Отечественное оружие и военная техника. «Урал-ВВ» От локального бронирования к полноценному защищенному автомобилю Урал 4320 бронированный

Новая модель броневика Урал-ВВ разработана по заказу командования внутренних войск, что отражено в литерах «ВВ» , присутствующих в названии.

По имеющимся данным, заказчик самостоятельно разработал технические требования к . В них учтен опыт применения бронированной и незащищенной техники в конфликтах последнего времени, особенности работы внутренних войск и т.д. В ходе анализа возможностей промышленности и реалий боевой работы специалисты МВД исключили из требований к новой бронемашине некоторые пункты, а также добавили новые.

Среди прочих требований к машине Урал-ВВ наибольший интерес представляют два, связанные с компоновкой бронированного корпуса. Внутренние войска пожелали получить технику с единым бронированным корпусом. В соответствии с техническим заданием, кабина водителя и десантное отделение должны представлять собой единый объем. Второе примечательное требование – наличие большого количества люков. Для сокращения времени, требуемого для покидания машины, заказчик потребовал оснастить ее большим количеством дверей и люков.

Разработка броневика новой модели была поручена автомобильному заводу «Урал» (г. Миасс) и московскому НИИ Стали. Первое предприятие отвечало за создание шасси и соответствующих агрегатов, второе – за бронированный корпус. Впервые броневик Урал-ВВ был показан в сентябре прошлого года, на выставке Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Демонстрация первого экземпляра и публикация некоторых данных о нем позволяют составить мнение о перспективной бронемашине.

В качестве основы для бронеавтомобиля Урал-ВВ был выбран грузовик «Урал-4320», находящийся в серийном производстве и зарекомендовавший себя как хорошая машина своего класса. Полноприводное трехосное шасси оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-536 мощностью около 310 л.с. Подобный двигатель и шасси, как утверждается, обеспечивают высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.

Бронированный корпус автомобиля Урал-ВВ собирается из металлических листов различной толщины и способен защитить экипаж от пуль и осколков, а также от . Лобовые детали корпуса и стекла обеспечивают защиту на уровне 6 класса по отечественным стандартам, борта – 5 класса. Моторный отсек имеет собственный бронекожух, обеспечивающий защиту 3 класса. Заявлена защита экипажа от взрыва двух килограммов тротила. Интересной особенностью нового броневика является дополнительная противоосколочная защита двигателя и коробки передач, помещенная под ними. Опыт эксплуатации техники различных классов показал необходимость применения таких деталей.

Для посадки и покидания машина имеет несколько дверей. Две расположены в передней части обитаемого объема, одна в правом борту, а в кормовом листе имеется широкая двустворчатая дверь. Для удобства задние двери оснащены откидной лестницей с пневмоцилиндром. При необходимости ее можно опустить вручную. Объемный грузопассажирский отсек позволяет броневику Урал-ВВ перевозить до 17 человек, включая водителя (по другим данным, посадочных мест лишь 13). Бойцы размещаются на сиденьях, установленных вдоль бортов. По некоторым данным, на демонстрировавшемся в Нижнем Тагиле бронеавтомобиле не были установлены сиденья, поглощающие часть энергии взрыва мины. Возможно, в будущем броневик получит и подобное оснащение.

При разработке нового броневика учитывались не только требования, касающиеся ходовых характеристик или уровня защиты. Для создания комфортных условий обитаемый объем машины Урал-ВВ оснащается системой кондиционирования, обогревателем и рядом другого оборудования, влияющего на удобство нахождения в броневике. Необходимо отметить, что эти устройства заявлены в стандартной комплектации.

Броневик Урал-ВВ не имеет собственного вооружения, однако при необходимости экипаж может вести огонь из личного оружия через бойницы. На всех стеклах имеется по одному такому устройству. Допустимые углы обстрела, по-видимому, позволяют атаковать цели в любом направлении.

Большая партия Урал-ВВ поступит в некоторые части, где частично заменит имеющиеся там незащищенные грузовики и бронетранспортеры. Заказанная министерством внутренних дел бронетехника имеет интересную особенность юридического характера, которая облегчит ее эксплуатацию. В отличие от бронетранспортеров и иной техники нескольких классов, броневики Урал-ВВ или подобные им машины являются полноправными участниками дорожного движения и поэтому могут самостоятельно и без какого-либо сопровождения передвигаться по автодорогам, что способно значительно ускорить переброску личного состава.

Боевые действия в локальных конфликтах и войнах характеризуются вооруженным противоборством коммуникаций и техники. Комплекс технических и организационных мероприятий осуществляется для обеспечения безопасного прохождения колонн по установленным маршрутам движения. Повышение защиты автотранспорта от огневого воздействия противника является одной из таких мер.

Бронированные автомобили "Урал-4320"

Воинские части Вооруженных сил РФ во время первой чеченской кампании получили определенное количество бронированных автомобилей этой модификации с локальной защитой. Практическое использование автомобилей сразу же получило положительные оценки, несмотря на несовершенство конструкции.

В ходе второй чеченской кампании и проводимых в Северо-Кавказском регионе контртеррористических операций был учтен полученный опыт. Объединенная группировка войск, в том числе органы и воинские части МВД РФ и войска Министерства обороны, получила большое количество бронированных "Уралов-4320".

Одинаковая конструкция всех машин сказалась на методе бронирования, выполненном по единому образцу:

  • Передняя часть автомобиля полностью закрыта с трех сторон.
  • Кабина водителя защищена бронелистами. Обычные стекла заменяются на пуленепробиваемые стеклоблоки меньшего размера.
  • Топливный бак и основные элементы трансмиссии закрываются бронелистами.
  • В кузове устанавливается собранный из стальных бронелистов открытый сверху короб. В кормовой части располагается двустворчатая дверь, закрываемая изнутри.

Бронированные "Уралы" в Чечне эксплуатировались без тентов и окрашивались в однотонный темно-зеленый цвет, выгоревший на солнце. В передней части бронекоробов нередко устанавливалось пулеметное вооружение - крупнокалиберные пулеметы НСВ "Утес" или 7,62-миллиметровые ПКМ.

Бронированные автомобили "Урал", оснащенные круглыми барбетами и предоставленные в распоряжение воинских формирований МВД РФ, окрашивались в аналогичный темно-зеленый оттенок, выгоревший на солнце. Часто можно встретить машины, окрашенные в темно-желтый однотонный цвет.

Семейство "Тайфун"

Бронированные "Уралы" "Тайфун" - семейство бронеавтомобилей высокого уровня защиты, разработкой которого занимались 120 предприятий. В результате было выпущено три прототипа - КамАЗ-63968 "Тайфун-К", КамАЗ-63969 "Тайфун" и, собственно, "Урал"-63095 "Тайфун-У".

По уровню защиты бронемашины относятся к классу MRAP и обладают устойчивостью к воздействию мин и самодельных взрывных устройств на основе фугасных снарядов.

"Урал"-63095 "Тайфун"

Модульный многофункциональный бронеавтомобиль категории MRAP с защитой от бронебойных пуль крупного калибра 14,5 миллиметра, фугасов, самодельных взрывных устройств мощностью до 8 килограмм в тротиловом эквиваленте и стрелкового вооружения. Может применяться для биологической, химической, инженерной и радиационной разведки, перевозки личного состава (в зависимости от модификации бронированного "Урала" - от 12 до 16 человек, не считая трех человек экипажа), санитарных целей, разведки, радиоэлектронной борьбы.

Технические характеристики "Тайфуна"

Автомобиль возведен на базе трехосного, рамного, капотного, полноприводного шасси. Полная масса бронированного "Урала" по ТТХ составляет 24 тонны, мощность двигателя - 450 лошадиных сил. В паре идет шестиступенчатая автоматическая трансмиссия и двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Установлена независимая гидропневматическая подвеска с возможностью регулировки клиренса. Шины оснащены системой автоподкачки и противовзрывными вставками. Рулевое управление с двухсторонним гидроусилителем.

Мощный двигатель и высокий клиренс обеспечивают отличную проходимость: "Урал" способен преодолеть брод глубиной 1800 сантиметров, подъем до 60 % и вертикальную стену высотой 0,6 метра. Запас хода - до 1800 километров благодаря двум топливным бакам по 300 литров. Броня комбинированная, выполнена из керамики и стали, навесная и разнесенная. Боевой модуль с дистанционным управлением выполняет роль вооружения. Бойницы позволяют вести огонь из стрелкового оружия.

Новая серия именуемых во время чеченской кампании "покемонами" бронированных "Уралов" выпущена Уральским автозаводом в 2014 году. Демонстрация техники была проведена на военном параде в Москве спустя год. На вооружение "Урал"-63095 должен был поступить в 2014 году, однако событие было перенесено на 2015 год по ряду причин, известных только военным.

Семейство "Торнадо"

Российская армия располагает модернизированными реактивными системами залогового огня "Торнадо-Г", разработанными на базе шасси "Урал-4320", созданного в 1977 году.

Неоднократно предпринимались попытки замены шасси от бронированного "Урала-4320" на современные конструкции. К примеру, в Беларуси на базе МАЗ-6317 был создан РСЗО БМ-21 "БелГрад". Оригинальное шасси, выпущенное Уральским автозаводом, обзавелось унифицированным наименованием "Торнадо-У" и специально разрабатывалось для систем "Торнадо-С" и "Торнадо-Г".

Новый "Торнадо-У"

Демонстрация бронированного автомобиля повышенной грузоподъемности "Урал"-63704-0010 "Торнадо-У" была проведена на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015". В официальном каталоге автозавода "Урал" данная модель отсутствует ввиду ее изначальной разработки для военных целей - транспортировки специальной техники и вооружений.

Технические характеристики

Бронеавтомобиль оснащен все той же механической трансмиссией и двухступенчатой раздаткой с блокировкой межосевого дифференциала. В отличие от бронированного "Урала", подвеска на "Торнадо" зависимая, рессорного типа. Тормозная система двухконтурная, с системой ABS и пневматическим приводом. Конструкторы завода "Урал" подтверждают, что при сборке "Торнадо-У" используются только отечественные комплектующие. Так, завод-производитель бронированных стекол для "Урала Федерал" российский.

Основной особенностью бронемашины "Торнадо" является каркасно-панельная кабина, рассчитанная на трех человек и оборудованная системами кондиционирования, вентиляции и отопления. На кабину может устанавливаться дополнительная защита пятого класса согласно ГОСТ 50963-96.

Грузоподъемность бронированного "Урала" составляет 16 тонн, снаряженная масса - 30 тонн, масса прицепа - до 12 тонн. Комплектуется шестицилиндровым рядным дизельным двигателем мощностью 440 лошадиных сил. Клиренс - 400 миллиметров. Запас хода - 100 километров, возможность преодолевать броды глубиной 1,8 метра и подъемы до 60 %.

Уникальный "ВВ"

Разработкой "Урала-ВВ" занимался Уральский автозавод, в то время как кузов для автомобиля создавался в НИИ стали в Москве.

Машина построена на базе шасси "Урала-4320" с рядным двигателем ЯМЭ-536, выполненным в классическом стиле завода "Урал". Дизайн передней панели унифицирован с армейским "Тайфуном", передние двери обшиты пластиком.

Дифференцированное бронирование подразумевает защиту лобового стекла и окон по шестому классу ГОСТа, моторного отсека - по третьему. В отличие от "Федерала-М", броня "ВВ" слабее по уровню защиты от подрыва - выдерживает только два килограмма в тротиловом эквиваленте.

Особенности бронемашины

Необычным конструктивным решением "ВВ" является боковая запаска с лебедкой и откидывающаяся при помощи пневмоцилиндра задняя лестница, которая может раскладываться вручную. Двигатель и коробка передач закрыты стальной защитой, показавшей свою эффективность во время использования бронированных "Уралов" в Афганистане и Чечне.

Декоративный капот машины выполнен из стеклопластика и ограничивает обзор. Двигатель закрыт бронепанелями на болтах. Лобовое стекло весит 350 килограмм, что делает невозможной его замену в полевых условиях.

Технические характеристики "Урала-ВВ"

Появившиеся после Международно-технического форума фото бронированных "Уралов-ВВ" были прокомментированы представителями завода-изготовителя. Машина создавалась на базе шасси "Урала-4320", имеет грузоподъемность 3 тонны и массу 17,3 тонны. Максимальный вес буксируемого прицепа - не более 12 тонн. Предельная развиваемая скорость - 90 км/час.

Бронированный "Урал" оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-6565 мощностью 270 лошадиных сил. Средний расход топлива - 34,5 литра на 100 километров при скорости 60 км/час. Запас хода составляет 1100 километров благодаря топливным бакам большого объема.

В паре с двигателем идет механическая трансмиссия и раздаточная двухступенчатая коробка с блокировкой межосевого дифференциала. Основные элементы оснащены системой герметизации.

Бронегрузовик "Федерал-М"

Модернизированное шасси высоконадежного автомобиля "Урал"-4320 и одной из его модификаций - "Урал"-55571 - послужило базой для создания новой защищенной машины "Федерал-М". Специалисты московского предприятия "Институт Спецтехники" провели испытания, подтвердившие эффективность защиты и заявленные технические характеристики автомобиля.

"Федерал-М" разработан для перевозки личного состава с высоким уровнем защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств в условиях любого типа дорог.

Конструкционные особенности

Бронирование машины выполнено с использованием технологии ОДБ-капсулы (объемно-дифференцированной бронекапсулы), что обеспечивает защиту экипажа и устойчивость автомобиля. В зависимости от пожеланий заказчика количество дверей в корпусе может варьироваться от трех до шести. Двухстворчатая распашная дверь кормы обеспечивает быструю посадку и высадку личного состава. С целью удобства на раме "Федерала-М" установлена площадка и выдвижная лестница. Конструкция распашной двери не подразумевает наличие центральной балки, что упрощает погрузку и разгрузку транспортируемых грузов.

Баллистическая защита по 5 классу обеспечивается бронированием ОДБ-капсулы. Стекла корпуса автомобиля, в том числе лобовое, обеспечивают защиту по классу 6А согласно ГОСТ Р 50963-96. Уровень баллистической защиты может повышаться производителем до класса 6-6А за счет установки снаружи либо внутри корпуса дополнительных броневых защитных модулей. В зависимости от пожеланий заказчика моторный отсек "Федерала-М" может оснащаться скрытым бронированием, что связано со спецификой функционирования силовых структур. Одним из ее требований является отсутствие в дизайне и внешнем виде используемой спецтехники и транспортных средств пугающих или угрожающих элементов.

Бронирование салона

Специалисты "Института Спецтехники" специально для автомобиля "Федерал-М" разработали антиосколочную и антирикошетную защиту салона на основе арамидных тканей. Перевозимый личный состав может вести огонь из штатного оружия через расположенные в бронестеклах закрывающиеся бойницы. Аналогичные бойницы находятся в бортах бронекорпуса и кормовой двери. В общей сложности в автомобиле оборудовано 17 бойниц, что позволяет вести огонь на 360 градусов и дает возможность отразить атаку противника с любого направления.

Высокая концентрация пороховых газов во время стрельбы нивелируется благодаря системе газоудаления: в крыше расположены вентиляторы, функционирующие в режимах нагнетания и вытяжки. С аналогичной целью используются технологические и вентиляционные люки. По требованию заказчика на упомянутые люки может устанавливаться дополнительное вооружение. Боевой модуль с дистанционным управлением, представленный автоматическим гранатометом либо пулеметом, может размещаться на крыше машины.

Днище ОДБ-капсулы оснащено противоминными "сэндвичами" и выполнено в V-образной форме, что повышает противоминную защиту автомобиля. Поверхность пола расположена на высоте 1,3 метра от земли, что обеспечивает дополнительную защиту. В салоне установлены противоминные кресла, разработкой и испытанием которых занимались специалисты "Института Спецтехники". Дополнительный фальшпол, не контактирующий с днищем кабины, предотвращает травмирование ног перевозимого личного состава в случае подрывов на минах и взрывных устройствах.

В конструкции автомобиля "Федерал-М" используется широкий комплекс мер противоминной защиты, предоставляющий экипажу и личному составу возможность ведения огневых действий и продолжения выполнения боевой задачи при подрыве машины на взрывных устройствах мощностью от 3 до 10 килограмм в тротиловом эквиваленте.

Серия бронированных "Уралов" обеспечила высокий уровень защиты личного состава и экипажа во время ведения боевых действий в Чечне и Афганистане. Обновленная линия бронемашин эффективно используется военными силами России в горячих точках.

Специфика выполнения служебно-боевых задач подразделениями войск Росгвардии, особенно в последние годы, предполагает частые переброски личного состава, военных и других грузов в условиях угрозы нападения на колонны бандформирований, передвижения по участкам дорог, на которых могут быть установлены взрывные устройства.В этих случаях использование многоцелевых армейских автомобилей связано с высоким риском для жизни военнослужащих и потери (приведения в негодность) перевозимого груза, что порой равнозначно невыполнению боевой задачи. Применение для решения таких задач боевых машин пехоты или бронетранспортеров, особенно в условиях мирного времени, имеет ряд ограничений, связанных с обеспечением сопровождения этих машин при движении по дорогам общего пользования, возможным раздражением местного населения и т.д., что снижает оперативность действий частей и подразделений.

Почему «Урал-ВВ», а не «Тайфун-У»?

Как показал опыт военных конфликтов и проведения контртеррористических операций, решение указанных выше задач наиболее эффективно осуществляется с использованием защищенных многоцелевых автомобилей. Они имеют высокую мобильность, способность передвигаться, как по дорогам общего пользования, так и по пересеченной местности. Высокая проходимость имеет большое значение, поскольку выбор маршрутов движения колонн, не привязанных к дорогам общего пользования, снижает риск попадания их в засады или подрыва на взрывном устройстве, которые обычно устраиваются дорогах.

На момент начала разработки «Урала-ВВ» уже были готовы образцы миннозащищенных бронированных автомобилей «Тайфун-У». Казалось бы, можно использовать для нужд внутренних войск (ВВ) МВД, а затем и Росгвардии такие машины. Однако, по мнению командования внутренних войск «Тайфун-У», созданный по заказу МО РФ не вписывался под требования специфики действий ВВ, прежде всего из-за сложности конструкции и цены машины.В связи с этим, в 2013 году под руководством главного конструктора «Автозавода «УРАЛ» Олега Якупова и главного конструктора по специальным проектам Валерия Дмитриева на базе автомобиля Урал-4320-70 совместно со специалистами «НИИ Стали» был создан бронированный автомобиль с однообъемным бронированным корпусом, получивший обозначение Урал-432009 или «Урал-ВВ».

Все гениальное просто

Создание машины на базе шасси серийного автомобиля позволило повысить унификацию, снизить стоимость, как самой машины, так и эксплуатационных расходов.

Одной из особенностей бронеавтомобиля «Урал-ВВ» является то, что в конструкции машины не используются импортные комплектующие. Еще одним преимуществом «Урал-ВВ» является то, что он может эксплуатироваться по дорогам общего пользования без каких-либо ограничений. От базового автомобиля Урал-4320-70 бронированный автомобиль «Урал-ВВ» унаследовал непревзойденную проходимость по бездорожью.Высокая подвижность машины обеспечена мощным 6-цилиндровым рядным турбодизелем ЯМЗ-536. Машина уверенно передвигается как по снегу глубиной до 1 метра, так и по песчано-пустынной местности, преодолевает водные преграды в брод или затопленные участки местности глубиной до 1,9 м, горные перевалы высотой более 3000 м, крутые подъемы, спуски и косогоры.

Бронированный корпус способен защитить находящихся в машине экипаж и перевозимый личный состав или груз от огня из основных видов стрелкового оружия, а также от подрыва на различных взрывных устройствах. Фронтальная проекция машины и все стекла обеспечивают защиту от попадания бронебойных пуль Б-32, выпущенных из винтовки СВД с любого расстояния (6а класс по ГОСТ Р 50963-96). Остальные проекции корпуса и крыша выдерживают попадания 7,62-мм пуль с термоупрочненным бронебойным сердечником автомата АКМ с любого расстояния (5-й класс по ГОСТ). Изнутри бронированный корпус покрыт антиосколочной защитой (АОЗ), представляющей собой пакеты специальных материалов на основе отечественных арамидных тканей. Помимо защитных свойств АОЗ также играет роль термо- и шумоизоляции, а также придает более эстетический вид внутреннему интерьеру машины.

Высокая противоминная стойкость, а это подрыв взрывных устройств мощностью до 2 кг ТНТ под днищем или колесом, обеспечена специальной формой днища бронекорпуса, высоким его расположением над уровнем земли, а также установкой в нем специальных антитравматических кресел с ремнями безопасности.

«Урал-ВВ» способен перевозить 17 полностью экипированных бойцов, включая водителя или до 3 т груза. Для ведения огня из индивидуального оружия экипажа и десанта во всех бронестеклах сделаны закрывающиеся амбразуры.

Тернистый путь к успеху.

«Урал-ВВ» имеет высокие эксплуатационные характеристики и рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при безгаражном хранении, при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 45°С (предельные эксплуатационные температуры от минус 50 до плюс 50 °С).И если каким-то из образцов техники в силу некоторых обстоятельств удавалось сравнительно быстро и легко пройти испытания и попасть в ряды штатной техники, то для «Урала-ВВ» путь этот был тернистым. Зато можно смело сказать, что каждая цифра характеристик машины проверена неоднократно и соответствует.

Машина зимой проходила испытания на эксплуатационную пригодность при низких температурах на Севере в районе Сыктывкара в январе-феврале месяце, когда температуры там падали ниже минус 45°С. Проверялись работа агрегатов, способность машины двигаться по глубокому снегу. Самое главное, проверялась эргономика, насколько находящемуся в машине экипажу было комфортно в условиях таких низких температур.

В августе машину гоняли по астраханским степям при температурах +45°С в тени, по пескам, в пыли. А личный состав, находящийся в машине целыми днями, оценивал работу системы кондиционирования воздуха.

Для оценки надежности работы машины в условиях высокогорья, машина поднималась по склонам Эльбруса. Конечно, на саму двуглавую вершину машина не заходила, но на перевалы на высотах более 3 500 м поднималась.В ходе этих испытаний произошел интересный случай. С целью изучения проходимости машину направили по руслу горной реки. В одном месте об находящийся под водой и потому невидимый водителю, валун был снесен левый топливный бак. Система переключила подачу топлива на другой бак, водитель не заметил потерю бака и переехал его задней парой колес. В общем бак пришлось потом ловить внизу течения реки.

Испытания огнем

Отдельно стоит рассказать о баллистических и взрывных испытаниях «Урала-ВВ». Обстрел машины производился высококлассными специалистами института «Спецтехника и связь» (СТиС) МВД России. На госиспытаниях при первом же выстреле было получено пробитие через замок верхнего люка. По идее, можно было завершать испытания, но по дружбе испытатели продолжили обстрел машины, найдя еще три слабых места. После доработок испытания повторились вновь. И снова стрелки нашли слабое место. Вновь доработка и новые испытания, но в этот раз слабых мест больше не было. Думаю, что не все, принятые на снабжение бронеавтомобили, смогут пройти испытания на баллистическую стойкость у этих специалистов, а зарубежные образцы не пройдут и вовсе. Кстати, все эти испытания буквально через несколько месяцев были проверены боем - один из «Уралов-ВВ» опытной партии попал в засаду террористов на Северном Кавказе. Машина выдержала обстрел, экипаж огнем из индивидуального оружия смог подавить засаду, все вернулись на базу без потерь, своим ходом.

Последним этапом стало испытание на подрыв. По техзаданию машина должна выдержать подрыв 2 кг ТНТ под колесом или днищем. Первый подрыв провели под передним правым колесом. Поскольку мне нужно было произвести съемку в салоне машины в момент подрыва, то я попросил не глушить двигатель, чтобы свет в салоне горел. Подорвали, подошли к машине: двигатель работает, свет горит, все датчики в норме.

Подорвали 2 кг под центром днища корпуса. Эффект тот же. Подорвали 2 кг под левым средним колесом. Все в норме. И тут самое интересное. Осталось 6 кг тротила, сдавать его обратно на склад - еще сложнее, чем получить со склада. Приняли решение положить эти 6 кг под среднее колесо и взорвать. Подорвали, и машина выдержала! Датчики показали норму! Машина задним ходом (переднего колеса не было) могла двигаться. Через пару месяцев, этот самый «Урал-ВВ» участвовал в демонстрационной программе выставок вооружения, и выступал там, преодолевая различные препятствия, как ни в чем, ни бывало.

В декабре 2015 года Урал-432009 («Урал-ВВ») был принят на снабжение ВВ МВД РФ, а теперь несет службу в подразделениях Росгвардии. Выход «Урала-ВВ» на Красную площадь вполне закономерный результат.

В 2014 году МВД России планирует приобрести около десятка новых бронированных машин Урал-4320-ВВ.

В следующем году планируется выпуск десяти единиц новой бронированной техники под маркой «Урал» на шасси Урал-4320-ВВ. Заказчиком этого бронированного автомобиля нового поколения стали Внутренние войска МВД России. По замыслу производителя, модель должна лечь в основу целой линейки универсальных защищенных автомобилей с различными колесными формулами для тактических задач всех силовых структур.

В разработке модели Урал-ВВ непосредственное участие принимало Главное командование Внутренних войск МВД России. Выбор пал на шасси 4320 с колесной формулой 6 х 6, ведь именно эта модель соответствует заявленным критериям надежности и простоты обслуживания.

Броня автомобиля разрабатывалась с участием «НИИ стали». Тут же производились и испытывались первые варианты защитных модулей. Одним из достоинств автомобиля является свободная компоновка, которая дает возможность размещать оборудование и боевые модули массой удобных способов с учетом стоящей тактической задачи. Разрабатывая техническое задание на автомобиль, потенциальные покупатели учитывали опыт применения бронированных автомобилей в различных типичных ситуациях и условиях. Была включена масса дополнительных требований, среди которых проектировка бронированного автомобиля с однообъемным бронированным модулем защиты, который позволяет водителю не отделяться от остальной части команды. Такой кузов может размещать в себе до 17 человек со всей боевой экипировкой.

Для улучшения обзорности и маневренности модель «Урал-ВВ» укомплектована разработчиками большим бронированным ветровым стеклом. Протектированные топливные баки, использованные в модуле, снабжены дополнительным экраном защиты. Бронированный модуль автомобиля имеет сиденья, которые способствуют снижению динамической нагрузки при попадании в эпицентр взрыва. Позаботились авторы модели и о комфорте пассажиров при различных погодных условиях, установив в машине кондиционер и обогреватель. Двигатель ЯМЗ стандарта Евро-4 характеризуется необходимой мощностью, надежностью и экономичностью.
Среди массы требований к машине, выставленных заказчиками, одно из первых мест занимала возможность максимально быстрой эвакуации людей из автомобиля. За эту функцию отвечают боковые и кормовые двери, через которые экипаж и бойцы в считанные мгновения могут покинуть транспортное средство с любой стороны. Также имеются верхние люки. Параллельно открывающиеся наружу люки и двери могут служить дополнительными защитными щитами. Автомобиль оснащен противоминной защитой шестого класса в переднем секторе и пятого класса по боковым частям.
Стоит обратить внимание, что бронированный Урал-ВВ относится к сертифицированным транспортным средствам, поэтому сопровождение дорожной полиции для автомобиля не требуется.

В данный момент проводятся окончательные заводские испытания новой модели, после чего она поступит в массовое производство.

Основные технические характеристики автомобиля «Урал-4320ВВ»

Колесная формула – 6×6

Масса перевозимого груза, кг – 3000

Полная масса, кг – 17300

Распределение полной массы автомобиля, кг:

На передний мост – 5300 (6500)

На заднюю тележку – 12000

Масса буксируемого прицепа, кг – 11500

Максимальная скорость, км/ч – 90

Двигатель: ЯМЗ -6565(ЯМЗ-536), дизельный,

Номинальная мощность, кВт (л.с.) – 198 (270)

Трансмиссия – Механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов. Агрегаты оборудованы системой герметизации.

Рабочая тормозная система – Двухконтурная с пневмогидравлическим или пневматическим приводом

Бронекорпус – Однообъемный, бронированный, с двумя боковыми дверями в модуле управления, с боковой дверью обитаемого отсека с правой стороны и двумя распашными дверями расположенных сзади.

Посадочных мест (включая водителя) – не менее 15

Бронезащита – по ГОСТ Р 50963-96:

Периметр и крыша бронемодуля - класс 5;

(спереди и остекление - 6 класс);

Моторный отсек - класс 3;

Ветровое стекло - класс 6;

Защита от подрыва под днищем - 2 кг.

Шины – 425/85 R21 КАМА-1260, КАМА-1260-1, 390/95 R20 КАМА-Урал, 14.00-20 ОИ-25 с регулируемым давлением

Емкость топливных баков, л – 200+200

Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км – 34,5

Запас хода по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/ч, км – 1100

Дорожный просвет, мм – 400

Внешний габаритный радиус поворота по буферу, м – 11,4

Преодоление препятствий:

Подъем, % – 60

Габаритные размеры, мм – 8500 x 2550 x 3100

Новый .

создан по техническому заданию главного командования внутренних войск МВД России. Ходовая часть машины представляет собой хорошо известное шасси Урал-4320 с двигателем ЯМЗ Евро-4 мощностью 270 л.с., механической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с межосевым блокируемым дифференциалом.

Мосты задней тележки имеют также блокировку межколесных дифференциалов. Автомобиль полной массой 17300 кг способен развивать скорость 90 км/ч, контрольный расход топлива на скорости 60 км/ч равен 34,5 л/100км. Два топливных бака по 200 литров обеспечивают автомобилю запас хода в 1100 км.

Бронекорпус Урал-4320ВВ однообъемный, с двумя боковыми дверями в модуле управления,



боковой дверью обитаемого отсека с правой стороны

и двумя распашными дверями сзади.

Для удобства экипажа, сзади на машине установлены откидные трапы с гидравлическим приводом.

В крыше корпуса имеются люки, а стекла оснащены бойницами.



Слева на кузове, в специальной нише, размещено запасное колесо с талью для подъема.

Бронирование выполнено по ГОСТ Р 50963-96: периметр и крыша бронемодуля — 5 класс, остекление и передний лист — 6 класс, моторный отсек — 3 класс. Днище корпуса обеспечивает защиту от подрыва заряда массой 2 кг.

Экипаж машины составляет от 15 до 18 человек, в зависимости от экипировки бойцов (грузоподъемность УРАЛ-4320ВВ — 3000 кг).

Кроме того, автомобиль может буксировать прицеп полной массой 11,5 тонн.


Испытания нового бронеавтомобиля должны начаться в ноябре этого года, а в 2014 году планируется изготовить первую партию из 8 машин для внутренних войск МВД РФ. В перспективе Урал-4320ВВ должен стать основой для семейства бронированных транспортных автомобилей для силовых структур.