Кулачковое зажигание ваз 2107. Установка электронного зажигания на ваз

Проверка и регулировка момента зажигания обычно производится с помощью стробоскопа, но не у каждого автолюбителя он имеется в наличии. На автомобиле ваз 2107 с контактной системой зажигания проверить и отрегулировать момент зажигания можно с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления.
Для выполнения работы по установке момента зажигания потребуются специальный ключ на 38 мм для поворота коленчатого вала и мультиметр.

Последовательность выполнения работы по установке момента зажигания на автомобиле ваз 2107
1. Включаем нейтральную передачу.
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
3. Снимаем крышку распределителя зажигания.
4. Специальным ключом на 38 мм проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, пока боковой контакт бегунка трамблера не приблизится (не дойдет около 30°) к контакту крышки распределителя зажигания под номером один.
5. Подсоединяем один щуп омметра к «массе», другой к контактному болту распределителя зажигания, соединенному с выводом катушки зажигания. Сопротивление, показываемое омметром, должно быть равно нулю.
6. Медленно по часовой стрелке поворачиваем шкив коленчатого вала до совмещения метки 1 на шкиве с меткой 3 на крышке механизма газораспределения. Если в момент совпадения меток на шкиве и крышке механизма газораспределения сопротивление возросло до бесконечности - момент зажигания установлен правильно. Если сопротивление возросло раньше или осталось равным нулю, необходимо отрегулировать установку момента зажигания.

Метки для установки момента зажигания ваз 2107: 1 - метка ВМТ на шкиве коленчатого вала; 2 - метка опережения зажигания на 10°; 3 - метка опережения зажигания на 5° (при использовании бензина с октановым числом 92-95 рекомендуется выставлять на автомобиле ваз 2107 угол опережения зажигания - 5°); 4 - метка опережения зажигания на 0° (при этом поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке конца такта сжатия)

7. Для регулировки угла опережения зажигания ослабляем гайку крепления распределителя зажигания к блоку цилиндров.
8. Если сопротивление стремится к бесконечности, поворачиваем корпус трамблера по часовой стрелке до положения, когда сопротивление равно нулю.
9. Из этого положения медленно поворачиваем корпус трамблера против часовой стрелки до момента, когда сопротивление начинает возрастать (момент размыкания контактов прерывателя). При этом чтобы выбрать зазор в приводе валика, слегка поджимаем бегунок против часовой стрелки.
10. Затягиваем гайку крепления трамблера.
11. Устанавливаем на место крышку трамблера.

Примечание
Проверить и отрегулировать момент зажигания на автомобиле ваз 2107 можно с помощью контрольной лампы. В этом случае работа производится при включенном зажигании, поэтому необходимо соблюдать осторожность. При размыкании контактов прерывателя в цепи возникает скачок напряжения до 300В.

Примечание
Правильную установку момента зажигания можно проверить на прогретом двигателе при движении автомобиля ваз 2107. Двигаясь на ровном горизонтальном участке дороги, при скорости 50 км/ч включаем IV передачу и резко нажимаем на педаль «газа». Если в цилиндрах двигателя на короткое время (до 3сек) появилась детонация (определяем по звенящему звуку), то момент зажигания на автомобиле ваз 2107 установлен верно. При продолжительной детонации уменьшаем угол опережения зажигания, поворачивая корпус трамблера по часовой стрелке, при отсутствии детонации - увеличиваем угол. Данная регулировка, как правило, необходима в случае низкого качества топлива находящегося в бензобаке и позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия работы двигателя.

Владельцам карбюраторной классики независимо от того, какая у них система зажигания – контактная или бесконтактная периодически приходится сталкиваться с задачей по регулировке зажигания. Правильно отрегулировать зажигание на ВАЗ-2107 несложно, даже не имея опыта и навыков можно отрегулировать его различными способами, стробоскопом, контрольной лампочкой, просто выставить по определенным параметрам. Сегодня мы постараемся рассказать вам, с какими нюансами вам придется столкнуться при регулировке и что нужно знать, что бы отрегулировать зажигание на ВАЗ-2106 самостоятельно .

Ведь все мы знаем, что неправильно отрегулированное зажигание на классике может приводить к таким последствиям как перерасход топлива, неровный холостой ход, плохая тяга и т.д.

Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 нам нужен следующий инструмент:
Ключик на «13», контролька, вольтметр или стробоскоп, свечной ключ и ключ для проворота коленвала.
Зажигание выставляем по первому или четвертому цилиндру на свой вкус. Мы пойдем классическим путем и выставим по первому.
Итак, обратим внимание на крышку ГРМ нашего двигателя, там есть метки, и встречная метка на шкиве коленвала.
Короткая метка на крышке соответствует углу опережения 10°.
Средняя - 5° и длинная - 0°.
ВМТ (верхняя мертвая точка) обозначена риской на шкиве. Снимаем с трамблера крышку.

Ключом поворачиваем коленвал до тех пор, пока метка на шкиве коленвала не встанет относительно 3 метки на крышке ГРМ, что соответствует 0°.


При этом бегунок трамблера должен находится напротив высоковольтного провода первого цилиндра. К проводу, идущему от трамблера на катушку зажигания, подключаем один из проводов лампочки, а второй провод присоединяем к массе. Центральный провод вынимаем из крышки трамблера и тоже прислоняем к массе. Ослабляем гайку, фиксирующий корпус трамблера.

Ключ поворачиваем в положение, при котором зажигание включено.
Поворачиваем корпус трамблера по часовой стрелке до тех пор, пока лампочка не погаснет (контакты трамблера замкнутся). Затем медленно вращаем в другую сторону до момента загорания лампы (размыкания контактов). Кстати вместо лампочки можно использовать свечу, на которую одеваем провод прямо с катушки зажигания. В момент размыкания проскочит искра. В этом положении фиксируем корпус трамблера. Затягиваем гайку.
Теперь проверим насколько правильно мы отрегулировали зажигание на нашей карбюраторной ВАЗ-2107 .
Для этого заводим и прогреваем двигатель до рабочей температуры и начинаем движение. Разгоняемся примерно до скорости 45 километров в час, врубаем 4 передачу и жмем педаль газа. Слушаем, есть ли детонация. Она должна быть, но с разгоном должна быстро пропасть. Если по мере разгона детонация остается, то возможно зажигание слишком раннее. А если детонации совсем нет, то позднее. Регулируем до того момента, пока не добьетесь детонации, которая «самоликвидируется» спуся пару секунд после нажатия на педаль газа. Тогда можно считать что регулировка зажигания на нашей классике закончена.

ВАЗ 2107: как выставить зажигание правильно?

Довольно часто владельцы вазовской классики сталкиваются с неоправданно большим расходом топлива, неудовлетворительным уровнем динамических характеристик и т.д. В значительной части этих случаев виной оказывается неправильно выставленное зажигание. Правда, далеко не все знают, как выставить зажигание на ВАЗ 2107 без прибегания к платной помощи сервисных работников. Поэтому предлагаем ознакомиться с кратким руководством по проведению данной процедуры.

Неправильно выставленное зажигание порой может сказываться на неоправданно большом расходе топлива

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2107 (карбюратор)

Регулировка обычного (контактного) зажигания на «семерке» по заводским правилам должна осуществляться таким экзотическим прибором, как стробоскоп. Но все же имеется возможность использовать альтернативу в виде примитивного инструментария: контрольной лампочки на 12 В, ключа на 13 и специального ключа для коленчатого вала.

Видеоурок по выставлению зажигания на карбюраторном ВАЗ 2107:

Процедура выставления зажигания производится на выключенном двигателе. Потребуется первым делом установить поршень первого цилиндра мотора в положение зажигания. Делается это следующим образом. Удалив свечу зажигания. крутим коленвал по часовой стрелке, затыкая освобожденное отверстие пальцем. Когда сжатый воздух начнет отчетливо выталкивать своим давлением палец, можно констатировать, что это такт сжатия.

После этого необходимо, аккуратно проворачивая вал, совместить метку на шкиве со второй меткой на крышке привода ГРМ.

Даже если меток не видно, не отчаивайтесь и хорошенько протрите поверхности, добавьте освещения - метки присутствуют всегда.

Средняя (вторая) метка означает опережение зажигания на 5º (что для 92-го, что для 95-го бензина). Можно снять ключ, завернуть назад свечу, установить назад провода.

Определение момента зажигания осуществляется посредством заготовленной заранее лампочки

Следующей стадией станет определение момента зажигания. Для этого переходим к распределителю зажигания и ключом на 13 немного отпускаем его крепежную гайку. Один провод заготовленной заранее лампочки необходимо присоединить к низковольтному выводу катушки зажигания, второй - на «массу». После этого нужно ключом включить зажигание.

Поворачивая корпус распределителя по часовой стрелке, необходимо остановиться, когда лампочка погаснет. Теперь нужно медленно поворачивать ротор распределителя зажигания против часовой стрелки, пока контакт не разомкнется, и лампочка снова загорится. Теперь можно закручивать гайку и спокойно ехать.

Где и какую систему бесконтактного зажигания для ВАЗ 2107 можно купить

Как известно, всегда есть смысл перейти с обычного зажигания на бесконтактное. И так поступают многие. Если же говорить по поводу необходимых деталей для переоборудования, то приобрести их совсем не сложно. Для решения подобной задачи вполне достаточно обратиться в специализированный магазин с автотоварами. Там всегда предложат на выбор несколько популярных вариантов. Также воспользоваться можно интернет-сайтами, где реально приобрести те же товарные позиции со склада, но по более приятным ценам.

Касаемо марок и моделей трудно что-то сказать. Но лучше не брать принципиально самые дешевые запчасти, особенно когда разница в сравнении со среднерыночной ценой весьма существенна.

Потребитель имеет возможность выбрать как заводскую систему зажигания отечественного производства, так и импортные аналоги.

Впрочем, не стоит считать, что только последние способны обеспечить достойный уровень качества и долговечности. Например, массу положительных отзывов имеет вариант БСЗВ.625-01, производимый в РФ (Старый Оскол). Может это и не самая дешевая система, но с ней точно проблем быть не должно.

Как установить и отрегулировать электронное (бесконтактное) зажигание на ВАЗ 2107

Инструмент, который необходим для установки электронного зажигания:

  • дрель со сверлом;
  • рожковый ключ на 13;
  • ключи на 8 и 10;
  • ключ для храповика на 38.

В комплект оборудования бесконтактной системы зажигания входит катушка зажигания, коммутатор, трамблер и провода. Чтобы не перепутать, что с чем соединяется, производители, как правило, снабжают покупателя руководством по установке.

Сначала установке подлежит бесконтактная катушка, а также трамблер. И для первого, и для второго элемента в подкапотном пространстве предусмотрены свои места с креплениями. После этого переходим к трамблеру. Надо заметить, что двигатель должен стоять по меткам: коленчатый вал выставляется по риске ВМТ. При этом трамблер будет указывать на первый, либо четвертый цилиндры. Необходимо запомнить, как стоит сам корпус и в каком направлении находится бегунок. Точно так же устанавливаем новый трамблер.

В принципе, установка на этом может быть закончена. Но есть смысл обратить внимание на некоторые детали. Параллельно с заменой системы зажигания рекомендуется обновить и свечи - лучше всего подойдут BOSCH, NGK и прочие варианты этого уровня. Не стоит также экономить на проводах - возьмите силиконовые. Заметьте, что на многих автомобилях, не оборудованных изначально коммутатором, имеются под него родные крепления, поэтому ничего менять не нужно - коммутатор просто садится на эти крепления и прикручивается. Если же в вашем случае некуда крепить данный элемент, воспользуйтесь дрелью: просверлите отверстия и снабдите их крепежными болтами. Главное, чтобы коммутатор был надежно привинчен, иначе деталь выйдет из строя раньше времени.

Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются владельцы ВАЗ 2107, выпущенных до 1994 года. После установки бесконтактной системы перестает работать тахометр. Но не стоит расстраиваться. Достаточно в цепь «катушка-тахометр» установить конденсатор либо сопротивление на 1,2-1,4 кОм.

Как правильно выставить электронное зажигание на ВАЗ 2107 (инжектор)

Стоит сразу сделать оговорку по поводу того, что одно из важнейших отличий инжекторного (впрыскового) двигателя от карбюраторного - отсутствие необходимости всяческих настроек. В том числе электронный блок управления, при помощи датчиков, самостоятельно определяет момент зажигания и прочие нюансы в конкретном случае. Главное правильно выставить по меткам ремень или цепь ГРМ. Поэтому дальше мы поговорим о карбюраторных версиях, оборудованных электронной системой зажигания.

Итак, после успешной установки БСЗ на автомобиль всегда необходима его регулировка. Конечно, мастера будут орудовать специальным инструментарием, в частности рекомендуется стробоскоп. Но на практике все может оказаться намного проще. К примеру, вполне реально отрегулировать систему, что называется, на слух.

Чтобы начать процесс, необходимо ослабить крепежную гайку распределителя зажигания (или же попросту не затягивайте ее при установке трамблера). После запуска и прогрева мотора начинаем крутить корпус распределителя то в одну сторону, то в другую. Обороты при этом должны соответствовать примерно 2000.

Слушая изменения в работе двигателя будет несложно уловить, как скачут обороты, появляются ли провалы. Оптимальная «золотая» середина - это положение, при котором мотор стабильно выдает максимум оборотов при отсутствии провалов. В таком положении необходимо и затянуть гайку трамблера. При возможности лучше воспользоваться услугами СТО и проверить правильность регулировки стробоскопом.

Проверка в движении

Двигаясь с крейсерской стабильностью, необходимо резко выжать педаль акселератора. В этот момент будет несложно уловить звук детонации в моторе. Данное явление еще называют «звоном пальцем». Ориентировочное время прекращения звона - это момент, когда автомобиль успел ускориться на 3-5 км по спидометру.

Если вскоре после начала ускорения детонация прекратилась сама по себе, зажигание выставлено правильно. Если же характерный звон вы отчетливо слышите дольше рекомендованного промежутка времени, есть смысл подкорректировать трамблер. Его корпус при этом поворачивается по часовой стрелке на 1º. Но бывает и так, что пальцы вообще не звенят, или звук очень слабый и неотчетливый. Тогда мы имеем обратную картину - распределитель зажигания проворачивается против часовой стрелки на тот же 1º.

При отсутствии специалиста Вы всегда можете проверить правильность выставления зажигания «на слух» в движении

Когда, по возвращению за руль и повторению вышеописанного эксперимента, оказывается, что проблема не исчерпала себя, необходимо снова останавливаться и пробовать проворачивать в соответственных направлениях трамблер, пока результат не будет достигнут. В итоге продолжительность детонации должна приблизиться к 1-1,5 с. Мотористы называют это «легкой детонацией», которая не причиняет двигателю заметного вреда.

Конечно, многие приведенные рекомендации могут требовать проверки на профессиональном оборудовании. Поэтому мы советуем все же не пренебрегать мнением квалифицированных специалистов и при возникновении трудностей в настройке системы обращаться к ним.

Регулировка зажигания своими руками

На некоторых отечественных автомобилях актуальна такая процедура, как регулировка угла опережения зажигания. Например, классика ВАЗ до того, как в нее стали устанавливать инжекторную систему питания ДВС, часто беспокоила автовладельцев неправильным моментом зажигания.

Долгое время, с самого рождения автомобилей ВАЗ, в этих машинах применялась контактная система возбуждения искры. Изначально она требовала часто производить регулировку зажигания у этих первых ВАЗ 2101.

Именно такая контактная система представляет собой устаревшую (хотя и очень дешевую), наиболее сложную схему распределения и передачи искры катушке, а затем цилиндрам.

Дело в том, что прежде, чем начинается регулировка зажигания ВАЗ 2106, что само по себе архаично, приходится произвести несколько подготовительных действий. Перечислим, каких именно.

  1. Необходимо осмотреть ту самую контактную группу, которая находится в трамблере. Контакты смыкаются в зависимости от положения эксцентрика, который вращается от вала двигателя. Контакты часто покрываются нагаром, если они черные, их надо зачистить кусочком наждачной бумаги. Кроме того, необходимо выставить правильный зазор между контактами прерывателя 0,4 мм.
  2. Необходимо также убедиться, что карбюратор работает исправно, находится в идеальном состоянии, что никаких проблем с подачей вовремя бензина к поршням не возникнет.

Только после всего этого можно приступить к регулировке зажигания у ВАЗ 2106 или у другой модификации классики ВАЗ. Также почитайте про замену щеток генератора ваз 2114 и замену тросика сцепления ваз 2110.

Как отрегулировать момент у классики и «девятки»

Рассмотрим теперь, как делается регулировка у карбюраторной классики, например, у ВАЗ 2107. Нам пригодятся:

  • ключи гаечные;
  • лампочка с проводками.


Начинаем.

  1. Первым делом заглушаем двигатель.
  2. Выкручиваем свечи, а освободившиеся отверстия цилиндров аккуратно закрываем тампонами из ветоши.
  3. Устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Для этого ключом «38» проворачиваем коленчатый вал по ходу движения часовой стрелки до совмещения метки шкива коленвала с меткой на блоке двигателя. При этом тампон должен выпасть из отверстия первого цилиндра. Однако у блока обычно три метки. Первая означает опережение на 10 градусов, вторая – 5, третья – 0. Нам нужна вторая.
  4. Вкручиваем свечи.
  5. Ослабляем гайку, фиксирующую трамблер.
  6. Один проводок лампочки подсоединяем к низковольтному выводу катушки, а второй к «массе».
  7. Садимся за руль, поворачиваем ключ для включения питания.
  8. Возвращаемся к трамблеру. Вращаем его очень медленно по часовой стрелке, пока не загорится лампочка, а затем потухнет. Возвращая распределитель обратно, против часовой стрелки, выжидаем, когда снова загорится лампа, при этом контакты разойдутся. Это и есть нужный момент.
  9. Затягиваем крепление трамблера. Регулировка зажигания заднеприводного ВАЗ окончена.

Однако ВАЗ с передним приводом, оснащенный карбюратором, имеет точно такую же систему возбуждения искры. Поэтому регулировка зажигания у ВАЗ 2109 производится по аналогичной инструкции.

А теперь ниже разберем процессы настройки иных систем.

Что делать с другими машинами

Рассмотрим, как делается регулировка зажигания на снегоходе Буран. Для этого понадобятся:

  • стробоскоп;
  • ключи, отвертки;
  • лист бумаги, карандаш, транспортир, циркуль.

Действия таковы.

  1. На листе бумаги рисуем окружность с диаметром, равным величине неподвижного элемента вариатора.
  2. Посредством транспортира отмечаем градусы по окружности от 0 до 30. Причем, 0 ставим вверху, где часы показывают полдень.
  3. Выкрутив свечи, вставляем в левый цилиндр отвертку.
  4. Поворачивая рукой вариатор, ловим момент, когда отвертка покажет, что поршень дошел до верхней мертвой точки.
  5. Ставим метку на вариаторе напротив нуля сделанной нами шкалы.
  6. Подключаем стробоскоп к высоковольтному проводу левого цилиндра, вкручиваем свечи.
  7. Заводим двигатель, стробоскоп направляем к шкале. Лампа аппарата должна загораться при появлении искры, при этом она должна показывать, какая отметка шкалы соответствует метке вариатора. Так мы узнаем имеющийся угол опережения.
  8. Для его установки глушим двигатель и ослабляем крепление магдино. Затем поворачиваем магдино, выдерживая искомый угол.

Настройка окончена. Но здесь придется купить стробоскоп для регулировки угла зажигания.

А теперь разберем процесс регулировки на мотоцикле Урал. На современной мототехнике Урал устанавливается бесконтактная система. Однако и она порой нуждается в настройке. Посмотрим, как это происходит.


Далее нужно приготовить:

  • ключи гаечные, отвертка;
  • лампочка с проводками.
  1. По метке коленвала выставляем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку.
  2. Микропроцессорный блок, ослабив его крепление, поворачиваем против направления движения часовой стрелки до упора.
  3. Метка маховика должна совпасть с меткой мотора.
  4. Должна загореться лампочка, одни контакт которой присоединен к «массе», а второй на микропроцессорном блоке.
  5. Поворачиваем блок дальше, чтобы погасла лампочка. Это и есть правильный момент. Затягиваем крепление.
  1. Сначала выкручиваем свечу из первого цилиндра, вместо нее вставляем бумажную пробку. Проворачиваем коленвал ручкой, когда пробка вылетает, совмещаем метку шкива коленвала с меткой блока распределительных шестерен. Поршень первого цилиндра должен оказаться в верхней мертвой точке.
  2. Привод распределителя устанавливаем в блок цилиндров. Отверстия нижней пластины привода совмещаем с отверстиями блока цилиндров. Затягиваем болты.
  3. Проворачиваем коленвал до того момента, как метка шкива окажется перед меткой на блоке между 3 и 6 гребенками.
  4. Посредством регулировочных винтов устанавливаем верхнюю пластину корректора в положение «0» нижней пластины.
  5. Поворачиваем прерыватель за корпус, пока не отожмется кулачок вала подвижного контакта. Затягиваем крепление прерывателя.
  6. Закрепляем высоковольтные провода, запускаем двигатель, проверяем работу системы.

По такому же принципу производится регулировка зажигания на двигателе ЯМЗ 238 грузовых автомобилей. Хотя для получения подробной инструкции лучше обратиться к техническому паспорту.

То же самое касается и регулировки зажигания у модификаций Камаза. Присутствие у Камаза топливного насоса высокого давления обуславливает необходимость установки точного угла момента впрыска дизельного топлива внутрь рабочего цилиндра. Неточность в один градус может привести к ремонту мотора.


Вообще, во всех случаях, регулировка правильного угла опережения зажигания помогает работе двигателя:

  • во-первых, облегчается его запуск;
  • во-вторых, оптимизируется расход топлива.

Цена настроек

Но не всегда автолюбитель уверен в своих силах. Иной раз проще для регулировки правильного момента зажигания заехать в автосервис.

Сколько возьмут за данную операцию в крупных городах России, мы указали строками данной таблицы.

Регулировка зажигания ВАЗ 2107

Все неполадки, связанные с работой силового агрегата, требует особого внимания. Регулировка зажигания ВАЗ 2107 своими руками позволяет продлить срок службы двигателя. Перед началом необходимо разобраться с системами зажигания и ознакомиться с советами по регулировке контактного и бесконтактного зажигания в домашних условиях.

Фотография как выставить зажигание на ВАЗ 2107.

Регулировка зажигания - важная процедура для всех автомобилей. Неправильно настроенное зажигание может вывести из строя силовой агрегат Жигули 2107. В результате потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.

Правильная регулировка зажигания позволяет уменьшить расход топлива, повысить динамику автомобиля и КПД двигателя.

Инжектор

ВАЗ 2107 выпускались с двумя типами двигателей: инжекторным и карбюраторным. Модификации с инжекторным силовым агрегатом имеет особую конструкцию и регулировка электронного зажигания не требуется. Регулировка происходит автоматически: ЭБУ с помощью датчиков определяет момент зажигание и все другие тонкости. Участие автовладельцев в этой процедуре ограничивается выставлением цепи или ремня ГРМ по меткам.

При возникновении неполадок с электронным зажиганием Lada 2107 на инжекторном двигателе необходимо промыть инжектор и заменить вышедшие из строя комплектующие.

Тюнинг зажигания на инжекторе ВАЗ 2107.

Проверка зажигания

Проверка зажигания производится путём контроля расстояния зазора между контактами прерывателя.

Все автомобили марки ВАЗ имеют общий показатель расстояния зазоров - от 0,3 до 0,4 мм.

Для измерения зазора нужно использовать специальный щуп. Если результаты измерение не соответствуют нормам - необходимо ослабить регулировочный винт и откорректировать зазор.

Также необходимо проверить состояние контактов и очистить. Контактная группа подлежит замене при наличии следов износа.

Карбюратор

На рынке представлено большое количество стробоскопов, но в целом их принцип работы одинаково подойдёт для установки зажигания. Цена влияет лишь на долговечность этого прибора. Операция со стробоскоп выполняется на холостой ход двигателя. Регулировка зажигания осуществляется путём совмещения меток на шкиве коленвала со шкалой на крышке ГРМ. Совпадение меток оценивается с помощью светового луча стробоскопа.

При эксплуатации Vaz 2107 на 92 или 95 бензиновом топливе средняя риска шкалы должна совпадать с меткой шкива. При отклонении нужно подрегулировать угол зажигания путём поворота корпуса распределителя. При повороте распределителя по часовой стрелке происходит увеличение угла опережения, при движении в противоположную сторону - уменьшение.

Регулировка зажигания на слух

На Лада 2107 можно выполнить также регулировку зажигания под газ. Это более грубый метод, но плюс его в том, что не требуется дополнительное оборудование. Перед началом необходимо разогреть двигатель Семёрки. После этого выехать на прямую и ровную дорогу. При достижении скорости в 60 км/ч нужно резко нажать на педаль газа.

По детонации можно определить правильность настройки зажигания. При возникновении слабой и быстрой детонации угол опережения зажигания считается в пределах нормы.

Сильная детонация свидетельствует о слишком раннем зажигании. В таком случае нужно развернуть регулятор по часовой стрелке.

Отсутствие детонации означает позднее зажигание. В такой ситуации трамблёр развернуть уже против часовой стрелки.

Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 и их модификациях

Рассмотрим установку момента зажигания (угла опережения зажигания) на «классических» автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 с контактной системой зажигания и их модификациях. Необходимость в выставлении угла опережения зажигания может возникнуть после снятия-установки распределителя зажигания (трамблера), либо при попытке более оптимально настроить работу двигателя. Неверно выставленный момент зажигания грозит возникновением целого ряда проблем в работе двигателя. Вот некоторые из них: падение мощности и приемистости, повышенный расход топлива, неустойчивый холостой ход, проблемы с запуском двигателя, выстрелы и хлопки в глушитель, черный дым из глушителя, детонация, прогорание клапанов и пр.

- Рожковый или накидной ключ на 13 мм.

- Рожковый или специальный ключ на 38 мм.

Подготовительные работы

- Ставим автомобиль на ручной тормоз;

Ставим момент опережения зажигания под 92-й бензин.

1. Совмещаем метку на шкиву коленчатого вала и метку на передней крышке двигателя (среднюю из трех там имеющихся).

Для этого специальным ключом (либо рожковым ключом на 38 мм) медленно вращаем коленчатый вал за храповик вплоть до их совпадения.

2. Устанавливаем трамблер защелками параллельно двигателю, контакт бегунка должен смотреть на 4-й цилиндр (определите по крышке трамблера).

Контакты прерывателя должны быть сомкнуты. Слегка прижимаем корпус трамблера держателем.

3. Включаем зажигание и медленно поворачиваем корпус трамблера до размыкания контактов прерывателя. Между контактами проскочит искра.

Это и будет искомый момент зажигания. Ключом на 13 мм затягиваем гайку держателя трамблера.

Проверка правильности установки момента зажигания

Примечания и дополнения

Еще пять статей на сайте по двигателям и системе зажигания

Рано или поздно владелец ВАЗ 2107 столкнётся с необходимостью регулировки системы зажигания. Это может быть связано с нарушением воспламенения смеси в цилиндрах, заменой контактного трамблёра на бесконтактный и т. п. Отрегулировать систему зажигания классических моделей ВАЗ довольно просто.

Регулировка зажигания ВАЗ 2107

Динамика разгона, расход топлива, беспроблемный запуск двигателя и токсичность выхлопов карбюраторных ВАЗ 2107 напрямую зависят от правильно установленного зажигания. Если система зажигания (СЗ) более новых инжекторных моделей не требует специальной настройки, то автомобилям со старой контактной системой требуется периодическая регулировка.

В каких случаях требуется регулировка зажигания

Со временем заводские настройки зажигания сбиваются или перестают соответствовать условиям эксплуатации автомобиля. Так, необходимость в регулировке СЗ возникает при использовании некачественного топлива или топлива с другим октановым числом. Для оценки целесообразности этой процедуры определяют угол опережения зажигания. Делается это следующим образом.

  1. Разгоняем автомобиль до 40 км/ч.
  2. Резко нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся к звуку двигателя.
  3. Если появился шум, исчезающий при увеличении скорости до 60 км/ч, то в регулировке СЗ нет необходимости.
  4. Если при увеличении скорости шум и детонация не исчезают, то зажигание раннее и требует регулировки.

Если угол опережения зажигания выставлен неправильно, увеличится расход топлива и снизится мощность двигателя. Кроме этого, возникнет ряд других проблем - некорректно установленное зажигание будет снижать эксплуатационный ресурс силового агрегата.

При образовании искры на свече раньше положенного времени расширяющиеся газы начнут противодействовать поднимающемуся в верхнее положение поршню. В этом случае говорят о раннем зажигании. Из-за слишком раннего воспламенения поднимающийся поршень будет затрачивать больше усилий на сжатие образовавшихся газов. Это приведёт к увеличению нагрузки не только на кривошипно-шатунный механизм, но и на цилиндро-поршневую группу. Если же искра появляется после прохождения поршнем верхней мёртвой точки, то образовавшаяся от возгорания смеси энергия попадает в выпуск, не совершая никакой полезной работы. В этой ситуации говорят, что зажигание позднее.

Система зажигания состоит из следующих элементов: 1 - свечи зажигания; 2 - распределитель зажигания; 3 - конденсатор; 4 - кулачок прерывателя; 5 - катушка зажигания; 6 - монтажный блок; 7 - реле зажигания; 8 - выключатель зажигания; А - к клемме «30» генератора

Необходимые инструменты

Для регулировки зажигания ВАЗ 2107 потребуется:

  • ключ на 13;
  • отвёртка;
  • свечной ключ;
  • специальный ключ для коленвала;
  • вольтметр или «контролька» (лампа 12В).

Высоковольтные провода

Высоковольтные провода (ВВП) передают импульсы от катушки к свечам зажигания. В отличие от других проводов они должны не только выдерживать высокое напряжение, но и защищать от него другие детали автомобиля. Каждый провод состоит из токопроводящей жилы с металлическим наконечником, резиновых колпачков с обеих сторон и изоляции. Большое значение имеет исправность и надёжность изоляции, так как она:

  • предотвращает попадание влаги на токопроводящий элемент;
  • сокращает утечку тока до минимума.

Неисправности высоковольтных проводов

Для ВВП характерны следующие основные неисправности:

  • обрыв токопроводящего элемента;
  • утечка напряжения из-за некачественной изоляции;
  • чрезмерно высокое сопротивление провода;
  • ненадёжный контакт между ВВП и свечами зажигания или его отсутствие.

При повреждении ВВП пропадает электрический контакт и происходит разряд, приводящий к потерям напряжения. В этом случае на свечу зажигания поступает не номинальное напряжение, а электромагнитный импульс. Неисправности проводов приводят к неправильному функционированию некоторых датчиков и к перебоям в работе силового агрегата. В результате один из цилиндров перестаёт выполнять полезную работу и работает вхолостую. Силовой агрегат теряет мощность и начинает детонировать. В этом случае говорят, что двигатель «троит».

Диагностика высоковольтных проводов

При подозрении на неисправность ВВП (двигатель «троит») сначала их необходимо тщательно осмотреть - возможно повреждение изоляции, сколы, прикосновение к горячим элементам двигателя. Особое внимание следует обратить на контакты проводов - на них не должно быть следов окисления или нагара. Если же видимых повреждений не обнаружено, приступают к обнаружению возможного обрыва и измерению сопротивления ВВП с помощью мультиметра. Сопротивление провода должно составлять 3–10 кОм. Если оно равно нулю, провод оборван. Также следует учитывать, что сопротивление не должно отклоняться от нормы более чем на 2–3 кОм. В противном случае провод следует заменить.

Выбор высоковольтных проводов

При покупке новых проводов следует обратить внимание на рекомендации автопроизводителя. На ВАЗ 2107 обычно устанавливают провода марки ВППВ-40 (синего цвета) с распределённым сопротивлением (2550 +/-200 Ом/м) или ПВВП-8 (красного цвета) с распределённым сопротивлением (2000 +/-200 Ом/м). Важным показателем ВВП является допустимое напряжение. Если фактические значения напряжения превышают допустимые, может произойти пробой изоляционного слоя кабеля и выход провода из строя. Напряжение в бесконтактной СЗ достигает 20 кВ, а напряжение пробоя - 50 кВ.

Немаловажным является и материал, из которого изготовлены ВВП. Обычно провод имеет полиэтиленовую изоляцию в поливинилхлоридной оболочке. Наиболее надёжными считаются силиконовые ВВП. Они не грубеют на морозе, что предотвращает их расшатывание в гнёздах, и менее склонны к пробоям. Из производителей проводов можно выделить фирмы Champion, Tesla, «Хорс» и др.

Свечи зажигания

Свечи используются для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя при подаче высокого напряжения от катушки зажигания. Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень.

Проверка свечей зажигания ВАЗ 2107

Существует множество способов проверки свечей зажигания. Наиболее популярными являются следующие алгоритмы.


Видео: проверка свечей зажигания

Выбор свечей зажигания для ВАЗ 2107

На карбюраторные и инжекторные двигатели ВАЗ 2107 устанавливаются различные модели свечей зажигания. Кроме этого, параметры свечей зависят от вида системы зажигания.

Автомагазины предлагают множество видов свечей зажигания для ВАЗ 2107, различающихся техническими характеристиками, качеством, производителем и ценой.

Таблица: характеристики свечей в зависимости от типа двигателя ВАЗ 2107

Тип резьбы М 14/1,25 М 14/1,25 М 14/1,25 М 14/1,25
Длина резьбы, мм 19 мм 19 мм 19 мм 19 мм
Калильное число 17 17 17 17
Тепловой корпус Выступает за изолятор свечи Выступает за изолятор свечи Выступает за изолятор свечи Выступает за изолятор свечи
Зазор между электродами, мм 0,5 – 0,7 мм 0,7 - 0,8 мм 0,9 – 1,0 мм 0,9 – 1,1 мм

На автомобили ВАЗ можно устанавливать свечи различных производителей.

Таблица: производители свечей зажигания для ВАЗ 2107

Для карбюраторных моторов с контактным зажиганием Для карбюраторных моторов с бесконтактным зажиганием Для инжекторных 8-клапанных моторов Для инжекторных 16-клапанных моторов
А17ДВ (Россия) А17ДВ-10 (Россия) А17ДВРМ (Россия) АУ17ДВРМ (Россия)
А17ДВМ (Россия) A17ДВР (Россия) AC DECO (США) APP63 AC DECO (США) CFR2CLS
AUTOLITE (США) 14–7D AUTOLITE (США) 64 AUTOLITE (США) 64 AUTOLITE (США) AP3923
BERU (Германия) W7D BERU (Германия) 14–7D, 14–7DU, 14R-7DU BERU (Германия) 14R7DU BERU (Германия) 14FR-7DU
BOSCH (Германия) W7D BOSCH (Германия) W7D, WR7DC, WR7DP BOSCH (Германия) WR7DC BOSCH (Германия) WR7DCX, FR7DCU, FR7DPX
BRISK (Чехия) L15Y BRISK (Италия) L15Y, L15YC, LR15Y CHAMPION (Англия) RN9YC CHAMPION (Англия) RC9YC
CHAMPION (Англия) N10Y CHAMPION (Англия) N10Y, N9Y, N9YC, RN9Y DENSO (Япония) W20EPR DENSO (Япония) Q20PR-U11
DENSO (Япония) W20EP DENSO (Япония) W20EP, W20EPU, W20EXR EYQUEM (Франция) RC52LS EYQUEM (Франция) RFC52LS
NGK (Япония/Франция) BP6E EYQUEM (Франция) 707LS, C52LS MARELLI (Италия) F7LPR MARELLI (Италия) 7LPR
HOLA (Нидерланды) S12 NGK (Япония/Франция) BP6E, BP6ES, BPR6E NGK (Япония/Франция) BPR6ES NGK (Япония/Франция) BPR6ES
MARELLI (Италия) FL7LP MARELLI (Италия) FL7LP, F7LC, FL7LPR FINVAL (Германия) F510 FINVAL (Германия) F516
FINVAL (Германия) F501 FINVAL (Германия) F508 HOLA (Нидерланды) S14 HOLA (Нидерланды) 536
WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1371 HOLA (Нидерланды) S13 WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1370 WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1372

Контактный трамблёр ВАЗ 2107

Трамблёр в системе зажигания выполняет следующие функции:

  • начинает процесс образования искры;
  • передаёт высокое напряжение от катушки к свечам зажигания;
  • контролирует и регулирует момент образования искры в зависимости от топлива и режима движения.

Трамблёр ВАЗ 2107 состоит из следующих элементов: 1 - пружинный держатель крышки; 2 - вакуумный регулятор опережения зажигания; 3 - грузик; 4 - штуцер подвода разрежения; 5 - пружина; 6 - ротор (бегунок); 7 - крышка трамблера; 8 - центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания; 9 - боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 10 - центральный контакт ротора (бегунка); 11 - резистор; 12 - наружный контакт ротора; 13 - опорная пластина регулятора опережения зажигания; 14 - провод, соединяющий распределитель зажигания с выводом первичной обмотки катушки зажигания; 15 - контактная группа прерывателя; 16 - корпус трамблера; 17 - конденсатор; 18 - валик трамблера

Вращается трамблёр коленвалом через ряд дополнительных элементов. В процессе эксплуатации он изнашивается и требует периодического осмотра и обслуживания. Особое внимание при этом следует уделять его контактам.

Проверка трамблёра

Поводами для проверки трамблёра являются:

  • нестабильный холостой ход;
  • проблемы с запуском двигателя;
  • глохнущий на ходу двигатель.

Неисправность трамблёра идентифицируется следующим образом:

  1. Проверяется наличие искры на выкрученных свечах зажигания.
  2. Если искра на свечах отсутствует, проверяются ВВП.
  3. Если искра так и не появилась, неисправен трамблёр.

Проверку самого трамблёра начинают с осмотра бегунка, контактов и крышки. При большом пробеге, как правило, контакты подгорают и нуждаются в зачистке. С внутренней поверхности конструкции удаляют загрязнения. В гаражных условиях проверить работоспособность трамблёра довольно просто. Для этого понадобятся простейшие приспособления или приборы, которые используются для регулировки зажигания (например, обычная лампочка).

Регулировка зазора между контактами

Перед началом регулировки необходимо снять крышку трамблёра. Для ВАЗ 2107 угол замкнутого состояния контактов должен составлять 55±3˚. Этот угол можно измерить с помощью тестера или щупа по зазору между контактами в разомкнутом состоянии. Для удобства регулировки зазора трамблёр рекомендуют снять с машины, но после этого придётся заново выставлять зажигание. Однако это можно сделать и без демонтажа.

Для проверки величины зазора коленвал проворачивается в положение, при котором этот зазор будет максимальным. Измеренный плоским щупом, зазор должен составлять 0,35–0,45 мм. Если его фактическая величина не попадает в этот интервал, требуется регулировка, выполняемая следующим образом.

  1. Отвёрткой ослабляем крепёж контактной группы и винт для регулировки.
  2. Перемещая пластину контактной группы, выставляем необходимый зазор и затягиваем крепления.
  3. Проверяем правильность установки зазора, зажимаем регулировочный винт контактной группы и устанавливаем крышку распределителя на место.

Бесконтактный трамблёр ВАЗ 2107

Бесконтактное и электронное зажигание - это одно и то же. Однако некоторые утверждают, что системы отличаются. Дело в том, что в системах зажигания карбюраторных и инжекторных двигателей используются разные устройства. Возможно, именно из-за этого и возникает путаница. Соответствуя своему названию, бесконтактный трамблёр не имеет механических контактов, функции которых выполняет специальное устройство - коммутатор.

Основные преимущества бесконтактного трамблёра перед контактным сводятся к следующему:

  • отсутствует необходимость в периодическом обслуживании контактов;
  • из-за отсутствия контактной группы, которая подвергается износу, увеличивается надёжность;
  • искра распределяется по цилиндрам более равномерно и не зависит от режима работы двигателя;
  • из-за отсутствия вибрации и механических воздействий на контакты увеличивается срок службы трамблёра;
  • уменьшается расход топлива, увеличивается мощность двигателя, снижается содержание вредных веществ в выхлопе;
  • двигатель легче запускается при низких температурах, так как напряжение на свечах остаётся стабильным при низких оборотах и слабо заряженной АКБ.

Проверка бесконтактного трамблёра

Если в системе бесконтактного зажигания возникают проблемы, то сначала на наличие искры проверяют свечи, затем ВВП и катушку. После этого переходят к трамблёру. Основным элементом бесконтактного распределителя, который может выйти из строя, является датчик Холла. При подозрении на неисправность датчика его либо сразу меняют на новый, либо проверяют мультиметром, установленным в режим вольтметра.

Диагностика работоспособности датчика Холла осуществляется следующим образом:

  1. Булавками прокалывают изоляцию идущих к датчику чёрно-белого и зелёного проводов. К булавкам подсоединяют мультиметр, установленный в режиме вольтметра.
  2. Включают зажигание и, медленно вращая коленчатый вал, смотрят на показания вольтметра.
  3. При исправном датчике прибор должен показывать от 0,4 В до максимального значения бортовой сети. Если напряжение ниже, датчик неисправен и требует замены.

Видео: проверка датчика Холла

Помимо датчика Холла, к выходу из строя трамблёра может привести неисправность вакуумного корректора. Работоспособность этого узла проверяется следующим образом.

  1. С карбюратора снимаем силиконовую трубку и запускаем двигатель.
  2. Создаём разрежение, взяв силиконовую трубку в рот и втянув в себя воздух.
  3. Прислушиваемся к работе двигателя. Если обороты увеличиваются, вакуумный корректор исправен. В противном случае его меняют на новый.

Может потребоваться также диагностика центробежного регулятора опережения зажигания. Для этого потребуется разборка трамблёра. Особое внимание следует уделить состоянию пружинок - нужно оценить, как расходятся и сходятся грузики регулятора.

Кроме этого, необходимо проверить и крышку трамблёра. Для этого её снимают и осматривают на предмет прогорания, трещин, оценивают состояние контактов. Если есть видимые повреждения или следы износа контактов, устанавливается новая крышка. Затем осматривают бегунок. При обнаружении следов сильного окисления или разрушения он меняется на новый. И, наконец, мультиметром, установленным в режим омметра, проверяют сопротивление резистора, которое должно составлять 1 кОм.

Видео: проверка крышки трамблёра ВАЗ 2107

Датчик детонации

Датчик детонации (ДД) предназначен для экономии топлива и увеличения мощности двигателя. Он состоит из пьезоэлемента, вырабатывающего электричество при возникновении детонации, тем самым регулируя её уровень. При повышении частоты колебаний увеличивается напряжение, поступающее на электронный блок управления. ДД корректирует настройки зажигания для оптимизации процесса воспламенения в цилиндрах топливно-воздушной смеси.

Расположение датчика детонации

На автомобилях ВАЗ ДД расположен на блоке силового агрегата между вторым и третьим цилиндром. Устанавливается он лишь на двигателях с бесконтактной системой зажигания и блоком управления. На моделях ВАЗ с контактным зажиганием ДД отсутствует.

Признаки неисправности датчика детонации

Неисправность датчика детонации проявляется следующим образом.

  1. Ухудшается динамика разгона.
  2. Двигатель «троит» на холостом ходу.
  3. При разгоне и в начале движения на панели приборов загорается индикатор CHECK.

При появлении любого из этих симптомов потребуется проверка ДД.

Проверка датчика детонации

ДД проверяется с помощью мультиметра. Сначала нужно проверить соответствие величины его сопротивления регламентированным производителем значениям. Если значения различаются, производят замену ДД. Проверку можно выполнить и другим способом. Для этого:

  1. На мультиметр устанавливают режим вольметра в диапазоне «мВ» и подсоединяют щупы к контактам датчика.
  2. По корпусу ДД ударяют твёрдым предметом и смотрят на показания прибора, которые в зависимости от силы удара должны изменяться от 20 до 40 мВ.
  3. Если ДД на подобные действия не реагирует, его меняют на новый.

Видео: проверка датчика детонации

Установка угла опережения зажигания

Система зажигания является весьма чувствительным узлом, требующим тщательной настройки. Только в этом случае можно добиться оптимальной работы двигателя, минимального расхода топлива и максимально возможной мощности.

Методы установки угла зажигания

Отрегулировать угол опережения зажигания можно разными способами.

  1. На слух.
  2. С помощью лампочки.
  3. По стробоскопу.
  4. По искре.

Выбор способа зависит прежде всего от наличия необходимых приспособлений и подручных средств.

Регулировка зажигания на слух

Этот способ отличается своей простотой, но прибегать к нему рекомендуется лишь опытным автолюбителям. Работу выполняют на прогретом и заведённом двигателе в следующей последовательности.


Регулировка зажигания с помощью лампочки

Можно отрегулировать зажигание ВАЗ 2107 с помощью лампочки 12В (автомобильной «контрольки»). Делается это следующим образом.


Видео: регулировка зажигания с помощью лампочки

Регулировка зажигания с помощью стробоскопа

Подключение стробоскопа и процесс установки угла опережения зажигания осуществляется в следующем порядке:


Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа

Порядок работы цилиндров двигателя ВАЗ 2107

На ВАЗ 2107 установлен бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный двигатель, с верхним расположением распределительного вала. В ряде случаев для диагностики и устранения неисправностей необходимо знать последовательность работы цилиндров силового агрегата. Для ВАЗ 2107 эта последовательность такова: 1 - 3 - 4 - 2. Цифрам соответствуют номера цилиндров, а нумерация начинается от шкива коленвала.

Установка направления бегунка

При правильно отрегулированном зажигании элементы двигателя и системы зажигания должны быть выставлены в соответствии с определёнными правилами.


Таким образом, отрегулировать угол опережения зажигания ВАЗ 2107 довольно просто. Сделать это сможет даже неискушённый автолюбитель, обладающий минимальным набором инструментов и тщательно соблюдающий инструкции специалистов. При этом не следует забывать о требованиях безопасности, так как большая часть работ связана с высоким напряжением.

Система зажигания является одной из составных частей любого бензинового двигателя. Неправильная регулировка зажигания ваз 2107 становится проблемой: заливает свечи, а мотор и вовсе теряет в мощности. Рассмотрим, что такое угол опережения, на что он влияет и как производится установка зажигания ваз 2107 карбюратор.

Как работает система зажигания?

Стандартная система зажигания состоит из следующих составных частей:

  1. Высоковольтная катушка;
  2. Кабели;
  3. Свечки;
  4. Прерыватель;
  5. Коммутатор и датчик Холла (если оно бесконтактное);
  6. Трамблер;

При работе, на первичную обмотку катушки подается ток низкого напряжения и создает магнитное поле, посредством которого создает ток высокого напряжения на вторичной обмотке. Посредством трамблера и прерывателя происходит распределение импульса на нужную свечу зажигания.

БСЗ использует работу коммутатора и датчика Холла, которые осуществляют передачу энергии с учетом количества оборотов трамблера. Коммутатор электронного зажигания более эффективно распределяет токи. Ее преимущества заключаются в отсутствии необходимости чистить контакты и облегчении пуска двигателя в холодное время года.

В отличие от карбюратора, инжекторная система впрыска для распределения энергии использует модуль зажигания, работа которого корректируется ЭБУ, который фиксирует положение коленвала в верхней мертвой точке. Вот почему необходимость в регулировке отпадает.

Что такое угол опережения зажигания?

Чтобы зажигание работало правильно, необходимо соблюсти следующее условие: искрообразование должно происходить в тот момент, когда поршень находится в ВМТ. Это должен быть такт сжатия. Данный момент должен быть точкой воспламенения.

Однако это еще не все. Время, за которое топливная смесь полностью сгорит, тоже должно учитываться. Поэтому свечи зажигания должны создать импульс с некоторым опережением, которое и называется углом опережения. В результате, смесь достигает пика горения, а цилиндр начинает движение вниз.

Если искрообразование происходит раньше, то такое зажигание называется ранее, а если поздно, то позднее. Ранее приводит к детонации. Вот почему двигатель быстро перегревается, а его работа становится неэффективной, хотя расход топлива иногда может быть сильно снижен. Определить это можно по электродам свечей зажигания, которые покрываются белым налетом. При позднем зажигании заметно теряется мощность, а из выхлопной трубы выходит черный дым, что свидетельствует о том, что бензин, не успевая сгореть в цилиндре, догорает в выхлопной системе.

Свечи зажигания, в этом случае, становятся черными. Об этом могут рассказать и хлопки в выхлопной трубе. Позднее зажигание способствует тому, что свечи попросту заливает топливом, которое не сгорает или сгорает не полностью. Когда они заливаются – они не работают.

Системы зажигания разделяются на 3 группы:

Электронная система зажигания (микропроцессорная система зажигания)

Плюсы и минусы безконтактного зажигания

Плюсы и минусы контактного зажигания

Плюсы и минусы электронной системы зажигания

Как выставить зажигание на ВАЗ 2107 карбюратор своими руками?

Существует очень много способов, как можно настроить зажигание на ВАЗ 2107, поэтому начнем с самого простейшего, который не потребует каких-либо затрат. Процесс выставления меняется не сильно. Для этого автомобиль устанавливается на ровное место, под передние колеса ставятся противооткатные упоры, а на КПП устанавливается нейтральная передача. Приготовьте . Если у вас нет храпового ключа, то поднимите заднее колесо и включите 4-ю скорость. Обязательно машину нужно подстраховать, чтобы не получить травмы.

В первую очередь, необходимо установить поршень в 4-ом цилиндре в ВМТ и это обязательно должен быть такт сжатия. Чтобы проще было настраивать безконтактное зажигание, выверните свечи, а в 4-ом цилиндре на месте свечных отверстий установите бумажную заглушку. Вращайте коленчатый вал при помощи храповика или крутите колесо по ходу вращения. Как только заглушка вылетит, это и будет ВМТ. Там он и выставляется. После этого, ослабьте гайку на 13, удерживающую трамблер и вытащите его. Его нужно установить таким образом, чтобы бегунок смотрел на контакт четвертого кабеля. Для этого нужно взглянуть на крышку трамблера, где все кабели помечены цифрами. Корпус находится рядом с двигателем.

Теперь слегка подтяните гайку распределителя, чтобы прерыватель мог перемещаться. Попросите помощника запустить двигатель, предварительно установив свечи. Во время вращения стартера нужно выставить трамблер так, чтобы поймать момент запуска и затянуть гайку. Регулировать нужно медленно. Когда мотор запустится, нужно также установить трамблер так, чтобы обороты стали устойчивыми. Такая настройка зажигания ваз 2107 карбюратор является оптимальной.

Как настроить бесконтактное зажигание по меткам?

Этот способ мало чем отличается от предыдущего, но на этот раз используется первый цилиндр. На большой крышке сальника коленчатого вала расположены метки, а на самом шкиве риска. Нужно повернуть механизм так, чтобы риска на коленвале совпала со средней меткой и не уходила в сторону.

Дальнейший порядок действий аналогичный предыдущему: устанавливаем трамблер и собираем элементы.

После полной сборки, необходимо выполнить проверку работы системы. В противном случае, установка будет работать неправильно.

Как проверить ранее/позднее зажигание?

Чтобы проверить правильность установки раннего или позднего зажигания, необходимо сделать это в движении. Для этого нужно разогнаться на 4-ой скорости до 60 километров в час и сбросить ее до 40. Теперь резко нажмите на педаль газа и прислушайтесь к работе двигателя. При правильной постановке углов, появится стрекочущий звук и пропадет через несколько секунд. Автомобиль должен начать набирать скорость. При раннем зажигании детонация не исчезнет еще долгое время, а при позднем – и вовсе не появится.

Вот почему нужно настроить положение трамблера ослаблением гайки на 13. Если добиться нужной регулировки не удается, переходим к следующему шагу.

Как отрегулировать бесконтактное зажигание ВАЗ 2107 при помощи лампочки

Все предыдущие методы являются примитивными и позволяют выставить нужный угол лишь приблизительно. Чтобы добиться самой точной регулировки, необходимо продолжить регулировку при помощи обычной тестовой лампочки на 12 вольт. Это позволит установить наиболее оптимальный угол опережения.

Один из проводов лампочки нужно подсоединить на плюсовой контакт катушки зажигания, а второй просто замкнуть на «массу». Ослабьте гайку на 13 и, удерживая октан-корректор, медленно поверните трамблер до того момента, когда лампочка погаснет. Далее вращаем прерыватель по часовой стрелке, пока лампочка не загорится. Тот момент, когда это произойдет и будет самый оптимальный угол опережения зажигания на ВАЗ 2107. Теперь гайку можно затянуть. Если свечи по-прежнему заливает, то необходимо проверить систему питания двигателя – карбюратор. Его нужно отрегулировать. Причины могут быть и в других системах.

Есть ли разница между контактным и электронным зажиганием?

На карбюраторных ВАЗ 2107 устанавливалось, как электронное, так и контактное устройство. Процесс регулировки не различается. Единственное различие может заключаться лишь в том, что перед тем, как выставлять метки, на контактном прерывателе необходимо зачистить контакты и проверить зазор, чтобы настройка системы была выполнена точнее.

Кстати, многие ошибочно называют коммутатор реле зажигания. Это реле является лишь способом уменьшения пускового тока и предназначено для сохранения срока службы контактов. Данное реле находится так в подкапотном пространстве. Настройка зажигания к нему не относится.

Вот так можно отрегулировать зажигание на карбюраторном автомобиле ВАЗ 2107. Удачи на дорогах!

ВАЗовская «семёрка» - последняя классическая модель Жигулей, выпускавшаяся с 1982 по 2012 год. Причём инжектор и электронное зажигание появилось на автомобиле ВАЗ 2107 уже в 90-е, а все предыдущие модификации шли с карбюратором и системой механического (контактного) искрообразования. Поскольку по территории стран бывшего СССР «бегает» немало таких машин, то вопрос перехода на бесконтактное зажигание (сокращённо - БСЗ) не теряет актуальности для их владельцев. Решается он без особых проблем, нужно лишь купить комплект нового оборудования и поставить его на «семёрку» своими руками, чтобы не тратить средства на услуги автосервиса.

Конструкция электронного зажигания

Чтобы поставить бесконтактную систему на «классику» ВАЗ 2107 с карбюратором, желательно изучить, как она устроена. Это поможет вам правильно собрать схему и успешно запустить её в работу. БСЗ для старых карбюраторных моделей Жигулей состоит из таких элементов:

  • трамблёр, он же - распределитель системы зажигания;
  • высоковольтная катушка новой конструкции (отличается от старой, работающей с механическими контактами);
  • коммутатор, отвечающий за управление системой;
  • высоковольтные и обычные провода с разъёмами и клеммами, соединяющие перечисленные элементы;
  • свечи зажигания.

Справка. Поскольку в новой системе зажигания отсутствует контактная группа, а её работа управляется электронным блоком, то к ней одинаково подходят названия «бесконтактная» и «электронная».

В новой высоковольтной катушке предусмотрено 2 обмотки. Первичная изготовлена из проводника большого сечения и подключена к электрической сети автомобиля через реле замка зажигания. Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкой проволоки и присоединена высоковольтным проводом к трамблёру, состоящему из следующих частей:

  • корпус с установленным по центру валом;
  • на конце вала закреплён подвижный контакт (так называемый бегунок);
  • сверху на корпус надевается крышка, куда подключены высоковольтные провода большого сечения, идущие к свечам зажигания;
  • на валу имеется выступ (кулачок), напротив которого стоит датчик Холла;
  • сбоку прикреплена вакуумная диафрагма, обеспечивающая опережение зажигания.

Коммутатор соединяется проводниками малого сечения с распределителем и катушкой, его задача - управлять своевременной подачей искры на свечи.

Справка. В более новых модификациях ВАЗ 2107, где вместо карбюратора стоит инжектор, отдельный коммутатор отсутствует. В нём нет нужды, поскольку искрообразованием и подачей топлива ведает контроллер бортового компьютера.

Принцип действия БСЗ

Искрообразование с электронным управлением функционирует по достаточно простому алгоритму, что и обусловливает надёжность подобной схемы. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, на первичную обмотку катушки идёт постоянное напряжение от бортовой сети, отчего вокруг неё образуется магнитное поле. Дальше система работает так:

  1. Стартер поворачивает коленвал и приводит в движение вал трамблёра вместе с бегунком.
  2. Датчик Холла, реагирующий на прохождение рядом металлической массы, регистрирует оборот вала по выступу на нём и отправляет сигнал коммутатору.
  3. Электронный блок по сигналу датчика отключает подачу напряжения к первичной обмотке катушки.
  4. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс высокого напряжения (до 24 кВ). По толстому проводу он направляется к подвижному контакту трамблёра.
  5. Бегунок перенаправляет импульс на один из неподвижных контактов, встроенных в крышку. Оттуда напряжение поступает к свече того цилиндра, где поршень находится в верхней мёртвой точке.
  6. В этот момент топливо уже находится в камере сгорания в сжатом состоянии. Когда на электродах свечи проскакивает искра, происходит его воспламенение.
  7. Бегунок вращается и передаёт искру всем цилиндрам по схеме 1-3-4-2, после чего двигатель машины заводится и начинает работать.

Примечание. В старых автомобилях ВАЗ 2107 коммутатор отсутствовал, а электрическая цепь разрывалась механическим способом - кулачок вала размыкал контактную группу.

Плюсы и минусы бесконтактного зажигания

На данный момент системой искрообразования с электронным управлением оснащается 100% выпускаемых автомобилей, использующих в качестве горючего бензин или сжиженный газ. Механическое зажигание устарело и осталось в прошлом. Причина - её ненадёжность при эксплуатации, частые неполадки и невысокая мощность искры. По сравнению с контактной системой БСЗ обладает следующими преимуществами:

  1. Отсутствие контактов, чьи поверхности постоянно подгорают от высокого напряжения, отчего мощность искрообразования резко падает.
  2. В распределителе электронной системы нет быстроизнашивающихся деталей, которые приходилось менять через каждые 15-20 тыс. км пробега.
  3. Благодаря бесконтактной схеме и новой конструкции катушки напряжение, подаваемое на электроды свечей, удалось поднять с 18 до 24 кВ. Это благотворно повлияло на воспламенение и сжигание топливовоздушной смеси в цилиндрах.
  4. Надёжность в работе и долговечность.

Справка. В прошлые времена хозяевам ВАЗовской «классики» довольно часто приходилось удалять выступ, нагорающий на поверхности одного из контактов, для чего требовался плоский надфиль. Но на втором контакте образовывалось углубление, которое зачистить достаточно трудно, поэтому производители стали делать контактные группы со сквозными отверстиями.

Из существенных недостатков БСЗ можно отметить один - неремонтопригодность датчика Холла. Если механические контакты подчищаются, то неисправный датчик нужно только менять, поэтому желательно возить его с собой. С другой стороны, данный приборчик очень надёжен в работе и служит без проблем 40-50 тыс. км.

Справка. Владельцам автомобилей ВАЗ 2107, оснащёнными первыми комплектами БСЗ, помимо датчика Холла приходилось возить ещё и запасной коммутатор. Но спустя 2 года его конструкция претерпела модернизацию, отчего электронные блоки перестали выходить из строя.

Инструкция по установке бесконтактной системы

Процедура замены механического зажигания на электронное делится на такие этапы:

  • выбор и покупка БСЗ;
  • подготовка инструментария;
  • снятие старой системы и установка новой;
  • настройка зажигания.

Если ранее вам не приходилось самостоятельно разбираться с проблемами искрообразования в классических моделях Жигулей, то придётся выделить на всю работу примерно 3-4 часа.

В заводской комплект БСЗ для ВАЗ 2107, имеющийся в продаже, входят следующие детали:

  • коммутатор с каталожным номером 36.3734 (ещё бывает 3620.3734);
  • главный распределитель зажигания, маркировка - 38.37061;
  • высоковольтная катушка, номер по каталогу - 27.3705;
  • жгуты проводов с разъёмами.

Примечание. Маркировка трамблёра указана для машин с двигателями объёмом 1,5 и 1,6 л. В модификациях «семёрок» с мотором 1,3 л блок цилиндров меньше по высоте, а вал распределителя зажигания короче. Его каталожный номер - 38.3706–01.

В продаже встречается подобный бесконтактный комплект, предназначенный для российского внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». В нём трамблёр маркируется так: 3810.3706 либо 38.3706–10. Не стоит его покупать для «классики», поскольку элемент отличается по техническим параметрам, хотя внешне выглядит так же.

Среди производителей, выпускающих готовые комплекты электронного зажигания для старых моделей ВАЗ, лучше всех себя зарекомендовала компания «СОАТЭ», чьё производство расположено в г. Старый Оскол Российской Федерации. Отзывы владельцев «классики» о продукции компании сугубо положительные.

Совет. Планируя ставить БСЗ на «семёрку», параллельно замените свечи зажигания (марка - А17ДВР) и высоковольтные провода к ним. В комплект поставки они не входят, но для стабильной и экономичной работы двигателя с новой системой искрообразования очень пригодятся.

Какие понадобятся инструменты?

Для монтажа электронного блока и других элементов БЗС вам потребуется простой инструментарий, имеющийся в гараже у любого мастеровитого автомобилиста:

  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • рожковые ключики размером 8, 10 и 13 мм;
  • обычные пассатижи;
  • свечной ключ, оснащённый для удобства карданчиком;
  • ручная либо электродрель со сверлом диаметром 3-3,5 мм.

Примечание. С помощью ключей откручиваются клеммы, крепления трамблёра и катушки. Дрель понадобится, чтобы сделать 2 отверстия для монтажа коммутатора. В некоторых машинах можно отыскать готовые отверстия, рассчитанные под монтаж электроники, они находятся на левом лонжероне (по ходу движения авто).

Хорошо, если вам удастся найти и взять на время специальный ключ, предназначенный для поворачивания коленчатого вала ВАЗ 2107, ухватившись за гайку храповика. Другой вариант - вращать коленвал обычным рожковым ключом размером 30 мм либо поворотом вывешенного заднего колеса при включённой 4-й передаче.

Проводить работы по установке и настройке бесконтактного зажигания можно в любом удобном месте, лишь бы позволяли погодные условия. Поскольку смотровая яма вам не потребуется, то сгодится ровная и хорошо освещённая площадка.

Установка БСЗ на автомобиль

Перед монтажом электронного зажигания вам нужно снять с машины старую систему, действуя в таком порядке:

  1. Поднимите крышку капота «семёрки», отключите аккумулятор от бортовой сети и снимите со свечей провода высокого напряжения.
  2. Выверните свечи и поворотом коленчатого вала выведите поршень 1-го цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). В этом вам поможет длинная отвёртка, вставленная в свечной колодец. Убедитесь, что насечка на шкиве коленвала стоит напротив первой метки на блоке цилиндров (она самая длинная из трёх).
  3. Разблокируйте металлические защёлки крышки распределителя зажигания и снимите её вместе с проводами. Для верности поставьте на клапанной крышке двигателя отметку напротив подвижного контакта бегунка.
  4. Отключите от трамблёра все провода и тонкую трубку, которая соединяет его со штуцером на карбюраторе. Ослабьте гайку, прижимающую юбку распределителя к блоку цилиндров, и открутите её. Снимите старый трамблёр, проследив, чтобы не потерялась прокладка (стоит между ним и блоком).
  5. Отсоедините провода от контактов высоковольтной катушки и запомните, куда они подключались. Открутите кронштейн катушки и снимите её с кузова.

Установку БСЗ начните с монтажа электронного блока, снабжённого алюминиевой посадочной пластиной с отверстиями (она служит элементом охлаждения прибора). Если на левом лонжероне есть готовые отверстия, прикрутите к ним коммутатор двумя саморезами. В противном случае найдите свободное место неподалёку от катушки, просверлите отверстия и закрепите блок управления.

Совет. Не ставьте коммутатор под бачком с жидкостью для промывки лобового стекла. Если он протечёт, то зальёт нежную электронику и зажигание перестанет функционировать.

Монтаж элементов бесконтактной системы выполняйте в такой последовательности:

  1. Возьмите новый трамблёр, снимите с него крышку и наденьте прокладку. Установите его в гнездо на блоке цилиндров таким образом, чтобы подвижный контакт встал напротив меловой метки, нарисованной на клапанной крышке мотора. Слегка прижмите юбку распределителя крепёжной гайкой, чтобы он случайно не повернулся.
  2. Прикрутите катушку высокого напряжения на старое место (крепления совпадают). Подключите к её клеммам провода от реле замка зажигания, тахометра и коммутатора. Жила, идущая от контакта «1» электронного блока, подключается к клемме с маркировкой «К» катушки, а провод от контакта «4» соединяется с клеммой «Б».
  3. Установив зазор 0,8-0,9 мм между электродами свечей, закрутите их в отверстия цилиндров. Наденьте на трамблёр крышку и подсоедините все провода высокого напряжения, в том числе центральный, ведущий к катушке. Подключите вакуумную трубку, после чего можете приступать к пуску мотора и регулировке своевременного искрообразования.

Совет. При монтаже высоковольтной катушки клеммы меняются местами, что доставляет некоторые неудобства. Вопрос решается ослаблением гайки крепёжного хомута и поворотом корпуса катушки на 180°, после чего её можно ставить на место.

Этапы установки зажигания в фотографиях

Положение бегунка при совмещённых метках Перед выставлением меток нужно снять крышку распределителя Откручивание проводов старого трамблёра Снятие центрального высоковольтного провода с катушки Когда все провода сняты и откручена гайка крепления, трамблёр вынимается из блока После монтажа новой катушки провода подключаются к тем же клеммам Высоковольтные провода нужно подсоединять, ориентируясь по цифрам на крышке Коммутатор крепится на 2 самореза к лонжерону

Видеоматериал по замене зажигания на электронное

Указания по настройке зажигания

Если вы чётко следовали изложенной инструкции, присоединили все провода согласно схеме и не сбили совмещённые метки, то мотор запустится без проблем. Чтобы отрегулировать зажигание, нужно добиться стабильной работы двигателя, так что для начала прогрейте его несколько минут, не давая заглохнуть нажатием на педаль газа.

Совет. Если запуск мотора не удался, а при включении стартера не проявляются даже хлопки, то вы наверняка напутали с проводкой. Ещё раз проверьте все по схеме, прилагающейся к заводскому комплекту деталей электронного зажигания.

Выполнить регулировку на прогретом двигателе можно двумя методами:

  • без использования специальных приборов - «на слух»;
  • точная настройка с помощью стробоскопа.

Стробоскоп - это прибор с лампочкой, мигающей одновременно с передачей импульса датчиком Холла. Когда включённый стробоскоп подносят к маховику коленчатого вала на работающем моторе, то становится видно положение насечки. Отсюда и возможность точной регулировки.

Для настройки подключите питание стробоскопа к аккумуляторной батарее, а толстую жилу - к высоковольтному проводу свечи 1-го цилиндра. Отпустите гайку крепления трамблёра и поднесите мигающую лампу к шкиву. Медленно поворачивайте корпус распределителя, пока насечка на шкиве не займёт место напротив короткой риски, после чего затяните гайку.

Настройка народным способом «на слух» выполняется так:

  1. Заведите двигатель и отпустите гайку, удерживающую распределитель зажигания.
  2. Плавно и не спеша вращайте трамблёр в пределах 15°. Найдите положение, при котором мотор работает наиболее стабильно.
  3. Зажмите гайку крепления.

Совет. Когда станете поворачивать распределитель зажигания рукой, старайтесь не касаться проводов высокого напряжения, чтобы вас не ударило током. Оптимальный вариант - взяться за корпус мембранного механизма, куда присоединена трубка от карбюратора.

Вполне закономерно, что после установки системы бесконтактного зажигания холостые обороты двигателя вырастут до 1100-1200 об/мин из-за повышенной мощности искры. Установите норму 850-900 об/мин, закручивая винт холостого хода на карбюраторе и ориентируясь по тахометру. На карбюраторах ВАЗ 2105-2107 типа «Озон» этот винт располагается в нижней секции агрегата с правой стороны и отличается большим размером. В карбюраторах ВАЗ 2108 типа Solex (такие тоже ставились на «семёрку») есть длинная рукоятка из пластика, выступающая справа (по ходу движения). Второй винт, регулирующий состав топливовоздушной смеси, крутить нельзя.

Совет. Если во время резкого нажатия на акселератор из двигателя раздаётся звонкий стук, то вы поставили слишком большой угол опережения зажигания и смесь вспыхивает раньше чем нужно. Ослабьте гайку распределителя и поверните корпус на пару градусов по часовой стрелке.

Видеоролик о регулировке зажигания на «классике» Жигулей

Лучшим показателем успешной установки и настройки бесконтактной системы зажигания является проверка ВАЗ 2107 на ходу. Стоит проехать на автомобиле несколько километров, чтобы проверить при различных режимах - разгон, движение по прямой и накатом при включённой передаче. Поведение машины наверняка вам понравится, а опостылевшая зачистка контактов забудется навсегда.