Соединитель тормозных трубок без развальцовки. Как развальцевать медную трубку: способы, инструмент, советы

Тормозная система автомобиля является основой безопасности и нуждается в профессиональном техническом обслуживании. Ведь именно от нее зависит безопасность движения на автомобиле. Сегодня мы расскажем вам о самых страшных поломках тормозной системы, подробно опишем, что такое развальцовка тормозных трубок, для чего она нужна и с помощью каких инструментов она производится.

Неисправности тормозной системы

Практически все водители знают, что тормозная система автомобиля состоит из привода управления, распределительных систем и исполнительных (рабочих органов). Все части тормозной системы соединяются при помощи тормозных трубок (магистралей). По этим трубкам перемещается тормозная жидкость, находящаяся под давлением. В процессе нажатия на педаль тормоза, давление на ТЖ повышается и она воздействует на рабочий орган системы, который выполняет блокировку колеса и полную остановку транспортного средства.

В процессе эксплуатации тормозной системы могут возникнуть следующие неисправности:

  • Нарушение герметичности тормозных трубок и поршней, в которых жидкость находится под давлением.
  • Механическая поломка рабочих органов . К этому можно отнести всевозможные заклинивания тормозных цилиндров и т. п.
  • Нарушение свободного хода педали . Такая неисправность составляет дискомфорт водителю при эксплуатации автомобиля.

В этой статье речь пойдет именно о первой неисправности – нарушение герметичности соединения тормозных трубок с рабочими механизмами.

Тормозная жидкость автомобиля в своем составе содержит кислоту, которая неблагоприятным образом влияет на тонколистовые металлические изделия. Кроме того, постоянного воздействие окружающей среды может стать причиной появления коррозии на металлических частях. В связи с этим, места соединений тормозных трубок с рабочими частями системы могут подвергнуться коррозии и начать выпускать из системы торможения специальную жидкость. Другая сторона проблемы – появление воздуха в системе. Данное явление уменьшает давление внутри тормозов и способствует ухудшению тормозных свойств автомобиля.

Чтобы сэкономить деньги на покупке новых тормозных трубок, водители идут на восстановление старой трубки, что проходит весьма успешно. Данный процесс получил название – развальцовка.

Развальцовка тормозных трубок с помощью набора и приспособления

Развальцовкой называют любую деформацию или изменение формы трубки, которая в дальнейшем крепится к специальному изделию, выполняющему соединение трубки с рабочим органом системы.

Данное понятие относится и к тормозной системе автомобиля. Чтобы произвести развальцовку, необходимо иметь специальный набор для развальцовки. Он включает в себя комплект приспособлений, такие как, отрезное устройство, деформирующее устройство и комплект средств для нарезки резьбы на тормозной трубке.

Для проведения развальцовки, необходимо установить автомобиль или эстакаду и обездвижить. С бачка и главного тормозного цилиндра сливается тормозная жидкость. После проведения всех мероприятий ее рекомендуется заменить новой, чтобы в дальнейшем не лезть снова под автомобиль. Штуцер поврежденной тормозной трубки выверните из своего посадочного места, а затем снимите его с самой трубки.

Отрежьте поврежденный участок магистрали, примерно на 5 сантиметров. Чтобы срезать трубу, необходимо установить ее в специальное приспособление и пройтись лезвием по всей окружности. После этого отрезанный конец трубы обрабатывается, чтобы избавиться от неровностей, способных нарушить формы трубы, а значит и ее герметичность соединения.

После этого, зафиксируйте конец трубы в специальном устройстве и вставьте в нее вальцовочный грибок. Поверх грибка ставится резьбовой вал, который крепится на другом фиксирующем устройстве. Поворотом рычага происходит изменение формы срезанной части трубы. Затем, в зависимости от наличия или отсутствия резьбы происходит ее нарезка на трубе. В большинстве случаев, все тормозные трубки изготавливаются без нее.

Установите новый конец трубки в устройство крепления и закрутите гайку крепления. Перед установкой новой трубки, необходимо произвести очистку герметичной части от жира. Для этого достаточно обработать ее ацетоном или бензином. После всех этих мероприятий штуцер устанавливается на свое место, в систему заливается тормозная жидкость, она прокачивается и после этого автомобиль снова можно эксплуатировать.

Видео - Как и чем развальцевать наконечники тормозных трубок

На этом развальцовка тормозных трубок завершена. Как видите, это не сложная процедура и с ней будет способен справиться практически любой автолюбитель, который будет иметь на руках набор для развальцовки и прочий гаражный инвентарь.

Какие бывают приспособления для развальцовки тормозных трубок?

В арсенале автовладельца, который привык самостоятельно заниматься ремонтом своего автомобиля, помимо стандартного набора инструментов, включающего в себя различные отвертки, гаечные ключи, монтировки, домкрат и т.д. должны быть и некоторые специальные приспособления, позволяющие максимально эффективно выполнять те или иные ремонтные работы. В данной статье хотелось бы обсудить вопрос развальцовки труб, а точнее, уделить внимание приспособлению, с помощью которого и проводится указанный процесс, тем более что многие автолюбители считают его весьма полезным инструментом.

1. Что такое развальцовка трубок?

Развальцовка трубок является технологическим процессом (операцией), суть которого заключается в деформировании определенного участка детали с целью увеличения его диаметра (если диаметр уменьшается, то процесс носит название «завальцовки»). Указанную процедуру проводят с целью получения герметичного и прочного соединения двух труб, или же трубной решетки – коллектора. В автомобильном мире, понятие «развальцовки» обычно связывают с тормозными трубками, которые приходится ремонтировать вследствие сильного износа или наличия течи.

Весь процесс развальцовки разделяют на три основных этапа: первый предусматривает выбор зазора между трубой и трубной решеткой; на втором проводится операция по совместному деформированию трубы и трубной решетки; а третий (заключительный) – отвечает за снятие нагрузки с внутренней поверхности трубы.

В ходе проведения этапа совместного деформирования металл трубы преимущественно переходит в зону пластического деформирования, а металл трубной решетки – в зону упругих деформаций. Чтобы обеспечить такой результат, следует соблюдать правило, которое гласит, что твердость материала решетки должна превышать твердость материала, из которого изготовлена труба, благодаря чему, после завершения процесса развальцовки, трубная решетка сможет «обхватить» трубу.

В итоге получается прессовое соединение, герметичность и прочность которого обеспечивается посредством контактного давления, которое образовывается между наружной поверхностью трубы и поверхностью отверстия решетки (или второй трубы). В отдельных случаях, при соединении труб с трубными решетками, вместе с развальцовкой используют сварку, называя такие соединения комбинированными.

В повседневной жизни развальцовка используется, когда необходимо закрепить трубы в котлах, маслоохладителях, конденсаторах, парогенераторах и некоторых других видах теплообменных устройств. Для полноценной реализации процедуры развальцовки, помимо самого станка, с помощью которого выполняют работу, нужно также иметь электрический, пневматический или гидравлический привод с возможностью контроля крутящего момента. Наличие такого привода позволит обеспечить должное качество соединений.

2. Принцип действия приспособления для развальцовки трубок

На сегодняшний день промышленность выпускает большое количество самых разнообразных труб и небольших трубочек, применяемых для работы различных устройств и механизмов. Детали, в основе которых находится полый круглый профиль постоянного сечения, изготавливают из чугуна, железа, нержавеющей стали и цветных металлов, пластмассы, металлопластика, резины и других материалов.

Кроме того, разные изделия применяются в разных бытовых и промышленных условиях. К примеру, для отопления или водопровода, для канализации или прохода отработанных газов, для скважин или прохода технических жидкостей. Диаметр выпускаемых труб может варьироваться от нескольких миллиметров до нескольких метров, а для их обработки применяют большое количество различного оборудования и инструментария. начиная от развальцовщиков и заканчивая гибочными устройствами и станками для обработки кромок деталей.

Приспособление (инструмент) для развальцовки трубок (не важно, медные они, тормозные или любые другие), дает возможность достаточно быстро создать требуемый профиль, имеющий форму колокольчика. Как правило, в начале процесса развальцовки трубка отрезается труборезом, после чего на нее одевается гайка-фиксатор и с помощью развальцовщика, путем вращения винта, конус создает на трубке аналогичный профиль.

Другими словами, расширение поперечного сечения путем увеличения диаметра трубки дает возможность создать на ее конце небольшой раструб. Именно он является первоочередным условием, которое обеспечивает реализацию бесфитинговых соединений разных элементов. Получив требуемое расширение, можно вставить в раструб трубку меньшего диаметра и надежно зафиксировать ее в месте соединения.

Наверное, стоит упомянуть и о принципе действия инструмента для завальцовки, ведь нередко требуется уменьшить диаметр трубы путем сужения поперечного сечения, чтоб она могла легко входить в раструб. Профессиональным приспособлением, позволяющим качественно выполнить завальцовку труб, являются специальные клещи . а для того чтобы обработка требовала меньших физических усилий, необходимо выбирать модели с длинной рукояткой.

В основном, указанный инструментарий предназначается для работы с медными изделиями. Хоть медь и недешевый материал, но в некоторых случаях имеет существенные преимущества перед остальными.

3. Выбор приспособления для развальцовки трубок

Ввиду огромного разнообразия всевозможных инструментов и материалов, выбрать подходящее приспособление для развальцовки трубок бывает очень непросто. В первую очередь, при подборе следует обладать достаточной информацией о параметрах и характеристиках систем, для которых они будут использоваться . а сам инструмент можно применять как для создания точных бортиков на латунных, медных, стальных и алюминиевых трубах, так и для их расширения или вытяжки.

Развальцовщики медных трубок, выпускаются не только известными компаниями, специализирующимися на инструментарии разного рода, но и малоизвестными производителями, которые на рынке не так давно. Можно подобрать простые модели, состоящие из пары оцинкованных пластин и болта, оборудованного на конце конусом, а можно приобрести и целый профессиональный набор, в состав которого входит несколько десятков отдельных элементов, выполненных из хромованадиевого сплава.

Такие комплекты, помимо удобной упаковки, представленной в виде кейса с ложементом под каждый отдельный элемент самого приспособления для развальцовки тормозных трубок, могут дополняться еще и труборезом для обработки фаски, парой зажимных планок с различными отверстиями (зачастую, имеют выбитое значение размера) и развальцовочными насадками. В зависимости от выбранной модели, развальцовщики труб могут создавать как стандартный конус (под углом 450), так и некоторые другие его типы, например, конус с двойным уплотнением.

Перед покупкой развальцовывающего инструмента, Вам необходимо иметь следующую информацию:

Значение диаметра трубы (трубки);

Данные о глубине развальцовки;

Наличие сварочных швов;

Характеристики материала, из которого изготовлена деталь.

Стандартный инструмент для развальцовки обеспечивает изготовление обычных простых бортиков на 45°, в трубках с толщиной стенки в 1 миллиметр. Малый вес и небольшие размеры дают возможность использовать это приспособление в развальцовке соединений тормозной системы транспортного средства и охладительных систем.

Выполнение процедуры с использованием инструмента, обладающего трещоточным механизмом, требует от мастера минимальных физических усилий, а на выходе получаются гладкие и ровные раструбы. Развальцовывающий конус, изготовленный из закаленной стали, устанавливается в игольчатых подшипниках эксцентрично и вращается до достижения равномерной пластичной деформации металла. Это обеспечивает полностью однородное состояние раструбных стенок, безо всякого наволакивания.

Развальцовка и вальцовка труб с помощью компактного развальцовщика (так называют соответствующее приспособление), дает возможность получить специальную резьбу, не повредив при этом материал, а зажимные губы, благодаря множественному захвату, позволяют быстро и надежно зафиксировать инструмент, не позволяя изделию проскальзывать. Если дополнительно нанести на матрицу метрическую и дюймовую разметку, то это значительно облегчит работу с трубами разных производителей. Особая форма насадки отдельного инструмента позволяет применять развальцовщик и в работе с длинными трубопроводами, и с трубами, толщина стенок которых составляет менее одного миллиметра.

http://auto.today

Развальцовка медных трубок, называемая также вальцеванием, – это технологическая операция, суть которой заключается в деформировании их стенок в нужном направлении. Необходимость в осуществлении такой операции возникает в тех случаях, когда требуется выполнить герметичное и надежное соединение медных трубок с различными устройствами и приборами или состыковать их между собой.

Трубки, изготовленные из меди, сегодня довольно распространены, и в тех случаях, когда их соединение должно быть разъемным, без развальцовки не обойтись. Для развальцовки трубок, изготовленных из меди, может использоваться как специальное оборудование, выпускаемое серийно, так и набор простейших инструментов, который при соблюдении всех технологических рекомендаций также позволяет выполнить такой процесс качественно.

Особенности выполнения

Выполнение развальцовки трубок, изготовленных из меди, может потребоваться, если:

  • обрезанному концу трубки необходимо придать требуемую конфигурацию;
  • конец изделия надо подготовить для его соединения при помощи муфты (в этом случае, применяя развальцовку, выполняют подгонку таких геометрических параметров трубки, как внутренний диаметр, угол изгиба и др.);
  • необходимо подготовить концы медных трубок для их соединения при помощи пайки.

Чтобы качественно развальцевать трубку из меди, используя специальные инструменты и приспособления, необходимо выполнить следующие действия.

  • Конец трубки, соединение которого необходимо выполнить, тщательно зачищается.
  • На зачищенный конец надевается специальная муфта.
  • С помощью специального инструмента или приспособления конец трубки развальцовывается, пока угол ее расширения не составит 45°.
  • После окончания процедуры конец изделия извлекается из приспособления. Затем можно сразу приступать к выполнению соединения.
Если такую технологическую операцию вы никогда не выполняли раньше и впервые собираетесь осуществить развальцовку своими руками, то следует отрезать трубку с некоторым запасом длины (2–2,5 см), что позволит вам в случае неудачи развальцевать ее еще раз, отрезав бракованный участок.

Если из меди необходимо для того, чтобы выполнить ее соединение при помощи пайки, то последовательность действий по осуществлению такой процедуры будет выглядеть следующим образом.

  • Поверхность конца трубки, которую необходимо развальцевать, тщательно зачищается (для этого лучше всего использовать специальную щеточку).
  • При помощи специального устройства конец медной трубки расширяется до такой степени, чтобы в него можно было вставить конец другой трубки и при этом выдержать между соединяемыми элементами зазор, равный 0,124 мм. Естественно, для этого необходимо использовать измерительный инструмент.
  • На внутреннюю поверхность участка трубы, который уже развальцован, равномерным слоем наносится флюс, необходимый для того, чтобы обеспечить формирование надежного и герметичного соединения.
  • В развальцованную часть на глубину, равную диаметру трубы, вставляется конец второго элемента соединения.
  • При помощи газовой горелки, электрического паяльника или паяльной лампы место будущего соединения прогревается до того момента, когда начинает плавиться припой.
  • Расплавленным припоем заполняются все зазоры между краями соединяемых медных труб, в результате чего и формируется надежное и герметичное соединение.
После того как соединение двух медных трубок сформировано, их необходимо положить на горизонтальную поверхность и дать им полностью остыть. Только после того как место соединения полностью остыло, полученную конструкцию можно эксплуатировать.

Инструменты и приспособления

Для того чтобы развальцевать своими руками трубки, изготовленные из меди, используют специальные приспособления. Такие приспособления могут иметь как ручной, так и электрический привод. Применяются они для монтажа систем кондиционирования, водоснабжения и отопления. Инструменты, оснащенные электрическим приводом, часто совмещают в себе несколько функций: с их помощью можно не только развальцевать медную трубку, но и согнуть ее под требуемым углом.

Любое устройство, при помощи которого осуществляется развальцовка трубок, изготовленных из меди, работает по принципу пластической деформации, поэтому очень важно, чтобы оно справлялось с таким процессом максимально бережно, не нарушая однородность структуры материала, сохраняя равномерность толщины стенок изделий, а также гладкость их внутренней поверхности.

Схема правильной развальцовки и примеры неправильно произведенной операции

Чтобы качественно выполнить развальцовку медных трубок (даже если вы осуществляете ее своими руками впервые), можно использовать одно из следующих приспособлений.
Шаблон

Это болванка конусообразной формы, изготовленная из более твердого металлического сплава, чем медь. Достоинствами такого устройства являются невысокая цена и простота использования. Между тем его применение может сопровождаться разрывами стенок медного изделия, что дает невысокое качество развальцовки.

Механический развальцовщик

Основным рабочим органом данного приспособления является валик из твердого сплава, который, перекатываясь по краю медной трубки, придает последнему требуемую конфигурацию. Использование механического развальцовщика позволяет выполнять равномерную деформацию обрабатываемого участка трубки, формировать на ее конце стенки одинаковой толщины с высоким качеством их внутренней поверхности.

Развальцовщик с электрическим приводом

Такое приспособление с целым набором сменных насадок, обладая всеми преимуществами механического инструмента, позволяет выполнять развальцовку медных трубок с более высокой производительностью и с меньшими трудозатратами. Пожалуй, единственным недостатком электрического развальцовщика является его достаточно высокая цена.

Эспандер

Такое ручное устройство, работающее по принципу рычажного механизма, позволяет развальцевать конец трубки за одно движение. Обладая простотой конструкции, такое приспособление имеет и ряд существенных недостатков, наиболее значимым из которых является невозможность контролировать толщину стенок обрабатываемого изделия. Таким образом, использование эспандера, который чаще всего и выбирают те, кто выполняет развальцовку своими руками, не гарантирует получения качественного результата.

Развальцевать медную трубку, учитывая высокую пластичность ее материала, несложно. Однако, чтобы добиться высокого качества выполнения такой технологической операции, следует использовать только специализированный инструмент. Выполнение развальцовки при помощи простейших приспособлений, к числу которых относятся болванки и эспандеры, может сопровождаться рядом негативных последствий.

  • Стенки трубок, если они небольшой толщины, будут заминаться.
  • В стенках трубок, на которые будет воздействовать такой инструмент, могут возникать разрывы.
  • Практически невозможно при этом добиться равномерности толщины стенок трубки, что в конечном итоге отразится на надежности формируемого соединения.

Между тем использование приспособлений, специально предназначенных для выполнения развальцовки, имеет следующие преимущества.

  • За счет постепенной (осуществляемой пошагово за каждый проход валиков инструмента) деформации стенок трубы возникновение в ней разрывов практически исключено.
  • Достигается равномерность толщины стенок медной трубки, даже если изначально данный параметр не отличался равномерностью.
  • Внутренняя поверхность трубки после развальцовки становится идеально гладкой и ровной.

Использование специального приспособления, кроме того, позволяет оперативно и качественно развальцевать конец трубки даже тем, кто никогда ранее не выполнял такую процедуру своими руками.

Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль. Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками. Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.

Функции тормозных трубок

Тормозные трубки являются неотъемлемым элементом тормозной системы любого автомобиля, которая отвечает за его остановку в необходимый момент. Чтобы понять, какое значение имеют такие трубки для работы тормозной системы в целом, следует хотя бы поверхностно познакомиться с принципом ее действия.

Итак, процесс остановки автомобиля, для выполнения которой задействуется тормозная система, состоит из следующих этапов.

  • При необходимости уменьшить скорость движения автомобиля или остановить его полностью водитель нажимает на тормозную педаль.
  • Связанный с педалью поршень главного цилиндра приводится в действие и начинает воздействовать на тормозную жидкость.
  • Под высоким давлением, сообщенным поршнем главного цилиндра, жидкость по трубкам и шлангам начинает поступать в цилиндры каждого колеса, воздействуя уже на их поршни.
  • Под давлением жидкости поршни воздействуют на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам, останавливая вращение колес.

Очевидно, что тормозные трубки играют важнейшую роль в работе всей тормозной системы, и при их поломке она полностью выходит из строя. Именно поэтому к ремонту данных элементов, к которому относится и , следует подходить со всей ответственностью.

В каких случаях нужна развальцовка тормозных трубок

По тормозным трубкам, как уже говорилось выше, тормозная жидкость под высоким давлением подается ко всем элементам системы. Когда пропускная способность таких трубок ухудшается, вся система начинает работать неэффективно, что приводит, в частности, к значительному увеличению тормозного пути. О том, что элементам тормозной системы, в том числе и трубкам, требуется диагностика (и, возможно, ремонт), могут свидетельствовать следующие характерные признаки:

  • появление посторонних звуков и пульсирующих движений при нажатии на педаль тормоза;
  • свободное движение педали тормоза при нажатии на нее;
  • утечка тормозной жидкости, что приводит к снижению давления и, соответственно, к неэффективному торможению и интенсивному износу тормозных колодок;
  • ведение автомобиля в сторону при торможении (такая ситуация, хотя и является косвенным признаком, также может указывать на то, что тормозные трубки нуждаются в ремонте).

Однако основным признаком того, что тормозные трубки полноценно не выполняют свои функции и требуют развальцовки, является увеличение тормозного пути. Наиболее частыми причинами ухудшения работоспособности тормозных трубок являются:

  • нарушения в конструкции шестигранных головок, которыми снащены такие трубки;
  • ухудшение качества и надежности резьбовых соединений, попадание в них сора или закоксованной жидкости.

Такие неисправности, негативно отражаясь на техническом состоянии отдельных элементов тормозной системы, значительно снижают эффективность ее работы. Именно поэтому специалисты и автопроизводители рекомендуют проводить ее диагностику раз в полгода. Если привязываться к километражу, то выполнять такую процедуру необходимо через каждые 50 000 км пробега, а осуществлять замену резиновых трубок вне зависимости от их технического состояния надо через каждые 125 тыс. км пробега транспортного средства.

Особенности технологии

Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.

Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В , который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:

  • труборез;
  • штуцер, применяемый в качестве соединителя;
  • клещи.

Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.

Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.

  1. Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
  2. При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
  3. Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
  4. Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
  5. Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.

После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
  2. При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
  3. При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.

В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.

Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака

Монтаж медных трубопроводов можно осуществлять несколькими способами. Один из самых распространенных - применение метода пайки отдельных участков. Это дает возможность достигнуть герметичности, но не всегда практично из-за низкого показателя максимального давления в системе. Для систем отопления или водоснабжения лучше всего применять развальцовку медных трубок.

Назначение

Суть этого процесса состоит в изменении геометрии торцевой части заготовки. Это необходимо для соединения разных частей трубопровода раструбным методом с последующим прессованием места стыка. Приспособление для развальцовки медных трубок имеет различные параметры и напрямую зависит от диаметра изделия, толщины стенки и требуемой скорости выполнения процедуры.

Для понимания сути процесса можно рассмотреть этапы его проведения.

  1. Подготовка отрезков: подрезка, шлифовка кромки отреза.
  2. Определение величины увеличения наружного диаметра в соединяемой части трубы.
  3. С помощью специального инструмента происходит механическое воздействие на торец заготовки, в результате чего увеличивается внутренний диаметр.
  4. Установка в получившийся раструб другого отрезка трубы. Затем соединение крепится с помощью пайки или обжимом механическим инструментом.

При установке трубопроводов можно выбрать модели с уже готовыми монтажными раструбами либо выполнить процедуры их формирования самостоятельно.

Заводское изготовление

Если протяженность медной магистрали велика и не содержит большого количества поворотных частей, можно закупить изделие с заводской развальцовкой. Для этого применяют специальные валы, изготовленные из высокопрочной стали. После изготовления трубы ее торцевая часть обжимается двумя вальцами. Методом прокатки увеличиваются геометрические размеры изделия в определенной его части.

Преимуществом заводской развальцовки является соблюдение всех параметров трубы: толщины стенки, длины раструба и его диаметра. Однако при монтаже зачастую размеры готовых конструкций не совпадают с требуемыми. Это приводит к увеличению некондиционных обрезков и, как следствие, существенному росту затрат на закупку материалов. Поэтому для прокладки небольших магистралей рекомендуется применять инструмент для развальцовки медных трубок.

Формирование вальца самостоятельно

При кондиционера, водопроводной или отопительной системы из медных труб необходимо использовать специальный инструмент. Перед проведением работ следует определиться с диаметром магистрали. В таком случае развальцовку медных трубок нужно делать самостоятельно.

Для водопровода часто используют изделия с сечением от 20 до 32 мм. Если же устанавливают систему отопления, то оптимальный диаметр составляет от 32 до 40 мм, в зависимости от параметров котла. Для монтажа кондиционеров применяют изделия до 16 мм.

Исходя из этого, развальцовка медных трубок своими руками может осуществляться несколькими типами инструментов. Главным критерием при выборе должно быть качество получаемого раструба и возможность использования сменных насадок для труб разного диаметра.

Инструмент

Самый простой способ изменить геометрические размеры торца - применение конусного цилиндра из твердого материала. Его внешний диаметр должен совпадать с максимальной величиной сечения будущего раструба.

Однако без большой практики возможны появления дефектов на стенках трубы. Если развальцовку медных трубок делать с большим механическим усилием, чем нужно, то в итоге металл может треснуть. Для предотвращения этого на торец конуса приваривают ограничитель. Но и это не всегда является гарантией правильного проведения работ.

Альтернативой этому методу может стать использование специального инструмента - экспандера. Он представляет собой конусную головку, на поверхности которой пошагово располагаются ограничители для труб различного диаметра. Нажатием рычага раструб равномерно расширяется до требуемого уровня.

Для большого объема работ существуют устройства с электроприводом. Процессы в них происходят автоматически, что гарантирует качественное изделие. Главным недостатком является цена.

Преимущества метода

Если делать развальцовку медных трубок самостоятельно, рекомендовано приобретать специальный инструмент. Использование не предназначенных для этого устройств может привести к значительному ухудшению места соединения.

Преимущества профессионального вальцовочного инструмента заключаются в следующем:

  • Равномерное утончение стенок в результате механического воздействия.
  • Отсутствие разрывов или деформации на поверхности трубы.
  • Скорость выполнения работ позволит установить магистраль за короткие сроки.

При небольшом объеме работ необязательно покупать профессиональный инструмент. В настоящее время есть множество компаний, которые предоставляют услугу аренды за небольшую плату.