Какой предпусковой подогреватель лучше. Предпусковой подогреватель — лучшая защита двигателя от мороза Предпусковой электрический нагреватель двигателя

«Старт-М» предназначен для предпускового разогрева и подогрева двигателей легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства в зимний период эксплуатации, а так же грузовых автомобилей средней грузоподъёмности марок ГАЗ и ЗИЛ.


Принцип работы электроподогревателя:

Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) нагревается ТЭНом в корпусе подогревателя. Вследствие меньшей плотности нагретая жидкость начинает направленно циркулировать и поступать в рубашку охлаждения двигателя. Место нагретой жидкости занимает более холодная. Так устанавливается естественная термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости. Встроенный во входной штуцер шариковый клапан, препятствует выбросу нагретой жидкости во входной рукав при повышении давления в корпусе электроподогревателя. Терморегулятор автоматически поддерживает температуру охлаждающей жидкости в заданных пределах, а аварийный термовыключатель предотвращает выход из строя подогревателя при отсутствии в нем охлаждающей жидкости (двойная степень защиты). Время разогрева двигателя от 40-60 минут до 1,5 ч., зависит от климатических условий (температура, ветер), а также от условий стоянки автомобиля (открытая стоянка, гараж).


Установка и техническое обслуживание:

Электроподгреватель встраивается в систему охлаждения двигателя автомобилей зарубежного и отечественного производства(способ монтажа наружный). Электроподогреватель должен располагаться в моторном отсеке автомобиля как можно ниже. Входной патрубок по возможности должен находится ниже сливного отверстия (заглушки) в блоке цилиндров. При прокладке руковов необходимо обеспечить постоянные уклоны, не допуская образования перегибов и горбов. Необходимо следить за исправностью системы охлаждения и поддерживать необходимый уровень ОЖ в системе. Подогреватель "Старт-М" горизонтального исполнения и устанавливается выходным патрубком вверх, при этом допускается незначительный (не более 15 градусов) наклон. В случае возникновении трудностей при самостоятельном монтаже, обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей. Благодаря простой конструкции электроподгреватели не требуют частого технического обслуживания:
Необходимо не реже 1 раза в сезон очищать подогреватель снаружи от грязи и масла.
Проверить состояние резиновых рукавов, в случае неоходимости подтянуть хомуты.
Рекомендуется 1 раз в год до наступления холодов, снять его и промыть внутреннюю полость горячей водой с моющим раствором.


Технические данные электроподогревателя:

Род тока – Переменный, частота 50Гц
Номинальное напряжение - 220 В
Класс защиты от поражения электрическим током – I
Степень защиты - IP 34
Масса не более – 0,785 кг
Габаритные размеры – 170×84×104 мм
Масса упаковки – 1,8 кг
Габаритные размеры упаковки – 255×225×95 мм
Потребляемая мощность - 1,5; 2 кВт
Температура срабатывания (отключения) терморегулятора – 85 °С
Температура возврата (включения) терморегулятора – 65 °С
Температура срабатывания (отключения)аварийного терморегулятора – 125 °С

Для утреннего подогрева двигателя в зимние месяцы, при длительных поездках или рейсах автомобиль оснащают средствами для облегчения процесса пуска. Прогретый запуск предотвратит преждевременный износ двигателя, сохранит время и нервы. К тому же, применение частого подогрева мотора, вредно.

Нагреватели двигателя

Предпусковые механизмы для подогрева двигателя делятся на две такие группы:

  • стационарные (бензиновые или дизельные) – работают автономно, независимо;
  • зависимые – приспособления самостоятельно не работают, а только от электрической сети 220В.

Пример обогревательного оборудования

Электрические подогреватели производятся 12В или 24В.

Электрический (зависимый) подогрев двигателя называется котел (ТЭН – трубчатый электрический нагреватель), который нагревает до заданной температуры охлажденный тосол и проходит, омывая по системе охлаждения мотора машины.

В дальнейшем, как только антифриз нагрелся до нужного показателя температуры, оборудование автоматически выключается, ТЭН перестает нагревать антифриз.

Электрические подогреватели для запуска устанавливают на радиатор. Этот механизм регулирует правильность работы системы охлаждения. Конструктивно у агрегата такое устройство:

  • непосредственно сам цельный, неразборной котел – газоподвод, полость горения, водяные трубки;
  • горелка – с двумя цилиндрами;
  • насосная система – электрический вентилятор, насосы для топлива и воды;
  • панель (щит) управления;
  • блок – электрический нагреватель нефтепродуктов, форсунки, электромагнитная задвижка, штуцер для выпуска воздуха.

Агрегат подогрева входит в модуль охлаждения двигателя автомобиля. Охлаждающее средство поступает по трубкам в полость котла, где оно разбивается на два потока. Один из них направляется через камеру горения топлива и трубы, подводящие газ. Охлаждающий тосол идет внутри поверхности водяной рубашки.

Другой поток омывает по внешней водяной рубашке из труб.

Оба потока средства для охлаждения соединяются в корпусе устройства. Далее из пускового патрубка поступает в двигатель транспортного средства.

Принцип действия

В основе действия электрического нагревателя антифриза ТЭН. Он греет тосол от аккумулятора или электросети 220В.

Принцип работы котла заключается в соединении с электросетью 220В, итогом чего вещество в корпусе нагревается. Нагрев температуры жидкости, в свою очередь, дает повышение давления. Задвижка перекрывает подающий всасывающий патрубок, при нагреве жидкость попадает в выходной патрубок. При снижении давления в моторе, клапан открывается и дает средству попасть в него по входному патрубку.

Таким образом, появляется эффект целенаправленной термосифонной циркуляции из подогревателя в охладительную систему. Термический регулятор автоматически регулирует показатель температуры жидкости, что полностью нивелирует опасность возникновения перегрева котла.

Чтобы разобраться какой котел от 220В выбрать из всего разнообразия модельного ряда на рынке, важно учесть такие факторы:

  • котел от 220В со специализированным покрытием;
  • котел без точек закипания, чтобы не образовывались отложения;
  • дешевый котел плохо сочетается с агрессивной средой антифриза.

Котел производится с такой градацией по мощности:

  • 1,5 кВт – для двигателя 16кл;
  • 1,0 кВт – для двигателя 8кл;
  • 0,5 кВт – для использования на стоянке для регулярного подогрева двигателя.

Период для подогрева подбирается индивидуально, экспериментируя и выбирая. Решающие факторы:

  • разновидность двигателя;
  • номинальная мощность котла;
  • температура воздуха окружающей среды.

Сейчас котлы выпускают из пластмассы квадратной формы.

В среднем котел греется 40-60 минут. При этом важно, чтобы двигатель был горячим, но не происходило закипание жидкости.

Покупать котел нужно только у проверенных торговых товаропроизводителей данного вида продукции.

Приобрести котел можно на сайтах производителя, в специализированных торговых точках или на авторынке.

За счет широкого ассортимента и множества моделей устройство подбирается для легковых и грузовых автомобилей, внедорожников.

Установка котла

Устанавливается котел в специальном отделе двигателя. В более ранних авто такое место не предусмотрено.

Производителями предпускового подогревателя в инструкции регламентируется процесс и схема его установки. Процедура установки простая, ее выполняют и своими силами. Что для этого нужно:

  • приобрести тосол;
  • два часа времени.

В зависимости от компании производителя у схемы установки несколько вариаций. Установка выполняется:

  • с монтажом в блок – сложность установки, но больший КПД работы прибора;
  • как отдельное устройство – в нижней точке системы для охлаждения, врезается в кольцо малого круга.

Наглядная схема установки котла:

  • монтируется электрический подогреватель к цилиндрам на спецскобы;
  • вынимают автоматический датчик температуры;
  • подсоединяют штуцер;
  • ввинчивают в штуцер температурный датчик;
  • снимают сливную пробку;
  • вворачивают отвод для шланга для подачи тосола;
  • на оба шланга ставят хомуты.

Схема установки содержит и вариант, при котором выход от подогревателя в тройник. Для этого разрезают верхний патрубок радиатора. Тогда охлаждающая жидкость идет в блок на выход в котел. В этом случае головка сильно нагреется, а блок будет теплый.

Иногда используют метод подключения противоположный, при котором выход из нагревателя идет в блок. Охлаждающая жидкость – горячая, с меньшей плотностью, ей проще пройти в сечение переходника. При этом варианте блок слишком нагреется, в отличие от головки, а во время запуска двигателя его рабочая температура не опускается.

Схема установки

Для данного вида моделей предзапускных электрических нагревателей, в соответствии с местоположением термостата и сливного отверстия на моторе, используется один из видов схем установки:

  • поступательный метод;
  • параллельный способ.

Параллельный способ предполагает не использование меньшего из оборотов циркуляции охлаждающего вещества от сопротивляемости самого подогревателя. Схема эффективно выполняется несколькими решениями.

Термодатчик на верхнем патрубке, нет крана для слива:

  • отбор и вброс тосола с патрубка обратки через тройничный диск;
  • отбор охлаждающего средства с нижнего шланга радиатора, вброс в трубку печки;
  • отбор с патрубка обратки, вброс через тройник в верхний патрубок.

Термодатчик на нижнем элементе, на блоке есть кран для слива:

  • отбор средства со сливного крана через штуцер, вброс – в блок двигателя;
  • отбор с нижнего трубки радиатора, вброс в блок;
  • отбор из блока, вброс в верхний патрубок через тройничный элемент.

Ход монтажа:

  • определяют подающий и отбирающий шланги согласно инструкции;
  • выбирают место и рассчитывают расстояние для обоих шлангов;
  • сливают охлаждающее средство;
  • снимают трубки, идущие к печке;
  • устанавливают уже готовые шланги;
  • к свободным краям шлангов фиксируют подогреватель;
  • заполняют полость тосолом.

Рекомендуется обязательно проследить за тем, чтобы система полностью заполнилась жидкостью. При воздушных пробках, подогревателю грозит серьезная поломка. Для полного заполнения, требуется выждать определенный период. Краник печки при работ открыт, регулятор температурного режима устанавливают на максимально допустимый показатель.

Некоторые аспекты и нюансы

  • включатель с временным таймером обеспечит подогрев двигателя в том режиме, который нужен владельцу автотранспортного средства;
  • двигатель запускают с выжатым сцеплением;
  • провод 220В не прокладываю через высоковольтные опоры на дороге;
  • если мощность котла выше 1,0 кВт, не стоит оставлять его включенным на ночь.

Выполнение этих правил оградит от штрафа пожарной инспекции и неприятных ситуаций.

Комплектация люкс

Основные преимущества и недостатки

Достоинства ТЭНов:

  • использование в любой климатической зоне;
  • невысокая стоимость;
  • не сложная конструкция;
  • простая схема;
  • легкий монтаж;
  • экономия расхода топлива;
  • надежность;
  • высокая степень безопасности;
  • долговечность;
  • аккумулятор не теряет заряд;
  • подпитка аккумуляторной батареи;
  • простота технического обслуживания;
  • снижется износ деталей;
  • дополнительные возможности позволят заранее подогреть салон и ликвидировать обледенение стекол.

Единственный минус таких котлов – зависимость от электрической сети.

Техобслуживание пускового обогревателя

Установка агрегата для обогрева требует проведения мероприятий по его регулярному техническому обслуживанию. Следующие действия необходимы в процессе эксплуатации:

  • проверка распыла – для этого включают подогреватель;
  • внимательно осмотреть всю поверхность подогревателя;
  • продувка отверстий – в полости форсунки и всего корпуса;
  • проверка правильности подтяжки болтов, крепежных гаек и насоса;
  • разборка форсунки и очистка ее частей в нефтепродуктах;
  • очистка приборов;
  • промывка горелки, свечей накаливания;
  • промывка фильтров клапана;
  • очистка труб топливного насоса.

Оборудование для нагрева упрощает использование автотранспортного средства, продлевает эксплуатационный срок двигателя. Приобретение оправдано.

Виды подогревателей 12В и 24В

Для путешественников и дальних поездок по грузоперевозкам, приемлема, а иногда просто незаменима не стационарная, а сеть автомобиля в салоне – подогреватели электрические, питающиеся от электросети, либо автономные (бортовыми):

  • электрические подогреватели (зависимые) – оборудование с модулями с таймером и с вентилятором, механизмами для подзарядки аккумулятора;
  • автономные подогреватели – крепятся под капотом и подключаются к автомобилю.

Вариант установки

Автономный подогреватель 12В или 24В монтируют только в систему электропитания или еще и в систему охлаждения. Достоинства такого вида – установка там, где это лучше для автомобилиста. При производстве не встраиваются в транспортное средство.

Автономные приспособления оснащены и укомплектованы дистанционным пультом управления. Современные модели управляются с устройств мобильной связи. Последние модели – управляемые с довольно значительного расстояния с применением GSM (управления посредством автоэлектроники авто). Это для устройств, которые действуют от 12В и 24В. Возможно использование для этих задач смартфонов, и ряда разнообразных девайсов, что неоспоримо огромный плюс в пользу удобства при использовании такого приспособления.

Преимущества 12В и 24В агрегатов:

  • мобильность, отсутствие зависимости от электрической сети 220В;
  • многофункциональность;
  • охлажденная жидкость сохраняет заданную температуру двое-трое суток.

К недостаткам относят:

  • разряжает АКБ;
  • высокая стоимость;
  • достаточно нелегкое подключение к сети автомобиля;
  • установка аккумуляторной батареи с более мощным потенциалом.

Оба типа подогревателей устанавливают самостоятельно, либо в автомобильных сервисных центрах.

Аналоги термосного вида

Термосные приборы хранят заданную рабочую температуру два дня. Принцип работы заключается в том, что в подогревателе сжигается топливо (бензин или дизель), которое забирается из системы на обогрев мотора. Антифриз прокачивается по большему кругу и проходит в стационарный радиатор. Радиатор греет воздушные массы, нагретый поток которых, направляется в салон авто. Таким образом, обогреваются и само транспортное автосредство внутри и охлаждающая его система.

Подогреватель от сети 24В

Достоинства:

  • надежность;
  • нет необходимости в дополнительном питании;
  • простота подсоединения;
  • низкая мощность.

Охлаждающее вещество циркулирует только от разницы температур (под давлением). Когда оно прогрелось в корпусе подогрева, дальше идет по малому кругу охлаждения.

Процесс этот занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от температуры воздуха окружающей среды. Прибор потребляет 450-550 мл топлива в час. Для сравнения, электрические аналоги потребляют около 40Вт электрической энергии за тот же период времени.

Изготовление самодельного подогрева

Заводской котел или подогреватель практичней и безопасней, чем сделанный своими силами. Хотя и вариант с самодельным устройством тоже с правом на существование.

Важно помнить, что при самостоятельном производстве приспособления для подогрева двигателя, соблюдают предельно возможную осмотрительность при последующей эксплуатации. Особенно это касается пожаробезопасности.

Существует множество вариантов для домашних мастеров. Один пример:

  • в боковой панели и в днище оружейной гильзы, пропиливают отверстие, для нарезки резьбы под свечу;
  • гильзу соединяют с всасывающим патрубком;
  • установка конструкции непосредственно в бак машины;
  • подвод кабелей бортовой сети.

Особенность данного метода установки заключается в том, что он используется для подогрева не двигателя, а топлива.

Во избежание поломки, применение этого вида подогрева возможно после выключения двигателя.

Вконтакте

Устройство, позволяющее подготовить двигатель к легкому пуску и наполнить салон теплом, до сих пор считается элементом роскоши. А ведь оно реально способно сберечь здоровье - как ваше, так и автомобиля.

Холодный пуск двигателя - тяжелое испытание для всех его систем, сопоставимое с несколькими десятками километров пробега в не самых простых условиях. Водителю и пассажирам тоже приходится несладко: замерзшие пальцы плохо держат руль, холод от сидений добирается чуть ли не до позвоночника, а пар от дыхания норовит замерзнуть на стеклах. Но ведь как приятно сесть в салон, где почти комнатная температура, сбросить стесняющие движения перчатки, шапки и шарфы и не дожидаться, пока оттают заиндевевшие стекла...

Так что живущим в холодных регионах есть резон потратиться не на кожаный салон и всевозможные навороты, а на предпусковой подогреватель. Его установка позволяет не только продлить жизнь двигателю, но и сэкономить топливо, которое холодный двигатель потребляет куда охотнее.

Жидкостные отопители: г олосуем за автономию

Пожалуй, наиболее распространенными можно считать автономные жидкостные отопители. По сути это печка, работающая на бензине или солярке. Насос качает горючее из бака в камеру сгорания, где готовится топливо-воздушная смесь. Она поджигается от раскаленного керамического штифта, которому, в отличие от металлического, для достижения рабочей температуры достаточно небольшого тока, что экономит заряд аккумулятора.

Отопитель греет жидкость из системы охлаждения автомобиля, прокачивая антифриз через свой теплообменник. Тепло передается двигателю и радиатору штатной печки. Когда жидкость нагревается примерно до +30°С, включается вентилятор салона.

Как только температура достигнет нужной величины (более 70°С), отопитель переходит в «половинный» режим, а потом и в режим ожидания, оставляя работать устройство для продувки камеры сгорания, жидкостный насос и вентилятор штатной системы отопления. При падении температуры охлаждающей жидкости примерно на 20°С цикл повторяется.

У системы есть и летний режим, когда воздух в салоне время от времени продувается вентилятором. Кондиционер не задействуется - снизить температуру хотя бы до «забортной» удается и без его участия.

Включается автономный отопитель разными способами. Самый простой и доступный - таймером в салоне, которым можно запрограммировать время включения и продолжительность работы. Это удобно, если вы регулярно выезжаете в одно и то же время. При переменном графике предпочтительнее дистанционное управление. Радиопульт действует в радиусе примерно одного километра, если не мешает городская застройка. Он позволяет на расстоянии включить-выключить отопитель или запрограммировать его. Самое продвинутое решение - GSM-модуль, который управляет печкой через команды с мобильного телефона. Теоретически вы можете включать отопление из любой точки планеты, лишь бы вы и автомобиль находились в зоне покрытия сети.

В России наиболее популярны устройства двух немецких брендов - Webasto и Eberspacher. Они выпускают модели для машин разного типа и объема двигателя, а также предлагают широкий выбор способов запуска отопителя и управления им. Существуют и российские аналоги, например самарский «Теплостар», который раза в два дешевле «немцев» и тоже выпускается в различных модификациях.

Тепловой аккумулятор: запасаем тепло впрок

Официально это устройство называется тепловым аккумулятором. Фактически оно представляет собой большой термос, в котором находится жидкость того же объема, что и в системе охлаждения. Пока двигатель работает, жидкость в термосе постоянно обновляется, поддерживая запас «кипятка». Перед пуском отдельный насос меняет холодный и горячий антифриз местами. Из термоса за 10–15 секунд жидкость подается в систему охлаждения, и мотор быстро согревается - можно пускать. В салон сразу же начинает поступать теплый воздух.

Главное в эксплуатации подобных устройств - регулярность поездок. Считается, что при умеренной московской зиме тепло продержится в «термосе» примерно трое суток, но при лютых холодах возобновлять запас «кипятка» желательно каждый день.

Впервые тепловой аккумулятор предложил в Канаде конструктор Оскар Шатц, там же появились первые модели «термосов» под брендом Centaur, который и по сей день считается лидером. Впрочем, пальму первенства оспаривают и отечественные производители. В России есть собственные удачные разработки, среди которых особо известна марка «Автоплюс МАДИ». Также на нашем рынке продвигаются изделия бренда «АвтоТерм».

Электрический подогреватель: в поисках розетки

Еще одно популярное решение подсказано домашним кипятильником. Чего проще - вмонтировать нагреватель в систему охлаждения, разумеется, соблюдая правила пожарной безопасности. Собственно, так и выглядит простейший электрический подогреватель, разъемы которого выводятся обычно на передний бампер и с помощью проводов подключаются к обычной розетке.

Но для полного комфорта базового комплекта, пожалуй, маловато. Логичным дополнением будет отдельный нагревательный модуль с вентилятором, прогревающий салон до вступления в действие штатной печки. Еще один необходимый элемент - устройство для подзарядки аккумулятора - в холодное время оно будет не лишним. А если включать-выключать систему на морозе вам не с руки, можно установить отдельный модуль с таймером или комплект дистанционного управления. Правда, цена полного комплекта отличается от первоначального «кипятильника» в разы. У нас, как и в Европе, распространена продукция норвежской марки Defa, которая признается образцом в этом сегменте. Есть и российские аналоги, например под брендом «Северс».

Только без самодеятельности!

Народная техническая мысль в холодной России постоянно искала способы пуска двигателя в сильные морозы. На свет рождались самые причудливые изобретения на основе паяльной лампы, проволочных спиралей и прочих подручных средств. Некоторые кустарные изделия неизвестных фирмочек даже мелькали на полулегальных авторынках. Чего стоит электрическая спираль, которая по замыслу «конструкторов» вставляется вместо масляного щупа и подключается к аккумулятору. Мало того, что масло обладает низкой теплопроводностью и греть его, «сажая» замерзшую батарею, - дело малоперспективное. Тут до пожара или короткого замыкания недалеко. Так что легких и дешевых путей лучше не искать. Как бы ни хотелось оживить замерзшего железного друга, предпочтение следует отдавать только проверенной сертифицированной продукции.

В северных регионах проблема запуска мотора на холоде актуальна всегда – мороз сгущает масло, усложняя проворачивание коленвала и ухудшает испаряемость топлива, снижает токоотдачу аккумулятора. Даже разница в тепловом расширении отдельных деталей играет роль: поршень с плавающей посадкой пальца на холоде закусывает его, а нижняя головка стального шатуна сжимается сильнее, чем чугунный коленвал.

Поэтому, заведя двигатель, приходится его прогревать, чтобы не рисковать поломкой при начале движения. Здесь раскрывается минус уже дизельных двигателей: на холостом ходу они медленно нагреваются даже летом, зимой же разогреть дизель на морзе невозможно. Прогазовки на холоде – немалый риск проворота вкладышей коленвала, задира постелей распредвалов.

Практика предварительного нагрева двигателя так же стара, как и сами автомобили – и сейчас можно увидеть, как мотор подогревают паяльной лампой. Но такой способ неудобен и небезопасен. Так что и самодельные, и заводские системы предпускового подогревателя двигателя появились давно и продолжают сохранять актуальность.

Принцип действия

Идея предпускового подогревателя двигателя проста: так как мотор заполнен антифризом, то, нагревая антифриз от постороннего источника, удастся равномерно подогреть и сам двигатель. Рабочие зазоры между деталями придут в норму, разогреются масло (оно нагреется в поддоне от тепла картера и на многих машинах после запуска начнет проходить через тосольно-масляный теплообменник) и впускной коллектор. Для дизелей и моторов с распределенным впрыском это менее актуально, карбюраторному мотору разогрев коллектора и самого карбюратора в районе жиклеров системы холостого хода необходим. Часть тепла мотор отдаст и коробке передач, что тоже немаловажно. Сев в машину, можно сразу и разморозить стекла.

Предпусковые подогревателя делятся на две категории

  1. Электрические.
  2. Автономные.


Простейшие предпусковые электроподогреватели – это ТЭНы в металлических патрубках, врезаемые в нижний патрубок радиатора. Такие конструкции самодельные благодаря простоте, в северных районах России можно увидеть машины с вилкой 220В, торчащей из-под капота. В Северной Европе же можно даже найти парковки, где у каждого машиноместа стоит столбик с розеткой.

Понятен и минус этого – подогрев идет медленно из-за отсутствия принудительного движения жидкости в контуре. Его избегают, вводя в контур охлаждения дополнительный электронасос, но необходимость каждый раз подключать предпусковой подогреватель к внешнему источнику тока остается. Но популярности электроподогреватели не теряют, есть интересные модели, которые прогревают мотор и одновременно подзаряжают аккумулятор.

Жидкостный (автономный) подогреватель подсоединяется к электросистеме, топливной магистрали и системе охлаждения.

Но как подогреть мотор, когда розетки рядом нет? Вариант только один – жечь собственное топливо. Так устроены автономные предпусковые подогреватели: это небольшие печки, сжигающие топливо, забираемое из бака, и греющие встроенный теплообменник. Такой предпусковой подогреватель легко автоматизировать – подключить к нему таймер, выход управления от сигнализации. Благодаря этому на коммерческом транспорте подобные модели, у которых можно даже задавать недельное расписание подогрева, ставятся с завода, а название производителя автономных подогревателей Webasto повторило судьбу «Ксерокса», став в разговорном языке синонимом систем предпускового подогрева.

Конечно, есть у автономных подогревателей свои минусы:

  1. Во-первых, им нужно топливо – при почти пустом баке Вы останетесь с холодным автомобилем.
  2. Точно так же нужен и заряд аккумулятора – со старой батареей мотор-то прогреется, а вот стартер его уже не прокрутит.

Поэтому многие системы подогрева, интегрируемые с бортовой электроникой, при снижении уровня топлива или заряда аккумулятора ниже критического автоматически блокируются.

На этом фантазия не ограничивается, но прочие ее плоды считаются скорее курьезами. Например, изобретены тепловые аккумуляторы – это термосы, в которых хранится некоторый объем охлаждающей жидкости. Пока мотор работает, тепловой аккумулятор включен в общий контур и разогрет до рабочей температуры, при глушении мотора отключается, сохраняя в себе тепло. Заводя холодный мотор, водитель вновь получает дозу сохранившего тепло антифриза. Серьезно относиться к таким разработкам сложно из-за малого «срока хранения» запаса тепла и из-за габаритов. Но они умудряются продаваться – это и канадские системы Centaur, и российские «АвтоТерм».

Если вспомнить однозначно бесполезные устройства, то это подогреватели масла, вставляющиеся через щуп. Не говоря уже о малоэффективности нагрева масла в поддоне, так и мощность у таких «подогревателей» настолько мизерная, что нагреть масло они не могут, бесполезно высаживая аккумулятор.

Установка

Схема установки Бинар-5

Простейшие электроподогреватели устанавливаются просто – сливаем антифриз, вырезаем участок нижнего патрубка радиатора по нужной длине, вставляем в разрезанный патрубок подогреватель, затягиваем хомуты и заново заливаем антифриз. Остается протянуть провода так, чтобы автомобиль было легко «подключать к розетке».

Почему электроподогреватель врезается в нижний патрубок? Это ускоряет подогрев за счет тепловой конвекции – так же работают системы отопления без принудительной циркуляции. При врезке в верхний патрубок греется антифриз в радиаторе, а не в моторе – закрытый термостат не даст жидкости поступать за счет конвекции в блок.

Видео: Изготовление подогревателя дизельного топлива типа «наружный змеевик» своими руками

Если же у Вас не дешевый российский ТЭН, а более совершенное устройство, то врезается он в патрубок, идущий на печку. Такие устройства – это моноблок, объединяющий предпусковой нагреватель с помпой небольшой мощности, поэтому в основную магистраль охлаждения, имеющую большое проходное сечение, включаться не могут. Зато прогрев мотора с ними быстрее, а при этом одновременно разогревается и салонная печка.

Для ряда моторов электроподогреватели выпускаются с расчетом на установку вместо технологических заглушек мотора – для их установки потребуются уже слесарные навыки, так как придется сначала извлечь из мотора нужную заглушку, а затем герметично установить в отверстие блока подогреватель. Лучше это доверить профессионалам, как и установку автономного подогревателя – здесь потребуется вмешательство и в топливную систему двигателя, и грамотное размещение выхлопа подогревателя.

Лучшие модели электрических предпусковых подогревателей

Defa

Норвежская фирма — ведущий производитель нагревателей такого типа. Выпускает электроподогреватели, которые и врезаются в блок, и устанавливаются в контур охлаждения. Главное преимущество систем Defa – это модульность: подогреватель дополняют зарядным устройством для аккумулятора, автономным вентилятором для салона, таймером включения. При желании выбирают модель подогревателя с термостатом – такой подогреватель оставляют постоянно включенным, не рискуя перегреть мотор и экономя электроэнергию, так как при достижении заданной температуры подогреватель автоматически отключится.

Calix

Еще одна скандинавская фирма. В ее модельном ряду универсальные подогреватели, врезаемые в патрубки, они просты, надежны и эффективны. Также используется модульное проектирование: покупатель может сам сконфигурировать нужную системы, к подходящему подогревателю докупив дополнительные устройства управления, зарядки для аккумуляторов. Владельцы дизельных автомобилей оценят наличие в модельном ряду Calix удобных в монтаже электроподогревателей бака.

Северс

А это уже продукция ЗАО «Лидер». При всех достоинствах европейских подогревателей недостатком остается цена, так что предложения российского производителя будут не лишними.

В модельном ряду есть простые конвекционные нагреватели и модели «Северс+» с принудительной циркуляцией. Подогреватель дополняют таймером и зарядным устройством для аккумулятора.

Популярные автономные предпусковые подогреватели

Немецкий концерн с вековой историей известен в первую очередь автономными подогревателями. Выпускаются OEM-модели, устанавливаемые на конвейерах самими автозаводами, и наборы для самостоятельного монтажа.

Каждый такой набор создается под конкретную машину и поэтому встает с минимумом возможных доработок. Для управления используются собственные блоки, сопрягаемые с подогревателем фирменной цифровой шиной. Она используется совместно с современными сигнализациями – например, системы StarLine умели управлять Webasto еще в прошлом поколении. Таким образом, запуск подогревателя осуществляются по таймеру и по команде с брелока сигнализации и мобильного телефона.

Eberspacher

Второй немецкий «титан», марка которого не стала именем нарицательным разве что из-за труднопроизносимости для русского языка. Фирменные подогреватели Hydronic – это универсальные блоки, комплектуемые для конкретной модели автомобиля своим установочным набором. Отдельно для кабин выпускаются воздушные подогреватели Airtronic – они актуальны для коммерческого транспорта, где водитель может ночевать в кабине зимой, при этом тратить топливо на постоянный подогрев мотора всю ночь нет смысла.

Теплостар

Самарский производитель заинтересует многих: цены на продукцию Webasto или Eberspacher и до кризиса были немалыми, теперь же выросли вдвое. В модельном ряду «Теплостара» есть модели предпусковых подогревателей, рассчитанных на разный объем двигателя, на разное топливо и напряжение бортсети. Интересная особенность фирмы – это то, что подогреватели комплектуются GSM-модулями: включить подогреватель можно при желании с собственного телефона.

Видео: Установка помпового подогревателя двигателя «Лунфэй»

В преддверье зимы, многие автовладельцы начали задумываться о том, как получше подготовить к ней свое транспортное средство. В основном все такие приготовления сводятся к банальной замене резины, масла, аккумуляторной батареи (либо ее подзарядке) и прочих «косметических» мероприятиях. Однако, мало кто решается подходить к этому вопросу более основательно, а зря…Ведь если, например, из-за сильного мороза не запустится двигатель машины, то новая резина и аккумулятор не помогут Вам выехать со стоянки или плохо утепленного гаража.

Учитывая этот факт, совсем не лишним будет обратить свое внимание на такое устройство как предпусковой подогреватель двигателя, так как в любую погоду и при любых обстоятельствах именно оно сможет обеспечить быстрый, а главное безотказный пуск мотора. Конечно, лучше всего приобрести подобный прибор в готовом виде, как говориться «от производителя», но при желании и наличии умелых рук сделать его можно самостоятельно, пусть и звучит это немного нереально. В любом деле, главное вникнуть в подробности работы и разобраться со всеми возможными нюансами, а дальше – дело техники, была бы инструкция. Как раз об этом мы с Вами сегодня и поговорим, но для начала немного теории…

1. Пройденный путь: паяльные лампы - современный электрический предпусковой подогреватель

Как известно: «все новое – это давно забытое старое», хотя лично я бы немного изменила данное утверждение и вместо слова «забытое» употребила бы понятие «усовершенствованное». А ведь так оно и есть, многие современные приборы имеют очень интересную историю своего развития. До чего только не додумывались наши предки: железный утюг на углях, первый автомобиль напоминающий тележку с моторчиком и т.д. В этом плане, не стал исключением и вышеупомянутый предпусковой подогреватель и если обратится к истории, то можно обнаружить множество интересных фактов, связанных с этим устройством. К примеру, известно ли Вам, что «прадедом» современных конструкций является самая обычная паяльная лампа, альтернативой которой (в то время), была разве что не менее известная керосиновая (так называемая «керосинка»). Именно их наши деды и прадеды так ловко использовали во многих сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, те функции и возможности, которыми обладали названные приспособления, не могут сравнится с мощными функциональными характеристиками и многочисленными преимуществами современного оборудования, но со своей задачей они все таки справлялись и раз этого было более-менее достаточно, значит нужно отдать им заслуженное место в истории. Современный предпусковой подогреватель двигателя, в наше время, используется для облегчения запуска мотора в условиях низких температур, а в некоторых случаях, еще и для прогрева воздуха в салоне автомобиля.

Вне зависимости от типа и модели, все подогреватели выполняют примерно одинаковые функции, отвечая за нагревание и поддерживание температуры охлаждающей жидкости автомобиля (антифриза или тосола) в нужном диапазоне. Кроме того, описанное устройство позволяет значительно снизить расход топлива, ведь на обязательное прогревание двигателя уходит намного меньше времени. Но самым главным преимуществом использования является более качественная защита ресурсов моторного блока, что, соответственно, повышает срок его эксплуатации.

Если разбирать типы и возможные разновидности подогревателей более детально, то стоит отметить, что абсолютно все устройства классифицируются с помощью определенной, единой схемой. Исходя из чего, выделяют следующие основные модели:

- газовые подогреватели;

Устройства использующие для работы жидкое топливо;

Подогреватели, питание которых происходит исключительно от внешнего источника.

Что касается последнего вида, то именно к нему и относится рассматриваемый сегодня электрический предпусковой подогреватель двигателя.

2. Принцип работы электрического предпускового подогревателя

Подогреватели электрического типа, относят к неавтономным устройствам, тоесть для их работы необходимо питание от сети (220 В). Сейчас мы более детально разберемся в принципе их работы, но для начала немного интересных фактов.

Знаете ли Вы? Первым изобретателем электрического подогревателя мотора принято считать Ендрю Фримена (Andrew Freeman), который в 1949 году получил патент на подогреватель охлаждающей жидкости, способный вкручиваться на место одного из болтов блока цилиндров. В современном мире, подогреватели электрического типа широко распространены в северных странах разных государств (России, США, Скандинавии, городах Канады), так как именно здесь в них чувствуется острая необходимость. Больше того, автопроизводители этих регионов включают их в стандартную комплектацию выпускаемых автомобилей, а розетки, необходимые для подключения устройств, можно найти на многих многоэтажных паркингах и автомобильных стоянках.

Существующие сегодня электрические подогреватели являют собой целую систему, которая состоит из нескольких важных частей. К ним относятся:

- электронный блок управления, имеющий встроенный таймер; блок подзаряда батареи аккумулятора;

Расположенный в герметичном теплообменнике нагревательный элемент мощностью в 500-5000 Вт (устанавливается в технологическое отверстие охладительной рубашки, либо соединяется с ней при помощи патрубков);

Тепловентилятор для обогрева салона.

В некоторых моделей, кроме перечисленных элементов, есть еще встроенная помпа, главная задача которой быстрый и равномерный разогрев двигателя.

Стандартный электрический подогреватель представлен в виде спирального устройства, которое вставляется в блок цилиндров мотора и работает от внешней электросети 220 В. В роли главного исполнительного элемента, выступает небольшая электрическая спираль. В ходе ее установки в блок цилиндров, из него снимают противоледную заглушку, а на ее место устанавливают названную деталь. Когда через спираль, под действием высокого напряжения проходит ток, она начинает нагревать охлаждающую жидкость (). Циркуляция жидкости в системе, проходит благодаря естественной конвекции, хоть она и менее продуктивна нежели искусственное перемещение при помощи насоса (также тратиться больше времени). Наиболее известными представителями предпускового подогревателя этого типа есть модели Defa WarmUp.

Если Вы храните свое транспортное средство в гараже или на стоянке оборудованными электрическими розетками, то использование такого устройства будет как нельзя кстати, в противном случае применять его нецелесообразно (при парковке под окнами дома, Вам просто некуда будет подключить подогреватель, а значит толка от него не будет). Также, минусом использования является сильная «прожорливость», а электричество сегодня отнюдь не дешевое. Казалось бы, производители предусмотрели данный недостаток и укомплектовали подогреватель специальным таймером, позволяющим устанавливать требуемую температуру жидкости (при пересечении установленной грани, спираль отключается или включается), но на практике это не смогло полностью решить проблему.

К стандартным опциям электрообогревателя двигателя относят:

- заряд аккумуляторной батареи;

Разогрев рабочей жидкости;

Отопление салона путем подачи теплового воздуха через печку.

В целом, рабочий принцип электрического предпускового подогревателя двигателя такой же как и в автономной системе – также, через нагревание охлаждающей жидкости, выполняется передача тепла силовому агрегату. Основное отличие кроется в самом способе нагрева (с применением источника электрического питания), что дает возможность применения дополнительной функции – зарядки аккумулятора, а в зимний период, когда низкие температуры способствуют быстрой разрядке, это как нельзя кстати.

3. Предпусковой подогреватель двигателя своими руками

Если предпусковой подогреватель мотора не входит в штатную комплектацию автомобиля, но Вам бы очень хотелось иметь подобное устройство – нет ничего невозможного. Самый простой вариант – отправиться в магазин автозапчастей и выбрать подходящую модель (с установкой не должно возникнуть много проблем, тем более, что к прибору должна прилагаться соответствующая инструкция). Однако, есть и другой путь, который предусматривает самостоятельное изготовление нужного устройства. Времени на это уйдет больше, но сделав все своими руками, можно быть уверенным в качестве готового изделия, плюс сэкономите немного денег.

И так, что бы создать электрический предпусковой подогреватель, Вам понадобятся несложные материалы, которые имеются «в хозяйстве» практически у любого автовладельца, это:

- спираль накаливания (именуемая ТЭНом), подойдет даже от какого-то старого чайника;

Металлический бак;

Штуцера (продаются, наверное, в каждом магазине сантехники);

Распределительная коробка (можно найти в магазине электрики).

Теперь, вооружившись элементарными знаниями из области электрики, монтируем устройство, которое должно обеспечить качественный предпусковой подогрев силового агрегата, экономию топлива и сохранение функциональности двигателя на более долгий срок эксплуатации. Приступая непосредственно к действиям, надо понимать, что поставленная задача не отличается простотой, а значит весь процесс (как изготовления, так и установки) скорее всего будет сопровождаться некими сложностями и специфическими нюансами.

По сравнению с фабричными (заводскими) изделиями, изготовленный вручную прибор, не будет четко и идеально размещаться в моторном отсеке, поэтому все измерения необходимо проводить с точностью до сантиметра. Однако, не стоит расценивать указанную возможность как непреодолимое препятствие, особенно если в гараже имеется подъемник или смотровая яма. Если же их нет (что редко, но бывает), то, скорее всего, Вам не удастся самостоятельно разместить все необходимые провода и электрическое оборудование, так как пространство под автомобилем будет ограничено и залезть под него трудно. Также, хочется предупредить о риске изготовления самодельного подогревателя, ведь одно неверное движение и можно получить серьезные проблемы с двигателем.

4. Установка электрического предпускового подогреваеля двигателя

Предположим у Вас готовый (купленный) комплект электрического предпускового подогревателя и Вы решили установить его самостоятельно. В таком случае, на начальном этапе, нужно оценить имеющееся под капотом пространство и решить, куда же именно будет монтироваться устройство. Это может быть место под , металлические части подкрыльников или место рядом с расширительным бачком охладительной системы. Последний вариант более актуальный в случае установки на внедорожник, который часто перемещается по болотистой местности. Также, не забудьте проверить подготовленный жгут с проводами, ведь его длины может оказаться недостаточно, что бы соединить между собой все узлы.

Теперь, что касается пульта управления. При установке «командующего» в салоне автомобиля, необходимо сразу определить свободное пространство на приборной панели, куда можно будет вывести управляющие элементы (возможно, даже, придется демонтировать какую-то ее часть). Котлы для подогрева жидкости, устанавливают только на надежном основании, при чем, кругом них также должно быть достаточно пространства, ведь все провода необходимо размещать в свободном порядке и как можно дальше от движущихся механизмов.

Ну что ж, когда подготовительный этап пройден, рассмотрим всю установочную процедуру в пошаговом режиме:

1. Основная часть электрического предпускового подогревателя закрепляется на выбранное заранее место;

2. Затем стоит проверить качество крепления установки, в случае необходимости, можно воспользоваться специальными кронштейнами;

3. Далее производится установка топливозаборника (либо входит в купленный комплект, либо приобретается отдельно). Места установки – точки соединения фильтров и топливных шлангов, а выполняется процедура при помощи тройника;

4. После этого, соединяют электрическую систему подогревателя: на прибор подается питание, а в салон выводится управление включением/выключением;

5. Теперь прибор можно подключать к системе охлаждения (заметьте: после выполнения процедуры, придется доливать в систему примерно 1 литр жидкости);

6. Визуально проверяем все соединения системы, они должны быть прочными и надежными;

7. Последний шаг – проверка работы предпускового подогревателя: запустите двигатель и наблюдайте за результатом.

Самой сложной частью всего процесса самостоятельной установки, есть работа с электричеством, но даже если придется обращаться за помощью к электрику, монтаж подогревателя своими руками все равно обойдется дешевле услуг сервисного центра. Еще одним, не менее важным моментом установки, является выхлоп из системы устройства. Поскольку выкидываемый поток воздуха имеет высокую температуру, то стоит избегать возможности его попадания на провода и шланги, размещенные под капотом. Оптимальным вариантом решения данной проблемы есть направление выхлопа на картер двигателя, что также приведет к дополнительному прогреванию масла.

Теперь представьте следующее: Вы выполнили все указания прилагаемой к прибору инструкции, все как надо подключили, а электрический подогреватель не работает, что делать? Естественно, при самостоятельной установке устройства, гарантия на него теряется, а значит, с проблемами придется разбираться своими силами или же обратится к специалистам, но уже не за бесплатной консультацией.

В любом случае, правильнее всего было бы проверить работоспособность предпускового подогревателя еще до установки на транспортное средство, вдруг он уже в нерабочем состоянии, но… если бы знал где упадешь – подстелил бы матрас. Однако, бывают случаи, когда до установки все работало, а после нее деятельность прекратилась. Основных причин подобного явления существует несколько: скорее всего, при установке было перепутано подключение прибора к электросети автомобиля или поврежден сам подогреватель; возможно, также, что в систему просто не поступает топливо и необходимо выполнить подключение другим способом.

Если же самостоятельные попытки устранения данных причин не увенчались успехом – придется обращаться за помощью к специалистам. Там Вы сможете получить более основательные ответы на все свои вопросы и максимально быстро устранить проблему.

Некоторые автовладельцы, подключают подогреватель к , но для этого приходится перепаивать контакты в ее блоке, что требует специальных навыков в электротехнике. Поэтому, если Вам в голову придет подобная мысль – дважды подумайте, стоит ли это делать. В общем, мы описали лишь общие моменты по установке электрического предпускового подогревателя, а все тонкости и нюансы этого процесса, Вы сможете узнать ознакомившись с инструкцией или с конкретным руководством по установке той или иной марки устройства.