Зил чайка. "Чайка" - рожденная быть лучшей (31 фото)

«Чайка» - была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.

Немного истории о ГАЗ-13

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).


ГАЗ-13 «Чайка»

За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д . Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов , гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.


В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены . Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого « », сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.


Медицинская Чайка, 1982 год

Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный . В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.


ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг

Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом .

Создание автомобиля ГАЗ-13

За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.

С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка» , выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна.


Чертежи кузова Чайки

Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над , имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.

Производство Чайки

Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.


В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).


Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг

Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, или , ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.

Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

Год выпуска 1959-1978 гг.
Тип кузова 4-х дверной седан (лимузин - 7 мест, фаэтон – 6 мест)
Двигатель/объем/мощность ЗМЗ-13 V8/5520см 3 /4200 об.мин
Расход топлива 14-21 л/100км
Бак для топлива 80 л
Привод задний
КПП 3-х ступенчатая гидромеханическая АКП
Задний мост литой, с цельным картером
Карбюратор 4-х камерный, с падающим потоком
Система вентиляции Открытая
Тормоза передн./задн. Дисковые/Барабанные
Подвеска передн./задн. Независимая/зависимая
Амортизаторы 2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические
Шины 8,5х15, бескамерного типа
Разгон до 100 км/ч 20 секунд
Макс. скорость 160 км/ч
Габариты д/ш/в, 5600/2000/1620 мм
Колесная база 3250 мм
Колея задняя/передняя 1530/1540 мм
Дорожный просвет 180 мм
Безопасность Блокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари
Масса 2100 кг
Масса полн. 2625 кг
Смотрите полные

Взгляд на «Чайку» изнутри

Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным . Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.

К стати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием , в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины... Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

1 / 2

2 / 2

Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!


Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.


Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.


К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.


1 / 2

2 / 2

Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.


1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6


1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Вариации и закат

Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.

ГАЗ-14, известный как "Чайка", советский автомобиль представительского класса, выпускался на Горьковском заводе в период с 1977 по 1988 год. Всего за 11 лет производства было изготовлено 1 120 экземпляров. Предшественник - модель "Чайка" ГАЗ-13, которая долгое время считалась лучшей представительской машиной в СССР и использовалась как транспортное средство для правительственных структур и высшего партийного руководства страны.

Разработка новой "Чайки" началась в 1967 году, при этом прослеживалась явная тенденция подражания стилю американских автомобилей того времени. Однако лимузины и кадиллаки из США хоть и отличались великолепным дизайном, но обладали целым рядом недостатков, как, например, большой расход топлива или слишком широкие габариты. В итоге внешние параметры "Чайки" второго поколения в чем-то перекликались с американскими моделями, но были более скромными. Тем не менее для СССР ГАЗ-14 "Чайка" стал настоящим прорывом в легковом автомобилестроении.

Машина создавалась на шасси ГАЗ-13, но при этом кузов планировался совершенно другой конфигурации. Разработчики сразу столкнулись с проблемами компоновки. Двигатель оказался слишком высоким, капот пришлось поднять более чем на 8 сантиметров, и в сочетании с низко посаженной крышей возникло визуальное несоответствие пропорций. Над экстерьером пришлось поработать.

В 1971 году собрали первый прототип автомобиля, колесная база которого стала длиннее на 200 миллиметров. Двигатель удалось расположить ниже, и постепенно кузов приобрел проектные очертания. В 1975 году несколько опытных экземпляров прошли дорожные испытания, а спустя год автомобиль был принят государственной комиссией и рекомендован к серийному производству.

ГАЗ-14: технические характеристики

Тип кузова - четырехдверный седан, тип - лимузин, вместимость - 7 мест. Максимальная скорость автомобиля - 175 км/час, объем топливного бака - 100 литров.

Габаритно-весовые параметры:

  • длина кузова - 6 114 мм;
  • высота - 1 525 мм;
  • ширина - 2 020 мм;
  • дорожный просвет (клиренс) - 210 мм;
  • база колесная - 3 450 мм;
  • задняя колея - 1 580 мм;
  • вес автомобиля - 2 605 кг;
  • полная масса - 3 165 кг.

Силовая установка

Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13, но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 "Чайка", возросли скорость и приемистость автомобиля.

Характеристики двигателя:

  • модель ЗМЗ-13;
  • тип карбюраторный, бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5526 куб. см;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное;
  • ход поршня - 88 мм;
  • привод клапанов гидравлический;
  • степень сжатия - 8,5;
  • мощность 220 л.с.;
  • расход бензина в городе - 29 литров на 100 км;
  • расход топлива в смешанном режиме - 24 литра на 100 км;
  • охлаждение - тосол, антифриз;
  • топливо рекомендуемое - бензин АИ-95 "Экстра";

Двигатель ГАЗ-14 оснащался электронной системой зажигания, которая позволяла экономить до 15 % топлива.

Трансмиссия

На автомобиле была установлена автоматическая коробка передач, созданная на основе американской Fordomatic. Трансмиссия получилась достаточно эффективная, трехступенчатая, с двумя режимами Т (торможение двигателем) и одним Р (режим стоянки). Коробка оснащена двойным сцеплением, которое взаимодействует с редуктором типа "Равинье", регулирующим переключения первой передачи и заднего хода.

Вторая передача включается обычным порядком. Третья, прямая, начинает работать после включения обоих механизмов сцепления и снятия ленточных тормозов.

Кроме планетарного редуктора отдельную роль в коробке передач играет гидротранформатор, который обеспечивает расширенный диапазон соотношения передаточных чисел.

Ходовая часть

Передняя подвеска ГАЗ-14 была заново переработана, шкворни и резьбовые втулки, регулирующие схождение колес, заменили на поворотный кулак с шаровыми опорами. Двойные поперечные рычаги крепились на балку посредством резино-металлических шарниров. Задняя подвеска, зависимая, на параболических, малолистовых рессорах, не нуждалась в доработке, но гидравлические амортизаторы были заменены на более современные.

Сегодня рессорная подвеска считается анахронизмом, а в то время она была наиболее эффективным средством для достижения комфорта. Плавное раскачивание машины вызывало чувство покоя и расслабленности у пассажиров советского лимузина.

Тормозная система

Автомобиль ГАЗ-14 модернизировался практически по всем направлениям. Усовершенствование коснулось и тормозной системы, которая должна была отвечать самым высоким техническим требованиям и обеспечивать безопасность машины. На передние колеса установили лицензионные Lucas-Girling, вентилируемые диски с двойным суппортом. Задние тормоза оставили прежние, барабанного типа, с автоматически регулируемым зазором колодок. Ручник был связан только с задними колесами.

Система тормозов ГАЗ-14 двухконтурная, с диагональным действием, переднее левое колесо связано трубопроводом с правым задним, а левое заднее - с правым передним. На автомобиле установлен специальный датчик нагрузки, который регулирует интенсивность торможения заднего моста. При увеличении веса машины срабатывает клапан, открывающий прямоток гидравлики в тормозные цилиндры задних колес, и коэффициент их действия в этом случае достигает 100 %.

Интерьер

Оснащению внутреннего пространства ГАЗ-14 уделялось много внимания, поскольку автомобиль предназначался для перевозки не только советских руководителей, но и зарубежных гостей. Обращали на себя внимание многочисленные сервоприводы, установленные по всему салону. Автоматика, электроподъемники, сенсорные переключатели - все это работало на повышение комфорта салона, который был оборудован двумя автономными отопителями, сложной и эффективной системой вентиляции, автоматическими заслонками воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивающим многослойное распределение зоны охлаждения.

В салоне находились стереофонический радиоприемник Рижского завода "Радиотехника", кассетная приставка "Вильма" и четыре компактных динамика, обеспечивающих стереозвучание. В то время вся эта аппаратура считалась верхом достижений и воспринималась как суперсовременное оборудование.

Салон ГАЗ-14 постарались сделать максимально безопасным, даже обивку сидений и дверей применили из утолщенного велюра, который мог в случае аварии послужить смягчающим удар амортизатором.

Хронология производства

Серийным выпуск советского лимузина ГАЗ-14 можно было назвать только условно. Машину собирали не на конвейере, а в специальных цехах, методом ручной сборки на стапелях. В год таким методом производилось около ста автомобилей. Каждая машина проходила ответственные испытания с получением номерного сертификата, в который были вписаны все инженеры и рабочие, участвовавшие в сборке.

В 1988 году по распоряжению известного политического деятеля М. Горбачева ГАЗ-14 был снят с производства. Выпуск автомобиля прекратился, была уничтожена вся документация. Уникальная машина канула в небытие.

Но тем не менее в 2008 году автомобилю было присвоено звание культурно-технического объекта бывшего СССР.

ГАЗ-14, цена которого колеблется от 650 000 до 2 400 000 рублей, можно приобрести в специализированных автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга.

Серийный автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" (1959-1981).
История "Чайки" началась во второй половине 1955 года, когда был создан автомобиль ГАЗ-12 "Чайка", который был сделан на базе "ЗИМа" и внешне очень походил на него.
Через некоторое время (ориентировочно, в конце 1955 - начале 1956 годов) для НАМИ были закуплены американские Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа, совместно с НАМИ, взялись за изучение этих образцов. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство выпущенных позднее ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" с "Паккардами".
В 1956 году было изготовлено два натурных макета "Чайки". Эти два макета заметно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.
Примерно в 1957 году было изготовлено два ходовых опытных образца - они отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и моторами (объем 4,9л против 5,5л). В это же время они были представлены на закрытой выставке в НАМИ. Был выбран один опытный образец и начато их мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний - было изготовлено не менеее 9 автомобилей. Они отличались внешне - все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Протяженность испытательного пробега составила примерно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. Машины имели позолоченную решетку (судя по цветным фотографиям) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.
В январе 1958 года экспериментальный образец "Э-2" бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами "ЧАЙКА" на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На "брюссельском" экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.
Официально ГАЗ-13 "Чайка" стали выходить из ворот автозавода с 16 Января 1959 года, но еще осенью 1958 на стапелях стояли первые Чайки черного и двуцветного окраса одновременно. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще несколькими мелочами.
В последующие несколько лет ГАЗ-13 неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках - Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк. В Нью-Йорке на выставке в 1959 году была представлена одноцветная Чайка (скорее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной Чайки (с "шахматной" фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая Чайка экспонировалась на ВСХВ (ныне ВДНХ) в павильоне Машиностроение.
В 1961 году на Горьковском автозаводе на базе ГАЗ-13 был изготовлен вариант с кузовом кабриолет . Наряду с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом лимузин (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.
В 1961 году была предпринята попытка рестайлинга ГАЗ-13. Судя по известной фотографии (примечательно, что фото сзади до сих пор не найдено) изменения коснулись передка - появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, передний бампер также изменился. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом боковины кузова остались без изменений. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не пошли и "Чайка" в прежнем дизайне выпускалась в количестве около 150 штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей. На единственной известной фотографии четырехфарной "Чайки" имеется следующая надпись: "15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль - это новый пассажирский автомобиль "Чайка". Автомобиль - одна из двух модернизированных версий советской "Волги" и "Чайки", которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована (возможно, имеется ввиду задний мост - ??) и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль - подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября." В советской прессе эта фотография появилась в журнале "Автомобильный транспорт" в июле 1962 года.
В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически - появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на более "шинельный" серо-зеленый цвет.
В начале 70-х годов на левой двери Чайки появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). Оно имело свой собственный дизайн - форму и ножку. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.
В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 "Чайка" , на 13-й модели произошли изменения в салоне - с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка "под дерево", а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 - горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника - транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпедо с правой стороны). Именно такая, одна из последних, "Чаек" стоит в музее Горьковского Автозавода.
Помимо известных модификаций и , на базе ГАЗ-13 выпускались различные киносъемочные автомобили . Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана - не исключено, что это также были варианты киносъемочных машин. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13. Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 и "ЗИМа" , получивший в народе название "ослобык" . Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на "Чайке" было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные - на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия "Чаек" с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.
Известен факт, так сказать, "нецелевого" использования "Чайки" - вопреки номенклатурным правилам, "Чайка" находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы. При этом она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью - фото1 , фото2 .
Отдельного внимания заслуживает "полупикап" на базе ГАЗ-13. Таких машин было построено всего четыре. Все они были отправлены на экспорт: две - в КНР, а две другие Н.С.Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль воспринимается как странный гибрид американского дорожного крейсера 50-х годов с пикапом, однако использовали его только в самых торжественных случаях - во время государственных визитов, первомайских визитов и октябрьских праздников. В беспроводной микрофон, вмонтированный в поручень, можно передавать необходимые команды на трибуны.
Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса - это открытый катафалк на базе седана Чайка.
Своеобразной переделкой (а точнее прообразом) можно назвать первый ходовой экземпляр ГАЗ-14 "Чайка" в 1974 году, который базировался на агрегатах 13-ой модели.
На ГАЗ-13 ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, "Чайку" получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в "Интурист", а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей (фото1 , фото2) - такие автомобили могли перекрашиваться в белый цвет, а могли оставаться в своем традиционном черном.

Примечания:
Разновидности седана ГАЗ-13 "Чайка" . Известно о двух модификациях седана, отличных от базовой заводской версии - машина связи и сопровождения (отличалась дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", установленному в багажнике на специальных кронштейнах), и машина-толкатель (в кортеже сопровождения шла впереди колонны, имела усиленный передок, предназначалась в экстренном случае с ходу сталкивать возможные машины на пути). По второй модификации информация документально не подтверждена.
Аварии . Официально известно о двух случаях попадания "Чайки" в ДТП во времена СССР. Оба случились в 70-х годах. Оба ДТП закончились смертельным исходом. В одной аварии погиб член Политбюро ЦК КПСС Мошеров, в другой - один из министров ГДР.

Вся информация выше приведена с использованием материалов Николая Ковтуна, опубликованным в авто-конференции "Авто.ру"

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» , этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

Базовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

Лимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

Автомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

Выпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)