суть работы системы заключается в том, что в момент фиксирования столкновения информация об аварии сразу передается в службу спасения по каналу сотовой связи. Сигнал обрабатывает профессиональный оператор, который «отсеивает» ложные вызовы и при необходимости вызывает экстренные службы.

Так, при поступлении данных о ДТП оператор связывается с водителем машины и если тот просит о помощи или не отвечает на вызов, то на место происшествия немедленно направляется полиция, пожарная служба и «скорая» помощь.

Сегодня терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» изготовляют разные производители, причем как российские, так и зарубежные. Выбор конкретной марки изготовитель автомобилей может осуществлять по своему усмотрению, но, так или иначе, оборудование должно будет пройти обязательную сертификацию.

Как повлияет установка системы на стоимость автомобилей?

Главной проблемой обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автопроизводители называют высокую стоимость данной технологии. При этом дорогой является не столько само оборудование, сколько его сертификация, ведь сегодня существует лишь одна лаборатория, производящая сертификацию модулей «ЭРА-ГЛОНАСС» — сертификационный центр «Связь-сертификат».

По словам автопроизводителей, пользуясь положением монополиста, данная организация устанавливает очень высокие цены на свои услуги.

Это приводит к тому, что стоимость машин с сертифицированным оборудованием становится выше, что негативно и для производителей, и для дилеров, и для покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заинтересовалась этим вопросом и сделала соответствующий запрос в «Связь-сертификат».

Мнение водителей

Водители, по большому счету, воспринимают внедрение технологии «ЭРА-ГЛОНАСС» положительно, особенно учитывая, что автомобили, уже находящиеся в эксплуатации, не нужно будет обязательно переоборудовать. Однако существует два основных момента, вызывающих сомнения и вопросы.

Первый из них – это повышение цены на новые машины, а второй – возможность отслеживать местоположение авто и, предположительно, разговоры внутри салона. Что касается повышения стоимости автомобилей, то тут все будет зависеть от работы ФАС и политики самих дилеров. Ну а проблему «слежки» решить и вовсе просто – достаточно заехать на СТО и заказать демонтаж системы.

6. Ваши вопросы и ответы (В комментариях ниже)

ВНИМАНИЕ! Важное обновление!

До 1 января 2019 года приостановлено действие лицензионного требования об использовании при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Данное лицензионное требование содержится в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.

Собственники (владельцы) таких ТС должны обеспечить их оснащение навигационной системой, которая:

соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных ТС,обеспечивает определение и передачу в Ространснадзор сведений о географической широте и долготе местоположения ТС, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения ТС с интервалом передачи не более 30 секунд через систему "ЭРА-ГЛОНАСС";предусматривает наличие персональной универсальной идентификационной карты абонента. Она должна содержать профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей работу системы "ЭРА-ГЛОНАСС"

Если ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в ТС уже установлен, то менять аппаратуру не требуется. Достаточно убедиться, что она идентифицирована в системе "ЭРА-ГЛОНАСС".

Идентификацию по общему правилу обеспечивает оператор данной системы. При замене навигационного оборудования, смене собственника ТС и в ряде других случаев заниматься этим должен собственник. Порядок передачи сведений для таких ситуаций пока не определен, в случае их возникновения целесообразно обратиться с запросом в Ространснадзор.

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 153 (вступило в силу 15 апреля 2018 года).

«ЭРА-ГЛОНАСС» - российская государственная система экстренного реагирования при авариях, технологически совместима с общеевропейской системой eCall. С 2017 года абонентские терминалы системы планируется устанавливать на все автотранспортные средства, продаваемые в России. Предполагается, что внедрение системы приведёт к сокращению времени реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволит снизить уровень смертности и травматизма на дорогах и повысить безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

Обязательно ли устанавливать эра глонасс с 1 января 2018

С 1 января 2017 года все новые модели автомобилей в России должны с завода оснащаться системой "ЭРА-ГЛОНАСС".

Владелец автомобиля должен самостоятельно устанавливать систему в одном случае - если он ввозит иномарку без "ЭРА-ГЛОНАСС"на территорию России через таможню. На остальных водителей обязательная установка "ЭРА-ГЛОНАСС" не распространяется.

Что касается изменений "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2018 года, то они есть, но совсем другого характера. Речь идет об автоматической передаче данных о ДТП страховщикам. На территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей уже сейчас проводится эксперимент по оформлению документов о ДТП по европротоколу, которым предусматривается страховое возмещение в пределах страховой суммы 400 тыс. рублей при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, зафиксированных с помощью технических средств контроля.

С 1 января 2018 года такие данные будут передаваться из государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему ОСАГО.

В связи с невозможностью оборудования всех используемых в России автомобилей техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, существует необходимость использования альтернативных вариантов фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП, произошедших на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Законопроектом в качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховщикам такой информации предлагается использовать мобильное приложение, позволяющее, в частности, проводить фотосъёмку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП и передавать зафиксированные данные в АИС ОСАГО.

Таким образом, фактов, подтверждающих обязательную установку "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2018 года на все автомобили, нет. Судя по всему, это слухи или неверно интерпретированная информация.

В государственной автоматизированной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" на сегодняшний день зарегистрировано уже более 1 миллиона автомобилей.

Сколько стоит установить Эра Глонасс на подержанный автомобиль

Как сообщает агентство со ссылкой на информацию, предоставленную компанией первый уполномоченный представитель АО «ГЛОНАСС» в регионе), установка «тревожной кнопки» на автомобиль обойдется хозяину авто в 27 111 рублей (ранее сообщалось о 10-30 тыс. рублей).

Само устройство стоит 22 361 рубль, еще 1 950 рублей придется потратить на программирование навигационного блока связи и регистрацию в государственной автоматизированной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», 2 800 рублей - на работы по монтажу устройства в авто. Установка устройства занимает от часа до часа двадцати минут.

Клиент (в данном случае, автовладелец) заключает договор об установке терминала «ЭРА-ГЛОНАСС». После его монтажа VIN-номер автомобиля вносится в ID абонентского терминала, а само устройство регистрируется в системе «ГЛОНАСС».

Примечательная деталь: даже если «тревожная кнопка» установлена, использовать автомобиль не получится. Автовладелец должен получить ПТС, но его не дают без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), а его не дают без… Его вообще пока не выдают. Когда испытательные лаборатории начнут выдавать СБКТС, неизвестно. Нет соответствующих распоряжений. Власти обещают решить вопрос в ближайшее время.

Доработка коснется тысячи автомобилей, особенно, прибывших в Приморье из Японии. Но заявок от владельцев подержанных авто на установку «ЭРЫ-ГЛОНАСС» гораздо больше - около четырех тысяч. Уполномоченный установщик может обслуживать по 100 машин в день, но для того, чтобы удовлетворить всех желающих, необходимо, чтобы поставки устройств не прекращались. Более того, вскоре допуск на установку «ЭРЫ-ГЛОНАСС» в б/у авто получат и другие компании.

Нужно ли устанавливать Глонасс на легковые автомобили

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, с 1 января 2017 года все новые автомобили на территории России и стран Евразийского экономического союза должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Для легковых автомобилей система должна быть оснащена функцией автоматического оповещения о ДТП, для коммерческой техники достаточно ручного оповещения при помощи кнопки.

Речь идет именно о новых автомобилях , которые получают одобрение типа транспортного средства (ОТТС) после 1 января 2017 года. То есть, те модели, ОТТС которых еще не истекло (а ОТТС выдается сроком на 3 года), пока могут продаваться без «ЭРА-ГЛОНАСС». Как пояснили в Росстандарте, производители могут продавать машины без «ЭРА-ГЛОНАСС» до конца 2019 года, поскольку техрегламент давал им возможность продлить на три года выданные до 31 декабря 2016 года одобрения типа транспортного средства.

В интернете сейчас ходит противоречивая информация. Многие пишут, что с 1 января 2017 года владельцы всех автомобилей должны установить «ЭРА-ГЛОНАСС». Это не соответствует действительности — нововведения касаются лишь новых автомобилей, поэтому установка «ЭРА-ГЛОНАСС» — головная боль производителей автомобилей, а не автовладельцев. Правда, часть стоимости системы в любом случае будет заложена в цене новых автомобилей, выпускаемых после 1 января 2017 года — от этого никуда не деться.

Где поставить Эра Глонасс

Собственными силами выполнить это не получится, так как установкой должен заниматься только сертифицированный установочный центр.

После завершения установки владелец автомобиля должен предоставить документы о наличии терминала в машине в сертифицированную лабораторию, занимающуюся выдачей свидетельств о безопасности системы, получить паспорт автотранспортного средства. В свидетельстве прописывается id устройства. Для сертификации оборудования на серийный автомобиль нужно провести несколько краш-тестов на различные типы ударов нескольких машин. Такая дорогостоящая необходимость связана с проверкой калибровки система: каждый элемент силовой структуры кузова замедляется, деформируется индивидуально.

Датчики «ЭРА-ГЛОНАСС» калибруются по-разному для каждой модели. Из-за процедуры сертификации стоимость самого автомобиля повышается. Но человеческая жизнь бесценна, и быстрое прибытие спасателей и врачей помогает сохранить множество жизней. Установить «ГЛОНАСС» бесплатно, к сожалению, тоже не получится, цена рассчитывается отдельно от модуля системы. Стоимость установки составляет около пяти тысяч рублей, в каждом центре своя цена. Устанавливают модуль, кнопку вызова, настраивают работу системы.

На работу уходит около получаса. В целом, цена за систему и ее установку составляет около 20-30 тысяч рублей. На Дальнем Востоке установить систему могут около 15 авторизованных фирм, а продать всего две компании. Поэтому собираются большие очереди. Установка системы на поддержанные автомобили тоже осуществляется. Но «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует только в ручном режиме. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине. Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.

Производят аппаратуру «ЭРА-ГЛОНАСС» множество крупных компаний: российские («Сантэл-Навигация», «СпейсТим», «Форт Телеком»); зарубежные (Continental, Denso, Valeo) а также множество других.

Также создатели «ЭРА-ГЛОНАСС» планируют запустить в 2017 году ряд услуг: помощь в запуске двигателя; выезд техпомощи для организации мелких ремонтных работ на дороге; выездной шиномонтаж; эвакуация автотранспортного средства; гарантийная эвакуация автотранспортного средства; подвоз топлива; аварийный комиссар; удаленный технический консультант; круглосуточная справка.

Штраф за отсутствие глонасс и ответственность

Для коммерческого авто: Чинoвники считaют, чтo нoвыe тpeбoвaния к бизнeсу, oсущeствляющeму пaссaжиpскиe пepeвoзки, дoлжны ввoдиться пoстeпeннo. В связи с этим пpeдлaгaeтся, чтoбы тaхoгpaфы, кoтopыe сeйчaс испoльзуются в paмкaх зaкoнa, a тaкжe aппapaтуpa спутникoвoй нaвигaции пoслe утвepждeния нoвых тpeбoвaний к нeй мoглa paбoтaть eщe в тeчeниe 7 лeт пoслe oфициaльнoй публикaции пoпpaвoк. Влaдeльцaм aвтoбусoв и мapшpутных тaкси дaeтся сpoк дo 1 июля 2018 гoдa.

К этoй дaтe в мaшинaх дoлжны быть устaнoвлeны либo сoвpeмeнныe тaхoгpaфы, либo aппapaтуpa для нaблюдeния с пoмoщью систeмы ГЛОНАСС. В пpoтивнoм случae кoмпaнию или ИП, являющeгoся сoбствeнникoм тpaнспopтнoгo сpeдствa, будут штpaфoвaть нa 50 тысяч pублeй. Этo пpeдусмoтpeнo в нoвoй стaтьe КoАП РФ пoд нaзвaниeм «Нeпpeдстaвлeниe свeдeний o тpaнспopтных сpeдствaх, oснaщeнных тaхoгpaфaми и (или) aппapaтуpoй спутникoвoй нaвигaции, свeдeний o тaхoгpaфaх и (или) aппapaтуpe спутникoвoй нaвигaции, кoтopыми oснaщeны тpaнспopтныe сpeдствa, инфopмaции, зapeгистpиpoвaннoй тaхoгpaфaми и (или) aппapaтуpoй спутникoвoй нaвигaции». Онa мoжeт вступить в силу oднoвpeмeннo с oфициaльным oпубликoвaниeм зaкoнa, пoэтoму лицaм, кoтopыe ужe сeйчaс дoлжны пoльзoвaться тaхoгpaфaми и систeмaми спутникoвoй нaвигaции ГЛОНАСС, пpидeтся пoдстpaивaться пoд нoвыe тpeбoвaния.

Для личного авто: штрафов пока не предусмотрено.