«чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин. "Чайка" - рожденная быть лучшей (31 фото) Время выпуска и сворачивание производства

ГАЗ 13 Чайка, стала одним из самых красивых советских автомобилей, эта машина пропитана мощью, силой и духом великого советского народа, который защитил мир от нацистов и гнал немцев с их пособниками как побитых собак обратно в Берлин и другие закоулки Европы. Если на предшествующий Чайке — правительственный автомобиль ЗИМ была официальная цена в 40 000 рублей, и теоретически купить ЗИМ было возможно, в Москве ЗИМ использовался даже как такси, то купить Чайку было не возможно, тем не менее балансовая цена Чайки в те годы составляла 100 000 рублей. По -овской классификации, ГАЗ 13 стоял над , птица Чайка летит над Волгой - вот из такого логического высказывания представительский 13 получил это прекрасное название. Масштабные ходовые испытания ГАЗ 13 Чайка начались в 1957-ом году, тогда девять Чаек проехали 21 000км по дорогам Советского Союза, в серию новый представительский автомобиль пошел в 1959- ом году и выпускался до 1978-ого года. Чайка часто показывалась на международных автомобильных выставках и показать было что, ведь не смотря на язвительную критику западной прессы, Советский автомобиль по некоторым показателям превзошел и опередил шикарные американские легковые автомобили. Обычный советский человек мог проехаться на Чайке разве, что на свадьбе, ведь за все годы производства 13 было создано всего 3 189 этих выдающихся автомобилей. Конечно, чайка не могла стать такой любимой народом машиной как: Москвич, Жигули, или Запорожец, но миссия у этой машины была совсем иная. На этой странице уделит пару строк Чайке, которая в годы своей молодости была самым шикарным советским автомобилем, а сегодня она является одним из самых желанных экспонатов даже для самого лучшего автомобильного музея.

Внешний обзор ГАЗ 13 Чайка

По своим габаритам, Чайка значительно превосходит современные Представительский Мерседес в версии Long, ведь длина советской машины - 5 600мм, ширина - 2 000мм, высота - 1620мм. Колесная база - 3250мм, при дорожном просвете в 180мм, который сам по себе не мал, но учитывая длину колесной базы - на проселочной дороге за рулем Чайки следует быть аккуратным, чтобы не поцарапать «пузо». Уже в те годы, кузов Чайки оснастили Х - образной рамой. Рама в общем то не характерна для легкового автомобиля, ее не было на ЗИМ, но для увеличения жесткости конструкции она подходит очень хорошо. В будущем, на американских автомобилях также появилась рама, так современный Lincoln Town Car и сегодня оснащается рамой. Кузов прикреплен к раме в шестнадцати точек, через специальные резиновые уплотнители, которые гасят вибрации. Узор радиаторной решетки 13 изображает множество парящих Чаек, по моде тех лет, на корме советского автомобиля присутствуют два крупных «плавника», патрубки выхлопной системы выходят прямо сквозь задний бампер. В переднем бампере присутствуют «клыки» которые выполнены в виде авиационных реактивных двигателей. Передние фары Чайки выглядывают из под массивных козырьков. Кроме седана, Чайка выпускалась как: лимузин и кабриолет. Кабриолет не имеет дверных рамок, а лимузин отличается от седана салонной перегородкой, отделяющий пассажирский отсек от отсека водителя. Главным дизайнером 13 стал Лев Еремеев. В 1961-ом году была предпринята попытка модернизации внешности 21, предполагалось вместо одной фары, под общий козырек установить по две круглых фары и изменить радиаторную решетку, но идея не получила развитие и в своем изначальном виде ГАЗ 13 выпускался аж до снятия с производства, только в 1970-ом году, Чайка получила внешнее зеркало с левой стороны.

Салон и оснащение ГАЗ 13 Чайка

Чайка получила гидравлический усилитель руля, который совсем не лишний на легковом автомобиле снаряженной массой в 2 100кг. Также Чайка оснащалась вакуумным усилителем тормозов, электроприводом всех стекол, радиоприемником и антенной которая выдвигалась и задвигалась с помощью электропривода - для тех годов весьма достойное оснащение. Чайка оснащалась трехскоростной автоматической КПП, очень интересно, что для смены передач использовался не рычаг, а специальные кнопки, расположенные на передней панели левее от руля. Конечно каждый раз нажимать на кнопку, для смены передачи не обязательно, следует просто нажать на кнопку «Д» и советский автомобиль поедет вперед. Буква «Н» указывает на нейтральную передачу, а кнопка с надписью ЗХ подключает заднюю передачу. Кнопка «Т» означает Тихий Ход, то есть передвижение лишь на первой передаче.

Технические Характеристики ГАЗ 13 Чайка

Под капотом Чайки установлен алюминиевый V8, в котором из алюминия не только блок, но и головки двигателя и даже впускной коллектор. В цилиндры 13 вставлены специальные съемные гильзы, который при капитальном ремонте двигателя можно заменить. Двигатель Чайки получает питание через четырехкамерный карбюратор. Мощность V8 объемом 5.5л - 195л.с, крутящий момент равен 412Н.М. Диаметр цилиндров - 100мм, ход поршня - 88мм, степень сжатия в 8.5:1 позволяет заливать низкооктановый бензин. В среднем цикле V8 объемом 5 529 расходует 21 литр, при топливном баке вмещаеющем 80л, запас хода у советского лимузина вполне достаточен, но заправлять такую машину сегодня будет совсем не дешево. Разгон до 100км Чайка осуществляет за 20с, а на шоссе способна развить 160км. Вернувшись к двигателям хочется заметить, что в Штатах алюминиевые моторы появились лишь в 60-ых. Двигатель ГАЗ имеет по два клапана на цилиндр. Спереди на Чайке установлены дисковые тормоза, сзади барабанные.

Цена ГАЗ 13 Чайка

Сегодня купить ухоженный ГАЗ 13 Чайка можно за 70 000 - 100 000$. Цена ГАЗ 13 Чайка не покажется завышенной если вспомнить о количестве выпущенных машин и о предназначении этих легковушек.

Чайка - это не Toyota и не – это необычный легковой автомобиль использующийся для езды по магазинам, не будет преувеличением назвать эту машину шедевром, исключительным автомобилем, который ценится не менее самых эксклюзивных автомобилей иностранного производства.

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» , этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

Базовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

Лимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

Автомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

Выпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)


В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС -ЗиЛ - разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник - газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ - автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.

Фото газ 13 чайка

На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин . Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ - Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил " ", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка...

Видео тест-драйв газ 13 чайка


Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.

Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.

Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
  • Четырехдверный семиместный седан
  • Пятидверный универсал;
  • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
  • Лимузин (ГАЗ 13 А) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.

Технические особенности автомобиля.

В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.

Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка


Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»: .

  • Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
  • Мощность - 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
  • Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
  • Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
  • Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
  • Дорожный просвет – 18 см.

Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года .

Дата публикации: 23-12-2015, 01:23

Не будь снобом... Сделай репост!

ГАЗ-13, советский легковой автомобиль представительского класса, выпускался Горьковским автозаводом с 1959 по 1979 год. Предшественником новой модели был ЗИМ-12 - семиместный лимузин, который производился в Горьком (в то время Горьковский автозавод назывался заводом имени Молотова) с 1949 по 1960 год малыми сериями. К концу пятидесятых ЗИМ-12 безнадежно устарел и возникла необходимость обновления парка автомобилей, обслуживающих высшие властные структуры СССР, представителей партийной номенклатуры и крупных чиновников.

Так появился новый представительский автомобиль ГАЗ-13, радикально отличавшийся от предшественника формой кузова, более современными обводами и неплохими техническими характеристиками. По сути, модель разрабатывалась с чистого листа, так как требовалось создать принципиально новую машину, отвечающую самым строгим требованиям. Для работы над проектом организовали творческую бригаду, куда вошли конструкторы, дизайнеры, инженеры, испытатели.

Как назывался ГАЗ-13?

В советском автопроме того времени было не принято давать имена автомашинам, это уже позже появились названия "москвич", "запорожец", "Волга". Однако модель ГАЗ-13 посчитали нужным облагородить каким-либо именем. Предлагалось два варианта - "Стрела" и "Чайка". В итоге предпочтение было отдано названию "Чайка".

Прототип

В 50-е годы прошлого столетия в конструкторских бюро автомобильных заводов СССР было принято оглядываться на достижения американских производителей. Считалось хорошим тоном использование каких-то внешних признаков заокеанских моделей в отечественных разработках. Эта тенденция отразилась и на проектировании ГАЗ-13. "Чайка" была похожа на американскую модель Packard Clipper 1955 года выпуска.

Выставки

Опытные образцы ГАЗ-13 были созданы в 1958 году и прошли испытания на трассах. Маршрут был длительным и состоял из нескольких тысяч километров. Один образец под индексом "Э-2" светло-бирюзового цвета был отправлен на международную выставку Ехро-58, которая состоялась в Брюсселе.

Затем в течение нескольких лет "Чайки" неизменно участвовали в разнообразных выставках за рубежом. В 1959 году произошел обмен экспонатами между ВДНХ СССР и Нью-Йоркским выставочным центром. За границей автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" демонстрировался как пример перспективного автомобилестроения в таких городах, как Лейпциг, Брно, Будапешт, Женева, Мехико.

Силовая установка

Если внешние параметры советского автомобиля могли в чем-то совпадать с американскими аналогами, то моторы разрабатывались без оглядки на иностранные образцы. Советские карбюраторные моторы не отличались экономичностью, зачастую их мощность достигалась за счет широких жиклеров и перерасхода горючего.

Двигатель ГАЗ-13, технические характеристики:

  • тип - бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5 526 литров;
  • мощность максимальная - 195 л.с.;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное;
  • ход поршня - 88 мм;
  • питание - карбюратор К-114;
  • охлаждение водяное;
  • блок цилиндров алюминиевый, с чугунными гильзами;
  • головка блока - алюминий;
  • топливо - А93.

Трансмиссия

Коробка передач ГАЗ-13 была достаточно сложной конструкции, но отличалась высокой степенью надежности. Это был усовершенствованный гидромеханический агрегат со следующими характеристиками:

1. Тип - автоматическая с гидромеханическими приводами.

  • первая скорость - 2,84;
  • вторая скорость - 1,62;
  • третья скорость - 1.

4. Задний ход - 1,72.

5. Переключение скоростей - кнопочное.

Коробка передач управлялась набором из четырех кнопок: Д - движение вперед, Н - нейтраль, Т - торможение двигателем, ЗХ - задний ход.

Ходовая часть

Для компоновки узлов и агрегатов выбрали рамный вариант, отказавшись от несущего кузова модели ЗИМ-12. Рама имела традиционную конструкцию лонжеронного типа, Х-образной формы. Кузов крепился в 16 точках с прокладками из танковой резины, которые выполняли виброизолирующие функции. Вес "Чайки" был существенно выше массы ЗИМа, поэтому использование рамы из мощного швеллера было вполне оправданным.

Подвески ГАЗ-13 практически повторяли параметры предшественника. Передняя, независимая, состояла из поперечных рычагов на шкворнях, с поворотными кулаками, а задняя, зависимая, представляла собой рессорную параболическую малолистовую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Задний мост соединялся с рессорами посредством стремянок.

Габаритно-весовые характеристики

ГАЗ-13 - достаточно крупный автомобиль с классическими пропорциями машины представительского класса:

  • длина кузова - 5600 мм;
  • высота - 1620 мм;
  • ширина - 2000 мм;
  • дорожный просвет (клиренс);
  • передняя колея - 1540 мм;
  • задняя колея - 1530;
  • база колесная - 3250 мм;
  • вес автомобиля - 2100 кг;
  • масса полная - 2660 кг.

Хронология выпуска

В 1961 году была разработана версия с кузовом кабриолет, получившая индекс ГАЗ-13Б. Машина была оборудована складным верхом, который убирался автоматически с помощью электропривода в боковые ниши заднего сиденья. Количество сидячих мест в салоне, таким образом, сократилось до шести.

В том же году была создана модификация лимузин со звуконепроницаемой перегородкой в салоне, разделяющей первый ряд сидений с остальным пространством. Версия была обозначена как ГАЗ-13А. И лимузин, и кабриолет выпускались минимальными партиями, в настоящее время известно только 10 машин.

В 1962 году базовая модель прошла легкий рестайлинг. На автомобиль установили более совершенный карбюратор, в подлокотнике заднего сиденья появился радиоприемник. На колеса надели новые колпаки. И поскольку в тот период началась мода на однотонную обивку, то весь салон стали обтягивать качественным серым сукном.

Модификации

  • Базовая модель ГАЗ-13 "Чайка" с четырехдверным кузовом типа седан.
  • Модификация ГАЗ-13А, которая выпускалась по специальному заказу Министерства обороны. Отличалась глухой перегородкой между передним рядом сидений и остальным пространством салона.
  • Версия ГАЗ-13Б - машины с открытым кузовом типа фаэтон или кабриолет.
  • Модификация ГАЗ-13С - санитарный автомобиль с кузовом универсал нескольких направлений использования. Основной задачей таких машин была неотложная медицинская помощь для представителей высшей партийной номенклатуры. Отдельным номером проходил черный универсал ГАЗ-13, катафалк, который использовался для ритуальных мероприятий.

Стоимость

Модель ГАЗ-13, цена на которую выражается семизначными цифрами в рублевом эквиваленте, является одним из самых дорогих раритетов советского автопрома. Историческое прошлое автомобиля, его реноме и коллекционная ценность формируют достаточно высокую стоимость машины в диапазоне от 550 000 тысяч до 10 миллионов рублей. Покупая ГАЗ-13 "Чайка", автолюбитель приобретает фактически музейный экспонат.

Возможности реставрации и тюнинга

Автомашина может потребовать текущего или капитального ремонта. Запчасти ГАЗ-13 "Чайка" давно исключены из номенклатурного списка деталей. К тому же они никогда не фигурировали в розничной продаже. Тем не менее существующий сегодня рынок запасных частей для раритетных автомобилей предлагает достаточный ассортимент деталей для ремонта ГАЗ-13: как капитального, так и профилактического.

При наличии запасных частей возможна реставрация машины, приведение ее в техническое состояние, близкое к оригинальному. Наиболее искушенные автомобилисты могут заняться тюнингом ГАЗ-13, правда, в этом случае кроме запчастей понадобится творческий подход.

К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы - соперники в атомной теме и освоении космоса - стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel .

Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ , но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены - началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому - новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ

Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость - 160 км/ч.

Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

ГАЗ‑13С

ГАЗ‑13Б

Знак почета

Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д - и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы - это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.

Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя - на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.

Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.

Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить - ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.

Полетное задание

Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?

Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали - вплоть до 1981 года! - неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!

Редакция благодарит Андрея и Евгения Жариновых за предоставленный автомобиль.

ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ

За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга - штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.